в каком году была создана организация гуам
В каком году была создана организация гуам
Том 8. Москва, 2007, стр. 105
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУАМ (Организация за демократию и экономич. развитие – ГУАМ), междунар. региональная организация, в состав которой входят Азербайджан, Грузия, Молдавия и Украина. В институц. становлении ГУАМ прошла неск. этапов. Консультативный форум ГУАМ был основан 10.10.1997 в рамках саммита Совета Европы в г. Страсбур. В 1999–2005 в орг-цию входил Узбекистан (она именовалась ГУУАМ). 7.6.2001 в рамках саммита глав государств была подписана Ялтинская хартия ГУУАМ. 23.5.2006 на Киевском саммите ГУАМ была создана Орг-ция за демократию и экономич. развитие – ГУАМ, главы государств подписали её устав. Цели ГУАМ: содействие социально-экономич. развитию; укрепление и расширение торгово-экономич. связей; развитие и эффективное использование в интересах стран ГУАМ транспортно-коммуникац. магистралей и соответствующей инфраструктуры, расположенной на их территории; укрепление региональной безопасности во всех сферах деятельности; развитие отношений в области науки, культуры и в гуманитарной сфере; взаимодействие в рамках междунар. орг-ций; борьба с междунар. терроризмом, организов. преступностью и наркобизнесом. Исполнит. орган ГУАМ – Заседание министров иностр. дел, которое проводится 2 раза в год. Рабочий орган ГУАМ – К-т нац. координаторов (КНК), его заседания проводятся ежеквартально поочерёдно в государствах-участниках. В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ создан постоянно действующий Секретариат орг-ции (штаб-квартира в Киеве), возглавляемый Генеральным секретарём. В 2004 учреждена Парламентская ассамблея ГУАМ, в состав которой входят 3 комитета: политич., торгово-экономич., по вопросам науки, культуры и образования. В 2003 ГУАМ предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Реализуется Рамочная программа ГУАМ – США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организов. преступностью и распространением наркотиков.
В каком году была создана организация гуам
Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.
Содержание
Предпосылки создания
ГУАМ был заявлен как одно из таких объединений. Его характерной чертой изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России.
В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.
История
29 декабря 2005 года президент Узбекистана Ислам Каримов денонсировал следующие документы, подписанные в рамках ГУУАМ:
Активизация в 2005
ГУАМ практически бездействовал в течение многих лет. Например, в совещании организации в Ялте (2004) участвовали лишь два лидера из пяти. Процесс его активизации начался после Оранжевой революции на Украине, в феврале-марте 2005, на уровне двусторонних встреч между лидерами Украины, Грузии и Молдавии. [8]
В начале марта, в преддверии парламентских выборов в Молдавии, Михаил Саакашвили побывал в Кишинёве, а до этого молдавский президент Владимир Воронин приехал в Киев, где подписал совместное заявление об украинско-молдавском сотрудничестве.
Саммит (2005)
22 апреля 2005 в Кишинёве состоялся саммит ГУАМ. Государства-члены ГУАМ, как выразился президент Украины Виктор Ющенко, «больше не воспринимают себя осколками СССР» и намерены стать локомотивом «третьей волны демократических революций» на пространстве бывшего Союза.
Президент Узбекистана Ислам Каримов отказался от участия в саммите. В качестве наблюдателей на саммите присутствовали президенты Румынии и Литвы Траян Бэсеску и Валдас Адамкус, председатель ОБСЕ Ян Кубиш и представитель США, специальный переговорщик по Нагорному Карабаху и конфликтам в Евразии Стивен Манн.
На саммите были подписаны два документа:
Региональные конфликты
Одной из главных особенностей стран-участниц ГУАМ является то, что в советское время в состав этих республик по тем или иным причинам были включены территории, мнения населения которых по данному вопросу не учитывалось, и поэтому после распада СССР в них возникла определенная напряженность. К таким территориям относятся:
В связи с такой ситуацией фактически основной для организации является проблема урегулирования региональных конфликтов — в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Участники встречи пришли к единому выводу [источник не указан 902 дня] : формат мирного процесса, в котором с начала 1990-х годов доминирует Россия, необходимо менять, подключая к нему новых участников со стороны США и Евросоюза.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Пещерный подход к их [конфликтов] урегулированию не имеет перспективы. Мы должны найти цивилизованные механизмы решения этих проблем». При этом президент Азербайджана не раз изъявлял желание решить конфликт в Карабахе вооружённым путём. [9]
Президент Украины Виктор Ющенко предложил начать урегулирование конфликтов с Приднестровья. Его план «семи шагов» по приднестровскому урегулированию включает:
По мнению Ющенко, урегулирование проблемы Приднестровья должно осуществляться через проведение «прямых и демократических выборов» в Верховный совет ПМР.
Ситуация в Белоруссии
В преддверии Президентских выборов в Белоруссии, участники саммита заявили о намерении развивать демократию в этой стране. Президент Грузии Михаил Саакашвили посетовал, что в Белоруссии «нет демократии и свободы», и подчеркнул, что белорусский народ «имеет право на свободный выбор» и европейское развитие. С жёстким заявлением выступил президент Литвы Валдас Адамкус: «Президент Лукашенко все быстрее и быстрее движется к автократии, самоизолированности как государства, так и белорусского народа». Россия, которая не была приглашена на саммит, резко отреагировала на заявление Саакашвили. «Пусть Саакашвили не мнит себя мессией», — заявил посол России в Молдавии Николай Рябов, посоветовав Саакашвили «оставить в покое Белоруссию» и заняться урегулированием многочисленных проблем в своей стране.
ГУАМ и Стамбульские соглашения
В декабре 2005 страны ГУАМ выступили единым фронтом на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне (Словения). Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. Глава МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща, поскольку главы Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии уже в декабре 2005 оформят ГУАМ как полноценную международную региональную организацию. Секретариат ГУАМ будет размещён в Киеве.
Саммит (2006)
Саммит ГУАМ 2006 года состоялся 22-23 мая в Киеве. В качестве гостей на саммит на Украину приглашены президенты Болгарии, Литвы, Польши и вице-президент Румынии. В ходе саммита страны-участницы подписали протокол о создании зоны свободной торговли. Кроме того были подписаны декларация о создании новой международной организации — «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» и её устав. Были также озвучены планы создания топливно-энергетического совета, призванного скоординировать усилия по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц.
ГУАМ и ООН
14 сентября 2006 после острой борьбы в ООН было принято решение обсудить на начавшейся в Нью-Йорке 61-й сессии Генеральной ассамблеи вопрос о «замороженных конфликтах» в бывшем СССР. С этой инициативой выступили государства ГУАМ, добившиеся включения вопроса в повестку сессии при поддержке США, Великобритании и ряда других стран, несмотря на активное сопротивление России. Это решение рассматривалось как признание мировым сообществом неэффективности деятельности российских миротворцев в зонах конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии и дипломатическое поражение Москвы.
Дипломаты стран ГУАМ в Нью-Йорке называют принятое решение свидетельством возросшего политического веса ГУАМ. Одновременно МИД Грузии обвинил Россию в том, что она «использовала все возможные средства» чтобы противостоять включению вопроса в повестку дня сессии. Постоянный представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания заявил, что страны ГУАМ тем самым «прорвали чёрную пропаганду, которая существовала в ООН».
25 сентября 2006 министры иностранных дел стран-членов ГУАМ, встретившиеся в Нью-Йорке в рамках 61-й сессии Генассамблеи ООН, обсудили ход урегулирования замороженных конфликтов в СНГ. Россия не была приглашена на встречу — зато на ней присутствовал помощник госсекретаря США Дэвид Крамер. Участники встречи договорились создать собственные полицейские силы, которые должны заменить российских миротворцев в конфликтных зонах на территории Грузии и Молдавии. Реализация этой договорённости пока отложена на неопределённый срок.
Главы МИД также согласовали стратегический план совместных мероприятий «по расширению международной поддержки в вопросах мирного урегулирования затяжных конфликтов на территориях стран ГУАМ», главная цель которого — добиться принятия резолюции ГА ООН по замороженным конфликтам.
Ранее, выступая на сессии ГА ООН, президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил Россию в «оккупации» Абхазии и Южной Осетии: «Эти регионы были аннексированы … Россией, которая поддерживает их вхождение в свой состав, сознательно выдавая российские паспорта в массовом порядке в нарушение международного законодательства… Жители спорных регионов живут под бандитской оккупацией России».
Глава МИД Украины Борис Тарасюк поддержал Саакашвили, заявив: «Украина отбрасывает любые попытки провести параллели между проблемой Косово и неурегулированными конфликтами на территории стран ГУАМ». Эта позиция противоречит мнению российского руководства, настаивающего на том, что если Косово будет предоставлена независимость, то аналогичным образом следует решить и региональные конфликты в СНГ.
