в каком году был впервые предложен термин природопользование
Природопользование
Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».
При нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.
Связанные понятия
Экологические ресурсы — средообразующие компоненты, которые обеспечивают экологическое равновесие в природе, в том числе энергия, вещества и организмы.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Урбоэкология (от лат. urbs — город), или экология города, — наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной. Урбоэкология является разделом экологии.
Энергетический учёт (англ. energy accounting) — система, используемая в пределах промышленности, где измерение и анализ потребления энергии различными видами деятельности производится для повышения энергетической эффективности. В широком понимании — энергетический учёт используется для описания термодинамических аспектов энергетической экономики, как пример, когда анализируемая полезная энергия протекает в любой производящей энергию системе.
Теория разумного роста (теория интенсивного роста) в городском планировании стремится создать такую модель устойчивого развития города, которая бы препятствовала расширению городского пространства, его бесконтрольному расползанию. Противопоставляется парадигме экстенсивного роста, господствовавшей на протяжении индустриального этапа развития городов и систем расселения.
В каком году был впервые предложен термин природопользование
Тема 1: Становление природопользования как междисциплинарного
научного направления и вида практической деятельности человека
Человек является частью природы и тесно с ней связан. Роль природы в его жизни и деятельности трудно переоценить. Приро да служит средой обитания людей и одновременно источником всех необходимых им веществ и энергии, на которых базируется общественное производство, ее состояние во многом определяет благосостояние и уровень развития человеческого общества.
Основным источником получения необходимых людям мате риальных благ служат естественные (природные) ресурсы. К ним относятся элементы природы (различные виды веществ и энергии), которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества. В отношении ресурсов при рода рассматривается с учетом как интересов производства (земельные, водные ресурсы и др.), так и условий жизнедеятельно сти человека (рекреационные, лечебные ресурсы и др.). Предель ное количество природных ресурсов, которое человек может использовать без подрыва своего существования и развития, на зывают природно-ресурсным потенциалом.
В этой ситуации особое значение приобретает глубокий и все сторонний анализ проблемы взаимоотношения общества и при роды в целях разработки основ рационального использования ес тественных ресурсов и поддержания здоровой для человека эко логической среды. В настоящее время такая разработка ведется в рамках междисциплинарного научного направления, называемого природопользованием.
Термин «природопользование» и аналогичное понятие пред ложены в 1959 г. экологом Ю. Н. Куражковским и сразу же были приняты сначала наукой, а затем и практикой. По Куражковско му (1969), природопользование — это комплексная научная дис циплина, исследующая общие принципы рационального (для дан ного исторического момента) использования природных ресур сов человеческим обществом. Ее задачи сводятся к разработке принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.
Начиная с 70-х годов в литературе после работ Ю. Н. Кураж ковского предлагались различные трактовки понятия «природопользование». Объем содержания этого понятия колебался от отождествления природопользования со всем процессом обще ственного производства до включения конкретных видов дея тельности по эксплуатации тех или иных природных ресурсов. Нередко в понятия «природопользование», «охрана природы», «охра на окружающей среды» вкладывался один и тот же смысл. В ряде работ термин «природопользование» применяется к возобнови мым ресурсам биосферы, а вопросы охраны природы противопоставляются вопросам ее использования. На Западе в течение дли тельного времени термином « conservation », идентичным понятию «охрана окружающей среды», обозначалась и вся проблема раци онального использования природных ресурсов (в которую, однако, не включались задачи, связанные с добычей полезных ис копаемых).
Различают не рациональное и рациональное природопользование.
Нерациональное природопользование — одностороннее потре бительское отношение к природе, стремление взять у нее как можно больше, не заботясь о последствиях. Оно приводит к каче ственному и количественному истощению природных ресурсов, усилению негативного воздействия измененной природы на человека, препятствует сохранению и восстановлению природно- ресурсного потенциала.
По мнению А. Г. Исаченко (1980), термин «рациональное при родопользование» неудачен из-за его потребительского, утилитарного оттенка. Им предложено понятие «оптимизация природной среды», которое означает: а) рациональное, научно обосно ванное и технологически совершенное использование естественных ресурсов; б) охрану природных комплексов, т.е. их защиту от тех ногенных нагрузок в различных формах вплоть до создания запо ведных территорий; в) активное регулирование природных про цессов на строго научной основе (мелиорация).
Совокупность естественных, природно-антропогенных и тех ногенных условий, определяющих жизнедеятельность человека, получила название «окружающая среда» (точнее, «окружающая человека среда»).
Субъектами, извлекающими пользу из объекта природопользования, являются общество, хозяйство, отрасли производства, предприятия, административные органы и т.д. Поскольку антропогенное воздействие на природу часто ведет к негативным по следствиям, возникает необходимость в управлении природополь зованием и регулировании природными и природно-антропоген ными процессами. Поэтому управление и регулирование становятся важными элементами деятельности субъекта в процессе исполь зования естественных ресурсов.
Главная задача природопользования как научного направле ния — поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой в конкретных природных и соци ально-экономических условиях территории. Они должны способствовать сохранению и воспроизводству благоприятных условий для жизни и деятельности человека, поэтому рациональное при родопользование тесно связано с проблемой экологической безо пасности. Экологически безопасной может считаться такая деятельность человека, которая хотя и приводит к изменениям при родного окружения, однако не вызывает в нем структурных и функциональных изменений (т.е. сохраняет способность природных систем к самовосстановлению). Это означает, что экологически безопасная деятельность существенно не меняет показате ли, характеризующие состояние систем вследствие влияния естественных факторов.
По мнению А.Г.Исаченко (1980), цели оптимизации сводят ся к сбалансированному соотношению между эксплуатацией, кон сервацией и улучшением природной среды. Это очень сложная и многогранная задача. Ее решение опирается на комплекс различных естественных, технических и социально-экономических дисциплин. Среди них особое место занимают география и эко логия.
Исследования по вопросам природопользования ведутся в гео графии и экологии уже более 30 лет. Их сближают комплексный подход к объектам изучения, выявление антропогенных изме нений природной среды, разработка мероприятий по охране и рациональному использованию естественных ресурсов. Однако в экологических работах слабо учитываются конкретные физико-географические условия территорий и пространственная диффе ренциация природной среды, а в географических исследованиях не уделяется должного внимания влиянию измененных ландшаф тов на среду обитания человека и экологическим последствиям использования тех или иных видов естественных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость интеграции усилий географов и экологов (т.е. использования эколого-географического подхода) для более полного и глубокого изучения последствий воздействия человека как на природную среду в целом, так и на отдельные ее регионы и локальные территории.
Природопользование
Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».
При нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.
общее природопользование; специальное природопользование. Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно может осуществляться любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и дальнейшего существования, например пользование воздухом, водой и т.д. Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (газ, нефть и др.), поэтому оно регулируется отраслевым природоресурсным законодательством России: Земельным кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, законами «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах» и др.
Содержание
Природопользование как учебная дисциплина
Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной образовательной дисциплины «Природопользование», рассматривающей один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества — объективная оценка состояния и оптимизация использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.
Цели и задачи дисциплины
Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.
Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования — стадии извлечения и переработки природных ресурсов.
Вторая область — экономика загрязнения (экономика удаления отходов), исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования — удалением отходов производства.
Третья область исследования — экономика природовосстановления и природоохраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств.
Парадигмы «Экономики природопользования»
Существуют три основные парадигмы «экономики природопользования».
Первая парадигма основана на идее о том, что наилучшим является минимальное использование природных ресурсов. Согласно принципу «минимизации воздействия», права на использование ресурсов должны находиться в руках локальных групп населения, то есть людей, проживающих в небольших поселениях и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с природой.
Вторая парадигма базируется на идее оптимального использования природных ресурсов. Под оптимальностью понимается извлечение из природы такого объема ресурсов, которое позволяет каждому члену растущего общества неуклонно повышать уровень своего благосостояния (небольшой, но одинаковый прирост ежегодного потребления для общества)
Третья парадигма базируется на принципе максимизации использования природных ресурсов для максимально возможного увеличения благосостояния населения. Согласно этой парадигме, все члены общества стремятся к максимизации использования природных ресурсов.
В каком году был впервые предложен термин природопользование
Природопользование
Преподаватель: Заворуева Е.Н.
1. Укажите, кто и когда ввел термин «природопользование»:
1) К. Маркс, 6) 1854 г.,
2) Н. Ф. Реймерс, 7) 1935 г.,
3) М. Д. Лемешев, 8) 1958 г.,
4) В. И. Вернадский, 9) 1970 г.,
5) Ю. Н. Куражсковский, 10) 1982 г.
2. Термин «природопользование» был впервые предложен в 1958 г.
1) Н. Реймерсом,
2) В. Преображенским,
3) Ю. Куражковским,
4) В. Анучиным,
5) Э. Геккелем.
1) стадия развития биосферы,
2) самостоятельная оболочка Земли,
3) условия жизни человека как биологического вида.
4. Понятие «ноосфера» было введено в науку
1) В. Вернадским,
2) Э. Геккелем,
3) Э. Леруа и П. Теяром де Шарденом,
4) П. Видалем де ла Блашем.
1) тождественны,
2) близки, но не тождественны.
6.Укажите верное определение для понятия «рекреационные ресурсы»:
1) это особенности рельефа местности;
2) это природные предпосылки для организации отдыха населения;
3) это антропогенные условия для организации отдыха людей.
7. Укажите наиболее полное определение понятия «окружающая человека среда»:
1) это совокупность условий жизни человека как биологического организма;
2) это понятие включает помимо естественных условий жизни человека, материальные объекты;
3) это искусственное окружение людей, состоящее из технических компонентов.
8. Укажите верное утверждение:
1) Понятие «природопользование» включает охрану и воспроизводство природных ресурсов;
2) В понятие «природопользование» не входит охрана и воспроизводство природных ресурсов.
9. Природопользование следует рассматривать в первую очередь (в узком значении) как:
1) изучение природных ресурсов;
2) эксплуатацию природных ресурсов;
3) сохранение природных ресурсов.
10. Укажите верные утверждения:
1) Природопользование включает помимо видов деятельности по извлечению и переработке природных ресурсов охрану территорий, где ведется их разработка;
2) Природопользование включает только извлечение и переработку природных ресурсов и не включает охрану территорий, где ведется их разработка;
3) Рациональное природопользование – это система деятельности, призванная любыми методами получить от природной среды максимальные объемы природных ресурсов;
4) Рациональное природопользование предусматривает комплексную эксплуатацию отдельного вида природных ресурсов;
5) Рациональное природопользование не предусматривает проведение мероприятий по воспроизводству изъятых ресурсов.
11. Среди перечисленных ниже положений найдите два признака экологического кризиса:
1) это обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов;
2) это необратимое изменение в природных комплексах;
3) это результат непосредственного воздействия человеческой деятельности на природную среду;
4) это результат влияния измененной человеческим обществом природной среды на общественное развитие.
12. По какому критерию (признаку) ресурсы подразделяют на категории «реальные» и «потенциальные»:
1) по степени изученности,
2) по происхождению,
3) по признаку исчерпаемости и возобновимости,
4) по техническим возможностям эксплуатации
5) по характеру торговли природным сырьем,
6) по экономическим возможностям возмещения,
7) по величине запасов и хозяйственной значимости,
8) по основным направлениям использования в промышленности?
13. Согласно какой классификации природные ресурсы подразделяют по признаку исчерпаемости и возобновимости:
1) генетической,
2) экологической,
3) хозяйственной?
14. Выделите два классификационных признака, характеризующие вод
вые ресурсы:
1) возобновимые,
2) исчерпаемые,
3) невозобновимые,
4) неисчерпаемые.
15. Укажите категорию, к которой относят согласно экологической клас-сификации земельные ресурсы:
1) исчерпаемых возобновимых,
2) исчерпаемых невозобновимых.
1) отдых,
2) промышленное производство,
3) сельскохозяйственное производство.
17. Подберите наиболее точное определение для категории «запасы» при¬родных ресурсов:
1) это важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства;
2) это та часть природных ресурсов, которую можно использовать в определенных технических, экономических и социальных целях;
3) это оцененная часть природного сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и со¬циальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации.
18. Укажите исчерпаемые природные ресурсы:
1) сланцы,
2) торф,
3) уголь,
4)ресурсы атмосферного воздуха,
5) геотермальные источники,
6) энергия ветра,
7) агроклиматические,
8) руды цветных металлов,
9) биологические,
10) энергия Солнца.
19. Укажите неисчерпаемые природные ресурсы:
20. Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:
1) минеральное топливо,
2) биогаз,
3) гидроэнергоресурсы,
4) агроклиматические,
5) ресурсы животного мира,
6) лесные,
7) горно-химическое сырье,
8) металлические ресурсы,
9) водные,
10) ресурсы атмосферного воздуха.
21. Укажите верные утверждения:
1) Рекреационные ресурсы – это только леса и водные поверхности;
2) Рекреационные ресурсы – это природные и техногенные процессы явления, которые могут быть использованы для удовлетворения рекреационных потребностей населения и организации рекреационного хозяйства;
3) Лучшими породами деревьев являются хвойные, поэтому наиболее эффективны для организации рекреационных зон хвойные леса;
4) Наиболее пригодными для отдыха считаются леса областей Центральной России, где лесистость превышает 50%;
5) В рекреационном природопользовании в качестве ресурсов может выступать красота ландшафта, пейзажное разнообразие местности, материальная и духовная культура страны, экзотичность природы, уникальность архитектуры.
22. Укажите неверные утверждения:
1) Природное сырье – эта та часть природных ресурсов, которую можно использовать в определенных технических, экономических и социальных целях;
2) Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда переходят в разряд природного сырья;
3) Согласно критериям экологической классификации выделяют реальные и потенциальные природные ресурсы;
4) Использование различных классификаций природных ресурсов позволяет выявить закономерности формирования отдельных групп ресурсов, возможности хозяйственного использования, сделать выводы о направлениях их рационального использования и охраны;
5) Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий;
6) Количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас.
23. Какое из перечисленных ниже направлений не отвечает содержанию понятия «рациональное использование минеральных ресурсов»:
1) полное извлечение из породы основного сырья;
2) вовлечение в использование бедных руд;
3) вовлечение в использование только лучших по качеству руд;
4) вторичное использование отходов обогащения;
5) комплексное использование.
Природопользование как прикладная научная дисциплина
Впервые термин «природопользование» был введен в научный обиход в 1958 г. Ю. Н. Куражковским, А. Н. Формозовым и Г. Е. Бурдиным. В работе «Очерки природопользования» Куражковский определил природопользование как комплексную научную дисциплину, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями. Природопользование, как процесс освоения и преобразования пространства, можно рассматривать двояко: с точки зрения пространственной (геосистемной) обусловленности природопользования и с точки зрения воздействия природопользования на пространство (геосистему). В связи с этим природопользование решает задачи, связанные как с выбором оптимальной деятельности для освоения территории, так и определением предельно допустимых изменений природной среды в результате деятельности человека.
Теоретическим базисом природопользования служат основы наук о Земле, прежде всего географии, которая в силу своей комплексности так же, как природопользование, занимает пограничное положение между естественными и общественными науками.
Основной задачей прикладного научного направления «Природопользование» является поиск оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта.
Рациональное природопользование и стратегия устойчивого развития
В зависимости от результатов воздействия общества на природную среду и ее ответной реакции разграничивают рациональное и нерациональное природопользование.
Нерациональное природопользование — система эксплуатации природно-ресурсного потенциала, не обеспечивающая его сохранения и воспроизводства, влекущая истребление природных ресурсов.
Рациональное природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству в процессе жизнедеятельности общества и функционирования общественного производства, с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. Рациональное природопользование (от лат. rationalis — разумный, целесообразный, обоснованный) осуществляется человеком так, чтобы в первую очередь была «польза» природе и далее себе, как элементу
природы. Система рационального природопользования, характерного для интенсивного хозяйства развитых стран, позволяет значительно уменьшить воздействие на окружающую среду, в частности ее загрязнение.
Рациональное природопользование базируется на следующих принципах:
• знания о природе и природопользовании должны быть глобальными, а действия — локальными;
• у природы нельзя брать то, без чего можно обойтись;
• жизненное пространство нужно не отвоевывать у природной экосистемы, а создавать;
• природу надо не покорять, а с ней сотрудничать;
• любой биотический элемент экосистемы имеет такие же «права на ресурсы», как и человек.
При оценке программ и проектов развития территорий применяются различные критерии оценки рационального природопользования:
экономические, социальные, экологические, нравственные (например, запрет на выращивание сырья для производства наркотиков).
Примеры экономических критериев:
• достаточно полное использование добываемых природных ресурсов;
• уменьшение количества потребляемых ресурсов;
• обеспечение восстановления возобновляемых природных ресурсов;
• создание новых рабочих мест.
Примеры социальных критериев:
• воздействие на здоровье людей (физическое, психологическое, нравственное);
• сохранение ареалов проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Примеры экологических критериев:
• полное и многократное использование отходов производства;
• преимущественное использование возобновляемых природных ресурсов;
• поддержание способности экосистемы сохранять свою структуру и функционирование.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей общества в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала территории. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие» (англ, sustainable development). В настоящее время существует несколько десятков определений этого понятия, суть которых сводится к формулировке, данной в 1989 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию.
Устойчивое развитие удовлетворяет жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности в связи с оскудением природных ресурсов и деградацией природной среды.
Взаимоотношения «общество — природа» интерпретируются как двухкомпонентная система, объединенная процессом коэволюции, согласно которому природа и человек развиваются параллельно, воздействуя друг на друга. При этом общество, развиваясь по своим законам, не должно препятствовать условно-естественному ходу эволюции природы. На конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. были рассмотрены политико-правовые, экономические и экологические аспекты устойчивого развития и приняты пять важных международных соглашений, среди которых «Декларация по окружающей среде и развитию».