в каком году был создан первый персональный компьютер ibm pc
Этот день в истории: 1981 год — разработан первый персональный IBM PC
12 августа 1981 года в подразделении компании IBM в Бока-Ратон (штат Флорида, США) была закончена разработка модели IBM 5150 — первого в истории персонального компьютера. Мир вступил в эпоху массовой компьютеризации.
До 80-х годов производители вычислительной техники не ориентировались на массового потребителя. Первоначально IBM очень активно работала по крупным заказам. Несколько раз их делало правительство, несколько раз военные.
Поэтому весь научно-технический потенциал компании был сосредоточен на создании мэйнфреймов — дорогостоящих больших универсальных серверов, которые поставлялись, как правило, образовательным и научным заведениям, а также большим корпорациям.
Первый персональный IBM PC (модель IBM 5150) был разработан примерно за год (работа началась в июле 1980 года и была завершена 12 августа 1981 года) двенадцатью сотрудниками под техническим руководством Дона Эстриджа в рамках Project Chess («Проект Шахматы»). Работы велись в подразделении IBM, в городе Бока-Ратон, штата Флорида.
В то время фирма IBM не придавала большого значения персональным компьютерам, что впоследствии дорого ей обошлось. Вопреки жёсткой политике компании в области интеллектуальной собственности, основные компоненты и системы нового изделия не были лицензированы. Это позволило конкурентам отобрать у IBM львиную долю этого быстро расширяющегося рынка.
Уже за первый год продаж количество реализованных компьютеров перевалило за 130 тысяч. К 2000 году во всем мире было продано 140 млн. персональных компьютеров. Сегодня в мире — около миллиарда персональных компьютеров.
Значительная часть населения планеты теперь просто не представляет своей жизни без умных машин. Персональные компьютеры совершили настоящую революцию в жизни человечества, не только в технологической, но и в социально-культурной сфере. Итоги этой революции подводить еще рано — она продолжается на наших глазах.
40 лет первому персональному компьютеру IBM
Когда в 1981 году был представлен ПК, он первоначально назывался IBM 5150, что относило его к серии «5100», хотя его архитектура не была прямым наследником IBM 5100.
Компьютер был создан примерно за год, командой из 12 инженеров и дизайнеров IBM, под руководством Дона Эстриджа, из подразделения IBM Entry Systems в Бока-Ратон, Флорида.
После колебаний в выборе процессора, между Intel 8086 и Motorola MC68000 (16-битные процессоры), они решили использовать процессор Intel 8088 (8/16 бит), так как два других были сочтены слишком мощными.
Microsoft не смогла сделать это в указанные сроки, поэтому ее владелец Билл Гейтс купил права на небольшую взломанную ОС, написанную небольшой компанией Seattle Computer Products: QDOS (которая в узких кругах расшифровывалась как «Быстрая и грязная операционная система»), в будущем стала именоваться PC-DOS, а затем MS-DOS.
Оригинальный IBM PC был не очень мощным и определенно был менее мощным, чем многие 8-битные компьютеры того времени. Самые первые ПК имели всего 16 КБ ОЗУ и не имели дискет, они использовали кассеты для загрузки и хранения программ (обратите внимание, что команды для работы с кассетными приводами присутствовали в операционной системе вплоть до MS-DOS 5). Фактически, у IBM можно было приобрести устройства с дисками и большим объемом оперативной памяти. Только в самой дешевой версии не было дисков (именно так поступили Atari, Apple и другие производители).
Модель 5150 (IBM 5150) была представлена в августе 1981 г.
На иллюстрации самый популярный вариант модели, где системный блок представлял собой коробку размером 50,8 (Ш) x 40,6 (Г) x 14 (В) см, со встроенным импульсным блоком питания мощностью 63,5 Вт.
Он был оснащен процессором Intel 8008, работающим на частоте 4,77 МГц, и дополнительным математическим сопроцессором 8087. Объем оперативной памяти составлял 64 КБ (у самых первых было всего 16 КБ), максимум 256 КБ. (затем максимум 640 КБ). ПЗУ было 64 КБ, включая встроенный язык IBM BASIC (специальная версия Microsoft BASIC-80).
Клавиатура состояла из 83 «щелчков» с полным ходом, 10 функциональных клавиш и цифровой клавиатуры. Дисплей был монохромным, работал в текстовом режиме: (40 или 80 знаков x 25 строк) или в двух графических режимах CGA: (320 x 200 и 640 x 200).
Звук был тон-генератором со встроенным динамиком. Порты ввода-вывода представляли собой пять внутренних 8-битных разъемов ISA, монитор, параллельный (Centronics). Встроенный носитель представлял собой один или два диска по 160 КБ 5,25 дюйма.
За типами моделей следовал номер версии xx, то есть 5150-xx, где xx означал включенные опции (объем ОЗУ, одинарный или двойной дисковод гибких дисков и т.д.)
IBM PC 5150 стал действительно успешным благодаря имени и известности IBM, высокому качеству конструкции (особенно клавиатуры и монитора), большой расширяемости и решению IBM опубликовать полные технические характеристики.
Техническое руководство IBM PC включало принципиальные схемы и полный исходный код BIOS. Хотя исходная технология IBM PC в значительной степени устарела по сегодняшним стандартам, многие из них все еще используются.
По состоянию на июнь 2006 года модели IBM PC и XT все еще использовались на большинстве аэрологических наблюдательных пунктов Национальной метеорологической службы США. Компьютеры использовались для обработки данных, возвращаемых восходящим радиозондом, прикрепленным к метеозонду.
Факторами, способствовавшими долговечности ПК 5150, являются его гибкая модульная конструкция, открытый технический стандарт, делающий информацию, необходимую для его адаптации, модификации и ремонта, легкодоступной, использование нескольких специальных нестандартных деталей и надежное производство IBM с высокими стандартами, последнее и обеспечило исключительную долгосрочную надежность и долговечность.
Напротив, в большинстве новых ПК используются микросхемы специального назначения (ASIC), реализующие ориентированную на тенденции технологию, которая устаревает через несколько лет, после чего детали становятся недоступными.
IBM PC. Популярная игровая платформа и компьютер по умолчанию. Его можно встретить и дома и на работе и он справляется с любой ролью. Но всегда ли он был главным на сцене или даже основным? Чтобы ответить на эти вопросы мы отправимся в прошлое. В 90-е годы стандарт IBM PC стал становиться всё более популярным, пока не появился Windows 95, а буквально через пару лет и доступный ускоритель трёхмерной графики. То есть за одно поколение IBM PC совершил прыжок от сомнительного выбора с игровой точки зрения, до игровой платформы по умолчанию. Но так было не всегда.
Ниже идёт адаптированный текстовый транскрипт нашего видео, где помимо рассказа есть также и геймплей игр и какие-то моменты, которые в этот текст не вошли.
В 80-е, если вы хотели компьютер для гейминга, то ваш выбор был достаточно широк. Все известные компании что-то предлагали: Apple, Atari, Commodore, Sinclair и Texas Instruments. В Японии был вообще свой рынок со своими стандартами, и про компьютеры стандарта MSX, которые делались с расчётом на игры, мы рассказывали отдельно. Но IBM PC вы среди них не найдёте.
Почему? А потому что компания IBM, название которой расшифровывается как International Business Machines была нацелена на бизнес-пользователей: базы данных, таблицы, отчёты, документы. Всё, чтобы перевести ваш бумагооборот в электронный вид. IBM PC в первые годы своего существования пользовался успехом именно в этой среде. Потому что это и был весь спектр рынка компании IBM, которая производила вычислительную технику с момента её появления. Ещё до первых ЭВМ в середине 40-х годов XX века, они выпускали счётные машины на перфокартах и печатные машинки с электроприводами. В их компании создали первый жёсткий диск и первую микросхему динамической памяти DRAM. Первые гибкие диски появились в обиходе также из-за компании на три буквы.
Другое дело, что они очень долго думали перед тем как выйти на рынок персональных компьютеров, затеяв это дело лишь в 1980-м году. Они даже хотели купить Атари с её удачной 8-битной серией, потому что IBM была неповоротливым динозавром, в отличие от многих стартапов, которые разрабатывали и продавали компьютеры в те годы. Взять тот же Apple. Но всё же они решили сделать что-то своё, и подойти к этому по-новому — не создавая дизайн и железо с нуля. И всего через месяц был готов первый прототип, а спустя год новый компьютер IBM PC 5150 был готов. Его представили публике в августе 1981-го, а первые модели отправились к своим покупателям в октябре.
Первый IBM PC имел текстовый режим графики или четыре радикальных цвета, одноголосую пищалку в качестве звука, там не было выделенных чипов для обработки или ускорения графики, и он шёл без джойстиков в комплекте. Стартовая цена? 1.5 тысячи долларов за модель с 16 килобайтами памяти, без дисководов и тем более жёсткого диска. И без монитора в комплекте. Адекватная же конфигурация с дисководом, монитором и 64 килобайтами памяти стоила 3000 долларов. И это не максимальный вариант. То есть платя бОльшие деньги чем за тот же Apple 2 или C64 вы получали меньше. Даже по скорости вычислений — процессор IBM PC примерно равнялся в производительности процессору из Эппл, несмотря на несколько лет разницы и отличия в архитектуре между ними. IBM не хотели создавать передовой компьютер, а лишь тот, который умеет тоже, что и другие.
И зачем людям, увлекающимися играми было покупать вот это? И зачем вообще люди стали делать IBM-совместимые компьютеры?
Такой же подход был и к программам — сама IBM в первые годы вообще не создавала софта для своего нового компьютера. Этим занимались уже имевшие успех люди, такие как. Microsoft. У них был лицензирован интерпретатор языков BASIC, и компилятор Pascal, и они же подогнали первую операционную систему, которую правда не сами создали, а купили и доработали. Создатели 86DOS даже и не догадывались, что их «быстрая и грязная ОС» потом превратиться в MS-DOS. Microsoft также создали или скорее портировали один из ланчтайтлов для системы — игру под названием Adventure. Текстовый квест, перенесённый с мейнфреймов. Неслыханно для IBM.
Спустя месяц после начала продаж уже стали появляться и приложения от сторонних разработчиков. Тоже касалось и железа — пока IBM не представила свои жёсткие диски, кто-то уже создал модели под их спецификации.
Так с чем же пришла IBM к геймерам? Среди первых были образовательные игры про арифметику(Arithmetic Games Set 1-2), простые вариации шахмат (Chess. просто Chess), пара простеньких текстовых адвенчур (Miser’s House и Adventure), и даже прото-РПГ (The Wizard’s Castle). К концу года появилась уже дюжина игр, что для платформы, которая начала продаваться где-то в октябре не так плохо.
И теперь мы понимаем почему для IBM PC стали делать игры, хотя они не показывали ни хорошей графики, ни имели нормального звука, и были слабее чем конкуренты. Они стали популярными не через три или пять лет, а практически сразу, а конкуренты стали создавать компьютеры по стандарту IBM, чтобы получить долю этого рынка, и создать более дешёвый IBM PC. Ведь они сами говорили, что можно сэкономить, собирая их самостоятельно. Сама компания не планировала, что компьютер станет столь прибыльным, но столкнулась с огромным спросом уже в первый год производства, а дальше он только рос.
По умолчанию первая модель предлагалась с двумя видеокартами: CGA, цветной графический адаптер и MDA, монохромный адаптер дисплея. Можно ли назвать такую карту графической если она выводит только текст? Например, первая игра, Microsoft Adventure использует именно этот режим, и многие игры начала 80-х использовали его тоже, поскольку он стоял у всех и обеспечивал относительно высокое разрешение для просмотра текста. 80 столбцов и 25 строк или 720х350 точек. На это отводилось всего 4 килобайта видеопамяти, при том, что сама плата была совершенно огромна. Игры могли использовать лишь текст или же символы из таблицы в качестве псевдографики.
