в каком году была написана капитанская дочка пушкина
История создания «Капитанской дочки»
«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.
Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам. В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания. Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».
Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал роман множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года. Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.
Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева. Прототипами Швабрина и Гринева считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону Пугачева, и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.
Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта. Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.
Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).
Действующие лица
Краткое содержание
Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.
Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.
Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.
Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.
Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.
Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.
В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.
Экранизации
«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.
За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?
Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.
Капитанская дочка
Главная русская идиллия: история любви и спасения на фоне беспощадного бунта. Обратившись к истории Пугачёвского восстания, Пушкин пишет классически ясную книгу о самом необходимом для жизни в России — о том, что любовь и милость важнее справедливого возмездия, а добрый нрав и чистое сердце спасают даже в самые жестокие времена.
комментарии: Юрий Сапрыкин
Молодой дворянин Пётр Гринёв отправляется на службу в отдалённую уральскую крепость, попадает в буран и спасает от холода случайного встречного. Впоследствии тот окажется предводителем крестьянского восстания и отплатит за добро: оценив честность и прямоту Гринёва, Емельян Пугачёв спасёт его от расправы, а потом освободит из плена его невесту. Последняя прозаическая работа Пушкина — романтическая история на фоне русского бунта и вместе с тем инструкция по выживанию, книга о том, как сохранить себя в России в смутные времена.
Когда она написана?
В августе 1832 года Пушкин делает первые наброски новой книги — истории дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Получив через несколько месяцев доступ в военные архивы, Пушкин начинает работать над «Историей Пугачёва», параллельно меняется и замысел будущего романа: главный герой отдаляется от Пугачёва, для роли изменника вводится отдельный персонаж, возникает романтическая линия, в последней редакции появляется Маша, дочь коменданта крепости. Под рукописью, которую Пушкин передаёт в цензуру, стоит дата «19 октября 1836 года» — его последнее большое произведение закончено в годовщину основания Царскосельского лицея.
Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов
Предельно прозрачно и экономно. «Повести Пушкина голы как-то», — с неодобрением замечал Лев Толстой; можно сформулировать эту мысль иначе: в них отсечено лишнее, всё служит развитию действия или характеров, каждая деталь о чём-то говорит, все висящие на стене ружья стреляют.
Российская государственная библиотека
Что на неё повлияло?
Исторические романы Вальтера Скотта, русская проза екатерининских времён, собственные впечатления Пушкина от работы в архивах и поездок в Казань и Оренбург, по местам Пугачёвского восстания.
Как она была опубликована?
В четвёртом номере журнала «Современник», за месяц до гибели Пушкина. Текст опубликован без указания имени автора, но незадолго до этого Пушкин читает «Капитанскую дочку» у Вяземского, и ни для кого в петербургском обществе имя автора не является секретом.
На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде
Через месяц после публикации Гоголь пишет из Парижа, что книга «произвела всеобщий эффект». В восторге даже Белинский, тремя годами раньше писавший в статье «Литературные мечтания»: «Оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин» (впрочем, главного героя «Капитанской дочки» он объявит впоследствии ничтожным и бесцветным). Для современников это роман о потерянном рае: их завораживает, по выражению Александра Тургенева, «эта эпоха, эти характеры старорусские и эта девичья русская прелесть». Спустя десять лет Гоголь напишет: «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазнёй. …Всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её. …На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде».
Российская государственная библиотека
Перечислять отражения «Капитанской дочки» в последующих эпохах можно бесконечно: картины тихой и простой семейной жизни отзовутся у Аксакова и Толстого, образ «доброго служивого» капитана Миронова продолжится в Максим Максимыче у Лермонтова и толстовском капитане Тушине. К «Капитанской дочке» восходит всякая русская идиллия, вплоть до романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», а вопрос о том, как сохранить честь и человечность на фоне трагических событий истории, оказался принципиально важным для литературы XX века. Как писал Дмитрий Святополк-Мирский, в романе «содержится квинтэссенция того, чем стал русский реализм».
Спектакли и экранизации
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
Почему Пушкин заинтересовался историей Пугачёва?
В 1831 году Пушкин принят на службу в Коллегию иностранных дел в качестве «историографа»: это высочайший ответ на письмо Бенкендорфу, где поэт сообщает о желании написать историю Петра и просит разрешить ему доступ в архивы. В России неспокойно: подавленное императорскими войсками Польское восстание сменяют Холерные бунты и волнения военных поселенцев; возможно, под впечатлением от происходящего вокруг Пушкин начинает интересоваться народным восстанием недавно ушедшей эпохи. Николай дарит ему Полное собрание законов Российской империи, где Пушкин изучает приговор главарям пугачёвского бунта и делает выписки с упоминанием Михаила Шванвича — дворянина, перешедшего на службу к Пугачёву. Для постдекабристской эпохи эта тема почти запретная. «…Все без исключения архивные данные о ней, — писал литературовед Юлиан Оксман, — официально считались секретными… самое обращение к материалам о крестьянской революции не могло не компрометировать Пушкина, которому разрешены были царём в 1831 году лишь разыскания в области биографии Петра Великого». В феврале 1833-го Пушкин просит у военного министра графа Чернышёва разрешить ему доступ к секретным архивам для изучения истории графа Суворова и его участия в подавлении Пугачёвского восстания, но, получив разрешение, начинает заниматься материалами о восстании в целом и всего за пять недель пишет «Историю Пугачёва». Николай I лично вычитывает текст, вносит 23 правки, меняет название на «Историю Пугачёвского бунта» и берёт издательские расходы на свой счёт.
Library of Congress
Были ли у героев романа реальные прототипы?
В первых набросках главным героем был Михаил Шванвич — офицер, попавший в плен к пугачёвцам и перешедший на сторону самозванца. Пушкин несколько раз менял имя героя и его историю. В итоге черты Шванвича перешли к Швабрину, а главный герой получил фамилию подполковника Алексея Гринёва — тот участвовал в подавлении восстания, по ложному оговору был обвинён в сотрудничестве с Пугачёвым, но оправдан судом; этот сюжет присутствует в «Истории Екатерины II» Жана Кастера, которая присутствовала в библиотеке Пушкина. Известно, что баснописец Иван Крылов рассказывал Пушкину о своём отце, капитане Андрее Крылове, защищавшем от восставших Яицкий городок, — на него чем-то похож комендант Миронов. Что касается Пугачёва, на страницах «Истории бунта» и в документах следствия он выглядит куда более жестоким; возможно, на образ Пугачёва в романе повлияли впечатления Пушкина от поездок на Урал, где старые крестьяне по-прежнему называли предводителя восстания «батюшкой Петром Федоровичем» и говорили, что ничего от него не видели, кроме хорошего.
Капитанская дочка
То ли на встречу там с самозванцем
Скачет Гринёв…
« | — Береги честь смолоду. | » |
— Напутствие отца главному герою |
«Капитанская дочка» — повесть А. С. Пушкина, самое крупное его произведение в прозе. Опубликована в 1836 г. В жанровом смысле оно сочетает роман воспитания, исторический жанр и приключения. Повесть входит в школьную программу, но читать её есть смысл раньше, чем «проходить», чтобы школьные стандарты преподавания литературы не убили удовольствие от текста. Действие происходит по время пугачёвского восстания.
Содержание
Персонажи [ править ]
Сюжет [ править ]
Книга начинается с описания детства Петруши, который после изгнания француза и до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками, не забывая заглядывать в девичью. Когда мальчик подрос, суровый батюшка отправил его на воинскую службу
, дав в сопровождение Савельича. Петруша поехал из поместья в Симбирск, где Зурин склонил его к выпивке и игре на деньге (причём назавтра же герой раскаялся в своём аморальном поведении), потом в Оренбург, застряв во время бурана в степи, встретив Пугачёва и переночевав на постоялом дворе, и, наконец, в Белогорскую крепость (40 вёрст от Оренбурга).
Там он ознакомился со скромным до убогости бытом и совершенно неформальными отношениями в коллективе. «Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов». Вместо этого Петруша читал книги и сам занялся сочинительством. Обсуждая своё очередное творение, он поссорился со Швабриным из-за Маши. Позже в разговоре с ней он узнал, что Швабрин сватался к ней, но получил отказ. Позже Швабрин ранил его на дуэли, и пока Петруша лежал в постели, он сделал Маше предложение руки и сердца, получив согласие. А Швабрина таки посадили под арест! Петруша написал отцу письмо, прося благословения на брак, но не получил его, ибо батюшку до глубины души возмутило участие в дуэли, равно как и недонесение Савельичем о поединке. Маша отказалась венчаться без согласия Гринёва-отца.
Петруша впал в депрессию, но был выведен из неё поступившим в начале 10.1773 г. сообщением о начавшемся бунте и угрозе нападения на крепость. Когда угроза стала более явственной, Мироновы решили отправить дочь в Оренбург, но не успели. Восставшие воспользовались вылазкой гарнизона и быстро ворвались в крепость. Офицеров взяли в плен и предложили присягнуть на верность «государю»; Иван Кузмич и Иван Игнатьич отказались и были повешены, Швабрин же ещё раньше переметнулся к победителю. Петруша чудом избежал смерти. Казаки и солдаты присягнули новому «царю». Пугачёв позвал Петрушу к себя на гулянку и предложил тоже перейти на свою сторону, Но юноша, поколебавшись, отказался, дать слово не служить против него – тоже, и получил ответ: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Назавтра Пугачёв отпустил Петрушу в Оренбург и приказал передать генералу, что он скоро придёт и его надо «встретить с детской любовию и послушанием», а комендантом крепости оставил Швабрина. Петруша хотел проститься с Машей, но она слегла в горячке после пережитых потрясений. Попадья сказала Пугачёву, что это её племянница. Молодой дворянин со слугой получили в подарок от Пугачёва «лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп)», и они вдвоём на одном коне пустились в путь.
Вскоре после прибытия Петруши в Оренбург Пугачёв осадил город. «Сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия». Оборонительные действия, на которых настояли городские чиновники, были неэффективны, но герой «которой ежедневно выезжал за город перестреливаться с пугачевскими наездниками». Во время одной из таких стычек 24.02.1774 он встретил Максимыча, который передал письмо от Маши. «Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он обходится со мною очень жестоко. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную».
Петруша просил генерала дать роту солдат и полсотни казаков, чтобы взять крепость и спасти Машу, но тот отказался. Тогда Петруша решил отправиться на выручку возлюбленной в одиночку; Савельич, конечно, увязался за ним. Они проезжали мимо Бердской слободы (она же Берда), пристанища пугачевского, и были взяты в плен. Их привели к Пугачёву, и Петруша рассказал ему о намерениях. Наутро самозванец поехал в крепость вместе с молодым человеком (и, конечно, Савельичем).
В крепости Пугачёв, несмотря на отговорки Швабрина, вошёл в комнату Маши. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Предводитель восставших уточнил у девушки, как обстоят дела, обругал Швабрина, заключил: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю», и тут же предложил сыграть свадьбу: «я буду посаженым отцом». Тогда Швабрин настучал Пугачёву, что Маша – не племянница попадьи, за которую её выдали, а дочь Мироновых. Петруша объяснил, что не мог признать в этом при подчинённых самозванца. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
Молодые рассудили, что разумнее всего для сироты было бы поехать в поместье к Гринёвым – «отец почтет за счастие и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество», и она уехала в кибитке вместе с Палашей, которая всячески ей помогала после смерти родителей, взяв пропуск за подписью Пугачёва.
По пути в одной из крепостей, которая должна была находиться в руках мятежников, путешественники наткнулись на правительственные войска, которые их арестовали. К счастью, Гринёву удалось пробиться к их командиру, которым оказался старый знакомый Зурин. Тот уговорил его отправить невесту домой, а самому остаться и служить под его началом. Петруша так и сделал, уговорив Савельича сопровождать девушек. «Провожу ее, ангела божия, и рабски буду доносить твоим родителям, что такой невесте не надобно и приданого».
Через некоторое время Зурин получил приказ об аресте Гринёва, и тому пришлось под конвоем ехать в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачёва. На допросе его, закованного в цепи, обвинили в измене. Петруша горячо опроверг обвинения и стал объяснять, почему бунтовщик отнёсся к нему гуманно. Но когда зашла речь об отлучке из Оренбурга, то ему бы пришлось рассказывать не только про себя, но и про Машу — а упоминать её имя, рискуя, что и её вызовут на допрос, было отвратительно. Тогда провели очную ставку со Швабриным, который сообщил, что Гринёв был шпионом самозванца — но, к счастью, тоже не упомянул имя любимой девушки.
Тем временем Маша приехала к Гринёвым, которые приняли её радушно и вскоре горячо полюбили. Она не скрывала слишком близкого знакомства своего возлюбленного с руководителем бунта. Через некоторое время петербургский родственник Гринёвых сообщил, что их сын приговорён к казни, но из уважения к отцу будет лишь навечно сослан в Сибирь.
Узнав это, Маша решила сама поехать в столицу и объясниться с высшими чиновниками, чтобы оправдать жениха. В Царском Селе, где в то время находился двор, она случайно встретила Екатерину II и, не зная, что перед ней царица рассказала о злоключениях своих и жениха. Вскоре Машу привезли во дворец, и императрица вручила ей письмо об освобождении Петруши.
Гринёв был освобожден от заключения в конце 1774 г. Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою. Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне.
В ранней редакции повести Швабрин поднял крестьянское восстание в поместье Гринёвых, желая заполучить Машу. Но его отловил отряд солдат во главе с Зуриным. Под дружное покаяние сдающихся крестьян.
Тропы и штампы [ править ]
«Два халата, миткалевый и шелковый полосатый, на шесть рублей». «Мундир из тонкого зеленого сукна на семь рублей. Штаны белые суконные на пять рублей. Двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами на десять рублей. Погребец с чайною посудою на два рубля с полтиною…» «Одеяло ситцевое, другое тафтяное на хлопчатой бумаге – четыре рубля. Шуба лисья, крытая алым ратином, 40 рублей. Еще заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе, 15 рублей».
Адаптации [ править ]
По заснеженной белой обители Вдаль кибитка по полю мчит. Вас за то, что меня вы обидели, Емельян Пугачев не простит.