в каком году был создан ереван
История Еревана: как азербайджанский город стал столицей Армении
В Армении «праздник» и связан он с т.н. “днем Еревана”. В Армении чуть ли не каждый день придумывают и отмечают какой-нибудь праздник. И в придумывании и праздновании каких-то различных знаменательных дат участвует все больше и больше людей.
Посоветуем режиму Пашиняна и вовсе объявить все 365 дней года праздничными и заявить “для армянского народа каждый день праздник”, пишет AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az. Но праздники в неблагоприятных социально-экономических условиях Армении больше напоминают “пир во время чумы”. Ну, Бог с ними, с этими “праздниками” в Армении. Просто пожелаем соседнему образованию образумиться и посмотреть, наконец, правде в глаза и сделать из этого соответствующие выводы.
Нас же интересует другое: сама история города, который называется Ереваном. Как возник этот город, каким образом он стал армянским, и как армянам удалось убедить весь мир в том, что Ереван изначально был армянским.
Армянские историки крепость Эребуни отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана при власти царя Урарту Аргишти I. Это та сказка, которой так сильно гордятся кичливые армяне. К сожалению, вся история армян основана на мифах и сочинительстве.
Теперь обратимся к тому, что говорит история настоящая: согласно сообщению Эвлии Челеби, на территории будущего Иревана издавна существовало поселение, в котором жили тюрки. Селение это появилось в 15 веке. В следующем веке по приказу сефевидского правителя Шаха Исмаила, его полководец Рявангулу хан Каджар в этом селении стал возводить оборонительную башню. Это сооружение, строительство которой завершилось через 7 лет, стали называть башней Рявана или Иреваном.
Заселение армянами Иревана началось после 1828 года после подписания Туркменчайского договора и тут же приобрело массовый характер. Абсолютно все кварталы, улицы, площади в историческом Иреване носили именно тюркские названия. Самые главные и густонаселенные кварталы, носили следующие названия: Тепебаши, Дямир булаг, Тохмаг, Сабунчи, Йончалыг. Не трудно догадаться, кто именно жил в этих кварталах – азербайджанские тюрки. Все эти и другие азербайджанские названия в Иреване и других населенных пунктах нынешней Армении – Западного Азербайджана – будут сохраняться еще около 2 столетия спустя после присвоения Иревана армянами.
Кроме того, в историческом Иреване находились такие площади, как Беркчюлер, Зал хан мейданы. В этом азербайджанском городе находилось огромное количество мечетей. Интересно и важно, что число мечетей в разы превосходило количество церквей, которые стали появляться лишь после 1828 года. Среди мечетей можно отметить такие, как Гей мечеть, Мечеть Зал хана, Мечеть Аббаса Мирзы, Мечеть Гала, Городская мечеть, Мечеть Новруза Али, Мечеть Гюнлюклю, Мечеть с куполом, Мечеть Гусейнли, Мечеть Гаджи бека, Мечеть Ганлы тепе, Мечеть уч тепе, Мечеть Гызыл тепе и десятки и десятки других.
О чем же может говорить такое огромное количество мусульманских культовых сооружений в городе, который в настоящее время объявлен армянским? Дошло до смешного: армяне лишь бы не называть вещи своими именами заявляют о том, что эти мечети были персидские. А куда же вы денете названия этих мечетей? Эти мечети носили тюркские названия, большинство из которых было разрушено армянами.
Название Иревана, хоть даже и в армянской версии – Еревана – стоит в ряду таких азербайджанских названий, как Ширван, Аркиван, Карачиван, Нахчыван, Агван и наконец, Иреван.
Подавляющее большинство, если не сказать все, историко-архитектурные здания Еревана построены в восточно-мусульманском стиле. Достаточно указать на прямое и явное свидетельство того, что владельцами нынешнего Еревана являлись азербайджанские тюрки – Ханский дворец, в котором восседал правитель Иреванского ханства – азербайджанский хан.
Пощечиной армянским фашистам и всем тем, кто считает Иреван армянским, является именно этот неоспоримый исторический факт – существование Иреванского ханства. Это ханство, которым управляли азербайджанские тюрки, образовалось в 18 веке. Ханство состояло из 15 магалов, таких, к примеру, как Гырхбулаг, Зангибасар, Ведибасар, Сардарабад, Гейче, Деречичек, Абаран и др.
1 октября 1827 года город после продолжительного сопротивления был взят российскими войсками. Согласно данным первой камеральной переписи, проведенной в Армянской области в 1829-1832 годах, общее количество населения города Иреван составляло 9700 человек, из которых 7331 были азербайджанцы (75,6%) и 2369 – армяне (24,4%). До 1936 года город будет называться Арваном, Реваном, Эрваном, Иреваном, Эриванью, но никак не Ереваном. В 1902 году была проложена железнодорожная линия Эривань-Тифлис, а в 1908- Джульфа-Эривань.
Иреван стал армянским по “вине” молодого правительства Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Правительство АДР уступало Армении город Иреван в обмен на обещание больше не предпринимать никаких действий, направленных на нарушение территориальной целостности Азербайджана. Так, в 1918 году Иреван был провозглашен армянским городом и стал столицей.
В 1988-1990 годах армяне полностью изгнали азербайджанское население Иревана. После их ухода Иреван потерял своих истинных хозяев – азербайджанцев.
Не отказываясь от политико-исторического факта того, что Иреван – азербайджанский город, мы в то же время признаем, что на этот город определенные права также имеют и сами армяне. Но не следует забывать того, что создателями Иревана являются именно азербайджанцы.
maximus101
maximus101
Как известно, проблема истории Еревана крайне идеологизирована, в связи с чем докопаться до сути этого вопроса чрезвычайно трудно. Основное противоречие в истории города лежит в области понятий, так как в одни и те же термины может вкладываться различный смысл. Само понятие «город» зачастую понимается произвольно, хотя далеко не каждое поселение может считаться «городом». Как правило относительно средних веков «городом» называют крупное поселение, административный центр имеющий укрепления. Т.е. просто сельское поселение городом не является, также как не является городом отдельная крепость.
Вид на старый город Еревана в конце 19 века.
В исторических письменных документах сохранилось только одно упоминание об основании Еревана как города. Это свидетельство турецкого автора Эвлия Челеби об основании крепости Реван (Ереван) выходцами из Азербайджана в 1509-1510 гг.
Эвлия Челеби
О строительстве города Еревана
В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже, в 915 (1509-10) году, шах Иранской земли Исмаил-шах приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван.
Т.е. Ереван 16 века полностью соответствует статусу города, соответственно история именно города начинается только с этого времени. Археологические раскопки и упоминания в письменных источниках полностью подтверждают данную версию, так как никакого более раннего городского центра, поверх которого основали новый город в 16 веке, так и не было найдено.
Академик В.В.Бартольд писал, что «Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI в. при шахе Исмаиле, и тогда же получила своё нынешнее название».
Мечеть Сардара в Ереванской крепости.
При этом нет никаких сомнений, что на территории современного Еревана, а это 223 кв.км, находилось множество более ранних поселений. Но о статусе этих поселений и их названиях можно только гадать, нет доказательств, что они были связаны с нынешней столицей Армении.
Стены крепости Эребуни.
Но есть в истории Еревана и загадочный момент. Связан он с самим названием. Если внимательно прочитать текст Эвлия Челеби, то можно заметить, что название «Ереван» существовало еще до основания самого города.
Эвлия Челеби
О строительстве города Еревана
В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана.
Но об этом рассказ будет в следующий раз)
Ереван
Общие сведения
Площадь города составляет около 227 кв.км. Максимальная протяженность с севера на юг составляет 19,7 км, а с запада на восток – 19,1 км. Ереван находится между 40.04 и 40.14 градусами северной широты и 44.23 и 44.37 градусами восточной долготы.
Панорама города на северо-западе окаймлена четырехглавым горным массивом Арагац, на востоке – горами Гегама, а на юго-западе – горой Арарат.
География и климат
Ереван расположен на северо-восточной части Араратской долины, на берегах реки Раздан, на высоте 900-1200 м над уровнем моря, в 7-8-балльной сейсмической зоне.
Климат в Ереване резко-континентальный: лето жаркое и засушливое, а зима довольно холодная. Снег выпадает не каждый год. Весна скоротечна: лето начинается в конце мая. Осень долгая и прохладная. Годичная длительность солнечного света составляет 2700 часов, количество осадков – 320-350 мм. Питьевая вода в Ереване качественная, попадает в город из чистых питьевых источников с расстояния 18-30 км. Самой крупной рекой является Раздан со своими притоками Гетар, Джрвеж, Вохчаберд и Мушахбюр. 2
Население Еревана
По данным переписи населения Республики Армения 2001 года национальный состав населения Еревана выглядел следующим образом 4 :
Администрация Еревана
Законодательным органом власти города является Совет старейшин, который избирается по партийным спискам раз в 5 лет. Совет старейшин назначает мэра Еревана и его заместителей. Исполнительная власть города принадлежит мэрии.
В 2013 году мэром Еревана стал член Республиканской партии Армении Тарон Маргарян.
Ереван разделен на 12 административных районов: Ачапняк, Аван, Арабкир, Давидашен, Эребуни, Канакер-Зейтун, Кентрон, Малатия-Себастия, Нор Норк, Норк-Мараш, Нубарашен, Шенгавит.
Столица Республики Армения имеет свой флаг, герб и гимн.
Экономика Еревана
Кроме того в Ереване сосредоточены 98% высших учебных и научно-исследовательских заведений, большинство банков, единственная в Армени фондовая биржа.
Транспорт
Ереван обслуживает международный аэропорт «Звартноц», способный принимать любые типы воздушных судов. Он расположен в 12 км к западу от города. Также существует аэропорт «Эребуни» — смешанный гражданский и военный аэропорт, расположенный в 7 км к югу от Еревана. В настоящее время аэропорт в основном используется российскими военными и частными предприятиями, выполняющими чартерные вертолётные полёты внутри Армени, в страны СНГ, в аэропорт Степанакерта (Нагорный Карабах).
Железнодорожный вокзал Еревана обеспечивает пригородное а также дальнее пассажирское сообщение с Грузией — городами Тбилиси и Батуми. В городе действует метрополитен и канатная дорога.
Культурная сфера Еревана
В Ереване работают 19 библиотек, 5 музеев (в том числе – городской исторический музей), 25 музыкальных и художественных школ, духовой оркестр “Ереван» и 3 театра: Драматический театр имени Грачья Гапланяна, Театр юного зрителя и артистический театр «Мгер Мкртчян». В Историческом музее Еревана хранятся 87 тысяч образцов, представляющих старую и новую жизнь, историю, быт и духовную культуру города в разные периоды времени.
История города
Ереван был основан в 782-м году до н.э. Основателем Еревана является царь Урарту Аргишти I, который возвел в Араратской долине город-крепость Эребуни, о чем оставил клинопись, которая гласит: «Я, Аргишти, сын Менуа, построил эту мощную крепость и дал ей имя Эребуни для могущества страны Биайна (Урарту) и для устрашения вражеских стран». 6
С именем города-крепости Эребуни и связано наименование «Ереван», который назывался также Айриван, Эривань, Реван.
Впервые Ереван в армянской письменности упоминается в начале VII века, в связи с Двинским церковным собором. В VII-IX веках Ереван был селом городского типа, центром области Гавар. В X-XIII вв. переходил в качестве ленного владения в руки к разным феодалам. Предполагается, что в XIII веке там проживало 15-20 тыс. человек.
В 1387 году Ереван захватили войска Тамерлана. В 1502 году Ереван перешел в руки персидскому шаху Исмаилу, который передал его хану Ревану. Будучи центром крупного пограничного ханства, Ереван при хане Реване приобрел больше военное значение. В ходе турецко-персидских войн Ереван переходил в руки то туркам, то персам. В 1639 году между Турцией и Персией был подписан Касре-Ширинский мирный договор, вследствие которого в Персии было вновь образовано Ереванское ханство с центром в Ереване. В XVII-XVIII вв. В Ереване проживали около 15 тысяч человек.
В 1827 году Эриванская крепость была штурмом взята российскими войсками под командованием генерала Ивана Паскевича, а 10 февраля 1828 года, согласно Туркменчайскому договору, Ереванское и Нахичеванское ханства перешли России. 7
В 1832 году в Ереване была открыта провинциальная школа, а затем духовная семинария (1837), женская гимназия (1850), прицерковная школа Норка (1860), Учительская семинария (1881).
В 1856 году был утвержден первый генплан Еревана, а в 1863 году была открыта улица Астафяна (ныне Абовяна), а затем и другие параллельные и перпендикулярные ей улицы, которые создали более или менее организованную транспортную сеть.
Развитие Еревана началось с 80-90-х годов XIX века, то было обусловлено общим развитием России. Первые заводы были запущены в 1880-х годах: в 1881 году пивной завод, в 1887 годузавод винно-водочных изделий Таиряна, в 1892 году – лимонадный завод Гиланяна, в 1893-94 гг. винно-коньячные заводы Африкяна, Гюлазяна и Сараджева. 8
20 февраля 1907 года был открыт первый в Ереване театр – «Tеатр Джанполадяна», где, кроме местных артистов, выступали с гастролями также зарубежные труппы. 9
В 1901 году железная дорога соединила Ереван с Тифлисом, а в 1906-м – с Джульфой, появился первый конный трамвай. В 1907 году началась электрификация города. Первый автомобиль в Ереване появился в 1913 году, в том же году появились первые 80 телефонных номеров.
После Первой мировой войны Ереван стал столицей Первой Республики Армения (1918-1920 гг.). 29 ноября 1920 г. произошла советизация Армении, и Ереван стал столицей Армянской ССР.
В 1924 году был утвержден новый план города, автором которого стал архитектор Александр Таманян. Город начал быстро разрастаться. За 70 лет Советской Армении Ереван из маленького города с 30-тысячным населением, превратился в индустриальный, политический, культурный центр с более чем миллионным населением. С 1981 года в Ереване действует метрополитен. После развала Советского Союза и провозглашения независимости 21-ого сентября 1991 года Ереван сохранил свой статус столицы Республики Армения.
В 2005 году был утвержден новый генплан развития города и Ереван перестраивается и застраивается домами и зданиями нового типа. 10
Достопримечательности Еревана
Источники:
Автор: Кавказский Узел
2800 лет назад была основана столица Армении город Ереван
2800 лет назад был основан Ереван – древнейший город на территории бывшего СССР, старше Дербента и Самарканда. Современная столица Армении отождествляется с крепостью Эребуни, заложенной царем Урарту Аргишти I в 782 году до нашей эры. Руины поселения были обнаружены советскими археологами на холме Арин-Берд на юго-восточной окраине Еревана в 1950-х годах, хотя камни с урартской клинописью находили здесь еще в конце XIX века. Как удалось установить ученым, Аргишти I приказал заложить крепость на возвышенности на пятый год своего царствования. Эребуни предназначалось стать важнейшим опорным пунктом для закрепления урартов в Араратской долине.
Для создания и защиты оборонительных сооружений правитель распорядился переселить из покоренных областей Хати и Цупани 6600 воинов.
«Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил», — гласила надпись на одной из 12-ти раскопанных плит.
На какой-то срок Эребуни стал резиденцией Аргишти I. Дворец сохранился настолько хорошо, что его уцелевшие стены, высота которых достигала четырех метров, вполне отчетливо обрисовывают общий план. Могущественный царь покровительствовал развитию сельского хозяйства, отдавал приказы разбивать виноградники и устраивать ирригацию. Клинописные таблички указывают, что крепость Эребуни постоянно расширялась, обрастая все новыми постройками. Однако процветание Урарту длилось недолго. Начались притеснения со стороны более мощных держав и племенных союзов.
После угасания и последовавшего затем падения Урарту городу-крепости удалось уцелеть в нескончаемой череде набегов скифских племен, а также киммерийцев и мидийцев в VI веке до нашей эры. Эребуни продолжил свое существование в эпоху персидского царства. Примерно в тот же период в результате этногенеза разных племен, в том числе остатков жителей Урарту, сложилась армянская народность.
Новое возвышение поселения связано с ростом города Двина, который во второй половине V века стал столицей Армении. Двин быстро превратился в крупный центр: один из торговых путей проходил через Эребуни-Ереван.
Сегодня остатки крепости находятся в городской черте разросшегося Еревана.
Прославленный советский археолог Борис Пиотровский, посвятивший жизнь изучению урартской цивилизации, в 1959 году озвучил гипотезу о том, что «название города Эребуни продолжает жить в названии столицы Армянской СССР».
Первое упоминание Еревана на армянском языке датировано 607 годом и относится к церковно-религиозному сборнику «Книга писем». К этому моменту в городе уже существовала церковь святого Павла и Петра, разрушенная советской властью в 1931 году. В Средневековье коренному населению региона удавалось провозглашать собственную независимость лишь на короткие сроки. Ереваном поочередно владели арабы, турки-сельджуки, легендарный среднеазиатский завоеватель Тамерлан. Голод, разорительные войны и насильственная депортация немусульманских жителей не позволяли городу расти и увеличивать население.
