в каком году был выпущен язык blockly
О сайте
Программирование – одно из основный звеньев «Цифровой экономики», о необходимости построения которой в России заявлено в последние годы. Российская IT-отрасль вообще, и программирование, в частности – одна из немногих сфер, не только выживших в 90-е годы, но и успешно развивающихся. Многие российские IT-компании имеют всемирную известность и признание. Существует большой спрос на выпускников высших учебных заведений программистских специальностей.
Изучение азов программирования в школе является основой для получения востребованной профессии программиста. Совершенствование преподавания основ программирования – одна из важнейших задач учителей информатики. В связи с этим возникает ряд проблем: не хватает часов для полноценного изучения данной темы, не хватает качественных материалов (видеоуроков, презентаций, тестов и т.д.). Но основной проблемой является использование устаревших инструментов для обучения программированию.
В школе, как и тридцать лет назад, для преподавания основ программирования, в основном, используются система программирования КуМир (разработка НИИСИ РАН начала 90-х годов XX века) в 6 классе и язык Паскаль (Никлаус Вирт, 1970 г.р.) в 8-9 классах. Эти языки, созданные великими программистами, тридцать лет назад несли в себе передовые идеи программирования и в условиях тогда ещё советской школы выглядели весьма достойно.
Но мир меняется, и не только мир программирования, куда приходят новые идеи и концепции (например, объектно-ориентированного программирования), но изменяется и подход к изучению программирования в школе. Тридцать лет назад программирование изучали в старших классах средней школы, сейчас – с шестого класса (в рамках дополнительных занятий ещё раньше). КуМир и Паскаль и сейчас хороши всем, кроме одного: они способны навсегда отбить у большинства начинающих программистов всякое желание программировать. Сегодняшние шестиклассники никогда не работали с неграфическими операционными системами (даже с командной строкой в Windows). Им трудно даются обычные текстовые языки программирования, интерфейс языков 70-90-х годов прошлого века им крайне неприятен.
В большинстве стран мира в последнее десятилетие для знакомства с азами программирования используются специально созданные для обучения языки: с 2007 года Scratch (Скретч), разработка Массачусетского технологического института, с 2012 года – Blockly (Блокли), созданный компанией Google. В обоих языках используется визуальный (графический) способ создания программ. Строго говоря, ни Scratch, ни Blockly, ни КуМир не являются в полном смысле этого слова языками программирования. Это графические оболочки, графические надстройки над языками программирования. Blockly, о котором пойдет речь в дальнейшем, – это графическая надстройка над языком JavaScript, одним из самых мощных и популярных языков программирования.
Blockly – визуальный (графический) язык программирования, созданный в 2012 году компанией Google. Разработчики: Нил Фрейзер, при участии Эллен Спертус и Марка Фридмана. Нил Фрейзер называет Blockly редактором визуального программирования.
Этот язык, по виду похожий на Scratch, буквально сразу после своего появления стал популярен в образовании. Он начал использоваться для обучения основам программирования школьников, и даже студентов. Популярность обусловлена рядом его преимуществ над Scratch и другими подобными языками: бесплатная и свободная лицензия, простой и понятный web-интерфейс, адаптирован для работы на планшетных компьютерах, имеется возможность кросс-компиляции в другие языки (Javascript, Python, Dart, PHP). Blockly представляет собой визуальный редактор, который позволяет пользователям писать программы, соединяя блоки кода друг с другом. Начинающим программистам обычно приходится одновременно решать две задачи: 1) как превратить свои мысли в логически верные высказывания; 2) как не допустить ошибку в синтаксисе программы. При обучении с Blockly допустить синтаксическую ошибку невозможно. Тут вы не встретите забытых скобок или пропущенных точек с запятой. С Blockly начинающие программисты концентрируются только на логической части.
За рубежом в настоящее время реализуется несколько онлайн-проектов обучения с помощью Blockly азам программирования школьников и дошкольников (самый известный из них code.org, основным партнёром которого является корпорация Microsoft, вложившая в проект 5 млн. долларов). В последнее время и в России обратили внимание на этот бесспорно уникальный и перспективный язык. Например, в декабре 2014 года в школах с большим успехом прошла всероссийская акция «Час Кода». Эта акция в результате стала ежегодной, получив поддержку Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ряда ведущих российских ИТ-компаний. В декабре 2017 года акция с большим успехом прошла в четвёртый раз. Кроме всего прочего, этот язык, в отличие от Scratch, отлично встраивается в российскую классно-урочную систему, поэтому есть надежда, что он будет востребован и в российском образовании.
Blockly.Ru является образовательным проектом для будущих программистов. На сайте представлена серия заданий различных уровней (от простого к сложному), обучающих основам программирования. Данные задания могут быть использованы как в образовательных учреждениях, так и для самостоятельного обучения. Они предназначены для тех, кто не имеет опыта программирования. После выполнения всех заданий, обучающиеся будут лучше подготовлены к изучению обычных текстовых языков программирования. Blockly.Ru – не просто проект онлайн-обучения, но и, главным образом, онлайн-программирования. То есть, выполнение всех заданий производится непосредственно на сайте, причём в любом современном браузере, в любой операционной системе, без установки каких-либо дополнительный программ. Первоначально обучение было организовано исключительно на языке Blockly. В настоящее время существует возможность двухуровневого обучения: на Blockly и JavaScript. Для обучения начинающих используется Blockly, более опытных – JavaScript.
Взяв за основу программы и идеи корпорации Google (свободная лицензия Apache License 2.0), автору удалось создать уникальные приложения, отличные от гугловских, например: серия приложений Панда и JS Panda, серия Банни (Blockly-версия и JavaScript-версия), Робот, Суперлабиринт и многие другие. Созданы уникальные Задачник и Задачник JS – системы онлайн-программирования, а также решебники к ним: Решебник и Решебник JS.
Информация
В этом разделе представлена наиболее полная подборка материалов о Blockly на русском языке: статьи, интервью, информация от разработчиков, и т. д.
Среда программирования
Это приложение является основным в системе Google Blockly. Оно позволяет создавать программы любой сложности, как на Blockly, так и компилируя их в JavaScript, PHP, Dart или Python. Это приложение может с успехом применяться для обучения школьников основам программирования.
Игры
Игры для будущих программистов. Подробнее.
Приложения
Примеры приложений, использующих Blockly. Подробнее.
Обучение
В разделе собраны приложения, представляющие интерес как для школьников, изучающих основы программирования, так и для их преподавателей. Подробнее.
Учимся программировать
В разделе собраны приложения, предназначенные, в основном, для самостоятельного постижения школьниками азов программирования. Подробнее.
Больше о Blockly вы можете узнать, посетив раздел сайта «Информация». А также советую прочитать интересную статью «Графическая среда программирования Blockly (Блокли)» к.ф.-м.н. Семионенкова М.Н., переводчика ядра Blockly на русский язык, главного популяризатора Blockly в России.
Весь исходный код Blockly является открытым, посетите веб-сайт разработчика для получения дополнительной информации или для загрузки архивных файлов для использования в автономном режиме. Пожалуйста, отправьте мне свои отзывы.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Особенности
Разрабатывается и поддерживается компанией Google с 2012 года. Свободно распространяется вместе c исходным кодом по лицензии Apache 2.0.
Целевой аудиторией проекта являются программисты, разрабатывающие веб-приложения, включающие Блокли, в основном для учебных целей.
Для создания программ пользователь должен перемещать графические блоки, не прибегая к набору текстов, за исключением ввода значений констант. Визуальное программирование на Блокли освобождает пользователя от контроля за правильностью синтаксиса программы, что является большим подспорьем на стадии начального обучения пользователя программированию.
При размещении веб-приложения с Блокли на Google App Engine пользователю доступно сохранение созданной программы в «облаке» Google с возможным доступом к программе других пользователей.
Интернационализация
История
Блокли выпущен в 2012 году.
Авторы: Нил Фрейзер (англ. Neil Fraser ), при участии Эллен Спертус (англ. Ellen Spertus ) и Марка Фридмана (англ. Mark Friedman ).
Версии: Блокли не ориентирован на долгосрочные релизы: на конец 2014 года продукт обновляется непрерывно, и последняя версия доступна на GitHub.
Реализация
Блокли исполняется на клиентской стороне, то есть, может использоваться без веб-сервера.
Графический редактор Блокли
Графический редактор Блокли оперирует двумя видами объектов: блоками и вставками.
Блоки представляют в языке операторы, управляющие конструкции, процедуры, функции, вызовы процедур. Вставки служат для оформления констант, выражений и вызова функций. Составление программы графическим редактором похоже на процесс сбора разрезанной на части головоломки. После сборки программы можно вызвать генератор кода и выполнить сгенерированный код в среде веб-приложения, включающего Блокли.
Графический редактор осуществляет частичный контроль над типами, не позволяя в элементарных ситуация использовать вставки несоответствующего типа.
Язык Блокли
Набор управляющих конструкций в ядре Блокли традиционен для процедурных языков программирования: это несколько видов циклов и условных операторов.
Блокли позволяет создавать процедуры и функции с параметрами.
В язык встроен достаточно развитый набор алгебраических и тригонометрических функций, поддерживается полноценный набор логических выражений.
Язык содержит набор процедур для работы с текстом и списками.
Все переменные Блокли глобальны.
Блокли работает со следующими типами данных: числа, строки, булевы значения, цвета. Контроль типов осуществляется частично: редактор не позволяет использовать вставки там, где они не подходят по типу, но в более сложных конструкциях несоответствие типов возможно.
Встроенный ввод и вывод Блокли представляет только элементарные возможности ввода с клавиатуры и вывода отдельных выражений в всплывающем окне.
Генераторы кода Блокли
На конец 2014-го кода Блокли включает набор генераторов кода на следующие языки: JavaScript, Python, Dart. Результат работы генераторов может быть доступен пользователю через графический интефейс. Эта возможность позволяет использовать Блокли при обучении промышленным языкам программирования.
Приложения, использующие Блокли
BlocklyDuino [19] — графический редактор для программирования контроллеров Arduino, популярных в учебной и любительской робототехнике.
Сравнение с аналогичными системами
Google Blockly
Содержание
Особенности [ | ]
Разрабатывается и поддерживается компанией Google с 2012 года. Свободно распространяется вместе c исходным ом по лицензии Apache 2.0.
Целевой аудиторией проекта являются программисты, разрабатывающие веб-приложения, включающие Блокли, в основном для учебных целей.
Для создания программ пользователь должен перемещать графические блоки, не прибегая к набору текстов, за исключением ввода значений констант. Визуальное программирование на Блокли освобождает пользователя от контроля за правильностью синтаксиса программы, что является большим подспорьем на стадии начального обучения пользователя программированию.
При размещении веб-приложения с Блокли на Google App Engine пользователю доступно сохранение созданной программы в «облаке» Google с возможным доступом к программе других пользователей.
Интернационализация [ | ]
История [ | ]
Блокли выпущен в 2012 году.
Авторы: Нил Фрейзер (англ. Neil Fraser ), при участии Эллен Спертус (англ. Ellen Spertus ) и Марка Фридмана (англ. Mark Friedman ).
Версии: Блокли не ориентирован на долгосрочные релизы: на конец 2014 года продукт обновляется непрерывно, и последняя версия доступна на GitHub.
Реализация [ | ]
Блокли исполняется на клиентской стороне, то есть, может использоваться без веб-сервера.
Графический редактор Блокли [ | ]
Графический редактор Блокли оперирует двумя видами объектов: блоками и вставками.
Блоки представляют в языке операторы, управляющие конструкции, процедуры, функции, вызовы процедур. Вставки служат для оформления констант, выражений и вызова функций. Составление программы графическим редактором похоже на процесс сбора разрезанной на части головоломки. После сборки программы можно вызвать генератор а и выполнить сгенерированный в среде веб-приложения, включающего Блокли.
Графический редактор осуществляет частичный контроль над типами, не позволяя в элементарных ситуация использовать вставки несоответствующего типа.
Язык Блокли [ | ]
Набор управляющих конструкций в ядре Блокли традиционен для процедурных языков программирования: это несколько видов циклов и условных операторов.
Блокли позволяет создавать процедуры и функции с параметрами.
В язык встроен достаточно развитый набор алгебраических и тригонометрических функций, поддерживается полноценный набор логических выражений.
Язык содержит набор процедур для работы с текстом и списками.
Все переменные Блокли глобальны.
Блокли работает со следующими типами данных: числа, строки, булевы значения, цвета. Контроль типов осуществляется частично: редактор не позволяет использовать вставки там, где они не подходят по типу, но в более сложных конструкциях несоответствие типов возможно.
Встроенный ввод и вывод Блокли представляет только элементарные возможности ввода с клавиатуры и вывода отдельных выражений в всплывающем окне.
Генераторы а Блокли [ | ]
На конец 2014-го а Блокли включает набор генераторов а на следующие языки: JavaScript, Python, Dart. Результат работы генераторов может быть доступен пользователю через графический интефейс. Эта возможность позволяет использовать Блокли при обучении промышленным языкам программирования.
Приложения, использующие Блокли [ | ]
BlocklyDuino [19] — графический редактор для программирования контроллеров Arduino, популярных в учебной и любительской робототехнике.
Сравнение с аналогичными системами [ | ]
Blockly
Содержание
Особенности [ | ]
Разрабатывается и поддерживается компанией Google с 2012 года. Свободно распространяется вместе c исходным ом по лицензии Apache 2.0.
Целевой аудиторией проекта являются программисты, разрабатывающие веб-приложения, включающие Блокли, в основном для учебных целей.
Для создания программ пользователь должен перемещать графические блоки, не прибегая к набору текстов, за исключением ввода значений констант. Визуальное программирование на Блокли освобождает пользователя от контроля за правильностью синтаксиса программы, что является большим подспорьем на стадии начального обучения пользователя программированию.
При размещении веб-приложения с Блокли на Google App Engine пользователю доступно сохранение созданной программы в «облаке» Google с возможным доступом к программе других пользователей.
Интернационализация [ | ]
История [ | ]
Блокли выпущен в 2012 году.
Авторы: Нил Фрейзер (англ. Neil Fraser ), при участии Эллен Спертус (англ. Ellen Spertus ) и Марка Фридмана (англ. Mark Friedman ).
Версии: Блокли не ориентирован на долгосрочные релизы: на конец 2014 года продукт обновляется непрерывно, и последняя версия доступна на GitHub.
Реализация [ | ]
Блокли исполняется на клиентской стороне, то есть, может использоваться без веб-сервера.
Графический редактор Блокли [ | ]
Графический редактор Блокли оперирует двумя видами объектов: блоками и вставками.
Блоки представляют в языке операторы, управляющие конструкции, процедуры, функции, вызовы процедур. Вставки служат для оформления констант, выражений и вызова функций. Составление программы графическим редактором похоже на процесс сбора разрезанной на части головоломки. После сборки программы можно вызвать генератор а и выполнить сгенерированный в среде веб-приложения, включающего Блокли.
Графический редактор осуществляет частичный контроль над типами, не позволяя в элементарных ситуация использовать вставки несоответствующего типа.
Язык Блокли [ | ]
Набор управляющих конструкций в ядре Блокли традиционен для процедурных языков программирования: это несколько видов циклов и условных операторов.
Блокли позволяет создавать процедуры и функции с параметрами.
В язык встроен достаточно развитый набор алгебраических и тригонометрических функций, поддерживается полноценный набор логических выражений.
Язык содержит набор процедур для работы с текстом и списками.
Все переменные Блокли глобальны.
Блокли работает со следующими типами данных: числа, строки, булевы значения, цвета. Контроль типов осуществляется частично: редактор не позволяет использовать вставки там, где они не подходят по типу, но в более сложных конструкциях несоответствие типов возможно.
Встроенный ввод и вывод Блокли представляет только элементарные возможности ввода с клавиатуры и вывода отдельных выражений в всплывающем окне.
Генераторы а Блокли [ | ]
На конец 2014-го а Блокли включает набор генераторов а на следующие языки: JavaScript, Python, Dart. Результат работы генераторов может быть доступен пользователю через графический интефейс. Эта возможность позволяет использовать Блокли при обучении промышленным языкам программирования.
Приложения, использующие Блокли [ | ]
BlocklyDuino [19] — графический редактор для программирования контроллеров Arduino, популярных в учебной и любительской робототехнике.
Сравнение с аналогичными системами [ | ]
Новый язык программирования
Вы можете создавать программы, соединяя визуальные блоки друг с другом в соответствии с их формой. Такое создание программы напоминает собирание паззла. Этот гениальный и простой для понимания способ обеспечивает правильность кода программы. Получается, что Blockly сокращает время на изучение синтаксиса кода. Если блоки подходят друг к другу, то программа будет работать.
Визуальные языки программирования уже существуют на протяжении довольно длительного времени. Википедия насчитывает более 100 языков визуального программирования (VPLs). Многие из них очень похожи друг на друга. Например, сходство между Blockly и App Inventor от MIT очевидно.
Blockly отличается от своих собратьев тем, что этот редактор кода написан на JavaScript, и его исходный код является открытым. Это означает, что не только разработчики Google могут изменять и вносить свой вклад в Blockly. Важным моментом является то, что программы Blockly могут быть экспортированы в JavaScript, Dart, Python или XML-код. На данный момент в Blockly еще нет инструмента импорта кода, но я уверен, что какой-нибудь умный программист разработает такой функционал.
Тест-драйв
В Blockly-Суперлабиринте можно попробовать создать программу на Blockly, целью которой является прохождение Панды через Лабиринт. Первоначально в Лабиринте есть только блок «шаг вперёд», чтобы увидеть другие доступные команды, нужно нажать на вкладку «Лабиринт», «Управление» или «Логика». Затем нужно выбрать блок с командой и перетащить ее на нужное место в области редактирования. Эта задача может быть решена несколькими способами.
Я считаю, что Blockly-Суперлабиринт может быть отличным заданием на собеседовании по программированию. Конечно, Blockly придется по вкусу и маленьким вундеркиндам. Этот визуальный язык отлично подходит для того, чтобы вовлечь детей в программирование, и я бы с удовольствием изучал основы разработки в раннем возрасте именно таким способом.