в каком году был заморожен визовый диалог между рф и ес
Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
Официальные отношения на уровне СССР – ЕС были установлены 2 марта 1989 года после того, как состоялось вручение верительных грамот и открытие Постоянного представительства СССР при ЕЭС в Брюсселе. 23 декабря 1991 года Европейский союз признал Россию правопреемницей бывшего Советского Союза в полном объеме.
Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров.
Центральное место в системе отношений Россия – ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России (в формате «один плюс два»). Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России. Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России – председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.
Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия – ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.
Основным рабочим органом сотрудничества Россия – ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП), заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.
Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС).
Ведется постоянный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕП – БО), в том числе напрямую с Генеральным секретарем Совета ЕС/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.
Важным элементом отношений Россия – ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.
1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17‑го саммита Россия – ЕС.
24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия – ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.
28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
Динамично развиваются торгово-экономические отношения. За январь-ноябрь 2008 года товарооборот между Россией и ЕС составил 357,5 млрд долларов (за 2007 год – 284 млрд долларов). На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и более 80% накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия занимает 3 место (после США и Китая) в списке стран-экспортеров в ЕС (объем экспорта за январь-ноябрь 2008 года – 251 млрд долларов) и 4 место ‑ среди покупателей продукции Евросоюза (импорт из ЕС в Россию за январь-ноябрь 2008 года – 107 млрд долларов). Россия возглавляет список стран-поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов.
Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.
После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.
До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу «Дружба», об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании «замороженных» конфликтов в Молдавии и Грузии.
26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС – Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ – ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Краткий обзор отношений
Российская Федерация ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с Европейским союзом на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и паритетного уважения интересов друг друга. Россия – крупнейший сосед ЕС, который стал еще ближе после расширения Союза в 2004, 2007 и в 2013 годах.
Россию и ЕС связывают интенсивные торгово-экономические отношения. В 2017 г. доля ЕС составила примерно 44% от общего объема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – четвертый по величине торговый партнер, на которого в 2017 г. пришлось около 6% внешней торговли ЕС. В 2017 г. товарооборот между Россией и Евросоюзом после заметного сокращения в 2014–16 гг. вновь начал расти и составил 246,5 млрд. долл. США, что на 23% больше, чем в 2016 г. Россия прочно занимает место ключевого поставщика энергоносителей для ЕС. Наша страна на треть удовлетворяет потребность ЕС в энергоносителях.
Россия и все страны-члены ЕС входят в Организацию Объединенных Наций, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совет Европы. В условиях распространения транснациональных угроз и вызовов Россия заинтересована в упрочении взаимодействия с Европейским союзом в сферах противодействия терроризму, организованной преступности, нелегальной миграции, торговли людьми, а также распространения наркотиков. Налицо интерес к сотрудничеству в интересах противостояния последствиям изменения климата.
Юридической основой отношений России и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), с подписания которого в июне 1994 г. прошло уже более 20 лет. Без преувеличения можно сказать, что на рубеже столетий эта договоренность заложила стабильный договорно-правовой фундамент для всестороннего развития диалога Россия-ЕС в самых различных сферах. Соглашением были созданы предпосылки для построения тесных экономических отношений, включая перспективу формирования зоны свободной торговли, учреждена многоуровневая архитектура сотрудничества, а также заданы рамки политического диалога Россия-ЕС.
На саммите Россия-ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута политическая договоренность о заключении Нового (базового) соглашения, которое должно заменить действующее СПС. Переговоры по Новому базовому соглашению были начаты в июле 2008 г. Состоялось 12 переговорных раундов. Российскую делегацию на переговорах возглавляет Постоянный представитель России при ЕС В.А.Чижов.
В настоящее время по инициативе ЕС переговоры заморожены. В контексте их возможного возобновления Россия особое внимание намерена уделять учету в положениях будущего соглашения ряда новых моментов, включая вступление России в ВТО и динамично развивающийся процесс евразийской экономической интеграции. Как Россия, так и ЕС прошли через важные политические, экономические и социальные перемены со времени подписания СПС. Новое соглашение призвано отразить эти изменения и сделать качественный шаг вперед. Российская сторона исходит из того, что Новое соглашение создаст более прочную правовую основу отношений России и ЕС, зафиксирует нашу общую приверженность базовым принципам межгосударственных отношений и выведет взаимодействие на более высокий уровень партнерства.
Украинский кризис наглядно высветил насущную необходимость в совместной выработке такого алгоритма взаимоотношений России и ЕС в регионе нашего «общего соседства», который обеспечил бы подлинный учет интересов сторон и расположенных в регионе стран, явился бы не источником раздражителей, а инструментом углубления и расширения нашего взаимодействия. Необходимо извлечь уроки из очевидных ошибок, допущенных при реализации Евросоюзом инициативы «Восточное партнерство», односторонний характер которой в значительной мере обусловил нынешний кризис. В этом контексте многое будет зависеть от готовности ЕС к проведению реального содержательного диалога по проблематике сопряжения процессов европейской и евразийской интеграций.
10 лет назад началась работа над соглашением Россия — ЕС
Сегодня отношения России и Евросоюза переживают кризис, поэтому делать прогнозы о возобновлении работы над базовым соглашением между Москвой и Брюсселем очень сложно. Россия готова идти на перезапуск переговоров, однако их формат теперь должен быть другим, считает постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.
Такое заявление российский дипломат сделал в честь 10-летия базового соглашения между Россией и ЕС, работа над которым началась 10 лет назад, 4 июля 2008 года.
Соглашение должно было охватывать самые различные сферы отношений между ЕС и Россией и заменить Cоглашение о партнерстве с ЕС от 1997 года. Именно оно сегодня регламентирует диалог с Москвой, правда, как отмечается на сайте ЕС, «часть переговоров и консультаций были приостановлены после аннексии Крыма».
Некоторые положения того соглашения, учитывая нынешний кризис, читаются как «предания старины глубокой». Так, в одной из глав говорится, что два раза в год должны проводится встречи президента России с руководством ЕС.
C момента подписания соглашения на греческом острове Корфу в России сменился не только президент, но и целая политическая эпоха — Европейский союз, который в то время только набирал силу, превратился в полноценное объединение со своими кризисами и проблемами.
Переговоры о замене соглашения новым начались в 2006 году по предложению президента РФ Владимира Путина. Однако вначале этому воспротивилась Польша, требуя снять эмбарго на поставки польского мяса, затем против выступили страны Балтии, которые требовали от ЕС урегулировать собственные вопросы с Москвой.
Работа над соглашением была продолжена в июне 2008 года — уже при президентстве Дмитрия Медведева, для которого улучшение отношений с ЕС стало важным пунктом политической повестки.
Однако работа над соглашением была прервана в связи с конфликтом между Грузией и Россией вокруг Южной Осетии в августе 2008 года.
Как напомнил Чижов в интервью ТАСС, «второй раз они были заморожены после воссоединения Крыма с Россией, который поддержавшие переворот в Киеве страны Евросоюза назвали аннексией».
При этом, свидетельствует Чижов, формально переговоры между Россией и ЕС никто не прекращал, и они остаются в «замороженном состоянии».
Как отмечает в беседе с «Газетой.Ru» программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, переговоры «начались при другой эпохе до Крыма, и сегодня надо говорить о совершенно другом формате». Однако он отмечает, что слова российского постпреда посылают важный сигнал и говорят, что Россия «готова продолжать диалог».
Постпред и эксперты отмечают, что диалог о базовом соглашении, если и возобновится, будет происходить в других реалиях —
Россия уже не может вести переговоры одна, а лишь как член Евразийского экономического сообщества, во всех правовых документах должен быть отражен статус России как члена ЕАЭС.
В этот союз, кроме России, входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, и каждое из этих государств имеет собственную историю отношений с Европейским союзом.
Москва относится к этому гораздо спокойнее, чем Украина времен руководства этим государствам Виктором Януковичем, которого выбор союза с Россией или союза с ЕС буквально ставил между молотом и наковальней. Ситуация привела Киев к политическому кризису, который вылился в так называемый евромайдан, а затем и в вооруженные столкновения в центре украинской столицы.
А вот подписанное Ереваном в 2017 году соглашение о всеобъемлющем партнерстве с ЕС трений с Москвой уже не вызвало. «Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении», — называл одну из причин спокойствия Москвы в статье для «Газеты.Ru» политический обозреватель Арег Галстян.
Вести диалог о заключении нового базового соглашения с ЕС достаточно сложно в условиях антироссийских санкций, которые были введены после событий в Крыму. Это существенно отразилось на торговых отношениях России и ЕС. Недавно санкции вновь были продлены на полгода, и есть все основания полагать, что их действие будут продлевать и дальше, если политический консенсус не будет найден.
Стоит отметить, что до санкций торговый оборот России и ЕС составлял почти в €400 млрд, после санкций он резко упал и в 2017 году составил €132 млрд. Правда, несмотря на столь глубокое падение, в прошлом году товарооборот России и Евросоюза увеличился на 20%.
Санкции не затронули также и крупные энергетические проекты «Газпрома» в Европе, в том числе газопровод «Северный поток — 2».
Противоречия между ЕС и Россией не мешают сторонам быть по одну сторону баррикад и в отношении «ядерной сделки» по Ирану, что, по мнению экспертов, свидетельствует об определенном сближении.
Безвиз подвис
Вопрос о новом базовом соглашении между ЕС и Россией вновь «станет актуальным в будущем», правда, произойдет это нескоро, уверен заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин. «В условиях сохраняющейся неблагоприятной атмосферы в отношениях России и ЕС сложно рассчитывать на достижение договоренности о подобном документе, а главное — на его ратификацию в парламентах стран ЕС», — обратил внимание эксперт.
При этом собеседник «Газеты.Ru» считает, что отсутствие соглашения может быть проблемой лишь в условиях, когда стороны были бы готовы пойти на новый уровень отношений. «Сейчас наоборот происходит, и в среднесрочной перспективе продолжится некоторое обособление России и ЕС друг от друга. У каждой из сторон есть набор аргументов, указывающих на то, что источником усугубившихся противоречий является только противоположная сторона, и такая позиция оказывается достаточно стабильной и удобной», — уверен эксперт.
Кроме того, в сегодняшних условиях можно и без заключения нового соглашения вести диалог по отдельным темам, которые представляют интерес. Среди них эксперт отмечает нормализацию диалога по линии ЕС — ЕАЭС, а также возобновление визового диалога.
Напомним, сейчас действует облегченный порядок получения виз ЕС лишь для определенной категории россиян. При этом безвизовые поездки в страны Евросоюза остаются мечтой.
В мае 2017 года безвизовый режим получила Украина — страна, из-за разногласий с которой и разыгрался кризис в отношениях России и Евросоюза. Москва в то время не скрывала раздражение нововведением, а замглавы МИД России Алексей Мешков назвал его «морковкой на веревочке».
Режим «безвиза», правда, принес головную боль и Европе, поскольку украинские граждане начали массового пользоваться краткосрочными визами не для осмотра красот Парижа или Вены, а для поиска нелегальной работы в Европе.
При этом некоторые эксперты считают, что в то время как о безвизовом режиме с ЕС говорить не приходится, Москва могла бы пойти на «ассиметричный ответ», предоставив возможность гражданам ЕС приезжать с краткосрочными целями в Россию без виз.
Таким образом уже поступила соседняя Белоруссия, дав возможность пятидневного въезда на территорию своей страны с января 2017 года. Возможно, Кремль вновь об этом заставит задуматься чемпионат мира по футболу. Упрощение визового режима для болельщиков на время мундиаля, который в настоящее время проходит в 11 городах РФ, уже называют одним из самых удачных примеров «мягкой силы».
Россия и ЕС вновь разошлись в оценке прогресса по визовому вопросу
МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Москва и Брюссель вновь разошлись в оценке прогресса по продвижению к безвизовому режиму. В ЕС считают, что Москва не выполнила все необходимые процедуры, Москва же, в свою очередь, считает такие оценки попытками искусственно замедлить процесс подготовки соглашения о безвизовом режиме.
Москва рассчитывает на прогресс
Шаги по переходу на безвизовый режим с ЕС были согласованы на саммите Россия-ЕС в декабре 2011 года. Они представляют собой «дорожную карту» совместной работы по четырем направлениям: миграция и беженцы, безопасность и проездные документы, сотрудничество правоохранительных органов и коррупция; внешние связи и правозащитная тематика. Все эти вопросы прорабатывались в ходе работы перекрестных миссий экспертов ЕС и России в течение 2012 и 2013 годов. Результаты работы легли в основу подготовленного ЕС отчета. Выступая в среду в Совете Федерации, глава Российского МИД Сергей Лавров напомнил, что Москва свой доклад — «позитивный» — уже представила.
«Рассчитываем, что доклад Евросоюза будет тоже иметь такое значение», — сказал российский министр.
Он подчеркнул, что если это произойдет, то «принцип взаимности возобладает, и мы сможем уже готовить соглашение о безвизовом режиме». Министр заявил, что прогресс в этом вопросе может быть достигнут уже к январскому саммиту «Россия-ЕС», при этом он не смог не отметить, что в диалоге с Евросоюзом по либерализации визового режима сохраняются сложности, в том числе из-за попыток Брюсселя политизировать этот вопрос.
Евросоюз осторожен в оценках
Отмечаются в документе и недостатки, в том числе проблемы со сменой имени, которую трудно отследить из-за особенностей регистрации актов гражданского состояния. В документе также говорится, что необходимо совершенствовать процедуру работы пограничных пунктов для сокращения времени ожидания граждан. Кроме этого, в отчете указывается, что увеличивается число граждан РФ, попросивших убежище в Евросоюзе.
Вывод европейских экспертов: «В целом работа еще не завершена». Что же касается соглашения о безвизовом режиме, то они могут начаться только после выполнения всех согласованных ранее совместных шагов, резюмировал посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас.
Москва настаивает, что требования ЕС в основном выполнены
«Мы с таким подходом не согласны. Исходим из того, что этот документ в основном выполнен, и об этом можно было бы заявить на предстоящем саммите РФ-ЕС», — заявил Азимов.
Дипломат пояснил, что рекомендации Еврокомиссии к России носят некритичный характер, в связи с этим Москва предлагает поставить точку в вопросе выполнении перечня совместных шагов и двигаться дальше к безвизовому режиму.
«Проводимая же политика ЕС и этот доклад свидетельствуют о политике искусственного сдерживания России, и он (доклад) в принципе противоречит здравой логике и нашим договоренностям от 2003 года», — считает Азимов.
«Мы хотели бы, чтобы обе стороны реально двигались к безвизовому режиму, а не посвятили еще год или два работе над совместными шагами. Такая работа нас приведет в никуда. Мы усматриваем в такой линии Евросоюза определенный двойной стандарт. Они почти 60 государствам предоставили безвизовой режим, но там нет России», — отметил посол по особым поручениям МИД РФ.
Сергей Лавров предложил отделять Евросоюз от Европы
В понедельник, 15 февраля, глава МИД России Сергей Лавров в очередной раз заявил, что Москва готова к любому варианту развития отношений с Евросоюзом, имея в виду даже самые худшие.
Это произошло на пресс-конференции по итогам встречи министра с финским коллегой Пекка Хаависто, на которой обсуждались двусторонние отношения, а также будущее диалога между Россией и Евросоюзом. Лавров уточнил, что сомнения Москвы относительно продуктивности диалога с ЕС не следует понимать как ее намерение «уйти из Европы». «Не надо путать Евросоюз с Европой. Мы никуда из Европы не уходим. У нас в Европе много друзей, много единомышленников. Мы с ними будем продолжать развивать взаимовыгодные отношения», — сказал российский министр.
Он уточнил, что к настоящему времени отношений между Россией и ЕС на дипломатическом уровне «почти не осталось» (за исключением спорадических контактов) и что это — следствие политики самого объединения, а не действий Москвы. В этих условиях Москва обязана быть готовой к любому развитию отношений, а выбор вектора развития — за Европейским союзом, резюмировал Лавров.
Почему в Москве ожидают углубления кризиса в отношениях с ЕС
В начале февраля в Москве побывал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Его визит содержал небольшую конструктивную повестку — обсуждение перспектив двустороннего сотрудничества на Ближнем Востоке и использования российской вакцины «Спутник V» на территории ЕС, — но скорее имел целью предъявление претензий Москве в связи с решением о замене Алексею Навальному условного срока реальным и жестоком подавлении вызванных этим массовых протестов.
При этом многие депутаты Европарламента сочли, что Боррель действовал недостаточно жестко, тем более что именно в период его пребывания в Москве стало известно о решении российских властей выслать сотрудников дипмиссий Германии, Польши и Швеции за посещение митингов сторонников Навального. Дипломатические источники РБК в ЕС утверждают, что в Брюсселе были крайне возмущены этим. После возвращения Борреля в Евросоюзе приступили к обсуждению новых санкций в адрес России.
В свою очередь, Сергей Лавров заявил о готовности разорвать связи с Евросоюзом, если тот введет новые масштабные санкции. Отвечая на вопрос, движется ли Россия к разрыву с ЕС, министр отметил, что в Москве готовы к такому сценарию. «Если мы еще раз увидим, как мы уже почувствовали не единожды, что в каких-то областях накладываются санкции, которые создают риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах, — да», — сказал он. При этом Лавров пояснил, что Россия не хочет оказаться изолированной «от мировой жизни», но должна быть к этому готова. Позднее в МИДе пояснили, что готовы разорвать отношения с ЕС, только если союз первый предпримет такой шаг.
Насколько вероятно ухудшение отношений России и ЕС
Заявления Лаврова о готовности к разрыву отношений с ЕС вызваны не только позицией союза по делу Навального, но прежде всего «накопленным эффектом» санкционного давления Запада на Россию, считает эксперт американского Института исследований внешней политики (FPRI) Максимилиан Хесс. «На мой взгляд, заявления Лаврова — свидетельство тех реальных последствий, которые оказывают на Россию западные санкции из-за проводимой ею внешней политики», — сказал он РБК.
Санкции наносят ущерб российской экономике, а в будущем их эффект может стать еще значительнее, согласен глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. «Заявления Лаврова демонстрируют, что Россия очень негативно относится к односторонним санкциям и не готова вести диалог в условиях, когда одна сторона считает себя вправе давать команды другой. Тем более сейчас, когда России, в отличие от ЕС, удалось показать сравнительно эффективные показатели в борьбе с коронавирусом и создать вакцину», — пояснил Минченко. По его мнению, глава российского внешнеполитического ведомства хочет донести до Запада мысль, что, хотя в России не хотят выстраивать автаркию, в случае крайней необходимости Москва будет готова и к такому сценарию.
Во сколько обходятся России санкции
Окончательно решение ЕС по отношениям с Россией будет сформировано по итогам двух форумов.
Отношения ЕС и России действительно могут испортиться еще сильнее, допускает научный сотрудник Германского института проблем международной безопасности Янис Клюге. По его мнению, в случае проведения новых митингов в России и их подавления ЕС может ввести новые санкции против конкретных российских граждан за нарушение прав человека. «Лидеры стран ЕС продолжат поднимать вопрос дела Навального с Россией в двустороннем формате, что вызовет раздражение в Москве и ее отказ от развития диалога», — прогнозирует Клюге. Он также считает, что работающие с Россией западные компании должны будут учитывать это обстоятельство. «Важность составляющей политических факторов [для экономики и бизнес-сотрудничества] растет, но все равно не на таком уровне, как в апреле 2018 года [после отравления Сергея Скрипаля]», — резюмировал эксперт.
В ЕС пока нет консенсуса по вопросу о пересмотре отношений с Россией в сторону ухудшения, полагает Максимилиан Хесс. Что касается конкретных последствий новых проблем в диалоге России и ЕС, то, по мнению Хесса, ухудшающийся контекст отношений может привести к приостановке работы над проектом «Северный поток-2». «Впрочем, будущее этого проекта зависит уже не столько от самих европейцев, сколько от решительности новой администрации США во главе с Джо Байденом», — пояснил он.
При этом политические противоречия вряд ли окажут серьезное влияние на инвестиционный климат в России. «Европейские инвестиции в Россию так и не восстановились после падения в 2014 году, и не думаю, что они вырастут в ближайшее время, разве что Россия проявит какие-то инициативы по улучшению отношений с Западом. Впрочем, даже в такой ситуации инвестиции могут сдерживаться структурными факторами, связанными с привлекательностью российской экономики», — заключил Хесс.
Дипломатические отношения России и ЕС
В настоящее время дипломатический диалог России и ЕС ограничен ситуативными встречами и переговорами на высшем уровне. Регулярные каналы общения были заморожены после конфликта на Украине в 2014 году. Это привело к приостановке регулярных встреч главы МИД России с верховным представителем ЕС по иностранным делам, встреч членов российского правительства с еврокомиссарами и председателем Еврокомиссии, а также ряда секторальных диалогов — в частности, по оптимизации визового режима и по вопросам энергетики.
Действительно ли возможен разрыв экономических связей с Европой
В интервью YouTube-каналу «Соловьев Live» Сергей Лавров также указал, что Россия может быть самодостаточной страной в экономическом смысле. «Убежден, что мы сейчас в военном отношении стали полностью самодостаточными. Нам нужно добиваться такого же положения в экономике на случай, если мы еще раз увидим (как уже почувствовали не единожды), что в каких-то областях накладываются санкции, создающие риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах (поставки комплектующих, узлов)», — отметил он.
Янис Клюге считает полную экономическую обособленность России от ЕС невозможной в ближайшей перспективе. «Дело тут даже не в импорте конкретной продукции, а в зависимости России от западных финансовых рынков и технологий. Последние годы показали, что России сложно добиться диверсификации отношений во всех экономических сферах за счет Китая», — сказал он. «Если говорить о горизонте в десять лет, то не думаю, что российская экономика будет в состоянии полностью прекратить экономические отношения с Западом», — утверждает Клюге.
Когда Лавров говорит о самодостаточности, он имеет в виду прежде всего диверсификацию экономических связей и поиск новых партнеров за пределами Запада, полагает Хесс. «Я не думаю, что такая политика приведет к тому, что Россия будет поглощена Китаем, как утверждают некоторые. Тем не менее такой сценарий, скорее всего, обернется тем, что в будущем Россия, ревностно относящаяся к своему статусу и суверенитету, сочтет Китай таким же непростым партнером, как и Запад», — резюмировал аналитик.
Экономические связи России и ЕС
Евросоюз — крупнейший инвестиционный и торговый партнер России. По данным отчетности Еврокомиссии о финансовых потоках, по состоянию на конец 2018 года страны ЕС владели финансовыми активами в России на сумму более €300 млрд. Показатель совокупности накопленных финансовых активов в России (включает прямые инвестиции, портфельные инвестиции и инвестиции в ценные бумаги) уменьшился в 2013–2014 годах, но начал расти с 2015-го, хотя уменьшается как доля от общих финансовых вложений ЕС в другие страны (7% в 2011 году, 3,2% в 2018-м). Что касается прямых инвестиций именно в Россию, то по состоянию на 2018 год сумма накопленных инвестиций ЕС составляла €276 млрд, или 3% от всех инвестиций участников объединения в третьи страны, следует из подсчетов Еврокомиссии. Совокупный объем накопленных Россией инвестиций в страны ЕС на конец 2018 года составлял менее €89 млрд. При этом Евросоюз зависит от российских поставок энергоносителей. В 2018 году на российские поставки пришлось 29,8% всего импорта нефти ЕС и 40% импорта газа.