в каком году была реконструкция летнего сада
Что изменилось в Летнем саду после реконструкции
Инаугурации ради
Этот сад был чем-то вроде Диснейленда: высокие зеленые коридоры вели в «кабинеты», где устраивались веселые «затеи»
Теперь здесь восемь фонтанов, а два года назад не было ни одного. Раньше 92 итальянские скульптуры конца XVII – начала XVIII века были изъедены временем и оббиты вандалами, а сейчас сияют белизной. Правда, это уже не прежние мраморные Аллегория красоты, Нерон и Истина, а их копии, отлитые по силиконовым формам. Настоящие статуи хранятся неподалеку в Инженерном замке. Больные деревья старого парка вырублены, зато новых посажено немало: только мелколистных лип тут появилось больше 13 тысяч штук, а еще ели, барбарис, калина.
Эту информацию дают короткие фильмы и тексты на стенах в недавно построенном в Летнем саду павильоне «Голубятня», вся экспозиция которого посвящена реконструкции. Проект обновления проводил Русский музей, частью которого несколько лет назад стал Летний сад. Музейщики решили восстанавливать регулярный сад и строения, которые были при Петре I и исчезли уже в конце XVIII века. В итоге на месте старого Летнего сада появилось новое пространство с молодыми деревьями, павильончиками и фонтанами.
Мы с историком архитектуры Сергеем Горбатенко идем по коридору между зелеными стенами чуть выше человеческого роста: плотные ряды шпалерных лип укреплены со стороны дорожки деревянными решетчатыми конструкциями. Сверху стоят видеокамеры. «Два года назад здесь был пейзажный парк с высокими деревьями, – вспоминает Горбатенко, председатель Санкт-Петербургского регионального комитета Международного совета по памятникам и достопримечательным местам. – Так же как и сто, и двести лет назад». Сейчас мы идем и не видим, что находится вокруг. Узкая аллея упирается в стеклянный павильон. Посреди – дыра в полу, огороженная прозрачным забором. Внизу – раскопанное археологами основание фонтана «Лакоста»: кирпичная кладка и горизонтальная труба. Из подписи следует, что фонтан, названный в честь шута Анны Иоанновны, не был достроен. Возможно, потому, что шут попал в опалу. «Это хороший пример консервации археологической находки, – хвалит музейщиков историк архитектуры. – На месте других фонтанов поставили новодел. Причем многие детали додумывали наугад, поскольку чертежей и подробных изображений большинства фонтанов Летнего сада не сохранилось. Так, все фонтаны на главной аллее реконструированы по общему виду сада с высоты птичьего полета – как тут определить материал облицовки или профиль бортов?»
Петровские фонтаны и сами просуществовали недолго: все были повреждены во время наводнения 1777 года и в 1780-е просто засыпаны землей. Уже к началу XIX века от петровского регулярного парка остался лишь Летний дворец, Карпиев пруд и разрушенный грот (деревья перестали подстригать еще при Екатерине II). Более того, из летней царской резиденции он превратился в общественное пространство. «У сада своя долгая история, – говорит Горбатенко. – Многие его элементы появились гораздо позже петровских времен». Среди них – Невская ограда времен Екатерины II и огромная порфировая ваза, подарок шведского короля Николаю I. «Именно такой сад воспевали Пушкин и Ахматова, – настаивает Горбатенко, – именно его образ любили культурные петербуржцы и гости города. А сейчас на его месте устроили своего рода Диснейленд».
Фильм в павильоне «Голубятня» рассказывает, что при Петре этот регулярный сад действительно был чем-то вроде Диснейленда: высокие зеленые коридоры вели в зеленые «кабинеты», где устраивались разные веселые «затеи». В нынешнем исполнении все «затеи», кроме фонтанов, нарочито музейные, а то и вовсе без затей. Так, на «Птичьем дворе» из птиц – только золоченый павлин на крыше «Голубятни», а вместо зверинца с редкими животными стоят новенькие пустые клетки. В другом «кабинете» был фонтан «Фаворитка», в котором по кругу плыли механические утки, а за ними «бежала» собачка. Теперь тут пустая круглая площадка, все развлечения которой сводятся к бесплатному Wi-Fi. В некоторых уголках у реконструкторов получился, как выражается Горбатенко, «коктейль эпох». Например, в центре «кабинета» вместо каскадного фонтана «Дельфин», который стоял в XVIII веке, по-прежнему высится массивный памятник Ивану Крылову 1855 года.
К некоторым новым достопримечательностям нельзя приблизиться.
«Что за дела? – возмущенный охранник трогает за плечо пожилую женщину, присевшую с фотоаппаратом на бортик фонтана. – Это же мрамор!» Женщина послушно вскакивает и пытается сфотографировать внучку сквозь плотную толпу посетителей.
«По мне, здесь слишком много изменили, усложнили, добавили, – говорит посетительница Ольга Чуванова, которая пришла посмотреть обновленный парк вместе с десятилетней дочерью, – и зеленые стены пока меня напрягают. Конечно, сейчас мне больше нравится, когда деревья были большими, хоть парк и был неухоженным. Но раз говорят, что так было при Петре I, буду еще приходить сюда, постараюсь уловить дух нового места».
Ее дочери в парке понравилось, как и многим другим посетителям: обнимающимся парочкам, старушкам, обсуждающим на скамейках мази для сухих пяток. «Я ходила сюда готовиться еще к школьным экзаменам, – вспоминает блокадница Нина Николаевна Зайцева, гуляющая тут с подругами, – все скульптуры были будто изболевшие, в пятнышках. А теперь красиво как в книжке». Пожилой житель Санкт-Петербурга, который в детстве ходил сюда с классом, а потом – с девушками, заметил: «Странно только внедрять несовременные правила 300-летней давности. Я вот шел по городу – был чистый, прошел здесь по дорожке с щебенкой – все ноги в пыли. И потом, раньше на газонах сидели парочки и компании, хотя это было под запретом. Теперь, вместо того чтобы все разрешить, газоны заслонили кустами, чтобы мы их даже не видели».
По мнению уличного музыканта Владимира Нахимова, теперь здесь в окружении новеньких муляжей стихи, конечно, не пишутся, но это дело поправимое. «А чем, как не копиями античных статуй, были прежние итальянские скульптуры? – улыбается он. – А разве не уродством и пошлятиной считался поначалу нынешний символ Летнего сада – памятник Крылову? У нас здесь такой воздух, что уже к концу лета новые статуи и насаждения будут выглядеть как старые, и скоро Летний сад полюбят даже певцы руин».
Верните нам Старый Летний Сад! Уберите шпалеры и клетки! Реквием по старому, доброму Летнему Саду.
Ирина Абрамова «Бюст на фоне решётки, как мольба о свободе. » обратите внимание на щербатое лицо. Такие лица теперь у всех скульптур.
И чувствуя себя, как в клетке, среди нескончаемого штакетника, хочется побыстрее отсюда сбежать, на это это видимо и рассчитан этот эффект.
Из частокола штакетника, от которого рябит в глазах, из узких, мрачных коридоров парка, из этой клетки хочется выскочить пулей на волю, на свет божий. Страшно, даже на время задержаться и так без сыром Петербурге на искусственном сквозняке длиннющих узких коридоров. Теперь видовых пространств практически не стало, мест, где художнику бы захотелось остановиться, поставить мольберт и запечатлеть эту красоту и свои впечатления на холсте. От красивейшего некогда Сада остались рожки да ножки нет впечатлений, одни маты и никому не хочется писать эти скульптурные уродства у которых нет теней.
Летний сад. Фото 1898 г.
Теперь ни одному художнику и фотографу не хочется фотографировать новых уродцев, и художникам не удастся ощутить и передать всю прелесть старого Летнего Сада с тенистыми прозрачными аллеями, где гуляли солнечные зайчики с Невы и поймать тот светящийся воздух, образованный отражением в листьях бликов от воды Лебяжьей канавки вечером и Фонтанки утром, поймать светотени старого Летнего Сада в утреннем тумане. Всё наглухо замуровано и свет от воды больше не проступает вечером из-за штакетника, которого тут никогда не было и быть не могло!
Василий Голод.
Мария Бессмертная
Если всё это сделали наши новориши, решив таким образом забрать себе территорию нашего Летнего Сада, под предлогом реставрации и устраивать в нем свои закрытые вечеринки, то где ж тогда демократия? Это наш сад, наше общее достояние и никому мы его не отдадим, как и Исаакиевский Собор!
Наталья Буторина
Доверив реставраторам свой бесценный Сад, мы ждали совершенно другого обновления от этой реставрации. Кто же мог тогда предположить, что они сделают такое!? Понятно, что на этот лакомый кусочек в центре Петербурга кто-то давно положил глаз и имел свои виды на прибыль. Но всему же должен быть предел!
Василий Голод. Великолепную Решетку теперь удалось снять только из загона шпалер, который явно приведет в очередное кафе или ресторанчик.
Наталья Никитина
За неимением скульптур предлагают насладиться не искусством, а новыми шпалерами. Затем обессиленных иностранцев, которых гоняют по всему Летнему Саду, после лабиринтов шпалер, зверинцев и огородов, предлагают оставить часть содержимого своего кошелька в кармане у хозяев кафе и ресторанов. Для доставки продуктов в рестораны были разобраны и переделаны все дорожки, которые раньше были специально сделаны шумо-поглощающими, чтобы в Саду вообще было не слышно шума города и городской суеты.
Фото Зинаида Майзелис «. в звездном покрывале, в траурных маках, с бессонной совой. «
Я благодарю, за то, что успела застать великолепный старый Летний Сад.
Стихи Анны Ахматовой:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
1959
Это был сад мечты и грез, куда хотелось попасть в Белую Ночь с фотоаппаратом, чтобы так же мечтая снимать сказочной красоты дивный и загадочный Летний Сад!
Теперь всем показывают старый план Марсова Поля выдавая его за Летний Сад!
Ну саказали бы честно, что лоханулись и перестарались и исправили тут же, оставив Сад в Покое.
Теперь эта ошибка нам всем очень дорого стоит.
Римма Курта
Таким свободным Садом мы его сейчас не увидим со скамейкой Пушкина, где хочется сесть и помечтать.
Ameli Ameli
Этой красоты больше нет и хочется прям реветь от бессилия, понимая, что вернуть прежнюю атмосферу великолепнейшего Шедевра под открытым небом теперь даже при желании очень сложно и при нынешнем руководстве вообще вряд-ли получится.
Над нами просто издеваются, уничтожая былую красоту и наоборот не реставрируя то, что разрушается на глазах. По количеству сердечно-сосудистых заболеваний Петербург выходит на первое место в Мире.
Фото Дмитрий Терентьев
Фото Зинаида Майзелис
Прямолинейную бесконечную аллею сделали из великолепного шатра под листьями
Фото Дмитрий Жуков
Летний сад, вид на Цепной мост. Фото до 1872 г. Бианки И.К. Старая Ваза, которую явно раскололи.
Большая аллея в Летнем саду. Фото 1860-е. Лоренс А.Ф.
Можете сами убедиться, каким светлым и красивым был раньше наш любимый Летний Сад с идеальными мраморными скульптурами и без шпалер!
Летний сад в Питере: итог реконструкции
Реконструкция Летнего сада продолжалась довольно продолжительное время — с 2009 года по 2011 год. Ей предшествовала кропотливая работа в архивах, позволившая создать проект в наибольшей степени воссоздающий облик Летнего сада в период его рассвета. Однако сразу после завершения реконструкции Летний сад имел удручающий вид. Портили облик сада высокие, под два метра, шпалеры, ограждавшие практически все газоны. Причем сад продолжал просматриваться насквозь от Фонтанки до Марсова поля, но при этом через клетки шпалер! Да и замкнутые боскеты и зеленые кабинеты вызывали ощущение не из приятных. Вновь вырытый довольно большой Менажерийный пруд с небольшой площадкой для публики казался нелепым. К тому же на входе поставили турникеты и ввели плату за вход. Все это надолго отбило желание посещать некогда любимое место города. Этим летом, по случаю, зашел в Летний сад и был несказанно удивлен разительным переменам.
Не то, что убрали весь новодел, созданный на основе исторических и археологических изысканий. Все осталось по новому-старому. Со стороны Невы изменений никаких — та же Невская аллея, толпа посетителей у входа на Главную аллею.
Преобразился сам сад! Шпалеры и арки скрылись за листвой аккуратно и со вкусом подрезанных низкорослых деревьев и кустарников. Возродился подлесок. Сад перестал просматриваться насквозь и появилось множество мест, позволяющих уединиться даже при большом наплыве посетителей.
Небольшие фонтаны, появившиеся на четырех площадках Главной аллеи сада, гармонично вписались в пространство, организованное шпалерами, окутанными растительностью.
Высококачественные реплики мраморных скульптур, заменившие посеревшие от непогоды и времени итальянские мраморные подлинники XYIII века, радуют глаз.
После реконструкции в Летнем саду появился Парадный партер с вычурным Коронным фонтаном.
Вдоль Парадного партера на Школьной аллеи воссоздано длинное берсо — галерея, образованная вертикальными стенками и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку, служащие опорой для вьющихся растений.
Боскет Птичий двор был сооружен в начале XVIII века. В нем размещались павильон голубятня, клетки и вольеры, в которых находилось множество диковинных в то время птиц и зверей. Просуществовали все эти сооружения недолго — в конце века их разобрали и восстановили лишь в ходе реставрации в начале XXI века.
Боскет «Менажерийный пруд» был ликвидирован в конце XVIII века и был восстановлен только при нынешней реставрации. Но вероятно это было не лучшим решением — утки и гуси редких пород в нем не прижились, остались лишь их муляжи. Да и сам пруд весьма грязноват, что вполне естественно ввиду того, что он не проточный, а система эффективной аэрации, по-видимому, отсутствует.
Если боскеты Птичий двор и Менажерийный пруд оставляют неоднозначное впечатление, то небольшой огород при оранжереи великолепен. Впечатляет не только реконструированный павильон Оранжереи, где разместилось кафе, но и интересный подбора растений садика и огорода с их, подробным описанием.
Дизайнеры, разработавшие проект реконструкции, и садоводы, воплотившие проект в жизнь, очень деликатно скрыли все хозяйственные постройки, необходимые для обслуживания сада.
При реконструкции Летнего сада фонтан в центре Карпийного пруда не восстановили, но лебедей полюбившимся жителям города почему-то убрали — в пруду остались плавать лишь дикие утки, которых в Питере развилось видимо-невидимо.
Одна из интересных особенностей Летнего сада — его скамейки. Не менее интересно чем Летний сад его архитектурное окружение. Истории Летнего сада посвящен еще один пост серии текстов «Летний сад» в этом блоге.
Нельзя не отметить, что новый облик Летнего сада перекликается с обликом парков Петергофа — Верхнего, Нижнего и Александровского. Это вполне объяснимо. Перестав быть личным парком российских императоров, переместивших свои летние резиденции в пригороды столицы, Летний сад, оставаясь императорским. Поэтому он развивался параллельно с парками пригородных дворцов и под влиянием тех же тенденций в садово-парковом искусстве. По сути реконструированный Летний сад — прекрасная мини копия одновременно всех парков пригородов императорского Санкт-Петербурга.
Кстати, посещение Летнего сада вновь стало бесплатным, каким было согласно Указу Елизаветы Петровны от 1752 года. Причем за «чистотой» публики следит квалифицированная и хорошо экипированная охрана, использующая развитую систему видеонаблюдения.
Музей петербургского идиотизма, или История о том, как КГИОП погубил Летний сад
История Летнего сада на протяжении последних 15 лет крайне показательна для эволюции отношения к культурному наследию в Петербурге, которая (эволюция) привела к полнейшему нигилизму в отношении объектов культурного наследия. Одним из ее проявлений является демонстративное нарушение охранного законодательства, которое в годы правления Валентины Матвиенко происходило и происходит в Петербурге даже не ежедневно, а ежесекундно.
Другим проявлением оказался неуклонный рост аппетита. Показать рост аппетита важно, чтобы развеять один из мифов, который распространяет сейчас руководство ГРМ. Так, разговор со мной по телефону заместитель директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту господин Баженов начал с того, что напомнил: вообще-то реставрацию и реконструкцию сада придумали не они, все началось давно, а они вроде как вынуждены исполнять старые решения доисторического периода.
Тем важнее об этих старых решениях узнать.
Документального оформления самого начала истории я пока не обнаружил, но устно мне рассказали, что в 1995–1996 годах Галина Романовна Болотова, тогдашний директор Летнего сада, подчинявшегося Комитету по культуре, задумала весьма скромные по объему и последствиям реставрационные работы. И обратилась с письмом в КГИОП. Она предлагала, во-первых, заняться вопросами дендрологии, обследованием деревьев и трав, поскольку в Летнем саду, между прочим, произрастает уникальный конгломерат трав, во-вторых, восстановить 4 фонтана и 4 боскета. Ни о каком воссоздании сооружений в ее письме не было и речи.
В итоге в качестве ответа на письмо Болотовой появилось архитектурно-реставрационное задание (АРЗ), написанное в КГИОПе и датированное 20 мая 1997 г., под которым стоят подписи председателя Комитета Никиты Явейна и начальника отдела ландшафтной архитектуры Андрея Реймана. По сравнению с тем, что делается в конечном итоге, все выглядит очень осторожно, аккуратно и скромно – по принципу «не навреди». Основной акцент сделан на растительность – ее исследование и восстановление.
Далее был описан характер планируемых работ: обрезка, формовка, лечение, подкормка деревьев и кустарников, восстановление газонов; понижение отметок дорог; обследование инженерных сетей; устройство поливочного водопровода; капремонт гранитных банкеток Карпиева пруда; поэтапное воссоздание шпалер с разработкой проекта деревянных конструкций шпалерника на Главной аллее по периметру боскетов; разработка вариантов оформления четырех центральных боскетов с использованием исторических материалов на период 1723 – 1775 годов; воссоздание на тот же период беседок, скамей, ограждений, трельяжных решеток, урн; исследование возможности воссоздания 4-х фонтанов на площадках Центральной аллеи с сохранением и консервацией имеющихся фрагментов исторических фонтанов. Далее шла разработка вариантов оформления партера и Гаванца (со сносом деревьев), ремонт дорог, газонов, устройство бровки из дерна, реконструкция хоздвора с максимально возможным приближением его объема к бывшим оранжереям.
Если бы этот объем предложений сохранился, думаю, никаких протестов работы в Летнем саду не вызвали бы. Однако это было в мае 1997 года, и еще никому не пришло в голову, что можно запросто взять и всё радикально переделать. Объекты культурного наследия еще по старинке жалко, да и химера совести, видимо, не вполне утрачена, и обнаглеть вконец еще не успели.
Дальше начался описанный выше период передела собственности, завершившийся только к октябрю 2003 года. И в городе, и в КГИОПе появилось новое начальство. И к реставрации Летнего сада вернулись вновь. Так, 24 июня 2004 года заседал Совет по сохранению культурного наследия при правительстве СПб. Первым вопросом слушали информацию «Ленпроектреставрации» об эскизном проекте. В итоге одобрили концепцию реставрации «с учетом пересмотра соотношения реставрационных работ и реконструкции (воссоздания)» и еще особо оговорили в решении: «Предполагаемые к реконструкции (воссозданию) архитектурные сооружения на территории Летнего сада представить на рассмотрение Совета пообъектно (отдельно)».
Вторым пунктом слушали сообщение о проекте реставрации ограды Летнего сада и решили, что ее надо восстановить на период первой половины XIX века. Под выпиской из протокола заседания стоит подпись Веры Дементьевой.
В сентябре 2004 года эскизный проект реставрации и реконструкции был завершен. Разработчиками выступили ГУП Институт «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект». В КГИОП он был сдан 6 сентября, согласован КГИОП 21 апреля 2005 года. Стоят две подписи: сначала начальника отдела ландшафтной архитектуктуры Милицы, потом председателя КГИОП Дементьевой.
Этот волюнтаристский вывод и предопределил все, что было сделано потом. Деревья и трава отошли на второй план, а на первый вышло строительство новоделов. Ни в письме директора Летнего сада, ни в АРЗ КГИОП 1997 года ни одного намека на такую установку не содержалось.
КГИОП и лично Дементьева этот эскизный проект и явно порочную концепцию с установкой на «сад-музей» согласовали 21 апреля 2005 года. Правда, в тот же день главному архитектору ГРМ Тетериной из КГИОПа ушло письмо №3–5284-1, подготовленное Милицей и подписанное Дементьевой. Подумав немного, «гиопницы» подтвердили согласование эскизного проекта реставрации Летнего сада при выполнении следующих условий:
1. Исключить: воссоздание Большой оранжереи, Амфитеатра, фонтанов в Фабульной рощи (Лабиринте) из-за отсутствияя необходимых исторических материалов; перенос памятника И.А.Крылову; устройство голландского сада на участке с северной стороны Летнего дворца, пилонов у моста на границе Первого и Второго Летних садов.
2. Включить на следующей стадии проектные работы по реставрации Летнего дворца, Чайного и Кофейного домиков, ограды, скульптуры, реконструкции инженерных сетей.
3. Разработать и представить варианты размещения хоздвора.
Надо отметить одну деталь – пилоны у моста. Собирались выкопать окоп, причем в «сухом» варианте, и перебросить через него мост. В конечном счете от этого отказались, но тогда, в 2005 г., КГИОП не отменил окоп, не отменил и мост, но убрал только пилоны. То ли мост должен висеть в воздухе, то ли его вообще не должно было быть?
Мое внимание в этой истории привлекает сам факт: сперва согласовали проект, явно не подумав, а потом все же подумали и в тот же день (!) послали вдогонку письмо с требованием исключить, включить, разработать и представить. Даже вспомнили про реставрацию Летнего дворца и двух «домиков», о чем сейчас опять забыли. Это к вопросу о профессионализме и служебном соответствии.
Если бы подумали еще сильнее, то, может быть, сообразили бы, что не нужно превращать Летний сад в сад-музей регулярного стиля, тем более что существует охранное законодательство, которое требует сохранять Летний сад в том виде, в котором он до нас дошел, и заниматься в основном деревьями, их лечением и заменой, потому что это САД. Но стоило решить, что это сад-МУЗЕЙ, как деревья и все 136 видов трав отошли на второй план. А на первый план вышло новое строительство.
Что сказали губернатору?
После этого наступила пауза, отмеченная только слухами и примечательным ответом губернатора в популярной телепередаче «Монолог с городом», которая вышла 30 апреля 2008 года. Нина Викторовна выразила опасения, а Валентина Ивановна ее успокоила: «Дорогая Нина Викторовна, да ничего подобного! Неужели Вы вправду верите, что Летний сад может быть уничтожен и превращен, как Вы сказали, в “очередную развлекаловку”? Очень жаль, что средства массовой информации иногда не брезгуют слухами. Даже самыми нелепыми. Например, что в Летнем саду откроется казино с ночными ресторанами. И такое даже говорят».
После чего Валентина Матвиенко рассказала, как она выразилась, правду. Сказала о том, что деревья состарились и нуждаются в лечении, что половина газонов находится в плохом состоянии, что коллекция скульптуры гибнет от грибка… Что из сада исчезли птицы – эту деталь, кстати, не выявило ни одно обследование. Далее Валентина Матвиенко сообщила, что «проект реставрации Летнего сада – а это памятник федерального значения – был одобрен всеми согласующими органами и экспертными советами», что также было неверно, поскольку существовал только эскизный проект, а рабочего еще вообще не было.
И, наконец: «Привычный облик Летнего сада никто менять не вправе. Никому это и просто в голову не придет! Что появится? Появятся утраченные газоны, цветники и кустарники. Появится освещение. Аллеям будет возвращена четкость рисунка, которой давно уже нет, а ведь Петр I задумал сад как “регулярный”, со строгими линиями. Будут воссозданы на своих исторических местах фонтаны и беседки. Будут отреставрированы все мраморные скульптуры, все здания, включая Летний дворец Петра. Словом, Летний сад останется обязательно Летним садом. Я очень прошу и Нину Викторовну, и всех, кому дорога эта настоящая жемчужина Петербурга, не верить слухам и сплетням, не искать врагов за каждым деревом, а полагаться на здравый смысл и достоверную информацию».
Я не думаю, что в данном случае Валентина Матвиенко элементарно соврала. Во-первых, она изложила то, что содержалось в скромном АРЗ, которое было выпущено КГИОПом в 1997 году, когда Дементьевой в КГИОПе и близко не стояло, а сама Матвиенко еще была директором департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями министерства иностранных дел РФ. Во-вторых, она излагала то, что ей сказала Дементьева, которая за три года до этого согласовала совершенно другой эскизный проект и прекрасно знала, что уже намечено в Летнем саду.
