в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей

Из истории детской беспризорности в России

в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей. 1432934014 kokel besprizornik vanka 1924. в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей фото. в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей-1432934014 kokel besprizornik vanka 1924. картинка в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей. картинка 1432934014 kokel besprizornik vanka 1924. 80 лет назад, 31 мая 1935 года, вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». События Первой мировой и Гражданской войн, а также ряда внешних и внутренних конфликтов привели к тому, что погибли и стали беженцами миллионы взрослых людей, многие семьи были разрушены, это вызвало к появлению огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось более 4 млн. человек. Государству пришлось принимать целый комплекс целенаправленных мер, направленных на решение этой проблемы.80 лет назад, 31 мая 1935 года, вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». События Первой мировой и Гражданской войн, а также ряда внешних и внутренних конфликтов привели к тому, что погибли и стали беженцами миллионы взрослых людей, многие семьи были разрушены, это вызвало к появлению огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось более 4 млн. человек. Государству пришлось принимать целый комплекс целенаправленных мер, направленных на решение этой проблемы.

Из истории детской беспризорности

В дохристианской Руси проблемы беспризорности не было. В родовой общине была традиция заботиться о сиротах всем миром, то есть сообща. В целом в том или ином виде община на Руси просуществовала вплоть до начала XX столетия, поэтому в сельской местности проблема сирот решалась естественным образом. Однако с появлением государства появляется и политика заботы о детях. Сборник правовых норм русского государства, «Русская Правда», вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах (статья 99). Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут [не смогут] сами собою печаловаться». Кроме того, сироты издревле были предметом заботы церкви.

Во времена Ивана Грозного уже существовала государственная политика заботы о сиротах. Сиротскими домами в этот период ведал Патриарший приказ. Стоглавый собор постановил при церквях открывать училища для обучения детей грамоте и богадельни для «сирых и немощных».

При Петре Алексеевиче поощрялось созданию приютов, в которые принимали незаконнорожденных. Один из первых крупных сиротских государственных домов был возведён в 1706 году новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. Монастырям дали указание создавать школы, учить детей грамоте и счёту. Одним из таких «сиротских монастырей» стал Новодевичий, который получал из государственной казны приличное содержание на содержание и воспитание сирот. В 1718 году Пётр Алексеевич повелел «малолетних и нищих ребят» приписывать к суконным и прочим мануфактурам. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и смут, когда разрушались общественные и семейные связи. Время правления Петра было периодом социальных потрясений. Поэтому богадельни и госпитали были переполнены и по царскому распоряжению детей стали отдавать в семьи на воспитание, а тем кому было уже 12 лет передавали на флот юнгами. При преемниках Петра Первого воспитательные дома были закрыты.

В дальнейшем система призрения (заботы) получила развитие при императрице Екатерине II. Под её покровительством существовали «воспитательные дома» и приюты. Основной их задачей было на время дать ребенку приют, а затем передать в «благонравную» семью. В воспитательных домах старались дать «доброе воспитание». Целью императрицы было создание третьего сословия образованных людей, которые будут служить родине и владеть различными ремеслами. Одновременно о сиротах продолжала заботиться церковь. В отличие от западной церкви, которая видела свою главную задачу в том, чтобы дать приют и пропитание сиротам, русская церковь не только давала приют и хлеб, но взяла на себя функцию воспитания, начального образования и лечения детей, оставшихся без родителей. К XIX столетию почти все значительные монастыри имели при себе богадельни и приюты.

В XIX столетии, когда в России стали активно развиваться капиталистические отношения, росли города, рушились прежние социальные и семейные связи, произошёл серьёзный рост числа сирот. Война 1812 года, огненным валом прокатившаяся по западным и центральным губерниям, привела к появлению большого количества сирот. Число сирот в воспитательных домах быстро росло, а коренных мер по преобразованию системы призрения принято не было. В результате условия содержания серьёзно ухудшились. Большая скученность, недостаток питания, плохое медицинское обеспечение привело к очень высокой смертности среди сирот. Так, при императоре Александре I смертность в воспитательных домах временами доходила до 75%.

В начале XX столетия рост числа сирот продолжался. В 1911 г. в 438 приютах находились 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. К 1917 г. на территории Российского государства действовало 538 детских приютов, где было 29650 детей. Приюты принадлежали духовному и военному ведомствам, МВД. Жизнь таких приютов была жестко регламентирована. Значительная часть приютов принадлежала частным благотворительным учреждениям. Многие приюты жили за счет самоокупаемости и самообеспечения, что приводило к вовлечению детей в производство.

Во второй половине XIX в. к проблемам сирот подключилась общественность. Российская общественность занималась проблемами законодательства, обучения и воспитания детей, предохранения сирот от преступного влияния, создания специальных заведений для несовершеннолетних осужденных. Одной из главных бед считалось влияние криминальной среды на сирот. Тогда дети содержались вместе со взрослыми заключенными. Поэтому учредили специальные заведения для содержания малолетних правонарушителей, детей арестантов, а также нищих, брошенных и бездомных детей.

Развивалось законодательство, были созданы суды для несовершеннолетних. Появились исправительные заведения для подследственных и подсудимых детей. В такие заведения несовершеннолетних помещали по решению суда. Дети, которые вышли из мест заключения, некоторое время жили и работали в таких приютах (иногда по нескольку лет). В этих заведениях, где внутренний распорядок жизни был аналогичен действовавшим в исправительных заведениях, дети должны были пройти своего рода подготовку к обычной жизни. Несовершеннолетние получали общее и профессиональное образование, физическое воспитание. К примеру, такой приют существовал в Струге, куда поступали на добровольной основе подростки, которые освободились из Варшавской главной тюрьмы.

Всего в России было около сотни исправительных заведений разных типов для детей. По закону «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» от 19 апреля 1909 г. такие заведения имели воспитательный, предупредительный характер и должны были именоваться воспитательно-исправительными. При этом в ряде учреждений внутренний режим практически не отличался от тюремного.

Советский период

Во время Первой мировой и Гражданской войн произошёл резкий всплеск беспризорных детей. В 1921 г. по разным данным беспризорников в стране было 4,5-7 млн. человек. Для решения этой проблемы понадобилось 15 лет. В СССР борьбы с беспризорностью стала политической задачей, так как огромное число беспризорников и сильный рост детской преступности нарушали стабильность государства. Для решения этой проблемы потребовались большие усилия государства и всего советского общества в целом.

После Октябрьской революции 1917 года система частных благотворительных учреждений была ликвидирована. Проблему сирот полностью взяло на себя советское государство. Главными факторами в борьбе с правонарушениями подростков были признаны воспитательная и предупредительная работа. Цели воспитания были изменены, подчинены новой идеологии. Личность должна была подчиняться целям общества. Кроме того, необходимо учесть тот фактор, что детская безнадзорность и преступность (часто страшнее взрослой) приобрела характер эпидемии. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах, как детская преступность, проституция, угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», — так характеризовал степень остроты положения Ф. Э. Дзержинский. Проблему необходимо было решать и в кратчайшие сроки. Поэтому для ликвидации детской беспризорности были мобилизованы буквально все имеющиеся силы и привлечены все ресурсы, а их в разорённой длительной войной, разрушенной стране, и так было крайне мало. Однако советское правительство считало, что дети — это будущее страны, поэтому эту задачу решали, несмотря на другие проблемы.

Спасение детей занимались буквально все институты молодого советского государства, от правительства и Всероссийской чрезвычайной комиссии во главе с Ф.Э. Дзержинским до сельских советов и комитетов бедноты. В городах учреждали воспитательно-трудовые школы, детские приюты, развивали индивидуальное шефство и наставничество. Появилась уникальная советская школа перевоспитания «трудных» подростков (часто фактически закоренелых преступников), в которой выдающуюся роль сыграл советский педагог Антон Семёнович Макаренко.

В 1917 г. в детских домах было около 30 тыс. детей, в 1919 г. — 125 тыс. в 1921-1922 гг. — 540 тыс. несовершеннолетних. О детях заботились самые различные органы и ведомства: НКВД, Народные комиссариаты просвещения и здравоохранения, партийные органы, комсомол, профсоюзы, женотделы и т. д. Беспризорниками также занимались милиция и уголовный розыск. В 1920 году была создана детская милиция. Детьми занимались и общественные организации, учреждённые представителями интеллигенции. В 1918 году по инициативе В.Г. Короленко в Советской России была учреждена Лига спасения детей. Лига создавала детские колонии, клубы и сады. Учреждения Лиги обычно занимали 2-3 комнаты, где занимались с небольшими группами детей в 20-30 человек. С 1921 года все заведения Лиги перешли в распоряжение Московского отдела народного образования. Ещё одной подобной организацией был Совет защиты детей под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.

Осенью 1921 г. при ВЦИК была создана комиссия по улучшению жизни детей во главе с Дзержинским (т. н. ДЧК — детская чрезвычайная комиссия). Основным методом борьбы с беспризорностью было определению сирот в интернаты. Создавались приемно-распределительные пункты, где с детьми работали педагоги и врачи. Затем детей направляли в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, интернаты, детские городки, колонии и т. д.), возвращали родителям, родственникам, более взрослых могли трудоустроить.

Основную тяжесть работы с беспризорниками взяли на себя местные органы народного образования (ОНО). В состав ОНО входили отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). В состав СПОН входили: стол опеки, детский адресный стол, юрисконсультская часть и комиссия по делам несовершеннолетних («комнес»). Руководящим органом была Центральная комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, существовали детские социальные инспекции (ДСИ), имевшие функции обществ милосердия и полиции нравов. Если отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних больше занимались бумажной работой и выработкой задач, то инспекторы ДСИ работали на «земле», проводя облавы на беспризорников, проводили обследования условий содержания детей в приютах и т. д. Инспекторов не хватало, в 1922 году их было всего 400 человек. Поэтому значительная часть беспризорников оставалась без внимания.

Делами несовершеннолетних занималась комиссия по делам несовершеннолетних. Первоначально система борьбы с беспризорностью была простой: ребенка забирали с улицы, передавали в приёмный пункт, а оттуда в детский дом. Однако это привело к переполнению детских домов, которые уже не могло содержать государство. В 1923 году детские дома перевели на содержание местных бюджетов. В итоге число детдомов и детей в них резко сократилось. В 1923 году, по сравнению с 1922 г., численность детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них — с 540 тыс. до 253 тыс. человек. В последующие пять лет численность детей в детских домах сократилась ещё вдвое. Причём положение детей в них было весьма плачевным. Особенно тяжёлое положение было в приёмниках-распределителях.

Однако в целом стабилизация и положительная динамика развития советского государства привела к естественному сокращению беспризорности, волну наиболее неприглядных явлений удалось сбить, хотя до полного решения проблемы было ещё далеко.

Развивался институт патроната, когда детей передавали в семьи трудящихся под контролем местных органов власти и общественности. Сложилась более эффективная система работы с подростками: воспитательные беседы, замечания; возврат в семью или устройство в новую; надзор на поведением ребенка; помещение в закрытое детское учреждение.

Уголовный кодекс 1922 г. смягчил режим в отношении беспризорников: несовершеннолетнее обвиняемого было отнесено к числу смягчающих обстоятельств, появилась возможность широкого применения к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, которые считались достаточными для достижения задачи исправления виновного. Сама система учреждений для исправления и перевоспитания трудных подростков состояла из двух элементов: закрытых учреждений интернатского типа со строгим режимом, обязательным общим и профессиональным обучением и трудовых домов в городах, трудовых колоний в сельской местности.

В 1924 г. прошла Первая московская конференция по борьбе с беспризорностью, на которой Крупская и Луначарский сделали акцент на социальной опасности беспризорности. В выступлении Крупской отмечалось, что ликвидация беспризорности — «вопрос не благотворительности — это вопрос здоровья всего общественного организма». Луначарский заявил: «Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей. которые пополнят армию преступности». В результате в 1926 году советское правительство приняло Положение о борьбе с беспризорностью и утвердило трехлетний план этой борьбы. В 1928 году была поставлена задача в кратчайшие сроки уничтожить детскую беспризорность.

Упор был сделан на борьбе с уличной преступностью. «Изъятие» беспризорников с улиц приняло характер военных операций, в которой участвовали сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска. После облав, беспризорников размещали в приемниках и детдомах. Для этого пришлось срочно разгрузить приемники-распределители и детдома. Сирот передавали в семьи крестьян и кустарей. Чтобы заинтересовать их, им предоставляли дополнительный земельный надел на каждого ребенка, освобождали от единого земельного налога на 3 года, ребенок получал право бесплатного обучения, семьи получали единовременное пособие.

Однако к концу 1920-х годов с беспризорностью покончить не удалось. По данным Крупской, количество безнадзорных несовершеннолетних составляло к началу 1930-х годов более 2 млн. детей. В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Действительно удалось сбить волну массовой беспризорности, создать систему по борьбе с малолетними правонарушителями, их перевоспитанию, вовлечению в нормальную жизнь советского общества. Но полностью покончить с беспризорностью не удалось.

После начала Великой Отечественной войны поднялась новая волна беспризорности, увеличилась детская преступность. Советской власти снова пришлось принимать чрезвычайные меры по организации борьбы с детскими правонарушениями и ликвидации беспризорности.

Источник

в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей. userinfo v8. в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей фото. в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей-userinfo v8. картинка в каком году был основан первый в россии приют для зазорных детей. картинка userinfo v8. 80 лет назад, 31 мая 1935 года, вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». События Первой мировой и Гражданской войн, а также ряда внешних и внутренних конфликтов привели к тому, что погибли и стали беженцами миллионы взрослых людей, многие семьи были разрушены, это вызвало к появлению огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось более 4 млн. человек. Государству пришлось принимать целый комплекс целенаправленных мер, направленных на решение этой проблемы.radvi_sasha

этим я могу поделиться

Социальная защита в России

В России всегда сострадали нищим и обездоленным, была развита благотворительность. Страждущим, особенно детям, как наиболее уязвимым и беззащитным, никогда не отказывали в призрении.

В начальные периоды становления российской государственности забота о детях, оказавшихся без родительского надзора, находилась в руках частных лиц и, не являясь обязанностью государства, оставалась функцией семьи и ее близкого окружения.

Крещение Руси в конце X в. и внедрение новой, православной, идеологии внесли изменения в традиционную систему отношений к нищим и страждущим, к детям, остающимся без присмотра и призора. Помощь нищим и забота о детях, которые нуждаются в особой помощи, идеологически обосновывается в православном подходе как акт благодеяния и искупления грехов, совершая который человек не просто получает прощение, но приближается к Богу.

Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки.

При всей своей примитивности такие «детские дома» являлись выражением народной заботы о детях, проявлением человеческого долга перед ними. Скудельники следили за физическим развитием своих воспитанников, давали им представления о правилах человеческого общежития.

В то же время и сама церковь стала институтом социального призрения и социальной работы с детьми, оставшимися без родительского присмотра. В отличие от западноевропейской церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в призрении нуждающихся, русская церковь взяла на себя три важнейшие функции: призрение, обучение и лечение. В России среди интенсивно создающихся монастырей и храмов не было таких, которые не содержали бы приюты. Основной контингент их воспитанников составляли незаконнорожденные и подкинутые дети.

На Стоглавом соборе Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять детей, нуждающихся в общественном надзоре, строить специальные богадельни, где им был бы обеспечен приют и уход.

Первые сведения о мерах, принимавшихся Российским государством к воспитанию таких детей, относятся к ХVII в. (по терминологии той эпохи, понятием «безнадзорные дети» охватывались дети нищенствующие, беспризорные, бродяжничающие, а также вставшие на преступный путь).

В правление Петра I была создана государственная система призрения детей, выделены категории нуждающихся в попечении, были введены превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.
Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения. В то время в России практиковался «тайный прием».

Устраивались «гошпитали» около церковных оград с таким расчетом, чтобы оставалось неизвестным лицо, подбрасывающее ребенка, от которого хотели освободиться. Из казны выделялись средства на содержание воспитанников и оплату обслуживающего персонала. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни или приемным родителям. Мальчиков старше десяти лет отдавали в матросы.

Одновременно Петр I вел борьбу с нищенством, которое порождало рост численности бездомных детей. Малолетних нищих били батогами и посылали работать.

Все попытки как-то упорядочить выявление детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принесли ощутимых результатов, поэтому предпринимались поиски путей оказания помощи нуждающимся матерям. На смену «тайному приему» приходит «явный», для которого характерно предъявление действительной материальной несостоятельности женщины. Если она нуждалась, то, принося ребенка в приют, могла получить помощь: деньги на дорогу, покупку молока, пособие и т.д. То есть ей оказывалась такая поддержка, которая снимала проблему устройства ее ребенка в приют. Нередко мать принималась в приют вместе с ребенком и служила в нем кормилицей. Со временем, когда она уходила со своим ребенком из приюта, она продолжала получать от него пособие в течение двух лет.

Особое место в истории оказания помощи осиротевшим детям занимали создаваемые Екатериной II воспитательные дома.

В генеральном плане Московского воспитательного дома, составленном И.И. Бецким и подписанном Екатериной II, утверждалась важность гуманного отношения к детям, запрещались телесные наказания, обращалось внимание на физическое воспитание, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения. В качестве основных методов воспитания рекомендовались игры, забавы с учетом возрастных особенностей детей, воспитателям вменялось в обязанность учитывать индивидуальные склонности воспитанников. В Петербургском воспитательном доме так же, как и в Московском, большое внимание уделялось подготовке детей к дальнейшей трудовой деятельности. В мастерских готовили лекарей, сельских учителей, повивальных бабок, нянь, телеграфистов, объездчиков и шкиперов для торгового флота. Выпускники воспитательных домов имели привилегии, и «они, и их потомки оставались вольными». Воспитательный дом рассматривался как самостоятельное ведомство, он находился под «особливым монаршим покровительством и призрением». Московский и Петербургский воспитательные дома, как и другие, основанные в провинциальных городах по частной инициативе благотворителей, получали от государства значительные денежные средства, а также различные льготы. Однако в большинстве воспитательных домов, созданных по примеру Московского и Петербургского, царили казарменный режим, нищета и казнокрадство.

Попытка внедрения общегосударственного подхода в социальное устройство и воспитание детей-сирот завершилась печальным итогом. Смертность и заболеваемость детей тяжелыми недугами распространялись в воспитательных домах столь стремительно, что, по некоторым оценкам (Л.В. Бадя), в результате эксперимента выжило не более 15% воспитанников. В то же время смертность при воспитании брошенных детей в церковных учреждениях и крестьянских семьях не превышала показателей смертности детей в семьях, воспитывающих собственных детей.

В результате детей из воспитательных домов передали на кормление в крестьянские семьи, и тем самым была поставлена точка в дискуссии об эффективности государственного вмешательства в процессы непосредственного устройства беспризорников. Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям, оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах, под опекой общественных благотворителей и церковных инстанций.

В то же время контингент детей, нуждающихся в помощи государства и общества, объективно расширяется и к концу XVIII в. включает следующие категории:
— сироты;
— все внебрачные дети, матери которых нуждаются в помощи;
— дети грудного возраста, чьи матери не имеют личных средств или больны;
— доставляемые полицией подкидыши.
Данный перечень свидетельствует, что предметом особого внимания становятся малолетние дети, только что начинающие жизнь. Для оказания помощи и с целью выявления малолетних бродяг открываются приюты.

Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в Гомельском имении графа Я. Румянцева. Государство и общество все больше осознавали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, когда воспитательное воздействие на детей со стороны родителей ослаблялось из-за их занятости на заработках. В 1837 г. был открыт первый светский приют в России при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки».

В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских приютов. Первоначально его деятельность также была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в. открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления».

Обязательным условием воспитания детей в этих заведениях была учеба. Труд никогда не рассматривался и не применялся в качестве наказания, но воспитанниками выполнялись все работы по самообслуживанию. Большое внимание уделялось самообразованию. Неотъемлемой частью системы перевоспитания был патронат. Не получив содействия в его организации со стороны властей, организаторы приютов брали на себя поддержку своих бывших воспитанников: заботились об их устройстве на работу, оказывали материальную и моральную помощь, предоставляли кров подросткам, которым некуда было деться по выходе из приюта или колонии.

Конечная цель, которую видели перед собой практики, заключалась в воспитании ответственного гражданина: религиозного, высоконравственного человека, грамотного работника.

Рост количества безнадзорных детей, являвшихся потенциальным источником преступности, заставил специалистов уточнить цели, стоявшие перед заведениями для несовершеннолетних: к ним относились призрение и воспитание малолетних нищенствующих, бесприютных и сирот, а также исправление несовершеннолетних «впавших в пороки и преступления».

Российские дореволюционные заведения для несовершеннолетних сочетали в себе функции мест заключения, специальных воспитательных учреждений и сиротских домов. По характеру деятельности многие из них являлись воспитательными, что обеспечивалось активной общественной поддержкой и участием в делах заведений.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных заведений, совершенствовались механизмы помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезни, сиротство, бродяжничество, безнадзорность и т.п. В 1893 г. в рамках деятельности общества попечения о бедных и больных детях «Синий крест», которым руководила великая княгиня Елизавета, появилось отделение защиты детей от жестокого обращения: убежище и общежитие с мастерскими.

Таким образом, система общественно-государственного выявления и призрения безнадзорных детей в России в конце XIX в. представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых опередила становление профессиональной социальной работы в Европе.

В 1910 и 1914 гг. в России состоялись I и II съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в это время было оказание помощи в построении системы воспитательных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовали Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла сбор статистических данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за плохое поведение, контролировала условия содержания малолетних преступников, оказывала содействие в открытии детских приютов.

В начале XX в. в России действовали 19 108 попечительских советов, распоряжавшихся довольно значительными денежными средствами, которые шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек и народных столовых. В обществе укреплялось устойчивое положительное отношение к заботе о нуждающихся детях, в частности, к благотворительности. Оптимальной мерой для улучшения положения обездоленных детей считалась «передача в семью брошенного родителями ребенка», тем более, как показывали расчеты тех лет, содержание одного подкидыша обходилось в 10 раз дороже, чем предоставление матери своевременного пособия.

После 1917г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование закрыло путь участию церкви в оказании помощи безнадзорным.

Уничтожив существовавшие ранее формы реальной помощи нуждающимся детям, социалистическое государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (Первой мировой войны, трех революций и Гражданской войны) резко возросло. Если в 1910г. в царской России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных детей, то в результате голода, разрухи и других тяжелых последствий войн и революций их число к концу 1921 г. возросло до 4,5млн. Сиротство, безнадзорность, правонарушения среди подростков были острейшими проблемами, требовавшими решения.

Советское правительство начало борьбу с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались специальные отделы социального воспитания, имевшиеся при органах власти всех уровней. Были созданы и учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН), одной из задач которых было выявление и воспитание беспризорных детей.

Была законодательно оформлена государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно борьбу с беспризорностью и осуществлять ее профилактику.

В 1919г. был основан Государственный совет защиты детей. В него вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда. Он решал вопросы организации питания, материального снабжения детей. В 1921 г. начала работу Комиссия по улучшению жизни детей, которая объединила деятельность всех ведомств в борьбе с беспризорностью.

Выявлением беспризорных детей, основную часть которых составляли сироты, занимались все ведомства с привлечением общественности. Беспризорного ребенка направляли в стационарное детское учреждение: детский дом, городок, колонию и коммуну; на приемно-распределительный пункт для оказания первой помощи. Также их возвращали родителям и родственникам либо трудоустраивали, либо передавали на усыновление.

Следует заметить, что государство, несмотря на тяжелые условия, расходовало на проводимую работу по ликвидации беспризорности, большие средства. В 1922 г. для борьбы с детской беспризорностью, нищенством создается детская социальная инспекция. Социальные инспектора не только дежурили в публичных местах, но и посещали мастерские, где работали несовершеннолетние, семьи, где отмечались случаи нарушения интересов ребенка.

К 1935 г. была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовало улучшение материального положения трудящихся города и деревни, создание сети специализированных детских учреждений, активное участие общественности, организация досуговой деятельности детей, организованное определение на работу, устройство в профессиональные школы и техникумы.

В решении проблемы сиротства значительную роль играли административные учреждения системы Министерства внутренних дел. Одной из первоочередных мер по учету и ликвидации безнадзорности стала организация при районных отделениях внутренних дел, а также отделениях милиции на железнодорожном и водном транспорте специальных детских комнат, куда доставлялись безнадзорные дети, беглецы и даже маленькие подкидыши.

В послевоенные годы устройство детей-сирот, а также детей, находящихся в трудных жизненных условиях, осуществлялось, как и прежде, двумя путями: их устраивали в детские учреждения на полное государственное попечение или в семью (на усыновление, под опеку). Но первый способ устройства еще считался наиболее приемлемым, подходящим для осиротевшего ребенка, так как продолжала господствовать идея о незаменимости общественного воспитания, и все это «происходило на фоне дальнейшего отделения детей от родителей».

Провозглашенная в 20-е годы XX в. политика преимущества общественного воспитания над семейным, создание школ-интернатов, куда попадали дети из неблагополучных семей, отсутствие государственной помощи и поддержки семей группы риска, экономическое и политическое ре-формирование современного российского общества вызвало снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизацию жизни семей. Утрачивая возможность со Держать детей, обеспечивать их полноценное воспитание, родители не только отказывают им в любви и заботе, но оставляют на улице, отводят в приюты, лишают жилья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *