в каком дворце был убит распутин
В каком дворце был убит распутин
Итак, наступает поздний вечер 16 (29 по новому стилю) декабря 1916 года, мы находимся на Большой Морской улице возле колокольни Немецкой Реформатской кирхи, после революции до неузнаваемости перестроенной в отлично знакомый всем петербуржцам Дворец культуры работников связи.
Пройдемся в сторону Новой Голландии. По левую руку мы видим цепной Почтамтский мост, почти сразу за ним, на противоположном берегу, дворец князей Юсуповых – предположительно, в 1916 году он был не привычного нам желтого цвета, а модного светло-салатового, примерно как нынешний Зимний дворец. На той стороне Мойки у моста на углу с Прачечным переулком дежурит городовой.
Поворачиваем налево на Поцелуев мост, и снова налево – очередной городовой с постом на углу улицы Глинки провожает нас настороженным взглядом: с чего это вдруг господам пришел на ум такой каприз – прогуливаться едва не в полночь? Время неспокойное, военное.
Если у нас хватит терпения фланировать вдоль фасада Юсуповского дворца примерно до двух-трех часов ночи наступающего 17 (30) декабря, то мы станем свидетелями странных, а то и зловещих событий развернувшихся у северо-восточного крыла этого здания – там, где находятся апартаменты молодого князя Феликса Юсупова и его жены Ирины Александровны, урожденной Романовой, правнучки императора Николая I по прямой линии. Боковой флигель князя Феликса Феликсовича светится электрическими огнями.
Будем внимательно наблюдать – на улице не холодно, всего около трех градусов мороза, нет ветра, падают хлопья мокрого снега.
В 10 вечера по набережной несколько раз проезжает роскошный открытый автомобиль – это бельгийский «Металлюржик» 15/30 CV выпуска 1912 года.
Странно: машин в городе очень мало, большинство автомобилей мобилизованы для нужд фронта. «Металлюржик» дважды останавливается возле запертых ворот во двор Юсуповского дворца, разворачивается и едет к парадному входу.
Из машины выходят трое военных и поднимаются по лестнице в здание. В половине двенадцатого или чуть позже дворец покидают офицер и господин в меховой шубе и низко надвинутой на лицо шапке.
На этот раз машина крытая, «Роллс Ройс Ландоле» 1911 года с регистрационным номером 1947.
Возвращаются они спустя сорок-пятьдесят минут, автомобиль въезжает во двор (ворота открыли) и останавливается у неприметной боковой двери. Из окон бельэтажа доносится веселая граммофонная музыка – у князя вечеринка?
Из «Ландоле» выходят трое, двое спускаются в цокольный этаж (как раз под окнами с музыкой), третий возвращается за руль и отгоняет машину в противоположную сторону двора, после чего возвращается во дворец через парадный вход.
Далее почти два часа ничего не происходит. Играет граммофон. Слышны голоса гостей, звучащие то громче, то тише. После двух часов ночи мы можем различить приглушенный звук выстрела, внезапно раздавшегося в полуподвале.
Еще четверть часа спустя распахивается боковая дверь во дворе, на пороге появляется высоченный бородач крепкого сложения с темным пятном на рубахе и бросается бежать к ограде – он что-то неразборчиво кричит, различимо лишь имя: «Феликс, Феликс!».
В темноте почти ничего не видно, но составить некоторое представление о дальнейших событиях, разворачивавшихся с невероятной стремительностью, мы вполне в состоянии.
В дверном проеме появляется еще один персонаж загадочной драмы. Один за другим раздаются два револьверных выстрела. Промах. Беглец не остановился.
Что происходило дальше мы рассмотреть не можем, отметим лишь, что на звуки выстрелов прибежали городовые и несколько минут объяснялись с офицерами, вышедшими из дворца Юсуповых.
Еще некоторое время спустя со двора выехал уже знакомый нам «Роллс Ройс» и направился к Поцелуеву мосту.
* * *
С большой долей вероятности именно так для стороннего наблюдателя должно было выглядеть убийство крестьянина села Покровского Григория Ефимовича Распутина, православного исповедания, женатого, 47-ми лет от роду. Одна беда – независимых свидетелей этого события не было, а наша попытка реконструкции основывается частично на показаниях убийц, частично на современных исследованиях.
Давайте проследим, что же предшествовало драме в доме князей Юсуповых и каков был финал, при этом основываясь только на фактах и стараясь избегать конспирологических версий.
* * *
Это вовсе не значит, что из воспоминаний Юсупова и Пуришкевича невозможно вычленить истину. Ход создания «аристократического заговора» против Григория Распутина они описали достаточно подробно, начиная юлить и недоговаривать только относительно течения событий в Юсуповском дворце ночью с 16 на 17 декабря старого стиля.
Когда именно Феликс Юсупов и Великий князь Дмитрий Павлович стали «вершиной айсберга» массового недовольства аристократии «этим мужиком» достоверно неизвестно, но они оказались единственными, кто решил действовать самостоятельно, не прибегая, как многие ранее, к помощи потенциальных наемных убийц – заговоры против «старца» существовали и прежде, но оставались лишь на стадии планирования.
Тем более, у Дмитрия Павловича были личные мотивы: именно интриги Распутина расстроили его брак с дочерью царя, Ольгой Николаевной. Именно «старец» распространял о Дмитрии гадкие слухи – якобы князь болен дурной болезнью, и публично требовал у царских дочерей мыть руки после рукопожатия с Дмитрием. Такие оскорбления не прощаются.
19 ноября 1916 года ярый монархист В.М Пуришкевич произносит в Думе речь против Григория Распутина, получившую широчайший резонанс в обществе.
На следующий же день Пуришкевичу телефонировал князь Юсупов, очень осторожно сказав, что речь его крайне заинтересовала, и этот вопрос следовало бы обсудить лично, а не по телефону.
При встрече Юсупов прямо предлагает «устранить» Распутина физически. Пуришкевич не колеблясь соглашается и вливается в заговор.
Пуришкевич, будучи начальником санитарного поезда, привлекает к комплоту своего сотрудника, врача, Станислава Лазоверта – он и должен был начинить угощение цианистым калием. Стрельба планом не предусматривалась, мы помним что дворец находился прямо напротив полицейского участка, а вблизи дежурили городовые.
Из кабинета Феликса Юсупова в бельэтаже в полуподвал вела винтовая лестница. С лестницы имелся уже знакомый нам боковой выход во двор – именно через эту дверь должен был войти Распутин, чтобы не привлечь внимания случайных свидетелей.
Незадолго до полуночи 16 декабря князь едет за «старцем» на его квартиру, привозит на автомобиле во дворец (водителем был доктор Лазоверт). Остальные участники заговора изображали в кабинете бурное веселье – Пуришкевич позже вспоминал, что мелодия «Yankee Doodle dandy», проигрываемая граммофоном, навеки врезалась в его память.
Юсуповский дворец в Петербурге: место, где убили Распутина (ФОТО)
Legion Media; Getty Images
Как строилось здание
Ярко-жёлтое трёхэтажное здание в стиле неоклассицизм на набережной реки Мойка в Санкт-Петербурге – Юсуповский дворец. Его начали строить в 1770-х годах для тайного советника (один из высших чинов государства) Екатерины II Андрея Шувалова.
Архитектором выступил француз Жан-Батист Валлен-Деламот, который, помимо этого дворца, построил в Петербурге Большой Гостиный двор, Академию Художеств, Малый Эрмитаж и многие другие знаковые здания.
В 1830 году дворец приобрел один из богатейших людей России и управляющий монаршим двором, князь Борис Николаевич Юсупов. Впрочем, дворец стал лишь одним из 57 владений княжеского рода. Еще один шикарный дворец у них был, например, в Крыму.
Род Юсуповых происходил от правителя Ногайской Орды. По знатности он практически не уступал царскому роду Романовых, а по богатству даже значительно превосходил их. Первые Юсуповы прибыли в Москву во времена Ивана IV. Царь наградил потомков знатного рода богатыми поместьями и княжескими званиями. Позже состояние Юсуповых ещё приумножилось благодаря выгодному бракосочетанию первого Юсупова с богатой вдовой Катериной Яковлевной Сумароковой, которая была дочерью приближённого к царскому двору чиновника.
В архитектурный ансамбль, помимо дворца, входили домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конюшенный флигель и сад, а также домашний театр Юсуповых в стиле барокко, пристроенный к дворцу уже в 1830-х. Роскошный театр даже чем-то напоминает сцену знаменитого петербургского Мариинского в миниатюре. Юсуповы устраивали здесь великосветские вечера, а на сцене выступали лучшие артисты балета Петербурга и играли главные оркестры Империи.
Эскизы к мебели и предметам декора Юсуповского дворца, 1860-ые
Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Getty Images
За лаконичным фасадом скрываются роскошь и великолепие внутреннего убранства. Разные залы дворца были выполнены в совершенно непохожих друг на друга стилях. Например, мавританская гостиная оформлена в восточном стиле – в память о предках. Богатые представители рода Юсуповых коллекционировали сокровища, которыми были буквально завалены залы дворца.
Княгиня Зинаида Юсупова во дворце
Жить в подобном варварском великолепии последнему из рода, Феликсу Юсупову, было невыносимо, поэтому он предпочитал обитать в выделенных специально для него апартаментах на первом этаже и в полуподвальном помещении дворца. Они представляли собой своего рода квартиру в глубине огромного здания. Сам хозяин называл эти апартаменты гарсоньеркой.
Валентин Серов. Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона (Феликса Юсупова)
Государственный Русский музей/Legion Media
Феликс Юсупов вообще был неординарной личностью. С детства он любил наряжаться в женские платья, надевать украшения и краситься – к этому его приучила мать, которая очень ждала появления на свет дочери. Все знатные люди Российской Империи говорили о странностях этого молодого человека. Ходили слухи, что он был гомосексуалистом, но никаких доказательств этого нет. Кроме того, Феликс, как и многие Юсуповы, тесно общался с царской семьей.
Загадочное убийство
30 декабря 1916 года Феликс со своим другом, родственником царя великим князем Дмитрием Павловичем, привезли во дворец Юсупова Григория Распутина. Он был крестьянином из Сибири и при этом близким другом последнего российского императора Николая II, и в особенности его жены-императрицы (ходили слухи и об их любовной связи).
Распутин при этом имел репутацию «святого старца» и целителя – он мог остановить кровотечение у больного гемофилией сына царя Алексея. Помимо прочего, приближенные царя считали, что старец оказывает слишком сильное влияние на царя Николая и на политику в целом, и хотели освободить отечество от «проходимца».
Феликс Юсупова и его жена Ирина Романова — княжна императорской крови
Экспозиция «Убийство Г.Распутина»
Экспозиция «Убийство Г.Распутина»
Danita Delimont/Global Look Press
В подвалах дворца, на месте убийства Григория Распутина, воссоздана мрачная сцена последней ночи из его жизни и выставлены восковые фигуры участников преступления. Экскурсоводы рассказывают, что по ночам охранники слышат загадочные шаги из подвала, и это наводит на них жуть: они уверены – это не кто иной, как обладающий магической силой старец Распутин.
Дворец после Революции
Юсуповы лишились дворца в 1917 году. Революция вынудила князей уехать из Петербурга в Крым и оставить значительное количество своих сокровищ. Часть из них Юсуповы спрятали в особых тайниках настолько искусно, что богатства так и не были найдены. Среди пропавших драгоценностей числится, например, и «Перегрина» – уникальная жемчужина, стоимость которой составляет больше миллиона долларов.
Danita Delimont/Global Look Press
После революции Юсуповский дворец избежал разорения, которому подверглись большинство подобных построек. С 1925 года в здании размещался Дворец культуры ленинградских работников просвещения. Во время Второй мировой войны во дворце устроили госпиталь, а в послевоенные годы здание признали памятником истории федерального значения.
Популярный музей
В настоящее время в Юсуповском дворце располагается музей, экспозиция которого посвящена дворянскому быту рода князей Юсуповых. Также здесь проходят международные конференции и дипломатические встречи.
Алёна Пермякова, историк и экскурсовод в Юсуповском дворце, говорит, что туристов прежде всего поражает обстановка. Здесь можно почувствовать особую атмосферу жилого аристократического дома. «Многие экспонаты не только принадлежали князьям Юсуповым, но и сохранили свою расстановку в интерьерах так, как это было до революции и эмиграции его владельцев. Именно это впечатление “живого пространства” получают большинство гостей, посетивших Дворец и узнавших его историю», – рассказывает Пермякова.
Особенный восторг у гостей, помимо по-восточному колоритной Мавританской гостиной, вызывают резная Дубовая столовая, Белоколонный зал с потрясающей акустикой, и домашний театр, где можно побывать не только с экскурсией, но и в качестве зрителя, посетив одно из вечерних представлений, которые до сих пор регулярно проходят на этой сцене.
Дворец, где был убит Распутин
Это величественное здание с роскошными интерьерами, которые донесли аромат эпохи до сегодняшнего дня, несмотря на то, что большинство картин, гобелены и мебель были переданы в Эрмитаж. Часть их в экспозиции — но большая часть в фондах, хоть место им конечно в пустоватом Юсуповском дворце, а не в запасниках переполненного до отказа огромного музея. Но бюрократия, да еще пост советская, есть дело умопомрачительно тяжелое и бессмысленное.
В настоящее время в покоях дворца, некогда принадлежавших князю Феликсу Юсупову и его прекрасной красавице жене, княгине Ирине Александровне, урожденной княжне Дома Романовых, открыта замечательная и одухотворенная выставка. Она посвещана Серебряному веку и семье Юсуповых, также их архитектурным проектам по убранству дворца в новом стиле и декоративному оформлению их интерьеров. А у них было чему поучиться: во первых — главное преимущество Юсуповых — прекрасный, если не сказать изысканный вкус. Второе — неисчерпаемые средства и третье — желание работать с современными им декораторами. И какими!
Интерьеры вновь оформленных апартаментов молодых князя и княгини первоклассные русские декораторы — Андрей Белобородов, Сергей Чехонин, Владимир Конашевич и Николай Тырса — прекрасные рисовальщики и тонкие люди большого и ушедшего в небытие стиля, какой являл собой Петербург Серебряного века. Эти художники создали росписи стен, проекты сводов, каминов и бассейна. Диву даешься, особенно сегодня, когда так тоскливо смотреть на кичливые и без стильные, перегруженные золотом или древесиной «дворцы малой культуры» новых русских.
Умение выдержать все в едином духе и знать где остановиться, не перебрав лишнего — вот настоящий талант русского декоратора! На выставке представлены также старинные костюмы из собрания коллекционера и антиквара Натальи Костригиной, великолепные эскизы Леона Бакста из собрания Театрального Музея и часть архива знаменитой сопрано Мариинского Императорского театра Марии Кузнецовой, в первом браке Бенуа, во втором Массне. Театральный музей в Петербурге недавно купил в Мадриде архивы, фотографии и эскизы из коллекции этой дивы Серебряного века, приятельницы князя Юсупова.
После большевистского переворота Юсуповы, жившие в ту пору в своем дворце в Крыму, уехали на пакбоуте «Мальборо» вместе со вдовствующей императрицей Марией Федоровной, заграницу. Тут Юсуповым, несмотря на то, что им удалось вывести несколько картин и мебель пришлось несладко. Их новым делом стал открытый в Париже дом моды «Ирфе» имя, которого было составлено из сокращений имен Ирины и Феликса. Слава «убийцы Распутина» и красавицы Ирины, чьи портреты часто печатал «Vogue» привлекли поначалу в их дом множество клиентов. Но кризис 1929 года окончательно разорил это прекрасное дело. Платья с грифом «Ирфе» теперь большая редкость. Одно хранится в Нью-Йорке, другое — в Англии, но мои поиски продолжаются — и даже следы платьев князей Юсуповых были обнаружены на Кубе!
Давно их нет среди нас. Но память об эксцентричном князе и его великолепной жене живет на выставке в Петербурге. Внучка Феликса, ныне здравствующая Ксения Сфирис даже участвует, а «Синем балу» который был проведен в прошлый уикенд во дворце на Мойке, сопровождавшийся показом моделей Славы Зайцева. Шлейф памяти?
Александр Васильев
Санкт-Петербург
Глава 11. Убийство Распутина
Глава 11. УБИЙСТВО РАСПУТИНА.
Фото. Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина на месте убийства. Экспозиция во дворце на Мойке.
• Ночью с 13 по 14 декабря 1915 г. Распутин не посещал ночной ресторан «Вилла Родэ», так как он вообще ни разу там не был.
• 8 декабря 1915 г. не был в ресторане «Астория» с Джанумовой.
Мертвый Г.Е. Распутин. 1916.
Распутин был неординарной личностью. Уже то, что он, не обучавшийся нигде, даже в школе, смог постичь глубину христианского учения, да так, что его с восхищением слушали иерархи церкви, говорит о его редких способностях и качествах. Миллионы людей отправляются паломниками в Новый Афон и на Святую землю, но, испытав воздействие благодати, они остаются прихожанами, в лучшем случае проповедниками. В семинариях, духовных академиях труды теологов и Священные писания изучают тысячи учащихся, они становятся священнослужителями, профессиональными слугами Господа, и это естественно, но непонятно, каким образом умудрился Григорий обойти их всех своим восприятием веры да так, что его проповедями заслушивались и протоиреи, и митрополиты. Каким образом этот неграмотный старец мог покорить такое множество высокоинтеллектуальных людей не только своим учением, но и своим пониманием событий, умением найти первопричины явлений, своим бескорыстием и чистотой помыслов, главными из которых были: служение России, царю и оказание помощи нуждающимся.
Его называли «старец», (не следует путать со словом «старик»). Старцами на Руси называли странников и нищих независимо от их возраста; так же называли и монахов. Но и для мирян, и для иноков имя «старец» непременно предполагало, что такой человек имеет высокий моральный авторитет, истинную праведность, глубокий ум и постижение Христова учения. Их называли «Божьими людьми». Старец находился вне церковной иерархии, некоторые из них уходили в монастыри, в стенах которых они посвящали свою жизнь служению Богу. Григорий остался в мирской жизни, (у него была жена, дети, свой дом, свои заботы о семье) и посвятил свою жизнь служению людям. Григорий не был ни священником, ни монахом, но пользовался среди своих почитателей высочайшим моральным авторитетом, так как они видели, какой образ жизни он ведет, как следует правилам христианской добродетели и как их проповедует, подтверждая свои слова делами. Его почитатели, включая государыню и княжон, считали его духовным мудрецом. Поиск высшей правды, стремление к абсолютной истине и Божьему свету были характерны для многих в России, вне зависимости от того, жили они в каменных палатах или в бедных хижинах. Правильно найти свое место, понять Высшую истину и нести бремя, возложенное Всевышним, удавалось не всем.
Его жизнь изменилась после того, как он посетил Верхотурский Николаевский монастырь, куда шли богомольцы со всей Сибири поклониться мощам праведного Симеона. «Всякую весну я по 40 ночей не спал, – вспоминал Распутин. Чтобы излечиться, ему посоветовали обратиться к святому Симеону Верхотурскому, который жил в начале XVII века на берегах Туры. После посещения монастыря Григорий забыл о мучившей его болезни. «Симеон Праведный Верхотурский уврачевал мою болезнь бессонницы», – повторял Распутин. Со святым Григорий связывал зарождение своей загадочной силы. Когда он приезжал на родину, он всегда посещал этот монастырь.
В сказаниях о житии праведных Симеона Верхотурского, Симеона Столпника, и Симеона «Христа ради юродивого» его поразили их деяния, и они, как он считал, сопроводили его на духовный подвиг, а чтобы его свершить он должен был пройти через те же испытания, которые выпали на их долю. Еще в Верхотурье он узнал, что его исцелитель следовал по пути праведников Симеона Столпника, который жил в V веке, и Симеона «Христа ради юродивого», который жил в VI веке. Когда Симеону Столпнику исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил ему либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и исполнял свои суровые обеты на дне колодца, затем в пещере, а затем на столпе. На преподобного Симеона сошла благодать, и он был удостоен дара исцелять душевные и телесные болезни и даже предвидел будущее. Император Феодосий II Младший очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам.
После того, как Симеон «Христа ради юродивый» вместе со своим другом Иоанном провел в пустыне около Мертвого моря 29 лет, он отправился в паломничество в Иерусалим, где провел три дня в молитве у великих святынь, а затем пошел в Эмесу. «Там он решил прикинуться безумцем, чтобы следовать своему служению. Так он стал первым из вступивших на опасный подвижнический путь юродства Христа ради. Не имея иных целей, кроме спасения душ, он в качестве средства использовал или смешное поведение, или придуманную заранее хитрость, или чудеса, которые он совершал, отдавая себя при этом на посмешище и поругание, а иногда произносил наставления и пророческие речи вопреки своему мнимому безумию. Он хотел скрыть свою добродетель, чтобы не иметь от людей ни похвалы, ни почестей. Так человек Божий жил среди города в бесстрастии и будто бы свободный от забот о плоти и уз стыдливости. Он прилюдно справлял нужду, ходил нагим даже на женскую половину общественной бани, плясал с актрисами, держа их за руку, общался с блудницами, не испытывая при этом ни малейшего вожделения, а дух свой неизменно сосредоточивал на молитве. Он пользовался этими уловками, чтобы быть ближе к женщинам дурного поведения, а затем втайне предлагал им немалые деньги, чтобы они могли вести целомудренный образ жизни. Имел у себя преподобный каморку ради покоя, а особенно ради ночных молитв, и не было в ней ничего, кроме охапки хвороста. Святой юродивый заботился обо всех вокруг, особенно об одержимых, множество которых исцелилось по его молитве».
Однажды агентам удалось выяснить, что же происходило в доме, когда Распутин скрывался за дверью квартиры с «веселой женщиной»: «Распутин купил ей две бутылки пива, сам не пил попросил раздеться, осмотрел тело и ушел».
Победа над бунтующей плотью достигалась, но тело все требовало своего, его корежило, а он, хлопая по туловищу, пытался его усмирить.
После покушения, когда Григорий находился несколько дней при смерти, после отчаянной попытки удержать царь от объявления мобилизации, после начала войны и возвращения в Петроград Распутин изменился.
Об этом свидетельствовал в своих показаниях ЧСК Алексей Фролович Филиппов, издатель, искренний почитатель и защитник Распутина. Его показания заслуживают доверия.