в каком году был смерч в лунево костромская область
Смерчи в Ивановской области происходят в одно и то же время года
Фото смерча 1984 года в Ивановской области: aif.ru
«От стихии тогда, в 1984 году, пострадали, кроме Ивановской, Московская, Калининская (ныне — Тверская), Ярославская и Костромская области. У смерча было 3 воронки. Самым страшным оказался ивановский мезо-ураган, от него погибли и пострадали около 1 000 человек – данные разнятся. Около трех часов дня в 15 километрах от Иванова заметили темное пятно с хвостом, который, опускался до земли. Скорость ветра в воронке достигала ста метров в секунду. Торнадо во время своего движения захватывал площадь около полукилометра», — рассказал кандидат исторических наук, краевед Александр Семененко.
Около двух десятков школ, а также детсады, кладбища разрушила стихия. Торнадо с корнем вырвал множество деревьев в ивановских лесах, оставив большие просеки. Бедствие прокатилось по западным пригородам областного центра: пострадали местечки Глинищево, Балино, Беляницы, Говядово, Авдотьино. Их мезо-ураган разнес почти полностью.
«Сто метров в секунду — это 360 километров в час. По современной классификации ураганов это предпоследний по силе, 11-й уровень по шкале Бофорта. До 12 уровня ивановский смерч не дотянул лишь самую малость. И даже при этих условиях он поднимал на воздух небольшие деревянные дома целиком, — рассказывает руководитель регионального отделения «Космопоиск-Иваново» Сергей Дмитириевский. — По статистике, ураганы и смерчи повторяются в Ивановской области каждые два-три года, причем практически в одно и то же время. Такова климатическая зона, в которой располагается наш регион».
Напомним, последний такой случай был 16 мая этого года. Четыре района области остались тогда без электричества. Срывало крыши домов, вырывало с корнем деревья, повалило надгробия на кладбищах, с колокольни в Юрьевце сорвало крест. Это было во многом похоже на смерч восемьдесят четвертого года – в частности, как и тогда, в этом году в Ивановской области выпал аномально крупный град. К счастью, без человеческих жертв в этот раз обошлось.
Но вернемся к трагедии 1984 года. Самое же ужасное, что многие ивановцы в тот страшный день даже не пытались убежать, уехать подальше от зоны бедствия, от зависшей в воздухе воронки. Они просто не понимали, какую смертельную опасность она несет. И оставались, чтобы поглазеть на необычное природное явление. И гибли.
«Ивановские новости» побеседовали с жителями региона, которые видели ураган 1984 года своими глазами.
Алексей в 1984 году был школьником. В июне он находился на школьных каникулах в деревне:
«Сначала на небе появилась четкая граница между чистым участком и почти черным. Потом посыпался град – очень крупный, я никогда такого не видел. Все разбежались по домам, а когда выглянули вновь, услышали нарастающий звук, словно взлетает самолет с аэродрома «Северный». Но вскоре рев стал сильнее, чем у самолетного двигателя. А потом все увидели воронку: торнадо выглядел как морковка или конус. По нему вверх поднимался какой-то мусор: обломки древен, верки деревьев, куски шифера. Это зрелище завораживало… Но потом все потонуло в пыли, ураган начал срывать крыши, ломать деревья в нашем саду. Мы укрылись в подвале. Когда все стихло, мы увидели, что ураган разворотил скотный двор и оставил в лесу настоящую просеку. Нам повезло – воронка смерча прошла немного в стороне от нас».
Ивановцу Николаю было 3 года, и смерч – первое воспоминание в его жизни:
СЛУХИ
Их после смерча ходило множество: что в моргах не осталось мест и трупы сваливали в школьных спортзалах. Что их вывозили на грузовиках с пропитанными кровью тентами. Что в Иванове летали по воздуху светофоры и люди.
ФАКТЫ
Количество жертв смерча, по разным подсчетам, составило от 57 до 79 погибших, 804 жителя региона получили телесные повреждения. В 1986 году вышел роман Василия Белова «Все впереди», многие страницы которого посвящены ивановскому смерчу. В 1988 году на «Мосфильме» был снят художественный фильм «Запретная зона» — о ликвидации последствий ивановского смерча, автором сценария и режиссером которого стал Николай Губенко.
Изнуряющая жара напомнила костромичам «Ивановское чудовище» 1984 года
Начало лета 1984 года выдалосьв Костромской области необычайно жарким, температура стояла выше 30 градусов. Быть беде, поговаривали старожилы. И не напрасно.
Дата 9 июня 1984 года, запомнилась многим жителям Костромской и ивановской областей на всю жизнь. В этот день над Иваново, Костромой и турбазой Лунево пронесся разрушительный смерч, прозванный «Ивановским чудовищем». Стихийных бедствий подобной силы в регионе не случалось никогда. Ураганы над Костромской областью проносились, срывали крыши с домов, ломали деревья. Но то, что пережили отдельные районы в 80-х годах прошлого века стало настоящей трагедией.
В двадцати километрах от Костромы вниз по течению Волги расположена туристическая база Лунево, куда любили приезжать отдохнуть от трудовых будней граждане СССР. На улице стоял обычный жаркий субботний день, к вечеру подул небольшой ветерок и немного похолодало. Кто-то из отдыхающих на турбазе обрадовался – наконец-то наступила прохлада.
Наступила звенящая тишина, ветер неожиданно стих. А главное — перестали петь птицы. Тишина оказалось обманчивой. Около 17 часов вновь поднялся ветер, который все усиливался, небо закрыла огромная иссиня-черная туча, потом обрушился сильнейший ливень, сменившийся градом, диаметр некоторых градин достигал трех сантиметров.
Вслед за этим в небе послышался сильный свист и гул, словно летел реактивный самолет. Этот гул все время нарастал и вместе с ним откуда-то с северо-запада появилось огромное черное облако с воронкообразным выступом в виде гигантского «хобота» внизу, который, раскачиваясь из стороны в сторону, опускался все ниже.
Почти коснувшись земли, воронка стала быстро расширяться и всасывать в себя все, что попадалось на ее пути. По ней, поднимались вверх, словно пушинки, ветви деревьев, бревна, доски, шифер, куски железа. Облако, из которого опустился «хобот», приблизилось так быстро, что почти никто не успел спрятаться.
Сколько всего погибло людей, никто не знает. Многие долгие годы числились среди пропавших без вести. Первоначально, по официальным данным, жертвами стихии стали всего 16 человек, а по неофициальным – более сотни, что, кстати, больше соответствует действительности.
Сейчас данные о жертвах смерча были рассекречены, согласно им всего погибших на турбазе Лунево и в окрестных населенных пунктах было 69 человек, а общее количество пострадавших 804. Но в этих данных не учитываются пропавшие без вести, которых было довольно много, особенно рыбаков.
Жертв могло быть намного больше, если бы не случайность. На так называемой «летней» территории турбазы находился кинотеатр, и многие отправились смотреть фильм. Сеанс только начался, как вдруг погас свет, киномеханик решил узнать, что произошло, пошел на основную территорию и вскоре вернулся. На него было страшно смотреть, он обхватил руками голову и почти ничего не говорил, только качался из стороны в сторону.
От турбазы ничего не осталось. Беседки, клумбы, аттракционы – все это за одну минуту смела стихия. Когда подняли опрокинутый смерчем автобус, на нем некоторые отдыхающие собирались ехать в Кострому, под ним оказались раздавлены десяток человек.
Именно такую картину мы, сотрудники областного Совета по туризму и экскурсиям, и увидели, когда нас отправили на следующее утро на турбазу. Стоит подчеркнуть, что ликвидацией последствий стихии на территории турбазы мы занимались более двух лет.
Задела стихия и соседний поселок. Многие люди остались без крова. Дня через два на дереве в лесу обнаружили живую лошадь, ее сумели снять с помощью крана. В одном из дворов вдруг приземлился огромный стог сена, принесенный неизвестно откуда. У одного хозяина унесло весь дом, сам он остался жив только потому, что полез в подпол. Открыл крышку – а над головой черное небо и ливень хлещет. Были и курьезы. Несколько подвыпивших местных мужиков решили добавить, забрались в лодку, стоящую на берегу, но их подняло и унесло на другой берег Волги. Понятно, что они тут же протрезвели.
И буквально через полчаса звонит дежурный из Сухоногово и срывающимся голосом говорит, что над Лунево прошел ураган, есть жертвы. Связи с турбазой не было. Но сумели связаться с речниками, они сообщили, что в город идет теплоход ОМ, на его борту раненые. Сразу были подняты по тревоге все службы, людей мобилизовали на борьбу с последствиями стихии.
Таких смерчей в истории человечества было совсем немного, и один из них как раз пришелся на 9 июня 1984 года. Скорость ветра в нем достигала 100 метров в секунду (360 км/час). Согласно современной классификации ураганов и смерчей это предпоследний по силе, одиннадцатый уровень по шкале Бофорта. Выше этого лишь двенадцатый.
Как только стихия немного успокоилась, всю окрестную территорию сразу же оцепила многочисленная милиция, дорогу на Лунево и Волгореченск перекрыли. В обкоме КПСС уже через несколько часов начали принимать меры по ликвидации последствий стихийного бедствия. Десятки карет «скорой помощи», все больницы города были готовы принять раненых.
В тоже время в срочном порядке тела погибших, а также их останки, вывозили на машинах и хоронили в братских могилах. Началось расследование причин катастрофы, было возбуждено несколько уголовных дел, искали виноватых. Ими, естественно, оказались метеорологи, которые, дескать, не смогли предсказать этого урагана. Полетели головы, в частности, были освобождены от занимаемых должностей руководители не только костромской гидрометеослужбы, но и «Верхнее-волжского управления по гидрометеорологии».
Отметим, что спасательные работы были организованы областными и городскими властями довольно четко, все службы работали очень слаженно, однако, при этом, на всех документах был почему-то поставлен гриф «секретно». Мало того, руководители обкома КПСС запретили не только пропустить на турбазу журналистов, но и всем участникам ликвидации этой катастрофы давать какие-либо комментарии прессе. Более того, когда известный костромской журналист Дмитрий Куколевский написал об этом статью, точнее, обычную информацию о происшедшей катастрофе, третий секретарь обкома КПСС потребовал ее снять с уже готового номера газеты «Северная правда».
Потом в течение нескольких лет сотрудники Областного совета по туризму и экскурсиям отправлялись из города на турбазу, где наводили порядок – убирали доски и бревна, ремонтировали не окончательно разрушенные смерчем строения, приводили в надлежащий вид территорию. Многие люди, пережившие эту трагедию, так и считали свою жизнь — до и после смерча.
Торнадо в Иваново: возможно ли повторение?
Три смерчевые воронки двигались в северном и северо-восточном направлении от Московской области, сметая все, чему не посчастливилось оказаться на их пути.
Самый большой путь проделал московско-ярославский смерч. Этот вихрь, зародившись примерно в 13 часов дня, через несколько минут повалил практически весь лес вблизи аэропорта Шереметьево. Далее, между 15 и 16 часами он был уже в 200 км от Москвы, пройдя несколько западнее Ростова (оцените скорость!). После данный смерч проделал ещё более ста километров и, в конце концов, бесследно исчез уже в районе города Данилова. Исключительно по счастливой случайности именно эта воронка не смогла причинить много вреда, поскольку на ее пути не было ни населённых пунктов, ни оживленных автомагистралей, ни идущих на посадку самолетов.
Воронка, погулявшая по Тверской и западу Костромской областей тоже особых разрушений не устроила, ибо в основном данный смерч также «хулиганил» в малонаселенных районах. Кроме того, его путь оказался также самым коротким — чуть более ста километров. А вот третий, ивановский смерч, скорость ветра в воронке которого оценивается в 100 м/с, оказался самым опасным и разрушительным.
Вот как описывают «победное шествие» этой воронки очевидцы: «В 15.45 близ города появилось очень темное облако с «хоботом». Напоминающий воронку выступ опускался к земле, раскачиваясь из стороны в сторону. Почти коснувшись поверхности, воронка стала быстро расширяться и всасывать в себя предметы. Нижний конец её приподнимался и вновь опускался. Было хорошо видно, что «хобот» стремительно вращается, выбрасывая на высоте втянутые в него предметы. Слышался сильный свист и гул, словно от реактивного самолета. Воронка внутри светилась, и все это напоминало кипящий котёл.
Облако, из которого опустился смерч, быстро перемещалось на север. В полосе шириной около 500 метров смерч сравнивал с землей дома, ломал и вырывал деревья, столбы, линии электропередач, сносил с рельсов вагоны. Приподнимались, многократно перевертывались и отбрасывались в сторону автомобили, автобусы, троллейбусы».
Впоследствии, реконструируя события, ученые пришли к выводу, что этот смерч зародился примерно в 15 км к югу от города Иваново на границе леса и поля. Далее он двигался по западным пригородам Иванова, затем, войдя в лес, проложил полосу из поваленных или сломанных на высоте 1-3 м деревьев. Деревья оказались поваленными в основном в направлении перемещения смерча — на север.
Было отмечено, что по краям полосы намечалось вращение смерча по часовой стрелке (что вообще-то не типично для Северного полушария Земли), но, кое-где — противоположное. Вращаясь таким странным образом и снося все на своем пути, через час смертоносный вихрь оказался примерно в 60 км к северо-востоку от Иваново, на холмистом берегу Волги, у турбазы Лунево, где и разгулялся в полную мощь. Люди, отдыхающие на турбазе, видели как падали вывороченные с корнем ели, ломались сосны и березы, рушились щитовые домики, а бак водонапорной башни массой 50 тонн был отброшен на 200 метров в сторону.
Как и на окраине Иванова, бетонные и большие кирпичные строения в основном не разрушались, с них лишь срывалась кровля, а также из оконных проемов вылетали и разбивались стекла. Интересно, что непосредственно перед приходом смерча, в Лунево ни с того, ни с сего выпал крупный град, диаметр частиц которого достигал примерно трех сантиметров. То есть, можно сказать, что досталось этой несчастной турбазе в тот день, что называется, по полной программе.
По официальным данным, в результате данного стихийного бедствия погибло 69 человек (из них 57 — на территории Иваново) и 804 получили ранения. Однако не стоит доверять советской статистике в тех вопросах, где речь идет о катастрофах — в СССР предпочитали о них вообще ничего толком не говорить. По сообщению врача одной из Ивановских больниц, только у них в тот день: «были прооперированны 97 человек, еще 166 оказана первая помощь» (напомню, что в те годы в городе было 7 клинических больниц).
Кроме того, другие очевидцы утверждали, что смерч начисто стёр с лица земли деревни Беляницы и Говядово, на месте которых остались лишь груды обломков домов. Не знаю как вам, а мне лично кажется весьма неправдоподобным, что при этом никто не пострадал (советская же пресса утверждала именно так). Так что, судя по всему, погибших и пострадавших было в три-четыре раза больше. Однако точного числа жертв разгулявшейся стихии до сих пор не знает никто. Как и суммы ущерба, причиненного хозяйству страны.
Некоторые из вас, может быть, даже удивятся — откуда взялся этот «настоящий торнадо» в Центральной России, это ведь все-таки не Юг США? На самом деле, смерчи вовсе не привязаны к какому-либо конкретному региону нашей планеты, они могут возникнуть где угодно. Важнейшее условие их появления — наличие так называемой зоны активной конвекции в атмосфере. Такая зона образуется в месте нахождения крупной воздушной массы (например, циклона), в нижней части которой преобладают теплые и влажные потоки (сходящиеся), а в верхней — сухие и холодные (расходящиеся).
Поэтому чаще всего смерчи наиболее часто наблюдаются в теплое время года, между 15 и 18 ч, в углубляющихся циклонах, содержащих грозовые облака, а также на обостряющихся холодных фронтах и впереди них. Проще говоря, если холодный циклон приходит в хорошо прогретое до этого место, то возникает ситуация, при которой появление смерча весьма и весьма вероятно.
До сих пор ученые толком не знают, каким именно образом возникает тот самый вихрь, который в России называют смерчем, а в США — торнадо. Однако, согласно общепринятой модели, это происходит в несколько этапов. На начальной стадии из грозового облака, столкнувшегося с восходящим потоком теплого воздуха, появляется начальная воронка, висящая над землёй (это и есть тот самый «хобот»). По ней холодные слои воздуха, находящиеся непосредственно над этим облаком устремляются вниз на смену тёплым, которые, в свою очередь, продолжают подниматься вверх (тут уместна небольшая аналогия с воздушным тепловентилятором, который втягивает холодный воздух и «выплевывает» теплый). В результате, согласно закону сохранения энергии, потенциальная энергия всей системы переходит в кинетическую энергию вращательного движения воздуха. Далее скорость этого движения возрастает (за счет втягивания новых слоев холодного воздуха), и смерч приобретает свой классический вид.
Однако вращательная скорость продолжает расти с течением времени (то есть, смерч как бы сам себя раскручивает), и в центре торнадо воздух начинает интенсивно подниматься вверх. На этой стадии смерч достигает своей максимальной мощности. Из-за того, что низ его «трубы» как бы трется о поверхность Земли, что ограничивает радиальную скорость потока, вихрь начинает распадаться, образуя дочерние воронки. Именно этот процесс и наблюдали очевидцы ивановской катастрофы.
Данный механизм образования свойственен лишь настоящим смерчам, возникающим из грозовых облаков. Так называемые смерчевые вихри, песчаные, пылевые или дымовые, которые люди видят куда чаще, чем классические торнадо, появляются совсем по другой причине — из-за резкого подъёма более нагретого воздуха от поверхности земли, и развиваются они, соответственно, не сверху вниз, а наоборот. Кроме того, они никогда не достигают такой мощности, как настоящие смерчи, и не сопровождаются градом, дождем и разрядами молний.
Так что, как видите, смерч может возникнуть где угодно, если в этом месте холодный циклон столкнется с восходящими потоками перегретого приповерхностного воздуха. Правда, до сих пор ученые не могут сказать, почему иногда в такой ситуации торнадо появляется, а в некоторых — нет. Разгадка этой тайны позволила бы точно предсказывать вероятность рождения этих смертоносных вихрей, что могло бы сберечь сотни жизней.
Как свидетельствуют исторические источники, сильные смерчи случались на территории России и раньше. Впервые это явление было отмечено в летописи в 1406 году под Нижним Новгородом. Летописец сообщал о том, что «вихорь страшен» поднял в воздух упряжку вместе с лошадью и человеком и унес так далеко, что они стали «невидимы бысть». На следующий день телегу и мертвую лошадь нашли висящими на дереве по другую сторону Волги, а человек пропал без вести.
Самый разрушительный смерч в Центральной России случился в 1904 году. Тогда вихрь зародился к юго-востоку от Москвы, разрушил деревни Чагино и Капотня, а потом прошелся смертоносным шествием и по всему городу. И хотя каменные дома устояли под натиском стихии, но крыши везде были сорваны, стропила изломаны, а кое-где пострадали и верхние этажи. Количество погибших насчитали тогда более ста человек, а ранено было 233.
Самый же курьезный смерч случился в 1940 году в деревне Мещеры Горьковской области. Во время этого торнадо жители данного поселка с удивлением наблюдали настоящий дождь из серебряных монет. Впоследствии оказалось, что во время грозового дождя на территории Горьковской области был размыт клад с древними монетами. Проходивший по близости смерч поднял их в воздух и выбросил потом прямо у деревни Мещеры. Интересно, что никто из жителей ее в результате стихийного бедствия не пострадал, а многие даже обогатились.
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника«
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Ивановский смерч 9 июня 1984 года.
Смерчи – не такое уж частое явление в средней полосе России. Поэтому природный катаклизм в Ивановской области стал довольно заметным и драматичным событием в истории СССР.
Откуда взялся торнадо?
Смерч появился на расстоянии примерно 15 километров от Иванова, на границе леса и поля. Перед этим из грозового облака выпал град диаметром около 2 сантиметров. Около 15.15 на небосклоне возникло еще одно облако – более темного оттенка, с выступом, похожим по форме на воронку. Раскачиваясь из стороны в сторону, воронка стала опускаться к земле. Почти достигнув земли, она принялась всасывать в себя различные предметы. Между тем само облако быстро перемещалось в северном направлении. Были «задеты» западные пригороды Иваново: Глинищево, Балино, Беляницы, Говядово, Авдотьино. В лесу деревья были повалены или сломаны на высоте 1-3 метров. Около часа спустя смерч был уже в 60 километрах от Иванова, в районе турбазы Лунево в Костромской области на берегу Волги, и продолжал двигаться через леса дальше на север…
Любителям американской одноэтажной Америке обязательно смотреть эти фотографии. Они все время говорят, что кирпичные дома разрушаются смерчем. Смотрим на фотографии. Смерч уносит только крышу кирпичного дома.
Пост навеян погодой в Иваново? Каждый день такое чувство, что что-то будет похожее =/
Душевное спокойствие
Продолжение поста «Внук три дня в роли врача ухаживал за бабушкой в красной зоне МСЧ №2 в Томске»
Бабушка Сергея умерла.
Спасибо всем кто переживал и поддерживал, она больше не мучается.
Может не успел вписать в завещание?
Лежишь себе такой, загораешь
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Набирает обороты скандал с публикациями видео пыток и изнасилований подследственных и заключённых в России, снятых на служебные регистраторы ФСИН.
Подробности можно посмотреть тут https://gulagu-net.ru/
Я заметил, что появляется немало комментариев на Пикабу в стиле «так им и надо» или «а всем похуй».
Итак, в России уже многие десятилетия пытают, как заключённых в тюрьме, так и подследственных в СИЗО.
Есть наивные, считающие что уж их-то это точно никогда не коснётся.
Рекомендую к просмотру видео, за которое тренера обвинили в педофилии и дали 8 лет.
Ну или вот как легко вам подкинут наркоту
Рекомендую им к просмотру следующее видео
Рекомендую им откровения активиста-разработчика
Пытки используются ВСЕМИ странами. ВСЕМИ!
Их применение очень сильно регламентируется, контролируется, и ограничивается.
Это настраивает народ против силовиков, против правящей власти.
Надеюсь мой маленький пост поможет наивным людям, чуть более трезво взглянуть на жизнь.
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Дженнифер Энистон тогда и сейчас
Фото старого компьютера и молодого меня
Электроника БК 0010-01, 1995г.
часы рядом- родители выделяли только 15 минут подряд.
игры грузились через магнитофон Ритм.
Питон, Биомасса, хоккей, остальное на магнитной пленке, видимо, было поручено.
Запуск компа было событием всегда.
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Аж не по себе стало
Помогло
Ответ на пост «Нашел старое фото своего компьютера»
2000 год. IBM 486 HDD 250MB Quantum Fireball, 8mb оперативки и 33 MHz, видяху не помню, помню, что отваливалась всё время))
Сижу сочиняю музыку в Fast tracker II
Удачный момент
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)