в каком году была написана песня подмосковные вечера
Визитная карточка СССР, над которой поначалу шутили ее авторы. Как создавалась песня «Подмосковные вечера»
Над текстом этой песни смеялись авторы и Марк Бернес. Но произведение неожиданно стало визитной карточкой СССР на долгие годы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Срочная телеграмма
До Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 году СССР почти не участвовал в международном спортивном движении. В связи с этим еще с 1920-х в стране распространилась практика зимних и летних спартакиад внутри страны. Когда первые советские команды начали выезжать за рубеж, традиция спартакиад не угасла. Вокруг празднеств с торжественным открытием и закрытием развилась целая индустрия. Режиссеры массовых праздников, артисты, музыканты могли хорошо заработать, выступая на концертных площадках. Не обделены были и кинематографисты, снимавшие обзорные документальные фильмы о соревнованиях.
Михаил Матусовский
В июле 1955-го композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Матусовский отдыхали на своих дачах в Комарово под Ленинградом. Еще весной соавторы написали для фильма о спартакиаде народов РСФСР того же года песенные марши. Именно их, так как спорт в СССР до определенного момента популяризировался не как готовность к мирному сотрудничеству с другими странами, а как ежеминутная готовность к обороне страны. В один из вечеров Соловьеву-Седому на дачу пришла срочная телеграмма.
Шею свело
Через несколько дней соавторов вызвали в Москву на художественный совет. Там невыразительную музыку и слова, где «Песня слышится и не слышится в эти тихие вечера», назвали белибердой. Но сроки поджимали, и текст пришлось принять.
Авторы фильма рассчитывали на то, что сцена отдыха спортсменов на экране займет не более 20 секунд. Решили: звучание мелодии уведут на второй план, никто не услышит глупостей, написанных в тексте Матусовского.
Владимир Трошин
Когда встал вопрос, кто исполнит произведение, поэт и композитор поехали к Марку Бернесу. Прочитав слова об искоса смотрящей девушке, актер начал смеяться и экспромтом показал приятелям этюд, в котором прикинулся особой женского пола с косыми глазами, глядящими исподлобья. «Я же тебе говорил, Михей, тут что-то не так», — сказал Соловьев-Седой и подхватил смех Бернеса. В альтернативу песню попробовали записать с артистом Большого театра Евгением Кибкало. Но его оперный баритон не увязывался с отдыхом спортсменов. Ситуацию спас театральный актер Владимир Трошин. Исполнение шло от души. Однако в картину оно так и не вошло, сцену вырезали полностью.
Снова мимо
Спустя год кинематографисты решили вернуться к сцене отдыха спортсменов подмосковным вечером в документальной эпопее «1956 г. 1-я Летняя Спартакиада народов СССР». Песня уцелела и звучит на 43-й минуте фильма в течение 50 секунд вперемешку с фоновыми шумами природы и возгласами прогуливающихся. В этом каждый может убедиться, найдя ленту в Интернете. При таких обстоятельствах на произведение, прозвучавшее фоном, никто не обратил внимание.
Интересно, что в фильме есть фрагмент о подготовительных стартах спартакиады, прошедших в Минске на новом стадионе «Динамо». Основные соревнования проходили в Москве с 5 по 16 августа на Центральном стадионе имени Ленина («Лужники»). В картине забавны мудрствования и тон комментатора: «Дан старт женскому заплыву на 100 метров вольным стилем! Обратите внимание на пловчиху в голубой шапочке! Это молодая эстонская школьница. Не хорошо, когда школьница плавает на экзамене у доски. Но если заплыв происходит в бассейне, это очень хорошо!» Или еще сцена. На трибуне женщина 45 лет любуется выступлением гимнасток. Комментатор делится наблюдением: «Ткачиха Зинаида Григорьевна Зубикова из Иваново глядя на спортсменок вспомнила свою молодость. В ее глазах тоска по прошлому, но и спортивный азарт. Она обязательно станет застрельщицей в секции любительской гимнастики на своей фабрике».
Бывает же
«Подмосковные вечера» — не первое незамеченное произведение в жизни Соловьева-Седого и Матусовского. Они считали это рабочим моментом и шли дальше. С провалом не хотел мириться Владимир Трошин. Что-то ему подсказывало, что песню недооценили. Он взял клавир и с разрешения авторов записал ее на радио. Благодаря его связям она прозвучала в эфире. И началось. Редакцию завалили письмами с просьбами о повторе.
В следующем году в Москву с гастролями прибыл лауреат Первого международного конкурса имени Петра Чайковского Ван Клиберн. На посиделках в доме композиторов он вместе с Соловьевым-Седым исполнил песню на рояле в четыре руки. Музыкант включил ее в свой репертуар и исполнял по всему миру.
За «песню-неудачницу» Соловьев-Седой получил первую премию — Большую золотую медаль Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. «Подмосковные вечера» стали такой же визитной карточкой Советского Союза, как «Очи черные, очи жгучие».
Джазовую аранжировку «Подмосковных вечеров» написал джазмен Кенни Болл. Пластинка, названная «Полночь в Москве» (Midnight in Moscow), вышла в Лондоне в 1961-м. Тираж — 300 тыс. экземпляров.
Во Франции произведение исполняли под названием «Время ландышей». Финны поют свой вариант в легкой цыганской скрипичной аранжировке.
С 1964-го в эфире радио «Маяк» каждые 30 минут звучит позывной — фрагмент мелодии песни. Его записал лучший в СССР вибрафонист Леонид Гарин. Сделав черновой вариант, он улетел в отпуск, там погиб. Именно этот «черновик» и звучит 56 лет.
Произведение поют на японском, шведском, китайском и десятках других языков. Оно вошло в альбомы групп Deep Purple, «Гражданская оборона». Используется в оформлении компьютерных игр, где фигурирует Москва. Например, в игре Metro 2033.
Редкий пример неудачи, которая обернулась безоговорочным триумфом.
История одной песни. Подмосковные вечера.
Этой темой я хочу открыть новую рубрику «История одной песни». В этой рубрике, которая разместиться в разделе История песни, будет разговор вестись о создании тех или иных знаменитых песнях.Марк Бернес, руководитель оркестра В. Кнушевицкий и В. Соловьев-Седой | Фото: photo.qip.ru
Этой песни могли бы не услышать не только в мире, но и в СССР. Обстоятельства ее написания были будничными: в 1955 г. на студии документальных фильмов монтировали картину о спартакиаде. Чтобы привлечь внимание зрителей к легкой атлетике, в те времена не слишком популярной, решили сопроводить фильм песнями. Для этого к работе привлекли известных авторов: композитора В. Соловьева-Седова и поэта М. Матусовского. Они написали две ритмичные песни и одну лиричную – для эпизода отдыха спортсменов перед важным этапом соревнований.
Чиновники чуть было не «зарубили» лирическую песню: ее содержание и «вяловатая» мелодия не соответствовало спортивному сюжету, но все же решили ее оставить. Исполнить ее предложили Марку Бернесу, но тот отказался: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Как показало время, он был прав.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин
Первым «Подмосковные вечера» исполнил солист Большого театра Евгений Кибкало. в ютубе я ролик не нашла, но предлагаю послушать в исполнении Герга Отса.
А в фильме о спартакиаде она звучит в исполнении певца и актера МХАТа В. Трошина. Ему долго пришлось упрашивать авторов дать ему возможность спеть ее. Когда Трошин впервые услышал эту мелодию, спросил у композитора, что это за песня. На что Соловьев-Седой ответил: «Дрянь песня. Не получилась она у меня. В корзину пойдет. Заунывная, грустная, тоскливая». И все же песня вошла в фильм, хотя тогда ее действительно никто не заметил.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин
В те времена, если песня звучала в фильме, ее записывали в фонд радио. И однажды Трошину позвонили и пригласили на запись. Наутро, после премьеры песни на радио, ее наконец заметили и запомнили.
А настоящий успех в СССР пришел после того, как «Подмосковные вечера» исполнили на международном конкурсе песен в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Соловьев-Седой тогда делал ставку на другую свою песню – «Если бы парни всей земли», но неожиданно для него золотую медаль получили «Подмосковные вечера». Так песня получила всесоюзную известность.Поэт-песенник М. Матусовский
Вскоре эту мелодию узнали и за рубежом. Год спустя в Брюсселе открылась Всемирная выставка, на которой в числе других советских коллективов выступал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Главной песней в его репертуаре были «Подмосковные вечера», которыми открывались и закрывались концерты советского искусства в национальные дни Советского Союза.
Широко звучала песня и на советской выставке в Нью-Йорке в 1959 году. Американцы встретили ее как доброго друга — еще раньше их познакомил с ней выдающийся пианист Ван-Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, включивший в программу своих выступлений собственную фортепианную транскрипцию песни.
После своего конкурсного триумфа, с 1960 года по 1972 год Ван Клиберн четырежды гастролировал в СССР: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Однажды в Москве он пришёл в Дом композиторов, он хотел немного отдохнуть в кругу коллег, послушать песни, поимпровизировать. Шутки ради забавы для Соловьёв-Седой, сыграв с ним для разминки какой-то вальс, перешёл к «Подмосковным вечерам». И вот незадолго до своего отъезда Ван Клиберн давал в Москве заключительный концерт, который транслировался по телевидению. Публика горячо приветствовала пианиста и постоянно вызывала его на бис, фактически сформировав дополнительное отделение концерта. И тогда в наступившей тишине музыкант заиграл своё фортепианное изложение «Подмосковных вечеров», наполненное неожиданной гармонией, насыщенностью и сочностью. Аплодисменты переросли в громовые овации… Так песня «Подмосковные вечера» вышла уже на мировую арену, чему, по мнению Соловьёва-Седого, как раз активно поспособствовал Ван Клиберн.
Ленинградский музыковед А. Сохор в своей книге о композиторе Соловьеве-Седом рассказывает, как некий предприимчивый английский музыкант — руководитель джаза, отдыхая в Италии, услышал по радио мелодию «Подмосковных вечеров». Она так ему понравилась, что он записал ее на коробке сигарет и тут же отправился в Англию, прервав свой отдых. Неизвестно, когда он успел сделать аранжировку,— наверное, в самолете, на котором летел в Лондон, но так или иначе песня звучала в концерте его джаза уже на следующий день.
Это наш вариант исполнения в джазовой композиции оркестра Сергея Жилина.
А в 1964 г. в Италии на международном конкурсе советский оперный певец Анатолий Соловьяненко занял второе место с этой песней, итальянская газета «Paese Sera» окрестила успех советского певца «невообразимым и из ряда вон выходящим». Это также дало мощный импульс к международному распространению песни.
Вполне естественно, что столь популярная песня не могла не стать соискателем на право быть позывными вновь открываемой в 1964 году радиостанции «Маяк». Тут, правда, тоже всё получилось не столь гладко и задорно, поскольку и в этот раз один из членов художественного совета придрался к словам: «Да что же это за позывные, которые ассоциируются со словами „«не слышны в саду даже шорохи“. Шорохи даже не слышны, а вы их позывными!» Документальная история умалчивает, что в итоге произошло на самом деле, но в дело вмешался один из тогдашних руководителей информационной службы Юрий Летунов. Обладающий великолепной интуицией, имеющий широкий кругозор и будучи просто талантливым человеком, он всегда создавал вокруг себя творческую атмосферу и часто предлагал неординарные идеи. В итоге, на одном из первых совещаний редакции радиостанции, он произнёс многообещающую фразу: «„Маяк“ – радио неожиданностей», после чего именно «Подмосковные вечера» и стали позывными радио «Маяк».Композитор В. Соловьев-Седой
Уже шестьднсят лет назад написаны «Подмосковные вечера». Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера.
Вот что сказал Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров»: «Это песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому. Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства».
Режиссер Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить». Поэтесса М. Алигер вспоминала, что во время поездки в Венецию с группой советских литераторов они решили покататься на гондоле, Матусовский попросил гондольера исполнить какую-нибудь популярную у них песню, и тот вдруг запел «Подмосковные вечера». М. Матусовский признавался: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».Поэт-песенник М. Матусовский
Достаточно сложно найти объяснение как бурному, так и длительному шествию этого музыкального шедевра по планете, но, видимо, так иностранцы пытаются понять «загадочную русскую душу», величие нашей Родины, душевность и открытость наших людей. И каким бы ни были исполнения или римейки «Подмосковных вечеров» в разных странах, все они всегда связаны с красотой природы, с какими-то чувственными переживаниями, с тихим счастьем двух влюблённых людей.
В 1980 г. Всемирная служба Московского радио провела опрос жителей разных стран с целью определить три самые популярные за рубежом русские песни. Слушатели назвали «Катюшу», «Калинку» и «Подмосковные вечера». А по результатам опроса слушателей радио «Маяк» в конце 1990-х гг. эта песня была признана одной из 10 лучших композиций ХХ в. По количеству исполнений «Подмосковные вечера» попали в Книгу рекордов Гиннесса.
Хороших песен много. Но способных объединить весь мир в одну семью — единицы. «Подмосковные вечера» пережили не один звездный час. Так было в Белом Доме в Вашингтоне, и на стадионе в Пекине, в маленьком парижском ресторане, и на главном конвейере завода ЗИЛ. За 50 лет своей жизни песня не раз уже доказывала, что у нее ведется отсчет нового времени, а главное — она все также умеет найти свой путь к сердцу каждого.
В работе использованы материалы следующих сайтов:
1. mos-ukr-capella.ru/sedoi.php
2. www.fotoalbom.su/show_report.php?id=362
3. www.peoples.ru/art/music/composer/mikhail_matusovsky/
4. 1001.vdv.ru/arc/birykov/issue16/
5. evartist.narod.ru/text14/70.htm
8. http://www.kulturologia.ru/blogs/230716/30571/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как родились «Подмосковные вечера», или Почему советские авторы попали в книгу рекордов Гиннесса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этой песни могли бы не услышать не только в мире, но и в СССР. Обстоятельства ее написания были будничными: в 1955 г. на студии документальных фильмов монтировали картину о спартакиаде. Чтобы привлечь внимание зрителей к легкой атлетике, в те времена не слишком популярной, решили сопроводить фильм песнями. Для этого к работе привлекли известных авторов: композитора В. Соловьева-Седова и поэта М. Матусовского. Они написали две ритмичные песни и одну лиричную – для эпизода отдыха спортсменов перед важным этапом соревнований. Для нее как раз пригодилась мелодия, уже давно написанная Соловьевым-Седым и заброшенная из-за того, что не нравилась автору.
Чиновники чуть было не «зарубили» лирическую песню: ее содержание и «вяловатая» мелодия не соответствовало спортивному сюжету, но все же решили ее оставить. Исполнить ее предложили Марку Бернесу, но тот отказался: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Как показало время, он был прав.
Первым «Подмосковные вечера» исполнил солист Большого театра Евгений Кибкало. А в фильме о спартакиаде она звучит в исполнении певца и актера МХАТа В. Трошина. Ему долго пришлось упрашивать авторов дать ему возможность спеть ее. Когда Трошин впервые услышал эту мелодию, спросил у композитора, что это за песня. На что Соловьев-Седой ответил: «Дрянь песня. Не получилась она у меня. В корзину пойдет. Заунывная, грустная, тоскливая». И все же песня вошла в фильм, хотя тогда ее действительно никто не заметил.
В те времена, если песня звучала в фильме, ее записывали в фонд радио. И однажды Трошину позвонили и пригласили на запись. Наутро, после премьеры песни на радио, ее наконец заметили и запомнили. А настоящий успех в СССР пришел после того, как «Подмосковные вечера» исполнили на международном конкурсе песен в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Соловьев-Седой тогда делал ставку на другую свою песню – «Если бы парни всей земли», но неожиданно для него золотую медаль получили «Подмосковные вечера». Так песня получила всесоюзную известность.
Вскоре эту мелодию узнали и за рубежом. После гастролей в СССР молодой американский пианист Ван Клайберн часто исполнял фортепианное изложение «Подмосковных вечеров», всегда с неизменным успехом. А в 1964 г. в Италии на международном конкурсе советский оперный певец Анатолий Соловьяненко занял второе место с этой песней. В том же году «Подмосковные вечера» стали позывными радиостанции «Маяк».
Режиссер Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить». Поэтесса М. Алигер вспоминала, что во время поездки в Венецию с группой советских литераторов они решили покататься на гондоле, Матусовский попросил гондольера исполнить какую-нибудь популярную у них песню, и тот вдруг запел «Подмосковные вечера». М. Матусовский признавался: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».
В 1980 г. Всемирная служба Московского радио провела опрос жителей разных стран с целью определить три самые популярные за рубежом русские песни. Слушатели назвали «Катюшу», «Калинку» и «Подмосковные вечера». А по результатам опроса слушателей радио «Маяк» в конце 1990-х гг. эта песня была признана одной из 10 лучших композиций ХХ в. По количеству исполнений «Подмосковные вечера» попали в Книгу рекордов Гиннесса.
А визитной карточкой Марка Бернеса стала другая песня – «Темная ночь»: история песни, которая согревала солдатские души
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Популярности, которая окружает «Подмосковные вечера», может позавидовать любое музыкальное произведение. Давно нет СССР. Бывшие республики превратились в самостоятельные государства. А вот нет нет и услышишь знаменитую песню на западе или востоке, юге или севере некогда единой страны.
Нетленный шедевр создан поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седовым еще в 1955 году. Песня оказалась заказной, поскольку для документального фильма о Спартакиаде народов РСФСР, по замыслу создателей, требовалась лирическая композиция.
Как утверждается в многократно пересказанной с тех пор истории, авторы сочиняли песню на даче в Комарово. Соловьев-Седой предложил взять за основу готовую мелодию двухгодичной давности, а Матусовский на скорую руку набросал слова. Так появилась на свет песня «Ленинградские вечера». Но поскольку звучать ей предстояло на фоне подмосковных кадров, то пришлось внести в текст соответствующие изменения.
В итоге, первым исполнителем песни стал актер Московского худтеатра Владимир Трошин. Фильм предсказуемо оказался посредственным, а вот песня попала на радио и наделала шороху. Слушатели завалили студию просьбами ставить ее в эфир снова и снова.
Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров» сказал:
Эта песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому… Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства.
В 1957 году песня в исполнении В.Трошина стала визитной карточкой фестиваля молодежи и студентов в Москве. Соловьев-Седой получил Большую Золотую медаль конкурса, заняв первое место.
«Подмосковные вечера» подвергались многочисленным аранжировкам в различных жанрах. Самой известной, пожалуй, является джаз-версия Кенни Бола под названием «Midnight in Moscow».
Мелодия «Подмосковных вечеров» в качестве соло звучит, например, в песне «Shout it Out», которая входит в альбом группы U.D.O. Holy (Германия).
Песня хорошо известна и за рубежом. Ее перепели на английском и испанском, французском и итальянском, шведском и венгерском, китайском и японском, иврите и финском языках.
Мелодия «Подмосковных вечеров» уже много лет используется как позывные радиостанции «Маяк», а также заканчивала каждый час вещания английской редакции «Голоса России»