Многое изменилось для города после 1828 года, когда по условиям Туркманчайского мирного договора с Персией, проигравшей войну, Эриванское ханство с 20-тысячной столицей отошло к Российской империи. В ходе наступления город взял один из лучших генералов Николая I – Иван Паскевич, за что удостоился потомственного титула граф Эриванский. В новых реалиях существенно изменилась этническая палитра Эриваня (так город именовался в России до 1936 года).
В этих событиях отличились и другие известные личности – декабристы, которых после провала выступления массово отправили служить на Кавказ. План штурма крепости был разработан Михаилом Пущиным, который после Сенатской площади был разжалован из капитана в рядовые, а благодаря успешно проведенной операции был произведен в унтер-офицеры и вскоре в прапорщики.
Отлично проявили себя и многие другие. Так, по поводу Александра Ринкевича генерал Паскевич докладывал лично Николаю I: «Прапорщик в делах против неприятеля показал себя неустрашимым». Частичной реабилитации добились Николай Депрерадович и Федор Вишневский.
«С трогательным энтузиазмом встречал нас везде угнетенный и измученный армянский народ, — вспоминал впоследствии еще один декабрист Евдоким Лачинов. – Как молились, плакали от радости старые и молодые, мужчины и женщины – все бежали к русскому войску, восклицая: Русь! Русь! Здрасти!»
Праздник в честь падения персидского владычества продолжался несколько дней. В память одержанной победы в России была учреждена медаль «За взятие Эриванской крепости».
Мусульманская часть населения мигрировала в пределы уменьшившейся персидской территории, а многие армяне проследовали в обратном направлении.
К началу XIX века здесь проживало примерно поровну азербайджанцев и армян, а также имелось русское национальное меньшинство, в их числе – преследуемые государством и церковью до 1803 года молокане.
К слову, в феврале 2018 года президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал Ереван «исторической территорией азербайджанцев», объявив возвращение своих сограждан в этот город «политической и стратегической целью». Как подчеркнул тогда глава государства, он и его народ «не должны забывать о своих исторических землях».
До Октябрьской революции Ереван являлся сугубо провинциальным городом, сильно уступая в значении и развитии соседним Баку и Тбилиси (Тифлису). Серьезные перемены пришли сюда после укоренения советского режима и назначения города столицей Армянской СССР. В 1924 году Ереван стал первым городом Советского Союза, для которого был разработан Генеральный план реконструкции. Наибольшее распространение среди строительных материалов получил розовый туф. При возведении зданий активно использовались мрамор, гранит, базальт.
Ереван продемонстрировал высочайший темп роста населения среди республиканских столиц. Численность его жителей увеличилась за годы советской власти более чем в 24 тыс. раз – с 50 тыс. человек в 1923 году до 1,2 млн в 1988-м. В 1970 году город подвергся новой перепланировке.
Центр современного Еревана украшают монументальные здания в стиле позднего сталинского ампира, широкие проспекты и парковые комплексы, хотя некоторые окраины достаточно неопрятны и напоминают трущобы.
Впервые день рождения армянского политического и культурного центра торжественно отмечался в октябре 1968 года, когда Еревану исполнилось 2750 лет. Впрочем, некоторые армяне всерьез утверждают, что их город еще старее, возводя его историю аж к библейскому Ною.
«Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег», — делился впечатлениями французский путешественник XVII века Жан Шарден.
Зато Ереван точно старше Рима, который, как известно, был основан 29 годами позднее — в 753 году до нашей эры.
Эребуни, Ереван, или Иреван, история города.
Каждый народ желает быть «древним». Но в силу обстоятельств и древние народы перемещались, мы только можем знать наследство оставленное тем или иными народами. К сожалению многие уничтожали всё это наследство, дабы объявить себя еще более древним. Об этих фактах ниже.
Вот еще Филип Экозьянц, раскопал Тифлиский архив источник Жан Шарден, на который ссылаются армянские авторы истории Еревана и даже фильм сняли..
Ко дню рождения Еревана «Город Ереван основан 782 г до н. э. за 29 лет основания Рима, 2018г Ереван празднует 2800 летие. »
https://www.facebook.com/watch/?v=155634775098107
Самое интересное газета.ру 10.12.18 автор Дмитрий Окунев, тоже копирует эти «точные исторические сведения»
https://www.gazeta.ru/science/2018/10/11_a_12017815.shtml
Оригинал книги
http://sharakiev.narod.ru/VOYAGE.jpg
В книге Шардена указываются не только топонимы мелких населенных пунктов, но описана территория провинции (страны) Азербайджан, причем полностью с указанием входящих в его состав регионов и границы. Удивительно но как раз эти страницы описания путешествия Шардена в Персии и на Кавказе, не отражены в переводе и авторы перевода не указали об этом ничего. Удивительным образом в переводе исчезли основные детали описания Кавказа. Автор часто ссылается причем на армянские источники в т. ч. Моисея Хоренского (Хоренаци)
Ф. Экозьянц об этой книге
«О древней земле под названием Азербайджан.» Филипп Экозьянц (о книге Ж. Шардена)
https://www.youtube.com/watch?v=elZAH4XPnqs
Так, в 1859 году российский историк, писатель армянского происхождения Александр Макарович Худобашев писал:
«Эривань лежит при реке Занги и маленькой речки Кырк-Булак, соединяющиеся с Араксом и состоит собственно из города и крепости; последняя имеет две, довольно высокие стены, упирающийся в левый берег Занги, составляющий таким образом, четвертую его сторону – прочие три стороны обведены рвом. Стены эти построены из глины, смешанной с соломою и мелким камнем. Вода здесь получается из, особо устроенного водоема, огражденного полуразрушенною глиняною стеною; сверх этого, с северной стороны, проведена в крепость, под землею, еще особенными водопроводами, из реки Занги, а с юго-восточной из Кырк-Булака. Водопроводы эти теперь почти совсем засорены. Из Кырк-Булака вода проведена по городу множеством канавок. В городе выстроен довольно красивый ханский дворец; а главная Магометанская мечеть превращена в церковь, православного, Греко-Российского вероисповедания и освящена во имя Покрова пресвятой Богородицы. Шарден, в своем путешествии описал одну крепость, которая можно полагать есть древний Ервандакерт, также основанный Еровандом против его столицы. Она имеет вид овала и до 4000 шагов в окружности[38].»
Тем самым Худобашев пытается связать название Еревана с якобы-армянским царём Ервандом (см. выше). Более того, не удовлетворившись достигнутым, Худобашев пытается приписать т.н. «армянскому» царю Ерванду II Эриванские башни, описанные французским путешественником Шарденом, побывавшим в 1672-1678 годах на Кавказе. И в этом случае уже средневековый имевший тогда азербайджанское население Иреван с его стороны представляется как античный армянский город Ервандакерт.
Вообще крайне любопытно, что армянская историография с целью обосновать исключительно армянскую принадлежность Еревана усиленно пытается найти связь между названием города и словами с армянского языка. И в своё время именно эти версии усиленно пересказывались путешественникам, побывавшим в своё время на Кавказе. Тем самым, армяне добивались того, чтобы в России и в Европе складывалось ощущение о именно армянской принадлежности города и его окрестностях. Так, к примеру, прусский писатель, барон Август фон Гакстгаузен побывавший на Кавказе писал:
Эривань или правильнее, Эраван, по-армянски значит «видимый». Предание гласит, что когда Ной, после потопа увидел с Арарата землю, то закричал: «Она видна!» и от того окрестности города получили своё название. По другому преданию армянский царь Эрвар является основателем города. Город имеет и другие названия. Анц-Ваген-Шагат, Двин, Армевин, Гарей, Артаксата и пр.[39]
Русский историк французского происхождения Иван Иванович Шопен приводит уже другую армянскую этимологию названия Еревана, но опять, же связанную с Ноем:
… Ной, увидел от Арарата противоположную сторону долины, очищенною от вод, назвал её Еревули, то есть высохло.[40]
Понятно, что такие несуществующие названия как Анц-Ваген-Шагат, Армевин, Гарей, Еревули и тому подобное были выдуманы армянскими историками с целью обосновать армянскую принадлежность Еревана, а заодно уж и заявить об армянской принадлежности пророка Ноя, который, судя по этим версиям, неплохо разбирался в армянском языке и даже давал названия местности на армянском же языке.
Известный армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII в. нет упоминания о городе Эривани. С этого времени, т.е. с 1209 г., они называют его «местечком». Хачатур Абовян также писал о том, что в народных преданиях говорится, что название «Эривань» происходит или от имени армянского царя Ерванда, или от армянских слов, «еревил», «еревац», т.е. «видел», «показался». Абовян считал, что предание о том, что Ной, увидя с вершины Арарата сушу, в том месте, где располагается ныне город, назвал его этим именем (Эривань), совершенный вымысел, и добавлял, что вероятнее всего, этот город делается известным с 1441 г., во время Джаган-шаха (т.е. Кара-гойунлу).
Интересно, что в русская редакция Википедии, что пишет:
«Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною[24], выводя название города из восклицания: «Еревац!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Малого Арарата. Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населённый пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег»[25]. Это считается примером т. н. народной этимологии[20]. В конце XIX века зафиксирован азербайджанский вариант народной этимологии, производящий название Ираван от слов «ая-раван» (течёт)[26].»
Так знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в своей книге в главе «О строительстве города Еревана» отмечает:
В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже, в 915 (1509-10) году, шах Иранской земли Исмаил-шах приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Это прекрасная крепость из кирпича и камня на восточном берегу реки Занга. Однако в один-единственный ярус[44]
Таким образом, как мы видим, Челеби утверждает, что везир шаха Исмаила Хатаи Ревангулу хан отстроил город и назвал его в свою честь. Однако со временем название города Реван трансформировалось в Иреван, а во времена Российской империи город стал называться Эриванем, и лишь в XX веке получил своё нынешнее название (Ереван). Более того, академик Василий Владимирович Бартольд писал:
Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI в. при шахе Исма’иле, и тогда же получила своё нынешнее название[45].
Между тем русская армия трижды пыталась захватить город. На третий раз удалось, это запечатлено 1 октября 1827 года, т.е. в течении 23 лет третья попытка всё таки была удачной, в картине русского художника Франца Рубо «Здача крепости Эривани». На картине мусульманский город, с караван-сараями, с мечетями, и прекраснейшим на Кавказе ханским дворцом разрушенным варварами 1954 г. Фото Рубо видите..
https://www.youtube.com/watch?v=zQFE6_E8vN8
Дворец Сардара Эривань
http://erevangala500.com/?direct=news_page&id
Это неоспоримый факт принадлежности Эриванской крепости не армянам,а мусульманам,точнее азербайджанцам до образования Эриванского ханства на территории нынешней Армении располагался Чухурсаад-одно из четырех бейлярбекств азербайджанской династии Сафевидов.В 1504-ом году Сефевидский Шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость.
Автор «Чалдыранской рузнаме» Гейдар Челеби был свидетелем событий, и ход действий описал в своей летописи, которую завершил в 1525-м году. Именно в его произведении, где описывается уже отход войск Селима севернее Аракса впервые в истории упоминается название города Ревана:
«29-го реджеба (20. 09. 1514) в среду перешли реку Аракс, и прибыли к пункту Кешиккумбет, находящийся выше крепости Алынджа. Четверг дошли до города Нахчыван, а 1-го шабана (22-го сентября) в пятницу к городу Карабаг. На следующий день подошли к завие Ахмед-бей, после к Седереку относящиеся к области Нахчыван. 4-го шабана прошли рядом с Хаджы-Лалалу, относящейся к Чухур-Саду и разбили лагерь между деревнями Большая Веди и Малая Веди. 5-го шабана прошли реку Занги относящейся к Чухур-Саду и подошли к городу Реван. На следующий день был взят Реван и включен в Османские земли. 7-го шабана был взят армянский духовный центр Учкилисе. » [9, с. 108]
В армянских архивах Матендарана сохранились разные купчие о купле, продажи недвижимости и указы Сефевидских правителей. И во всех этих документах нет упоминания Еревана до 1510 года. Привожу всего одну купчею о купле продажи земли от 1503-го года: «Купчая, составленная в 1503 году о продаже Фахр-эд-дином шести дангов мулка села Айдин Дарвин Ибрагиму халифа
Слава его святости и благословение его пророку и потомкам его. Затем, содержание сей шариатской истинной грамоты и смысл этого ясного и оглашенного постановления рассказывают и извещают о том, что избранный благородный армянин Фахр-эд-дин продал прибежищу амирата и власти, счастливому наследнику халифата и величественности Ибрагиму-беку халифа, сыну покойного Ягуба Алпавута, шесть дангов мулка села Айдин Дарвиш нахии Кырхбулаг, из районов Чухур-Са’дского [вилайета], подчиненного стране Азербайджан; первая граница которого — Армуд агаджи, вторая — Иланли, третья — Кузли-дара и четвертая — Карадаш, за шесть туманов, половина составляет три тумана тавризскими находящимися в обращении серебряными монетами, со всеми его, подлежащими и прилежащими, приращенными и прилегающими [местностями] и [со всем] принадлежавшим ему по шариату, и между ними состоялось соглашение.
Состоялось это в месяце шаввал девятьсот восьмого года переселения пророка (30 марта — 27 апреля 1503 г.), — мир ему и его [потомкам], — помилуй меня, писаря» [10, с. 289-290]
Ереван находился в нахие (волости) Кырк-булаг. Но ни в одном документе до 1509-го года, где проходит название волости Кырх-булаг, ни разу нет упоминания о населенном пункте Ереван. Этот факт является еще одним свидетельством того, что до этого времени города под названием Ереван еще не существовало. И отстроил его Реван-гулу хан, от которого и крепость получило свое название.
Здесь стоит также отметить еще одно важное свидетельство. Обычно армянские историки и некоторые современные персидские деятели отмечают, что до 1918-го г. территории севернее Аракса никогда не входили в состав Азербайджана, или никогда не именовались азербайджанскими территориями. В вышеприведенном документе ясно указано, что территории Чухур-Садского вилайета, куда также входил нахие (волость) Кырк-булаг, где позже будет отстроен крепость Реван, в 1503-м году был в составе страны Азербайджан. И подобных документов в армянском Матендаране храниться немало. Например, в другой купчие от 1400 года, где отмечаются пределы Татевского монастыря, проходит словосочетания «…олке Капаната, Сисаджана и Туман-е Нахчевана страны Азербайджан…» [ibid, с. 253]. То есть территории Кафана, Сисиана, Нахчывана в документе от 1400 года показаны в составе страны Азербайджан. Ереван не упоминается потому, что его тогда еще не существовало. Имеются и более ранние подобные упоминания. Визирь Ильханидского государства Фазлаллах Рашидаддин (1247-1318) упоминая события 1161-1162 гг. город Двин отмечает как «принадлежащий к округам Азербайджана» [11, с. 84]. Есть и более ранние исторические упоминания, где земли севернее Аракса отмечаются как земли Азербайджана. Арабский автор Мухаммед Асам аль-Куфи (ум. 926-м году) описывая войны Халифата второй половины VIII в. с хазарскими тюрками Нахчыван упоминает как один из городов Азербайджана. [12, с. 67-68]. И Эвлия Челеби тоже Ереван отмечает как город Азербайджана: «Крепость Карши основал сын Тимур-хана Шахрух-мирза. Затем она перешла под власть азербайджанского султана Узун-Хасана. Ныне находится на земле Еревана и является одним из городов Азербайджана» [8, с. 111]
Данное свидетельство, где правитель державы Ак-Коюнлу Узун Хасан назван султаном Азербайджана является историческим ответом тем, кто утверждает о не существовании азербайджанского государства до 1918-го года. Понятное дело, что государства Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Кызылбашско-Сефевидское, Авшаров, Каджаров были азербайджанскими, чему имеются достаточно исторических подтверждений. И сейчас иранских азербайджанцев жителей Тебриза Ардебиля называют каджарами.
-Чухур-Саад тюрк. \Ущелье Саада\ Беглярбекство гос. Сефевидов до 1509 г. так назвалась территория Иревана (Еревана).
-Кафан город в Армении, где до 1988 г.проживали в основном азербайджанцы (первые погромы и депортации, начаты 1988г. с этого города) с 1990 г переименован в Капан.
-Сисаджан старое название Зангезура, до 1921 г принадлежащего Азербайджанской Демократической Республике, переданной советами Армении.
-Нахчиван историческое название имеет этнические корни нахов, и родственных хуритов. На территории Нахчивани множество средневековых монументов тюркских правителей, в частности мавзолей Момине Хатун 12в построенный Атабеками Азербайджана. http://ru.esosedi.org/AZ/NX/1000134330/mavzoley_momine_hatun/
— Описание средневекового Еревана.
Эривань была известна как город минаретов. Большинство мечетей этого города имели выложенные плиткой внутренние дворы, украшенные фонтанами. Среди них самая старая построена по приказу Шаха Исмаила в начале XVI века. Мечеть эта была ярким образцом архитектуры начала правления в Иране тюркской династии Сефевидов. Во время армяно-азербайджанских столкновений 1918 года мечеть была сожжена вместе с прятавшимися в ней азербайджанцами.
Пятничная (Джума) мечеть была построена в 1606 году по приказу Сефевида Шаха Аббаса (1557-1625), который двумя годами раньше отвоевал Эривань у турок. По архитектурному стилю и монументальности Эриванская Джума мечеть напоминала Гянджинскую, так как была построена тем же архитектором – Шейхом Баха-эд-дином. Она находилась в крепости с восточной стороны дворца Эриванских ханов, известного как Дворец Сердара (правителя). В архитектурный комплекс мечети входили: медресе, библиотека, гостевой дом и широкий внутренний двор. В начале 1918 года этот архитектурный комплекс, находившийся в запустении, был описан археологом-азербайджанцем Исабеком Азизовым.
Из других мечетей Эриванской крепости сохранились сведения о мечети Реджепа-паши, построенной в 1725 году и мечети Аббаса-Мирзы (начало XVIII века). В XIX веке обе мечети были снесены, на месте мечети Реджепа-паши был возведен православный собор. Другие мечети города располагались в квартале Шекер, вне крепостных стен. Это городская мечеть Зал-хана, мечеть Новрузали-хана, мечеть Гусейнали-хана (Голубая мечеть), мечеть Ходжи Джафар-бека, мечеть Мухаммеда Сертиб-хана. Последние три были полностью снесены, а мечеть Зал-хана была перестроена под художественную галерею после 1945 года.
В сегодняшнем Ереване о некогда живших там азербайджанцах напоминает только Голубая мечеть, отреставрированная иранскими специалистами за их же счет. Голубая мечеть – прекрасное произведение азербайджанского зодчества, включавшее внутренний двор размерами 71×47 метров, ритуальную постройку, купол и минарет, выложенные декоративными фаянсовыми плитками, украшенными майоликой. Из четырех первоначально существовавших минаретов мечети три были снесены после 1945 года.
По словам европейских путешественников, посетивших Эривань до русского завоевания, жемчужиной городской архитектуры был уже упоминавшийся Дворец Сердара.
Подробнее: http://erevangala500.com/page/77.html
Вот еще документы подтверждающие азербайджанские топонимы.
Из указа императора Петра I (рис. 1)
«…Ардевиль остается Персии, а Тавриз, Ардабад, озеро Тавриза, Мереид, Мерага, Румие, Гуи, Чарисе, Селмас, Карабаг, Ганжа, Еривань, Нахичевань и прочие ардибижанские провинции с принадлежностьми их уступаются Порте».
Из указа императора Петра II от 1727 года (рис.2)
«…все пространство, заключающееся между Курою и Араксом, то есть весь Адирбижан. «
Из указа императора Павла I от 1799 года (рис.3)
«…в Адербайджане, области, соседней с Портой Оттоманской. принадлежащей некогда к Персидскому государству и заключавшей кроме Грузии и другие владения, управляемые особыми ханами, как-то Ганжинским, Эриванским, Хойским, Карабагским, Тебризским и другими…»
Упоминание о городе Барда (P.S.город расположен в равнином Карабахе) в Азербайджане есть в труде арабского историка XV века Джалаладдина ас-Суйути (1445-1505 гг.), одного из самых плодовитых авторов всей арабо-мусульманской литературы в целом и написавшем более 600 сочинений.
;«Аль-Джами ас-Сахих» имама Мухаммеда аль-Бухари (810-870 гг.) и в одноименном сборнике Муслима ан-Найсабури (817-875 гг.) где говорится о письмах мусульман халифу Омару ибн-Хаттабу (правил в 634-644 гг.), которые рассказывают о том, как они расположились в Азербайджане, как здесь делают намаз.
Но армянская сторона продолжала искать доказательства того, что найденная крепость имеет отношение к армянам и Еревану. Особую активность в этом вопросе проявил геолог по специальности Сурен Айвазян, который встречаясь с академиком Пиотровским, участвовавшим в раскопках древнего урартского города Тейшебаини, вступил с ним в дискуссию относительно реальности мифологической древней Армении. Согласно воспоминаниям Айвазяна, Пиотровский тогда сказал ему: «как геолог, Вы знаете, что ни один природный процесс не происходит бесследно. Если, как Вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне археологический объект в Армении, который это подтверждает». (1)
Подробнее: http://erevangala500.com/news/97.html
А самое смешное: в 1971 году, в научном журнале вышло гневное письмо патриарха советского востоковедения, академика Пиотровского о том, как армянские фальсификаторы в 1950-60-х гг. таким же образом фальсифицировали азербайджанские средневековые монеты династии Ильдегизидов (Атабеков Азербайджана) 12 столетия, и средневековые надгробные надписи на азербайджанских могилах, выдавая их за «древнехаясские монеты, петроглифы и иероглифы» аж XVII-XIX вв. до нашей эры! Выяснилось, что армянские горе-ученые придумали «древне-хаясское армянское письмо» почти 4000-летней давности, прочтя наоборот арабские надписи на азербайджанских монетах и могилах в современной Армении. То есть, не справа налево, как полагается читать арабское письмо, а слева направо!
«ГРИБОЕДОВ И. Ф. ПАСКЕВИЧУ. (Толкования Туркменчайского трактата (договора))
ОТНОШЕНИЕ № 52
23-го сентября 1828 г. Эривань
3) Статьею XV даруется его величеством шахом полное прощение всем жителям и чиновникам Адербейджана. Сверх того будет предоставлен тем чиновникам и жителям годичный срок, считая от дня заключения трактата, для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские, для вывоза и продажи движимого имущества; относительно же имения недвижимого определяется пятилетний срок для продажи оного.
Примечание. Сей годичный срок для перехода и пятилетний для продажи недвижимого имущества поставлен исключительно в пользу переходящих из Персии в Россию, а не наоборот. Нигде не сказано и не могло быть сказано, чтобы мы должны отпускать своих подданных с семействами и имуществами, ибо вся статья основана на завоевании Адербейджана, где многие нам служили и не захотели бы далее оставаться в подозрении под законом прежнего правительства, ими оскорбленного и мстительного, по выступлении наших войск». [98, 606-608] (переходящими имел ввиду армян)
Секретное письмо генерала И.Ф.Паскевича на имя русского поэта и дипломата А.С.Грибоедова. В этом секретном письме, названном «Наставление Коллежскому Советнику Грибоедову, каким образом поступать в Туркманчае при мирных переговорах, в особенности относительно Адербиджана» обговариваются условия вывода русских войск с большей части азербайджанских территорий [285, 148-149].
И таких документов сотни. можно ознакомится с архивами
в статье Ризвана Гусейнова «1.4 Раздел Азербайджана в документах и тайной переписке между Россией, Великобританией и Ираном»
Вот еще один исторический документ. Рекомендую прочитать, а кто сомневается покопаться в архивах. Это я к тем лже-историкам, которые считают, что Азербайджана не было, а Ереван основали армяне:
в 1724 году трактата между Османской Турцией и Россией (Рис. № 39)
http://sharakiev.narod.ru/39.jpg
о разделе Азербайджана, также хранится в Стамбульском Департаменте османских архивов Генеральной дирекции государственных архивов Турецкой Республики. В турецкой версии он называется Стамбульским договором 1724 года. В сборнике османских архивных документов, относительно этого договора, отмечается: «Османская и Российская империя сошлись лицом к лицу в Азербайджане. Однако в этот период оба государства не рассматривали возможность военных действий, в связи с чем между ними в 1724 году был подписан Стамбульский договор. Согласно договору, побережье Каспийского моря доставалось России, а Тифлис, Тебриз, Реван, Гянджа и Карабах достались Османскому государству» [340, 36].
НОВАЯ УГРОЗА РУССКОМУ ДЕЛУ В ЗАКАВКАЗЬЕ: ПРЕДСТОЯЩАЯ РАСПРОДАЖА МУГАНИ ИНОРОДЦАМ
Санкт-Петербург, 1911 г. 59-60 (стр 60. оригинал)
(автор чиновник Российской империи, никакой симпатии к мусульманам не имел. Указанные факты и цифры относятся до 1911 года, т. е. до столкновений в Восточной Анатолии и до депортации армян из Турции 1915г.)
«Нашу колонизаторскую деятельность мы начали не с водворения в Закавказье русских людей, а с водворения иногородцев. Прежде всего, мы переселили в Закавказье в 1819 г. 500 семей вюртембергских немцев из числа элементов, забракованных на родине, и из этих колонистов мы образовали колонии в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях. Конечно, колонистам были отведены лучшие земли казны и даны различные льготы. Затем, после окончания войны 1826-1828 гг. в продолжении двух лет, с 1828 по 1830, мы переселили в Закавказье свыше 40 000 персидских и 84 600 турецких армян и водворили их на лучшие казенные земли Елизаветпольской и Эриванской губернии, где армянское население было ничтожно, и в Тифлисском, Борчалинском, Ахалцихском и Ахалкалакском уездах (В названных закавказских губерниях и уездах, в основном, жили азербайджанцы, грузины и турки-месхетинцы). Для поселения им было отведено более 200.000 десятин казенных земель и куплено более чем на 2 млн. рублей частновладельческих земель у мусульман. Нагорная часть Елизаветпольской губернии (P.S. Нагорный Карабах) и берега озера Гокчи (P.S. оз. Севан) заселены этими армянами. Необходимо иметь в виду, что из 124 000 армян, официально переселенных, переселились сюда и множество неофициальных, так что общее число переселившихся значительна превышает 200 000 человек. После Крымской кампании опять вселяется некоторое число армян, в точности не зарегистрированное. В период с 1864 по 1876 г. ознаменовывается нашей усиленной деятельностью по заселению Черноморского побережья армянами и греками, привозившимися на казенный счет из Малой Азии, а затем эстами, латышами, чехами. Новоселам отводились лучшие казенные земли.»
Книга Шаврова оригинал 1911г. качайте чтобы не утверждать потом, что это все я сам придумал:
https://yadi.sk/i/w4Abz61dtEtCK
Кроме того на стр. 60 Н.Н. Шавров указывает, что из 1300 тыс армян проживающих ныне в Закавказье, более 1000 тыс. душ не принадлежат к коренным жителям края, и заселенны нами. \Оригинал стр. выше\
Историю можно сочинить. Небылицы создать, Присвоить древние Урарту, шумеров, тохаров, но фактические события нельзя отрицать.
«Здесь не жили армяне. Признание самих армян» видео:
Этнические чистки коренных жителей Еревана в сюжете:
https://www.youtube.com/watch?v=9Ge5gHNDXmk&feature=share
Анализ раскопок Урартийских захоронений в Армении, и о фальсификации раскопок Урартийской крепости «Эребуни» и Тешебайни. В анализе армянского блогера
«Тейшебаини, Эребуни и их создатели.» yotube.com Филипп Экозьянц
Англо-сакские фальсификации истории Азии и Ближнего Востока
Путешествие Ж. Шардена (оригинал скачать)
О древних картах где описано про страну Азербайджан