в каком году был принят манифест о публичной библиотеке ифла юнеско
В каком году был принят манифест о публичной библиотеке ифла юнеско
Манифест ЮНЕСКО
о публичных библиотеках
1994
Свобода, процветание и развитие общества и личности являются основными человеческими ценностями. Но их можно обрести лишь при условии, что хорошо информированные граждане будут способны пользоваться своими демократическими правами и играть активную роль в обществе. Конструктивное участие и развитие демократии зависят от достаточного уровня образования и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации. Публичная библиотека, открывая доступ к знаниям на местах, обеспечивает основные возможности для непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности или общественных групп. Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как в активную силу, содействующую распространению просвещения, культуры и информации, и как в важнейший фактор, способствующий поддержанию идеи мира и духовности в умах мужчин и женщин. Поэтому ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку и активно содействовать развитию публичных библиотек.
Задачи публичной библиотеки
Следующие ключевые задачи, имеющие отношение к сфере информации, грамотности, образования и культуры, должны определять характер и содержание предоставляемых публичной библиотекой услуг:
1) создание и укрепление навыков чтения у детей с самого раннего возраста;
3) предоставление возможностей для индивидуального творческого роста;
4) развитие воображения и стремления к творчеству у детей и молодежи;
5) содействие распространению знаний о культурном наследии и развитию способности ценить искусство, научные достижения и новшества;
6) обеспечение доступа к материалам, отображающим все исполнительские виды искусства;
7) содействие развитию диалога между культурами и сохранению культурной самобытности;
8) поддержание традиций устного творчества;
9) обеспечение доступа граждан ко всем видам общественной информации;
10) предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, ассоциациям и различным группам специалистов;
11) содействие овладению информационной и компьютерной грамотностью;
12) оказание помощи и участие в реализации мероприятий и программ по распространению грамотности, ориентированных на все возрастные группы, и организация таких программ по мере необходимости.
Финансирование, законодательство и сети
Публичная библиотека должна в принципе быть бесплатной. Публичная библиотека относится к компетенции местных и центральных органов власти. Она должна быть одним из главных компонентов любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, грамотности и образования. Ее деятельность должна быть подкреплена специальным законодательством и финансироваться центральными и местными органами власти.
Чтобы обеспечить библиотечную координацию и кооперацию в масштабе всей страны, законодательство и стратегические планы должны предусматривать создание национальной библиотечной сети, основанной на принятых всеми стандартах на обслуживание.
Национальная сеть публичных библиотек должна строиться в соотношении с национальными, региональными, научными и специальными библиотеками, а также с библиотеками в школах, колледжах и университетах.
Работа и управление
Должна быть разработана четкая политика, определяющая цели, приоритеты и виды услуг в соответствии с местными потребностями. Публичная библиотека должна быть эффективно организована, и в работе необходимо придерживаться установленных норм и стандартов.
Должна быть обеспечена основа для сотрудничества с нужными партнерами, например с группами пользователей и профессионалами на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
Предоставляемые услуги должны быть физически доступными для всех членов общества. Это предполагает рациональное расположение библиотечных зданий, хорошие условия для чтения и занятий, соответствующее техническое оснащение и удобные для всех пользователей часы работы. Необходимо предусмотреть организацию обслуживания вне стен библиотеки для тех, кто не может ее посещать.
Библиотечное обслуживание должно учитывать разнообразные потребности жителей сельской местности и городов.
Предоставление обслуживания вне стен библиотеки и программы обучения потребителей должны помочь им максимально использовать все ресурсы.
Лицам, принимающим решения на национальном и местном уровнях, библиотечному сообществу во всем мире настоятельно рекомендуется проводить в жизнь принципы, изложенные в Манифесте.
В каком году был принят манифест о публичной библиотеке ифла юнеско
Доступ к знаниям
Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относятся к числу основополагающих человеческих ценностей. Все это достигается только путем обеспечения возможности для широко информированных граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Плодотворное участие граждан и развитие демократии зависят от получения удовлетворительного образования, а также от свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.
Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп.
Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как животворный источник образования, культуры и информации, как важный инструмент укрепления в сознании людей идей мира и духовного благосостояния.
В связи с этим ЮНЕСКО призывает национальные и местные правительственные органы оказывать поддержку развитию публичных библиотек и активно участвовать в этой деятельности.
Публичная библиотека
Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания.
Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса. Особые услуги и материалы должны предоставляться таким абонентам, которые по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, инвалидам, стационарным больным или заключенным.
В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества и учет местных потребностей и условий имеет первостепенное значение.
Материалы должны отражать современные тенденции и эволюцию общества, а также основные вехи человеческой деятельности. Фонды и услуги не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению.
Задачи публичной библиотеки
Публичная библиотека в своей деятельности должна руководствоваться следующими ключевыми задачами, которые касаются информации, распространения грамотности, образования и культуры:
1. Формированием и развитием навыков чтения у детей, начиная с раннего возраста;
2. Оказанием поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех ступенях;
3. Созданием условий для творческого развития личности
4. Развитием воображения и творческих способностей у детей и молодежи;
5. Стимулированием интереса к культурному наследию и к достижениям искусства, науки и нововведениям;
6. Обеспечением доступа к культурной продукции всех видов исполнительских искусств;
7. Развитием межкультурного диалога и поощрением культурного многообразия;
8. Сохранением устных традиций;
9. Обеспечением доступа граждан ко всем видам общественной информации;
10. Оказанием соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
11. Содействием развитию информации и навыков компьютерной грамотности;
12. Оказанием поддержки деятельности и программам по распространению грамотности, равно как и участием в них, среди всех возрастных групп и развертыванием, в случае необходимости, такой деятельности.
Финансирование, законодательство и сети
Публичная библиотека обычно предоставляет свои услуги бесплатно. Публичная библиотека подчиняется местным и национальным органам. Ее деятельность определяется специальным законодательством и финансируется национальными и местными властями. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования.
Для того чтобы обеспечить внутригосударственную библиотечную координацию и сотрудничество, в законодательстве и стратегических планах следует предусматривать создание национальной сети библиотек и оказание ей поддержки на основе согласованных норм предоставления услуг.
Сеть публичных библиотек должна создаваться с учетом национальных, региональных, научно-исследовательских и специальных библиотек, а также библиотек в школах, колледжах и университетах.
Деятельность и управление
Следует сформулировать четкую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учетом локальных общественных потребностей. Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать ее на профессиональном уровне.
Следует также наладить сотрудничество с соответствующими партнерами, например группами пользователей и другими специалистами, на местном, региональном, национальном, а также международном уровнях.
Услуги должны быть физически доступны для всех членов общества. Поэтому библиотека должна быть удобно расположена и иметь хорошие залы для чтения и занятий, технически оснащена и работать в удобное для пользователей время. Предполагается, что она также должна предоставлять услуги тем пользователям, которые не могут ее посещать.
Библиотека должна строить свою работу с учетом различных потребностей населения, проживающего в сельской и городской местности.
Библиотекарь является активным посредником между пользователями и источниками. Специальное и непрерывное образование библиотекаря является неотъемлемым условием обеспечения адекватных услуг.
Необходимо проводить программы обучения пользователей, помогающие им пользоваться всеми источниками.
Выполнение Манифеста
ЮНЕСКО настоятельно призывает руководителей на национальном и местном уровнях, всех библиотечных работников в разных странах мира выполнять принципы, изложенные в этом Манифесте.
Настоящий Манифест подготовлен совместно с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
В каком году был принят манифест о публичной библиотеке ифла юнеско
Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относятся к числу основополагающих человеческих ценностей. Все это достигается только путем обеспечения возможности для широко информированных граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Плодотворное участие граждан в развитии демократии зависят от получения удовлетворительного образования, а также от свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.
Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп.
Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как животворный источник образования, культуры и информации, как важный инструмент укрепления в сознании людей идей мира и духовного благополучия.
В связи с этим ЮНЕСКО призывает национальные и местные правительственные органы оказывать поддержку развитию публичных библиотек и активно участвовать в этой деятельности
Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания.
Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса. Особые услуги и материалы должны предоставляться таким абонентам, которые по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, инвалидам, стационарным больным или заключенным.
В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества и учет местных потребностей и условий имеет первостепенное значение. Материалы должны отражать современные тенденции и эволюция общества, а также основные вехи человеческой деятельности. Фонды и услуги не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению.
Задачи публичной библиотеки
Публичная библиотека в своей деятельности должна руководствоваться следующими ключевыми задачами, которые касаются информации, распространения грамотности, образования и культуры:
1. формирование и развитие навыков чтения у детей, начиная с раннего возраста;
2. оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех ступенях;
3. созданием условий для творческого развития личности;
4. развитием воображения и творческих способностей у детей и молодежи;
5. стимулирование интереса к культурному наследию и к достижениям искусства, науки и нововведениям;
6. обеспечением доступа к культурной продукции всех видов исполнительских искусств;
7. развитие межкультурного диалога между и поощрением культурного многообразия;
8. сохранением устных традиций;
9. обеспечением доступа граждан ко всем видам общественной информации;
10. оказанием соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
11. содействие развитию информации и навыков компьютерной грамотности;
12. оказанием поддержки деятельности и программ по распространению грамотности, равно как и участием в них, среди всех возрастных групп и развертыванием, в случае необходимости, такой деятельности.
Финансирование, законодательство и сеть библиотек
Публичная библиотека обычно предоставляет свои услуги бесплатно.
Публичная библиотека подчиняется местным и национальным органам. Ее деятельность определяется специальным законодательством и финансируется национальными и местными властями. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования.
Для того чтобы обеспечить внутригосударственную библиотечную координации и сотрудничество, в законодательстве и стратегических планах следует предусматривать создание национальной сети библиотек и оказание ей поддержки на основе согласованных норм предоставления услуг.
Сеть публичных библиотек должна создаваться с учетом национальных, региональных, научно-исследовательских и специальных библиотек, а также библиотек в школах, колледжах и университетах
Деятельность и управление
Следует сформулировать четкую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учетом локальных общественных потребностей. Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать ее на профессиональном уровне.
Следует также наладить сотрудничество с соответствующими партнерами, например, группами пользователей и другими специалистами на местном, региональном, национальном, а также международном уровне.
Услуги должны быть физически доступны для всех членов общества. Поэтому библиотека должна быть удачно расположена и иметь хорошие залы для чтения и занятий, технически оснащена и работать в удобное для пользователей время. Предполагается, что она также должна предоставлять услуги тем пользователям, которые не могут ее посещать.
Библиотека должна строить свою работу с учетом различных потребностей населения, проживающего в сельской и городской местности.
Библиотекарь является активным посредником между пользователями и источниками. Специальное и непрерывное образование библиотекаря является неотъемлемым условием обеспечения адекватных услуг.
Необходимо проводить программы обучения пользователей, помогающие им пользоваться всеми источниками.
ЮНЕСКО настоятельно призывает руководителей на национальном и местном уровнях, всех библиотечных работников в разных странах мира выполнять принципы, изложенные в этом Манифесте.
Настоящий Манифест подготовлен совместно с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
В каком году был принят манифест о публичной библиотеке ифла юнеско
В.Р. Фирсов
Доктор педагогических наук
Председатель Секции по библиотечной политике
и законодательству Российской библиотечной ассоциации
Член Постоянного Комитета по Публичным библиотекам ИФЛА
15 июля 2001 г. в профессиональной жизни международного библиотечного сообщества произошло большое событие. Вышло в свет первое издание “Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек” на английском языке. “Руководство” готовилось Рабочей группой, организованной Секцией публичных библиотек ИФЛА и заменила собой предшествующий вариант 1986 года. За эти годы в деятельности публичных библиотек произошли принципиальные изменения – бурное развитие информационных технологий, форм представления информации для обеспечения доступа к ней значительно отразилось на идеологии библиотечной работы, характере библиотечных услуг и еще более приблизило библиотеку к пользователю. Очевидно, что новые цели библиотечной работы, изменившиеся условия обуславливают необходимость формирования новых механизмов управления. Именно решению этих задач посвящено внедряемое в библиотечную практику Руководство. В соответствии с устоявшейся практикой, обязательным является издание “Руководства” на пяти официальных языках ИФЛА, одним из которых является русский. Постоянный комитет по библиотечной политике и законодательству Российской библиотечной ассоциации провел большую работу по подготовке издания на русском языке. Планируется, что уже на ноябрьском Всероссийском совещании руководителей федеральных и региональных библиотек России “Управление и кадры” будет распределена первая часть тиража официального издания ИФЛА/ЮНЕСКО и в дальнейшем будет объявлена подписка с тем, чтобы “Руководство” было в каждой публичной библиотеке.
Вот как определяет главные задачи “Руководства” руководитель Рабочей группы по его подготовке Филип Гилл (Англия): “Публичная библиотека это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее “Руководство” разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины”.
Для России публичные библиотеки всегда имели ключевое значение. Страна с богатейшей литературной культурой, практически всеобщей грамотности, с давней традицией уважения и зафиксированному слову имеет, наверное, самую насыщенную сеть публичных библиотек в мире. В прошедшие времена менялось содержание их работы, формы обслуживания, однако, суть феномена публичной библиотеки как наиболее массового учреждения, стремящегося обеспечить равный доступ всех граждан к знаниям, информации и культуре оставалось неизменным.
В начале 90-х годов в России прошла дискуссия, основную проблематику которой можно выразить одной фразой: “От массовой к публичной”. Открывая себя миру, объяснимо стремление к сопоставлению, сравнению, желание ориентироваться на признанные в других странах эталоны. Начался активный процесс трансляции профессиональных ценностей и знаний, принятых в мировом библиотечном сообществе, в других странах. Россия все более вовлекается в деятельность ИФЛА, в международные библиотечные проекты. Принятый в 1994 году Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке, в отличие от предшествующих, становится достоянием не узкого круга исследователей библиотековедов, а настольным документом библиотекарей-практиков.
За последнее десятилетие наши библиотекари прошли большой путь по сближению профессиональных представлений с зарубежными коллегами. Именно в этот период вызов, брошенный информационным обществом заставил публичные библиотеки активно трансформироваться. Предлагаемая “Руководством ИФЛА/ЮНЕСКО” модель публичной библиотеки обобщает опыт подобной трансформации с учетом его формирования в различных странах. Предлагаемые в “Руководстве” методические рекомендации, решения, нормативы не всегда применимы в сегодняшней российской действительности, но все они понятны библиотекарям-практикам, а не только ученым-специалистам, и это также характерная черта нашего развития.
Знакомство с “Руководством” подтверждает мысль о несостоятельности наших утверждений о многолетней изолированности России от мирового сообщества. Его многие положения предельно близки российской практике, традиционны для нашей работы и хорошо известны нашим библиотекарям. Это же касается рекомендуемых нормативов. Какие-то из них можно расценивать как желаемый эталон, а некоторые являются явно заниженными по сравнению с применяемыми у нас
Применение данного “Руководства” предельно широко. Прежде всего, оно должно стать настольной книгой руководителя любой, даже самой малой публичной библиотеки, именно как руководство к действию, основа для принятия управленческих решений по всему спектру вопросов развития публичной библиотеки. Те положения документа, которые не реализуемы сегодня, но могут способствовать улучшению работы, окажут помощь при разработке стратегических планов, либо программ развития библиотеки. Многие положения документа окажутся полезными при разработке уставов библиотеки, правил пользования либо декларации о задачах обслуживания.
Документ может и должен использоваться не только внутри профессиональной библиотечной среды. “Руководство” должно быть доступно и известно представителям местных органов власти и органов управления культурой и информацией различных уровней. Оно окажет помощь при разработке программ развития культуры и информации территории, подготовке социальных нормативов.
В различных регионах России продолжается процесс законотворчества. Готовятся новые библиотечные законы, пересматриваются действующие. Обсуждается вопрос об изменениях и дополнениях в федеральном законе “О библиотечном деле”. Данное “Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО” окажет неоценимую помощь в работе над библиотечным законодательством, в тех его частях, которые касаются публичных библиотек.
Мы рекомендуем знакомство с документом также активистам общественно-профессиональных организаций библиотекарей и библиотек, как федерального, так и территориального уровня.
Работу над “Руководством” возглавлял Филип Гилл, будучи председателем Постоянного комитета по публичным библиотекам ИФЛА. Достойна преклонения его энергия, творческая самоотдача и желание объять необъятное, которые проявились в ходе разработки. Принципиально значимой чертой, которую необходимо отметить, является широчайшее обсуждение документа, не только в рамках Постоянного комитета, но и в различных библиотечных аудиториях. Это дает основание сказать, что “Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО” отражает профессиональные представления всего библиотечного сообщества о путях развития публичной библиотеки в начале XXI века.
По вопросам приобретения “Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек” необходимо обращаться в штаб-квартиру РБА. Постоянный комитет по библиотечной политике и законодательству РБА считает необходимым использование “Руководства” в практике работы публичных библиотек различного уровня и профилирования, как в центральных библиотеках, так и в филиалах. Желательна организация оптовых закупок для библиотек области, края, что значительно сократит сложности с доставкой тиража и снизит конечную стоимость.
Перечень вопросов, рассмотренных в “Руководстве”:
Роль и цель публичной библиотеки
Определение понятия публичной библиотеки; Цели публичной библиотеки; Учреждение для содействия переменам; Свобода информации; Доступ для всех; Местные потребности; Местная культура; Культурные корни публичной библиотеки; Библиотеки без стен; Библиотечные здания; Ресурсы
Юридические и финансовые аспекты
Публичная библиотека и органы власти; Законодательство о публичной библиотеке; Финансирование; Управление публичной библиотекой; Администрация публичной библиотеки; Реклама и продвижение на рынке
Удовлетворение потребностей пользователей
Определение потенциальных пользователей; Анализ потребностей внутри общины; Услуги, предоставляемые пользователям; Обслуживание клиентов; Обучение пользователей; Сотрудничество и совместное использование ресурсов; Электронные сети; Доступ к услугам; Библиотечные здания
Правила управления фондами; Ресурсы; Комплектование фондов; Принципы обращения с фондами; Нормативы для книжных взносов; Нормативы для электронных носителей информации; Программа комплектации фондов для новых библиотек; Объемы пополнения и списания фондов
Профессиональная квалификация библиотечных работников; Категории сотрудников; Этические нормы; Обязанности библиотечных работников; Численность персонала; Образование библиотекарей; Подготовка кадров; Продвижение по службе; Условия труда; Добровольные помощники
Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки
Навыки менеджмента; Создание сетей и обеспечение их функционирования; Управление финансами; Управление библиотечными ресурсами; Управление персоналом; Планирование и разработка библиотечных систем; Управление процессом изменений; Делегирование полномочий; Механизмы управления;
Маркетинг и популяризация услуг
И еще об одном документе, который ждут многие библиотеки.
“Независимый библиотечный адвокат” (2001.-№1) опубликовал Проект Манифеста об “открытой библиотеке”, или О целях и задачах современной публичной библиотеки. Автор проекта – Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (г. Москва)
Мы предлагаем активно включиться в обсуждение этого проекта.
Ваши дополнения, замечания ждут в редакции “Независимого библиотечного адвоката” по адресу 121019, Москва, ул. Моховая, 16. На конверте необходимо указать – “Манифест”