в каком году был построен речной вокзал в твери
Речной вокзал в Твери
Одновременно с открытием Северного речного вокзала Москвы и вводом в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году в Твери, тогда называвшейся Калининым, было открыто монументальное здание речного вокзала, которое также, как и московское, относилось к стилю сталинский ампир.
Речной вокзал был построен в 1938—1940 годах по проекту архитекторов Е. Н. Гавриловой и П. П. Райского и инженера И. М. Петракова. Представляет собой трёхэтажное здание с башней (бельведером, где размещался ресторан) и шпилем, симметричными крыльями с арками и балконами, выстроенное в стиле сталинского неоклассицизма.
Здание вокзала было построено на месте снесенного перед этим Отроч монастыря, и находилось на месте впадения в реку Волгу реки Тверцы в реку Волгу. Сам монастырь был в своё время местом ссылки Филиппа Колычёва, опального митрополита, который резко осудил царя Ивана Грозного за его злодеяния. За это Колычев был сослан в Отроч монастырь, а за отказ багословить царя на Новгородский поход, был удавлен Малютой Скуратовым. По легенде, Филипп Колычев проклял царя и место своей ссылки.
Вокзал был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. Но с середины 1960-х годов речной вокзал утратил необходимость как транспортный узел: ранее существовавшие пассажирские линии из Калинина до волжских городов, обслуживаемые большими пароходами, заменили на скоростные пассажирские суда — вверх до Ржева и вниз по Волге Конаково, Дубны, Калязина и Углича. Что до транзитных рейсов, то из Калинина начинали свои круизы лишь два туристических теплохода, а все остальные рейсы были проходящими, поэтому необходимости в функционировании здания не было.
Тем более, что с 1970-х годов возникла проблема его подтопления: здание губила его массивность и место расположения на стрелке рек. При его строительстве в 1930-х годах были допущены просчеты при закладке фундаментов, что в итоге привело к затоплению его подвальной части.
В 1985 году, после начала строительства Ржевского гидроузла, который был запланирован выше Калинина (Твери), появился проект разборки прежнего здания речного вокзала и переноса его на новое место, так как строительство Ржевской ГЭС превратило бы город из тупикового места в крупный транспортно-транзитный центр и привело бы к открытию новых пассажирских линий в верховьях Волги.
Но в 1987 году строительство Ржевского гидроузла было отменено, а в середине 1990-х годов, с закрытием всех местных речных пассажирских линий, был заброшен и сам вокзал, постепенно приходящий в аварийное состояние.
Вид здания в мае 2008 года. Фото: Иван Загайнов
Вид здания в июне 2008 года. Фото: Михаил Архипов
Вид здания в июне 2008 года. Фото: Михаил Архипов
В 2008 году здание вокзала перешло из федерального в региональную собственность, после чего возник вопрос о его реставрации и возвращения в транспортную инфраструктуру, но из-за большой стоимости работ проект даже не был согласован. В 2010 году заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак заявил, что «необходимо будет снятие статуса памятника регионального значения, его снос и воссоздание абсолютно идентичного здания на этом же месте».
В то же время в здании открылся частный музей ужасов, а в 2011-м году проект Центра современного искусства, который должен был дать вторую жизнь вокзалу, разместившись в его здании, был отменен.
Вечером 7 августа 2017 года здание частично обрушилось: рухнули перекрытие и часть южной стены второго этажа ротонды общей площадью около 400 квадратных метров. Ровно спустя 80 лет после открытия одному из главных символов города пришел конец.
Вид здания в июне 2017 года. Фото: Михаил Архипов
Интересные места, памятники, музеи и достопримечательности Твери:
В каком году был построен речной вокзал в твери
Выпускница Санкт-Петербургского университета, дипломированный дизайнер Анна Кутузова в 2017 году с отличием защитила диплом, посвящённый проблеме сохранения Речного вокзала в городе Твери. После происшествия 7−8 августа, когда часть здания рухнула, Анна решила рассказать о своих идеях ТИА.
7 августа рухнула стена Речного вокзала в Твери, 8 августа здание продолжило рушиться. Спустя несколько дней его огородили металлическим забором, власти стали рассуждать, что же с ним делать дальше. Губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что здание будет восстановлено в историческом виде и никаких ночных клубов в нем не будет. А что будет, пока не известно, как неизвестно и то, кто, когда и каким образом будет восстанавливать этот символ города.
О своем видении судьбы тверского Речного вокзала рассказала ТИА выпускница Санкт-Петербургского государственного университета по специальности дизайнер-архитектор Анна Кутузова. Анна родилась и выросла в Твери, а потому для своей дипломной работы выбрала дорогое каждому тверитянину место.
Прежде чем выдвигать идеи и строить планы о будущем тверского Речного вокзала, Анна Кутузова подробно изучила историю этого памятника архитектуры.
Речной вокзал располагается в историческом центре Твери, на слиянии двух рек — Волги и Тверцы, образующих водную площадь города. Здесь с XIII века располагался Успенский Отроч монастырь. В 1930 годах рядом с монастырем был построен речной вокзал. Архитекторы Е. И. Гаврилов, И. П. Райский и инженер Тигранов проектировали здание вокзала так, чтобы максимально сохранить монастырь. Лишь одно крыло вокзала заняло территорию обители. Желание сохранить монастырь, возможно, стоило архитекторам жизни: они были репрессированы и, вероятней всего, погибли где-то в ГУЛАГе. Подробную информацию о судьбе архитекторов, девушке найти не удалось.
Тверь расположена на трёх реках — Волге, Тверце и Тьмаке. По эти рекам шло освоение Волжских земель. Во времена, когда Тверь была столицей княжества, здесь развивалось кораблестроение. Второе дыхание получает город как кораблестроительная верфь при Петре 1. «В первой половине 19 века город Тверь называют большой речной пристанью. В это время происходит развитие Волжского торгового пути благодаря соединению бассейна Волги и Невы с Мариинской речной системой (1808 год); возникает крупный речной флот (в 1820 году появился первый пароход). По Волге совершаются крупные перевозки грузов. В 1861 году товарищество „Самолёт“ установило пассажирское сообщение на всём протяжении Волги от Твери до Астрахани, позже от Москвы и по Каспийскому морю. Огромный флот обслуживал пассажирские и грузовые перевозки» (Источник: «Тверской порт. 160 лет. От истоков до наших дней» Тверь, 2014.)
Однако в дореволюционной России судоходные условия в верховьях Волги не позволяли наладить регулярное движение флота. Пароходы ходили крайне нерегулярно, в основном в период весенних и осенних паводков. В 1932 году советская власть утвердила проект трассы канала Москва-Волга, уже осенью было начато строительство, для чего 23 марта 1937 года были опущены щиты Иваньковской плотины, и Волга остановилась. Большая территория оказалась под водой (110 тверских деревень и сёл, города Корчева, Калязин), когда закончилось наполнение Московского моря, уровень воды достиг отметки 123 метра. Ширина Волги у Твери достигла 250 метров, у причала Тверского речного вокзала смогли швартоваться большие четырёхпалубные суда. Именно к этому событию было приурочено строительство и открытие нового речного вокзала 8 августа 1938 г., ставшего одним из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва-Волга.
Композиция здания вокзала состоит из центрального объёма, устремлённого в вертикаль, и примыкающих горизонтально протяжённых прямоугольных объёмов, ориентированных на набережные Волги и Тверцы. Центральный объём представляет собой двухэтажную ротонду, окружённую колоннадой лоджии и завершённую лёгким круглым бельведером со шпилем. В бельведере располагался ресторан. Цокольный этаж опоясан двойной аркадой. Аркада есть и у цокольного этажа боковых объёмов, ориентированноых на набережные. Здание имеет осевую композицию. Биссектриса стрелки причала делит вокзал на две симметричные части. Композиция ориентирована на зрителя, прибывающего к вокзалу по воде.
В интерьере использованы архитектурные элементы, присущие исторической эпохе. Сложный узел лестниц в центральном объёме создает интересные перспективы в пространстве вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже. Сохранившиеся полы частично паркетные, частично цементные с мраморной крошкой, частично выложены метлахской плиткой.
В цокольном этаже Речного вокзала располагался кассовый зал и различные торговые помещения. Центральную часть первого этажа занимал главный вестибюль, в боковых корпусах были размещены различные помещения административно-хозяйственного назначения. На втором этажа располагался зал ожидания и комнаты отдыха для пассажиров, а также кухня и хозяйственные помещения. Третий этаж был спроектирован под ресторан с очень светлым, благодаря сплошному остеклению речного фасада залом. В ресторан ведёт из центрального вестибюля двухмаршевая полукруглая лестница. Для официантов спроектирована отдельная лестница из кухни. При небольшой площади (100 м2), зал ресторана кажется больше своих действительных размеров, благодаря витражному остеклению. Эффект усиливается и подвесным купольным перекрытием.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ АРХИТЕКТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ (1935-1938)
Лучший памятник советского периода в Твери и один из архитектурных символов города. Построен в 1935-1938 гг. к открытию Иваньковского водохранилища. Долгое время в здании размещались не только собственно речной вокзал, но и многочисленные службы тверского речного порта.
Любопытно, что бывший монастырь (закрытый еще в 1918 году) не только не сносился тотально при строительстве вокзала, но и максимально сохранялся вплоть до начала 1960-х гг. Практически ни один фундамент монастыря, за исключением, по-видимому, теплой церкви и части восточной стены, не пересекается со зданием Речного вокзала. Немецкая аэрофотосъемка 1942 года хорошо показывает расположение юго-западного монастырского корпуса, стоявшего еще в 1940-х гг. При сопоставлении с дореволюционным планом (1845 года) видно, что почти весь монастырь остается вне новой территории строительства, с подсыпкой грунта на площади между строящимся вокзалом и сохраненным Успенским собором почти на метр.
Вокзал не избежал потерь. Утрата в 1980-х гг. пышного карниза с частыми мутулами сильно упростила фасадный вид здания, без большого ущерба пережившего оккупацию 1941 года и бои за Калинин (одно из красных знамен в честь освобождения города было поднято именно на нем). Зима 1941/1942 гг. (фото из собрания Тверского объединенного музея).
В планировочном отношении вокзал совсем не прост (как это почему-то заявлено в «Своде памятников»). Он построен на перепаде высот, причем изначально его цокольный этаж (он есть только со стороны Волги) был продожением пологой ступенчатой террасы, оформленной когда-то с большим художественным вкусом. Теперь только стенки с остатками сложных профилированных штукатурных карнизов остались от того времени. На месте деревьев изначально были цветники, вазоны и скульптурные группы.
Цоколь окружен массивной двойной аркадой-стилобатом с плоскими перекрытиями.
Аркады прерываются двумя симметричными лестницами, окруженными массивными пропилеями с постаментами, на которых были установлены якоря (сохранялся до 2015 года только один, остальные были украдены в 1990-2000-х гг.). Их вид в 1939 году (из книги Р. Хигера «Архитектура речных вокзалов» М., 1940):
В противовес мнению авторов «Свода», входы здесь не являются сквозными проходами через вокзал, но служат, скорее, оформлением входов в залы ожидания и служебные помещения вокзала, размещенные в боковых крыльях. Проходы были устроены дальше, в торцах, где построены два симметричных атриума, оформленных сходным образом. Они точно сориентированы на Успенский собор и вызывающе декларируют уважение авторов (это в середине-то 1930-х гг. ) к русской церковной архитектуре.
Эти приходы предполагали использование пассажирами пригородных линий. А основные портики предназначались для ожидающих отправления пассажиров дальнего следования. По факту это разделение вряд ли когда-то серьезно соблюдалось. Те и другие пространства имели целью демонстрацию совершенства архитектуры классического стиля.
Боковые крылья решены в спокойном классическом стиле, оси окон чередуются гранеными пилястрами-полуколоннами. Дверные проемы решены в стиле античных классических порталов (конечно, с известным упрощением деталей).
Главный вход со стороны порта находится в цокольном этаже, где размещались кассы. Двери лишились в 2000-х гг. своих ручек, несколько раз исписывались вандалами и перекрашивались. В 2015-2017 года произошло стремительное разрушение этой части здания из-за повсеместных протечек и накапливания воды на плоской кровле аркад.
Кассовый зал. Все помещения в башне полукруглые, все имеют плоские перекрытия, иногда имитирующие перекрытия по балкам.
Вестибюль с этой стороны решен в виде большого колонного зала, «распахивающегося» в стороны.
В торцах располагались входы в боковые крылья. Восточное:
Все полы бетонные, с напольными мозаиками.
И с внутренней стороны в тамбуре сохранились первоначальные дверные ручки, а двери избежали варварского отношения.
Обход первого этажа, хотя и не предназначался для широкой публики, роскошен по-своему: это колонный зал с четким ритмом колонн и соответствующих им пилястр или колонн:
Главный эффект на входивших должна была оказывать и оказывает до сих пор парадная лестница, решенная в виде двух входов над «гротом» в классическом стиле. В 1939 году:
Две маршевые лестницы ведут на межэтажную площадку. Правая лестница (от входа):
Вниз отсюда идет лестница в кассовый зал в цокольном этаже. Вход решен в форме арки-грота с замком. Потолок на лестнице выполнен в форме арки с кессонами.
В вестибюле сохранились подставки для светильников, хотя сами светильники уже недавнего времени:
Лестница устроена таким образом, что «транзитный пассажир», то есть человек, идущий садится на корабль, проходил сразу вниз в кассовый зал и выходил из здания. Но если пассажир имел время и возможность пробыть в здании Речного вокзала большее время, он поднимался по лестнице на межэтажную площадку, где сразу попадал в рекреационную зону, отделанную с особым изыском.
А по другую сторону она спускается невысокой лестницей в помещение второго этажа, открытое своими аркадами на стрелку Волги и Тверцы. Помещение погибло в 2017 году.
Здесь располагались залы ожидания, позже, уже в 1990-х гг., помещения ресторана (изначально он был в бельведере). Отделька сохранялась лишь частично. Но даже то, что сохранялось, оставляло сильное впечатление.
Эффект разнонаправленных и кажущихся на первый взгляд хаотичными лестниц позволяло добиваться здесь впечатление сакрального пространства, помещенного внутрь центральной башни вокзала (это его центральная ось). Особенно хорошо это было видно при взгляде сквозь колонны:
Очень хороши и блестяще исполнены потолки, имитирующие балочное покрытие, напоминающее перекрытия раннехристианских базилик. Испорченные поздней покраской, они, однако, сохраняли следы первоначальной тонкой отделки.
В этой части здания сохранялась подлинная фурнитура, в единственном экземпляре присутствовала дореволюционная (?) дверная ручка на парадной двер в ресторан.
Остальное значительно скромнее.
Боковые крылья украшены внутри значительно проще (и сохранились намного лучше, поскольку до сих используются как офисные помещения). Здесь сохранились повсеместно потолки с имитацией балочных перекрытий.
И характерные лестницы, с очень изящно выполненными переломами, делающими простые маршевые пролеты произведениями искусства:
Построенный целиком за территорией бывшего монастыря на насыпном грунте, с использованием эффекта перепада высот, вокзал довольно быстро стал ветшать. Ремонт требовался уже в 1980-х гг., причем такой, что ходили разговоры о полном сносе. Этого не произошло, но до нас дошел очень проблемный памятник.
Обстоятельства его постройки (строили заключенные в авральном режиме), дополнительно усугубили ситуацию, так что в настоящее время стены его буквально «сосут» воду. Здание требует очень серьезных восстановительных работ.
Павел Иванов. Фото автора и Александра Дылевского, апрель 2004, ноябрь 2008, июнь 2013 (интерьеры), март 2015 гг.
Читать по теме
Гибель империи
Вот так примерно мне и хотелось назвать этот очерк. Как раз накануне выпустив пост, посвященный последствиям такого символического акта, как ликвидация тверского трамвая, я никак не ожидал, что продолжение последует с ужасающей быстротой. Рухнуло здание, которое не просто символизировало имперскую мощь, а которое было чем-то большим.
Источник