в каком балете чайковского есть вальс снежинок
«Щелкунчик» Чайковского: история создания балета и его краткое содержание
Балет-рекордсмен по числу показов, сценический долгожитель, красочный и парадный — он сам похож на искрящийся новогодний шар, от которого сложно отвести взгляд.
История создания: «сложная» музыка и противоречивая премьера
В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил новый заказ от дирекции Императорских театров. К тому моменту композитор уже создал «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». А теперь руководитель Императорских театров Иван Всеволожский поручил ему написать оперу и балет для постановки в один вечер. Либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал подробный план с хореографической экспозицией.
В процессе работы над постановкой первоначальная хореографическая задумка Петипа изменилась. Известно, что в первой редакции балетмейстер планировал включить во второй акт песни эпохи Французской революции. Разумеется, цензура никогда бы не пропустила на сцену балет с революционными мотивами. Впрочем, одну из тех песен — «Добрый путь, милый дю Молле!» — Чайковский в партитуру все же включил.
Далее к постановке подключился ученик Петипа Лев Иванов, который привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Например, знаменитые вальс снежинок и танец Феи Драже появились в балете именно благодаря Иванову.
Композиторская работа над балетом простой не была. Чайковскому предстояло соединить симфоническую музыку первого действия с дивертисментом без особого сюжета во второй части постановки. Именно по просьбе Петра Ильича премьеру балета отложили на год. В тот период Чайковский писал:
«Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета».
Премьера состоялась в конце 1892 года. Как и задумал Всеволожский, сначала на сцене Мариинского театра показали оперу «Иоланта», а сразу за ней — балет «Щелкунчик». Музыку к обеим постановкам написал Чайковский. В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.
Премьерная постановка содержала два акта и три картины. Тогда балет получил разгромные рецензии. Критики сошлись во мнении, что музыка оказалась сложнее, чем сама постановка, впрочем, были мнения, что и симфоническое сопровождение оказалось слабее, чем обычно. Публицист Константин Скальковский в «Биржевой газете» писал:
«Вообще “Щелкунчик” поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою».
Впрочем, отзывы были, скорее, противоречивыми, чем негативными. Например, художник и театральный деятель Александр Бенуа после увиденной генеральной репетиции балета писал:
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка. великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Интересно, что ведущие роли в премьерном показе исполнили артисты, которые по возрасту были очень близки своим персонажам. Танцовщице Станиславе Белинской, сыгравшей Мари, тогда было всего 12 лет. Танцовщику Сергею Легату, который исполнил партию Щелкунчика, — 17. Оба на тот момент учились в театральном училище Санкт-Петербурга. Увы, после премьеры и их работу критики оценили сурово.
Но несмотря на противоречивые отзывы (даже сам Чайковский признался, что «Щелкунчика» ему было тяжело смотреть из-за слишком ярких костюмов), балет остался на сцене.
Содержание балета: одна необыкновенная ночь
«Щелкунчик» неспроста уже несколько столетий остается любимой рождественско-новогодней историей на балетных сценах мира. Действие балета разворачивается в доме Штальбаумов, куда на празднование Нового года собираются гости. Дети хозяев, Мари и Фриц, ждут настоящих чудес и яркого праздника. Среди гостей оказывается их крестный — Дроссельмейер, который подготовил для детей необычный сюрприз.
Настоящее украшение первого действия — роскошная праздничная ель. Дети собираются перед ней в ожидании подарков.
Дроссельмейер предстает в образе волшебника, способного оживить игрушки. Дети завороженно наблюдают за ним и его таинственной магией. Вдруг волшебник снимает маску — и оказывается крестным, который готов порадовать Мари и Фрица подарками. Он-то и вручает девочке куклу — нескладного забавного Щелкунчика. Фриц со свойственной шаловливым мальчишкам неловкостью ломает игрушку. Мари жалеет нового друга, бережно качает его. А Фриц с другими детьми продолжает игру. Они надевают маски мышей и дразнят расстроенную девочку. Вскоре праздник завершается, и гости покидают дом Штальбаумов.
Мари спешит на помощь к поверженной кукле, а навстречу ей уже идет прекрасный принц. Волшебство продолжается: стены дома будто раздвигаются, и Мари с принцем оказываются под звездами около наряженной ели. На верхушке праздничного дерева мерцает звезда, и они устремляются к ней в волшебной ладье.
Второе действие балета начинается там же, где герои остались: на пути к яркой звезде на елочной верхушке. Когда до волшебной манящей цели остается чуть-чуть, на них вновь нападает мышиная армия с королем. Щелкунчик, теперь уже в образе принца, смело дает отпор, а Мари с куклами в волнении наблюдают за исходом сражения. Теперь Щелкунчик побеждает врага — время праздновать победу!
Яркая часть второго действия — танцы оживших кукол и фей, торжество победившего добра в волшебном городе Конфитюренбурге. Мари и Принц счастливы на этом празднике, ведь их мечты сбылись!
Новогодний бал прекрасен, но развязка возвращает к реальности. Праздничная ночь прошла, Мари сидит рядом с елью и держит на коленях куклу — забавного и безмолвного Щелкунчика. Волшебная греза исчезла с наступлением нового дня.
После премьеры: история российских и зарубежных постановок
«Щелкунчика» ожидала долгая жизнь на сцене. Сразу после премьеры он задержался в репертуаре Мариинки более чем на 30 лет. За этот период балет, разумеется, менялся, но публика всегда встречала его тепло.
В 1919 году балет Чайковского на сцену московского Большого театра перенес Александр Горский. Эту версию критики и публика признали новаторской и, в отличие от «классической» версии, приняли хуже. Надолго в репертуаре театра она не задержалась.
Спустя четыре года обновленный «Щелкунчик» вновь оказался на сцене, на сей раз в Петербурге. Балетмейстер Федор Лопухов представил постановку, где главную героиню звали Маша. Хореограф работал в традициях авангарда. От привычных сверкающих новогодних декораций было решено уйти: их заменили разноцветные щиты на колесах. Этот балет тоже быстро исчез из афиши: состоялось менее 10 показов.
Новая Мариинская вариация «Щелкунчика» увидела свет в 1934 году. Балетмейстер Василий Вайнонен представил постановку, явно ориентированную на юных зрителей: куклы в ярких костюмах, сверкающая елка и даже фокусы на сцене. Кстати, в премьерном показе на сцену вышла Галина Уланова. В этом же году «Щелкунчик» впервые «эмигрировал» в Лондон вместе с хореографом Николаем Сергеевым.
В 1954 году хореограф Джордж Баланчин познакомил с балетом Чайковского жителей Нью-Йорка. За основу он взял классическую постановку Петипа, добавив свою хореографию. Спектакль полюбился зрителям и стал классикой.
12 марта 1966 года свою вариацию балета на сцене Большого театра представил хореограф Юрий Григорович. Он же написал либретто, опираясь и на первоисточник — сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана, и на работу одного из своих предшественников — Мариуса Петипа. Эту современную постановку справедливо считают наиболее близкой к канону. Кстати, зрители Большого видели «Щелкунчика» более 500 раз! Если прибавить к этой внушительной цифре другие постановки, станет понятно: балет Чайковского — не только долгожитель, но и рекордсмен по количеству показов.
А для танцовщика и хореографа Рудольфа Нуреева третий балет Чайковского стал пространством экспериментов. Он заметно переделал либретто Петипа, создав более готичный сюжет, отсылающий по атмосфере к немецкому первоисточнику, образцу романтизма. С 1967 года эта постановка идет на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден».
Партию «Щелкунчика» на сцене Американского театра балета с успехом исполнил танцовщик Михаил Барышников в 1976 году. Он же выступил хореографом в этой постановке. Американская публика полюбила историю о девочке и нескладном Щелкунчике так же сильно, как и наша: ежегодно в США идут сотни постановок под Рождество.
Символы «Щелкунчика»: Фея Драже и настоящий карнавал образов
Один из самых узнаваемых отрывков классической постановки — танец правительницы Конфитюренбурга Феи Драже во втором действии. На премьере в 1892 году этот номер исполняли на миниатюрном фортепиано с металлическими пластинами вместо струн. Инструмент назывался челестой, а привез его Чайковский из Парижа. До первого показа в России такую музыку не слышали: впоследствии театральные критики сравнивали звучание челесты с нежным звоном хрусталя. А в либретто Мариуса Петипа звуки танца Феи сравнивались со звуками падающих капель.
С хореографической точки зрения «воздушный» танец Феи Драже тоже оказался непростым и включал 16 фуэте. Впервые эту партию в Мариинке исполнила итальянская прима-балерина Антониетта Дель-Эра.
Хореографическая кульминация балета — известный во всем мире Вальс цветов. В премьерной постановке 1892 года его исполняли 24 артиста кордебалета и 8 солисток, одетые в золотые костюмы. Впоследствии число танцовщиков изменилось: осталось 6 солистов и 16 артистов кордебалета. Сначала вальс называли золотым — по цвету костюмов танцовщиков, затем розовым, когда в 1934 году балетмейстер Василий Вайнонен вывел на сцену Мариинки артистов в розовых одеждах. Неизменная аллюзия, возникающая при взгляде на танцующих, — букет ярких цветов в вазе.
Еще один танец-символ балета Чайковского — Вальс снежных хлопьев, или Вальс снежинок, изначально поставленный помощником Петипа Львом Ивановым. Сюжетно этот танец связан с препятствиями, которые возникают перед Мари и Принцем на их пути в волшебный Конфитюренбург. Со временем число артистов, исполняющих снежный танец на сцене, тоже сократилось — с 60 до 38.
Работа над «Щелкунчиком» — ответственная задача для художников сцены. В классической постановке можно насчитать около 150 костюмов, причем свои визуальные образы в балете есть не только у людей, кукол, фей и мышей. Снежинки, игрушки, даже цветы появляются в постановке в собственных уникальных костюмах. А еще, по примерным подсчетам, каждый танец снежинок требует не менее 20 килограммов конфетти. По-карнавальному зрелищный, с атмосферой настоящего праздника — таким «Щелкунчика» знают и любят ценители балета во многих странах.
Премьер Большого театра Артем Овчаренко, исполняющий партию Принца-Щелкунчика, так сказал о бессмертной постановке:
«Спектакль “Щелкунчик” Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются».
Продолжаем разговор о «Щелкунчике» и снежинках
Наша следующая остановка – спектакль В.И.Вайнонена (ленинградский ГАТОБ, 1934).
Когда в 1933/34 гг. Вайнонен приступил к работе над «Щелкунчиком», русская балетная сцена знала три различных взгляда на этот балет. Ленинградцам была памятна первая постановка Л.И.Иванова – в последний раз ее возобновляли в 1923 г., с опозданием в два месяца отметив 30-летний юбилей спектакля. «Вальс снежных хлопьев» в этом возобновлении был переставлен Ф.В.Лопуховым, по разным данным не сумевшим вспомнить оригинал или посчитавшим необходимым решить сцену иначе. Успеха перестановка не имела. У А.А.Горского (Большой театр, 1919) снежинки выступали в образе девочек-Снегурочек в шубках, приплясывающих на полянке в зимнем лесу. У Лопухова, в его оригинальной версии 1929 г. – в образе герлз. Вальс строился с использованием приемов мюзик-холльной хореографии и танцевальной акробатики. На сцене ни тот, ни другой вариант не удержался, и в 1930-х гг. перед Вайноненом встала задача «изобрести классику» – поставить «Щелкунчика» в формах академического балетного спектакля конца XIX в., так, как он мог бы быть поставлен Ивановым и Петипа.
С этой задачей хореограф блестяще справился. Его «Щелкунчик» сразу был признан каноническим вариантом балета, переносился и продолжает переноситься на сцены всего мира, служил и по-прежнему служит основой для новых редакций. А «Вальс снежинок» занял в фонде классического наследия место по соседству с белыми актами балетов XIX века.
Первоначальная постановка Вальса не один год шлифовалась балетмейстером. Его композиция делалась все более ясной и лаконичной, движенческая составляющая – более однородной. К концу 1940-х гг. возросшая техника кордебалета позволила поручать всем танцовщицам одинаково виртуозные движения и перестраивать их по сцене, не заботясь о том, чтобы та или иная группа оказывалась впереди или позади других. В результате Вальс приобрел знакомый нам вид.
В этой окончательной редакции он начинается с четырехголосного хореографического канона. Четыре артистки кордебалета вылетают из разных углов сцены, сходятся к центру, расходятся по сторонам, продолжают ход по кругу. Тем временем из кулис появляются три следующие четверки. Повторяемые ими в одном и том же рисунке па накладываются друг на друга, так что к середине экспозиционного раздела мы видим сразу все три части хореографической темы (выход по диагоналям, расхождение из центра по сторонам, движение по кругу). Снегопад усиливается. Снежинки летают, свивая узоры. Балетмейстер передает это не иллюстративными, а чисто хореографическими средствами.
Со вступлением детского хора в Вальс включается двойка солисток. Им отведены первые танцевальные периоды в каждой части. Они задают основные па, подхватываемые кордебалетом. В хореографии обильно использованы прыжки – перед нами не мягко стелющиеся «снежные хлопья» из постановки Иванова, а снежинки, свободно летающие в ночном небе.
Кроме танцовщиц-снежинок, в номере участвуют Маша и Щелкунчик-принц. У Вайнонена картина зимнего леса начинается с их лирического дуэта, и Вальс знаменует начало путешествия в Конфитюренбург. В кульминации они повторяют за солистками большие жете – поднявшийся ветер несет их навстречу миру. В финале, когда все снежинки улетают в кулису и еще раз проносятся по наклонному помосту за декорацией, герои вновь остаются вдвоем и счастливо кружатся на серебрящейся от лунного света лесной поляне.
Предлагаю посмотреть две записи «Вальса снежинок» из спектакля Мариинского театра. На первой (2017, Маша – Рената Шакирова, Щелкунчик-принц – Давид Залеев) хорошо видны рисунок и структура номера, на второй (1994, Маша – Лариса Лежнина, Щелкунчик-принц – Виктор Баранов) полностью представлены все «включения» в Вальс героев, пропускаемые в современных исполнениях.
В какои балете чайковского есть вальс снежинок
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.
Виды:
по исполнителю;
1) аккомпанемент солисту или группе исполнителей (музыкальный ансамбль, хор) на каком-либо музыкальном инструменте, иногда аккомпанируют несколько музыкантов или хор;
2)аккомпанемент мелодии вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию
.3) по роли в композиции
4)гармоническая и ритмическая опора для исполнителя
;5)равноправная партия ансамбля
;6) необязательный аккомпанемент (ad libitum) (может быть опущен без ущерба произведению в целом).
«Лучче ж би потятим бути,
аніж полоненим бути».
Кожний народ має свої погляди на моральні якості людини. Ці погляди передаються з покоління в покоління, шліфуються і збагачуються. Одним із найбільших скарбів українського народу є середньовічна поема «Слово о полку Ігоревім». Наш народ може пишатися своїми літературними і мистецькими традиціями, адже «Слово. » — це єдина пам’ятка Київської Русі, яка здобула всесвітню славу.
З поеми ми дізнаємося про життя українського народу в сиву давнину, про його героїчну боротьбу із зовнішніми ворогами і внутрішніми феодальними чварами. У творі невідомий автор змалював героїчних захисників Руської землі, які в XII столітті вели боротьбу з половцями.
Автор із любов’ю зобразив наших героїчних предків. Перед нами виразно виростають мужні постаті, які однаково впевнено тримали в руках спис і рало. Як же треба було любити рідну землю і її народ, щоб створити такі образи!
Серед усіх персонажів твору виразно виділяється хоробрий князь Ігор Святославич. Читаючи твір, ми уявляємо його на чолі відважної дружини, яка вирушила у похід проти ворогів.
Новгород-Сіверський князь із перших рядків поеми постає перед нами як патріот: він мужньо боронить рідну землю від найзапеклішого ворога — половців. Своїм найсвятішим обов’язком Ігор вважає захист батьківщини. Він готовий віддати життя за ЇЇ свободу:
«Сповнившись ратного духу,
він навів свої хоробрі полки
на землю Половецькую
Князь Ігор — вірний син Руської землі. Потрапивши у полон, він не втрачає надії повернутись на батьківщину, навіть подумки долає перешкоди:
Ігор мислю поля мірить
Такими ж вірними патріотами рідної землі були і його воїни. Вони готові віддати життя за честь батьківщини. Тому рішуче і відважно дві доби б’ються вони з кочівниками.
Ігор — безстрашний і рішучий. Ці його риси найповніше розкриваються перед початком походу на половців. Він не зважає на віщування природи, а прагне досягти своєї мети. У бою Ігор поводиться як мужній і хоробрий воїн. Моральною і фізичною силою князів Ігоря і Всеволода захоплюються і сам автор, і київський князь Святослав, який говорить: «Ваші хоробрі серця в жорстокім харалузі сковані, а в смілості загартовані».
Благородство штовхає Ігоря на допомогу Всеволоду, адже князь розуміє, як потрібні в бою взаємодопомога і взаємовиручка: «Ігор полки завертає, жаль бо йому милого брата Всеволода».
Але поряд із позитивними рисами Ігор має і вади. Честолюбство і нерозсудливість стали причиною поразки. Адже він виступив у похід сам, не порадившись ні з ким, навіть із київським князем. Самовпевненість і нехтування попередженням природи дорого обійшлися руському війську, про що у творі говориться так: «Ігоря хороброго полку — не воскресити!» Отже, прославляючи мужність і патріотизм князя Ігоря, автор засуджує його легковажність, честолюбство, підкреслюючи, що тільки спільними зусиллями русичів можна подолати ворога.
Більше восьмисот років минуло з часу написання «Слова о полку Ігоревім», а воно живе і хвилює серця людей.
Після знайомства з образом Ігоря у мене з’явилося переконання у непоборності народу, який має таких мужніх захисників. Образ Ігоря близький мені своїм глибоким патріотизмом, відданістю рідній землі, незламністю і відвагою.
Конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» для детей средней группы
Анастасия Пушкина
Конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» для детей средней группы
Цель: Развитие предпосылок целостного восприятия и понимания смысла произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Обучающая: Формировать навыки культуры слушания музыки; учить чувствовать характер музыки (таинственная, веселая, мелодии, темпе; высказывать свои впечатления о прослушанном; расширять представления о творчестве композитора П. И. Чайковского.
Развивающая: Развивать эмоции сопереживание музыкальному произведению; развивать воображение, образное мышление; музыкальные способности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
Воспитательная: Воспитывать интерес к музыкально- художественной деятельности, эстетическую воспитанность.
Средства: музыкальное произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Виды деятельности детей: Слушание музыки, отгадывание загадок, общение, танцевальная импровизация (ритмопластика)
Методы и приемы: наглядно-слуховой-слушание произведения; словесный метод- рассказ, беседа, сюрпризный момент.
Оборудование: аудио запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», ноутбук, флешкарта с музыкальным произведением.
Предварительная работа: Занятие по экологии «Снежинки», наблюдение на прогулке за падающими снежинками, беседа «Кто такой композитор».
Ход занятия:
I.Вводно- мотивационная часть:
Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас? (ответ детей)
Воспитатель: правильно, наступила зима
Падают снежинки.
Падают, кружатся белые снежинки….
Ой, посмотрите, и я поймала снежинку, но она не тает, наверно, она волшебная. Я знаю одного известного композитора, который написал музыкальную композицию про снежинки. Хотите узнать, кто этот композитор и что за композиция? (ответ детей)
— Воспитатель: Дети, вы хотите совершить необычное путешествие?
— Воспитатель: как вы думаете, в какую страну нам надо отправиться, чтобы встретиться с музыкой?
— Дети – В музыкальную!
Дети усаживайтесь, и готовимся к встрече с музыкой.
— Воспитатель: Дети посмотрите, у меня в руках портрет. Кто это к нам сегодня пришел?
Он пишет музыку для нас,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с композитором П. И. Чайковским и будем слушать произведение «Вальс снежных хлопьев»
— Воспитатель: Сели все удобно. Послушайте внимательно, а по окончанию я задам вам вопросы.
Слушание фрагмента П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
— Воспитатель: Ребята, послушали внимательно произведение? Какой характер у этого произведения? (ответы детей)
–Воспитатель: о чем рассказывает музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежных хлопьев»? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, музыка рассказывает о сказочном зимнем лесе, мелькание легких, волшебных, сверкающих снежинок.
— Воспитатель: Расскажите, как рассказывает музыка? (ответы детей)
— Воспитатель: легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинок. В музыке передана картина сказочного леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятенное, но одновременно и светлое.
-Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем фрагмент. Какой у мелодии темп? (Ответы детей)
–Воспитатель: мелодия плавная темп спокойный, умеренный, ритм то медленный, то усиливается как от резкого дуновения ветра.
— Воспитатель: Давайте мы с Вами еще раз послушаем произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» и вы в свободной форме подвигаетесь.
III. Заключительная часть.
— Наше увлекательное путешествие в музыкальную страну закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой.
— Как называется музыкальное произведение, которое мы с вами слушали?
— Кто автор этого вальса?
— Понравилась ли вам музыка?
Какие вы все молодцы! Я надеюсь, вам было интересно и весело! До новых встреч!
Конспект беседы для детей старшей группы «Бархатцы» h3]Цели:[/h3] продолжать учить различать и называть цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать.
Конспект беседы «Кто живет в лесу?» для детей средней группы Цель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, ёжик медведь, продолжать формировать знания детей об их.
Конспект беседы «Неизвестный предмет» с детьми средней группы Задачи. • Формирование знаний у детей, что нельзя брать неизвестные предметы, так как они могут оказаться опасными для жизни. • При обнаружении.
Конспект беседы по ОБЖ с детьми средней группы «Безопасность в лесу» Программное содержание. Познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают в лесу. Закрепить основные правила безопасности в природе.
Конспект беседы с детьми средней группы «Скоро зима» ЦЕЛЬ: Формировать у детей представление о жизни диких животных зимой. задачи: продолжать формировать представление у детей о питании диких.
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию произведения С. Маршака «Багаж» в средней группе Задачи: Воспитывать интерес к произведениям одного автора. Развивать умение видеть юмористические моменты в стихотворном тексте. Продолжать.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Цветы» под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» Конспект занятия «Цветы» нетрадиционное рисование (под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов») Цель: продолжать обучать детей изображать.
Видео и конспект беседы с детьми средней группы «Кто такой газовик?» Цель:расширение и обобщение представлений детей о профессиях газовой отрасли, орудиях труда, трудовых действиях. ЗАДАЧИ формировать восприятие.
Видео музыкального спектакля «Муха — Цокотуха» для детей средней группы Выходят дети (насекомые: божьи коровки, бабочки, пчела, тараканы, жук встают на свои места на ярмарке). Муха сидит за столом Воспитатель:.