в каком году был упразднен комитет государственной безопасности при совете министров ссср
Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР
Содержание
Статус
Согласно утверждённому 9 апреля 1959 года Президиумом ЦК КПСС Положению о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР (основной регулирующий документ, сохранявший силу вплоть до 16 мая 1991), введённому в действие в тот же день постановлением Совета Министров:
Этот документ имел гриф «Совершенно секретно — Особая папка» и не содержал ссылок на Конституцию СССР или упоминания Конституции или иных законодательных актов. Был пункт, ограничивающий деятельность КГБ СССР и требующий действовать в рамках советских законов:
«12. Органы государственной безопасности во всей своей деятельности должны строго соблюдать социалистическую законность. Они обязаны использовать все предоставленные им законом права, чтобы ни один враг Советского государства не уклонился от заслуженной кары и чтобы ни один гражданин не подвергся необоснованному привлечению к ответственности. Должны сурово пресекаться нарушения социалистической законности и произвол как действия, посягающие на социалистический правопорядок и права советских граждан. Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Надзор за следствием в органах госбезопасности осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР
В настоящее время, помимо основного значения, само слово и производные от него могут в разговорной речи употребляться для обозначения различных спецслужб РСФСР, СССР и Российской Федерации.
Комитет государственной безопасности СССР
Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР) — союзно-республиканский центральный орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Существовал в СССР в 1954-1991 годах.
Органы безопасности СССР были преобразованы в Комитет государственной безопасности после длительной череды реорганизаций 1922, 1923, 1934, 1941, 1946 и 1953 годов через Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) — Государственное политическое управление (ГПУ) — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — Наркомат государственной безопасности (НКГБ) — Министерство государственной безопасности (МГБ) — Министерства внутренних дел (МВД).
Решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 года на основании записки министра внутренних дел СССР Сергея Круглова, в которой отмечалось, что МВД «…не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским правительством».
По результатам обсуждения этой докладной записки 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании КГБ при Совете министров СССР, а его председателем был назначен генерал-полковник Иван Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел.
Комитет государственной безопасности был образован путем выделения из Министерства внутренних дел СССР ряда управлений, служб и отделов. При этом предусматривалось одновременное сокращение численности передаваемых в КГБ оперативно-чекистских кадров на 20%, также подлежал сокращению и штат, остающийся в МВД.
Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.
Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 года была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое Главное управление (разведка за границей); Второе Главное управление (контрразведка); Третье Главное управление (военная контрразведка); Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное); Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами); Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах); Шестое управление (транспортное); Седьмое управление (наружное наблюдение); Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства); Десятое управление (управление коменданта Московского кремля); Следственное управление, а также пять самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем — управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.
Структура Комитета постепенно модифицировалась. В 1957 году из структуры МВД в КГБ были переданы пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск. В 1967 году для борьбы с диссидентами было создано самостоятельное пятое управление; в 1981 году было развернуто четвертое управление для контрразведки на транспорте, в 1982 году – шестое управление для контрразведывательной работы в промышленности, в 1990 году — управление по борьбе с организованной преступностью.
Для выполнения возложенных на него задач КГБ при Совете Министров СССР имел соответствующие органы в союзных и автономных республиках, в краях и областях, некоторых городах и районах, в военных округах, объединениях, соединениях и частях Советской армии, на флотах и флотилиях Военно-морского флота, в войсках МВД, пограничных и специальных войсках, а также имел резидентуры в капиталистических и развивающихся странах, представительства при органах безопасности социалистических стран, пограничные войска, войска правительственной связи, войска спецслужбы, учебные заведения и др.
Органы КГБ имели право вести агентурно-оперативную paботу, производить в соответствии с законом обыски, задержания, аресты, вести дознание и следствие, проводить спецмероприятия, проверять состояние секретного делопроизводства в министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях и организациях, осуществлять административный надзор за работой ведомственных радиостанций и др.
Формирование штата сотрудников органов государственной безопасности шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов после их проверки и тщательного изучения кандидатов, или «партийным набором», то есть переводом партийных работников, как правило, на руководящие должности в органах КГБ после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954 года подготовка сотрудников велась в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР, ставшей высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения.
В 1978 году КГБ был придан статус министерства, и его председатель стал членом Совета Министров СССР.
Иван Серов был председателем КГБ до 1958 года. На этом посту его последовательно сменяли Александр Шелепин (в 1958 году), Владимир Семичастный (в 1961 году), Юрий Андропов (в 1967 году), Виталий Федорчук (в мае 1982 года), Виктор Чебриков (в декабре 1982 года), Владимир Крючков (в 1988 году), Вадим Бакатин (в августе 1991 года).
21 августа 1991 года за участие в подготовке образования и в деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) был арестован председатель КГБ Владимир Крючков. В том же месяце из состава КГБ СССР были выведены отдел правительственной связи, Восьмое главное управление (правительственная связь и криптография) и Шестнадцатое управление (радиоэлектронная разведка и криптография). Месяцем позже Министерству обороны СССР были возвращены отдельные подразделения войск, ранее переданные КГБ, а Девятое управление КГБ СССР (служба охраны руководителей КПСС и СССР) было преобразовано в управление охраны при аппарате президента СССР.
3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании этого закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ).
В 1992 году на базе Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР, преобразованного в 1991 году из КГБ РСФСР, было образовано Министерство безопасности Российской Федерации, которое в 1993 году преобразовано в Федеральную службу контрразведки. В 1995 году ФСК было переименовано в Федеральную службу безопасности (ФСБ) РФ, которой в 2003 году были переданы функции упраздненных Федеральной пограничной службы РФ и частично Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
КГБ СССР
Содержание
Статус
Согласно утверждённому 9 апреля 1959 года Президиумом ЦК КПСС Положению о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР (основной регулирующий документ, сохранявший силу вплоть до 16 мая 1991), введённому в действие в тот же день постановлением Совета Министров:
Этот документ имел гриф «Совершенно секретно — Особая папка» и не содержал ссылок на Конституцию СССР или упоминания Конституции или иных законодательных актов. Был пункт, ограничивающий деятельность КГБ СССР и требующий действовать в рамках советских законов:
«12. Органы государственной безопасности во всей своей деятельности должны строго соблюдать социалистическую законность. Они обязаны использовать все предоставленные им законом права, чтобы ни один враг Советского государства не уклонился от заслуженной кары и чтобы ни один гражданин не подвергся необоснованному привлечению к ответственности. Должны сурово пресекаться нарушения социалистической законности и произвол как действия, посягающие на социалистический правопорядок и права советских граждан. Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Надзор за следствием в органах госбезопасности осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР
В настоящее время, помимо основного значения, само слово и производные от него могут в разговорной речи употребляться для обозначения различных спецслужб РСФСР, СССР и Российской Федерации.
Комитет государственной безопасности СССР
Комите́т госуда́рственной безопа́сности CCCP [1] (аббр.: офиц. КГБ СССР; разг. КГБ ; Комитет госбезопасности ; разг. «комитет», «органы») — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год.
Основными функциями КГБ были внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и Правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием и антисоветской деятельностью. Также в задачу КГБ входило обеспечение Центрального комитета КПСС (до 16 мая 1991 года) и высших органов государственной власти и управления СССР информацией, затрагивающей государственную безопасность и оборону страны, социально-экономическое положение в Советском Союзе и вопросы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности советского государства и коммунистической партии.
В систему КГБ СССР входили четырнадцать республиканских комитетов государственной безопасности на территории республик Союза ССР; местные органы государственной безопасности в автономных республиках, краях, областях, отдельных городах и районах, военных округах, соединениях и частях армии, флота и внутренних войск, на транспорте; пограничные войска; войска правительственной связи; органы военной контрразведки; учебные заведения и научно-исследовательские учреждения; а также так называемые «первые отделы» советских учреждений, организаций и предприятий.
В разные годы КГБ имел разные официальные наименования и статус в системе центральных органов государственного управления:
Полное наименование | Аббревиатура | Статус | Годы |
---|---|---|---|
«Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР» | КГБ | ведомство с правами министерства | 13 марта 1954 — 5 июля 1978 |
«Комитет государственной безопасности СССР» | КГБ СССР | государственный комитет | 5 июля 1978 — 3 декабря 1991 |
В настоящее время, помимо основного значения, аббревиатура «КГБ» и производные от неё зачастую используются в разговорной речи для обозначения любых спецслужб СССР, РСФСР, и Российской Федерации.
Содержание
История
Образование КГБ
Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» [2] Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову, который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС. Предложения Круглова были обсуждены на заседании Президиума ЦК КПСС 8 февраля 1954 года и полностью одобрены, за исключением того, что из предложенного министром названия — «Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР» — было убрано «по делам». [3] Месяц спустя, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. [4] В состав нового комитета вошли выделенные из Министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Председателем комитета был назначен бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР, генерал-полковник И. А. Серов.
Примечательно, что КГБ был образован не в качестве центрального органа государственного управления, каковым являлись его предшественники — МГБ и МВД СССР — а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР. По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии. [5] Тем не менее, председатели КГБ назначались на должность не приказами председателя Совета Министров СССР, как это было принято для руководителей ведомств при правительстве страны, а Указами Президиума Верховного Совета СССР, как это делалось для министров и председателей государственных комитетов.
1950-е годы
Практически сразу же после своего образования, КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти И.В. Сталина процессом десталинизации общества и государства. Из рассекреченных документов Государственного архива Российской Федерации стало известно, что в 1950-е годы численность личного состава КГБ была сокращена более чем на 50 процентов по сравнению с 1954 годом. Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях. Значительно была упрощена структура особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, в то время как около 8 тысяч офицеров КГБ были переведены на положение гражданских служащих. [4]
9 апреля 1959 года, cпустя пять лет после образования КГБ, в режиме строгой секретности было утверждено «Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР», в котором был закреплён статус Комитета государственной безопасности в качестве ведомства при правительстве страны с правами министерства, а также была установлена подчинённость КГБ Президиуму ЦК КПСС и Правительству СССР.
1960-е годы
Летом 1962 год ресурсы КГБ были задействованы в операции по подавлению забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в г. Новочеркасске. По имеющимся данным, сотрудники госбезопасности лично не участвовали в расстреле забастовщиков, однако играли активную роль в слежке за «зачинщиками беспорядков» и их арестах. Активисты забастовки были выявлены благодаря фотографиям, сделанным штатными сотрудниками и тайными агентами КГБ, и привлечены к суду по обвинению в бандитизме, организации массовых беспорядков и попытке свержения советской власти. Семеро участников выступлений были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные получили длительные сроки заключения с отбыванием в колонии строгого режима.
1970—1980-е годы
Борьба с инакомыслящими в СССР
Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утонченными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. [17] Практиковался запрет на проживание политически неблагонадежных граждан в столичных городах страны — так называемая «ссылка за 101-й километр». Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.
Объектом многолетней травли КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский ученый-физик, трижды Герой Социалистического Труда, диссидент и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира А. Д. Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький, где он провел 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку, по обвинению в антисоветской деятельности, возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учетом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. В качестве альтернативы, в докладной записке в ЦК КПСС руководство КГБ рекомендовало разрешить Зиновьеву и его семье выезд за рубеж и закрыть ему въезд в СССР.
Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов. С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова, А. Гинзбурга, А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976—1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева, П. Григоренко и В. Рубин. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году, в разгар горбачёвской перестройки.
Борьба с сионизмом
Летом 1970 года группой советских отказников была предпринята попытка захвата пассажирского самолета с целью эмиграции из СССР. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации.
Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой, направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику еврейской пасхи.
По инициативе Отдела пропаганды ЦК КПСС и КГБ СССР в 1983 году в СССР был создан Антисионистский комитет советской общественности, который под руководством секретариата ЦК КПСС и органов госбезопасности занимался пропагандистской и издательской деятельностью.
«Идеологические операции» КГБ
Особое место в арсенале средств борьбы КГБ с враждебной советскому строю идеологией и её носителями занимали подготовка и формирование общественного мнения посредством печати, кино, театра, телевидения и радио. В 1978 году была учреждена специальная премия КГБ СССР в области литературы и искусства, которой награждались писатели и актеры, чьи работы реализовали идеологические замыслы руководства органов госбезопасности или освещали деятельность сотрудников комитета в соответствии с официальной точкой зрения руководства КГБ и ЦК КПСС. Благодаря этой политике появились такие фильмы как Семнадцать мгновений весны, Вариант «Омега», Щит и меч.
Развивающиеся страны
В условиях усиления политического, военного и идеологического противостояния сверхдержав в 1970-80-е годы, КГБ предпринимал активные усилия по расширению сферы влияния Советского Союза в странах «третьего мира» — в Латинской Америке, Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Европа и Северная Америка
1990-е годы
Изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. В 1990 году была отменена статья 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую и направляющую роль Коммунистической партии Советского Союза в политической системе СССР. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ, высказывались в пользу департизации. [25] Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года с принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС. [31]
Улучшение отношений с Западом повлекло за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединенных Штатов Америки в качестве главного противника СССР.
Участие председателя КГБ СССР В. А. Крючкова в создании ГКЧП и провал Августовского путча положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. В августе 1991 года из состава КГБ были выведены подразделения правительственной связи, радиоэлектронной разведки и криптографии и объединены в Комитет правительственной связи СССР, который стал подчиняться непосредственно Президенту СССР. В сентябре 1991 года служба охраны КГБ СССР была преобразована в Управление охраны при Аппарате Президента СССР. А 22 октября 1991 года постановлением Государственного Совета СССР № ГС-8 Комитет государственной безопасности СССР был расчленен на три учреждения: Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР (ЦСР) и Комитет по охране государственной границы СССР. Новые союзные органы государственной безопасности были подчинены Президенту СССР.
Официальной датой упразднения Комитета государственной безопасности СССР считается 3 декабря 1991 года — дата подписания Президентом СССР М. С. Горбачёвым Закона СССР № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании которого ликвидация КГБ как органа государственного управления была узаконена. При этом республиканские и местные органы безопасности, входившие в систему КГБ СССР, перешли в исключительную юрисдикцию суверенных республик в составе СССР.
Правовая основа деятельности и подчиненность
В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [32] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ, что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооруженной силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жесткий контроль над обществом». [33]
«Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС.»
В отличие от своего центрального органа, которому было предписано регулярно отчитываться о своей деятельности перед ЦК КПСС и Правительством СССР, республиканские и местные органы государственной безопасности не были подотчетны никому, кроме самого КГБ и соответствующих партийных органов на местах. [35]
Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций (в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.), Комитет государственной безопасности СССР имел право под надзором органов прокуратуры вести следствие по делам о государственных преступлениях, однако мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличенных или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя и коммунистической партии. [35]
Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. 16 мая 1991 года был принят Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР», согласно которому контроль за деятельностью КГБ СССР стал осуществляться высшим законодательным органом страны, главой государства и советским правительством, в то время как республиканские органы государственной безопасности республик стали подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик, а также самому КГБ СССР.
«Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция СССР, конституции республик, настоящий Закон и другие законодательные акты Союза ССР и республик, акты Президента СССР, постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР и правительств республик, а также издаваемые в соответствии с ними акты Комитета государственной безопасности СССР и органов государственной безопасности республик.
Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.»
— ст. 7, п. 16 закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»
Вместе с тем, за органами госбезопасности были сохранены полицейские функции — им было разрешено проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых было отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; осуществлять без санкции прокурора контроль почтовых отправлений и прослушивание телефонных переговоров; осуществлять без санкции прокурора аресты и содержать под стражей лиц, задержанных органами госбезопасности по подозрению в совершении преступлений. [31]
Постановлением Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 года № 2160-1 «О введении в действие Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР» была также предусмотрена разработка и утверждение до 1 января 1992 года нового положения о Комитете государственной безопасности СССР взамен положения 1959 года. Однако новый документ утвержден не был — 3 декабря 1991 года КГБ СССР был упразднен.
Взаимоотношения КГБ и КПСС
Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделен правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве, а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства. [33] Отдельные аспекты деятельности КГБ — в частности, подчиненность партии, борьба с инакомыслием, освобождение от следования отдельным нормам уголовно-процессуального права — наделяли профильные подразделения КГБ характерными признаками тайной полиции.
Партийный контроль
Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС, как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Все сотрудники КГБ были обязаны с ранних лет, быть членами комсомола ВЛКСМ и коммунистической партии Советского Союза.
«Политбюро руководило Комитетом госбезопасности не через партийную организацию, а напрямую — через председателя КГБ и одного-двух его заместителей.»
Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведенный Комиссией Пленума Верховного Суда Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. В частности, было установлено, что в отношении органов государственной безопасности Советского Союза руководящие органы КПСС осуществляли следующие функции: [33]
Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств.
В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры, что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности. [36]
В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии (в том числе во время их нахождения на отдыхе), обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий (съездов, пленумов, совещаний), обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел, являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. В частности, на КГБ было возложено обеспечение безопасности и обслуживания членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС, а также, в соответствии с решениями ЦК КПСС, государственных и политических деятелей зарубежных стран во время их пребывания в СССР. К примеру, КГБ осуществлял охрану и обслуживание постоянно проживавшего в Москве Б. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана.
Кадровая интеграция
Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Так, например, бывший председатель КГБ Азербайджана Г. А. Алиев стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, в Латвии руководитель республиканского КГБ Б. К. Пуго стал руководителем республиканской коммунистической партии, не говоря уже о самом председателе КГБ СССР Ю.В. Андропове, ставшем в 1982 году секретарем, а затем и Генеральным секретарем ЦК КПСС. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. К примеру, в апреле 1968 года референт отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран П. П. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в 1971—1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала. В 1979 году опять перешел на работу в ЦК КПСС, став помощником члена Политбюро ЦК Андропова. С 1982 по 1984 годы он был помощником секретаря, затем — Генерального секретаря ЦК КПСС, а в 1984 опять вернулся на работу в КГБ. В июне 1985 Лаптев назначен первым заместителем, а в мае 1991 года — заведующим Общим отделом ЦК КПСС.
Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Так, кандидатура председателя КГБ сначала проходила утверждение в ЦК КПСС и только после этого председатель назначался на должность Президиумом Верховного Совета СССР, в то время как назначение заместителей председателя осуществлялось Советом Министров Союза ССР только после утверждения кандидатуры в ЦК КПСС.
Бытовало и совмещение постов в партии и в КГБ: председатели КГБ СССР Андропов, Чебриков, Крючков являлись в разное время членам Политбюро ЦК КПСС. Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности. В административных отделах партийных комитетов действовали подразделения, курирующие органы госбезопасности. Зачастую эти подразделения комплектовались кадровыми работниками КГБ, которые во время их работы в партийном аппарате продолжали числиться на службе в КГБ, находясь в так называемом «действующем резерве». К примеру, в 1989 году сектор проблем госбезопасности Государственно-правового отдела ЦК КПСС (преобразованный в 1988 году из сектора органов госбезопасности Отдела административных органов и просуществовавший под новым наименованием до августа 1991 года) возглавлял председатель КГБ Азербайджана генерал-майор И. И. Гореловский. Находившийся на партийной работе Гореловский был тем не менее представлен руководством КГБ к очередному званию генерал-лейтенанта летом 1990 года.
Информационный обмен
Помимо так называемых «постановочных» вопросов, требующих решения или согласия ЦК КПСС, из органов госбезопасности в партийные органы шла регулярная информация как обзорного, так и конкретного характера. Сводки по оперативной обстановке в стране, сводки о состоянии на границе и в приграничных зонах СССР, политические сводки, сводки о международном положении, обзоры зарубежной прессы, теле и радиовещания, сводки отзывов населения о тех или иных событиях или мероприятиях коммунистической партии и советского правительства и прочая информация поступала в партийные органы с различной периодичностью и, в разные периоды деятельности КГБ, в разном ассортименте в зависимости от текущих потребностей партийного аппарата и его руководства. Помимо сводок, в ЦК и местные парторганы поступала информация, касающаяся конкретных событий и людей. Эта информация могла быть рутинной, предназначенной для сведения, либо срочной, требующей безотлагательных решений со стороны партийных руководителей. Показательно, что органы госбезопасности направляли в ЦК как обработанную, так и необработанную, добытую оперативным путем иллюстративную информацию — материалы перлюстрации, негласных выемок документов, прослушивания помещений и телефонных разговоров, агентурные донесения. К примеру, в 1957 году от КГБ в ЦК КПСС поступали докладные записки на академика Л. Д. Ландау, включающие материалы прослушивания и донесения агентов; в 1987 году — записи беседы академика А. Д. Сахарова с американскими учеными Д. Стоуном и Ф. фон Хиппелем. В этом отношении КГБ являлся продолжателем практики предшествующих ему органов госбезопасности: в государственных архивах сохранились записи домашних разговоров генералов Гордова и Рыбальченко, направленных Сталину советскими спецслужбами в 1947 году. На проятжении своей деятельности КГБ продолжал пользоваться специальные информационными подразделениями, созданными ещё в первый период работы ОГПУ и чья деятельность продолжала регулироваться положениями, утвержденными Ф. Э. Дзержинским. [33]
Военно-политические органы в войсках КГБ
Руководящие органы
Председатель КГБ
Деятельностью Комитета государственной безопасности руководил его председатель.
Поскольку КГБ был изначально наделен правами министерства, назначение его председателя осуществлялось не правительством, а Президиумом Верховного Совета СССР по представлению председателя Совет Министров СССР. Такой же порядок назначения руководителя КГБ сохранился после того, как КГБ приобрел статус государственного комитета в июле 1978 года. Вместе с тем, ни Верховный Совет, ни правительство СССР, в рамках которого действовал Комитет государственной безопасности, не имели реальной возможности влиять на кадровые вопросы КГБ. Перед назначением председателя КГБ, его кандидатура проходила обязательное утверждение в Центральном Комитете КПСС, под непосредственным контролем которого находился Комитет государственной безопасности. Все председатели КГБ (за исключением В. В. Федорчука, который занимал эту должность около семи месяцев) в силу своего членства в ЦК КПСС относились к номенклатуре высшего органа коммунистической партии и их назначение, перемещение с одной должности на другую или смещение с должности могло быть произведено только по решению ЦК КПСС. Такой же порядок применялся к заместителям председателя КГБ, которые могли быть назначены и отстранены от должности Советом Министров СССР только при условии получения разрешения ЦК КПССС. [35]
Структурные подразделения КГБ
Вооруженные формирования КГБ
Войска КГБ
Специальные части КГБ
Республиканские органы безопасности
Учебные заведения КГБ
При КГБ действовали учебные заведения для подготовки кадров для органов госбезопасности СССР и спецслужб дружественных стран. Деятельность этих учебных заведений курировало управление учебных заведений КГБ.
Численность органов КГБ
Из мемуаров последнего председателя КГБ СССР В. В. Бакатина стало известно, что в 1991 году численность сотрудников КГБ составляла около 480 000 человек, включая военизированные подразделения:
Как указал Бакатин, 180 000 сотрудников КГБ являлись офицерами, 90 000 сотрудников работали в республиканских КГБ. Оперативный состав насчитывал около 80 000 человек.
Агентурный аппарат КГБ СССР насчитывал около 260 000 негласных сотрудников, а всего по различным делам оперативного учёта проходили 10 008 человек. Аппарат агентуры состоял как из советских граждан, так и иностранцев (из отчёта «О деятельности КГБ при СМ СССР» за 1968 год).
Знаки отличия
Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V годовщины» (1923 г.)
Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» XV годовщины» (1932 г.)
Знак «Заслуженного работника НКВД» (1940г.)
Юбилейный Знак «50 лет органам ВЧК-КГБ» (1967 г.)
Юбилейный Знак «60 лет органам ВЧК-КГБ» (1977 г.)
Юбилейный Знак «70 лет органам ВЧК-КГБ» (1987 г.)
«Почётный Знак сотрудника безопасности» (1957 г.)
Юбилейный Знак «10 лет органам ВЧК-ОГПУ» (1927 г.)
Медаль «Отличник погранвойск» I степени. Приказ № 53 КГБ при СМ СССР от 8 апреля 1969 г
Медаль «Отличник погранвойск» II степени. Приказ № 53 КГБ при СМ СССР от 8 апреля 1969 г
Юбилейный Знак «70 лет погранвойск КГБ»
Юбилейный Знак «70 лет Комсомолу ВЧК-КГБ»
Преемники
22 октября 1991 года КГБ СССР был расчленен на три независимых друг от друга учреждения:
Новые союзные органы безопасности были подчинены Президенту СССР. Упразднены в конце 1991 — начале 1992 года в связи с прекращением существования Советского Союза.
Республиканские органы безопасности стали подотчетны высшим органам государственной власти и управления соответствующих республик Союза ССР в мае 1991 года, когда был принят закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР».
Абхазия
Белоруссия
В сентябре 1991 года КГБ Белорусской ССР был переименован в Комитет государственной безопасности Республики Беларусь.
Казахстан
19 декабря 1991 года постановлением Кабинета Министров создан КГБ Республики Казахстан. 13 июля 1992 года Президентом Нурсултаном Назарбаевым был подписан Указ о преобразовании КГБ РК в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.
Приднестровская Молдавская Республика
16 мая 1992 года был издан Указ «Об Управлении республиканской безопасности». С этой даты началась история МГБ ПМР. А датой создания министерства является 8 сентября 1992 года, когда Верховный Совет ПМР принял постановление «О совершенствовании структуры органов государственного управления Приднестровской Молдавской Республики». Согласно которому, вместо управления госбезопасности было образовано Министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. 24 января 2012 года Министерство переименовано в Комитет государственной безопасности ПМР.
Россия
Узбекистан
26 сентября 1991 года Указом Президента Ислама Каримова КГБ Узбекской ССР был упразднён и вместо него создана Служба национальной безопасности Республики Узбекистан. В его состав входит внешняя разведка, внутренняя безопасность и контрразведка, служба защиты конституционного строя, служба безопасности президента, пограничные войска и т. д. Численность войск и органов СНБ в 26 раз превысила советский КГБ. С 1995 года СНБ бессменно руководит Рустам Иноятов.
Украина
20 сентября 1991 года Верховным Советом Украины принято постановление «О создании Службы национальной безопасности Украины». Этим же постановлением упразднён Комитет государственной безопасности УССР. 25 марта 1992 года Верховная рада приняла Закон «О Службе безопасности Украины» «Управление государственной охраны Украины»
Южная Осетия
Численность КГБ — 500 человек. В составе КГБ есть антитеррористическое спецподразделение (СпН) и пограничная служба.