срок службы газового котла в частном доме по закону
Срок службы настенных и напольных газовых котлов
Любое отопительное оборудование имеет свой срок эксплуатации. Поэтому при выборе техники мы обращаем внимание на качество материалов, прочность и место производства. Каждый покупатель хочет, чтобы его нагреватель работал как можно дольше. Для этого важно понимать, от чего зависит нормативный срок службы газовых котлов. В среднем он работает 7–12 лет.
Какие факторы негативно влияют на работу и способствуют износу? Как предупредить поломку? Эта статья поможет вам понять, как правильно выбирать и эксплуатировать газовый котел, чтобы избежать быстрого износа.
Что влияет на срок службы газового котла
Считается, что длительность работы агрегата зависит от его класса. Так, модели эконом-класса в среднем служат от 7 до 12 лет. При этом прибор ремонтируется по мере необходимости. Модели мидл-класса (средней ценовой категории), как обещают производители, проработают 10–15 лет.
Почему учитывается класс? Потому что в дешевых приборах используются менее качественные материалы, механическое управление, зачастую нет дисплея. Они не столь эффективны в работе и не оснащаются новейшими функциями.
Котлы средней и высшей ценовой категории снабжаются узлами из качественных материалов. Имеют встроенные датчики, автоматику, самодиагностику и полезный функционал. Электронное управление и наличие дисплея делают использование комфортным. Но в то же время, цена на эти устройства часто «накручивается» на имени производителя.
Например, такие известные марки, как «Аристон », «Бош », «Вайлант », стоят значительно дороже, чем менее известные. Этим пользуются непорядочные фирмы, которые вместо дорогих комплектующих используют менее качественные китайские. В результате вы переплачиваете, а срок эксплуатации котла премиум-класса такой же, как в эконом-сегменте.
Какие факторы стоит учитывать
Кроме класса и ценового сегмента, на длительность эксплуатации газового оборудования влияют и другие аспекты.
Материал теплообменника
Почему срок службы настенного прибора короче, чем напольного? Возможно, имеет значение тип размещения? Нет, просто напольные агрегаты оснащаются чугунными или стальными теплообменниками. За одинаковый период работы процент износа у них значительно ниже, чем у медных радиаторов, которые устанавливаются в навесных котлах.
Медь тоньше стали, и при работе она поддается окислению, коррозии. Люфты в теплообменнике можно запаять, но прослужит узел недолго. Средний срок работы — от 5 до 10 лет максимум. Практика показывает, что медные радиаторы служат не более 7 лет, после чего подлежат ремонту или замене. Они более чувствительны к качеству водопроводной воды.
Техника, устанавливаемая на стене, обладает меньшей мощностью, чем напольная. Это приводит к постоянной работе на максимальной мощности и быстрому износу.
Имеет значение и вид теплообменника. Обычный змеевик можно самостоятельно очистить от накипи, и котел продолжит работу. Битермические радиаторы не подлежат очистке, а замена узла практически равна стоимости нового устройства.
Тип горелки
Газовые приборы имеют два типа горелок:
Причем здесь время эксплуатации? Принудительный отвод продуктов сгорания более эффективен. Котел работает с большей отдачей, что повышает коэффициент полезного действия и уменьшает нагрузку на его агрегаты.
В приборах с атмосферной камерой сгорания скапливается много сажи в отверстиях и на элементах. В итоге техника затрачивает больше мощности для поддержания работы, температуры нагрева, поэтому узлы быстрее выходят из строя.
Электроника и автоматика
Электронные модели оснащены датчиками контроля, самодиагностикой и требуют подключения к сети. Нестабильность в сети, скачки напряжения приводят к порче элементов. Рекомендуем устанавливать стабилизатор напряжения.
Особенности эксплуатации
Срок эксплуатации техники для отопления изначально зависит от правильного выбора. Для этого необходимо подбирать котел с учетом особенностей помещения, в котором он будет работать, и планируемых пиковых нагрузок. Рекомендуется выбирать котел с запасом мощности 15–20%.
Выбирайте помещение для установки техники согласно нормативам. Внутри не должно быть влажно. Коррозия быстро разрушает теплообменник, поэтому монтируйте воздухоотводчик для стравливания лишнего воздуха.
Чтобы предупредить появление накипи, устанавливайте магнитные фильтры. Они смягчают воду, притягивая тяжелые соли.
Также на продолжительность «жизни» агрегата влияет давление. Чтобы показатели были стабильными, включайте в обвязку расширительный бак.
Рекомендации по выбору отопительного оборудования:
Через сколько лет необходимо поменять котел
Срок службы напольного котла
Напольные котлы имеют срок эксплуатации значительно больше, чем навесные. Этот факт обуславливается также материалом теплообменника. Теплообменник из стали или чугуна при правильной эксплуатации и установке прослужит до 20 лет. Напольные котлы намного мощнее навесных котлов, поэтому их редко включают на полную мощь. Если периодически проводить глубокую чистку теплоносителя, то газовый котел будет служить не один десяток лет.
Срок службы котлов зависит от правильности проведения монтажных работ и дальнейшего сервисного обслуживания. Любой котел независимо от типа должен быть установлен на ровной поверхности, от этого зависит равномерное нагревание. Своевременное сервисное обслуживание котла выявляет на раннем сроке и заменяет износившиеся детали, что продлевает значительно срок его эксплуатации. (См. также: Какой настенный газовый котел лучше?)
Каждый производитель заявляет свои гарантийные сроки для работы газовых котлов, которые основываются на их технических характеристиках. Совет: для большей надежности необходимо приобретать газовое оборудование только проверенных марок, к примеру, а также доверять их монтаж котлов профессионалам.
Как выбрать лучший газовый котел
Работать вечно не может ни одно устройство в мире. Газовый котел довольно сложное устройство, требующее время от времени починки. Поинтересуйтесь, какое сервисное обслуживание предоставляет фирма. (См. также: Как выбрать газовый котёл для дома)
Многие газовые котлы имеют систему автоматики, насосы, которые работают от электроэнергии. Такие котлы не могут функционировать без постоянной подачи электричества. Если имеются перебои с электроэнергией, такие устройства не подойдут.
Необходимо продумать: какой тип котлов подойдет жилью напольный или настенный. Если требуется котел большой мощности, то лучше всего выбрать напольный тип оборудования. Минус такого агрегата, для него необходимо выделить отдельное помещение. Для обычной кухни подойдет более компактный вариант — настенный котел.
Также нужно определиться, для каких целей необходим котел. Если необходима только подача тепла, то целесообразнее купить котел одноконтурного типа, если нужна подача еще и горячей воды, то следует приобрести двухконтурного типа. (См. также: Промышленные газовые котлы отопления)
Стоит рассмотреть такую характеристику котлов, как тип камеры сгорания. Оборудование с открытой камерой сжигают воздух помещения. Для таких котлов необходим оборудованный дымоход и постоянный поток воздуха извне. Также следует учесть, что их корпус перегревается, поэтому котел с открытой камерой сгорания не стоит устанавливать рядом с счетчиками, мебелью из дерева и шторами. Котлы с закрытой камерой имеют в своем строении коаксиальную трубу, которая поглощает воздух с улицы и выводит обратно. Такой котел является экономичным вариантом, так как в коаксиальной трубе происходит равномерное смешивание газа и воздуха, поэтому корпус котла с закрытой камерой сгорания не перегревается.
Современный рынок представляет выбрать на свой вкус газовые котлы отопления, и какой из них лучше решать покупателю. Выбор оборудования зависит от потребностей, которые наиболее важны потребителю.
Всегда хочется приобрести оборудование, которое будет работать долго. Газовые котлы, как и любая техника, имеют свой срок эксплуатации. В первую очередь срок работы определяется условиями, при которых работает котел, его технической характеристикой и правильной установкой. У настенных и навесных газовых котлов разный срок службы. (См. также: Устройство газового котла)
Порядок действий при замене газовых устройств
Законодательством предусмотрены определенные правила замены газового котла в частном доме. Данную процедуру следует выполнять по следующим этапам:
Случается, что газовая служба не дает разрешение на замену, но при этом всегда указываются причины отказа. В этом случае следует исправить замечания, выявленные газовой службой, и подать документы снова.
При замене одной модели газового котла на другую имейте ввиду следующее:
Замена газового котла в частном доме документы, которые понадобятся
Обслуживание котла, а так же его установка производится только специализированными сотрудниками государственных органов, например горгаза
Газовый котел АОГВ и АГВ являются ответственной и важной частью жилья, поэтому заменить их имеют право только соответствующие органы и то за ведомом властей
Для замены котла в частном доме понадобится оформить некоторые документы, которые нужно будет предоставить государственным органам, чтобы новое устройство можно было узаконить. Этот порядок нужно соблюдать, чтобы потом не было ни каких проблем с соответствующими органами. Собрать все документы владелец сможет самостоятельно или же обратиться за помощью в специальную профильную организацию.
Имея на руках все эти документы, вы можете идти в горгаз за разрешением. Обязательно ваш проект должен быть одобрен, а уж потом приступайте к замене котла. Пока будете ждать разрешения, можете выбрать подходящую модель, которая будет соответствовать всем вашим требованиям и обеспечит бесперебойную работу отопления.
Инструкция по монтажу замена газового котла и некоторые запреты
Когда осуществили перенос старого котла, работники приступают к установке нового. Чтобы сделать все правильно, нужно учесть некоторые нюансы и правила. Устанавливать котел нужно в помещениях площадью не менее 4 кв. м, а высота комнаты должна составлять 2,5 м. Так же помещение должно обязательно проветриваться, а место, где будет прикреплен котел, нужно выбрать гладким и жаропрочным.
Газовый котел не рекомендуется устанавливать в ванной комнате, а также в подвале или балконе. Идеальным местом для установки является кухня, так как она наиболее схожа с котельной и здесь будет удобно подключать котел к горячей и холодной воде.
Пошаговый монтаж нового аппарата:
Самый первый запуск осуществляется под тщательным контролем специалистов, которые и устанавливали котел. Если все произошло успешно, тогда они обязательно должны оформить гарантию о дальнейшем обслуживании котла.
Самовольная замена газового котла последствия
Все работы, которые связаны с газоснабжением, должны непосредственно осуществляться только сотрудниками тех организаций, имеющих специальную лицензию для таких работ. Самовольная замена или установка газового котла, в лучшем случае, способна привести к большому штрафу и многочисленным проблемам.
Замену, а также установку газового котла лучше всего доверить специализированным работникам, которые выполнят все работы соответственно всем стандартам и правилам. Профессиональная бригада проведет качественный монтаж и подключение, а это будет являться залогом успешной и бесперебойной работы нового оборудования довольно долгое количество времени.
Последовательность процедур по замене котла:
Сделав все верно и правильно, вы тем самым создадите у себя дома безопасность, тепло и комфорт для близких вам людей. А тем самым, котел будет радовать вас своей исправностью и работой долгое количество времени.
Каков срок службы бытовых газовых котлов и от чего он зависит
Любое отопительное оборудование абсолютно всех ценовых категорий имеет ограниченный ресурс. Срок службы газового котла в системе отопления частного дома зависит от сложности конструкции, используемых материалов, технологии производства и сборки, функциональности автоматики и, конечно, условий эксплуатации. В среднем газовые котлоагрегаты беспроблемно работают не менее 7-10 лет. На практике встречаются модели, которые служат уже более 17 лет или, в виду несоотвествующих условий эксплуатации, – 3-4 года.
В статье мы не только расскажем о сроке эксплуатации моделей с различной конструкцией, но и определим что влияет на ресурс котлов, как можно его продлить.
Cрок службы газового котла в системе отопления частного дома
Модели газовых котлов бюджетной ценовой категории, приблизительно до 20-22 тыс. рублей, имеют ресурс 7-12 лет. В них, как правило, используется стальной теплообменник, который под воздействием коррозии с каждым годом становится все тоньше, пока не произойдет полная разгерметизация. Поэтому даже если все остальные, менее надежные элементы будут исправны, ресурс попросту ограничен толщиной стального теплообменника.
Помимо этого, в недорогих, особенно отечественных, котлах используются менее эффективные и надежные сплавы и материалы, модели имеют посредственное качество сборки, как правило, отсутствие защитных элементов, малофункциональную автоматику.
Средний ценовой сегмент, примерно от 25 до 40-45 тыс. рублей, характеризуется сроком эксплуатации не менее 11-15 лет. В таких моделях зачастую используется медный или чугунный теплообменник, ресурс которого не менее 20-25 лет. Горелки, соединительные патрубки и элементы, платы автоматики сделаны из более дорогих сплавов, присутствуют защитные и изоляционные компоненты и материалы.
Автоматика в большинстве моделей газовых котлов среднего класса имеет функцию автодиагностики, защиту от перегрева, блокировки насоса, режим предотвращения замерзания и прочие функции безопасности. Кроме того, большинство моделей средней ценовой категории производится в Европе, где стандарты контроля качества и технологий производства значительно выше.
Устройство дорогой модели Buderus Logamax plus GB072-24K: использование лучших материалов, защищенность и надежность всех узлов. Уже установленный предохранительный сбросной клапан, имеется узел отвода конденсата.
Котлы высшей ценовой категории, от 45-59 тыс. рублей за модели до 24 кВт, отличаются наивысшим сроком службы – в среднем 12-17 лет. Это модели немецких производителей (Vaillant, VIESSMANN, Buderus), некоторые японские ( Rinnai ), французские (De Dietrich). В таких котлах применяются наилучшие разработки, наиболее надежные сплавы чугуна (напр. серый чугун), все узлы надежно укомпонованы, зафиксированы и изолированы. К производству применяются наивысшие стандарты контроля качества. Отсюда объясняется и стоимость.
Помимо ценовой категории, стоит разделить срок службы напольных и настенных котлов: у вторых он в большинстве случаев меньше, так как в виду навесной конструкции, ограничивающей вес котла, в них используются более легкие металлы и прочие материалы. В виду более сложной конструкции, меньший срок службы имеют двухконтурные газовые котлы.
Нормативный срок эксплуатации моделей известных производителей
Нормативный (заявленный производителем в документации модели) срок эксплуатации считают со дня ввода в эксплуатацию, т.е. от даты установки и первого запуска, а не производства отопительного оборудования. Большинству своих моделей (при регулярном сервисном обслуживании), известные производители прогнозируют такой срок службы:
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на ресурс газового котлоагрегата
Материал теплообменника
Самым распространенным и недорогим в производстве является стальной теплообменник. Толщина стенок стальных теплообменников не превышает 3-5 мм, что даже при использовании очищенного теплоносителя приводит к аварийному состоянию через 10-15 лет использования. Кроме того, вероятность прогорания стального теплообменника значительно выше.
Чугунный теплообменник изготавливается со в несколько раз более толстыми стенками, сам металл жаростойкий и устойчив к коррозии. Потенциально срок службы чугунных теплообменников может достигать 50 лет.
Наиболее непопулярные в виду еще более высокой стоимости или технической невозможности установки медные теплообменники. Несмотря на относительную устойчивость к коррозии, медь, как и сталь, характеризуется вероятностью прогорания. К счастью, множественные системы безопасности дорогостоящих моделей котлов, в которых применяются медные теплообменники, практически гарантированно предотвращают прогорание. Однако длительного срока эксплуатации медных элементов можно достичь лишь при регулярном обслуживании.
Тип горелки
Горелки бывают двух видов:
Благодаря более эффективному горению (как можно более длительный такт при как можно меньшем пламени) продлевают ресурс котла горелки с возможностью модуляции пламени.
Автоматика
Более дорогие модели газовых котлов оснащены многофункциональной автоматикой, которая не только своевременно предупредит о состоянии котла, но обеспечит максимально эффективный режим работы котла. За счет предотвращения аварийных ситуаций, существенно продлевает срок эксплуатации газового котла автоматика с функциями самодиагностики, предотвращения перегрева и замерзания, газ-контроля, автоподжига, защиты от блокировки циркуляционного насоса.
Однако для работы корректной работы такой автоматики рекомендуется стабилизатор напряжения и ИБП (источник бесперебойного питания).
Стоимость котла и технологии производства
Цены на модели известных европейских и японских производителей по большей части вполне оправданы, поскольку они используют более долговечные и надежные сплавы, технологии защиты и изоляции, что влияет не только на эффективность, но и на надежность и безопасность эксплуатации.
Условия эксплуатации
Также ресурс газового котла, а вернее его теплообменника (особенно стального или медного), в большой степени зависит от теплоносителя. Использования загрязненной воды способствует образованию внутри накипи, окислению и коррозии.
Теплообменник газового котла в разрезе. Использование загрязненного теплоносителя и отсутствие регулярной чистки привело к тяжелым последствиям: серьезный перегрев и практически полное засорение.
В заключение можно сказать, что прогноз производителя касательно ресурса газового котла очень условен. Даже самые надежные модели могут не достичь прогнозируемой отметки при ненадлежащей эксплуатации и особенно при отсутствии регулярного (желательно ежегодного) обслуживания. Именно поэтому на практике существует такая огромная разница в сроке эксплуатации даже идентичных моделей.
Как я сдала газовый котел
После 10 месяцев использования
Загородный дом — это куча технических вопросов, где самый важный и болезненный — система отопления.
Расскажу, какие проблемы могут возникнуть с газовым котлом и как вернуть технически сложный товар, если он неисправен.
Зачем мне газовый котел
Я живу в загородном доме недалеко от Тюмени. В моем районе для частного сектора нет центральных коммуникаций — отопления и водопровода. Поэтому каждый самостоятельно решает, чем и как обогревать жилье.
Вариантов несколько. Можно построить печку и топить дровами, провести кабель на 380 вольт и установить электрический котел отопления, подвести газ и отапливать дом классической газовой горелкой. Еще можно купить мощный напольный или настенный котел. Последний вариант я и выбрала.
У настенников несколько преимуществ:
Минусов у настенных котлов тоже немало:
Несмотря на недостатки, я решила отапливать дом настенником: практично и никаких нагромождений. На смену корейскому аналогу купила современного немца — котел Buderus Logamax.
В серии этих котлов производитель плохо продумал техническое устройство — в результате получилась малопригодная для сибирской зимы модель: котел работает стабильно, если температура на улице не опускается ниже −20 °C. Об этом я узнала уже в процессе эксплуатации.
Для Западной Сибири температура −25 °C — норма. Несколько раз за зиму случаются морозы ниже −35 °C, которые держатся около недели. Поэтому котел не смог пережить зиму. Да и вообще мои отношения с новым котлом не задались прямо с момента покупки.
Проблема с установкой котла
После установки котла в моем доме должны были появиться тепло и горячая вода. Но ребята на складе перепутали двухконтурный котел для отопления и подачи горячей воды с одноконтурным, который подходит только для отопления. Внешне они никак не различаются.
Котел смонтировали. Ко мне приехал сотрудник сервисного центра на первый запуск: его лучше доверить лицензированным профи, иначе гарантия производителя аннулируется и обратно в магазин котел сдать не получится. В процессе запуска сотрудник и обнаружил подмену. Котел пришлось демонтировать, отвозить на склад и менять на нужную модель.
Проблема с образованием конденсата
Зимой у нас резкие перепады температуры воздуха. Например, утром за окном −25 °C, а в обед уже будет −15 °C. Из-за этого котел вел себя странно. На экране постоянно появлялась ошибка 3С. Это означало, что в силиконовых трубках, которые прикреплены к реле давления, скопился конденсат. Котел необходимо было разобрать, снять трубки, продуть их, установить на место, закрыть корпус и снова запустить.
Поскольку я далеко не специалист по газовому оборудованию, при каждой поломке приходилось звонить в сервисный центр и требовать выезда мастера. Обычно на вызов приезжали. Если по какой-то причине в выезде отказывали — обычно в лютый мороз в сервисном центре не было специалистов или транспорта, — приходилось напоминать центру о гарантийных обязательствах. После этого мастера отправляли.
Мне постоянно приходилось мерзнуть и долго ждать. В очередной раз котел перестал работать, когда на улице было −38 °C, на часах 00:30, а я только-только успела намылиться в душе. После ледяного душа мне пришлось звонить в МЧС. Ко мне отправили аварийную бригаду газовиков. Через 20 минут в доме снова появилось тепло: починка занимает 5—7 минут. Приезд службы газа обошелся мне в 1200 Р за несколько минут элементарной работы.
я заплатила за приезд службы газа
Котел выдавал ошибку иногда три раза в неделю, а иногда по два-три раза в сутки. Поэтому я научилась ремонтировать газовое оборудование самостоятельно. Но все равно регулярно звонила в сервис и требовала решить проблему. Сотрудники уверяли, что конденсат — нормальное явление для всех котлов и мой нагреватель технически исправен. Обменивать котел никто не собирался, возвращать за него деньги — тоже.
Так я оказалась в настоящем аду. Выйти из дома больше чем на два часа стало невозможно. Если бы котел разразился ошибкой, ценой могла оказаться вся система отопления: она бы заморозилась. Трубы и батареи пришлось бы заменить, а это дорогое удовольствие.
Проблема с подачей горячей воды
Помимо скопления капелек влаги, которые блокировали работу котла, добавилась другая проблема. В один из дней настенник перестал подавать горячую воду, а кнопка регулирования температуры воды не реагировала на команды. Специалист приехал на вызов через два дня. За это время горячая вода снова появилась, и специалист починил только кнопку.
До этого случая я не просила сотрудников сервисного центра делать отметки в гарантийном талоне, поэтому запись о проблеме с горячей водой стала первой. Лучше все выезды специалистов по гарантии отмечать в талоне: это может пригодиться в суде как доказательство проблем с котлом.
Через неделю начались проблемы с давлением, которое без причины опускалось до нижней отметки и останавливало работу котла. Снова вызов специалиста, снова причина не установлена и «пустая» запись в гарантийном талоне.
Так у меня появилось три записи, включая проблему с конденсатом. На самом деле отметок могло оказаться минимум в десять раз больше, если бы я не научилась чинить котел без посторонней помощи.
Проблема с давлением в системе
Давление обеспечивает нормальную работу газового оборудования. Здесь все просто: нет давления — нет работы, а на экране появляется ошибка Е2 — отсутствие давления в системе.
Чтобы исправить ситуацию, нужно открутить клапан подпитки и подождать, пока давление поднимется до оптимального показателя — 1,5 бара. Проблема повторялась несколько раз, поэтому снова пришлось звонить в сервис и вызывать специалистов для ремонта.
Сначала сотрудники сервисного центра утверждали, что проблема в моей системе отопления: протечка воды. На самом деле никаких протечек в соединительных трубках и батареях у меня нет. Когда специалисты провели замер давления в самом баке, оно оказалось в норме. По результатам несостоявшегося ремонта мне снова пытались объяснить, что периодическая потеря давления — это «нормальное состояние для газовых котлов» и такое часто происходит.
Когда начались проблемы с давлением, была середина марта. Поэтому отопление я выставляла на минимальную отметку, а в особо теплые дни отключала полностью. Но котел почему-то не хотел греть воду без включенного отопления. Контур горячего водоснабжения работал только первые 30 минут, затем давление резко опускалось до нуля и котел выдавал ошибку.
Фактически это означало два варианта развития событий: продолжать отапливать дом, даже если на улице +35 °C, или полностью отключить котел и остаться без горячей воды до осени.
Несмотря на все проблемы с котлом, специалисты сервисного центра продолжали повторять: «Оборудование исправно, причин для возврата нет». Но для технически сложных товаров — особенно связанных с подачей газа — подобное качество работы недопустимо.
В итоге мое терпение закончилось — я решила сдать котел в магазин и вернуть его полную стоимость. Основной причиной возврата стали проблемы с давлением и конденсатом.
Как вернуть технически сложный товар по закону
К технически сложным товарам относится буквально все — от смартфонов до моторных лодок.
Порядок возврата или обмена технически сложных товаров прописан в законе о защите прав потребителей. Если потребитель обнаружит в технически сложном товаре недостатки в течение 15 дней с момента покупки, он вправе сдать такой товар в магазин или потребовать его замены. Например, если в течение двух недель после покупки сенсор телефона перестанет реагировать на касания, телефон можно просто обменять. Если вместо замены магазин отправит покупателя в сервисный центр — это нарушение закона.
Если претензии к функциональности товара появятся позднее, условия меняются. Потребитель вправе сдать или обменять технически сложный товар позже 15 дней после покупки, если:
Закон здесь полностью занимает сторону потребителя. Но в моей ситуации получилась палка о двух концах: недостаток в виде конденсата не относится к группе существенных, так как котел остается технически исправным, а в течение 10 месяцев использования в гарантийном талоне было зафиксировано лишь три выезда сервисного центра.
Но я решила не сдаваться и защищать свои права.
Обращение в Роспотребнадзор и претензия магазину
Первое, что должен сделать покупатель, — обратиться к продавцу и написать обычную претензию или жалобу с просьбой вернуть или обменять товар из-за его недостатков. Недостатки нужно детально описать, желательно сослаться на закон о защите прав потребителей.
Срок рассмотрения претензии по закону составляет до 10 дней, но обычно магазин отвечает в течение 3—5 дней.
Если обычная претензия не сработает, составляйте досудебную. Ее можно написать самостоятельно, изучив законы и опыт судебной практики. Еще можно обратиться за помощью к юристу или специалистам Роспотребнадзора.
При обращении в Роспотребнадзор учитывайте время: ответ приходит в среднем в течение 10 рабочих дней. В моем случае торопиться было некуда: демонтировать отопительное оборудование посреди зимы — так себе перспектива.
В начале февраля — между починкой котла и звонками в сервисный центр — я написала в Роспотребнадзор через форму обращения на сайте. Ответ, который включал подробное разъяснение моих прав, образец досудебной претензии и искового заявления, пришел примерно через месяц — в конце февраля.
Пока я ждала ответа из надзорных органов, направила в магазин обычную претензию через горячую линию. В претензии потребовала устранить недостаток или заменить товар аналогом. Главным в моей претензии стал конденсат, который не позволял котлу стабильно работать, а мне — спокойно жить.
Претензия принесла скромные плоды: сервисный центр сообщил о готовности за счет производителя установить дополнительное оборудование, чтобы устранить проблему с образованием конденсата. Под громким названием «оборудование» скрывались такие же трубки — только не силиконовые, а металлические. Поскольку их установили в начале марта, эффективность на практике проверить не удалось: температура воздуха в это время года редко опускается ниже −15 °C.
Досудебная претензия и негарантийный ремонт
Вспоминая зимний ад, я решила не дожидаться следующего сезона и занялась составлением досудебной претензии. В ней подробно описала проблему с конденсатом, рассказала о проблемах с давлением и подытожила: зимой котел не позволяет выйти из дома, а летом невозможно отключить контур отопления из-за неполадок с давлением.
Претензию я решила отвезти в магазин лично в середине апреля, когда дом можно оставить без отопления, не рискуя замерзнуть.
После негарантийного ремонта мне не давал покоя вопрос, смогу ли я вернуть котел после 10 месяцев использования и ремонта по собственной халатности. В статье 18 закона о правах потребителей написано: при обнаружении существенных недостатков я имею право отказаться от договора купли-продажи. Пункта про возврат оборудования после ремонта по вине покупателя в законе нет.
Поскольку причина возврата никак не пересекалась с причиной поломки, претензию в магазин я все-таки отвезла. Копию документа с печатью магазина и подписью сотрудника оставила себе. В случае судебного разбирательства это докажет попытку договориться с продавцом мирно.
Чем закончилась история с котлом
Для рассмотрения претензии я обозначила срок в 10 дней. Звонок раздался спустя четыре дня: «Привозите котел, мы вернем вам деньги». Спустя еще несколько дней я привезла настенник в магазин и получила деньги обратно.
В итоге я сдала неисправный газовый котел ровно через 10 месяцев и 1 день: купила 20 июня 2018 года, вернула 21 апреля 2019. Всего мне вернули 33 522,24 Р — это полная стоимость котла. Комплектующие — трубки и дымоход — мне достались бесплатно, поэтому возврату не подлежали.
я вернула за неисправный котел
Взамен я купила настенный котел словацкого бренда Protherm. Качество его работы покажет предстоящая зима.