в каком году булгаков написал письмо сталину

Письмо Булгакова Сталину

30 мая 1931 года Михаил Булгаков написал письмо Сталину. Вернее, напечатал – копия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые оно опубликовано в журнале «Октябрь» № 6 за 1987 год.

Начинается послание словами «Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!». Далее идет на половину стандартной страницы цитата из Гоголя о том, что в нем, Николае Васильевиче, усиливается желание быть писателем современным, что у него есть ощущение предстоящего большего самопожертвования и что он едет заграницу вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями.

«Я горячо прошу Вас ходатайствовать перед Правительством СССР о направлении меня в заграничный отпуск на время с 1 июля по 1 октября 1931 года.
Сообщаю, что после полутора лет моего молчания с неудержимой силой во мне загорелись новые творческие замыслы, что замыслы эти широки и сильны, и я прошу Правительство дать мне возможность их выполнить.
С конца 1930 года я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.
Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.
Причина болезни моей мне отчетливо известна.
На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли, он все равно не похож на пуделя.
Со мной и поступали как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе.
Злобы я не имею, но я очень устал и в конце 1929 года свалился. Ведь и зверь может устать.
Зверь заявил, что он более не волк, не литератор. Отказывается от своей профессии. Умолкает. Это, скажем прямо, малодушие.
Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий. А если настоящий замолчал – погибнет.
Причина моей болезни – многолетняя травля, а затем молчание.
За последний год я сделал следующее:
несмотря на очень большие трудности, превратил поэму Николая Гоголя «Мертвые души» в пьесу;
работал в качестве режиссера МХТ на репетициях этой пьесы;
работал в качестве актера, играя за заболевших актеров на репетициях;
был назначен в МХТ режиссером во все кампании и революционные празднества этого года;
служил в ТРАМе – Московском, переключаясь с дневной работы МХТовской на вечернюю ТРАМовскуя;
ушел из ТРАМа 15.03.31 года, когда почувствовал, что мозг отказывается служить, и что пользы ТРАМу не приношу;
взялся за постановку в театре Санпросвета, закончу к июлю.
А по ночам стал писать. Но надорвался…
Сейчас все впечатления мои однообразны, замыслы повиты черным, я отравлен тоской и привычной иронией.
В годы моей писательской работы граждане беспартийные и партийные внушали и внушили мне, что с того самого момента, как я написал и выпустил первую строчку и до конца моей жизни, я никогда не увижу других стран.
Если это так – мне закрыт горизонт, у меня отнята высшая писательская школа, я лишен возможности решить для себя громадные вопросы. Привита психология заключенного. Как воспою мою страну – СССР?
Перед тем, как писать Вам, взвесил все. Мне нужно увидеть свет и, увидев его, вернуться. Ключ в этом.
Сообщаю Вам, Иосиф Виссарионович, что я очень серьезно предупрежден большими деятелями искусства, ездившими за границу, о том, что там мне оставаться невозможно. Меня предупредили о том, что в случае, если Правительство откроет мне дверь, я должен быть сугубо осторожен, чтобы как-нибудь нечаянно не захлопнуть за собой эту дверь и не отрезать путь назад, не получить бы беды похуже запрещения моих пьес. По общему мнению, всех, кто серьезно интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей – СССР, потому что одиннадцать лет черпал из нее.
К таким предупреждениям я чуток, а самое веское из них было от моей побывавшей за границей жены, заявившей мне, когда я просился в изгнание, что она за рубежом не желает оставаться и что я погибну там от тоски.
(Сам я никогда в жизни не был за границей. Сведение о том, что я был за границей, помещенное в Большой Советской Энциклопедии, – неверно.)
“Такой Булгаков не нужен советскому театру“, – написал нравоучительно один из критиков, когда меня запретили. Не знаю, нужен ли я советскому театру, но мне советский театр нужен как воздух.
Прошу Правительство СССР отпустить меня до осени и разрешить моей жене Любови Евгеньевне Булгаковой сопровождать меня. О последнем прошу потому, что серьезно болен. Меня нужно сопровождать близкому человеку. Я страдаю припадками страха в одиночестве.
Если нужны какие-нибудь дополнительные объяснения к этому письму, я их дам тому лицу, к которому меня вызовут.
Но, заканчивая письмо, хочу сказать Вам, Иосиф Виссарионович, что писательское мое мечтание заключается в том, чтобы быть вызванным лично к Вам. Поверьте, не потому только, что вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что Ваш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года оставил резкую черту в памяти. Вы сказали: “Может быть, вам, действительно, нужно ехать за границу… “
Я не избалован разговорами. Тронутый этой фразой, я год работал не за страх режиссером в театрах СССР.
(М. Булгаков).
Бол. Пироговская, 35-а, кв. 6. Тел. 2-03-27.»

ТРАМ – театр рабочей молодежи. О работе Булгакова в театре Санпросвета мне ничего не известно. По ночам писал «Мастера и Маргариту». М.А., несмотря на тяжелую болезнь, с Любовью Евгеньевной Булгаковой (Белозерской) практически не жил, он уже встречался с будущей третьей женой Еленой Сергеевной.

Письменного ответа Михаил Афанасьевич от Сталина не получил, за рубеж не пустили, но в жизни писателя произошли изменения: вскоре были разрешены к постановке пьесы Булгакова «Мертвые души» и «Мольер», было принято решение о возобновлении «Дней Турбиных» на многие годы вперед.

Источник

Почему Булгаков просил Сталина отпустить его за границу

28 марта 1930 года Булгаков написал письмо Правительству СССР с просьбой разрешить ему выехать за границу. На этот шаг писателя вынудили пойти нападки критиков и запрет на публикацию произведений. На письмо ответил лично Сталин — телефонным звонком.

Первое неприятное соприкосновение Михаила Булгакова с советской властью произошло в 1926 году, когда к автору «Белой гвардии» пришли с обыском сотрудники ОГПУ. Они перевернули в квартире буквально всё и забрали с собой дневник писателя и рукопись «Собачьего сердца». Только после многочисленных просьб Булгакова отобранное было возвращено.

В тот же год впервые на сцене МХАТа была поставлена пьеса «Дни Турбиных». Сталин особенно выделял это произведение Булгакова, более того, он видел спектакль не один десяток раз.

в каком году булгаков написал письмо сталину. 7f4e8ff18430ebc1b89f304a0d08a3dc. в каком году булгаков написал письмо сталину фото. в каком году булгаков написал письмо сталину-7f4e8ff18430ebc1b89f304a0d08a3dc. картинка в каком году булгаков написал письмо сталину. картинка 7f4e8ff18430ebc1b89f304a0d08a3dc. 30 мая 1931 года Михаил Булгаков написал письмо Сталину. Вернее, напечатал – копия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые оно опубликовано в журнале «Октябрь» № 6 за 1987 год.

А следующую пьесу — «Бег» — Сталин не одобрил. В ней он увидел попытку оправдать белую эмиграцию и назвал её «антисоветским явлением». После этого были запрещены к публикации произведения Булгакова и сняты с репертуара все его пьесы. Тогда же писатель проанализировал отзывы о своём творчестве в прессе СССР и обнаружил за десять лет 301 текст: три были похвальными и 298 — отрицательными.

Булгаков промучился два года, и 28 марта 1930 года написал письмо Правительству СССР с просьбой «в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении жены»:

«Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо.

Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в Отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссёра».

Все попытки Булгакова найти работу в театре потерпели фиаско. Его имя было настолько известно, что предложения работы с его стороны были встречены директорами театров с испугом.

в каком году булгаков написал письмо сталину. e3e2de8d78de737741b7bbf9b75cdc93. в каком году булгаков написал письмо сталину фото. в каком году булгаков написал письмо сталину-e3e2de8d78de737741b7bbf9b75cdc93. картинка в каком году булгаков написал письмо сталину. картинка e3e2de8d78de737741b7bbf9b75cdc93. 30 мая 1931 года Михаил Булгаков написал письмо Сталину. Вернее, напечатал – копия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые оно опубликовано в журнале «Октябрь» № 6 за 1987 год.

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Фото: © РИА Новости

18 апреля, после обеда, в квартире Булгакова раздался звонок. К телефону подошла жена писателя Люба Белозерская, сам Булгаков уже прилёг отдохнуть. Звонили из секретариата Сталина. Булгаков решил, что это розыгрыш и уже хотел грубо ответить, но на конце провода заявили, что сейчас с ним будет говорить товарищ Сталин.

В трубке тут же послышался голос с грузинским акцентом.

— Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков.

— Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

— Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А может быть, правда — вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?

— Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

— Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

— Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

— А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами.

— Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с вами поговорить.

— Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю вам всего хорошего.

в каком году булгаков написал письмо сталину. a9883abc716a4327ec1ef81a202c5a11. в каком году булгаков написал письмо сталину фото. в каком году булгаков написал письмо сталину-a9883abc716a4327ec1ef81a202c5a11. картинка в каком году булгаков написал письмо сталину. картинка a9883abc716a4327ec1ef81a202c5a11. 30 мая 1931 года Михаил Булгаков написал письмо Сталину. Вернее, напечатал – копия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые оно опубликовано в журнале «Октябрь» № 6 за 1987 год.

. По счастью, мне позвонил генеральный секретарь. Поверьте моему вкусу: он вёл разговор сильно, ясно, государственно и элегантно

Вскоре Булгаков получил работу во МХАТе в качестве ассистента режиссёра. Встречи Сталина и Булгакова так и не произошло, поэтому зимой 1931 года писатель написал новое письмо, теперь лично Сталину: «. Хочу сказать Вам, Иосиф Виссарионович, что писательское моё мечтание заключается в том, чтобы быть вызванным лично к Вам. Поверьте, не потому только, что вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что Ваш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года оставил резкую черту в моей памяти». Но генеральный секретарь больше не отвечал Булгакову.

в каком году булгаков написал письмо сталину. 85d5981e07736d40ce53da5c728ef0ba. в каком году булгаков написал письмо сталину фото. в каком году булгаков написал письмо сталину-85d5981e07736d40ce53da5c728ef0ba. картинка в каком году булгаков написал письмо сталину. картинка 85d5981e07736d40ce53da5c728ef0ba. 30 мая 1931 года Михаил Булгаков написал письмо Сталину. Вернее, напечатал – копия хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые оно опубликовано в журнале «Октябрь» № 6 за 1987 год.

Писателя вновь посещает мысль о поездке за границу. В 1934 году Булгаков с женой явились в иностранный отдел горисполкома и заполнили анкеты. Вскоре им позвонили: «Паспорта готовы, приезжайте». Приехали, но чиновник заявил, что рабочий день закончился и он ждёт их завтра. На завтра повторилось то же, что и вчера. Всё закончилось через месяц, когда во МХАТ курьер привёз заграничные паспорта всем, кто их заказывал. Булгаков же получил отказ.

В 1939 году писатель берётся за создание пьесы «Батум» о молодости Сталина. В июле произведение было готово: отзывы положительные. В августе Булгаков поехал в Грузию, чтобы изучить материалы для будущей постановки: подготовить декорации и собрать песни для спектакля. Но он ещё не доехал до места назначения, как получил телеграмму от руководства МХАТа: постановка отменяется.

После этого инцидента здоровье Булгакова резко ухудшилось: у него развилась болезнь почек. Писатель начал слепнуть. Днём 10 марта 1940 года на 49-м году жизни он умер.

Источник

Непридуманные байки 405 «Булгаков и Сталин. История взаимоотношений. » (Примечения ч.2)

10. ПИСЬМО М.А. БУЛГАКОВА И.В. СТАЛИНУ 5 мая 1930 г.

Генеральному секретарю ЦК ВКП(б)

Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!

Я не позволил бы себе беспокоить Вас письмом, если бы меня не заставляла сделать это бедность.

Я прошу Вас, если это возможно, принять меня в первой половине мая. Средств к спасению у меня не имеется.

Москва, Б. Пироговская 35а, кв. 6

Михаил Афанасьевич Булгаков

30 мая 1931 г. Москва

Генеральному Секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Виссарионовичу Сталину

Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!

«Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным. Но я видел в то же время, что, изображая современность, нельзя находиться в том высоко настроенном и спокойном состоянии, какое необходимо для произведения большого и стройного труда.

Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит в сатиру.

«…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование и что именно для службы моей отчизне я должен буду воспитаться где-то вдали от нее.

…я знал только то, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями, но скорей чтобы натерпеться, — точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее».

Я горячо прошу Вас ходатайствовать за меня перед Правительством СССР о направлении меня в заграничный отпуск на время с 1 июля по 1 октября 1931 года.

Сообщаю, что после полутора лет моего молчания с неудержимой силой во мне загорелись новые творческие замыслы, что замыслы эти широки и сильны, и я прошу Правительство дать мне возможность их выполнить.

С конца 1930 года я хвораю тяжелой формой нейрастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.

Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.

Причина болезни моей мне отчетливо известна:

На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя.

Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе.

Злобы я не имею, но я очень устал и в конце 1929 года свалился. Ведь и зверь может устать.

Зверь заявил, что он более не волк, не литератор. Отказывается от своей профессии. Умолкает. Это, скажем прямо, малодушие.

Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.

А если настоящий замолчал — погибнет.

Причина моей болезни — многолетняя затравленность, а затем молчание.

За последний год я сделал следующее:

несмотря на очень большие трудности, превратил поэму Н. Гоголя «Мертвые души» в пьесу,

работал в качестве режиссера МХТ на репетициях этой пьесы,

работал в качестве актера, играя за заболевших актеров в этих же репетициях,

был назначен в МХТ режиссером во все кампании и революционные празднества этого года,

служил в ТРАМе — Московском, переключаясь с дневной работы МХТовской на вечернюю ТРАМовскую,

ушел из ТРАМа 15.III.31 года, когда почувствовал, что мозг отказывается служить и что пользы ТРАМу не приношу,

взялся за постановку в театре Санпросвета (и закончу ее к июлю).

А по ночам стал писать.

Сейчас все впечатления мои однообразны, замыслы повиты черным, я отравлен тоской и привычной иронией.

В годы моей писательской работы все граждане беспартийные и партийные внушали и внушили мне, что с того самого момента, как я написал и выпустил первую строчку, и до конца моей жизни я никогда не увижу других стран.

Если это так — мне закрыт горизонт, у меня отнята высшая писательская школа, я лишен возможности решить для себя громадные вопросы. Привита психология заключенного.

Как воспою мою страну — СССР?

Перед тем, как писать Вам, я взвесил все. Мне нужно видеть свет и, увидев его, вернуться. Ключ в этом.

Сообщаю Вам, Иосиф Виссарионович, что я очень серьезно предупрежден большими деятелями искусства, ездившими за границу, о том, что там мне оставаться невозможно.

Меня предупредили о том, что в случае, если Правительство откроет мне дверь, я должен быть сугубо осторожен, чтобы как-нибудь нечаянно не захлопнуть за собой эту дверь и не отрезать путь назад, не получить бы беды похуже запрещения моих пьес.

По общему мнению всех, кто серьезно интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей — СССР, потому что 11 лет черпал из нее.

К таким предупреждениям я чуток, а самое веское из них было от моей побывавшей за границей жены, заявившей мне, когда я просился в изгнание, что она за рубежом не желает оставаться и что я погибну там от тоски менее чем в год.

(Сам я никогда в жизни не был за границей. Сведение о том, что я был за границей, помещенное в Большой Советской Энциклопедии, — неверно.)

«Такой Булгаков не нужен советскому театру», — написал нравоучительно один из критиков, когда меня запретили.

Не знаю, нужен ли я советскому театру, но мне советский театр нужен как воздух.

Прошу Правительство СССР отпустить меня до осени и разрешить моей жене Любови Евгениевне Булгаковой сопровождать меня. О последнем прошу потому, что серьезно болен. Меня нужно сопровождать близкому человеку. Я страдаю припадками страха в одиночестве.

Если нужны какие-нибудь дополнительные объяснения К этому письму, я их дам тому лицу, к которому меня вызовут.

Но, заканчивая письмо, хочу сказать Вам, Иосиф Виссарионович, что писательское мое мечтание заключается в том, чтобы быть вызванным лично к Вам.

Поверьте, не потому только, что вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что Ваш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года оставил резкую черту в моей памяти.

Вы сказали: «Может быть, вам действительно нужно ехать за границу…»

Я не избалован разговорами. Тронутый этой фразой, я год работал не за страх режиссером в театрах СССР.

Бол. Пироговская, 35-а, кв. 6.

июня 1934 г. Москва

От драматурга и режиссера МХАТ СССР

Михаила Афанасьевича Булгакова

Многоуважаемый Иосиф Виссарионович

Разрешите мне сообщить Вам о том, что со мною произошло:

В конце апреля сего года мною было направлено Председателю Правительственной Комиссий, управляющей Художественным Театром, заявление, в котором я испрашивал разрешение на двухмесячную поездку за границу, в сопровождении моей жены Елены Сергеевны Булгаковой.

В этом заявлении была указана цель моей поездки — я хотел сочинить книгу о путешествии по Западной Европе (с тем, чтобы по возвращении предложить ее для напечатания в СССР).

А так как я действительно страдаю истощением нервной системы, связанным с боязнью одиночества, то я и просил о разрешении моей жене сопровождать меня, с тем, чтобы она оставила здесь на два месяца находящегося на моем иждивении и воспитании моего семилетнего пасынка.

Отправив заявление, я стал ожидать одного из двух ответов, то есть разрешения на поездку или отказа в ней, считая, что третьего ответа не может быть.

Однако произошло то, чего я не предвидел, то есть третье.

17 мая мне позвонили по телефону, причем произошел следующий разговор:

Вы подавали заявление относительно заграничной поездки?

Отправьтесь в Иностранный Отдел Мосгубисполкома и заполните анкету Вашу и Вашей жены.

Когда это нужно сделать?

Как можно скорее, так как Ваш вопрос будет разбираться 21 или 22 числа.

В припадке радости я даже не справился о том, кто со мною говорит, немедленно явился с женой в ИНО Исполкома и там отрекомендовался. Служащий, выслушав, что меня вызвали в ИНО по телефону, предложил мне подождать, вышел в соседнюю комнату, а вернувшись, попросил меня заполнить анкеты.

По заполнении он принял их, присоединив к ним по две фотографических карточки, денег не принял, сказавши:

Паспорта будут бесплатные.

Советских паспортов не принял, сказавши:

Это потом, при обмене на заграничные.

А затем добавил буквально следующее:

Паспорта вы получите очень скоро, так как относительно вас есть распоряжение. Вы могли бы их получить сегодня, но уже поздно. Позвоните ко мне восемнадцатого утром.

Но восемнадцатого выходной день.

19 мая утром, в ответ на наш звонок, было сказано так:

Паспортов еще нет. Позвоните к концу дня. Если паспорта будут, вам их выдаст паспортистка.

После звонка к концу дня выяснилось, что паспортов нет, и нам было предложено позвонить 23 числа.

23 мая я лично явился с женою в ИНО, причем узнал, что паспортов нет. Тут о них служащий стал наводить справку по телефону, а затем предложил позвонить 25 и или 27 мая.

Тогда я несколько насторожился и спросил служащего, точно ли обо мне есть распоряжение и не ослышался ли я 17 мая?

На это мне было отвечено так:

Вы сами понимаете, я не могу вам сказать, чье это распоряжение, но распоряжение относительно вас и вашей жены есть, так же как и относительно писателя Пильняка.

Тут уж у меня отпали какие бы то ни было сомнения, и радость моя сделалась безграничной.

Вскоре последовало еще одно подтверждение о наличии разрешения для меня. Из Театра мне было сообщено, что в секретариате ЦИК было сказано:

Дело Булгаковых устраивается.

В это время меня поздравляли с тем, что многолетнее писательское мечтание о путешествии, необходимом каждому писателю, исполнилось.

Тем временем в ИНО Исполкома продолжались откладывания ответа по поводу паспортов со дня на день, к чему я уже относился с полным благодушием, считая, что сколько бы ни откладывали, а паспорта будут.

7 июня курьер Художественного Театра поехал в ИНО со списком артистов, которые должны получить заграничные паспорта. Театр любезно ввел и меня с женой в этот список, хотя я подавал свое заявление отдельно от Театра.

Днем курьер вернулся, причем далее по его растерянному и сконфуженному лицу я увидел, что случилось что-то.

Курьер сообщил, что паспорта даны артистам, что они у него в кармане, а относительно меня и моей жены сказал, что нам в паспортах ОТКАЗАНО.

На другой же день, без всякого замедления, в ИНО была получена справка о том, что гражданину Булгакову М.А. в выдаче разрешения на право выезда за границу отказано.

После этого, чтобы не выслушивать выражений сожаления, удивления и прочего, я отправился домой, понимая только одно, что я попал в тягостное, смешное, не по возрасту положение.

Обида, нанесенная мне в ИНО Мособлисполкома, тем серьезнее, что моя четырехлетняя служба в МХАТ для нее никаких оснований не дает, почему я и прошу Вас о заступничестве.

13. ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СНК СССР П.М. КЕРЖЕНЦЕВА И.В. СТАЛИНУ И В.М. МОЛОТОВУ О ПЬЕСЕ М.А. БУЛГАКОВА «КАБАЛА СВЯТОШ (МОЛЬЕР)» 29 февраля 1936 г.

Тов. Сталину И.В. Тов. Молотову В.М.

О «Мольере» М. Булгакова (в филиале МХАТа)

1. В чем был политический замысел автора? М. Булгаков писал эту пьесу в 1929—1931 гг. (разрешение Главреперткома от З.Х.31 г.), т.е. в тот период, когда целый ряд его пьес был снят с репертуара или не допущен к постановке («Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег» и одно время «Братья Турбины»). Он хотел в своей новой пьесе показать судьбу писателя, идеология которого идет вразрез с политическим строем, пьесы которого запрещают.

В таком плане и трактуется Булгаковым эта «историческая» пьеса из жизни Мольера. Против талантливого писателя ведет борьбу таинственная «Кабала», руководимая попами, идеологами монархического режима. Против Мольера борются руководители королевских мушкетеров, — привилегированная гвардия и полиция короля. Пускается клевета про семейную жизнь Мольера и т.д. И одно время только король заступается за Мольера и защищает его против преследований католической церкви.

Мольер произносит такие реплики: «Всю жизнь я ему (королю) лизал шпоры и думал только одно: не раздави… И вот все-таки раздавил…» «Я, быть может, Вам мало льстил? Я, быть может, мало ползал? Ваше величество, где же Вы найдете такого другого блюдолиза, как Мольер». «Что я должен сделать, чтобы доказать, что я червь?»

Эта сцена завершается возгласом: «Ненавижу бессудную тиранию!» (Репертком исправил: «королевскую».)

Несмотря на всю затушеванность намеков, политический смысл, который Булгаков вкладывает в свое произведение, достаточно ясен… Он хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при «бессудной тирании» Людовика XIV.

14. ПИСЬМО М.А. БУЛГАКОВА И.В. СТАЛИНУ

Москва, 4 февраля 1938 г.

Иосифу Виссарионовичу Сталину

Михаила Афанасьевича Булгакова

Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!

Разрешите мне обратиться к Вам с просьбой, касающейся драматурга Николая Робертовича Эрдмана, отбывшего полностью трехлетний срок своей ссылки в городах Енисейске и Томске и в настоящее время проживающего в г. Калинине.

Уверенный в том, что литературные дарования чрезвычайно ценны в нашем отечестве, и зная в то же время, что литератор Н. Эрдман теперь лишен возможности применить свои способности вследствие создавшегося к нему отрицательного отношения, получившего такое выражение в прессе, я позволю себе просить Вас обратить внимание на его судьбу.

Находясь в надежде, что участь литератора Н. Эрдмана будет смягчена, если Вы найдете нужным рассмотреть эту просьбу, я горячо прошу о том, чтобы Н. Эрдману была дана возможность вернуться в Москву, беспрепятственно трудиться в литературе, выйдя из состояния одиночества и душевного угнетения.

Пост написан по материалам эссе: Игоря Золотусского, Юрия Алексеева, Бенедикта Сарнова и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *