узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции

Образ и характеристика Любови Раневской — героини пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

Судьба Раневской

Любовь Андреевна — уже немолодая, но, по словам купца Лопахина, «всё такая же великолепная». В начале пьесы она приезжает из Парижа и узнаёт, что её имение с вишнёвым садом в августе будут продавать, потому что в банк не заплачены проценты. Оно не приносит дохода, и его обитатели живут на деньги, взятые в долг.

В молодости Раневская, как говорит её брат Леонид Андреевич Гаев, «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Шесть лет назад умер её муж, злоупотреблявший шампанским, а через месяц в реке утонул её семилетний сын Гриша. Любовь Андреевна очень переживала. Чтобы не видеть реки, напоминавшей утончённой даме о гибели её сына, она насовсем уехала за границу, оставив в имении своих дочерей: Аню, которой тогда было только двенадцать лет, и приёмную дочь Варю, которой было девятнадцать лет. Её не тревожила судьба дочерей, за границей она продолжала сорить деньгами.

Во Франции Раневская купила дачу, чтобы там жил её заболевший любовник, который приехал вслед за ней из России. Три года она ухаживала за больным. Затем дача была за долги продана. Раневская уехала в Париж, и там любовник её обобрал и бросил. Любовь Андреевна пробовала отравиться, затем её, оставшуюся без денег, потянуло на Родину.

Она вспомнила, наконец, о своей младшей дочери, вызвала её в Париж для того, вероятно, чтобы Аня привезла ей деньги на дорогу. Семнадцатилетняя девушка, отправившись с гувернанткой за матерью, тяжело перенесла дальнюю дорогу. По дороге домой Любовь Андреевна снова сорила деньгами, на вокзалах заказывала самые дорогие блюда, лакеям давала большие чаевые. Аня переживала, чтобы хватило денег доехать до дома. Раневская за дорогу потратила всё до копейки.

Такова история жизни Раневской до начала пьесы, рассказанная ею самой, Гаевым и Аней.

Черты характера, поступки

У Раневской, как и у Лопахина, противоречивый характер, поэтому противоречивы и поступки:

Противоречивость характера Раневской видна и в том, что она добра, ласкова, но эгоистична и нетактична. Любовь Андреевна спрашивает Петю Трофимова: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»; говорит и Гаеву, и Фирсу, что они постарели.

Любовь Андреевна — щедрый человек, но отдаёт последние деньги какому-то пьянице, не думая о старых слугах, которые живут в людской уже впроголодь.

Непрактичная, бездеятельная, ленивая Раневская вообще не думает о деньгах и надеется на чудо, которое спасёт вишнёвый сад от продажи за долги.

Безрассудность и доверчивость Любови Андреевны позволили любовнику обобрать её, но она не хочет об этом думать и снова едет к нему во Францию.

Отношение к окружающим

Раневская относится к дочерям ласково. Своего брата Гаева она упрекает в том, что он говорит много и всё некстати, а Петю упрекает в том, что он ничего не понимает в любви, неоднократно говорит ему, что он некрасивый.

Лопахина Раневская считает хорошим, интересным человеком, желает, чтобы он женился на Варе.

Отношение окружающих к героине

Конечно, Раневская хороший, «лёгкий, простой человек», как говорит о ней Лопахин, но её легкомыслие, склонность к транжирству стали причиной гибели вишнёвого сада, который она очень любит.

У неё такие «удивительные, трогательные глаза», что окружающие не замечают её эгоизма.

Лопахин относится к Раневской очень хорошо. Он признаётся, что любит её больше, чем родную, и благодарен ей за то, что она когда-то сделала для него много хорошего. Он удивляется её легкомыслию, нежеланию отдать сад и землю в аренду, чтобы спастись от разорения. Когда сад был продан на аукционе за долги, Лопахин жалеет разорившуюся Раневскую.

Жалеет мать и Аня, она её очень любит, не упрекает, что Раневская пять лет назад уехала за границу, оставив дочерей. Аня хочет после окончания учёбы трудиться и помогать матери.

Вывод

Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» помогает понять, что на рубеже 19–20 веков русское дворянство стало окончательно недееспособно. Время господства этого класса в России прошло. Раневская осознаёт, что разорение, утрата вишнёвого сада — это расплата за грехи и личные, и всего её рода.

Характеристика образа Любови Раневской, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. image. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции фото. узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции-image. картинка узнайте героя пьесы вишневый сад по отличительным чертам поездки в париж дача во франции. картинка image. Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

«Вишнёвый сад»

1. Прошлое время в пьесе

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Отличительные черты героини:

• Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

• В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

• Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Раневская Любовь Андреевна
Гаев, брат Раневской
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!»
Представители прошлого
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

2. Настоящее время в пьесе

Кто из героев является представителем времени настоящего?

Отличительные черты героя:

• Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

• Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

Лопахин
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».

3. Будущее время в пьесе

С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?

Отличительные черты героя:

• Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

• Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

Петя Трофимов
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.

Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего),ни студента Трофимова (смело заглядывающего в

будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.

Источник

«Вишнёвый сад» (А. Чехов)

Цитата: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. ».

История создания

«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.

Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.

К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.

Проблематика:

Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).

Время и место действия

Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.

Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.

Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.

Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.

Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.

Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.

Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.

Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.

Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.

Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.

Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».

Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).

Краткое содержание

Действие 1

Комната в имении, которую все называют детской.

Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.

Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.

Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.

Действие 2

Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.

Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.

Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.

От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.

Действие 3

Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.

Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.

Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.

Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.

Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.

Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.

Действие 4

Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.

С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.

Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.

Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.

Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.

Экранизации

«Вишнёвый сад» (Японская империя, 1936); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1981, в роли Раневской — Джуди Денч); «Вишнёвый сад» (Россия, 1993); «Вишнёвый сад» (Греция, Франция, 1999, в роли Раневской — Шарлотта Рэмплинг, в роли Гаева — Алан Бейтс); «Сад» (Россия, 2008).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите прозвище конторщика Епиходова.

Ответ. Двадцать два несчастья.

Как называется высказывание персонажа в пьесе?

Источник

Тестовая работа по дисциплине литература. Тема «Вишневый сад». А.П.Чехов»

Тестовые задания по пьесе «Вишневый сад»

1. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

2. К какому роду литературы принадлежит «Вишневый сад»?

3. Авторское обозначение жанра «Вишневый сад»? а) драма; б) трагедия; в) комедия;

4. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья.» Кого? а) Фирса; б) Епиходова; в) Гаева;

5. Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; а) Трофимову; б) Гаеву; в) Раневской;

6. Кого из героев назвали «облезлым барином»? а) Яшу лакея; б) Трофимова; в) Гаева;

8. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!. Прощай!.»? а) Аня; б) Варя; в) Раневская;

9. Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья»?

а) Трофимову; б) Лопахину; в) Гаеву;

10. Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить. “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»? а) Пищик Яше; б) Раневская Гаеву; в) Раневская Трофимову;

а) они построены как диалоги-монологи;

б) они построены как классические диалоги: реплика является ответом на предыдущую;

в) они построены как неупорядоченный разговор;

12. Чьи это слова: «Начинается новая жизнь, мама!» а) Варя; б) Аня; в) Дуняша;

13. О ком говорят: «Хороший она человек. Легкий, простой человек»

а) Раневская; б) Аня; в) Варя;

15. Чьи отличительные черты перечислены: поездки в Париж, дача во Франции, романтическая восторженность, мимолётность настроения:

а) Раневская б) Гаев в) Лопахин

16. Чьи отличительные черты перечислены: ум, энергичность, деловитость:

а) Раневская б) Гаев в) Лопахин

17. Чьи отличительные черты перечислены: никчёмность, безволие:

а) Раневская б) Гаев в) Трофимов

18. Герой, любящий природу, музыку: а) Раневская б) Гаев в) Лопахин

19. Герой, любящий бильярд: а) Раневская б) Гаев в) Трофимов

20. Представитель настоящего в пьесе: а) Раневская б) Лопахин в) Трофимов

22. Кто не был хозяином вишневого сада: а) Раневская; б) Гаев; в) Трофимов;

24. Как часто плодоносит вишня? а)1 раз в год б) два раза в год в)1 раз в два года

25. Закончите фразу Лопахина: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё и …» а) купцы; б) дачники; в) студенты;

Ответы на тестовые задания по пьесе «Вишневый сад»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *