в каком году была написана комедия недоросль
Недоросль (пьеса)
Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Содержание
История создания
Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.
Действующие лица
Постановки
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам «Недоросля».
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
История создания произведения Фонвизина «Недоросль»
Комедия была написана в 1781 году и героями в ней предстали разные слои населения — крепостные, прислужники, люди дворянских кровей, высокопоставленные чиновники. “Недорослью” называли тех, кто по какой-либо причине не получил свидетельства о том, что он прошел науку в учителя и владеет определенными знаниями. Такие “недоросли” не имели права служить в войске — их просто не принимали служить, им даже не позволено было венчаться и создавать семью.
Понятие о комедии Фонвизин приобрел во Франции, где он получал знания о юриспруденции, философии, экономике данного государства. Не прошел он и мимо культурной жизни Франции — часто посещал театры и именно там увидел, что такое комедия. Вернувшись в Россию, он попробовал написать нечто такое, что пришлось бы по душе читателям. В комедийных пьесах обычно высмеиваются порочные недостатки каких-то людей: недалекой власти и их непонятных законов, несовершенности системы государства (например, судов), необразованности и глупости обычного народа, отсутствия представления о человеке, зрелом морально и духовно, о понятии манер и соблюдения этикета.
Фонвизин работал над пьесой в течение трех лет, но литературные критики упоминают о ранней версии текста пьесы, в которой фигурируют другие герои, развивается совсем другой сюжет. Говорят, что ранняя версия совсем отличается от всем известного сочинения — даже композиция совсем иная, не говоря уже об образах и идейной наполненности.
В пьесе осуждаются принципы воспитания дворян, которые становились не высокообразованными, а наоборот, злыми и глупыми. Это отражалось даже на фамилиях, которые были указанием на некий недостаток дворянина, совсем недавно получившего “образование” и дворянский титул.
“Недоросль” как литературное явление привлекала внимание многих писателей последующих поколений — они с удовольствием прослеживали развитие событий в произведении и эволюцию образов и их характеров. Гоголь говорил, что эта пьеса — сплошная карикатура на все русское. Хотя это можно не называть карикатурой, это природное поведение и характер обычного русского человека. Екатерина II поняла настрои, отображенные в пьесе и не желала, чтобы это произведение подорвало ее авторитет. Поэтому она пресекала любые попытки писателя Фонвизина опубликовать что-либо. Особенно активно она начала противостоять писателю после того, как ему удалось напечатать несколько сатирических рассказов. Екатерина II была жестокой противницей каждого, кто посмеет указать на недостатки в ее правлении и в ее личности. Расправлялась она с такими людьми быстро и жестоко. Хоть Фонвизин и сильно болел, но все равно пытался напечатать или издать что-либо. Он решил издать журнал “Стародум”, даже получил разрешение на это и начал готовить материалы к печати. Екатерина II узнала об этом и строго запретила издательство подобного журнала. Она не позволила Фонвизину напечатать перевод произведений Тацита, но и эта деятельность была запрещена. Екатерина знала, что Фонвизин отлично владеет острым словцом, поэтому постоянно следила, чтобы без ее ведома не было издано что-то, что сможет разрушить ее авторитет.
Фонвизин карикатурно изобразил общество давней России. Смыслом этого было желание показать людям, что они делают не так, что они порочны, внутри них нет ничего человеческого, ими движет желание заполучить все богатства мира. Добиваются они этого, идя по головам и не обращая внимания на какие-то моральные устои. Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Если у тебя есть чем гордиться — не нужно хвастаться этим налево и направо. Следует знать себе цену, а не размениваться по мелочам.
Недоросль
Недоросль — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков.
Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Действующие лица
Факты
Примечания
«Умри,Денис, или больше ничего не пиши»,-эти слова принадлежат Державину, а вовсе не графу Румянцеву.
недоросль — См … Словарь синонимов
НЕДОРОСЛЬ — НЕДОРОСЛЬ, недоросля, муж. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (ист.). «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.» Пушкин. 2. Глуповатый и простоватый… … Толковый словарь Ушакова
Недоросль — Название комедии (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744 1792). Согласно словарю В. Даля, «недоросль не достигший полных лет, обычно 21 года; не взрослый, не вошедший во все года, в полный возраст; невозмужалый». Иронически: об избалованном… … Словарь крылатых слов и выражений
Недоросль — Недоросль. (Маменькинъ сынокъ. Избалованный неучъ, или недоучка изъ дворянъ.) Ср. Фонвизинъ. Заглавіе комедіи его. Ср. Батюшка прогналъ (ментора) со двора. Тѣмъ и кончилось мое воспитаніе. Я жилъ недорослемъ, гоняя голубей и играя въ чехарду съ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
НЕДОРОСЛЬ — НЕДОРОСЛЬ, я, муж. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. перен. Глуповатый юноша недоучка (разг. ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
НЕДОРОСЛЬ — «НЕДОРОСЛЬ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1987, цв., 145НЕДОРОСЛЬ мин. Телеспектакль. По одноименной пьесе Д. И. Фонвизина. В основе спектакль Малого театра СССР. В ролях: Сергей Харченко (см. ХАРЧЕНКО Сергей Васильевич), Э. Далматова, Игорь Лях (см … Энциклопедия кино
НЕДОРОСЛЬ — Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин*) эпохи Екатерины II*. Написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г. Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и… … Лингвострановедческий словарь
недоросль — я; м. 1. В России до конца 18 в.: дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Недоучившийся, глуповатый молодой человек. Не будешь учиться, останешься недорослем до старости лет. ● По названию комедии … Энциклопедический словарь
Недоросль — так называют юношу, не проявляющего склонность к учению, недоучку, глуповатого, недалекого по уму, ленивого, иногда маменькиного сынка. Слово появилось в России в XVIII веке, когда так стали назвать молодых дворян, не достигших совершеннолетия и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Недоросль (пьеса)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.