в каком году был основан феминизм
Краткая история гендерного активизма: как на Западе появился феминизм и к чему он пришел
В издательстве Ad Marginem вышла серия иллюстрированных книг «The Big Idea. Введение в XXI век», одна из них — труд Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?». «Афиша Daily» публикует фрагмент из главы об истории гендерного активизма.
В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.
Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).
В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки» «Декларация прав женщины и гражданки» написана Олимпией де Гуж в 1791 году и основана на «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием Франции и ставшей одним из первых в мире официальных документов по правам человека. Своей работой де Гуж показывает, что Французская революция не признала права женщин. вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.
Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.
Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.
История Соджорнер Трут Соджорнер Трут (около 1797–1883) — псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин. проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: «Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»
Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».
Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.
Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.
Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?» Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.
Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.
Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.
Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».
Что такое феминизм — в пяти терминах
Феминизм
Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.
Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.
В истории феминизма выделяют несколько периодов:
Гендер
Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных биологических характеристик, которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.
Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.
Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.
Интерсекциональный феминизм
Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.
Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.
По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.
Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.
Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.
Стеклянный потолок
Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма
Приветствую Вас, друзья!
Если ответить на вопрос простыми словами, то феминизм — это борьба за права женщин. Однако, такого ответа не достаточно, чтобы понять всю значимость феминизма для современного мира. Давайте более подробно разберемся с тем, что такое феминизм, на каких принципах он построен и как появилось это движение.
Что такое феминизм?
Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.
Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:
Принципы феминизма
Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:
Как зародился феминизм?
Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.
Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.
Развитие феминизма в России
Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».
Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.
Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.
И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.
И вот что сделал Петр I:
Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.
У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)
Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.
20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.
Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.
Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.
Развитие феминизма на Западе
Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.
Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.
Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.
Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.
Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».
В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.
Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.
Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.
Разновидности феминизма
Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.
Либеральный феминизм
По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.
Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.
Марксистский феминизм
Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.
Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.
Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.
Радикальный феминизм
Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.
Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.
Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.
Заключение
Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.
Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.
История феминизма
Феминизм зародился еще в XVIII веке, но наибольшую силу это движение набрало в середине XX столетия. За время своего развития оно успело оказать значительное влияние на многие сферы жизни общества, поспособствовав укреплению политических, экономических, социальных и личных прав женщин. Выделяют три этапа в истории феминизма, которые называют первой, второй и третьей волнами этого движения.
Зарождение феминизма
Именно XVIII век можно считать временем появления феминизма. В это время женщины начали активно участвовать в жизни общества.
Первая волна феминизма
Первая волна пришлась на XIX и первую половину XX веков. Она была осуществлена во многом усилиями движения суфражисток. Их главной целью являлась борьба за предоставление женщинам избирательных прав. Также они выступали за предотвращение любой другой дискриминации женщин в политической и экономической жизни общества.
Феминистическое движение суфражисток было наиболее сильным в Великобритании и США. Его представительницы проводили демонстрации и одиночные пикеты, а также устраивали акции гражданского неповиновения — садились на рельсы, приковывали себя к воротам и так далее.
В 1893 году право голосовать было предоставлено жительницам Новой Зеландии, которая в то время входила в состав Британской империи. Впоследствии, в первой половине XIX века, избирательные права получили женщины в Европе и США.
Феминизм второй волны
Вторая волна феминизма приходится на 60-90-е годы XX века. Ее представительницы боролись уже не за закрепление прав на законодательном уровне. Их целью было предотвращение фактического неравенства мужчин и женщин.
Феминистки этого времени занимались вопросами, связанными с условиями работы, сексуальностью, семьей и репродуктивными правами. Один из самых известных лозунгов этого времени — «Личное — это политическое». Он был придуман писательницей Кэрол Ханиш, которая была активисткой движения. Феминистки 60-90-х годов XX века стремились донести до женщин мысль, что политика сильно влияет на личную жизнь каждого человека, а культурное неравенство тесно связано с политическим.
Третья волна феминизма
Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. Активистки этого движения продолжают деятельность своих предшественниц, выступая за изменения в изображении женщин в медиа, обозначении их в языке и отказ от некоторых стереотипов. Феминистки и феминисты третьей волны уделяют внимание многим аспектам, которые не попадали в поле зрения движения ранее — таким, как расовые вопросы. В конце XX-начале XXI века появилось множество течений феминизма — индивидуалистский феминизм, киберфеминизм, экофеминизм и другие.
Считается, что третья волна продолжается до сих пор. Феминистки не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие изменения в положении женщин в обществе и в отношении общества к ним.
Гендер для чайников: феминизм в России и в мире
Как произошла гендерная революция и к чему она привела?
COLTA.RU и Фонд имени Генриха Бёлля продолжают новый совместный проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.
Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий видеокурс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.
Наш эксперт — Людмила Попкова, кандидат исторических наук, доцент Самарского государственного университета.
История феминизма
Феминизм — это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?
Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма. Движение это получило название суфражизма, от английского слова suffrage — «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.
Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше — после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции — «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.
Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма, когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности», где развенчивает основной миф того времени — миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.
Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло, которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное — это политическое». Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол». В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка», когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.
В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.
Гендерная революция в западных странах
К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?
Первое, самое главное, достижение — идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.
Второе, самое заметное, достижение — женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.
Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.
Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство — это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.
Глобальный феминизм
Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?
Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.
К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.
Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, — это проблема бедности. 70% самых бедных людей — это женщины. Вторая проблема — высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.
Другая серьезная проблема — образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.
Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки — не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.
Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.
Российский феминизм
В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.
Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.
По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.
2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.
Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.
Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.
Материал подготовлен Ириной Костериной в рамках совместного проекта COLTA.RU и Фонда имени Генриха Бёлля
Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина