в каком году был совершен первый частный суборбитальный космический полет
Суборбитальный космический полёт
Суборбитальный космический полёт — космический полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли.
Другое часто используемое определение:
Согласно второму определению, суборбитальный космический полёт может осуществляться также при скоростях, превышающих по величине значение первой космической скорости вплоть до величины второй космической (параболической) скорости. Такие полёты возможны, например, при строго вертикальном наборе скорости, а также в других случаях, в которых вектор скорости аппарата в момент отключения двигателей ориентирован таким образом, что сформированная траектория имеет перицентр ниже поверхности планеты. При этом аппарат не может стать искусственным спутником планеты, несмотря на достаточную по величине скорость.
Согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км (линия Кармана). Согласно классификации Военно-воздушных сил США космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 50 миль (приблизительно 80 км).
В конце 1940— начале 1950 годов в Советском Союзе были проведены несколько пусков с достижением высот свыше 100 км. 22 июля 1951 года состоялся суборбитальный полёт собак Дезик и Цыган на Р-1В, которые стали первыми животными, успешно возвращенными из космоса.
В 1960 годах в США были осуществлены 15 суборбитальных пилотируемых космических полётов. Два полёта по программе «Меркурий» (Mercury) — космические корабли «Фридом-7» (Freedom-7) и «Либерти Белл-7» (Liberty Bell-7) выводились на баллистическую орбиту ракетой-носителем «Редстоун» (Redstone). Оба этих полёта признаны космическими по версии МФА и ВВС США.
Тринадцать суборбитальных полётов были осуществлены на ракетном самолёте «Х-15А». Все эти тринадцать полётов признаны космическими по версии ВВС США. Только два полёта «Х-15А» (№ 3 и 4 в таблице) признаны космическими также и ФАИ.
В 1975 году во время вывода на орбиту корабля «Союз-18-1» произошёл отказ ракеты-носителя. В результате космический корабль на орбиту не вышел, а совершил полёт по суборбитальной траектории.
Три суборбитальных полёта (№ 6—8 в таблице) осуществлены впервые на частном космическом самолете SpaceShipOne (СпейсШипУан) (Космический Корабль № 1).
Суборбитальные полеты. Теперь — частная история
11 июля 2021 года около 18 часов по Москве из космопорта America в штате Нью-Мексико в суборбитальный полет отправился ракетоплан VSS Unity, с максимальным подъемом на высоту 86 км. В экипаже было шесть человек: пилоты Дэйв Маккей и Майкл Масуччи и пассажиры — основатель компании Virgin Galactic, миллиардер Ричард Брэнсон, главный астронавт-инструктор компании Бет Мозес, старший операционный инженер Колин Беннетт и вице-президент по связям с правительством Сириша Бандла. Весь полет, включая совместный подъем с самолетом-носителем White Knight Two, занял около часа. В невесомости «астронавты» пробыли четыре минуты.
New Shepard с экипажем Джеффа Безоса. blueorigin.com
А уже 20 июля 2021 года, в день 52-й годовщины посадки американских астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина на Луну, состоялся 11-минутный полет многоразовой суборбитальной ракетной системы New Shepard компании blue origin. На борту были Джефф и Марк Безосы, 82-летняя летчица Уолли Фанк и 18-летний Оливер Дэемен из Нидерландов, отец которого выиграл билет на этот полет на аукционе за 28 млн долл. И хотя невесомость внутри капсулы тоже была около четырех минут, но высота полета составила 107 км, примерно на 20 км выше, чем у Брэнсона, с пересечением условной линии Кармана.
Этих полетов ждали не меньше десятилетия. Два главных конкурента по суборбитальному космическому туризму — Джефф Безос и Ричард Брэнсон — основали свои частные космические компании в 2000 и в 2004 году соответственно. Но даже прикосновение к космосу потребовало много усилий и времени.
Англичанин Ричард Брэнсон основал Virgin Galactic на волне успеха суборбитальной системы SpaceShipOne, созданной Бертом Рутаном в компании Scaled Composites на деньги соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена. Ракетоплан SpaceShipOne совершил три успешных полета выше 100 км, выиграв приз Ansari X-Prize в размере 10 млн долл. и став первым в истории частным космическим кораблем. Пилоты Майк Мелвилл и Брайан Бинни по очереди в 2004 году пересекли границу в 100 км, побив рекорд летчика-испытателя Джозефа Уокера, который 22 августа 1963 года на ракетоплане Х-15 поднялся на высоту 107,96 км.
Virgin Galactic создала более крупный пассажирский ракетоплан SpaceShipTwo. К сожалению, период испытаний затянулся и был прерван трагедией. Ракетоплан VSS Enterprise потерпел аварию 31 октября 2014 года, один из пилотов погиб.
На смену был построен ракетоплан VSS Unity, на котором и полетел на границу с космосом Ричард Брэнсон со своей командой. Схема полета SpaceShipTwo: аппарат поднимается в атмосферу на высоту около 15 км, будучи прикрепленным к двухфюзеляжному самолету-носителю White Knight Two. Отцепившись от носителя, VSS Unity запускает собственный ракетный двигатель, который работает 60 секунд, используя в качестве топлива полибутадиен и жидкую закись азота. Разогнавшись, ракетоплан по баллистической траектории поднимается на высоту выше 80 км. Там члены экипажа около четырех минут находятся в невесомости, могут расстегнуть ремни безопасности для свободного полета в кабине. У них есть возможность любоваться Землей с большой высоты через иллюминаторы. Затем пассажиры возвращаются в кресла, а пилоты в ручном режиме проводят торможение подвижным хвостовым оперением VSS Unity и в режиме планера сажают его на взлетно-посадочную полосу космопорта America — безопасность ракетоплана и пассажиров зависит от их мастерства.
Компания Blue Origin пошла по другому пути, изначально выбрав автоматическую схему полета. New Shepard — это многоразовая суборбитальная ракета и многоразовая обитаемая капсула, оснащенная системой аварийного спасения на случай ЧП. Высота ракеты вместе с установленным сверху кораблем примерно 15 м, диаметр — 6 м. Для полета используется водородно-кислородный ракетный двигатель BE-3 собственной разработки компании. Капсула оснащена шестью посадочными местами для экипажа, большими иллюминаторами (107×71 см) и тремя парашютами для приземления. Даже если не раскроется один парашют, еще два позволят ей сесть.
Обе транспортные системы достаточно надежны по герметичности и не предусматривают использования спасательных скафандров для экипажа.
Эти полеты не только ознаменовали начало суборбитального туризма — обе компании обещают выполнить по два пилотируемых полета в этом году, но и подняли вопрос о том, где же проходит граница космоса.
Blue Origin настаивает, что общепризнанная международная граница космоса находится на высоте 100 км — и это линия Кармана, которую использует Международная авиационная федерация для регистрации пилотируемой космонавтики [1]. Но nasa, американские ВВС и Федеральное управление гражданской авиации считают, что граница космоса с точки зрения полетов людей расположена на высоте 80,45 км (50 миль) — и Брэнсон ее преодолел.
Ричард Брэнсон совершил первый суборбитальный полет
Американский бизнесмен Ричард Брэнсон стал первым миллиардером, совершившим суборбитальный космический полет. В ходе воскресного эксперимента, как и было объявлено ранее, Брэнсон на своем корабле Unity поднялся в верхние слои атмосферы.
Как следует из кадров трансляции, максимальная высота корабля составила 280 тыс. футов (около 85 километров), скорость превысила 3 числа Маха.
Спустя примерно 1 час 20 минут после старта суборбитальный корабль успешно приземлился на аэродроме вылета.
«Поздравления Ричарду и Virgin Galactic!», — сказал ведущий трансляции. В ходе нее на экран периодически выводилось происходящее в салоне корабля, Брэнсон улыбался, аплодировал и общался со своими попутчиками.
Ранее сообщалось, что на борту Unity, который по факту является не космическим кораблем, а самолетом с реактивным двигателем, будет сам Брэнсон, пилоты Дэйв Маккай и Майкл Масуччи, а также астронавты Сириша Бандла, Килин Бэннет и Бетт Мозес.
Перед стартом Брэнсон рассказывал журналистам, как и когда стал мечтать о космических полетах. «Когда я был маленьким, стоял в отцом и сестрой и смотрел на Луну, и мне сказали что Базз и Нил ходили по ней, — говорил бизнесмен NPR. — И тогда я подумал, что когда-нибудь полечу в космос». По его словам, мечтать о космосе он начал с пяти лет.
Воплощать свою мечту в реальность Брэнсон начал в 2004 году, когда зарегистрировал компанию Virgin Galactic с целью сделать суборбитальные полеты возможными уже при жизни этого поколения. Предприниматель рассчитывал достичь успеха за 6-7 лет. Однако дорога в космос оказалась тернистой, были на его пути неудачи и катастрофы с человеческими жертвами.
Так, в 2014 году во время испытательного полета ракетоплана Брэнсона погиб летчик-испытатель, причиной тогда была названа ошибка летчика и конструктивные недостатки корабля.
«Космос очень труден. Ракетная наука очень сложна. И нам потребовалось 17 лет, чтобы отважные летчики-испытатели и 800 инженеров создали безопасную систему, которая вынесет нас в космос и затем в следующем году начнет возить народ в космос», — пояснил Брэнсон.
В вопросе техники запуска в ближний космос у двух компаний мало общего. В отличие от традиционных ракетных пусков, Virgin Galactic решила использовать не новую, но ранее так никогда не опробованную систему «воздушного старта».
Для запуска космоплана Unity в качестве первой ступени используется двухфюзеляжный самолет-носитель White Knight Two. Самолет поднялся на высоту порядка 17 километров, после чего Unity отделился и взмыл за счет собственных двигателей на высоту более 80 км.
Там члены экипажа провели несколько минут в невесомости, после чего корабль спустился на аэродром и сел по-самолетному в Нью-Мехико.
Ранее корабль уже более 20 раз летал в ходе тестовых испытаний, и трижды приближался к границе космоса.
Большие споры вызвал вопрос считать ли полет Брэнсона полетом в космос. Он не достиг так называемой линии Кармана (100 километров) — общепризнанной границы ближнего космоса, которую планирует преодолеть Безос на своем корабле.
Поэтому в компании Blue Origin накануне старта конкурента заявили, что полет Брэнсона не будет полноценным космическим полетом, так как пройдет ниже линии Кармана. Blue Origin опубликовала таблицу, где сравниваются предстоящие полеты двух компаний. В ней указывается, что корабль Безоса New Shepard преодолеет линию Кармана, а корабль Unity-22 Брэнсона этого не сделает. В Blue Origin отметили, что летательный аппарат Virgin Galactic является высотным самолетом, а не полноценным космическим кораблем.
Первый суборбитальный полёт землян: 70 лет назад Дезик и Цыган слетали в почти космос
22 июля 1951 года на ракете Р-1В собаки Дезик и Цыган совершили первый в мире успешный суборбитальный полёт. Цель эксперимента — наблюдение и изучение влияния перегрузок и высотной радиации на живой организм. Ну, и конечно, возврат живого существа на Землю. Вся эта программа проводилась для «Проекта ВР-190» — сверхсекретного проекта СССР по запуску человека на ракете в суборбитальный космический полёт по баллистической траектории.
Что самое интересное — это то, как полёт проходил. СССР в то время запускал ракеты с полигона «Капустин Яр» (который впоследствии стал военным космодромом). Полёт продолжался около 20 минут, за которые ракета достигла высоты более 100 км (линии Кармана). При этом, капсула с собаками отделилась чуть раньше, чтобы на парашютах приземлиться в нескольких километрах от стартовой площадки. Так что, космонавтами Дезика с Цыганом назвать нельзя. Но, тем не менее, они стали первыми «термонавтами» (они достигли термосферы), которые вернулись живыми из такого полёта.
Стоит учесть, что США стала запускать животных чуть раньше — в 1948 году. Но вплоть до того же 1951 года первые пять обезьян по тем или иным причинам погибали. Советский Союз провел ещё пять полетов с собаками на высоту 100 км, три из которых были успешными: в июле, августе и сентябре 1951 года. Американцы сделали необходимые конструкторские доработки в своих ракетах и 20 сентября 1951 года макака Йорик совершила первый успешный полёт США на метеорологической ракете «Aerobee».
