в каком году был отменен рабовладельческий строй в америке
Отмена рабства в США (1865 г.)
В декабре 1865 года вступила в силу Тринадцатая поправка к Конституции США, запрещавшая рабство на всей территории государства. Несмотря на то, что поправка не означала полного искоренения социального неравенства и расовой ненависти, это была настоящая победа прогрессивных членов общества, выступавших против эксплуатации человека человеком.
Причины отмены рабства
По мнению специалистов, к отмене рабства в США привёли причины как экономического, так и общественно-политического характера:
Поправки законодательства
19 июня 1862 года президент Авраам Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», касавшуюся дальнейшей судьбы чернокожих невольников южных штатов. Впрочем, публикация этого документа не привела к каким-либо серьёзным переменам в жизни американского общества. Во-первых, «Прокламация» не освобождала невольников, проживавших на Севере. Известно, что многие из генералов-северян владели рабами на протяжении всей Гражданской войны, на что Линкольн и его соратники смотрели сквозь пальцы. Во-вторых, для того, чтобы освободить невольников на Юге, нужно было сначала сломить сопротивление Конфедерации. Поскольку «Прокламация» содержала громкие, но, в целом, пустые заявления, многие считают её не более чем провокацией, созданной ради установления влияния на Юге, а не ради торжества гуманистических ценностей.
Но, так или иначе, вступившая в силу 1 января 1863 года «Прокламация» воодушевила чернокожих невольников и способствовала победе северян в Гражданской войне.
18 декабря 1865 года уже после завершения Гражданской войны в силу официально вступила Тринадцатая поправка к Конституции, освободившую рабов уже на всей территории страны.
Принятие поправки растянулось на полтора года. Согласно основному закону США, дополнения в Конституцию можно вносить только в том случае, если за них проголосует не менее 2/3 членов палаты представителей. Первое голосование за Тринадцатую поправку проходило летом 1864 года. Тогда отмену рабства поддержало только чуть более половины конгрессменов.
В декабре того же года Линкольн обратился к Конгрессу с предложением снова рассмотреть поправку. В конце января 1865 решающее большинство законодателей подали свои голоса за освобождение невольников. 1 февраля президент подписал решение Конгресса. С тех пор в первый день февраля в США отмечают День Свободы. Впрочем, ратификация поправки в отдельных штатах затянулась на долгие годы. Так, к примеру, власти штата Миссисипи утвердили резолюцию 1865 года только в 2013.
Реконструкция Юга (1866-1877)
Принятие Тринадцатой поправки повлекло за собой кардинальные перемены в экономической и общественной жизни южных штатов. Юг был обескровлен Гражданской войной, край наводнили мошенники и мародёры. Неприспособленные к свободной жизни невольники не могли наладить свой быт. Они скитались по разрушенным городам и просили милостыню, а многие из них начинали промышлять воровством и разбоем. В свою очередь, плантаторы преследовали своих бывших рабов и нередко учиняли над ними расправы.
Сразу после окончания Гражданской войны в Теннесси возникла вооружённая организация «Ку-клукс-клан», члены которой позиционировали себя как защитники прав белых. Одновременно на территории бывших рабовладельческих штатов стали появляться так называемые «чёрные кодексы», ограничивающие права чернокожего населения. В типичный «чёрный кодекс», как правило, входили следующие положения:
Соблюдение всех пунктов, прописанных в таком документе, полностью сводило на нет триумф февраля 1865.
Для того чтобы восстановить разрушенное хозяйство, ликвидировать беззаконие и ввести новые порядки на территории бывшей Конфедерации руководство США запустило процесс, получивший название «Реконструкция Юга».
Эндрю Джонсон, занявший президентское кресло после гибели Линкольна, планировал провести умеренную Реконструкцию. Убытки плантаторов, лишившихся рабочих рук, должны были быть возмещены. Богатым господам гарантировали соблюдение их экономических интересов и право на получение важных должностей в новой администрации. Что же касается бывших рабов, то они, по проекту Джонсона, не могли рассчитывать на всю полноту гражданских прав.
Идеи Джонсона встретили резкое сопротивление в Конгрессе. Вопреки желанию президента, в 1866 году конгрессмены приняли закон о наделении цветного населения гражданскими правами. Этот законодательный акт ознаменовал начало радикальной Реконструкции.
рабы генерала Томаса Дрейтона
На территории южных штатов было введено военное положение. Вся власть перешла армии северян. Военные постоянно вмешивались в гражданские дела, что нередко мешало налаживанию порядка в регионе. Впрочем, несмотря на сумбурность и непоследовательность Реконструкции, в рамках этого процесса северянам удалось:
К сожалению, наделение чернокожего населения страны личной свободой вовсе не означало конца ксенофобии. Сам Линкольн признавался, что освободил рабов исключительно ради того, чтобы не допустить раскола страны, и если бы он мог сохранить целостность США без столь решительных мер, то Тринадцатая поправка никогда бы не увидела свет. Всю свою жизнь президент выступал против смешанных браков и считал, что белые созданы более совершенными, чем цветные.
В период с 1866 по 1890 года чернокожие граждане могли пользоваться теми же правами, что и белые, а также рассчитывать на защиту закона. Но с конца XIX века в Америке на государственном уровне стала проводиться антидемократическая политика расовой сегрегации, приведшая к разжиганию ненависти в обществе.
Рабство: два с половиной столетия на службе у господина
Авраам Линкольн, президент США, в 1862 году принял закон, который потряс страну, а треть населения осчастливил.
История рабства в США
Первых невольников насильно вывезли из Африки английские колонисты в 1610-х годах. Рабы трудились на хлопковых плантациях или становились домашними слугами. Второй вариант для невольников был предпочтительным. Однако и дома, и на плантации они полностью зависели от воли своих хозяев. Беглых клеймили или убивали, жестоко наказывали. Хорошим тоном считалось изнасилование рабынь, которых хозяева считали своей собственностью. О том, как издевались над невольниками, рассказывает фильм «12 лет рабства».
Кадр из фильма «12 лет рабства». Источник: pinterest.com
В 1654 году африканец Энтони Джонсон сумел накопить денег для выкупа из неволи и решил сам обзавестись чернокожим рабом. Он сумел убедить суд, что слуга является его пожизненной собственностью. Разбогатев, Джонсон стал поставлять африканцев землевладельцам. Вообще, довольно быстро в США расцвела контрабандная торговля — не только темнокожими, но и похищенными европейцами.
Большинство хозяев не считали своих невольников за людей и делали с ними, что хотели. Так, в начале 1760-х американцы высадили (забавы ради?) больше полусотни рабов на коралловых рифах посреди океана. К счастью, им удалось выжить.
Декларация независимости США, принятая в 1776 году, изначально содержала пункт об отмене рабства. Но крупные плантаторы воспротивились, и в итоге этот пункт из текста декларации исчез. Невольников освободили единичные землевладельцы, считая, что невозможно одновременно бороться за свободу и эксплуатировать человеческий труд.
Конституция 1787 года только укрепила институт рабовладения. Лишь спустя 21 год торговлю невольниками попытались ограничить на законодательном уровне, запретив ввоз африканцев из-за рубежа. Землевладельцы не растерялись и стали «разводить» бесплатную рабочую силу в южных штатах.
В 1850 году был принят закон о беглых рабах. Заниматься их поиском предписывалось всем жителям штата. Появилась особая должность, которую занимали ответственные за ловлю беглецов. Сложно представить себе положение африканцев более бесправным: чтобы раба признали беглым, американцу достаточно было сделать соответствующее заявление под присягой. Надо сказать, пример населению подавал сам президент. Глава США Джеймс Бьюкенен (1857−1861) занял невразумительную позицию в дискуссии о рабовладении.
Отмена рабства в США
Иных воззрений придерживался Авраам Линкольн. 19 июня 1862 года стал для африканцев особым днем: новый президент издал закон об отмене рабства. Однако по факту положение невольников не изменилось, пока в 1865 не была принята 13-я поправка к конституции.
Законодательные меры были лишь первым шагом в освобождении африканцев. За несколько столетий рабства в обществе установилось господство белых, и бороться с этой установкой было очень сложно. Длительное время африканцы не могли учиться в одних заведениях с американскими детьми, в общественном транспорте они должны были занимать отведенные для них места, в магазинах и кафе — стоять в отдельной очереди. Зачастую продавцы в магазинах и вовсе отказывались отпускать товар темнокожим. Вплоть до 1946 года на юге страны практиковались казни без суда — афроамериканцев вешали на глазах толпы. Расправы вершил ку-клукс-клан.
Члены Ку-клукс-клана. Источник: pinterest.com
Правда, поначалу они занимались только запугиванием, появляясь на улицах в белых одеяниях и с факелами. Затем члены организации перешли к убийствам. Предполагаемой жертве они обычно посылали предупреждение, например, зерна апельсина. Если жертва не покидала страну, ее ждала казнь.
Масштабы расовой дискриминации уменьшились в 1960-х годах, однако эта проблема остается актуальной для Америки и сегодня.
Отмена рабства в США: причины, ход событий, последствия
Далее мы кратко и понятно разберем предпосылки, причины, ход событий и итоги (последствия) этого знаменательного события.
Причины и предпосылки
Рабов в США стали ввозить с начала 17 века. Их труд был необходим для работы на хлопковых плантациях в южных штатах. Дело в том, что населения страны составляло всего ничего. Рабочих рук катастрофически не хватало.
Поэтому сюда, как в колонию Великобритании стали ссылать осужденных преступников. Однако это не могло восполнить дефицит рабочих рук. Поэтому сюда стали свозить африканцев в качестве рабов. За 250 лет в США привезли более 12 миллионов чернокожих рабов.
Они были гораздо выносливее европейцев, они легче переносили жару и могли работать более эффективно.
Однако все это было справедливо для южных штатов, которые развивались в основном аграрно — через сельскохозяйственное производство. Наоборот — северные штаты развивались по пути капитализма, роста промышленного производства. Здесь рабский труд был не таким развитым и не находил большого применения.
В связи в этим можно выделить следующие причины отмены рабства в США :
Ход событий
18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон “О беглых рабах”. Этот закон очень напоминает принятие указа об урочных летах в России при Федоре Иоанновиче в 1597 году. Согласно ему жители всех штатов были обязаны возвращать беглых рабов владельцу.
Часто обычных свободных чернокожих могли назвать рабами и вернуть их “законному владельцу”. Этот закон подстегнул Северные штаты к движению против рабства. Так, на аукционах по продаже рабов северяне часто покупали их под видом работорговцев, и сразу после покупки отпускали на волю. Делали они это на публику, демонстративно, что крайне раздражало южан.
30 декабря 1862 года президент Авраам Линкольн подписал “Прокламацию об освобождении рабов”. Согласное ему африканцы, проживающие на территории мятежа (то есть на территории южных штатов) становились свободными. Это послужило причиной оттока рабов из южных штатов в армию северян.
Итоги и последствия
Несмотря на отмену рабства, сегрегация по расовому признаку сохранялась практически до второй половины 20 века.
Кстати, сам Авраам Линкольн не был никаким противником рабства. Он просто использовал сложившуюся ситуацию для того, чтобы северные штаты победили южан. Так известны такие его слова:
«Моя главнейшая задача в этой борьбе – спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».
С отменой рабства, США стали страной возможностей, где каждый может стремиться и обрести американскую мечту, что бы ни подразумевалось под этим словосочетанием. Сюда стали стекаться миллионы мигрантов со всего света, спасаясь от диктаторских устремлений своих правительств и неравенства по самым разным признакам.
Также важно понимать, что и отмена рабства в США и отмена крепостного права в России произошли в одно десятилетие одного века.
Также читайте другие наши статьи по Всемирной истории:
150 лет назад вступила в силу поправка к конституции США, отменяющая рабство
Кадр из фильма «Джанго освобожденный»
«Какой же был груз? Двадцать рабов»
Еще в 1619 году английские колонисты завезли в Виргинию африканских невольников. Так описывал прибытие первого судна с рабами американский автор Джей Сондерс Реддинг:
«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния. Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза. Какой же был груз? Двадцать рабов».
В первое время рабы получали свободу за примерное поведение и хороший труд.
Например, в 1635 году невольник Антонио Джонсон из Анголы освободился, изменил имя на Энтони и сам стал рабовладельцем — причем в его подчинении оказались даже белокожие рабы из стран Европы.
Однако вскоре положение невольников стало резко ухудшаться. Некоторые историки отмечают, что в середине XVII века из-за цвета кожи африканцев черный начал считаться признаком безвкусицы — в противовес белому, символизирующему красоту. А в 1691 году в Виргинии был принят закон, говоривший о том, что белые мужчины и женщины должны быть немедленно изгнаны, если они «вступают в брак с негром, мулатом, индейским мужчиной или женщиной, зависимым или свободным».
Рабы бегут
Среди рабов существовало огромное количество мятежников. Например, в газетных объявлениях за 1736–1801 годы содержатся сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины. В связи с этим в виргинских кодексах о рабах было зафиксировано:
«Ввиду того что невольники часто убегают и прячутся, притаившись на болотах, в лесах и в других укромных местах, убивая свиней и нанося иной ущерб жителям.
Север упраздняет рабство
В 1776 году была принята Декларация независимости — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании. Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости, внес в документ пункт, предусматривающий уничтожение рабства. Однако богатые плантаторы добились исключения этого пункта из окончательного текста — таким образом в молодом свободном государстве сохранилось рабство.
