в каком году был написан матренин двор
«Матрёнин двор» (А. Солженицын)
Цитата: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
История создания
В рассказе Солженицын описал вполне конкретную женщину — Матрёну Васильевну Захарову. Героя-рассказчика зовут Игнатич, что созвучно отчеству самого Солженицына — Исаевич.
Проблематика: философская (мотив неузнанного святого).
Смысл названия: первоначально автор планировал назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Праведник — это высоконравственный религиозный человек.
Название было изменено по требованию цензуры, но фактически это изменение переменило и смысл рассказа: двор Матрёны, её дом стали единственным средоточием жизни и правды. Без Матрёны село не рухнет — оно и раньше «не стояло», настолько далеки её соседи от праведной жизни.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: нам уже знаком такой тип рассказа, когда, повествуя о судьбе простого человека, автор возвышается до общечеловеческих ценностей («Судьба человека» Михаила Шолохова). «Матрёнин двор» также следует отнести к «монументальным рассказам». В качестве отличительной особенности можно назвать сближение рассказа «Матрёнин двор» с традиционными житиями святых. Мотив неузнанности и жертвенности святого характерен для житийных произведений.
Время и место действия: действие рассказа происходит в деревне Тальново в 1950-е годы.
Действующие лица
Краткое содержание
Рассказчик едет в российскую глубинку на постоянное жительство. Из контекста мы догадываемся, что рассказчик — это сам Солженицын: тоже воевал, но после войны на десять лет «задержался». Теперь ему хочется спокойной жизни на учительской должности.
Рассказчику не удаётся прижиться в деревне Высокое Поле (там не продают хлеб и вообще еду). В результате он устраивается работать в посёлке Торфопродукт, а живёт в деревне Тальново — снимает комнату у Матрёны Григорьевой.
Беседуя иногда с хозяйкой дома, рассказчик узнаёт её судьбу. Матрёна должна была выйти замуж за Фаддея, но он ушёл воевать (имеется в виду Первая мировая война) и пропал без вести. Семья Фаддея настояла, чтобы Матрёна вышла за его младшего брата — Ефима. Но спустя некоторое время Фаддей всё же вернулся — он был в плену.
Фаддей подыскал себе жену с таким же именем. Называли её «вторая Матрёна». У Фаддея и «второй Матрёны» было шестеро детей. А все дети Матрёны Григорьевой и Ефима умирали в младенчестве. О Матрёне стали говорить, что она «порченая». Сама же Матрёна очень любила детей, поэтому взялась растить дочку «второй Матрёны» — Киру. Кира прожила у Матрёны Васильевны до самого замужества.
Рассказчик постепенно начинает осознавать, что жизнь Матрёны — одна огромная жертва всем близким и даже случайным людям. Матрёна всегда помогает тем, кому нужна помощь, и у неё очень много сил в этой работе.
Заканчивается рассказ трагически: Матрёна завещала половину своей избы дочери Фаддея Кире, а Фаддей решил забрать наследство ещё при жизни Матрёны. Матрёна помогает перевозить часть избы на санях и гибнет. Фаддей даже не приходит её поминать.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как первоначально назывался рассказ Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. «Не стоит село без праведника».
Кто выступает рассказчиком в «Матрёнином дворе»?
Ответ. Рассказчика называют Игнатичем. Это автобиографический персонаж: человек, который после войны был арестован и десять лет был лишён свободы, а теперь стремится к свободной жизни подальше от столицы. Отчество «Игнатич» созвучно отчеству Солженицына — Исаевич.
Матрёнин двор
«Матрёнин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название — «Не стоит село без праведника», было изменено по требованию редакции.
Содержание
История создания и публикации
Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми, которые поселились там в 1958 году. Рассказ закончен в декабре того же года.
Солженицын передал рассказ Твардовскому 26 декабря 1961 года. Первое обсуждение в журнале состоялось 2 января 1962 года. Твардовский считал, что это произведение не может быть напечатано. Рукопись осталась в редакции. Узнав, что цензура вырезала из «Нового мира» (1962, № 12) воспоминания Вениамина Каверина о Михаиле Зощенко, Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью. Вот и сбывается пророческая клятва Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Сохранил — возродил — з/к Солженицын [2]
После успеха рассказа «Один день Ивана Денисовича» Твардовский решился на повторное редакционное обсуждение и подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике:
Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:
В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына — «Одного дня Ивана Денисовича», в целом положительно принятого критикой, «Матрёнин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах «Литературной России» зимой 1964 года. Ее началу послужила статья молодого писателя Л. Жуховицкого «Ищу соавтора!».
В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР. Рассказ был напечатан в двух номерах журнала «Огонёк» (1989, № 23, 24) огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия.
Сюжет
Летом 1956 года «на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани», с поезда сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере и был в ссылке, о чём говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…
Это примиряет рассказчика со своей долей: «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в Первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.
Матренин двор анализ и сюжет произведения
Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.
По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».
В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».
История создания «Матрёнина двора»
Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.
Александр Исаевич Солженицын (1918 2008)
Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.
В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».
Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?
Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.
Жанр и идея произведения А. И. Солженицына
«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.
Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.
Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.
Описание и характеристика главных героев
Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.
Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.
Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.
Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.
У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.
Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.
Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.
Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.
Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.
Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.
Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.
Краткое содержание Матренина двора
Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.
Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.
В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.
Проблемы и аргументы произведения
Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.
Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.
Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.
Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.
Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.
Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.
История создания рассказа «Матренин двор»: прототипы героев, комментарии к рассказу, история написания
Матрена. Художник В. Бритвин |
В этой статье представлены материалы об истории создания рассказа «Матренин двор» Солженицына: история написания и публикации.
В статье вы найдете интересные факты о прототипах героев и комментарии к рассказу «Матренин двор».
История создания рассказа «Матренин двор»
Первоначальное название рассказа «Матрёнин двор» звучало так: «Не стоит село без праведника». Окончательное заглавие предложил на редакционном обсуждении 26 ноября 1962 г. Александр Твардовский.
Твардовский аргументировал это так: «Название не должно быть таким назидательным». Солженицын отозвался, впрочем довольно добродушно: «Да, не везёт мне у вас с названиями».
Работа над рассказом была начата Солженицыным в конце июля-начале августа 1959 г. в посёлке Черноморском на северо-западе Крыма. Закончен рассказ в декабре того же года.
26 декабря 1961 г. Солженицын передал рассказ Твардовскому. 2 января 1962 г. состоялось его первое обсуждение в журнале. Почти три часа Твардовский кружил над рассказом, говорил и говорил, пытаясь объяснить автору, а заодно и себе, почему «Эта вещь не может быть напечатана». Однако рукопись попросил оставить в редакции.
Публикация рассказа «Матренин двор»
«Матрёнин двор» напечатан в журнале «Новый мир» (1963. №1 С..42-63) вместе с рассказом «Случай на станции Кочетовка» (в журнальной публикации реальная Кочетовка заменена на выдуманную Кречетовку) под общей шапкой «Два рассказа».
В августе 1963 г. на сессии Руководящего совета Европейского сообщества писателей в Ленинграде Твардовский говорит:
«Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах другого произведения Солженицына, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
После отмены запрета на издание Солженицына в Советском Союзе «Матрёнин двор» впервые был перепечатан журналом «Огонёк» (1989. №23. С. 12-16; №24. С. 20-23) с иллюстрациями Геннадия Новожилова.
Комментарии к рассказу «Матренин двор»: прототипы и интересные факты
Ниже представлены комментарии к рассказу «Матренин двор» из «Собрания сочинений А. Солженицына в 30 томах», том 1 (2007 год).
Анализ рассказа «Матрёнин двор» (А. И. Солженицын)
У этого термина существуют и другие значения, см. Матрёнин.
Матрёнин двор | |
Не стоит село без праведника | |
Жанр | рассказ |
Автор | Александр Солженицын |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1959 |
Дата первой публикации | 1963, «Новый мир» |
Электронная версия |
Матрёнин двор в Викицитатнике |
— второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название «Не стоит село без праведника» было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором на 1956 год.
«Основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы» назвал это произведение Андрей Синявский[1].
История создания
История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:
Спектакли
Направление и жанр
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.
Композиция и конфликт
Рассказ делится на три главы.
Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.
Персонажи
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
герои рассказа «материн двор» | характеристика |
матрёна | обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. |
кира | простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине. |
фаддей | шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой. |
рассказчик игнатьич | добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич. |
Очень краткий пересказ рассказа «Матренин двор»
Повествование ведет рассказчик, которые приехал в Россию и хочет найти спокойное место, чтобы учить детей. Он селится у пожилой Матрены – доброй, щедрой и открытой женщины, которая живет одна в избе. Жизнь Матрены бедная, ее часто донимают болезни, однако она всегда помогает своим соседям и любым нуждающимся.
Матрена должна была выйти замуж за мужчину по имени Фаддей, но он пропал на фронте, а когда вернулся, Матрене уже пришлось выйти замуж за его младшего брата. Дети Матрены умерли в младенчестве, муж умер на фронте, поэтому новая жена Фаддея отдала ей свою дочь Киру на воспитание.
Однажды взрослая Кира возвращается в село к Матрене и просит отдать ей сейчас часть избы, которую женщина завещала названной дочери. На этом настаивает и Фаддей. Женщина соглашается и даже помогает перевезти горницу. Однако их сани попадают под поезд и Матрена погибает. На похоронах только Кира показывает искреннее горе, все остальные лишь притворяются.
Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:
Проблемы
Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:
Сюжетная карта рассказа Солженицына
Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.
Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.
Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Солженицын
Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.
Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.
Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»
Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.
Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.
Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.
Рассказчик
Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.
Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.
Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.
Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.
В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.
Основная идея
Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.
Примечания
Чему учит?
Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.
Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».
Факты
Воссозданный после пожара дом Матрёны Захаровой