Фото: 1 — администрация города Знаменск, где стоит памятник собакам, 2 — Pretenderrs
Исследователи космоса
10K постов 38.9K подписчик
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂
Охуеть, 1951 год, война 6 лет как закочилась, страна все еще в руинах.. и в этих условиях успевают запустить суборбитальный полет
Дезик, это сокрашение от дезодорант или мужской вариант имени Дейзи?
Ну например в ВВС США космосом считается то что выше 80 км (50 миль), так что по их меркам наши пёсики самые что ни на честь космонавты!
Стоит сказать, что чисто технически первыми животными побывавшими в космосе и успешно вернувшимися живыми на землю были мухи-дрозофиллы запущенные американцами на немецкой ракете V-2 20-го февраля 1947-го года. Нам удалось первыми запустить и вернуть млекопитающих.
А скульптор похоже пролетел куда дальше)
Так вот что это был за цыган, который в космосе побывал раньше белки и стрелки! https://www.kinopoisk.ru/film/920502/
И так цыгане почти побывали в космосе. Вы спросите почему почти? Потому, что половину ракеты, наверное украли!
Так Безос с братом это Дезик и Цыган?
Тссс! А в это время проводились пуско-наладочные работы систем жизнеобеспечения на Лунной Базе №1488 Вечного Третьего Рейха
Народное творчество
Қызыл продолжает радовать нас своим творчеством.
Заложник космической тьмы: 53 года неудачной стыковке Георгия Берегового
26 октября 1968 года стартовал «Союз-3» с космонавтом Георгием Береговым на борту. «Союз-3» должен был состыковаться с беспилотным «Союзом-2» на орбите, но из-за просчёта стыковка так и не состоялась. Система, установленная в этих двух «Союзах», в ручном варианте подразумевала собой сближение по световым сигналам и дальнейшую стыковку с помощью антенн ориентации. Из-за того, что сближение «Союза-3» происходило в тени Земли, Береговой не смог распознать, что корабли были перевёрнуты относительно друг друга на 180° по крену. При каждом «подлёте» «Союз-2» отворачивался автоматикой в сторону. Береговой понял свою ошибку только выйдя в очередной раз на солнечную сторону, но к тому моменту всё топливо на сближение было израсходовано. «Союз-3» вернулся на Землю.
Неудача привела к довольно неоднозначным последствиям:
— Отрицательный опыт позволил сделать выводы для последующей успешной стыковки «Союза-4» и «Союза-5»
— Начальник ЦПК Николай Кузнецов был уволен, а на его место назначен Георгий Береговой, который стал заложником своей неудачи. Вследствие чего он всю оставшуюся жизнь был «на крючке», выкладываясь на 200%, чтобы не повторить свою «неудачу».
— При этом, Береговой получил вторую Звезду Героя Советского Союза (первой он удостоился ещё во время войны, в 1944).
— Неся на своих плечах огромную ношу по подготовке космонавтов (а после ухода в отставку Каманина в 1971 году, можно сказать, что дважды огромную), Береговой усиленно изучает психологию. И в 1974 году защищает кандидатскую на тему подготовки космонавтов к работе в экстремальных условиях. Скорее всего, этому немало поспособствовала гибель космонавтов «Союза-11» в 1971 году.
Возможно, именно благодаря стараниям Берегового как наставника (а он проявил себя как мудрый и храбрый командир ещё во время боевых вылетов во время войны), с тех пор среди советских и российских космонавтов больше не было жертв.
110 лет со дня рождения «отца Сатаны»: чем запомнился Михаил Янгель
25 октября 1911 года родился Янгель Михаил Кузьмич — советский конструктор самолётов, а потом и ракетно-космических комплексов. Придя в ракетостроение уже состоявшимся инженером в 1950 году, был назначен замом Сергея Королёва в НИИ-88. В 1954 году Янгеля переводят в новообразованное ОКБ-586 (сейчас КБ «Южное») в Днепропетровске, где он встал во главе предприятия и проработал до конца жизни.
Он участвовал в разработке ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой Р-11, Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36. Венцом его работы стала одна из самых страшных межконтинентальных баллистических ракет в истории — Р-36М «Сатана». После вступления в силу договора СВН-1 в 1994 году, Украина переоборудовала свои запасы этих ракет в ракеты космического назначения. Ракета-носитель получила название «Днепр» и успешно совершала коммерческие запуски вплоть до 2015 года.
Интересный факт — Янгель случайно выжил в катастрофе ракеты Р-16 1960 года, отойдя в курилку.
Видео нарезано с советского научно-популярного фильма 1957 года «Дорога к звёздам».
Забавный факт: когда фильм снимался, в космосе ещё никто не побывал. Но когда фильм был уже на монтажном столе, произошёл запуск советского Спутника-1, и кадры с ним пришлось доснимать и добавлять в фильм в срочном порядке.
День, когда не стартуют ракеты: 24 октября — дважды траурный день для Байконура
24 октября считается «чёрным» днём в российской космонавтике, и пуски ракет в этот день никогда не производятся. В этот день принято вспоминать всех, кто погиб при освоении космоса, и причиной послужили два события:
— 24 октября 1960 года — катастрофа на 41-ой площадке космодрома Байконур при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Из-за несанкционированного запуска двигателей второй ступени за 30 минут до старта погибло больше 70 человек (по неофициальным данным — больше 100). Среди погибших — главнокомандующий РВСН, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Пожар был так силён, что от него остались только тёмный след на асфальте, оплавившаяся Звезда Героя Советского Союза, погон и часы.
— Спустя три года — 24 октября 1963 года из-за возникновения искры в загазованной атмосфере вспыхнул пожар в шахте на площадке 70, где ждала тестового пуска МБР Р-9. Погибло 9 человек.
Афронавты Замбии: амбициозный проект обычного школьного учителя
В 1964 году обычный замбийский учитель естественных наук по имени Эдвард Макука Нколосо решил подготовить и отправить на Луну первых африканских космонавтов. Как он их гордо называл — «Афронавтов». Его план состоял в том, чтобы на маленькой алюминиевой ракете отправить в космос «космическую девочку», двух кошек и африканского христианина-миссионера.
Причём, Луна была лишь промежуточной остановкой — Макука собирался с помощью гигантской катапульты отправить эту команду дальше — к Марсу! Он основал Замбийскую национальную академию наук, космических исследований и астрономических исследований, чтобы начать обучение своих афронавтов в своей штаб-квартире, расположенной всего в 30 км от Лусаки, столицы Замбии.
Если знаний английского недостаточно, то смело включайте субтитры и автоперевод через Google Translate.
Но планам «афро-Королёва» не суждено было сбыться. Сначала ему якобы не дали разрешение на полёт, потом закончились деньги, через 5 лет американцы высадились на Луну. Ну а венцом всего стало то, что единственная афронавтка забеременела, поставив таким образом на космической программе Замбии жирный крест.
Неунывающий Нколосо продолжил с новыми прожектами. То он пытался избираться на пост мэра столицы Замбии, то смущал местных жителей коммунистическими идеями, начитавшись Маркса. Он успел получить диплом юриста, несколько наград, включая советскую «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне», и умер в 1989 году, так и не успев осуществить свою мечту. Он просто не знал, что первенство гордо называться «Афронавтом» делят между собой космонавт «Интеркосмоса» Арнальдо Тамайо Мендес с Кубы и первый негритянский астронавт Гайон Стюарт Блуфорд.
Последний полёт лунного корабля СССР: что видел беспилотный «Союз 7К-Л1»
20 октября 1970 года с Байконура взлетела ракета-носитель «Протон-К» с разгонным блоком Д, которые вывели на орбиту лунный корабль «Союз 7К-Л1», получивший название «Зонд-8». От привычных нам «Союзов» визуально он отличался отсутствием бытового отсека.
Этот запуск «Союза 7К-Л1» был уже 14-м по счёту. Он предполагал проведение физических исследований на трассе полета и в окололунном пространстве; фотографирование Земли и Луны; отработку усовершенствованных бортовых систем, агрегатов и конструкций космических аппаратов. В этот раз без «пассажиров», как было у «Зонда-5», на котором черепашки смогли облететь Луну.
Программа сразу после этого полёта была закрыта, но аппарат передал большое количество научной информации, а в спускаемой части находилось много фотоплёнок для подробного (для того времени) картографирования Луны.
Сейчас же мы являемся свидетелями новой «лунной гонки», которой теперь мешают не технологии, а бюрократы.
Впервые на Венере: 54 года назад «Венера-4» достигла второй планеты
18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4» достигла орбиты Венеры. При входе в атмосферу от неё отделился спускаемый аппарат. Орбитальный зонд передавал на Землю телеметрическую информацию, пока не сгорел в атмосфере.
Предполагалось, что давление на поверхности Венеры может достигать 10 атмосфер (истинное значение — 90 атмосфер). И потому СА был рассчитан «с запасом» — на 20 атмосфер. В результате он был раздавлен на высоте 28 км от поверхности. Хоть аппарат и не смог достигнуть поверхности в рабочем состоянии, на основе его измерений была получена новая оценка давления у поверхности — почти 100 атм.
Данные, полученные «Венерой-4», помогли улучшить конструкцию последующих спускаемых аппаратов, отправленных к сестре Земли.
Батька космонавтов: лётчик-легенда Николай Каманин
18 октября 1908 (на самом деле, 1909) года родился Николай Каманин — советский лётчик и генерал-полковник авиации, один из семёрки первых Героев Советского Союза, руководитель подготовки первых космонавтов в 1960—1971 гг.
Благодаря ему был определён порядок на первых «Востоках»: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский и Попович. В 1963, из-за отчисления Нелюбова, третьим и четвёртым полетели Николаев и Попович, а Быковский полетел с Терешковой. Каманин принимал участие в программе подбора и отправки в космос женщины-космонавта.
Каманин готовил космонавтов вплоть до «Союза-11» и подал прошение об отставке ещё до старта на первую орбитальную станцию «Салют-1». Он хотел окончить свою карьеру триумфальным возвращением космонавтов из первой долгосрочной экспедиции на станцию. Но судьба распорядилась иначе. Через месяц после гибели экипажа «Союза-11» Каманин ушёл в отставку, посвятив себя написанию книг, связанных с освоением космоса.
Утонуть в космическом корабле: какая судьба могла постигнуть «Союз-23»
14 октября 1976 года с Байконура взлетел «Союз-23» с Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским. Космонавты отправились во вторую экспедицию на станцию «Салют-5». Но, из-за неисправности системы сближения, корабль не смог состыковаться со станцией и вернулся на Землю. Посадку провели в ночное время на третьи сутки. Но не тут-то было.
Корабль приводнился (с перелётом на 121 км) в озеро Тенгиз. Это единственное за всю историю космонавтики России/СССР приводнение космического корабля. Которое чуть не закончилось трагедией — космонавтов не могли достать очень долго. Но спасатели наплевали на инструкции и, рискуя жизнью, задействовали вертолёт, который чуть не рухнул из-за наполнившегося ветром парашюта СА. Космонавтов спасли, Рождественский помогал вытаскивать потерявшего сознание Зудова. Позже обоих представили к награде, но в космос они больше не полетели.
С тех пор космонавтов готовят к аналогичным ЧС на базе МЧС в Ногинске.
Первый советский космический спутник (он же первый искусственный спутник Земли) назывался просто – Спутник-1. Он представлял собой шар диаметром 58 см и весом 83,5 килограмма. Внутри находились два радиопередатчика и источник питания.
Спутник-1 запустили на орбиту 4 октября 1957 года с космодрома Байконур. Эта дата в России ежегодно отмечается как памятный день Космических войск. В честь первого искусственного спутника Земли названа равнина на поверхности Плутона.
3 ноября 1957 года, к 40-й годовщине Октябрьской революции, Советский Союз запустил в космос второй спутник – что характерно, назывался он Спутник-2. Это был первый в мире биологический спутник. Внутри находилась собака по кличке Лайка. Вообще, ее настоящая кличка – Кудрявка, но персонал переименовал её в Лайку из-за звонкого лая.
Рассматривался вариант запусков с обезьянами, но выбор пал на собак, так как они лучше поддаются дрессировке и спокойнее, чем обезьяны.
Второй спутник в высоту был 4 метра, в диаметре у основания 2 метра и весил полтонны. Внутри было много аппаратуры и герметичная кабина для собаки. Еда и вода подавались ей в виде желе.
В принципе, эксперимент подтвердил, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. Но, к сожалению, Лайка погибла от перегрева через 5-7 часов после старта. Из-за ошибки в расчётах площади спутника и отсутствия системы терморегулирования температура поднялась до 40°C.
Спецкомиссия из ЦК и Совета министров не поверила, что Лайка умерла из-за конструкторской ошибки, и приказала провести эксперименты с похожими условиями на Земле. В результате которых погибли ещё 2 собаки.
Предполагалось, что собака проживёт на орбите около недели. Именно столько должно было работать устройство регенерации воздуха. Возвращение живой Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось.
Спутник-2 совершил 2370 оборотов вокруг Земли. Он сгорел в атмосфере 14 апреля 1958-го – то есть, находился на орбите почти полгода.
Советские собаки, которые завоевали космос 1957-1970 гг.
«Чем больше времени проходит, тем больше я сожалею о случившемся. Все собранные нами в ходе этого эксперимента данные не стоили смерти собаки», — Олег Газенко, физиолог, основатель космической медицины.
Когда дело дошло до принятия решения, какое именно живое существо будет отправлено на орбиту Земли, в Советском союзе выбрали собаку (в Америке — обезьян-шимпанзе). Причем, именно бродячую собаку женского пола. Ученые верили, что у животного есть все необходимые данные для успешной миссии: самостоятельность, спокойствие, способность переносить длительные периоды скуки. В общем, было утверждено 57 собак, из которых многие летали повторно. Почти все животные вернулись на Землю благополучно, за исключением нескольких трагических случаев.
После того, как ученые провели все необходимые тесты с животными, на орбиту Земли было решено отправить собаку Лайку (Кудрявка). Она была запущена в космос 3 нобря 1957 года на корабле Спутник-2. Ученые с самого начала знали, что собака не может выжить по той причине, что изначально возможность возвращения была не предусмотрена. В официальном отчете сообщалось, что Лайка умерла от отсутствия кислорода, и только в 2002 году открылась правда — это произошло из-за стресса и перегрева.
Cпустя 3 года в космос были запущены знаменитые собаки Белка и Стрелка, которые благополучно вернулись на Землю, где были встречены как герои.
В течение нескольких лет в космос запускалось большое количество собак, каждая из которых по возвращении становилась международной знаменитостью. В честь этих героических собак создавалось огромное количество сувениров и игрушек.
Вот некоторые из изделий, взятые из книги Soviet Space Dogs.
Летающая игрушка, Япония. Лайка сидит в своей космической капсуле «Спутник».
Игрушечная лейка, Япония. Дети-космонавты летят на ракете мимо капсулы с Лайкой. 1958 г.
Ведерко, Япония. Здесь Лайка изображена внутри спутника 2. 1958 г.
Волчок, Япония. Производитель: S. I. Toys. Лайка стоит на Спутнике. 1958 г.
«Wee Beep Sputnik» шляпа, США. «Wee Beep» — английская транскрипция знаменитого звука первого Спутника. После этого началась спутник-мания, и СССР перестали воспринимать как отсталую страну. 1957 г.
СССР, Керамическая фляга с Белкой и Стрелкой, которые пережили орбитальный полет через три года после полета Лэйки. Дата неизвестна.
Сигареты Спутник, СССР. Портрет Лайки на вкладыше под крышкой. 1958 г.
СССР. Банка для конфет. 1957 г.
Спутниковая копилка, США, произведено в Японии. 1957 г.
Игрушечные спутниковые часы, Западная Германия. Изготовлено в промежутке между 1958-1965 г.
Портсигар, СССР. На металлической коробке изображены первые три Спутника. 1958 г.
Фарфоровая статуэтка, СССР. Белка и Стрелка от Дмитровского фарфорового завода. 1960 г.
Деревянная коробка, СССР. Ручная работа. 1960 г.
Жестяная банка для конфет, СССР. Белка и Стрелка одеты в цветные куртки. 1960 г.
Жестяная банка для конфет, СССР. Такие банки дарили молодым гостям новогодней елки в Кремле. 1960 г.
Банка для конфет, СССР. С портретом Звездочки, которая участвовала в последнем тренировочном полете перед Юрием Гагариным. 1961.
Памятная плита, СССР. «Лайка — первый путешественник в космос». 1970 г.