в каком году был референдум в чечне
23 марта 2003 года чеченский народ самостоятельно, демократическим путем, определил свою судьбу
23 марта 2003 года в Чеченской Республике прошел всенародный референдум с принятием Конституции ЧР, законов о выборах Президента и Парламента ЧР. В тот день чеченский народ определил свое настоящее и будущее — жить и процветать в братской семье народов Российской Федерации.
Мы помним агонию развала Советского Союза, которая породила деструктивные движения на территории огромного государства, что в свою очередь коснулось и Чеченской Республики.
В это время на политической арене появляется первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров.
Характеризируя его качества как политического деятеля, Х.Э. Таймасханов и А.А. Манкиев пишут: «Сохранение народа от уничтожения и самоуничтожения, его всестороннее возрождение и развитие, достойная жизнь, национальное согласие и безопасность – вот что всегда составляло политическое и жизненное кредо А.А. Кадырова. В достижении этих целей он был бескомпромиссен, упорен, решителен, последователен».
Возвращение ЧР в конституционное поле РФ начинается с 2000 года, когда формируются органы государственной власти и управления республики в соответствии с требованиями Конституции РФ.
Для создания условий и выработки правовых основ вхождения в конституционное поле РФ Главой Администрации ЧР Ахмат-Хаджи Кадыровым был издан Указ «О Консультативной Совете при Главе Администрации ЧР».
В его состав вошли 85 человек. В их числе передовая часть интеллигенции — деятели культуры, искусства, образования, труженики села, спортсмены и представители всех национальных меньшинств, населяющих республику.
Председателем Совета был назначен соратник Ахмата-Хаджи Кадырова Шаид Вахаевич Жамалдаев.
Перед Консультативным Советом были поставлены такие задачи как разработка механизма вхождения в правовое поле РФ на общепринятых основах демократического общества, подготовка механизма законодательной базы — разработка проекта Конституции ЧР, проектов законов о выборах Президента и Парламента ЧР.
Большое значение по созданию условий для подготовки и проведения референдума имело мнение представителей народов ЧР. С этой целью в декабре 2002 года в г. Гудермес состоялся съезд представителей народов ЧР, на котором была принята резолюция, гласящая, что, несмотря на сохраняющуюся напряженную обстановку, в Чеченской Республике подготовлены все необходимые условия для восстановления основ республиканской государственности в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Далее по поручению Ахмата–Хаджи Кадырова была создана Инициативная группа по подготовке и проведению референдума во главе с правоведом, соратником А. Кадырова Хасейном Султановичем Таймасхановым.
В короткий отрезок времени Инициативная группа провела сходы граждан во всех районах региона, сотни встреч с работниками предприятий учреждений и так далее.
Также члены Инициативной группы проводили встречи с экспертами ПАСЕ, ОБСЕ с широким освещением вопросов через иностранные СМИ.
Было разработано и представлено на обсуждение 5 проектов Основного закона ЧР, из которых был создан один проект, который и был вынесен на общенациональный референдум.
Участие в референдуме приняло более 90 процентов населения, что показало всему миру правильность и одобрение народом выбранного Ахмат-Хаджи Кадыровы и его командой курса на разрешение политического кризиса правовыми средствами, с построением основ государственности в ЧР. Впервые народ самостоятельно, демократическим путем определил свою судьбу. Время доказало правильный выбор чеченского народа. Сегодня мы живем в мире и согласии, республика развивается под чутким руководством Главы ЧР Рамзана Кадырова, который ставит интересы народа выше всего.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.
Референдум по конституции в Чечне не был ни свободным, ни справедливым; официальные результаты не заслуживают доверия
Согласно официальным результатам Центральной избирательной комиссии Чечни, 89.48% чеченских избирателей приняли участие в конституционном референдуме 23 марта 2003 г., и 95.97% проголосовавших поддержали проект новой конституции, в соответствии с которой Чечня остаётся частью Российской Федерации.
Независимые наблюдатели, в том числе и международные журналисты, отмечали крайне низкую активность избирателей. МХФ считает официальные результаты крайне сомнительными, принимая во внимание данные независимых исследований общественного мнения накануне проведения референдума, которые свидетельствуют не только о неприятии предложенной конституции гражданами республики, но также об их нежелании принимать участие в референдуме по причинам отсутствия гарантий безопасности и недоверия ко всему процессу.
Кампания запугивания
МХФ, «Мемориал» и другие правозащитные организации утверждают, что необходимые для проведения свободного и справедливого референдума условия, гарантирующие безопасность и предусматривающие открытое общественное обсуждение проекта конституции, не были созданы, и ставят под сомнение легитимность процесса составления проекта конституции и созыва референдума. Так, например, власти утверждают, что в поддержку проведения референдума было собрано 13000 подписей. Региональным НПО удалось найти лишь одно село, в котором проводился сбор подписей.
В январе и феврале 2003 г. участились случаи убийств и похищений мирных жителей Чечни. «Мемориал» подтвердил, что произошло 59 убийств и 90 похищений людей, что превышает средний показатель за прошедший год. Проведённый «Мемориалом» опрос общественного мнения показал, что две трети опрошенных были против участия в референдуме, поскольку не видели смысла проводить голосование «в условиях войны». Другой независимый опрос организации «Эхо войны» показал, что три четверти населения собирались бойкотировать референдум.
Чеченский народ подвергся мощной официальной пропаганде, названной одним местным исследователем «психологической пыткой», обещающей продолжение насилия и войны в случае непринятия проекта новой конституции. Поступили сообщения о том, что некоторые районы Чечни подвергались артиллерийскому обстрелу накануне референдума (Старая Сунжа, Октябрьский район и 6 микрорайон), а также в день референдума (Серноводск).
Местные администрации угрожали населению штрафами в случае отказа прийти на избирательные участки. Студентам университета грозились не выставлять оценки, а преподавателей лишить рабочих мест. Во многих районах Чечни людям обещали выплатить компенсации за разрушенную собственность, если они проголосуют в поддержку новой конституции.
Министерство юстиции Российской Федерации издало предупреждение неправительственным организациям Чечни и Ингушетии, запрещающее им проводить кампании в отношении референдума. Когда Беслана Гантамирова, министра Чечни по информации и СМИ, попросили упростить доступ группам гражданского общества к телеэфиру, он ответил: «Только через мой труп». Граждан, митингующих против референдума, фотографировали и запугивали российские и чеченские чиновники.
Вынужденным переселенцам из Чечни, проживающим в Республике Ингушетия, угрожали отменой пособий, включая гуманитарную помощь, в случае отказа от регистрации в списки для голосования.
День референдума
Тогда как официальные источники заявили о том, что почти 90% избирателей приняло участие в голосовании, опрос, проведенный «Мемориалом» показал, что 80% респондентов были настроены против проведения референдума. Ни один из наблюдателей, опрошенных МХФ, не отметил значительного числа участвующих в референдуме в каком-либо густо населенном районе Чечни. Один наблюдатель, который проводил мониторинг событий дня референдума в Грозном, сообщил, что в этот день улицы были более пустынны, чем обычно, т.к. жители опасались проявлений насилия, а на избирательных участках присутствовали лишь российские солдаты и чеченская милиция. Сообщается, что целые селения бойкотировали референдум, тогда как некоторые, особенно небольшие горные поселки южных районов, участвовали в голосовании при подавляющем военном присутствии.
Местные радиостанции, контролируемые государством, сообщали о длинных очередях у избирательных участков, однако, по словам наблюдателей, они были почти пустыми в течение всего дня голосования. Многочисленные источники отмечали, что людей автобусами доставляли к различным избирательным пунктам с целью своевременно создать впечатление о высокой избирательной активности населения у международных наблюдателей референдума, большинству которых удалось приехать в Чечню в составе туристических групп, тем самым придавая положительную окраску их наблюдениям.
Несмотря на давление, активность чеченцев, находящихся на территории Ингушетии, оказалась на низком уровне. Согласно данным наблюдателей в палаточных лагерях, количество проголосовавших не превысило 3500 человек из возможных 54000.
Не было прозрачности при подсчете результатов голосования; при отсутствии гражданского контроля ничто не препятствовало явной фальсификации результатов.
После референдума
МХФ серьёзно обеспокоена возможностью преследований по отношению к тем гражданам, которые выступали против проведения референдума и отказались от участия в нем, либо проголосовали против проекта конституции.
МХФ также выражает обеспокоенность тем, что результаты референдума будут использованы в качестве доказательства нормализации ситуации, что послужит предлогом для возвращения в Чечню вынужденных мигрантов, в основном из соседней Ингушетии, покинувших республику из-за отсутствия гарантий безопасности.
Более того, МХФ обеспокоена тем, что создание образа «нормализации» обстановки заставит международное сообщество, в особенности западные государства, пересмотреть свои относительно позитивные настроения в отношении чеченских беженцев, вынуждая из вернуться назад в Чечню или в Россию, тогда как условия жизни по их возвращении совершенно неприемлемы на всей территории Российской Федерации.
Несмотря на то, что некоторые международные организации и национальные правительства рассматривают результаты референдума как «шаг вперед», МХФ полагает, что необходимость мониторинга нарушений прав человека в Чечне международными организациями сегодня еще более актуальна, чем прежде.
Опубликовано 28 марта 2003 года
источник: International Helsinki Federation for Human Rights
Итоги референдума в Чечне
Даже если не принимать на веру официально объявленные итоги чеченского референдума, предполагая, что фальсификация есть неизбежный элемент сформированной в Чечне системы страха и принуждения, организаторы голосования могут считать его результаты блистательными. Дело даже не в том, какое количество чеченцев явилось на избирательные участки, очевидно, что таковых граждан было немало. Гораздо важнее другое. Все выглядело так, как если бы волеизъявление было вполне реальным и сознательным действием. Недоумение, выражаемое теми, кто ожидал если не всенародной, то, по крайней мере, заметной обструкции голосования, едва ли оправдано.
Надо полагать, что, дав утвердительный ответ на вопросы референдума, чеченцы никак не думали о конституции, выборах президента или парламента. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев это была вполне естественная реакция на обещания власти в случае благоприятного исхода голосования ограничить произвол военных, выплатить компенсации за разрушенное жилье, сократить число блок-постов на дорогах, вывести часть воинских подразделений, и так далее. Предложение Кремля, сформулированное предельно ясно с общим смыслом «Голосуйте или проиграете», в общем, не подразумевало отрицательного ответа.
Странно было бы, если бы люди не попытались как-то изменить к лучшему скотские условия жизни, пусть даже ценой участия в таком сомнительном мероприятии, как референдум. Рискну предположить, что кого-то на участки для голосования привел элементарный страх. То, что в сегодняшней Чечне недостаток лояльности может стать причиной очень серьезных неприятностей, ни для кого не секрет. Впрочем, ради справедливости, надо отметить, что, наверняка, среди голосовавших было немало и тех, кто считает, кто жизнь в России и с Россией считает или трагической неизбежностью или разумной необходимостью.
Это почти исчерпывающий перечень мотивов, которыми могли руководствоваться люди, оказавшиеся 23 марта на избирательных участках. Сомнительно, что бы кто-то, исключая немногочисленную группу сторонников нынешнего главы республики Ахмата Кадырова, всерьез размышлял о Конституции или тех перспективах, которые, якобы, появятся, после ее принятия. Скорее, вымороченность, искусственный характер так называемого конституционного процесса дали людям полное право считать, что цена компромисса ничтожна, поиграть в дурацкие игрушки ничего не стоит, коль скоро речь идет о безопасности и куске хлеба.
Увы, Конституция и вообще создание квазигосударственной системы никакого прямого и косвенного отношения к процессу умиротворения не имеют. Единственное, что приходит в голову, когда ломаешь ее в попытках вообразить сколько-нибудь благоприятные, хотя бы для власти, последствия референдума, равные затраченным на него усилиям, это картинки недалекого советского прошлого. Тогда над всей дремавшей до поры до времени мятежностью была сооружена грандиозная надстройка в виде вполне успешно функционировавших партийных и советских органов власти, работниками которых были в том числе и многочисленные аборигены, занимавшие, как правило, второстепенные по значение посты.
Стоит правда вспомнить и о том, что в годы Советской власти поддержание порядка в Чечне всегда требовало гораздо больших репрессивных усилий, нежели где-либо за ее пределами.
Однако советский опыт как цивилизаторская практика вряд ли может быть признан идеальной моделью в наши дни по двум причинам: во-первых, для его реализации потребовалось бы как минимум 70 лет, во-вторых, его успехи в области решения национально-государственных проблем никак нельзя считать безусловными.
Опубликовано 24 марта 2003 года
Автор: Андрей Бабицкий, Прага источник: Радио «Свобода»
И. Хатуев: Референдум 23 марта 2003 года стал поворотным событием в истории ЧР
— Несомненно, референдум 23 марта 2003 года был поворотным и историческим событием в новейшей истории нашей республики. Мы знаем состояние, которое царило в начале 2000-х годов: исчезновения и гибель людей, разрушенные города и села, отсутствие электроэнергии и газоснабжения, сбой в системе образования и прерванный учебный процесс. Народ стоял на грани катастрофы, из которой нужно было найти выход. В первую очередь было необходимо создать легитимные органы власти, определиться с выбором народа. Референдум является тем показателем, который отражает волю народа. Было решено провести референдум, чтобы определиться с тем, каким чеченский народ видит свое будущее. Можно сказать, что само решение о его проведении уже было историческим событием.
Расскажите о том, как формировалась Инициативная группа.
Многие эксперты считают явку избирателей, которая составила около 90 %, настоящим подвигом, так ли это?
— Организовать референдум было очень тяжело. Очень много людей находилось за пределами республики. Тем не менее, за короткий срок эти и другие трудности были преодолены. Явка избирателей составила очень высокой процент, число проголосовавших за Конституцию превысило 95%.
Это был очень серьезный результат, прорыв нашего народа к тому, что он хочет жить в мирном обществе. Конечно, это гражданский подвиг всех тех, кто организовывал референдум, и тех, кто пришел на участки и проголосовал, несмотря ни на что. В преддверии праздника хотел бы поздравить наших граждан с этим историческим событием.
ЧЕЧНЯ. 23 марта 2003 года — день, когда чеченский народ определил свою судьбу
ЧЕЧНЯ. Семнадцать лет назад в судьбе чеченского народа произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу. На референдуме 23 марта 2003 года была принята Конституция Чеченской Республики.
Принятие путем всенародного голосования Основного закона явилось поворотным моментом в истории нашего народа.
Крепкий фундамент в основание Конституции Чеченской Республики заложил Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, являвшийся инициатором проведения референдума, а также автором проекта Основного закона.
Благодаря его усилиям республика стала полноправным субъектом Российской Федерации. Референдум подвел черту под разговорами о статусе Чеченской Республики, на котором абсолютное большинство граждан выразило желание жить в составе России.
Документ позволил сформировать органы республиканской и местной власти, создать МВД и другие правоохранительные структуры, положил начало сплочению раздираемого противоречиями народа, восстановлению разрушенных городов и сел, возрождению былой славы республики-труженицы.
С момента принятия Конституции прошло семнадцать лет. За это время в Чеченской Республике произошли колоссальные изменения, прочно установились закон и порядок, идет всестороннее социально-экономическое развитие. Жители республики активно участвуют в общественно-политической жизни региона и страны.
Сегодня Чеченская Республика развивается наряду с другими регионами России. Имеет такие же права и обязанности. Казалось бы, 17 лет — срок небольшой, тем не менее, если оглянуться назад, как много сделано во всех сферах жизнедеятельности нашего общества! В сфере культуры, спорта, науки, промышленности, образования, развитии гражданского общества, социального и экономического развития. Все это стало возможным благодаря мудрому политическому курсу Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, который сумел настоять на своем и добиться того, чтобы в Республике провести референдум и принять Конституцию ЧР. Принятие Конституции было той вехой, от которой начался отсчет возрождения нашего народа и республики.