в каком году был принят устав снг

В каком году был принят устав снг

* Устав вступил в силу для России 20 июля 1993 года.

основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов,

преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской декларации,

развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия,

желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов,

стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность,

решили принять Устав Содружества и договорились о нижеследующем:

РАЗДЕЛ I

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;

разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Государства-члены содействуют сотрудничеству и развитию связей между государственными органами, общественными объединениями, экономическими структурами.

РАЗДЕЛ II

Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава.

Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.

Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества регулируются правилами процедуры таких органов.

Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода.

Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Нарушения государством-членом настоящего Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.

В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом.

РАЗДЕЛ III

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО

Государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства.

Каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.

Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.

РАЗДЕЛ IV

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства-члены Содружества будут воздерживаться от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

О Содружестве Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.

В соответствии с Уставом целями Содружества являются:

Рабочий язык СНГ – русский.

10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете и Совете постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества.

С 1 января 2020 г. функции страны-председателя в СНГ осуществляет Республика Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Белоруссия (следующее председательство). Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая) и Совета глав правительств (29 мая) Содружества. Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета министров иностранных дел (15 октября), Совета глав государств (16 октября) и Совета глав правительств (6 ноября) СНГ.

В 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.

Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества налажено практически во всех сферах межгосударственного общения и осуществляется через уставные органы (решения в них принимаются на основе консенсуса), а также систему органов отраслевого сотрудничества.

Уставные органы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом Содружества, в формате которого обсуждаются и решаются стратегические вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. Председатель в 2020 г. – Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиеев. Заседания СГГ СНГ, как правило, проходят один раз в год. Также существует практика проведения неофициальных встреч лидеров стран Содружества, последняя из которых состоялась в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г.

Совет глав правительств (СГП) координирует взаимодействие органов исполнительной власти государств – участников Содружества
в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП СНГ проводит заседания два раза в год и принимает решения в рамках своей компетенции, согласовывает проекты наиболее значимых документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Председатель в 2020 г. – Премьер-министр Узбекистана А.Н.Арипов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Председатель в 2020 г. – Министр иностранных дел Узбекистана А.Х.Камилов. Заседания СМИД СНГ проходят два раза в год.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств – участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств – участников СНГ. Молдавия, Туркменистан и Украина входят в СМО на правах наблюдателей. С 11 декабря 2012 г. председателем Совета является Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу. Заседания СМО проходят два раза в год, последнее состоялось 30 октября 2019 г. в Баку. 4 сентября 2020 г. была организована первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ОДКБ и государств – членов ШОС.

Экономический суд Содружества создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. подписали 8 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Впоследствии из Соглашения официально вышли Армения (2006 г.) и Молдавия (2010 г.). Узбекистан изначально де-факто не участвует в деятельности Суда.

13 сентября 2017 г. главами стран Содружества в рабочем порядке подписаны Решение СГГ СНГ «О некоторых вопросах деятельности Экономического суда СНГ» и Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., в соответствии с которыми определено, что Экономический Суд СНГ осуществляет свою деятельность по рассмотрению конкретных дел в формате ad hoc. Также завершена работа по сокращению численности его аппарата.

Согласно Решению СГГ СНГ на постоянной основе в настоящее время работают Аппарат Суда в количестве 3 человек и Председатель Суда (с 15 декабря 2011 г. – Л.Э.Каменкова, Белоруссия). Судьи из государств – участников Соглашения привлекаются к работе Экономсуда на временной основе при рассмотрении конкретных дел. В настоящее время в реестр Суда назначены 8 судей (по одному судье от России и Белоруссии и по два – от Казахстана, Киргизии и Таджикистана).

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений СГГ и СГП о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. В состав Экономсовета входят заместители глав правительств государств – участников СНГ. Членом Экономсовета от Российской Федерации назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук. Заседания Экономсовета СНГ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

При Экономсовете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (КЭВ). В состав Комиссии входят полномочные представители всех государств – участников Содружества (кроме Азербайджана и Украины), а также заместители Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ с правом совещательного голоса. КЭВ обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. В качестве постоянно действующего рабочего органа Экономсовета Комиссия осуществляет регулярный мониторинг выполнения решений высших органов СНГ по вопросам экономического сотрудничества. Полномочный представитель Российской Федерации в Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ – В.В.Воробьев. Заседания КЭВ проводятся не реже одного раза в месяц.

Председателем Совета МПА СНГ с ноября 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

Местом пребывания МПА СНГ является Санкт-Петербург. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Заседания Совета МПА СНГ и пленарные заседания проходят дважды в год. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем – руководителем Секретариата Совета (18 апреля 2019 г. на эту должность назначен представитель России Д.А.Кобицкий). Последнее заседание Совета МПА СНГ состоялось 21-22 ноября 2019 г., очередное запланировано на 26-27 ноября 2020 г.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ определен Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. С 1 января 2008 г. эту должность занимает С.Н.Лебедев. Решением СГГ СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.

Руководящие должности в Исполкоме (заместитель Председателя, директор/заместитель директора департамента) занимаются представителями государств – участников СНГ на основе определенных для каждой страны квот (в зависимости от размера взноса страны в общий бюджет). Согласно Положению об Исполкоме СНГ у Председателя может быть 4 заместителя (в настоящее время их трое), один из них имеет статус «первого заместителя» (квота закреплена за Республикой Белоруссия). В Исполкоме функционируют Аппарат Председателя, а также 8 департаментов: организационный, информационно-аналитический, правовой, экономического сотрудничества, гуманитарного сотрудничества, по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, финансовый департамент и управление делами.

В СНГ действуют органы отраслевого сотрудничества в сферах экономики и социального развития, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других областях жизнедеятельности государств – участников Содружества.

Создана сеть базовых организаций стран СНГ, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров
в различных отраслях.

С 2000 г. в СНГ существует практика определения тематических годов. Так, 2018 г. был объявлен в СНГ Годом культуры, 2019 г. – Годом книги, 2020 г. – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе заседания СГГ СНГ в Душанбе 28 сентября 2018 г. по инициативе туркменской стороны главами государств Содружества было подписано решение «Об объявлении 2021 года Годом архитектуры и градостроительства в СНГ».

Финансирование органов Содружества осуществляется из единого бюджета Организации, формируемого на основе долевого участия государств-участников и одобряемого Советом глав правительств СНГ.

С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция ГА ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ (принята впервые 11 ноября 2014 г. в ходе 69-й сессии ГА ООН по инициативе стран Содружества). 26 ноября 2018 г. ГА ООН одобрен проект резолюции о сотрудничестве между ООН и Содружеством, внесенный таджикским председательством в СНГ совместно с Белоруссией и Узбекистаном.

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ и др.). 31 октября 2018 г. подписан меморандум о взаимопонимании между Антитеррористическим центром СНГ и ООН (в лице ее контртеррористического управления).

27 ноября 2018 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Исполкомом СНГ и Евразийской экономической комиссией (исполнительный орган ЕАЭС), расширяющий отраслевой охват сотрудничества и совершенствующий механизм взаимного информирования двух структур о своей деятельности.

Источник

Устав Содружества Независимых Государств (22 января 1993 года)

основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов,

преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской Декларации,

развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия,

желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов,

стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность,

решили принять Устав Содружества и договорились о нижеследующем:

Раздел I. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Целями Содружества являются:

Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;

разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Государства-члены содействуют сотрудничеству и развитию связей между государственными органами, общественными объединениями, экономическими структурами.

Раздел II. ЧЛЕНСТВО

Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава.

Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.

Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества регулируются правилами процедуры таких органов.

Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода.

Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Нарушения государством-членом настоящего Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.

В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом.

Раздел III. КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных Сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженых сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства.

Каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.

Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.

Раздел IV. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства-члены Содружества будут воздерживаться от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров.

Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора.

Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств, указанных в части второй настоящей статьи, они могут передать его в Совет глав государств.

Совет глав государств правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.

Раздел V. СОТРУДНИЧЕСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ОБЛАСТЯХ

Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям:

формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;

развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем;

координация кредитно-финансовой политики;

содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;

поощрение и взаимная защита инвестиций;

содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров;

правовая охрана интеллектуальной собственности;

содействие развитию общего информационного пространства;

осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Государства-члены осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства.

В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующего отношения в сферах совместной деятельности, государства-члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.

Раздел VI. ОРГАНЫ СОДРУЖЕСТВА

Совет глав государств и Совет глав правительств

Высшим органом Содружества является Совет глав государств.

Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания.

Порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Правилами процедуры.

Главы государств и главы правительств на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

Заседания Совета глав государств и Совета глав правительств проводятся, как правило, в городе Минске.

Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.

Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями.

К участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты.

Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.

Совет министров иностранных дел

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Совет министров иностранных дел осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств.

Координационно-консультативный Комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества.

Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Комитет:

вырабатывает и вносит предложения по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей;

способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений;

организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств;

обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств;

содействует работе других органов Содружества.

Координационно-консультативный Комитет состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства-члена Содружества, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств.

Комитет действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств.

Местом пребывания Комитета является город Минск.

Совет министров обороны

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил

Совет министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.

Совет министров обороны и Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляют свою деятельность на основе соответстсвующих положений, утверждаемых Советом глав государств.

Совет командующих Пограничными войсками

Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Совет командующих Пограничными войсками осуществляет свою деятельность на основе соответствующего Положения, утверждаемого Советом глав государств.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств.

Местом пребывания Экономического Суда является город Минск.

Комиссия по правам человека

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств.

Местом пребывания Комиссии по правам человека является город Минск.

Органы отраслевого сотрудничества

На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.

Органы отраслевого сотрудничества (советы, комитеты) выполняют функции, предусмотренные в настоящем Уставе и в положениях о них, обеспечивая рассмотрение и решение на многосторонней основе вопросов сотрудничества в соответствующих областях.

В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов.

Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходимых случаях вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.

Рабочий язык Содружества

Рабочим языком Содружества является русский язык.

Раздел VII. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций.

Организацию деятельности Межпарламентской ассамблеи осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.

Процедурные вопросы деятельности Межпарламентской ассамблеи регулируются ее Регламентом.

Местом пребывания Межпарламентской ассамблеи является город Санкт-Петербург.

Раздел VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов и устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов Содружества.

Бюджеты органов Содружества утверждаются Советом глав государств по представлению Совета глав правительств.

Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества рассматриваются в порядке, определяемом Советом глав правительств.

Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей, а также экспертов и консультантов в работе совещаний и органов Содружества.

Раздел IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Устав подлежит ратификации государствами-учредителями в соответствии с их конституционными процедурами.

Ратификационные грамоты сдаются Правительству Республики Беларусь, которое будет извещать о сдаче на хранение каждой грамоты другие государства-учредители.

Настоящий Устав вступает в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты, через один год после принятия настоящего Устава.

Поправки к настоящему Уставу могут быть предложены любым государством-членом Предложенные поправки рассматриваются в соответствии с правилами процедуры Совета глав государств.

Поправки к настоящему Уставу принимаются Советом глав государств. Они вступают в силу, после ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их конституционными процедурами, с даты получения Правительством Республики Беларусь последней ратификационной грамоты.

Государства-учредители Содружества могут при ратификации настоящего Устава сделать оговорки и заявления по разделам III, IV И VII и статьям 28, 30, 31, 32, 33.

Настоящий Устав будет зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава организации Объединенных Наций.

Настоящий Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-учредителей Содружества. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит всем государствам-учредителям его заверенные копии.

Настоящий Устав принят 22 января 1993 года на заседании Совета глав государств в городе Минске.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *