в каком бы обществе мы ни жили наше поведение
10 причин, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества
У каждого хотя бы раз в жизни возникала мысль, что он находится не там, где должен быть. В эти моменты человек буквально чувствует себя не в своей тарелке, начинается отчуждение от общества, которое приводит к разнообразным психологическим проблемам.
Не ощущать принадлежность к чему-либо — серьёзная ситуация, которая требует тщательного осмысления. Пускать всё на самотёк — значит разрушать свою психику, постоянно испытывать стресс и недовольство жизнью.
Что такое чувство принадлежности и как оно связано с отчуждением от общества
Прежде чем перейти к причинам, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества, нужно сказать пару слов о чувстве принадлежности. Именно его отсутствие и приводит к отчуждению.
Любой человек хочет принадлежать к чему-либо или кому-либо — осознанно или на уровне подсознания. Это ощущение важно для счастья, удовлетворения потребностей и желаний. Принадлежность к чему-либо даёт чувство, что ты небезразличен остальным и не являешься легкозаменяемым винтиком. Для большинства людей это чувство и есть состояние бытия. Отчуждённость же подобна смерти из-за отсутствия видения настоящего и будущего, места в нём.
И действительно, какой смысл каждое утро вставать с кровати, делать что-то, если ты не ассоциируешь себя с окружением и чувствуешь отчуждённость от мира?
Чаще всего свою принадлежность люди находят в семье, увлечениях, работе или карьере, стараниях на общее благо, в достижении определённых целей. В пирамиде Маслоу потребность в принадлежности и любви стоит на третьем по важности месте после физиологических потребностей и безопасности. Без принадлежности, чувствуя отчуждение от общества, ты не сможешь удовлетворять следующие потребности и застрянешь на месте.
А теперь к причинам отчуждения от общества.
1. Ты не был близок со своей семьёй
Детские психологические травмы — это самая частая причина комплексов и фобий человека. И когда психоаналитики пытаются разгадать суть проблем, прежде всего они погружаются в детские воспоминания пациента.
Отчуждение от общества не стало исключением, ведь чувство принадлежности проистекает из семейной жизни, из того, насколько комфортно тебе было в детстве, помогали ли тебе твои родители и другие родственники почувствовать себя привязанным к чему-то, дарили ли ощущение любви и уюта.
Причём для отчуждённости необязательно испытывать серьёзную детскую травму — достаточно эпизодического давления, которое будет накапливаться и к сознательному возрасту вызовет отторжение.
2. Ты умнее окружающих
Ощущать принадлежность — это в том числе и ассоциировать себя с другими людьми, похожими на тебя. Но это практически невыполнимая задача, если ты намного умнее большинства представителей общества.
Не думай, что это ощущение плохое, из разряда нарциссизма и завышенной самооценки. Дело в том, что из-за высокого интеллекта тебе намного сложнее общаться с людьми: приходится опускаться до их уровня, чтобы просто поговорить на обычные темы.
Умному человеку часто хочется принадлежать к таким же, как он, или даже более интеллектуально развитым, тем, кто может научить его чему-либо новому, удивить, стать примером для подражания. Присутствие же в обществе, где каждый на ступень ниже по интеллекту, может вызывать отчуждение и депрессию. Здесь уместно выражение «горе от ума».
3. Твои убеждения расходятся с мнением большинства
Неважно, разные ли у тебя с обществом взгляды на политику, религию или культуру, — все эти аспекты важны для чувства принадлежности. Наши личные ценности формируют то, кем мы являемся. И если наблюдается рассинхронизация с мыслями и действиями общества, ты почти всегда будешь ощущать отчуждённость.
Определить отчуждение по этому признаку очень просто: спроси себя, что ты ценишь, и сравни свои убеждения с окружающими тебя людьми.
4. Ты непохож на остальных
Как бы ни пыталось общество стричь всех под одну гребёнку, каждый из нас по-своему уникален. И когда у тебя есть какие-либо отличительные черты внешности, будь то рост, вес, цвет кожи, визуальные дефекты, ты становишься белой вороной.
Внешние факторы сильно влияют на наше эго и определяют то, какими людьми мы будем. Схожие параметры помогают ассоциировать себя с другими членами общества. Но при значительных отличиях эта ассоциация просто невозможна, из-за чего такие люди отдаляются от остальных.
5. У тебя далекоидущие амбиции
Отчуждение может возникать из-за сильного контраста между тем, каким видишь будущее ты, и тем, каким его видят другие. Твоя личность формируется не только из того, кем ты был вчера и сегодня, но и из твоего будущего, того, кем ты хочешь стать через месяц, год, десятилетия.
В этом и проблема, ведь ты начинаешь видеть картину более масштабно. В ней большинству окружающих тебя людей нет места, как и нынешнему твоему образу жизни, и ты подсознательно (а иногда и вполне осознанно) начинаешь отдаляться от сложившегося настоящего, мыслями уже находясь в будущем. Твоя жизнь принадлежит уже тому далёкому завтра.
6. Тебе трудно открыться другим людям
Если ты интроверт или просто спокойный человек, то тебе может быть сложно адаптироваться к быстроменяющемуся миру экстравертов. Людям, как социально зависимым существам, важно открываться другим членам общества. Это помогает преодолеть стресс, зарядиться положительными эмоциями, лучше понять окружающих.
Но когда этого нет, когда человеку трудно открыться перед другими, начинается медленное отчуждение, которое может выливаться в достаточно серьёзные проблемы. Постепенно человек может превратиться в хикикомори. Этот термин обозначает людей, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к крайней степени социальной изоляции.
7. Ты излишне застенчив
Стесняться — это нормально, ведь не каждому нравится находиться в центре внимания. Но излишняя застенчивость может вызывать отчуждение, нарушать чувство принадлежности обществу. Ты просто не можешь ассоциировать других людей с собой, так как ставишь их выше себя, и начинаешь накручивать себя тем, что не можешь соответствовать их ожиданиям.
8. Ты думаешь, что очень хорошо знаешь людей
Возможно, твоё отчуждение связано с тем, что ты наивно считаешь себя экспертом в человеческих душах. Из-за завышенной самооценки или если человек уже обжёгся в жизни, он может начать судить о других членах общества как об общей массе с единым самосознанием. В таком случае, к примеру, все женщины у него могут стать меркантильными змеями, а мужчины — грубыми мужланами, которым нужно только одно. Но это не так. Каждый человек уникален, и своим образом мышления ты лишь усугубляешь отчуждённость от общества.
9. Ты недостаточно стараешься
Одной из распространённых причин отчуждённости от общества являются недостаточные старания, ощущение бесцельности и безразличия к окружающей тебя обстановке. Близкие люди могут пытаться вновь вовлечь тебя в общество, сделать его полноценным членом, вызвать у тебя чувство принадлежности, но ты подсознательно или осознанно сопротивляешься этому. Вместо сопротивления попробуй проявить немного инициативы и вылезти из своего мирка.
10. Ты слишком стараешься
В противовес предыдущему пункту: слишком большие старания так же ведут к отчуждению от общества. Своим чрезмерным старанием понравиться другим ты вызываешь у них вовсе не симпатию, а зачастую неприязнь (они думают, что ты подлизываешься) или желание воспользоваться тобой. Каждый раз, натыкаясь на такую реакцию, ты будешь чувствовать всё большее отчуждение из-за диссонанса: «Я добр и чуток со всеми, но меня используют в корыстных целях. Что с этим миром не так?»
Запомни: никто не любит тех, кто слишком старается всем понравиться. Нейтральная позиция по отношению к большинству поможет исключить чувство разочарования.
В каком обществе мы живем?
Вероятно, никто из читающих сейчас эти строки, не будет удивлен, если мы скажем, что современное общество в России не является справедливым. Это в нашей стране стало уже очевидно всем.
Не может современное российское общество обеспечить равенства и благополучия для каждого своего гражданина. У нас в России одним можно все, а другим — ничего. Одни — богатые, а другим — на хлеб не хватает.
Почему так получается? Потому, что наше российское общество классовое. У нас в стране существуют разные группы населения – классы, у которых имеются разные правовые и материальные возможности для обеспечения своей жизни.
Российские буржуазные ученые, вторя западным социологам, делят современное общество на высший класс, средний класс и низший класс. Критерием деления выступает у них, как правило, доход человека, т.е. суммарное количество денежных средств, которые человек получает в среднем за определенный срок (месяц или год) в виде заработной платы, дивидендов от принадлежащих ему акций или от иных доходов от своей деятельности. Доходы эти у разных классов населения отличаются чрезвычайно, в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз! Буржуазные социологи объясняют эту колоссальную разницу тем, что, мол, представители имущих классов (высшего и среднего) умеют и любят работать, а вот представители низшего общественного класса, малоимущие, якобы ленивы и неактивны, потому они и живут так плохо.
В это можно было бы поверить (и кое-кто верит!), если бы не данные статистики, в соответствии с которыми к высшему и среднему классам населения во всех капиталистических странах мира относится ничтожно малая часть граждан страны.
Самых богатых, т.е. представителей высшего класса, в мире не более 0,5–1% населения.
Учитывая, что среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов в месяц (это критерий Всемирного банка), к среднему классу в мире можно отнести не более 8% населения Земли.
Цифра эта сильно варьируется в зависимости от страны. В странах Европы и США этот класс составляет 15–18%, в развивающихся странах – менее 7%. Буржуазные социологи всячески стараются отодвинуть нижнюю границу среднего класса, стремясь включить в эту группу населения как можно большее число граждан из низшего класса, имеющих доходы выше среднего уровня в своей группе.
Что касается России, то по оценке Института современного развития в 2008 году к классическому среднему классу, соответствующему всем международным критериям одновременно, можно было отнести только 7% россиян, причем цифра эта ежегодно снижается и большую часть российского среднего класса составляют чиновники. Что совсем не соответствует тем радостным заявлениям, которыми нас кормит российское правительство.
В любом случае получается, что представителей низшего класса в мире порядка 90%. Только в самых богатых европейских странах, которые не первое столетие паразитируют на менее развитых странах мира, низший класс составляет 75–80% населения.
Теперь, если верить буржуазным социологам, выходит, что в среднем из 10 человек 9 работать не хотят и только 1 из 10 трудолюбив и активен. Может такое быть, если судить по тому, что мы видим вокруг себя?
Конечно, нет! Наоборот, вокруг себя мы видим множество людей, которые трудятся, не покладая рук, нередко по 12 часов в день без выходных, и работают так месяцами и даже годами, но при этом не могут вылезти из беспросветной нищеты и обеспечить нормальную жизнь своей семье. Видим мы и тех, кто за всю жизнь не сделал ничего полезного, кто откровенно паразитирует и бездельничает, но при этом спокойно пользуется всеми благами, которые только пожелает. Правда, таких людей считанные единицы.
Кто они? Это олигархи и бизнесмены, появляющиеся на своих предприятиях раз в год только для того, чтобы забрать причитающуюся им прибыль; высокопоставленные чиновники и депутаты, не перетруждающие себя заботой о народе; попы разной степени ожирения; члены семей всех этих вышеупомянутых граждан и их приближенные холуи. И всё!
Отчего же так получается? Почему одни работают, но ничего не имеют, а другие не работают, но при этом имеют все?
Да потому, что наше общество действительно классовое, вот только критерий класса, предлагаемый буржуазными социологами, т.е. уровень благосостояния человека, его суммарный денежный доход, никуда не годится. Он не является научным, поскольку не способен ни объяснить существующую реальность, ни тем более прогнозировать будущее, а всякая истинно научная теория по определению должна уметь это делать.
Единственным действительно научным критерием общественного класса может быть только его место в общественном производстве, определяемое отношением этого класса к средствами производства. Т.е. говоря упрощенно, кто владеет заводом, тот и получает с него прибыль и живет припеваючи.
Если завод принадлежит капиталисту, а не работающим на нем рабочим, то рабочие всегда будут жить в нищете, а капиталист может не работать совсем – прибыль сама будет течь к нему рекой.
А если заводы и фабрики принадлежат рабочим, то хорошо жить будут рабочие, ибо вся продукция этих заводов и фабрик будет принадлежать им, и никакие капиталисты им тут не требуются.
Производство не может существовать без рабочих рук, а без хозяев-капиталистов оно прекрасно обходится, и даже развивается еще лучше – это отлично доказал опыт СССР. Капиталист на определенном, достаточно высоком, этапе развития капитализма становится лишним звеном всей экономики – она отлично функционирует и без него. Экономике капиталист становится не нужен, это она ему нужна, чтобы снимать с нее сливки лично себе в карман.
Получается, что наше современное российское общество можно считать поделенным на два основных класса – класс буржуазии (хозяев средств производства – капиталистов) и класс пролетариев (наемных работников, которые работают у капиталистов и создают своим трудом им всю прибыль).
К классу буржуазии в нашей стране относится не более 3% населения, остальные – наемные работники и нетрудоспособные граждане.
Власть в современной России принадлежит классу буржуазии, потому и экономика в нашей стране функционирует так, как выгодно именно этому классу. Буржуазии важно получить как можно больше прибыли, а не сделать так, чтобы все в нашей стране жили свободно и счастливо. Потому и законы в нашем обществе такие, какие выгодны только классу буржуазии, и государство наше делает только то, что требуется буржуазии. Ждать от российского государства, что оно позаботится о бедных и неимущих, напрасный труд – оно изначально было создано только для того, чтобы защищать интересы класса капиталистов и их высшего слоя – олигархии.
Поскольку общество российское есть общество буржуазное, капиталистическое, в нем действуют все законы, которым подчиняется капитализм.
Главная особенность капиталистического общества в том, что оно полно противоречий. В таком обществе, чтобы выжить, человек вынужден постоянно бороться. Получается так потому, что интересы двух общественных классов в этом обществе полностью противоположны друг другу. Буржуазии выгодно как можно меньше заплатить наемным работникам за их труд и как можно больше их эксплуатировать, чтобы получить как можно больше прибыли. Наемные же работники, напротив, стремятся к тому, чтобы их заработная плата была как можно выше, чтобы она позволяла не просто иметь кусок хлеба и минимум одежды, но еще и крышу над головой, возможность содержать семью и растить детей, дать им образование и пр. Это противоречие капиталистического общества непримиримое (антагонистическое, взаимоотрицающее), коренное, которое не может быть уничтожено или преодолено никакими реформами в рамках буржуазного строя, ибо на нем основано все капиталистическое производство, вся экономика этого общества.
Классовая борьба между интересами буржуазии и интересами наемных работников (пролетариата) идет постоянно и будет идти всегда, пока существует капитализм. И от хода этой борьбы, от временных удач и поражений то одного, то другого класса напрямую зависит положение наемных работников в капиталистическом обществе.
Когда побеждает пролетариат, он добивается от правящего класса буржуазии некоторых уступок в свою пользу, улучшая тем самым свое материальное положение. Буржуазные государства вынуждены идти на то, чтобы ввести в обществе некоторые социальные гарантии для наемных работников, повысить им заработные платы, увеличить пособия по безработице и т.п. Но если напор пролетариата на буржуазию слабеет, то буржуазия тут же начинает сама наступление на пролетариат, отбирая у него все прошлые завоевания.
Примеров тому в мировой истории полно. На опыте нашей с вами России мы можем видеть, как постоянно и непрерывно сокращались все 25 лет социальные гарантии для нашего населения, начиная от пенсий и заканчивая здравоохранением. Российская буржуазия отбирала и отбирает у российских трудящихся все, что они раньше имели в советском обществе.
Почему это происходит? Потому что таковы законы капитализма. Все эти социальные гарантии очень дороги и существование их возможно только в таком обществе, где прибыль не является главной движущей силой экономики. Российской буржуазии приходится выбирать – либо обогащаться самой, как того требуют законы капитализма, либо тратить все средства на социальные блага для российского населения. Разумеется, она выбирает первое, тем более что российские трудящиеся не особенно и сопротивляются тому, что их с каждым днем грабят все больше и больше. Но они должны понимать, что буржуазия не успокоится до тех пор, пока не отберет у наемных работников России все до последней крошки – пока не лишит их пенсий, возможности бесплатно лечиться и учиться, пока не ликвидирует больничные и пособия по безработице, не урежет заработные платы настолько, что кусок хлеба на столе будет считаться в семьях рабочих роскошью, пока не заставит наемных работников с семьями жить в землянках, отобрав у них за долги жилье и т. п.
Полагаете, мы преувеличиваем? К сожалению, нет. Реалии некоторых бывших советских республик тому наглядное подтверждение. Остановить этот процесс прогрессирующего ограбления может только сам российский пролетариат, если он объединит усилия всех трудящихся страны и выступит единым фронтом против класса буржуазии, скинув со своей шеи этих паразитов и эксплуататоров, и заставит их жить своим трудом.
Мы стали злее и агрессивнее
Страна переживает моральное бездорожье
Назовите три слова, наиболее полно и точно, на ваш взгляд, характеризующие нынешний моральный климат в нашей стране.
Но это скорее идеологическое бездорожье, нежели моральное.
Сергей Ениколопов: Одно с другим взаимосвязано. Сейчас трудно сказать со всей определенностью, что такое хорошо и что такое плохо. Границы размыты. Нет моральных табу. Все допустимо, все позволительно.
Все ненавидят всех
Сергей Ениколопов: Самое парадоксальное, что все ненавидят всех. В каждом социальном слое свои объекты для ненависти. То есть нельзя сказать, что бедные ненавидят богатых или наоборот. Здесь масса оттенков. Вполне богатые, например, ненавидят средне-богатых, а все вместе они ненавидят беспредельно богатых. Каждому есть кого ненавидеть.
Такую ненависть легко назвать иррациональной, но она, вероятно, имеет причины. Какие, на ваш взгляд?
Агрессию генерируют и телевизионные ток-шоу, участники которых с утра до вечера, не стесняя себя в выражениях, полощут свое и чужое грязное белье. В публичном пространстве стало возможным то, что раньше даже в тесном семейном кругу нередко считалось лежащим за гранью приличий. Может, наше общество становится более открытым и надо радоваться этому?
Вероятно, поэтому сегодня легко предсказать эмоциональную реакцию «среднестатистического» российского гражданина на просьбу сделать музыку потише или перестать материться в вагоне метро. Я, признаться, побаиваюсь обращаться с такими просьбами.
Сергей Ениколопов: Я тоже. Проведите день за просмотром сериалов про бандитов, и у вас возникнет ощущение, что никому нельзя доверять, всюду ложь, обман, предательства, «подставы». И что никакой боли у избиваемого не существует. Происходит привыкание к насилию.
В стране 22 миллиона человек, живущих за чертой бедности. Нищета провоцирует агрессию?
Какие-то вещи государство вправе регулировать
Сергей Ениколопов: Тут очень важно даже не то, что подобное одобряемо, а то, что исчезло неодобрение определенных поступков. Во времена нашей молодости слова «доносчик» и «стукач» были почти ругательствами. Это вовсе не означало, что не было доносчиков и стукачей. Они были, и одобряли стукачество, как сейчас одобряют «борьбу за духовность и нравственность», но человек прилагал массу усилий, чтобы о его стукачестве никто не узнал. Причем даже на бытовом уровне. Пожаловаться учителю или родителям считалось позорным, в школе таких называли ябедами. А теперь неодобрение подобного поведения исчезло в обществе. Можно настучать на «безнравственную» учительницу, потребовать запрета «аморального» фильма. «Я не видел, но скажу…»
Нетерпимость, агрессия по отношению к произведениям искусства и их авторам сегодня исходят от всякого рода «активистов». Во времена СССР в роли цензора выступало государство, помыслить было невозможно, что оно позволит уличным ценителям прекрасного на свой вкус решать, какое искусство «советское», а какое «антисоветское», какое «нравственное», а какое «безнравственное». Это было бы дерзким покушением на государственную монополию в цензуре. Но нет ли ощущения, что функции «смотрящего за нравственностью» теперь перешли вниз?
Насилие со стороны женщин против мужчин теперь тоже получает оправдание
Любой чужак сегодня вызывает подозрения
В обществе нет единения по политическим вопросам. Может, еще и в этом причина всеобщей озлобленности?
Сергей Ениколопов: Она всегда была в ходу, но сегодня приобрела особую востребованность.
Наше общество нуждается в психологической коррекции?
Сергей Ениколопов: Я бы сказал, что нуждается. Но как только за это возьмутся массово, добра не жди. В 20-30-е годы прошлого века эту самую «психологическую коррекцию» уже пытались осуществить. Запретами на церковные праздники. Загоном людей в колхозы. Беломорканалом и ГУЛАГом. Так больше нельзя. Но какая-то оздоровительная процедура без рукоприкладства нам, конечно, не помешала бы.
Родился в семье ученого-химика Николая Сергеевича Ениколопова. С 1968 по 1972 год учился на факультете психологии МГУ. С 1971 по 1983 год работал во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР. В 1983 году начал работу в Научном центре психического здоровья Российской академии медицинских наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Агрессия и агрессивность насильственных преступников». С 2005 по 2014 год возглавлял кафедру криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Член правления Московского отделения Российского общества психологов, член правления Российского общества психиатров. Академик Российской академии медико-технических наук. Член Большого жюри конкурса «Золотая Психея». Был одним из первых исследователей криминальной агрессии. В сферу научных интересов Сергея Ениколопова входят психосоматика, психология агрессивного поведения, психология виктимности, психология юмора, этнопсихология.