в каком году был выпущен первый аромат yohji yamamoto
Йоджи Ямамото
Биография
Йоджи Ямамото называют прародителем «мужской женской моды». В отличие от Джорджо Армани и Джанни Версаче, у которых в приоритете обтягивающие фасоны, японский модельер «защищает» человеческое тело, скрывает от любопытных глаз. Вся одежда по его эскизам асимметричная, мешковатая, похожая одновременно и на новую, и на старую. Для моды Йоджи характерны деконструктивизм, черный цвет и смешение азиатского колорита с европейской свободой выражения.
Детство и юность
Йоджи Ямамото родился 3 октября 1943 года, в префектуре Синдзюку, на «выжженной равнине, которая когда-то была Токио», — так вспоминает сам дизайнер. Вторая мировая война отобрала у него не только счастливое детство в развивающейся и ухоженной Японии, но и отца.
Уже в 3–4 года мальчик осознал, что жизнь будет тяжелой. В постоянной борьбе придется зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить себя и мать. Она, кстати, работала швеей, поэтому детство Ямамото прошло среди тканей. Возможно, это и повлияло на его становление.
Rei Kawakubo (CdG) & Yohji Yamamoto #zikim
В 1966 году Ямамото получил юридическое образование в Университете Кэйо. От карьеры, правда, пришлось отказаться в пользу помощи матери. В ее ателье сын обучился навыкам портного и так погрузился в материал, что в 1969 году получил диплом Bunka Fashion College.
Йоджи раздражало то, что он не мог шить дорогую и стильную одежду. Ателье его матери располагалось в районе Кабуки-те — развлекательной зоне префектуры Синдзюку. Самыми частыми клиентами были сотрудницы баров, борделей, театров, чей заработок пропорционален глубине декольте.
«Эти ветреные девушки формировали мой образ женственности с детства. Поэтому я был полон решимости любой ценой избегать создания одежды для кукольных женщин, которых так обожают некоторые мужчины», — однажды отметила знаменитость в интервью. Так и родилась идея создавать мужеподобную одежду.
Личная жизнь
Свою личную жизнь Йоджи Ямамото охраняет. Таблоиды пытаются выяснить ее подробности, но весьма безуспешно. Одни пишут, что модельер был единожды женат на женщине по имени Кеико, а остальные отношения строил неофициально. Другие говорят, что у него не было жен.
Yohji Yamamoto and his daughter Limi Feu, by Robert Maxwell Photography.
Достоверно известно лишь то, что у Йоджи есть дочь Лими Феу, которая продолжает дело отца и создает собственные коллекции авангардной одежды. Еще у дизайнера двое сыновей. По некоторым сведениям, они тоже крутятся в мире моды.
Дизайн и мода
В 1981 году в Париже, одном из центров мировой моды, состоялась презентация дебютной коллекции Йоджи Ямамото — Y. Она шокировала публику и вызвала преимущественно негативные отзывы. Кутюрье и светские львицы не увидели ничего привлекательного в мешковатых формах и грубых силуэтах в темных оттенках. В Японии женщин, которые носили одежду из Y, называли «воронами».
Нашлись, впрочем, и те, кто по достоинству оценил выдумки Ямамото. Журналистки, бизнесвумен и актрисы, уставшие от пестрых обтягивающих вещей, выбирали Y. Их гардероб заполнили сдержанно эротические платья, а не откровенно сексуальные. В 1984 году вышла дебютная мужская коллекция Yohji Yamamoto, и к числу поклонников мешковатых и траурных вещей присоединились Джек Николсон и Брайан Ферри.
Adidas YOHJI YAMAMOTO Y3 Runner now available
«Конструируя» одежду, японский модельер обращал основное внимание на тайну человеческого тела. Еще в молодости он придерживался мысли, что женский силуэт должен видеть только один человек — ее партнер, и в строго определенном месте — в спальне.
Поэтому Йоджи называют законодателем «мужской женской моды». Он и правда первым из многих облачил хрупких девушек в прямое пальто, оверсайз-рубашки и брюки.
«Для меня более соблазнительна женщина, поглощенная своей работой, не заботящаяся о чьей-то благосклонности, сильная и в то же время хрупкая. Чем больше она скрывает, чем сильнее она отказывается от своей женственности, тем больше это проявляется в самой сути существования. Идеально скроенные хлопковые брюки могут быть красивее великолепного шелкового платья», — однажды отметил Йоджи Ямамото.
Не случайна и колористика коллекций. Все, что в детстве наблюдал дизайнер — траурные юбки матери. Даже оправившись от потери супруга, она носила черное, темно-синее, бардовое.
Повзрослев, Йоджи отметил, что одежда темных оттенков обязана быть безупречной. Ведь за пестрой тканью и вычурными ювелирными украшениями просто скрыть несовершенство образа. В своих коллекциях дизайнер опирается только на те аксессуары, которые движут индустрией моды: сумки, кошельки и обувь. При этом обувь у него функциональная, на плоской подошве.
В 1996 году модельер разбавил свою линейку ароматами. Первыми вышли женские духи Yohji. Они, как и одежда, вызвали неоднозначную реакцию. Но Ямамото, наученный опытом, продолжил творить. Сейчас в его ассортименте более 30 видов туалетной воды — это и женские пряные ароматы, и мужской парфюм с нотками мускуса. Самыми ходовыми считаются духи «Я вас не побеспокою» (англ. I’m Not Going to Disturb You).
Еще одним переворотом стало сотрудничество Йоджи Ямамото с Adidas. В 2003 году вышла их дебютная совместная коллекция Y-3. Спортивная одежда и кроссовки не утратили традиционных трех полосок, но приобрели авангардизм. Вдохновение на эту коллекцию японский модельер черпал в бизнесменах, которые стали носить костюмы с кедами.
На протяжении полувека Йоджи бросает вызов модному истеблишменту и меняет представление о красоте. А в 2009 году его бренд оказался на грани банкротства. Если бы не финансовая поддержка Integral Corp., фонда прямых инвестиций Японии, мир больше не увидел бы «траурных» коллекций Yohji Yamamoto Inc.. Причину этой ситуации Ямамото увидел в «дроблении» бизнеса.
«Думаю, одна из вероятных причин банкротства заключается в том, что я отпустил бразды правления Yohji Yamamoto Inc., дал другим слишком много контроля. Ведь я считаю себя в первую очередь дизайнером. Мне рассказывали о процветании бизнеса, но на самом деле с каждым днем положение становилось все более бедственным», — рассказывал Йоджи в интервью Women’s Wear Daily.
Йоджи Ямамото сейчас
Несмотря на преклонный возраст, Йоджи Ямамото все еще блещет идеями. Так, в сентябре 2019 года в Париже состоялся показ весенне-летней коллекции на 2020-й. Ознакомиться с ней позволяют фотографии в официальном аккаунте Yohji Yamamoto Inc. в «Инстаграме». При ее создании модельер вдохновлялся идеей глобального потепления. В одежде появились геометрические узоры и больше участков тела.
Однажды Йоджи заметил, что его бренд умрет вместе с ним. Модельер не смог себе представить, чтобы кто-то занял его место и продолжил выпускать одежду. Возможно, со временем его бренды действительно превратятся в винтаж, а может, бразды правления перехватит дочь знаменитости.
Легенда нонконформизма: Йоджи Ямамото
Сегодня Йоджи Ямамото исполняется 74 года – человеку, благодаря которому родилась новая философия в моде. Рассказываем, что нужно знать об одном из самых влиятельных дизайнеров нашего времени.
Эффект атомной бомбы в модной индустрии
Только после получения диплома юриста 23-летний Йоджи осознал, что его призвание – мода. Йоджи устроился в ателье своей мамы, затем поступил в престижную Школу моды Бунка Гакэн, а в 1977 году представил свою первую коллекцию prêt-à-porter в Париже. Уже тогда у дизайнера появился свой почерк – асимметричный крой, объемный силуэт и неизменный черный цвет. «Снобизм тряпья, которое представляет будущее моды не лучшим образом», – так встретили коллекцию модные обозреватели. Решительный 33-летний Йоджи продолжил гнуть свою линию и в конечном итоге изменил отношение к форме и цвету, а вместе с тем и общественное представление о том, как должна выглядеть женщина, начав с того, что, по его мнению, она никому ничего не должна. Ненакрашенные модели дефилировали в черной мешковатой одежде мужского кроя и грубых ботинках. Никаких каблуков, шпилек, облегающих платьев, женственных силуэтов и косметики – такого с модой еще не случалось.
Рекламная кампания Yohji Yamamoto FW-85/86
«Испачканные, запятнанные, поблекшие вещи кажутся мне прекрасными», – заявил когда-то в интервью непреклонный Йоджи Ямамото, и этот принцип объясняет все: его одежда просто не могла нравиться массам, ведь мешковатые состаренные вещи – совсем не то, что привыкли видеть на страницах глянцевых журналов. В 1984 году Йоджи Ямамото представляет первую мужскую коллекцию. Все та же асимметрия, мешковатость и отсутствие воротника на рубашках были встречены с уже привычной для Йоджи долей скепсиса. Поклонников бренда даже стали называть «воронами».
Йоджи Ямамото – икона эпохи
Показ Ready-to-Wear SS-99
В 1990-е Йоджи Ямамото стал одной из ключевых фигур фэшн-индустрии, а его когда-то эпатажный фирменный крой превратился в новую норму. Именно в этот же период произошла революция бренда Yohji Yamamoto – мастер обратился к эстетике романтизма: сложный крой стал более женственным, появились вырезы и декольте. В 1994 году дизайнер становится первым японцем, получившим титул Кавалера Ордена искусства и литературы Франции. Именно в 1990-е к Йоджи приходит признание, а его одежда становится классикой.
Мода приходит в спорт
Рекламная кампания Y-3 FW-18
Именно Йоджи Ямамото стал первым кутюрье, начавшим сотрудничество со спортивным брендом. В 2001 году дизайнер совместно с Adidas запустил линию одежды Y-3, которая стала одним из самых коммерчески успешных проектов в истории модных коллабораций. Благодаря Y-3 у Ямамото появилась возможность выстроить диалог с молодым поколением и изменить уличную моду.
Джастин Бибер и Йоджи Ямамото
Канье Уэст, Ким Кардашьян и Сэмуэл Джексон на показе Yohji Yamamoto
Милла Йовович и Йоджи Ямамото
Yohji Yamamoto выбирают знаменитости с ярко выраженной индивидуальностью, которые не гоняются за модой, а порой и вовсе диктуют ее. Среди поклонников бренда – Рианна, Мила Йовович, Канье Уэст и его супруга Ким Кардашьян, американский актер Сэмуэл Джексон, французский футболист Зинедин Зидан и эксцентрик Джастин Бибер.
Аромат как жизненная позиция
В 1996 году Йоджи Ямамото запускает парфюмерную линию. Парфюмерная продукция бренда получила большой коммерческий успех, а буквально на днях вышел новый аромат I Am Not Going To Disturb You. «Вся моя работа подчинена сожалению. Я чувствую себя так, будто должен постоянно извиняться за то, что я живу, как будто все время приговаривая: «Простите, что я здесь, я не хочу никого беспокоить». Но своей работой я то и дело заявляю, что я здесь. И, надо полагать, незамеченным я не остался», – признается дизайнер.
Теплый и ненавязчивый, новый парфюм создан для уверенного в себе человека, который знает себе цену и не любит лишнего шума – совсем как сам Йоджи Ямамото.
Фото: Getty Images, Instagram @yohjiyamamotoofficial
Ёдзи Ямамото — философ в мире моды
Ёдзи Ямамото — дизайнер одежды из Японии, который не следует трендам и отвергает правила фешн культуры: он создаёт одежду для обычных людей всех возрастов. Стиль Ямамото — грань между минимализмом и авангардом плюс функциональность, плюс забота о душевном состоянии человека.
Краткая биография Ёдзи Ямамото
Ёдзи Ямамото родился в Токио в разгар Второй мировой войны. Через 2 года бомбардировка Хиросимы и Нагасаки погрузила в траур всю Японию. Его отец, которого силой забрали в армию, погиб на войне. Эти события отразились на матери дизайнера Фуми: всю оставшуюся жизнь она ходила в траурном чёрном цвете.
«Когда я вспоминаю об отце, я понимаю, что война до сих пор бушует внутри меня».
Уже в 4 года он понимал, что жизнь может быть жестокой. Он наблюдал разрушительные войны, прочувствовал отчаяние, голод и страх. Ёдзи вспоминает, что хотел только одного — защитить мать.
Фуми работала портнихой по 16 часов в день в своём маленьком магазинчике. Материала было мало, поэтому она старалась использовать каждый клочок ткани. Ёдзи, наблюдая за её трудами, полюбил рисовать модели вещей, кроить и шить.
Фуми продала свой магазин, чтобы Ёдзи начал бизнес. Его стиль стал узнаваем с самого начала: дизайнер стёр грань между мужским и женским, выбрал тёмный цвет тканей и отверг симметрию.
Слева направо: бывшая жена, Ёдзи, мать, дочь
Ёдзи создал коллекцию женской одежды под торговой маркой Y’s. В этом же году в Токио прошёл показ его первой коллекции pret-a-porter.
«Главная идея линии Y’s — одеть женщин в мужскую одежду. Женская одежда должна быть бронёй, которая охраняет тело».
Ямамото открыл бутик в Париже. Первый показ вызвал ураган эмоций критиков и журналистов. Модели дизайнера вышли без макияжа, а наряды отличались бесформенностью, асимметрией, необработанными швами и обилием чёрного цвета. Критики назвали коллекцию «стилем беженцев», а в мире моды появилось новое определение «Хиросима-шик».
«Я думаю, что совершенство уродливо. Я хочу видеть шрамы, неудачи, беспорядок, искажение».
Прошёл показ первой мужской коллекции Yohji Yamamoto Homme в Париже. Главные особенности коллекции: чёрный цвет, пиджаки и рубашки без воротников с ассиметричными рукавами, необработанные швы.
Ямамото шьёт костюмы для оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». В дальнейшем он создаст концертные наряды для группы Placebo и для фильмов японского режиссёра Такеши Китано.
Дизайнер пишет музыку для своих показов и иногда сам её исполняет, сидя за сценой.
Ёдзи играет на губной гармошке и гитаре. Фото: Max Montgomery
Ёдзи приступает к созданию парфюмерии под своим брендом. Первые духи дизайнер назвал в честь себя — YOHJI.
Впервые в истории моды высокий стиль объединился со спортивным. Ёдзи Ямамото начал сотрудничать с брендом Adidas и запустил линию одежды Y-3. Вместе они разработали коллекцию кроссовок и спортивной одежды. Чуть позже появились аксессуары, шапки, мячи и даже велосипеды.
Ямамото представил линию одежды Coming Soon. Она дешевле, чем остальные линии, и рассчитана на молодежь. Коллекция интересна тем, что все модели комбинируются и дополняют друг друга. Ещё одна отличительная деталь линии: на одежде нет лейбла с названием марки.
В конце одного из показов Ёдзи заявил, что бренд Yohji Yamamoto Inc оказался на грани банкротства с долгом 65 млн долларов. При этом уходить из индустрии моды дизайнер не собирался — он решил подождать лучших времён. Они не заставили себя ждать и начались уже через полгода.
Ямамото публикует автобиографию «Моя дорогая бомба». Глупо было ожидать от Ёдзи рассказ в хронологическом порядке. Его биография — поток ярких флэшбеков, мыслей, коротких поэм, стихов, пословиц и итогов своей 30-летней карьеры.
В лондонском музее Victoria and Albert Museum прошла выставка, посвященная истории бренда.
Издательство Rizzoli New York выпустило книгу «Ямамото и Ёдзи».
Исследовали 40 лет работы Ёджи его друзья: немецкий режиссер Вим Вендерс (Wim Wenders), французский архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel), голливудская актриса Тесса Шарлотта Рэмплинг (Tessa Charlotte Rampling) и японский режиссер Такеши Китано (Takeshi Kitano).
Вьетнамский режиссёр Нго Зе Чау (Ngo The Chau) снял фильм про Ёдзи «Yohji Yamamoto. Dressmaker». В нём кутюрье делится мыслями о жизни и карьере.
Отличительные черты стиля Ямамото
Унисекс
Главная и первая концепция одежды Ямамото — защита женского тела от мужских глаз и холодного ветра. Андрогинный фасон коллекций смещает внимание с тела на лицо. По мнению Ёдзи, именно лицо источник сексуальности.
«Чем больше женщина скрывает свою сексуальность одеждой, тем больше сексуальности появляется у неё в глазах».
Чёрный цвет
К чёрному цвету Ёдзи испытывает особую любовь по нескольким причинам:
— Фуми, мать дизайнера, носила только чёрную одежду.
— Ёдзи ассоциирует чёрный с морем, которое получилось из смеси всех остальных цветов.
— Чёрный цвет не отвлекает от главного: фасона и текстуры ткани.
— Чёрный защищает от окружающих.
«Черный цвет одновременно скромен и благороден. Непринужденный и удобный и, вместе с тем, таинственный. Но более всего черный — это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня».
Закрытый и свободный крой
Закрытый крой спасает от непогоды и защищает от лишних, недобрых взглядов. Модельер считает, что одежда, обтягивающая фигуру, «душит» тело и убивают свободу. Свободный крой создаёт пространство между телом и тканью, поэтому человек чувствует себя свободно.
Функциональность
Одежда Ямамото трансформируются благодаря многослойности и множеству карманов, молний, повязок. Помимо этого, большинство моделей выпущены только в одном универсальном размере.
Качество
Благодаря почти что маниакальной идее защитить тело, модельер с максимальной скрупулёзностью относится к выбору ткани. Ёдзи заказывает материал у семьи Хизо из японского города Киото. Хизо открыли бизнес в 1555 году и с тех пор считаются мастерами пошива традиционных кимоно и одежды для монахов.
Ёдзи отмечает, что в одежде важна история. Поэтому он создаёт слегка потёртые модели и сравнивает их с вещами из секондхенда. Но в отличие от старой одежды, его модели «живут» минимум 10 лет.
Марки Y’s, Yohji Yamamoto и YOHJI
Первая марка Ёдзи, которую он основал 40 лет назад. В рамках бренда дизайнер создаёт одежду для женщин на каждый день. Отличительная черта коллекций — объёмный силуэт.
Марка разделена на 3 коллекции:
Rismat by Y’s — линия одежды из трикотажа. Ямамото описывает её как минималистичную с игривыми элементами.
Michiko by Y’s — линия платьев в стиле «элегантный кэжуал».
Kayo Nakamura — линия сумок и обуви.
Yohji Yamamoto
Вторая марка основана 36 лет назад. В ней представлены женские и мужские линии. В отличие от Y’s, как отмечает кутюрье, коллекции пропитаны бунтарским духом.
Марка разделена на 6 линий:
Yohji Yamamoto FEMME — женская линия.
Yohji Yamamoto pour HOMME — мужская линия.
Yohji Yamamoto + NOIR — линия классической одежды (в понимании Ёдзи) на каждый день.
Yohji Yamamoto Regulation — линия, которую дизайнер характеризует как «одежда с дисциплиной». Создавая одежду, Ёдзи вдохновлялся военной формой.
Yohji Yamamoto Ragne Kikas — линия создавалась совместно с эстонским дизайнером Рагне Кикас. Рагне — страстная поклонница вязания. Не удивительно, что отличительная черта коллекции — вязанные модели.
Yohji Yamamoto B — линия унисекс. Модели представлены в чёрном и белом цветах, в одном размере оверсайз.
YOHJI
Ёдзи создал ароматы при сотрудничестве с парфюмерами: Жан-Мишель Дюрье (Jean-Michel Duriez), Жан Керлео (Jean Kerleo), Жан-Пьер Бетуар (Jean-Pierre Bethouart) и Дороти Пио (Dorothee Piot).
Гурманы ароматов отмечают, что композиции Ямамото сложными не назовёшь. Они — яркое воплощение минимализма.
Женская коллекция: Yohji, Yohji Essential, Yohji Senses,Yohji Pour Femme и Her Love Story.
Мужская коллекция: Yohji Homme, Yohji Pour Homme и His Love Story.
Дизайн упаковок одинаковый. Отличается только цвет.
Сотрудничество
Adidas
В 2001 году Ямамото предложил компании Adidas вместе разработать элегантную спортивную одежду, обувь и аксессуары. Новая марка получила название Y-3.
В одном из интервью Ёдзи признётся, что поразился уродством кроссовок Adidas, поэтому и предложил им помощь. В другом интервью дизайнер говорит, что попросил у компании кроссовки для своего показа. После этого Adidas предложили сотрудничество.
New Era
В 2013 году бренд New Era и Ямамото создали капсульную коллекцию кепок, рюкзаков и курток. Коллекция представлена в чёрном цвете. На некоторые модели кепок вшита серебряная пластина с выгравированной подписью Ямамото.
Hello Kitty
В 2015 году бренд Hello Kitty попросил Ёдзи Ямамото возглавить новую линию Kitty’s. Команда Ямамото взялась за разработку продукта, производство и брендинг.
В коллекцию входят аксессуары и одежда с изображением персонажей из Вселенной Hello Kitty и My Melody.
Интересные факты
Подробней о книге-альбоме, которая посвящена выставке в музее Victoria and Albert Museum, читайте в нашей статье.