в каком банке лучше сделать самозанятость
ТОП-7 банков для самозанятых: лучшие предложения на рынке
Чем больше времени проходит с момента начала эксперимента по введению в действие нового льготного налогового режима – режима самозанятости, тем больше разнообразных продуктов предлагают банки для самозанятых клиентов. Сегодня для вас и вашего бизнеса собрали в статью лучшие предложения от надежных компаний.
Что могут предложить банки самозанятым?
Самозанятые по закону могут принимать оплату на карту любого банка. Для этого не обязательно заключать договор или открывать новый счёт, можно использовать тот, что есть.
Однако, в борьбе за клиентов сегодня многие банки развивают специальные линейки финансовых продуктов для самозанятых. Большинство из них связаны с открытием расчетного счета, на который будут поступать доходы. Но одним ведением счёта услуги банков для самозанятых не ограничиваются.
Через банк самозанятый может:
Некоторые банки идут еще дальше, и самостоятельно формируют за самозанятых чеки на поступающие средства. Некоторые даже самостоятельно направляют их клиентам, от которых получена оплата.
В настоящее время стать самозанятым и открыть счёт для получения дохода самозанятые могут более чем в 15 банках. Но мы выбрали для вас только 7 самых лучших предложений.
Давай выберем самый лучший банк!
Лучшие банки для самозанятых
Несмотря на то, что банки предлагают самозанятым схожие продукты и сервисы, условия в разных организациях могут существенно различаться. Так что выбирать подходящий банк лучше всего исходя из ваших потребностей, а также тех бонусов, которые можно получить в дополнение.
Тинькофф – самый удобный банк для самозанятых и их партнёров
Условия для самозанятых в Тинькофф Банке – одни из самых лучших на рынке услуг. Регистрация самозанятости возможна через удобное онлайн-приложение банка. Через него же легко формировать чеки и ежемесячно платить налоги.
Кроме того, с Тинькофф Банком при открытии карты Tinkoff Black самозанятым доступны:
Плюсом ко всему этому банк обещает круглосуточную поддержку специалистов в чате. Карта многим хороша, но при открытии стоит учитывать основной момент – обслуживание карты обойдется в 99 рублей/месяц. Правило можно обойти, если остаток на всех депозитах/картах/инвестиционных и иных счетах постоянно превышает 50 000 рублей. В этом случае карта становится бесплатной.
Тем, кто сотрудничает с самозанятыми, тоже может понравиться Тинькофф Банк с точки зрения проведения расчётов. Дело в том, что у банка имеется аналог зарплатного проекта, разработанный специально под работу с самозанятыми.
При подключении проекта компании не стоит беспокоиться о проверке действующего статуса самозанятого партнёра: банк проверит статус перед каждым выполнением платежа. Если самозанятых исполнителей у компании много, то банк поможет автоматизировать выплаты.
Также Тинькофф Банк достаточно лояльно относится к заемщикам, поэтому самозанятому могут одобрить кредит или кредитную карту под хороший процент.
Сбербанк – множество сервисов для самозанятых сразу и даром
Если в Тинькофф банке за карту, скорее всего, самозанятому придется заплатить, то Сбербанк предлагает совершенно бесплатный вариант – Цифровую карту для приёма самозанятыми платежей.
Кроме карты в бесплатный пакет сервисов для самозанятых «Своё дело» входят:
Если же вы захотите обычную дебетовую карту от Сбера, то её обслуживание обойдется в 750 рублей в первый год и по 450 рублей/год в дальнейшем. У этой карты по сравнению с другими банками мало преимуществ, но они все же есть:
Сбербанк также кредитует самозанятых (по крайней мере так сказано на официальном сайте). Подробнее о сервисе для самозанятых «Свое дело» мы писали здесь.
Альфа-Банк – лучший частный банк для самозанятых
Из плюсов выбора самозанятым именно Альфа-Банка – полностью бесплатная пластиковая Альфа-карта. Обслуживание по ней стоит 0 рублей в год без каких-то условий, и это действительно выгодно.
Кроме Альфа-карты, на которую самозанятые смогут принимать деньги за свою деятельность, в Альфа-Банке у них есть возможность получить:
У Альфа-Банка множество дизайнов карт, а техподдержка и правда быстро помогает решить вопросы. Из минусов карты – величина переводов через Систему быстрых платежей ограничена суммой в 100 000 рублей в месяц, а по номеру карты перевести без взимания комиссии и вовсе не получится.
Снять наличные даже в своём банкомате можно до 50 000 рублей за месяц бесплатно, потом только с комиссией. Однако прочие плюсы могут склонить самозанятых выбрать этот банк.
Раффайзенбанк – полезная альтернатива для самозанятых ИП
Каких-то полномасштабных пакетов и сервисов для самозанятых в Раффайзенбанке нет. Однако через него также можно стать самозанятым… и взять кредит. Это один из немногих банков, которые не боятся работать с самозанятыми и доверять им деньги под хороший процент.
Открыть счёт для ведения бизнеса здесь могут только самозанятые ИП. Зато у них есть возможность выбрать только те сервисы и услуги, которые нужны именно вам.
Так, самозанятые ИП в Раффайзенбанке могут:
Совкомбанк – оптимальное решение для самозанятых без лишних трат и заморочек
Совкомбанк предлагает самозанятым специальный сервис, в котором будет доступен весь основной функционал, необходимый для комфортной работы:
Кроме прочего, банк помогает упростить документооборот и имеет много дополнительных сервисов, которые также будут полезны. Для получения доступа к сервисам достаточно открыть в Совкомбанке счёт.
Киви (Рокетбанк) – современное пакетное решение для компаний, работающих с самозанятыми
Киви Банк и Рокетбанк предлагают свое пакетное решение для сотрудничества с самозанятыми. Оно будет удобно организациям, которые привлекают к сотрудничеству одного или сразу многих самозанятых.
Особенность решения в том, что компания может сама выбрать какой функционал ей нужен: от полного сопровождения всех этапов работ до исключительно организации выплат на карты/электронные кошельки. Настроить работу по вашим желаниям помогут грамотные специалисты.
Компания также уделяет большое внимание безопасности данных и соответствует международным стандартам PCI DSS.
Киви банк заботится о клиентах и проверяет статус самозанятого перед отправкой ему средств, чтобы не подвести предпринимателей под налоговые штрафы. Плюс, позволяет отправлять деньги моментально не только на карты, но и на электронные кошельки, что может быть востребовано фрилансерами.
Ак Барс Банк – стартовый набор с обещанием большего
Ак Барс Банк только недавно стал развивать продукты для самозанятых. На сегодняшний день Ак Барс Банк собрал много полезной информации, касающейся деятельности самозанятых, а также рекомендации от юристов и экономистов по ведению бизнеса.
В этом банке самозанятый также может открыть счёт, после чего в приложении банка получит возможность зарегистрироваться как плательщик НПД, формировать чеки и платить налоги.
Приятным плюсом сервиса для самозанятых станет то, что не нужно привязывать какую-то одну карту для того, чтобы принимать платежи только на нее. Куда бы не поступили деньги – сформируйте чек в мобильном приложении Ак Барс Банка, а если что-то пошло не так, то чек всегда можно аннулировать.
Банк обещает и дальше развивать сервисы для самозанятых и в ближайшее время предложить дополнительный опции. Но пока – только база.
Таким образом, банки для самозанятых предлагают множество готовых решений: от базового набора основных сервисов до полноценных пакетных продуктов для самозанятых и их партнеров. Какой банк выбрать для регистрации и ведения бизнеса, стоит решать взвесив все «за» и «против».
Особенное внимание при выборе банка обратите на размер платы за ведение счёта/карты, возможность осуществления переводов денег без комиссии и другие полезные опции карты или подключаемого сервиса.
Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.
«Что банки предлагают самозанятым»
Чтобы стать самозанятым, нужно выбрать способ регистрации. Самый выгодный — банки, они предлагают особые условия: скидки на продукты банка, круглосуточные консультации, оплату налогов и другие. Давайте разберемся, что банки предлагают самозанятым и как не ошибиться с выбором.
Но прежде чем перейдем к обзору, расскажем про наш новый сервис « Кошелек ». А в конце статьи вас ждет бонус: сводная таблица по всем банкам, которые оказывают услуги самозанятым и официально работают с ФНС. В ней покажем, какие сервисы предоставляет каждый банк.
Не банк, но очень удобно
Самозанятые.рф — не банк, но у нас есть сервис « Кошелек ». Он помогает самозанятым учитывать доход в ФНС, считать налоги и автоматически формировать чеки. Кошельком можно пользоваться одновременно в рабочих и личных целях. Как это работает:
Что нужно учитывать при выборе банка
Обмен данными с ФНС
Есть перечень кредитных организаций — это список банков, которые могут зарегистрировать вас как самозанятого, потому что обмениваются вашими данными с ФНС: ИНН, номером телефона, паспортными данными и другими.
Если какой-то банк предлагает регистрацию на выгодных условиях, но его нет в этом списке — это мошенники.
Прием оплаты на личный счет
В некоторых банках самозанятых прописывают как исключение. В этом случае можно принимать платежи от клиентов на личный счет или карту.
Наличие кредитов и ипотеки
Если вы планируете брать кредит после регистрации — напишите в поддержку банка и узнайте условия. Уточните, есть ли ограничения и бонусы для самозанятых.
Чтобы взять кредит, нужно подтвердить доход.
Если вы хотите кредитоваться в банке, где у вас был счет, на который поступала прибыль, то банк сам посмотрит историю ваших поступлений и решит, одобрять кредит или нет.
Если у вас были поступления, но на счет другого банка — придется подтвердить свой заработок. Это можно сделать двумя способами:
Справка будет готова моментально и придет в виде документа с подписью от ФНС. Его нужно отправить в банк.
Если у банка нет спецпредложений для самозанятых, вы можете попробовать взять потребительский кредит. Для него не всегда нужна справка о доходах. Чтобы узнать, требуется ли этот документ, — обратитесь в поддержку банка.
Дополнительные сервисы и услуги
Каждый банк хочет, чтобы вы пришли регистрироваться к нему, поэтому они создают специальные условия для самозанятых: круглосуточную поддержку, автоматическое списание налогов, онлайн-бухгалтерию, скидки на продукты банков и другое.
Предложения и условия банков
Разберем, какие специальные условия, сервисы и услуги для самозанятых предлагают банки.
Сбербанк
Предлагает бесплатный пакет для самозанятых «Свое дело». Вот что в него входит:
Есть и платные предложения от Сбербанка: страхование ответственности, возврат налогов, личный юрист, ипотека и кредит.
МТС Банк
У него есть только базовый набор услуг: регистрация в качестве самозанятого и автоматическое формирование чеков.
Но у банка есть партнеры, которые после регистрации предлагают:
Зарегистрироваться можно через мобильное приложение банка. Для этого вам нужно приобрести дебетовую карту МТС Банка. Это обязательное условие: на эту карту вам будет поступать прибыль и ее данные нужно будет ввести для авторизации в приложении.
Рокетбанк
На сайте Рокетбанка одна из услуг указана так: «Процесс оплаты налогов автоматизирован».
7 банков с удобными сервисами и бонусами для самозанятых
Налог на профессиональный доход — новый эксперимент от ФНС, который с 2020 года начал действовать в 23 регионах России. Стать самозанятым можно, подав заявление через мобильное приложение налоговой. Но есть и другой способ: несколько банков также предлагают удобные сервисы для регистрации. Рассказываем, как они работают.
Кто такие самозанятые
Самозанятыми называют людей, которые платят налог на профессиональный доход — 4% или 6% от заработанной суммы. Такой налоговый режим доступен:
физлицам и ИП без наёмных работников;
с годовым доходом до 2,4 миллиона ₽;
которые оказывают услуги в 23 регионах России: Москве и области, Санкт-Петербурге и области, Краснодарском крае и т. д.
Самозанятыми могут стать, например, те, кто сдаёт квартиру, делает маникюр или стрижки на дому или продаёт сделанные своими руками товары.
Некоторые банки предоставляют своим клиентам бесплатную возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых, принимать оплату за услуги на карту банка и платить налоги через мобильное приложение. Вот список этих банков и бонусы, которые они предлагают самозанятым.
Сбербанк
Что можно получить:
регистрацию в качестве самозанятого;
обучающую платформу «Деловая среда»;
3 бесплатные консультации юриста.
Клиенты Сбербанка могут зарегистрироваться как самозанятые через приложение «Сбербанк Онлайн». В том же приложении можно будет создавать и отправлять клиентам чеки, причём при платеже на карту от физлица чек сформируется автоматически. Также можно будет увидеть и оплатить сумму налогов, которые ФНС начислит на доходы самозанятого.
Все самозанятые с пакетом услуг «Своё дело» получат цифровую карту с бесплатным обслуживанием, с помощью которой можно будет разделить доход от своего дела и другие поступления. Будет доступен онлайн-календарь для записи клиентов, где можно отмечать рабочие дни и часы и перечень услуг, — с клиентами календарём можно будет поделиться по ссылке. Также самозанятые смогут бесплатно создать сайт с помощью конструктора сайтов со встроенными шаблонами. На закрытом разделе обучающей платформы «Деловая среда» можно будет получить доступ к онлайн-курсам, видео и статьям о бизнесе. В течение трёх месяцев после регистрации в качестве самозанятого клиентам Сбербанка будут доступны 3 бесплатные телефонные консультации в сервисе «Личный юрист» по любым вопросам: деловым, частным и даже бытовым.
Альфа-Банк
регистрацию в качестве самозанятого;
круглосуточную поддержку в чате.
Зарегистрироваться как самозанятый в Альфа-Банке можно через приложение «Альфа-Мобайл».
В приложении также можно оформлять и отправлять клиентам электронные чеки и оплачивать налоги, начисленные ФНС.
Самозанятых в Альфа-Банке будут консультировать в круглосуточном чате. Также им доступны все продукты банка, например дебетовая карта с кэшбэком и процентом на остаток или накопительный счёт. В банке рассматривают возможность предоставления кредитных продуктов специально для самозанятых, рассказали в пресс-службе Альфа-Банка.
Ак Барс Банк
регистрацию в качестве самозанятого;
платный страховой полис с юридической поддержкой.
Клиенты банка могут стать самозанятыми через мобильное приложение «Ак Барс Онлайн».
Через приложение можно формировать чеки и отправлять их клиентам. Сумма налога на профессиональный доход автоматически рассчитывается в приложении, оплатить её также можно в «Ак Барс Онлайн».
Самозанятые могут получить страховой полис от страховой компании «Ак Барс Страхование» на случай потери трудоспособности и нанесения ущерба третьим лицам. Сделать это можно в офисах Ак Барс Банка. Также по полису доступна юридическая поддержка самозанятых: устные консультации по телефону, направление образца договора или документов, которые потребуются для клиентов. Стоимость полиса от несчастных случаев и болезней — 2 тысячи ₽, 3333 ₽ или 4667 ₽; страхование гражданской ответственности — 1 тысяча ₽, 1667 ₽ или 2333 ₽.
МТС Банк
регистрацию в качестве самозанятого;
скидку 30% на программы юридического сопровождения компании АПВД;
платное страхование ответственности самозанятых от Ингосстрах;
3 месяца бесплатного доступа к тарифу Personal в конструкторе сайтов Tilda Publishing;
скидки от 10% на программы страхования от Страхового дома ВСК.
Зарегистрироваться как самозанятый можно через мобильное приложение банка. Там же можно формировать электронные чеки для клиентов, отслеживать автоматический расчёт налогов и оплачивать их.
Для самозанятых доступны бонусы от партнёров МТС Банка. Юридическая компания АПВД предлагает скидки до 30% на программы сопровождения: устная и письменная правовая консультация, предоставление справочной информации, предоставление типовых договоров и т. д. Конструктор сайтов Tilda Publishing даёт бесплатный доступ к тарифу Personal на 3 месяца. Страховая компания Ингосстрах предлагает полис с защитой ответственности самозанятых перед заказчиками (стоимость годовых страховок — 990 ₽, 1890 ₽ или 2690 ₽). Страховой дом ВСК позволяет оформить со скидками 10% программы страхования «Медицина без границ», «Путешествия», «Имущество», «От несчастных случаев» и 13% — «Каско».
Веста Банк
регистрацию в качестве самозанятого;
Клиенты Веста Банка могут регистрироваться как самозанятые через собственное мобильное приложение банка. Через него же можно принимать любые платежи (в том числе через Систему быстрых платежей), формировать чеки и отправлять их клиентам.
Самозанятым доступна дебетовая карта с бесплатным обслуживанием и преимуществами: процентом на остаток на счёте (5%) и снятием до 30 тысяч ₽ в банкоматах любых банков без комиссии.
регистрацию в качестве самозанятого;
Стать самозанятым можно через личный кабинет Qiwi-кошелька.
В нём же можно будет принимать платежи (в том числе настраивать внешний вид платёжной платформы и выставлять счета по API), формировать чеки и отправлять их клиентам, платить налоги. Деньги поступают на Qiwi-кошелёк, также можно использовать банковскую карту Qiwi.
Рокетбанк
регистрацию в качестве самозанятого;
Регистрация самозанятых доступна в приложении «Рокетбанк». Пользователи смогут разделить личные и профессиональные поступления денег на карту, сформировать и выслать чеки, увидеть автоматически сформированный счёт на оплату налогов и отследить всю финансовую статистику по своей деятельности.
Сравнить тарифы РКО для ИП
Бонусы от электронных площадок
Некоторые электронные площадки — например, сайты по поиску работы, заказов или покупателей — также напрямую сотрудничают с ФНС. Они могут автоматически удерживать налог для уплаты, но только если самозанятый сам даст им такое поручение. Список таких площадок есть на сайте ФНС.
Вот площадки, которые предлагают бонусы самозанятым.
Что предлагает самозанятым водителям:
повышенный приоритет заказов;
24 часа без комиссии сервиса (по реферальному коду).
Водители-партнёры, которые зарегистрируются как самозанятые в сервисе «Яндекс.Такси» (Москва), на полгода получат повышенный приоритет и будут получать больше заказов от сервиса.
У других самозанятых водителей можно получить реферальный код. Его можно ввести в конце регистрации самозанятым водителем и получить две бесплатные схемы после первой поездки в качестве самозанятого водителя-партнёра.
Что предлагает самозанятым курьерам:
приоритет в распределении смен;
выплаты чаще — раз в 10 дней.
При написании текста мы не сотрудничали с банками или компаниями. Мы посмотрели, что предлагают самозанятым банки из топ-50 по активам и из списка ФНС.
Как стать самозанятым
И сэкономить на налогах
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников.
Когда говорят о самозанятых, то обычно подразумевают людей, которые применяют экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.
Но бывают и другие самозанятые: репетиторы, няни, сиделки, помощники по дому. До 2020 года они не платили налог с доходов, но теперь налоговые каникулы закончились. В результате эта категория самозанятых стала уменьшаться: одни перешли на НПД, другие — «в тень», а те, что остались — отдают со своих доходов 13% НДФЛ.
Расскажу про плательщиков налога на профессиональный доход: выгодна ли такая самозанятость, кто может перейти на новый налоговый режим и как это сделать.
Как выйти из тени
Кто такие самозанятые
Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Закон о самозанятых. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.
Регионы проведения эксперимента. Новый налоговой режим — это эксперимент, и он действует не по всей стране. В 2019 году самозанятыми могли стать люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.
С 1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.
С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своей территории — теперь самозанятым может стать любой гражданин России, а также граждане стран-членов Евразийского экономического союза.
Отличия от ИП. Самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, нет налоговой отчетности, не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.
Разница между ИП и самозанятым
Отличия от патентной системы. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.
А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на разработку компьютерных программ, и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.
Другое важное отличие: если зарегистрироваться как самозанятый в одном регионе, то можно работать с клиентами по всей стране. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.
Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.
Есть и другие отличия — вот полный список.
Разница между патентной системой и НПД
Патентная система налогообложения | Режим НПД | |
---|---|---|
Можно ли совмещать режим с другими | Можно | Нет |
Виды деятельности | Ограниченный перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности | Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности |
Срок действия | 1—12 месяцев | Бессрочно |
Налоговая ставка | 6% с возможного дохода | 4—6% с реального дохода |
Ограничение по доходу в год | 60 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Работники | До 15 человек | Нельзя нанимать |
Налоговый учет | Книга учета доходов ИП | Нет |
Налоговые декларации | Нет | Нет |
Как работает самозанятость
Со своих профессиональных доходов самозанятый платит только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.
НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.
Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:
Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда закончится эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.
Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.
Бонус будет действовать, пока самозанятый не сэкономит 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.
Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что самозанятому положен бонус, — она сама его применит и все рассчитает.
Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, принимать оплаты, получать уведомления и справки, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход, который получает самозанятый от профессиональной деятельности.
При этом самозанятый должен фиксировать, сколько денег он получил от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.
Налоговый период для НПД — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал самозанятый, и рассчитывает налог. Налоговый период длится календарный месяц — январь, февраль, март и так далее.
Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.
Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.
Например, Иван встал на учет как самозанятый 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.
Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.
Самозанятому не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.
Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.
Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги.
Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить страховые взносы.
Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее — платить нужно.
Например, предприниматель зарегистрировался как самозанятый 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса с 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.
А процентную часть взносов — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо отдать до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он был самозанятым.
А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый не платит отдельные взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медицинскую помощь.
Налоговые каникулы. Раньше зарегистрированные в налоговой репетиторы, няни, сиделки и помощники по дому не платили НДФЛ, но с 2020 года льгота закончилась. А у другой категории самозанятых — плательщиков НПД — налоговых каникул никогда и не было.
Работа с ИП и организациями. Самозанятым выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей, — ставка ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.
Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана. Это сложно, дорого и неудобно.
А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто выдать ему деньги, получить чек и ни о чем больше не беспокоиться. Мы уже рассказывали, как самозанятому работать с организациями, — почитайте на досуге.
Можно ли получать справки для льгот. Самозанятому доступны два вида справок:
Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно как-то убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой, но многим компаниям все равно спокойнее, когда есть справка.
Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату услуг ЖКХ или статус малоимущего. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.
Справки для самозанятых формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Они подписаны электронной подписью ФНС и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.
Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть налога на профессиональный доход — 63% — идет в бюджет того региона, где самозанятый встал на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.
Прием платежей для самозанятых
Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
Прием платежей для них упрощен и выглядит так:
Как передать чек. Это нужно сделать в момент расчета: клиент платит наличными либо переводит деньги на карту или электронный кошелек, а потом сразу получает чек.
Бывает, что самозанятый получает деньги через посредника. Например, плательщик НПД решил принимать платежи на своем сайте. Это можно сделать только через посредника, который снимает деньги с банковской карты клиента и переводит на счет самозанятому — за вычетом своей комиссии. В таких случаях можно не спешить с чеком: его надо предоставить до 9 числа следующего месяца.
Передать чек можно несколькими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.
Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно» — если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.
Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.
Кто может перейти на спецрежим
Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.
Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.
Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.
Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены для самозанятых:
Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою кассовую технику, чтобы принимать платежи.
Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.
Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Самозанятым не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.
Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.
Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСНО). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 дней после потери статуса подать заявление в налоговую по месту жительства о переходе на спецрежим.
А в следующем году можно снова стать самозанятым.
Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы от:
Если клиент рассчитается с самозанятым не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НДП.
Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН, ЕСХН или ЕНВД хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.
Индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, то налоговая аннулирует статус самозанятого.
Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с других доходов самозанятый будет платить сам.
Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как самозанятый.
Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.
Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры не платят за себя страховые взносы и считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».
Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.
Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.
Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдавать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.
Как оформить самозанятость
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть 3 способа отправить заявление:
Что нужно для оформления. Все зависит от того, какой способ регистрации вы выбрали. Если подаете заявление через мобильное приложение «Мой налог», то надо:
Регистрация статуса
Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика. Там все просто.
Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.
Через МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.
Через госуслуги зарегистрироваться нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.
Принцип простой: достаточно авторизоваться через сайт госуслуг, и вы сразу же станете плательщиком НПД. Это удобно и быстро: вводить данные вручную не придется — налоговая автоматически получит всю необходимую информацию.
Проверка заявления. Налоговая проверяет информацию до 6 дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления.
Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.
В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.
Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.