CGA выбирали не все — он имел вдвое меньшее разрешение, что критично для работы с текстом, не имел порт для принтера как MDA, и всего четыре цвета. Эти четыре цвета — розовый, голубой, белый и чёрный определили облик почти всех PC-игр на ближайшие пять лет. А в каких-то случаях до начала 90-х. Для точности скажем, что режим CGA имел несколько возможных четырёхцветных палитр, выбираемых из 16 доступных цветов, но далеко не все создатели игр их использовали, особенно после того как появились другие форматы графики. Впрочем, некоторые игры, например от Taito даже позволяли переключать эти палитры в игре.
Но с CGA режимом не всё так просто — кроме 320х200 в четыре цвета, он также поддерживал монохромный режим в более высоком разрешении 640х200, а на вдвое уменьшенном размере экрана — 160х100 он может показывать 16 цветов с оговорками. Но первый был непопулярен из-за ограничения по цвету, а второй из-за дополнительной работы. Игр во втором режиме было совсем мало, например Moon Bugs и Round 42. Но ещё, использую артефакты режима NTSC можно было добиться вывода 16 человеческих оттенков, зная как цвета «протекают» друг друга и были игры использовавшие эти трюки очень хорошо, делая графику привлекательной. Но за это приходилось платить чёткостью изображения, в тексте появлялись подтёки и слишком маленький шрифт или недостаточно контрастный рисковал стать нечитаемым. Более того, он требовал подключения через композитный вход, который использовал стандартный RCA-штекер, а не цифровой RGB, но многие пользователи в первые годы и так пользовались композитным выходом т. к. IBM сначала просто не выпускала мониторы с цифровым подключением.
Был и третий вариант — это плата Hercules или Геркулес. Вот это как раз пример того как сторонняя фирма используя открытые стандарты делает что-то своё и добивается успеха. Этот адаптер позволял иметь и текстовый режим высокой чёткости и монохромный графический режим в тех же 720х350 точек. Тот же Макинтош, который появился спустя пару лет имел меньшее разрешение. Геркулес поддерживают сотни DOS-игр, хотя не все конверсии удачны, ведь цвета всего два и других эффектов приходилось добиваться штриховкой. Игры, где есть чёткие линии смотрятся хорошо, это стратегии и симуляторы. Но не всю графику перерисовывали, а часть просто конвертировали автоматически, что тоже не всегда было удачно, особенно там где много объектов и движения. Вместо мелких деталей могла появляться просто каша. Но тем не менее, формат Hercules был успешным и в играх он поддерживался до 92-93 года.
Но всё же IBM был компьютер для бизнеса, офисной машинкой. А что нужно в офисе? Печатные машинки. А поскольку встроенного видео в них было, и за него нужно было доплачивать, то многие машины первого поколения имели как раз текстовую графику или Геркулес. Но вместе с 5150 и XT была и другая модель, которую мало видели, и мало помнят.
IBM Pcjr или джуниор – младший стала попыткой сделать что-то специально для домашних пользователей, для которых была нужна не только скорость в вычислении баз данных, но и развлечения — игры, какие-то программы для хобби, по более доступной цене. PC junior имел от 64 килобайт памяти, встроенную графику в 16 цветов, трёхголосый звук, встроенные порты для игровых контроллеров, разъёмы для картриджей и даже беспроводную клавиатуру. DOS находился в микро В анонсе это звучало как IBM PC Home Edition, и многие ждали его с нетерпением после успеха оригинала. Sierra сделала King’s Quest специально для IBM PСjr и при финансировании компании, создав новый продвинутый движок с нуля.
Но когда в марте 83 года компьютер поступил в магазины, то энтуазизм стал исчезать. Во-первых, IBM явно сэкономила — клавиатура была низкого качества, не механическая, как у старшей модели, а скорее напоминала увеличенную клавиатуру калькулятора с неудобными кнопками. Она вошла в анналы истории и прочно в них засела.
Во-вторых, компьютер от IBM был не полностью IBM-совместимым, то есть на нём работали не все программы, в том числе многие из тех, что сделали платформу популярной. Внушительный каталог софта надо было проверять на свой страх и риск на совместимость. Свыше половины программ не работало корректно.
В-третьих, в отличие от открытого и понятного IBM PC на джуниоре использовались проприетарные технологии и были проблемы с расширением. Сначала был только один дисковод и максимум 128 килобайт памяти, чего не хватало для запуска отдельных программ с IBM PC.
И наконец, для домашнего компьютера он всё равно был недёшев и за те же деньги, а это от 700 до 1200 долларов, можно было купить почти любой компьютер конкурентов.Тех же базовых 64 килобайт памяти едва хватало для нормальной работы, ведь буфер видеопамяти мог отъедать до половины этого объёма. Конечно, IBM спохватилась, заменила клавиатуру, добавили оперативки, но было уже поздно метаться — их неудачу заметили. Всё что оставалось — это распродовать джуниоры по сниженным ценам, что IBM и сделали. Но по полной цене их никто покупать уже не хотел, они ликвидировали остатки через своих же сотрудников, и через год закрыли проект.
Неужели на этом всё закончилось? Нет, и здесь сыграла свою злую шутку открытость платформы. Фирма Танди, которая производила 8-битные компьютеры TRS-80 и CoCo напротив держала устройство своих компьютеров в секрете и в своих магазинах не продавала продукцию для них от третьих лиц. То есть диаметрально противоположный подход. Но именно они одними из первых наладили производства клонов IBM PC. Их Tandy 2000 работал быстрее, имел больше памяти и другие плюсы, но был не конца совместимым. Когда вышел IBM Pcjr они-то как раз и сумели понять слабые стороны продукта IBM и свои прошлые ошибки, и исправить их в своём исполнении.
В Tandy 1000 были те же графика и звук, до 640 килобайт памяти, не было невостребованных слотов для картриджей, был выход на обычный телевизор, а не только монитор, и конечно, же более-менее нормальная клавиатура. Также он имел лучшую совместимость с стандартом IBM – порядка 90% программ работали нормально. Цена в 84-м году — 1200 долларов, та же, что и за Pcjr. То есть клон от танди оказался успешнее чем оригинал от синего гиганта и продавался не год или два, а до начала 90-х, получая различные апгрейды. Так, если вы запустите игры тех лет, или откроете печатное руководство, то среди прочих там можно найти поддержку стандарта Tandy, а не Pcjr. Именно так он вошёл в историю.
Цена контрастировала и с новой моделью от IBM, появившейся в 84-м – 286-й или AT, что означает advanced technologies т. е. продвинутые технологии. В отличие от первого компьютера здесь уже было чем похвастаться перед другими — 16-битный процессор Intel 286 с частотой 6 МГц, 24-битная шина, что позволяло иметь до 16 мегабайт оперативной памяти — колоссальный объём на то время, впрочем, цена на память тоже была коллосальной. На AT ставили 5-дюймовый дисковод на 1.2 мегабайта, то есть в три раза больше, чем у оригинала. Жёсткий диск на 20 мегабайт по умолчанию. И конечно же, он имел обратную поддержку программ, плат и устройств для IBM PC. Но какова была цена вопроса? 4000-6000 долларов и больше. Выше чем у оригинального IBM PC в топовой комплектации.
Под AT и процессор 286 игры стали активно выходить лишь в конце 80-х, а до этого большинство игр требовало лишь оригинальный 8086/8088. То есть ему понадобилось почти пять лет прежде чем стал «народным». Вульфенштейн 92 года работает именно на нём, а также Day of the Tentacle и Flashback 93-го. Хотя к тому моменту появился уже и 486 с тактовой частотой в десять раз выше, и куда большей производительностью.
Стандарт EGA (Enhanced Graphics Adapter) был апгрейдом CGA, был с ним совместим, поддерживая те же видеорежимы и все 16 цветов сразу, плюс к этому поддерживал до 16 цветов из новой палитры в 64 в разрешении 640х350. Чаще всего использовался стандартный для тех лет 320х200 и стандартная CGA-палитра — отчасти из-за лени программистов осваивать новые технологии, а отчасти из-за нужды иметь совместимый CGA-режим. Поэтому, игр которые используют все возможности этой графической карты не так много, а стандартную EGA-палитру видно за километр из-за одних и тех же едких цветов. Из-за довольно высокой цены, её широкая поддержка началась лишь спустя пару лет.
Поддержка EGA продолжилась до первой половины 90-х, по факту стандарт прожил 10 лет. Платформеры вроде Commander Keen, Duke Nukem, Cosmo’s Adventure начали свою жизнь как EGA-приложения для более широкой аудитории и из-за того, что именно для этого стандарта Джоном Кармаком был написан движок с плавной прокруткой, то чего до этого на ПК почти не видели.
По-настоящему, эпоха гейминга на ПК началась где-то в 87-м году, когда появились многие недостающие звенья. Почему он был не особо популярен поначалу как игровая платформа? Потому что это была часто офисная печатная машинка, которая не имела даже графической карты. CGA показывал убогую картинку даже на момент своего появления, и для использования на полную требовались усилия, которые не все были готовы прикладывать. EGA поначалу был очень дорог и долго раскачивался. На IBM PC не было аппаратной поддержки прокрутки экрана или поддержки спрайтов. Как и звука тоже не было, не считая малораспространённые, или слишком дорогие устройства. Лишь к концу 80-х, когда появился стандарт VGA, процессор 386, и одна из первых доступных аудиокарт — Adlib к нему стали относиться серьёзно как к полноценной игровой платформе. Но это уже материал для отдельного рассказа.
(Канал на ютубе, где ещё десятки подробных выпусков тематику истории игр, ПК и прочего)
IBM PC: полная история, часть 1
Билл Гейтс, загадочные смерти, IBM, ведущая себя, как шустрый стартап. В этой истории есть всё!
Портативный компьютер IBM 5001
Можно заявить, что IBM PC не был первым PC от IBM. В сентябре 1975 года компания представила IBM 5100, первый «портативный» компьютер (это значило, что он весил всего 25 кг, и для него можно было купить специальный чемодан для путешествий).
5100 технически не был микрокомпьютером – он использовал разработанный в компании IBM процессор PALM, размазанный по всей материнской плате, а не содержащийся в одном микрочипе. Но с точки зрения конечного пользователя разница была небольшой – он явно подходил под определение персонального компьютера. Это была самодостаточная, полная по Тьюрингу, программируемая машина размером не более чемодана, с ленточным приводом для загрузки и сохранения программ, клавиатурой, 5″ экраном и памятью в 16 Кб.
Реклама изменилась с двумя следующими итерациями концепции, моделями 5110 и 5120, которые рекламировали как системы, подходящие для офиса, с приложением для бухгалтерии, базой данных и даже текстовым процессором. Но цены оставались на высоком уровне, при том, что для реальной работы в офисе этот компьютер необходимо было подсоединять к отдельно стоящему массиву дисков, по размеру превышавшему сам компьютер, в результате чего вся система становилась больше похожей на миникомпьютер, чем на PC.
System/23 Datamaster и студенты университета
Однако получается, что хотя полным именем IBM PC никогда не называли, официально это была модель IBM PC 5150 (не путайте с альбомом Van Halen) – продолжение линейки портативных компьютеров 5100, а не нечто совершенно новое, несмотря на то, что её архитектура не имела ничего общего с предшественниками.
В феврале 1978 года IBM начала работу над первым микрокомпьютером – и это опять не был IBM PC. Это была машина System/23 Datamaster.
The System/23 Datamaster
Atari VCS (2600), которая, как ни странно, имеет отношение к истокам IBM PC
Вот теперь история начинается по-настоящему
Машина, которая станет известной, как настоящий IBM PC, внезапно берёт своё начало в Atari. Видимо, почувствовав вкус успеха на волне взрыва видеоигр, организованного игрой «Space Invaders» и приставкой Atari VCS, а также выпуском собственных PC, Atari 400 и 800, компания в июле 1980 сделала предложение председателю правления IBM Фрэнку Кэри: если IBM хочет сделать свой PC, Atari может снизойти до разработки такового для неё.
Кэри не был таким уж ограниченным любителем мейнфреймов, как его пытаются представить. Он ратовал за разработку малых систем – даже если под «малыми» в IBM часто понимали нечто совсем иное, чем в остальном мире. Кэри принёс это предложение к директору по системам ввода данным IBM, Биллу Лоу, работавшему в городе Бока-Ратон во Флориде. Лоу представил предложение комитету управляющих, объявивших его «тупейшим из всего, что им доводилось слышать». И действительно, IBM и Atari составляют самую странную пару. Но при этом все понимали, что Лоу выступает по личной просьбе председателя правления, а такие предложения запросто не отметаются, если вы, конечно, заботитесь о вашей карьере. Так что они велели Лоу собрать команду для составления детального предложения, как именно IBM могли бы самостоятельно сделать PC, и представить его через месяц.
IBM PC 5150 с принтером, представлен в августе 1981
Лоу собрал команду из 12 или 13 человек (источники расходятся в точной цифре) для создания черновика предложения. Нарушая традицию компании, он специально не стал собирать большую команду и вводить формальную структуру управления, надеясь создать какую-то «хакерскую магию», которая и породила PC. Его менеджер проектов Дон Эстридж сказал: «Если вы соревнуетесь с людьми, начинавшими в гараже, вам надо начинать в гараже».
Можно было ожидать, что такой Голиаф компьютерной индустрии, как IBM, пробьёт себе путь на рынок PC нахрапом. Хотя любители PC гордились тем, что построили новый рынок путём дерзких решений, творческого подхода и гибкости, на которые не способен такой флегматичный гигант, как IBM, они всё же побаивались именно такого развития событий. Однако IBM решила быть паинькой, ознакомиться с существующим положением дел и побеседовать с людьми, создававшими рынок PC, чтобы понять, что нужно и куда теоретический IBM PC мог бы встроиться.
Размышляя таким образом, Джек Сэмс, глава разработки ПО, рекомендовал пообщаться с Microsoft. Сэмс был необычно хорошо знаком с рынком PC для работника IBM; он агитировал компанию купить у Microsoft BASIC для Datamaster, но его предложение отклонили в пользу внутренней разработки. «Просто это заняло дольше и стоило дороже», – сказал он позже. Сэмс позвонил Биллу Гейтсу 21 июля 1980 года и спросил, можно ли ему приехать на следующий день в офис в Сиэтле и дружески поболтать по поводу PC. «Но не нужно особенно радоваться и не ожидайте ничего сверхъестественного», – сказал он.
Это Билл Гейтс в 1984 году в возрасте 29. Представьте, как молодо он выглядел за 4 года до этого.
Гейтс и Стив Балмер, его правая рука и единственный среди компании хакеров обладатель бизнес-образования, всё же поняли, что ситуация может обещать нечто сверхъестественное. Когда Сэмс приехал с двумя сотрудниками, выступающими в роли свидетелей, Гейтс лично вышел их встречать. (Сэмс изначально подумал, что Гейтс, своим лицом, голосом и фигурой напоминавший 12-летнего мальчика, – это какой-то посыльный). Сэмс сразу же вытащил соглашение о неразглашении, бывшее стандартной процедурой для IBM.
«IBM не облегчало задачу, — вспоминал позже Гейтс. – Нужно было подписывать все эти странные соглашения, в которых говорилось, что IBM может делать что хочет и когда хочет, и использовать ваши секреты по своему усмотрению. Так что потребовалось немного доверия». Однако же, он сразу подписал их.
Сэмс хотел узнать общее состояние рынка PC у Гейтса, который был близко знаком с этой темой. Так что Гейтс был лишь одной из выдающихся фигур, с которыми он общался. Однако у него был и скрытый мотив: посмотреть, чем занимается Гейтс, попробовать понять, может ли Microsoft быть полезным ему ресурсом. Он был очень впечатлён.
Проконсультировавшись с Гейтсом и остальными, Лоу представил 8 августа предложение по поводу машины, которую IBM необходимо построить. Из многих популярных исторических источников, к примеру, из старой документалки «Триумф нёрдов» [Triumph of the Nerds], создаётся впечатление, что IBM PC быстро слепили в нереальной спешке. Реально же над этой разработкой очень серьёзно размышляли. У неё был два очень интересных аспекта.
Скромный MOS 6502
Такой же скромный Zilog Z80
Intel 8080, с которым Z80 был совместим
Интегральная схема клона Z80
Открытая архитектура
В то время почти все PC использовали один из двух процессоров – либо MOS 6502, либо Zilog Z80. Оба они появились в относительно небольших, начинающих компаниях, и каждый из них позаимствовал основной набор инструкций и большую часть схемы у другого, более дорогого CPU, производимого крупной компанией – у Motorola 6800 и Intel 8080 соответственно. (Если говорить об этической стороне дела, то оба процессора в основном разрабатывали инженеры, также работавшие и над созданием процессоров, послуживших для них «вдохновением»).
Оба были 8-битными чипами с адресацией памяти до 64 Кб. И это уже становилось проблемой. Apple II был ограничен 48 Кб RAM из-за необходимости адресации 16 Кб ROM. И даже там, где эти ограничения ещё не были проблемой, становилось ясно, что скоро проблемы появятся.
Так что команда решила работать над CPU следующего поколения, способного оставить эти ограничения в прошлом. IBM давно сотрудничала с Intel, поэтому выбрала Intel 8088, гибридный ЦП на 8 бит/16 бит, способный работать на частоте 5 МГц (гораздо быстрее 6502 или Z80), и, что лучше всего, мог работать с адресацией целого мегабайта памяти. У IBM PC будет возможность для роста, недоступная его предшественникам.
Другой интересный аспект – очень популярная идея «открытой архитектуры». В книге «Случайные империи» [Accidental Empires] и основанном на ней фильме «Триумф нёрдов» [Triumph of the Nerds] Роберт Кринджли утверждает, что этот выбор был сделан, исходя из необходимости, и это был ещё один симптом поспешного создания машины. «Продукт года от IBM! Какая чушь! Чтобы сэкономить время, вместо того, чтобы создать его с нуля, они купили готовые компоненты и собрали из них компьютер – то, что на языке IBM называется „открытой архитектурой“.
Гарри Гарланд и Роджер Мелен, сооснователи Cromemco, держат в руках системную плату S-100, 1981
Ну, во-первых, „открытую архитектуру“ вряд ли можно называть „языком IBM“. Это термин, которым практически везде описывали IBM PC, и, вероятно, менее всего в самой IBM. (К примеру, в этой подробной и детализированной статье для журнала Byte, „Создание IBM PC“, член команды Дэвид Брэдли ни разу его не использует). Но что имеют в виду люди под „открытой архитектурой“? К несчастью для журналистов, „открытость“ или „закрытость“ архитектуры, это не выбор „или/или“, а, как и всё в жизни, некий континуум.
К примеру, Apple II тоже обладал относительно открытой архитектурой. Одной из немногих выигранных Возняком у Джобса битв было включение слотов расширения и опубликование детальной схемы, что позволило пользователям делать с машиной такое, чего её создатели не могли предвидеть, и что послужило одной из причин её поразительно долгой жизни. Компьютеры CP/M, часто использовавшиеся на предприятиях, были ещё более открытыми, поскольку основывались на общепринятых и хорошо описанных спецификациях S-100, и обладали множеством слотов расширения. Это позволяло им совместно использовать и железо, и софт.
Commodore PET вышел в январе 1977 и использовал MOS 6502 – один из вариантов чипов, которые IBM могла бы использовать в PC
Вместо разговоров об открытой архитектуре, нам лучше поговорить о модульной архитектуре. IBM сделала компьютерный конструктор, набор взаимозаменяемых компонентов, которые покупатель мог собрать в любой комбинации, подходящей для его потребностей и кошелька. Сразу после запуска у него был выбор между цветной видеокартой, способной рисовать графику и игры, или монохромной картой, способной выдавать 80 столбцов текстовых символов. Можно было выбирать объём встроенной памяти в промежутке от 16 Кб до 256 Кб, один или два флоппи-дисковода или кассетный привод, и т.п. В результате, когда все сторонние компании включились в эту игру и IBM расширила продуктовую линейку, можно было просто утонуть в вариантах выбора.
Большая часть отдельных компонентов действительно была заказана в сторонних компаниях, что резко ускорило процесс разработки. Использование проверенных и хорошо известных компонентов имеет и другие преимущества, из чего и вытекла репутация IBM PC как надёжной машины.
Tandy Radio Shack TRS-80, использовавший Zilog Z80
Заказ такого большого количества оборудования у сторонних компаний для IBM был отходом от традиций, но в иных аспектах IBM PC продолжал философию разработки компании. Не было одного, единственного, подходящего для всех мейнфрейма. Когда вы звонили и говорили, что хотите купить одного из этих монстров, IBM отправляла парочку представителей для обсуждения ваших нужд, финансовых возможностей и проверки доступного пространства. Затем вы вместе разрабатывали систему, которая лучше всего подойдёт вам, решая, сколько вам нужно дискового пространства, памяти, сколько и каких кассетных приводов, какие вам понадобятся принтеры, терминалы, устройства чтения перфокарт и т.п.
В этом смысле IBM PC была продолжением обычной работы компании в миниатюре. Конечно, у большинства других персоналок тоже была какая-то гибкость. Однако же важно то, что IBM решила поставить всё на модульность, расширяемость, или, если угодно, открытость. Как и выбор CPU, это дало машине пространство для роста, поскольку неизбежно начали появляться новые, улучшенные жёсткие диски, видеокарты и потом – звуковые карты. Это ключевая причина того, что разработанная так давно архитектура остаётся с нами и сегодня, в сильно переработанном виде.
Apple II, использовавший MOS 6502
В поисках операционной системы
Комитет одобрил задумку Лоу по созданию компьютера. IBM, понимая, что её собственная бюрократия служит препятствием на пути людей, пытающихся что-то сделать, незадолго до этого придумала концепцию „независимой бизнес-ячейки“ [Independent Business Unit, IBU]. Идея была в том, чтобы IBU работали как полунезависимые сущности, освобождённые от обычной бюрократии, а IBM исполняла бы роль венчурного капиталиста. В журнале Fortune описали IBU как „Как начать собственную компанию, не покидая IBM“. Председатель Кэри, цитату которого часто искажают и неправильно понимают, назвал IBU ответом IBM на вопрос „Как заставить слона танцевать чечётку?“ IBU Лоу назовут Project Chess, а разрабатываемую машину – Acorn (по-видимому, никто не знал о британской компьютерной компании с тем же названием). Команде дали карт-бланш, с одним ограничением – Acorn должен был появиться уже через год.
Джек Сэмс, так сильно впечатлённый Биллом Гейтсом и Microsoft, вернулся к ним почти сразу после того, как IBM запустила Project Chess – 21 августа 1980 года. Получив от Гейтса ещё одно подписанное NDA, он готов был закончить с теориями и поговорить начистоту. Он объяснил, что IBM планирует сделать свой собственный PC, но это никого не удивило. Придерживаясь принятой философии машины, которую можно настроить на любые задачи, он планировал предложить пользователям выбор – использовать BASIC-окружение, встроенное в ROM, как это было у Apple II, PET и TRS-80, или загружаться в дисковую операционную систему CP/M, которая была очень популярной среди бизнес-пользователей.
Microsoft, как главный поставщик BASIC’ов для микрокомпьютеров, была очевидным выбором для первого варианта. Также она недавно занялась и другими компилируемыми языками вроде Fortran, и Сэмс не возражал против наличия и других языков. Роберт Кринджли и другие придают слишком много значения тому, что IBM обратилась за софтом к стороннему разработчику (ещё один их аргумент в пользу сборки на скорую руку), но это не было чем-то из ряда вон выходящим. Apple, Commodore, Radio Shack и многие другие сделали то же самое, взяв BASIC у Microsoft.
Реклама пакета CP/M Graphics от Digital Research
Сэмс не мог разобраться кое в чём другом. Той весной Microsoft представила своё первое оборудование, Z80 SoftCard. Это был ЦП Z80 на карте, подключаемой в один из слотов расширения Apple II. После установки карты пользователь мог выбирать – отдавать контроль над машиной стандартному ЦП 6502 или же Z80. На карте были схемы, позволявшие Z80 использовать стандартную память и другую периферию Apple II. Это был удивительный хак, разработанный совместно с Seattle Computer Products, небольшой фирме, производящей оборудование, в то время тесно сотрудничавшей с Microsoft.
Поскольку CP/M работала только на процессорах Z80, пользователи Apple II были отрезаны от вселенной бизнес-программ CP/M. Теперь у них появился доступ к лучшим возможностям обоих миров – весь софт для образования и развлечения, пользовавшийся возможностями графики Apple II (не говоря уже про VisiCalc) и все текстовые бизнес-приложения СР/М. SoftCard имела бешеный успех, не дотянув только до самого VisiCalc, в процессе продвижения Apple II на бизнес-рынок Америки как единственной машины, основанной на 6502. Apple II с SoftCard вскоре стала самой популярной конфигурацией оборудования для CP/M.
Microsoft Z80 SoftCard
Поскольку SoftCard поставлялась с копией CP/M, Сэмс был уверен, что эта операционка принадлежала Microsoft. Гейтс объяснил, что это не так – Microsoft лишь приобрела лицензию у её владельца, компании Digital Research.
Гейтс и Гэри Килдалл, глава Digital Research и один из первых программистов CP/M были знакомы много лет, и выработали взаимное уважение и некое партнёрство. С выходом новой машины Microsoft занималась языками, а Digital – операционкой.
Стив Вуд, один из первых программистов Microsoft:
Когда мы общались с очередным OEM, клиентом-производителем, желавшим, чтобы на его железе работал BASIC или любой другой продукт, то к 77-78 году мы уже всегда пытались склонить их к сотрудничеству с Digital и CP/M, поскольку нам так было гораздо легче работать. Когда мы делали что-то на заказ, типа версии для General Electric или версии для NCR, это была ужасная головная боль. Наша жизнь становилась проще, когда кто-нибудь просто покупал лицензию на CP/M и поднимал её у себя, после чего наши программы просто сразу работали. Гэри делал то же самое. Если кто-либо обращался к нему за лицензией на CP/M, и им нужны были языки, он отправлял людей в Microsoft. Это было нечто синергетическое.
Гейтс и Килдалл в какой-то момент даже обсуждали слияние компаний. Существовало некое молчаливое соглашение, что Microsoft не будет лезть в операционки, а Digital – в языки. Однако к концу 1979 Digital начала распространять с некоторыми версиями CP/M BASIC не от Microsoft, что Гейтс и его коллеги восприняли, как предательство.
Однако же Гейтс прямо в присутствии Сэмса позвонил Килдаллу, чтобы договориться о встрече с ним и его командой на следующий день. Он сказал, что это очень важные клиенты, „так что обращайтесь с ними нормально“. Сэмс не был этому рад. Он находился под впечатлением от Гейтса и Microsoft, и „мы просто хотели работать с одним человеком“ по вопросу ПО.
Но выбора не было. Как вы помните, CP/M работала на Z80. Сэмсу нужно было не просто купить лицензию у Digital; ему нужно было договориться о портировании ОС на новую архитектуру 8088, причём по нужному ему графику. Следующим утром они с командой на самолёте следовали в Пасифик-Гроув, Калифорния, где располагалась Digital Research.
Загадочные события 22 августа 1980 года
Гэри Килдалл в 1977-м
Этот момент знаменит тем, что история становится туманной. Впоследствии Сэмса и Килдалла спрашивали множество раз, что случилось 22 августа 1980. Их истории настолько несопоставимы по фактам, что невозможно отнести это только на счёт отношения к нюансам или разной интерпретации событий. Кто-то, а возможно, оба они, просто говорили неправду.
Сэмс утверждает, что они с командой прибыли в викторианское здание, служившее штабом Digital, точно вовремя, и узнали, что Килдалл решил воспользоваться хорошей погодой, и вместо встречи отправился полетать на своём самолёте. Сэмсу и компании пришлось общаться с бизнес-менеджером Digital, женой Килдалла, Дороти. Будучи шокирован, Сэмс остался непреклонен и достал своё NDA в качестве прелюдии к бизнесу.
На первый взгляд это было оскорбительное и несправедливое соглашение, в котором, по сути, говорилось, что вторую сторону засудят, если она раскроет секреты IBM, но при этом у IBM сохраняется иммунитет от любых судебных исков в противоположном случае. Гейтс сказал, что „верит“ им, и сразу подписал бумагу. Дороти же отказалась и сказала, что ей сначала нужно будет проконсультироваться со своим юристом. И пока Сэмс нервно ожидал в приёмной, они с адвокатом, Джерри Дэвисом, колебались до трёх часов дня, пока, наконец, не подписали NDA.
Поскольку почти весь день прошёл, а технический специалист, которому и нужно было бы заниматься портированием, отсутствовал, обсуждения практически не продвинулись. Сэмс покинул Digital разочарованным и раздражённым, без намёков на соглашение, и тут же начал искать альтернативы этим людям.
Со своей стороны Килдалл (умерший в 1994 году при очень странных обстоятельствах) признал, что он летал, когда Сэмс прибыл на встречу. Однако он утверждал, что не развлекался полётами, а летел домой после деловой командировки. Он сказал, что не видел ничего страшного в том, чтобы с командой из IBM в начале встречи общалась Дороти, поскольку она больше занималась бизнес-переговорами, чем он. При этом он сказал, что вернулся уже днём, и именно он убедил Дороти и Дэвиса подписать NDA и продолжить переговоры.
После этого переговоры прошли быстро, и IBM с Digital „пожали друг другу руки“ к концу дня. Килдалл также заявлял, что затем он с Дороти улетели тем же вечером, уже коммерческим рейсом, чтобы начать свой отпуск во Флориде, и что группа из IBM летела тем же рейсом. И там они пообщались по поводу дальнейших планов.
Сэмс говорит, что он не полетел во Флориду сразу после встречи, а отправился обратно в Сиэтл, чтобы продолжить беседу с Microsoft, признав, что возможно, парочка членов команды могла направиться обратно в Бока-Ратон. Спустя годы он твёрдо стоял на том, что вообще не встречался с Килдаллом, „если только он не притворялся кем-то другим, будучи там“.
Лишь в последние годы Сэмс смягчил свою позицию, и говорил, что „вероятно“, что Килдалл был на встрече, но он „этого не помнит“. Также он недавно сказал: „Мы это провалили, Килдалл это провалил и Microsoft это провалила“. Это можно воспринять как последнее убежище человека, не всегда говорившего правду, но кто его знает. Для обеих версий событий есть свидетели, частично их подтверждающие. Исполнительный директор Digital и друг Килдалла, Том Роландер, говорит, что он был в командировке вместе с Килдаллом, и что они вместе встречались с Сэмсом в тот день. Дэвис, юрист Digital, говорит, что никакого соглашения на словах в тот день заключено не было, а другие сотрудники IBM вспоминают, что Сэмс сразу после этой экспедиции рассказывал, что Килдалла вообще не было на встрече.
Билл Гейтс испытывает взаимопонимание с сооснователем Microsoft Полом Алленом в 1987
Бизнесмен с восточного побережья против калифорнийского хиппи
И как же во всём этом разобраться? Можно сравнить личность Килдалла с личностью Гейтса. Популярные описания этих событий часто низводят Гейтса и Килдалла до карикатурных персонажей, до маниакального бизнесмена с восточного побережья против расслабленного хиппи из Калифорнии. На самом деле это не так далеко от истины. Оба были прекрасными хакерами, но во всём остальном вряд ли могли отличаться ещё больше. Гейтс был настроен на то, чтобы доказывать всем свою состоятельность и выигрывать, снова и снова. Когда к нему пришла такая крупная рыба, как IBM, он с готовностью проявил скромность, вплоть до низкопоклонства, поскольку она была нужна ему, как следующий этап карьерного роста. (После того, как он перестал в них нуждаться, всё поменялось). Амбициозность Гейтса, пусть и не самое восхитительное из его свойств, заставила многих его партнёров уважать Microsoft. Гейтс не только собрал очень талантливую команду, все они соответствовали личности своего босса в том, что были готовы пахать, как волы, и преодолевать все препятствия для того, чтобы сделать работу как надо, и опередить своих соперников.
Килдалл же вёл себя так, что иногда было не похоже, что он уверен в том, что хочет заниматься бизнесом.
В один из самых неудачных моментов конца 70-х Гэри прошёл мимо парковки по пути на свою работу и пошёл дальше по улице, вдруг поняв, что не может себя заставить пойти на работу. Он обошёл вокруг квартала три раза, пока не смог заставить себя встретить ещё один день в Digital Research.
Невозможно представить, как какие-то подобные сомнения одолевают Гейтса.
Килдаллу была важна радость хакинга. А пользователям нужно было терпеливо ждать. Ему, может, и понравилось работать с IBM, но им надо было встать в очередь, как всем остальным. И уж точно он не собирался пресмыкаться перед ними. Джордан Юбэнкс, вице-президент Digital в 1980 году, говорит: „Гэри больше нравились вечеринки, чем управление бизнесом“. Кроме вечеринок, Килдаллу нравилось программное обеспечение. А Гейтсу нравился бизнес программного обеспечения. Юбэнкс:
Различия между Биллом и Гэри были поразительные. Билл, увидев возможность, гнался за ней, делал всё возможное, делал больше возможного, без проблем. Гэри же был настроен вроде „Да мне всё равно, я Digital Research. Вы будете работать со мной на моих условиях“.
Джек Сэмс в документалке „Триумф Нёрдов“ в 1996 г.
А ещё была личность Сэмса, или, точнее, его корпоративный опекун. IBM была большой шишкой в компьютерном мире, и ожидала, что к ней будут относиться соответственно. Если они снисходили до визитов к таким компаниям, как Microsoft или Digital, с ними должны были носиться, как с VIP, и показывать, что данная компания очень хочет иметь с ними дело.
Когда Digital не смогла продемонстрировать уважение и благодарность так, как это сделали в Microsoft – а что бы ни случилось в тот день, ясно хотя бы, что так оно и было; Юбэнкс описывает, что Дороти „стервозно“ относилась ко всем, включая клиентов – Сэмс был в ярости. „Они что, не знают, кто я такой?“ – вероятно, удивлялся он. Ясно, что Сэмсу не нравилась перспектива работать с Digital вместо Гейтса ещё до того, как он сел на рейс в Калифорнию. Как нам всегда говорили наши мамы, если ты начинаешь дело с плохим отношением, то обычно получаешь плохие результаты.
Одно ясно: была устная договорённость, или нет, или какое там впечатление сложилось от этого у Килдалла, Сэмс не был удовлетворён своим опытом общения с Digital. Он спросил Гейтса, подписавшего на этот раз уже консалтинговый договор, не может ли он найти ему альтернативу CP/M. Гейтс сказал, что посмотрит, что можно сделать. Сэмс утверждает, что продолжал попытки договориться с Digital, но не мог получить согласие на разработку 8088 CP/M в жёсткие установленные сроки. Юбэнкс говорит, что Килдаллу этот проект просто не показался таким уж „интересным“, несмотря на его очевидную необходимость, и в результате он работал над ним спустя рукава.