Согласно экспликации воссоздаваемых зданий и сооружений, рабочий проект предусматривал четыре боскета площадью 650, 760, 217 и 860 кв.м плюс еще «Зеленые кабинеты» площадью 458 кв. м; парадный партер площадью 3353 кв. м; буленгрин, малую оранжерею, «Красный сад» площадью 1525 кв. м; уже 6 фонтанов, берсо площадью 582 кв. м и сухой Гаванец площадью 1433 кв. м. и глубиной 60 см.
Я не знаю, имела ли право Сметанина сама согласовывать проект, или она превысила свои служебные полномочия. Но очевидно, что ни подписи председателя КГИОП, ни его первого заместителя на рабочем проекте нет. Возможно, что рабочий проект вообще не имеет законного согласования КГИОПа, хотя не знать о его деталях Дементьева не могла; возможно, все было сделано именно так с умыслом, из осторожности. Дойдет до суда – а подписи-то и нет, какая-то Сметанина…
Поскольку очевидно, что федеральному закону № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» противоречит уже само название проекта: «капитальный ремонт с элементами воссоздания», ибо капремонты памятников не предусмотрены, а по ст. 42 указанного закона, ремонт памятника – это «научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
А предмет охраны в Летнем саду – это в первую очередь сам Летний сад с деревьями, газонами и аллеями. Причем в том состоянии, в каком он пребывал, когда его признали памятником. И если, скажем, в списке КГИОП к Летнему саду отнесены Гаванец, боскет «Крестовое гульбище» с фонтаном и еще 11 фонтанов с засыпанными фундаментами, то предметами охраны как раз и являются засыпанные в 1780 году Гаванец и в 1786 году фундаменты фонтанов. И это же относится к каскаду «Амфитеатр» и всему прочему. Раз вы сами признали предметами охраны засыпанные фундаменты, то их в таком виде и охраняйте, а не откапывайте, не изменяйте их особенности в виде нового строительства наземной части фонтанов. Ибо это просто новоделы, которые противоречат закону. И эти новоделы 2011 года имеют гораздо меньшую ценность, чем просто деревья и просто трава.
КГИОП – убийца Летнего сада
Более никаких документов по ремонту и реставрации Летнего сада, которые КГИОП согласовывал, начальник отдела технического надзора за реставрацией и реконструкцией в садах Русского музея Ренни мне не предоставил. Поэтому будем считать, что, как он и написал в п. 7 своей информационной записки, «отдельные архитектурно-планировочные решения по объектам: “Менажерийный пруд”, “Красный сад”, “Французский партер”, “Гаванец”, “Парадный партер”, буленгрин, по согласованию с КГИОП, корректировались и уточнялись на основании результатов охранных археологических исследований, выполненных в 2009–2010 годах в ходе производства работ. Откорректированные разделы проекта прошли согласование в КГИОП в 2009–2011 годах и ФГУ “Главгосэкспертиза России” в январе 2011 года».
Однако вопросы все равно остаются. Были ли согласованы малая оранжерея и берсо? А павильоны «Голубятня» и «Соболиные клетки», которые будут внутри боскета «Птичий двор», о чем предпочитают вообще помалкивать?
В АРЗ 1997 года фигурировали 4 фонтана, в экскизном проекте их число названо не было, в рабочем проекте их стало уже 6. А как уклончиво написал нам в редакцию Ренни, «сейчас ведутся работы по облицовке 8 фонтанов», возможно, будет еще один… А откуда взялись 9 вместо 6-ти? Кто их согласовал и когда? О том, что это сделал КГИОП, Ренни в своем письме не указал. А сколько фонтанов обнаружится еще?
К слову сказать, в «Техническом задании на реконструкцию и ремонт с элементами воссоздания ансамбля-памятника “Летний сад”», утвержденном зам. директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту ГРМ Баженовым 26 января 2009 года, было запланировано около 40 фонтанов, включая нишельные фонтаны «Лабиринта». И любопытная деталь: КГИОП еще письмом от 21 апреля 2005 года отменил фонтаны в «Лабиринте», а Баженов и в начале 2009 года по-прежнему с упорством маньяка включал их и в ТЗ, и в смету.
Я, кстати, спросил у Ренни, что это за странное это ТЗ, отмеченное гигантоманией, которое Баженов почему-то утвердил за 8 месяцев до согласования рабочего проекта в КГИОПе. Г-н Ренни пояснил, что пока рабочий проект лежал на согласовании в КГИОПе, Баженов взял да и подписал это задание. Дескать, просто так, от скуки что ли…
Между тем в начале документа отмечено: «Данное техническое задание разработано в соответствии с рабочим проектом “Реконструкция и капитальный ремонт с элементами воссоздания ансамбля-памятника “Летний сад” и Домика Петра I на Петровской набережной” (1-ая очередь – “Летний сад”), выполненным ОАО “СПБ Институт Ленпроектреставрация”, согласованным Федеральным Государственным Учреждением «Главное Управление государственной экспертизы» (№ 1004-07/ГГЭ-5073/05 от 21.12.2007 г.) и утвержденным приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии №71 от 04.03.2008 г.».
КГИОП тут вообще не упомянут. Похоже, Баженов и не ждал согласования от КГИОПа. Более того, не только сам утвердил ТЗ, но еще и объявил 2 апреля 2009 г. открытый аукцион «на право заключения государственного контракта на выполнение генеральным подрядчиком работ 1-ой очереди по реконструкции и капитальному ремонту с элементами воссоздания ансамбля – памятника “Летний сад” и Домика Петра I на Петровской набережной».
Напомню, что КГИОП согласовал рабочий проект только в октябре 2009 г., причем объем работ заметно отличается от того, который был указан в ТЗ от г-на Баженова, который, не ожидая согласования, начал действовать.
Мораль всей истории очень проста: во-первых, аппетиты росли непрерывно, и из скромной затеи с реставрацией, возникшей в 1995 г., за 15 лет все достигло размеров ненормальных, а проект стал вместо защитительного – губительным. И потому абсолютно незаконным.
В-третьих, непосредственную вину за его гибельную переделку, за все новоделы, которые в нем уже появились и еще появятся, несет КГИОП, который своими согласованиями не только не защитил памятник культуры от идей ООО «Рест – Арт – Проект» и Иванова, а поощрял насыщение Летнего сада новоделами, не имеющими ни исторической, ни культурной ценности, и по возможности скрывал преступный проект от общественности и даже от губернатора Валентины Матвиенко. Да, совсем уже безумный каскад «Амфитеатр» запретили делать, как и Большую оранжерею. Но сколько всего разрешили! И это подтверждено документально. Я, собственно, и отправился за документами в ГРМ, чтобы убедиться в том, что КГИОП причастен непосредственно, потому что сами они ни разу (!) не объявили вслух, что согласовали эскизный и рабочий проекты и одобряют все, что сейчас в саду делается. Оказалось, что Дементьева лично причастна к тому, что натворили в Летнем саду. Как говорится, вы и убили-с, Родион Романович.
В-четвертых, новоделы лишены ценности и только испортят сад. Какую, например, ценность может иметь яма глубиной 60 см, которую назвали Гаванцем и выкопали у Летнего дворца? Ну, яма и яма. Осенью в ней будет стоять вода, которая станет подмывать фундамент.
А какую ценность могут иметь 8 или 9 фонтанов, спроектированных и изготовленных в 2010 – 2011 годах? Ту же, какую имеют фонтаны вокруг памятников Ленину – то есть никакой. Кого в Петербурге можно поразить фонтанами? И что, Летний сад с его статуями и деревьями был плох без фонтанов, в которых летом будут купаться все желающие, поскольку теперь нет никаких табу? Но даже если принять концепцию не сада для отдыха, а сада-музея «регулярного стиля с сохранившейся коллекцией скульптуры I половины XVIII века», то и в этом случае фонтаны, Гаванец – все это отнюдь не музейные экспонаты, а муляжи наподобие кичухи в Александровском парке.
Эту статью автор не смог опубликовать в журнале «Город 812» (где он работает обозревателем) в гораздо более мягком варианте, который пролежал в редакции почти две недели. Теперь он предлагает вниманию читателей исходный вариант.