На решение министров иностранных дел стран ГУАМ отреагировал министр обороны РФ Сергей Иванов: «Грузия стремится использовать военный потенциал ГУАМ с целью замены российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии. Наличие дополнительных сил на территории Грузии позволит её руководству не отказывать себе в желании в любой момент поиграть мускулами, как это было недавно сделано в Кодорском ущелье, а также даёт возможность использовать их как дополнительные козыри в противостоянии с Сухуми и Цхинвали». Однако, по его мнению, «Россия, выступающая за урегулирование существующих конфликтов только политическими методами, найдёт адекватные меры, чтобы не допустить развития ситуации по данному сценарию».
На состоявшемся 25 сентября в Нью-Йорке заседании Совета министров ГУАМ министры иностранных дел ГУАМ назначили генеральным секретарем этой организации первого заместителя главы МИД Грузии Валерия Чечелашвили. Чечелашвили является национальным координатором «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» от Грузии.
Саммит (2007)
18 и 19 июня 2007 года в Баку (Азербайджанская Республика) был проведен Второй саммит Организации за демократию и экономическое развитие под лозунгом: «ГУАМ: объединяя континенты». В рамках этого саммита состоялись очередные заседания Совета глав государств, Совета министров иностранных дел, встречи ГУАМ — США, ГУАМ — Япония, ГУАМ — Польша, заседание Совета национальных координаторов, совместные заседания руководителей отраслевых министерств и ведомств. [10]
Совет глав государств провел свое заседание в расширенном формате. В нём приняли участие президенты Азербайджанской Республики (Ильхам Алиев), Грузии (Михаил Саакашвили), Украины (Виктор Ющенко) и премьер-министр Республики Молдова (Васил Тарлев), а также, в качестве гостей — главы государств, министры и политические деятели из Литвы, Польши, Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии, США, Японии, ОБСЕ, ОЧЭС, ЮНЕСКО, главы дипломатических представительств, аккредитованных в Азербайджане. [11]
Совет подписал Бакинскую декларацию «ГУАМ: Объединяя континенты». Особое внимание в ней было уделено вопросам энергетической безопасности, использованию транзитного потенциала стран-членов, а также вопросам по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью. [12]
Также были определены перспективы развития сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры, образования, здравоохранения, молодежных обменов, туризма и спорта до 2010 года, в связи с чем был подписан Протокол о сотрудничестве в области культуры на 2007—2010 годы. Советом была принята Стратегия развития отраслевого сотрудничества ГУАМ, которая призвала придать стимул эффективному взаимодействию государств-членов по соответствующим направлениям. [13]
В ознаменование 10-летнего юбилея ГУАМ 19 июня 2007 года в Баку прошла научно-практическая конференция на тему «ГУАМ в регионе и в мире».
Председательство в организации от Украины перешло к Азербайджанской Республике. Очередное заседание было решено провести в Тбилиси (Грузия) в июне 2008 года.
Во время саммита обсуждался вопрос о создании совместного миротворческого батальона ГУАМ. [14] Однако, по словам президента Молдавии Владимира Воронина, это решение позже было заблокировано: «Я сказал им: кончайте с этими играми. Слава Богу, решения в ГУАМ консенсусом принимаются, и когда мы отказались подписать документ, эта идея в итоге лопнула». [15]
Саммит (2008)
30 июня — 1 июля в Батуми (Грузия) состоялся Третий саммит ГУАМ. Молдавия была представлена не главой государства или правительства, а министром внутренних дел. Снижение интереса к организации сказалось на том, что после 2007 главы государств-членов ГУАМ на саммиты в полном составе не собирались.
Международное публичное право
ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
Сами участники этой группировки склонны называть ГУАМ организацией за демократию и экономическое сотрудничество. После своего создания ГУАМ практически бездействовала до 2005 г.
В 2001 г. ГУАМ получила статус международной региональной организации. На саммите в Ялте 6-7 июня 2001 г. был подписан Устав ГУАМ.
Основными вопросами саммитов в последние годы были урегулирование региональных конфликтов и координация усилий по обеспечению энергетической безопасности.
В институциональном становлении ГУАМ прошла несколько этапов:
1. Консультативный форум ГУАМ. Был основан 10 октября 1997 г. в рамках саммита Совета Европы в Страсбурге.
2. Объединение ГУАМ. Было основано 7 июня 2001 г. с подписанием Ялтинской Хартии ГУУАМ в рамках саммита глав государств.
3. Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. Создана 23 мая 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ, в ходе которого главы государств подписали Устав Организации.
Согласно Уставу основными целями ГУАМ являются: утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; обеспечение устойчивого развития; укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.
Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей.
В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ в Киеве создан постоянно действующий Секретариат Организации, возглавляемый Генеральным секретарем. До создания Секретариата его функции исполнял Информационный офис ГУАМ в Киеве. Функции и порядок работы Секретариата определяются Уставом, финансовыми положениями, Правилами процедуры и Положением о Секретариате. По решению Совета министров иностранных дел (СМИД) могут создаваться рабочие и вспомогательные органы на постоянной или временной основе, а также проводиться встречи представителей соответствующих министерств и (или) ведомств Сторон.
Согласно ст. 5 Устава СМИД:
СМИД проводит свои заседания, как правило, два раза в год.
В организационно-правовой структуре ГУАМ есть Совет национальных координаторов (СНК) и Совет постоянных представителей (СПП). Их функции так же регламентированы Уставом ГУАМ; в частности, Совет национальных координаторов (СНК, ст. 6 Устава) обеспечивает взаимодействие в рамках ГУАМ, подготовку заседаний СГГ и СМИД. Национальные координаторы назначаются министрами иностранных дел Сторон. СНК проводит свои заседания, как правило, четыре раза в год: Совет постоянных представителей (СПП, ст. 7 Устава) на постоянной основе проводит работу по обеспечению деятельности ГУАМ, в том числе:
В состав СПП входят постоянные представители Сторон с постоянной аккредитацией при ГУАМ по месту нахождения ее Секретариата.
Секретариат осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности ГУАМ, руководствуясь настоящим Уставом и решениями Совета. Секретариат функционирует под руководством Генерального секретаря. Сотрудники Секретариата выполняют свои функции в качестве международных должностных лиц. При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата представляют ГУАМ. Они не могут запрашивать или принимать указания от какой-либо Стороны или органа за рамками ГУАМ, которые могут воспрепятствовать выполнению их международной миссии. Секретариат готовит и представляет Совету ежегодные отчеты о своей деятельности, а также о деятельности ГУАМ для утверждения СМ ИД. Местом нахождения Секретариата ГУАМ является Киев.
Как международная организация ГУАМ является субъектом международного права. Председательство в ГУАМ осуществляется одной из Сторон, как правило, сроком на один год, по принципу ротации в порядке английского алфавита названий государств-членов. Председательствующая Сторона обеспечивает надлежащую работу ГУАМ в соответствии с Уставом и решениями Совета, координирует все мероприятия, осуществляемые в рамках ГУАМ, а также обеспечивает выполнение принятых решений.
ГУАМ имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии с финансовым положением ГУАМ. Бюджет утверждается решением СМИД. Расходы, связанные с организационно-техническим обеспечением мероприятий в рамках ГУАМ, покрываются принимающей Стороной.
Решения в органах ГУАМ принимаются при участии всех Сторон на основе консенсуса путем согласования без проведения голосования. Решения вступают в силу с даты их принятия, если ими не предусмотрен иной порядок.
ГУАМ открыта для вступления других государств, которые обязуются соблюдать положения настоящего Устава, а также Ялтинской хартии ГУУАМ 2001 г. и Кишиневской декларации глав государств ГУАМ «Во имя демократии, стабильности и развития» 2005 г.
Решение вопроса о приеме в ГУАМ новых членов принимается СГГ ГУАМ консенсусом по представлению СМИД на основании официального обращения заинтересованного государства, направляемого председательствующей Стороне. Членство в ГУАМ государства, нарушающего положения настоящего Устава и(или) систематически не выполняющего взятые обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках ГУАМ, может быть приостановлено решением СГГ по представлению СМИД, которое принимается по принципу «консенсус минус один голос». Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, то СГГ может принять решение о его исключении из ГУАМ с даты, которую определяет СГГ. Членство в ГУАМ может быть восстановлено решением СГГ по представлению СМИД.
Стороны назначают своих постоянных представителей при ГУАМ в соответствии с их национальным законодательством. Постоянные представители Сторон имеют статус дипломатического персонала в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. ГУАМ пользуется на территории всех Сторон привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей ГУАМ. Объем таких привилегий и иммунитетов определяется отдельным международным договором. Официальными и рабочими языками ГУАМ являются английский и русский.
Депозитарием Устава организации является Украина.
Координация сотрудничества на отраслевом уровне возлагается на рабочие группы. Рабочие и вспомогательные органы Организации, действующие на постоянной или временной основе, создаются по решению Совета министров иностранных дел.
С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ.
В 2004 г. учреждена Парламентская ассамблея ГУАМ, в состав которой входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования.
Государства — члены ГУАМ взаимодействуют в рамках международных организаций, в частности ООН и ОБСЕ. В 2003 г. ГУАМ был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Декларируемая в качестве одной из целей ГУАМ взаимная поддержка в урегулировании конфликтов на своих территориях (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье) сводится к более или менее согласованным усилиям по изменению сложившихся переговорных форматов с целью ограничить влияние Москвы «европейским фактором». При этом, однако, позитивная миротворческая роль России открыто под сомнение не ставится.
В стремлении составляющих «ядро» ГУАМ стран все более заметен военный акцент, пронатовская ориентация. Конкретные заявления о намерении вступить в НАТО прозвучали со стороны Азербайджана и Грузии; Киев и Баку декларировали готовность предоставить в распоряжение альянса военные объекты и базы.
Внутри ГУАМ есть противоречия. Один из моментов — выбор приоритетных маршрутов транспортировки нефти. Предполагаемая прокладка трубопровода через Грузию на Турцию минимизирует возможность подключения Украины и Молдавии к «каспийской трубе».
В рамках ГУАМ активно прорабатывается вопрос о создании зоны свободной торговли.
Иными словами, ГУАМ предлагает шире использовать транспортный коридор Восток—Запад, который пролегает вне южных границ России. География маршрута охватывает территории центральноазиатских стран, Азербайджана, Грузии и далее Украины и Молдавии с выходом на Центральную Европу.
Один из проектов Европейского союза по строительству трубопровода из государств Центральной Азии — Набуко. После длительных колебаний Евросоюз поддержал проект строительства транскаспийского газопровода (проект Набуко), который проходит в обход России и связывает ЕС со Средней Азией. Соответствующие документы были подписаны в Брюсселе комиссаром Еврокомиссии по энергетике с министрами пяти стран, по территориям которых пройдет западная часть нового газопровода: Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии.
Наиболее последовательным сторонником развития группировки остается Украина, претендующая на роль лидера «четверки», пытающаяся найти доступ к альтернативным российским источникам энергоснабжения.
25 апреля 1999 года к сообществу присоединился Узбекистан, после чего организация стала называться ГУУАМ.
7 июня 2001 года в Ялте (Украина) состоялся первый саммит ГУУАМ, на котором была принята Хартия, определяющая цели и принципы создания организации. Согласно Ялтинской хартии, основными целями сотрудничества Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы в рамках организации является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, укрепление и расширение торгово-экономических связей, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также сотрудничество в других сферах, включая совместную борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом.
14 июня 2002 года Узбекистан заявил об ограничении формата своего участия в ГУУАМ программами, связанными с экономикой и борьбой с терроризмом.
В декабре 2003 года ГУУАМ получил статус наблюдателя при ООН.
В сентябрь 2004 года представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы подписали Декларацию об образовании Парламентской Ассамблеи ГУУАМ. В Парламентскую Ассамблею входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования
На саммите ГУУАМ, прошедшем 22 апреля 2005 года в Кишиневе (Молдова), была принята Декларация «О демократии, стабильности и развитии», в которой президенты Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана высказались за реформирование организации и создание вместе со странами ЕС и НАТО «общего пространства безопасности, экономического и транспортного сотрудничества».
В мае 2005 года Узбекистан полностью вышел из состава ГУУАМ, и из наименования организации была удалена одна буква У. В качестве причины выхода было названо «существенное изменение изначально объявленных целей и задач» данной региональной структуры.
В декабре 2005 страны ГУАМ выступили единым фронтом на форуме Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне (Словения). На заседании ОБСЕ Молдавия от лица ГУАМ потребовала, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения», предусматривающие вывод войск из Грузии и Приднестровья.
Высшим руководящим органом ГУАМ является ежегодный саммит глав государств. Пост председательствующего в организации занимается на ротационной основе в алфавитном порядке.
Исполнительным органом ГУАМ является Совет министров иностранных дел, заседания которого проводятся два раза в год. На них рассматриваются вопросы выполнения договоренностей в рамках ГУАМ, а также готовятся для рассмотрения на встречах глав государств предложения по дальнейшему развитию и углублению сотрудничества ГУАМ.
Рабочим органом ГУАМ является Комитет национальных координаторов (КНК), в состав которого входят назначаемые министрами иностранных дел национальные координаторы по одному от каждого государства-участника. КНК координирует деятельность в рамках ГУАМ между государствами-участниками, обеспечивает подготовку встреч глав государств и заседаний министров иностранных дел.
Заседания КНК проводятся ежеквартально и поочередно в государствах-участниках. По предложению одного из государств-участников, могут проводиться внеочередные заседания КНК.
С целью развития сотрудничества деловых кругов в организации действует Деловой совет ГУАМ. Также в ГУАМ существует статус наблюдателя и партнера.
В соответствии с Рамочной программой ГУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков странами-участниками ГУАМ при содействии США, Центра SECI, экспертов Болгарии, Румынии и Венгрии реализуется ряд совместных проектов.
Автор: Кавказский Узел