Однако вскоре рабство было запрещено на севере США. Вместе с тем
на юге эксплуатация невольников достигла пика своей изощренности — плантаторы «разводили» темнокожих рабов для последующей продажи.
В 1808 году в США был введен запрет на ввоз рабов извне. В то же самое время внутренняя работорговля стала одной из самых престижных профессий — она приносила больше прибыли, чем, например, производство и экспорт хлопка.
В 1850 году в США был принят закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Эмерсон воскликнул: «Подумать только, этот грязный закон принят в XIX веке людьми, умеющими читать и писать. Клянусь небом, я не стану выполнять его!»
Преступления греховной страны
В 30-е годы XIX века активизировались американские аболиционисты — сторонники ликвидации рабства. Аболиционисты были разбиты на две группы: первую возглавлял поэт и публицист Уильям Ллойд Гаррисон, вторую — писатель и оратор Фредерик Дуглас. Гаррисон выступал за ликвидацию рабства без применения силы, Дуглас же считал, что нужно спасать невольников вооруженным способом.
Одним из первых белых аболиционистов, боровшихся за отмену рабства, был Джон Браун. Он предпринял неудавшуюся вооруженную попытку освободить рабов в 1859 году и был обвинен в измене штату Виргиния, убийстве белых людей и подстрекательстве черных к бунту.
«Я должен сказать несколько слов, — заявил Браун в своей последней речи на суде. — Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, то есть моего намерения освободить негров. Я верю, что мои действия… были правильными».
Аболициониста признали виновным, и через 42 дня Браун был казнен. В последний день жизни он написал: «Я, Джон Браун, ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».
Либерия — земля свободы
Американские аболиционисты в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия — «Землю свободы» в переводе с латыни. В эту страну перевозились невольники, выкупленные борцами с рабством. Впрочем, уровень жизни в Либерии не самый высокий: с 1990 года эта страна регулярно входит в список наименее развитых стран мира ООН.
Рабы и Fallout 4
В компьютерной игре Fallout 4 действует организация «Железная дорога», помогающая сбегать разумным киборгам от их хозяев. Это — аллюзия на «подземную железную дорогу» — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски невольников из рабовладельческих штатов Юга на Север. «Подземная железная дорога» имела «кондукторов» — сопровождающих беглых рабов, и «станции» — жилье, предоставляемое сочувствующими для отдыха и укрытия.
Особенно отличилась американская аболиционистка и беглая рабыня Гарриет Табмен — она совершила 19 «путешествий по дороге» и освободила примерно 300 невольников.
Кстати, когда Табмен было 13 лет, надсмотрщик потребовал ее помощи в избиении беглого раба.
Девушка отказалась и стала на пути надсмотрщика — и тогда тот метнул в ее голову двухфунтовую гирю.
Как появился «Анти-Том»
«Негр сдох — подумаешь, какая важность», — утверждал работорговец с Юга Саймон Легри, антигерой знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», написанного в 1852 году. Кстати, после публикации книги, направленной против рабовладения в США, Бичер-Стоу получила не только огромное количество писем с угрозами, но и посылку с отрезанным ухом чернокожего человека.
Показательно, что книготорговец из города Мобил штата Алабама, выставивший «Хижину дяди Тома» на продажу, вынужден был покинуть родные места под давлением общественности.
Хотя на сегодняшний день раб Том занимает 11-е место в американском списке «101 самая влиятельная несуществующая личность», в те годы возник целый жанр литературы «Анти-Том». Романы этого жанра защищали позицию, что рабы не могут жить без надзора хозяев.
Война за уничтожение рабства
В 1861 году в США началась Гражданская война между Севером и Югом. Главной причиной конфликта было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, понял, что страна станет или полностью рабовладельческой, или полностью свободной. Если раньше политический деятель выступал за постепенное освобождение рабов, то теперь он пришел к выводу, что рабство следует упразднить раз и навсегда.
Вскоре Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую невольников, проживающих на находящихся в состоянии мятежа против США территориях, свободными. Так Гражданская война превратилась в войну за уничтожение рабства.
Полностью рабство было отменено после завершения Гражданской войны и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Текст Тринадцатой поправки звучит следующим образом:
«Раздел 1. В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.
Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства».
Интересно, что в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году.
В Миссисипи голосование по ратификации поправки прошло только в 1995 году, а формально процедура отмены рабства была доведена до конца в 2013 году.
Американские рабы и российские крепостные
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Американские аболиционисты тут же начали проводить параллели между российскими крепостными и рабами в США, утверждая, что последних тоже нужно немедленно освободить. Более того, западные журналисты активно писали, что еще Александр Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» называл крепостных рабами, тем самым сравнивая положение невольников в двух странах.
«Царский престол, коего сила во мнении граждан коренится, отличествовати долженствует внешним блеском, дабы мнение о его величестве было всегда всецело и нерушимо, — утверждал российский прозаик в анонимно изданном романе. — Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо рабов, их окружающих. Согласиться всяк должен, что тесные умы и малые души внешность поражать может. Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».
Российские издания того времени были проникнуты антирабовладельческими настроениями.
«Эмансипация негров, считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан, — писал петербургский ежемесячный журнал «Русское слово» в ноябре 1861 года. — Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры».
Кстати, «Прокламацию об освобождении рабов» издание встретило следующими строками: «Наконец наступил великий день для Америки — и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. Что же касается до мнения света, Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».
Великая Америка говорите? Рабство в США официально было отменено лишь в 2013 году!
Американцы так ратуют за свободу и демократию, но вот рабство у себя в стране отменили только шесть лет назад!
Право слово, даже как-то неудобно выходит. Соединённые Штаты все из себя якобы светоч демократии, «град сияющий на холме», а начнёшь в их законодательстве копаться, так такие несуразицы находятся, что хоть стой, хоть падай. Но о законодательстве в другой раз. А пока просто посмотрим, что же в этой стране с таким простым по сути вопросом как рабство.
Тринадцатая поправка к Конституции США, отменяющая рабство, была принята Конгрессом во время Гражданской войны 31 января 1865 года и вступила в силу 6 декабря 1865 года после того, как её ратифицировали необходимые три четверти штатов – 27 из существовавших тогда 36.
Т.е. этот даже не закон, а поправка к Конституции должна была быть ратифицирована прежде чем вступить в силу. Однако некоторые штаты неторопливо присоединялись к этой инициативе на протяжении более чем ста лет. Более того, беглых рабов должны были задерживать на территории тех штатов, где рабство было отменено и возвращать хозяевам в те штаты, где отмена рабства не была раьтфицирована.
И тут самый интересный факт – штат Кентукки ратифицировал 13-ю поправку только в 1976 г, а в Миссисипи ратифицировать поправку и вовсе забыли, аж до 30 января 2013 года! Лишь 7 февраля 2013 года директор Федерального реестра Чарльз Барт объявил о том, что поправка официально зарегистрирована, т.е. рабство окончательно отменено на всей территории США.
Кто-то скажет – «ну подумаешь, забыли закнодательно оформить!». Но упустят из внимания тот факт, что в 70-е годы без всякой забывчивости в отдельных штатах рабство оставалось на законодательном уровне.
Но даже формальная отмена рабства ещё сотню лет не решала проблем с правами чернокожего населения. Большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими. Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав. Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.
Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой. Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.
Чернокожие оставались де факто поражены в правах. Даже после формального разрешения им голосовать. Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными. Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.
Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» – убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия. После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.
Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.
Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами. Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.
Так что ущемление прав чернокожих продолжались уже в современной истории. К примеру. 1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери, столицы штата Алабама, была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от неё требовалось по местному закону.
Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.
В 1962 и то, после решения Верховного суда США, был принят первый чернокожий в американский университет Миссисипи. Чернокожий студент Джеймс Мередит появился в университете в сопровождении федеральных маршалов, однако для полного урегулирования ситуации в Миссисипи были направлены несколько тысяч солдат федеральной армии. Во время беспорядков погибли два человека, 375 человек были ранены и около 200 арестованы. Некоторое количество военнослужащих оставались для охраны Мередита до его выпуска.
Так называемый «автобус ненависти» с членами американской нацистской партии, которые пытаются всячески запугивать непокорных черных (1961 год)
Расисты оказывали ожесточенное сопротивление. В 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес заявил: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда». 11 июня 1963 года произошёл инцидент на входе в университет, когда Уоллес закрыл собой дорогу для первых двух чернокожих студентов Университета Алабамы – Вивиан Мелоун и Джеймса Худа. 12 июня 1963 чернокожий активист Медгар Эверс погиб на пороге своего дома в городе Джексоне (штат Миссисипи) от пули белого расиста Байрона де ла Беквита.
Только в 60-е годы 20-го века реально началась борьба за права чернокожих. Законрдательно она закончилась только к 1968 году, уже после гибели борца за их свободу Мартина Лютера Кинга. Но фактические экономическое неравенство черных, разумеется, нельзя было устранить только принятием тех или иных законов. А вот ратификация отмены самого рабства затянулась аж до 21-го века, как видим.