в каком году был потоп ноя

Всемирный потоп

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

Источник

Ной и Ноев ковчег: Библейская история

в каком году был потоп ноя. thunderstorm 3417042 960 720. в каком году был потоп ноя фото. в каком году был потоп ноя-thunderstorm 3417042 960 720. картинка в каком году был потоп ноя. картинка thunderstorm 3417042 960 720. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Кто такой Ной?

После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Ной: история

Увидев, как неправедно живут люди, Господь обратился к Ною, единственному праведнику.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа.

Богу не понравилось то, что Он увидел на Земле, Он пожалел, что создал человека, увидев его деяния и решил истребить человеческий род, оставив только Ноя и его семью. Господь повелел Ною сделать большой ковчег из дерева гофер, взять смолу осмолить его внутри и снаружи, так вода не проникла бы в щели. Внутри надо было сделать множество отделений, а сбоку дверь, сверху окно, чтобы можно было смотреть наружу.

в каком году был потоп ноя. thunderstorm 3625405 960 720. в каком году был потоп ноя фото. в каком году был потоп ноя-thunderstorm 3625405 960 720. картинка в каком году был потоп ноя. картинка thunderstorm 3625405 960 720. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Строительство ковчега описывается в Билии достаточно подробно.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

В этом ковчеге Ной и его семья должны были спастись, когда с небес хлынут потоки дождя, посылаемого Господом и вода покроет всю землю. Господь предупредил, что много дней придется провести в воде и также сказал взять по паре всех животных на ковчег.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

Великий потоп

Как только Ной доделал ковчег, на землю хлынули дожди. Ной и его семья — жена Ноя, его сыновья и их жены вошли в ковчег, а за ними, как и повелел Господь, все животные по паре, птицы и пресмыкающиеся. Господь затворил за всеми дверь. Потоп же длился 40 дней и 40 ночей, его назвали Великим Потопом. Вода поднималась так высоко, что все, даже самые высокие горы оказались под ней.

И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Наконец, дождь перестал…

Ноев Ковчег

Ноев Ковчег выдержал все испытания, ведь Ной построил его точно так, как велел ему Бог. Сильный ветер налетел и тучи рассеялись. Ковчег же больше не плыл, а встал на месте у Араратских гор. Ной попробовал открыть окно наверху ковчега и выпустил ворона, но ворон не нашел ни клочка земли и вернулся на ковчег ни с чем. Тогда Ной выпустил голубя. Голубь, пролетев, тоже не увидел суши и снова оказался на ковчеге.

в каком году был потоп ноя. jesus 3548007 960 720. в каком году был потоп ноя фото. в каком году был потоп ноя-jesus 3548007 960 720. картинка в каком году был потоп ноя. картинка jesus 3548007 960 720. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Прошло еще семь дней. Ной вновь выпустил голубя. Возвратившись на ковчег, голубь держал в клюве листок оливы… Ной ждал еще семь дней, чтобы вновь выпустить голубя. На этот раз голубь уже не вернулся. Земля стала сухой. Бог повелел Ною и его семье выйти их ковчега, после них на сушу вышли все животные, птицы и пресмыкающиеся.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Сыновья Ноя

Господь благословил Ноя и его потомков, указав на радугу, Он указал им «Вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякой живой душой на земле».

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

От сыновей Ноя заселилась вся земля. Однако, нам известно, что дальше произошел эпизод, из-за которого Хам стало именем нарицательным. Ной возделывал землю и посадил виноградники. Однажды он выпил вина, опьянел и лежал в шатре обнаженным.

Хам увидел наготу отца и рассказал о ней братьям, те пошли и прикрыли отца, не глядя на него из уважения к нему.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Ной: почитание в религии

Ной почитается не только в православии.

Образ Ноя в искусстве

Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.

Существует сразу несколько проектов по воссозданию ковчега, спасшего человечество. Два из них построены в Нидерландах, один в Гонконге, один в Кентукки (США).

Картина Айвазовского «Всемирный потоп» подчеркивает весь ужас того, что такое — оставить Господа. На картине изображена сцена поглощения людей водами потопа.

Источник

.
Существуют фотографии с ясно различимыми очертаниями судна,
сделанные из космоса. Но сообщения о найденном ковчеге обрываются
в 70-е годы. >> (
Борис Романов www.proza.ru/2012/03/21/73 )

Согласно традиционной еврейской библейской хронологии,
Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана)
в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.),
а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана
1657 года от Сотворения мира (2103 год до н. э.) [ТОРА Бытие].

А вот ЕЩЁ из Википедии:
>

Существует гипотеза Райана-Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен
из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является
своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана.

Согласно В.А.Сафронову, общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым
таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.

В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём
уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э.
(см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа
затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород),
что в это время уровень моря поднялся на десятки метров
от «»50 до 100 метров (в современной системе абсолютных координат),
одним из следствий чего было образование Босфорского пролива
и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект
от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог,
по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном
распространении истории о потопе.

Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард считает,
что нашёл подтверждение гипотезе Райана и Питмена.
С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения
у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление
было внезапным и датировка этого события близка к библейской.
Дополнительные аргументы приводят Л.Регельсон и И.Хварцкия
на основе анализа абхазской мифологии, в которой чётко отражена
память о потопе.

С большим к ВАМ уважением
И прошУ у ВАС прощЕния,
Если я ВАС по-глУпости обИдел или уязвИл-оскорбИл!
Крыленко Владимир 6 декабря 2012

Источник

История Ноя: чем различаются языческие и библейские представления о Потопе?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

в каком году был потоп ноя. hudi new e1465483967318. в каком году был потоп ноя фото. в каком году был потоп ноя-hudi new e1465483967318. картинка в каком году был потоп ноя. картинка hudi new e1465483967318. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Библейский Потоп – образ, настолько глубоко вросший в русскую, и европейскую культуру, что многие из нас знали о нем задолго до того, как впервые увидели Библию. Картина катастрофического наводнения воспроизводится (в современных декорациях) во многих фильмах – катастрофах, например, известном голливудском блокбастере «2012». На широких экранах, чаще всего, человечество гибнет в результате действия каких-то абсолютно слепых природных сил, а люди, которые спасаются, обязаны этим личной смелости, неплохой физподготовке и – более всего – невероятному везению.

У многих древних народов тоже есть повествования о Потопе – в том числе, у ближневосточных соседей древних евреев, вавилонян. Там тоже катастрофическое наводнение губит человеческий род, и один человек – Утнапиштим – спасается, потому что его предупредил о грядущей катастрофе один из богов – Нинигику. Языческие рассказы похожи на современные блокбастеры в одном важном отношении – происходящее не имеет отношения к греху и праведности.

У язычников причина Потопа – непонятный каприз богов, которые потом и сами не рады, что устроили такое бедствие. Это не результат человеческих грехов, как и спасение Утнапиштима – не результат его личной праведности.

Совсем иначе события видит Писание. В Библии Потоп есть результат человеческого греха, оскорбляющего Бога: “Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт.6:11,12). Ной с семейством избавлен, потому что “Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9).

Нам, живущим в мире, сформированном верой в Единого Бога, трудно понять масштабы этого переворота в сознании – для язычников боги существа могущественные, таинственные, вызывающие трепет и требующие поклонения, но не нравственные. Не в смысле “безнравственные” а в смысле “находящиеся за пределами добра и зла”. Никакого морального смысла в их поведении – в том числе, в устроении Потопа – нет. Боги капризны и непредсказуемы; захотят – устроят потоп, захотят – случайно выхватят из числа обреченных людей какого-нибудь любимчика.

Но Бог Библии требует праведности; Потоп – результат “развращения человеков”, это не каприз, а кара, пришедшая на злодеяния, наполнившие землю. Нам это может быть непонятно, как людям, во многом уже выпавшим из библейской картины мира. Даже когда мы готовы признать бытие Бога, Он воспринимается как какой-то могущественный Инопланетянин, Кто-то, кто снаружи вмешивается в “наши” дела. Но для людей Библии весь мир – каждая его пылинка – создан и поддерживается в бытии Богом. Все, что мы имеем, начиная с самого нашего существования – Его дар. Вы и я не исчезли из мироздания в это самое мгновение только потому, что Бог поддерживает нас в бытии. Я напечатал эту фразу только потому, что Он дал мне ее напечатать – мой мозг функционирует, руки двигаются по клавиатуре – а Вы ее прочли только потому, что Бог дал Вам ее прочитать. В этой вселенной, созданной Богом, грех – это не просто вопрос социальной дисгармонии, испорченных отношений между людьми. Грех глубоко ранит мироздание в целом и бросает вызов Богу.

В самом деле, представьте себе, что вы дали мне пожить в принадлежащей вам квартире, а я устроил там воровской притон. Я не просто сделался преступником против моих ближних – я сделал вас соучастником. Или, представьте, вы даете мне воспользоваться Вашей машиной, а я сбиваю на ней людей или развожу наркотики. До тех пор, пока вы не гоните меня из вашей квартиры и не забираете у меня вашу машину, Вы даете повод упрекать вас в соучастии. Грех – любой грех – это лжесвидетельство на Бога. Смотрите, я делаю это, и Бог мне не препятствует. Суд Божий, кара, приходящая на грех, есть свидетельство праведности и святости Божией – ясное указание на то, что грех противен замыслу Божьему о мире.

Бог долготерпит, и какое-то время попускает людям ходить их путями, но Его суд на злом и грехом неизбежен.

И в библейском повествовании он приходит именно как потоп – потому что воды, особенно соленые морские воды, в восприятии ближневосточных народов – это образ смерти. “Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. – взывает псалмопевец – Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего” (Пс.68:2-4). Темные воды смерти рано или поздно сомкнутся над головой каждого человека – произойдет ли это в ходе грандиозной катастрофы или тихо, в своей постели.

Но повествование о Потопе – это и повествование о спасении. Ной был спасен, потому что “ходил перед Богом”. Обычно мы “ходим перед людьми”, оглядываемся на своих соседей, сослуживцев, знакомых. Люди склонны искать себе разрешения на грех – и чаще всего находят его в том, что “все так делают”. В предпотопной ситуации, когда “земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями” “все” делают очень плохо. “И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт.6:12). Люди считают нормальным то, что является чудовищным, и, похоже, искренне не понимают – а в чем проблема-то? Все так делают давно уже. Ну, разве что-то один-другой религиозный чудак считает все это неправильным.

И вот Ной не оглядывается на “всех”. Он смотрит на Бога и соизмеряет свое поведение с Ним. Бог призывает Ноя построить Ковчег, в котором спасется он и его домашние. И тут мы видим разницу между порядочным мирским человеком и верующим. Ной повинуется этому странному повелению. Он не просто приличный человек среди людей крайне испорченных – он человек, который слышит голос Бога и делает, что ему сказано.

Постройка ковчега – наверняка совершенно бессмысленное дело с точки зрения окружающих. Солнце всходит и заходит, времена года сменяют друг друга, никаких признаков потопа, а этот странный человек строит ковчег.

Как-то в одном английском сериале я видел комедийного персонажа – странного сектанта с большой бородой, который уверял всех, что будет второй потоп, и строил ковчег. Сектант был, конечно, не прав – в Писании ясно сказано, что второго потопа не будет – но и для своих современников реальный Ной выглядел примерно также. Странный человек, который вкладывает немалые труды в совершенно нелепый проект. Как говорит Писание, “И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал” (Быт.6:22).

Наконец, приходит потоп, и мир погибает, захлебнувшись в своих беззакониях. Когда вода спадает, Ной высаживается на землю и совершает жертвоприношение: “ И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике” (Быт.8:20). Нам это может быть не очень понятно – но в библейском контексте это имеет очевидный смысл. Человек получает от Бога весь мир – и совершает жертвоприношение в знак признания этого факта. “Это Твой мир, Господи”.

В истории Церкви – начиная с Апостолов – повествование о Ное воспринималось как прообраз реалий Нового Завета. С точки зрения Апостолов – и Отцов – повествование о Ное относится к нам самым непосредственным образом. Потоп означает грядущий суд; Ковчег – Церковь, в которой спасаются верные; жертвы, которые принес Ной, предуказывают на жертву Христа. Выходя из Крещальной купели мы оказываемся, как Ной, новыми людьми в новом мире. Церковь призывает всех людей занять свое место в Ковчеге спасения – из спастись от потопа греха и смерти.

Источник

Всемирный Потоп – библейская история

Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:

Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.

Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *