в каком году был написан рассказ васюткино озеро
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа
Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
История создания
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Главный герой
Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
Анализ рассказа
Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.
Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.
Вывод
Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.
Рассказ «Васюткино озеро»: история, фото
Содержание статьи
Рассказ «Васюткино озеро» принадлежит советскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву. В произведении повествуется о мальчике Васютке. Здесь подробно описывается тайга в районе Енисея, труд рыбаков. Писатель сам родом из тех мест, поэтому знал обо всём этом с детства.
Биография В. П. Астафьева
Виктор Астафьев родился в 1924 году в Енисейской губернии в селе Овсянка. У него был столетний прадед, у которого имелась мельница. Из-за этого старик и его семья были раскулачены Советской властью и сосланы в Сибирь. В дороге глава семьи скончался. Его прозорливый сын ещё до раскулачивания успел отселить Петра (отца будущего писателя), поэтому спас эту часть семьи.
Но Петр Астафьев был легкомысленным пьющим человеком. По его вине произошла авария на мельнице. А так как к этому времени ее уже отобрали, она принадлежала колхозу, то мужчина был осужден и сослан в лагерь.
Его жена и до этого была вынуждена работать за двоих, а после ареста мужа стала ещё и периодически посещать его в лагере. В одну из таких поездок женщина утонула в Енисее, так как лодка перевернулась. Так Виктор остался один, ведь братьев и сестёр у него не было, они умерли ещё в младенчестве.
Через 5 лет, отбыв наказание, в село вернулся Петр Астафьев. Вскоре он женился, но мачеха не заменила мальчику мать. У неё не сложились с ним отношения, и ребёнок был отправлен в детский интернат для сирот.
Ещё в школе он начал писать. Когда в старших классах задали сочинение, он придумал рассказ, который после войны лёг в основу произведения «Васюткино озеро». Но обо всём по порядку.
Тяжелые годы
Началась война. К этому времени юноша уже вышел из интерната, окончив школу, а потом и железнодорожное училище. Он работал сцепщиком.
Как и другие труженики железной дороги, Астафьев получил бронь. Однажды к ним на станцию пригнали поезд из Ленинграда. Виктора поразило то, что он увидел — это были вагоны с телами ленинградцев, ведь почти все они умерли по дороге. Астафьев, потрясенный до глубины души, решил отправиться добровольцем на фронт.
Раньше о войне писали как о чём-то героическом и даже интересном. Попав туда, Виктор Петрович понял, что это не так. Описывая впоследствии войну, он утверждал, что это боль, страх и ужас.
Виктора отправили в запасной полк. Здесь были ужасные условия — зимой бараки не отапливались, ребят очень плохо кормили, лечения практически не было, как и военной подготовки. Поэтому многие истощенные и ещё «необстрелянные» солдаты из его полка погибли в своём первом бою.
Виктор Петрович написал роман «Прокляты и убиты» в 1993 году, в котором изложил события тех лет.
Семья
После войны Астафьев демобилизовался и уехал на Урал. Он женился на Марии Корякиной, которая также стала писательницей. В браке, продлившемся целых 55 лет, у супругов появились две дочери и сын, но одна из малышек умерла ещё в младенчестве. Супруги воспитали и двух приемных девочек. Скончался Виктор Петрович Астафьев в 2001 году. Он был похоронен на родине около деревни Овсянки.
Люди до сих пор помнит и чтит этого народного писателя. В его селе есть библиотека, названная в честь Виктора Петровича, имеется дом-музей писателя. В школьную программу входят многие произведения Астафьева, в том числе и «Васюткино озеро». Этот светлый рассказ позволяет еще больше полюбить русскую природу, учиться состраданию, находчивости.
«Васюткино озеро» — краткое содержание
Этот рассказ знакомит читателя с мальчиком Васюткой 13-ти лет. Он вместе с родителями, дедом и друзьями отца отправился на берег Енисея. Взрослые мужчины должны были здесь рыбачить, но подвела погода. Похолодало, пошли дожди, и улов стал мизерным. Отец Васютки был бригадиром и призвал всех отправиться вниз по Енисею, чтобы там ждать осенней путины.
Рыбаки погрузили свои пожитки в лодки и стали переправляться на другое место. Тут все расположились в избушке, стоявшей на берегу Енисея. Кроме Васютки детей там больше не было. Поэтому скучающий мальчик начал развлекать себя сам. Каждый день он отправлялся в ближайший лес за кедровыми шишками, затем угощал ими взрослых.
Когда вблизи избушки этих природных трофеев практически не осталось, мальчик решил освоить дальние места. Он хотел отправиться прямо так, но мать настояла, чтобы сын взял с собой хлеб и спички. Главный герой послушался родительницу, после чего отправился в путь.
Дальше сюжет рассказа переносит читателя в таежные места. Виктор Петрович описывает их со знанием дела. Набрав шишек, мальчик увидел глухаря. Прицелившись, Васютка выстрелил в птицу. Сначала раненый глухарь не сдавался и пытался улететь, но затем упал на землю. Взяв этот трофей, парень хотел отправиться домой, но понял, что заблудился.
Он стал искать зарубки на деревьях, которые помогли бы ему обнаружить нужную тропинку, но не отыскал их. Тогда главный герой рассказа «Васюткино озеро» попытался выйти к Енисею, ведь около реки должны быть люди. Но и это не удалось. Василий понял, что ему придется ночевать в тайге и поступил правильно. Сначала он разжег костер, потом отгреб тлеющие поленья, положил на горячую почву свой трофей в виде птицы, сверху прикрыл ее горящими углями. Поужинав, ребёнок убрал остатки еды, отгреб угли и лёг на тёплое место кострища, предварительно положив сюда мягкий мох.
Узнав данные подробности, читатель будет иметь представление о том, как вести себя в такой экстремальной ситуации в лесу.
Парень рассказал рыбакам про чудесное озеро, которое затем назвали его именем. Через 2 дня Василий привёл их к этому водоему. Бригада обосновалась здесь. Было решено поставить избушку и рыбачить в этом чудесном месте.
Вот такой интересный рассказ со знанием дела написал Виктор Петрович Астафьев. Конечно, многим бы хотелось отыскать это чудесное озеро, побывать там. Но писатель ещё в начале рассказа предупреждает, что его не отыскать на карте, хотя похожих в этой местности немало. И художественное слово Виктора Петровича помогает мысленно переместиться в этот чудесный природный край и побывать там, не выходя из дома.
Главный герой рассказа
Конечно же, это Васютка. Смелый мальчик не отчаялся, когда попал в трудную ситуацию. Он поступил очень правильно, вспомнив нравоучение родителей и рыбаков. Старшие часто рассказывают о различных случаях, о том, как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Поэтому Вася взял с собой самое необходимое:
Эти предметы позволили ему не голодать, не мерзнуть. Он знал, что остатки пищи нужно на ночь подвесить на дерево, чтобы их не съели звери.
В этом рассказе отец Василия — Шадрин Григорий Афанасьевич. Этот мужчина умный, деловой, надёжный. Наверняка, создавая это сказочное произведение, Астафьев подразумевал под образом Васютки себя и хотел, чтобы у него был такой отец. Ребёнок мечтал о полноценной семье. Ведь в рассказе фигурируют еще мать и дед.
Несмотря на трудную судьбу, Виктор Петрович Астафьев смог стать уважаемым человеком, любил природу и смог создать много чудесных произведений.
Краткая история создания рассказа «Васюткино озеро»
Виктор Астафьев — очень плодовитый писатель 20 века. За годы творчества он написал столько рассказов, романов и пьес, что собрание сочинений автора имеет объем 15 томов. «Васюткино озеро» — это рассказ, написанный им в 1952 году, но опубликованный лишь спустя 4 года, в 1956 году.
Краткое содержание
Васютка — главный персонаж истории, это маленький мальчик, который отправился на летнюю охоту вместе с отцом и его бригадой охотников. Однако в этот раз, вопреки привычным ожиданиям, охота была не слишком удачной — охотники не могли добыть дичь, а потому просто сидели целыми днями в домике. Васютке было скучно проводить весь день за учебниками и готовиться к школе, он каждый день гулял по лесу за орехами. Мальчик довольно хорошо ориентировался в лесу и всегда находил дорогу домой по примечательным шишечкам на деревьях.
Но однажды Васютка загулялся и сам не заметил, как оказался в незнакомой части леса, туда он забрел, потому что увидел глухаря, впервые за долгое время. Мальчику так хотелось порадовать отца и его бригаду, что он забыл об осторожности и погнался за птицей. Пристрелить глухаря он смог, а вот вернуться после этого по привычным знакам — нет.
Пять дней Васютка блуждал по лесу, почти отчаявшись вернуться домой. За это время он наткнулся на озеро, где было много рыбы. Однако к отцу мальчик все же вернулся, он смог найти дорогу от озера к реке, где встретил знакомого отца, едущего на лодке. Дядя Коляда на лодке и вернул Васютку в лагерь охотников. По возвращению Васютка рассказал охотникам про найденное озеро, куда они вскоре и отправились. В тот сезон они переключились на рыбную ловлю, а водоем стал носить название Васюткино озеро, так как нашел его главный герой истории.
Смысл названия
Для Васютки находка озера имела несколько значений. Во-первых, благодаря тому, что он смог выйти к озеру, он не погиб от голода, а занимался на нем ловлей рыбы и дичи, чем и питался несколько дней. Во-вторых, именно по нахождению озера он понял, где примерно находится, смог выйти к Енисею, откуда его и забрал друг отца — дядя Коляда. Отец мальчика, Григорий Шадрин, очень гордился своим сыном, ведь не зря озеро впоследствии было названо его именем, но старался не показывать своего особого расположения к сыну, чтобы тот не загордился. Однако Васютка все же считал, что это путешествие стало для него настоящим жизненным уроком, а само озеро — своеобразной наградой за пережитые испытания и способность не сдаваться в тяжелой ситуации.
Таким образом, данное название было выбрано автором по причине большого символического значения озера как для главного героя, мальчика, так и для всех окружающих.
История создания
Рассказ «Васюткино озеро» — одна из первых работ Виктора Астафьева. Изначально история существовала лишь как школьное сочинение, история, основой которой стала реальная ситуация из жизни самого писателя. Но позже сюжет приобрел художественную ценность и был опубликован в литературной газете, где работал одно время Виктор Астафьев.
Задание описать летний отдых Виктор получил в школе на уроке русского языка и литературы, тогда рассказ носил название «Жив». Мальчик и сам не ожидал, что его творение будет так высоко оценено учителем, но сразу опубликовать его возможности не было. Лишь спустя годы, после участия в войне и двух ранений, после того, как писатель устроился работать на железную дорогу и принял участие в создании местной литературной газеты, Виктор Астафьев вспоминает о сюжете и переписывает его, придавая оконченность произведению.
У Астафьева рано умерла мама, а отец, решив устроить семейную жизнь, женился на другой женщине и переехал. Так будущий писатель попадает в приют, где и знакомится с учителем русского языка и литературы, столь значительно повлиявшего на становление личности мальчика. Отец автора рассказа, действительно, был охотником, а потому мальчик не понаслышке знал все то, о чем пишет в школьном сочинении. Более того, кроме детального описания тайги, Астафьев взял из жизни и сюжет рассказа. Мальчик, заблудившийся в лесу — это сам автор «Васюткиного озера».
Отразились в рассказе и образы отца, и матери, и бабушки. В произведении он создает полную счастливую семью — образ того счастья, которое не получил в реальной жизни.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа
Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Астафьев. Краткие содержания произведений
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Главный герой
Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
Главные герои
В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.
Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.
Анализ рассказа
Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.
Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.
Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.
Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
средняя общеобразовательная школа села Ягодного
Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)
— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;
— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;
— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке:
, презентация к уроку.
I. Эмоциональный настрой
— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)
— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
II. Организационный момент
— Цель нашего урока доказать:
человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ.( Приложение №1)
III. Вопросы беседы
1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро
2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?
3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.
(запишите слово тайга в словарь).
ТАЙГА
СЛОВАРЬСлайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)
4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,
как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.
Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,
который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).
Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?
ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ
1 Сообщение учащегося.
Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.
— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.
По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)
— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.
— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)
Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд
(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.
— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?
(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)
Вдруг впереди что-то захлопало
…
Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?
(Хлопанье крыльев глухаря)
Глухарь – красивая, умная птица
— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?
— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130
… « Теперь всё – догоню…..
— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка? ( Где же затеси?)
— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?
(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)
Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. 131
). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон
. Запишите его в тетрадь) Слайд
Работа по картам. Записать приметы
. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)
— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?
2 сообщение учащегося.
Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.
Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.
— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?
— Какое чувство охватило Васютку?
— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.
— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.
— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)
— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?
— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)
— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?
(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).
… Тайга…Тайга… Без конца и без края…
— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.
— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)
— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)
— Каким видится озеро автору, Слайд
— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138
. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.
— Какой была эта ночь?
— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)
— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.
— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка – тягун – озеро проточное
— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.
— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд
4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?
( Записать породы рыб)
— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.
— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд
(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)
3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь
считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд
Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?
(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)
(Опрос по записям в таблице.)
Если ты заблудился. ПАМЯТКА
— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)
Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Природа – мать, кормилица
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”
Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.
Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)
В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.
Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа)
Заключительное слово учителя
Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —
Васюткиного озера сияние!
IV. Итог урока. Домашнее задание
1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня
научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”
2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ
3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)