смета на строительство частного дома для налоговой
Как получить налоговый вычет при строительстве дома?
Вы рассказывали про вычет при покупке квартиры, но нет статьи про строительство дома. Мы с женой продали квартиру, купили участок и строим дом. Что-то делаем сами или нанимаем рабочих. Оба официально работаем. На стройку вместе с участком потратили уже почти 4 млн рублей и потратим еще миллион. Все чеки сохраняем, что-то делаем сами или помогают друзья.
Мы можем получить вычет, если раньше никогда им не пользовались? Когда и как это можно сделать? Брак официальный, по документам дом пока как незавершенное строение, но скоро переоформим.
Дмитрий Николаевич, у вас тоже есть право на вычет, но заявлять его пока рано. Вы сможете вернуть налог, только когда дом станет жилым строением. Есть и другие нюансы, но если в них разобраться, вы заберете из бюджета сотни тысяч рублей.
Условия для вычета при строительстве дома
Имущественный вычет дают не только при покупке квартиры, но и когда строят дом. Причем строить можно как с помощью наемных рабочих и подрядчиков, так и своими силами.
Чтобы получить право на вычет за дом, должны совпасть такие же условия, как при покупке квартиры:
Еще одно важное условие: дом должен быть жилым. Бывает так, что дом построили, но пока в документах он указан как объект незавершенного строительства, а его назначение — нежилое.
Если сотрудник из БТИ проводил обследование и замеры, когда в доме не было отопления, то жилым дом не признают. Право собственности на участок будет, на дом тоже будет, но для вычета это не подойдет. В таком доме можно жить годами, а вот вернуть налог не получится.
Вычет при оплате земельного участка
Пока у дома нет жилого назначения и он официально не зарегистрирован в Росреестре, вычет при покупке земельного участка получить нельзя. Даже если с назначением земли и оформлением документов на нее все в порядке, налог все равно не вернут.
Если семья купила участок под строительство, но пока не построила или не оформила дом, то налог вернуть невозможно. Участок может стоить несколько миллионов, его назначение — строительство жилого дома, но права на вычет нет.
Даже если стройка уже идет или семья заселилась, все равно нужны документы на дом. Это обязательное условие для вычета именно при оплате участка. Отдельно налог за него не вернут.
Если в документах написано «жилое строение»
Интересно, что для начисления налога на имущество жилое строение признают жилым домом, а для вычета — нет.
Сколько денег можно вернуть из бюджета
Сумма вычета за дом такая же, как при покупке квартиры.
Можно ли получить налоговый вычет при строительстве дома
Ежегодно миллионы россиян строят жилые дома собственными силами. По итогам прошлого года доля индивидуального жилого строительства (ИЖС) составила 46%. Наравне с покупкой квартиры при строительстве дома можно также вернуть часть уплаченных средств с помощью налогового вычета.
Вместе с юристом рассказываем, как это сделать и какие расходы учитываются в данном случае.
Налоговый вычет и строительство дома
Имущественный налоговый вычет можно получить не только при покупке квартиры, но и при строительстве жилого дома — как с помощью подрядчика, так и своими силами (п. 3 ст. 210 НК РФ). Воспользоваться таким правом можно при соблюдении нескольких условий. Быть резидентом России, платить налоги, построить дом на территории страны и иметь документы, которые могут подтвердить расходы на строительство. Еще одно условие — раньше вы не использовали право на вычет или у вас есть остаток по нему.
Имущественный налоговый вычет — это возможность вернуть или не уплачивать налог при продаже или покупке недвижимости. Воспользоваться таким правом можно при покупке квартиры, комнаты, доли, строительстве дома и оплате процентов по кредиту.
Получить налоговый вычет можно, если вы купили земельный участок и построили на нем жилой дом или купили дом в стадии строительства и завершили его. Право на вычет при строительстве дома возникает только после оформления права собственности на построенный жилой дом. Воспользоваться вычетом можно при строительстве жилого дома с правом регистрации в нем граждан, то есть дом должен быть жилым, отметила член Ассоциации юристов России (АЮР) Юлия Рамзенкова.
Что включено в расходы при строительстве дома
Имущественный вычет можно получить как по расходам непосредственно на постройку дома, так и на проценты по кредиту, выданному под строительство. Перечень расходов, которые можно включить в налоговый вычет при строительстве жилья, установлен в ст. 220 Налогового кодекса. К ним относятся:
В сумму налогового вычета нельзя включить расходы на аренду техники, строительные инструменты, благоустройство и комиссию риелтора. Не учитываются траты на установку сантехники, душевой кабины, газового оборудования, счетчиков, а также на возведение на участке дополнительных построек или сооружений (например, гаража, забора, бани, сарая и т. д.). Нельзя включить в сумму налогового вычета расходы на перепланировку или переустройство уже построенного дома; реконструкцию уже построенного дома (надстроили этаж или пристройку).
Получить вычет отдельно при покупке земельного участка нельзя. Сначала нужно построить на участке дом, зарегистрировать его в Росреестре, после этого можно получить налоговый вычет, в котором будут учтены расходы на землю. Пока дом на земельном участке не возведен, вычет по расходам на его приобретение не может быть получен.
«При оформлении целевого кредита на строительство жилого дома можно получить вычет по уплаченным кредитным процентам. В случае получения вычета по процентам по кредиту на строительство необходимо приложить кредитный договор и справку об удержанных процентах по кредиту», — отметила член АЮР.
Размер вычета
Размер налогового вычета будет равен фактически произведенным расходам на новое строительство или достройку индивидуального жилого дома. Он определяется по тому же принципу, что и в других видах имущественного вычета: до 13% от совокупной суммы расходов на строительство и отделку жилья. При этом максимальная сумма на вычет не должна превышать 2 млн руб. То есть вернуть максимум можно 260 тыс. руб. (2 млн руб. x 13% = 260 тыс. руб.), даже если вы потратили 5 млн руб.
«За каждый год вы можете вернуть не больше, чем перечислили в бюджет подоходного налога, при этом остаток вычета переходит на следующий год до тех пор, пока сумма вычета не будет получена полностью», — добавила Юлия Рамзенкова.
Если для покупки и строительства дома использовался ипотечный кредит, то можно вернуть подоходный налог с процентов, уплаченных банку. Размер процентов, принимаемых к вычету, составляет 3 млн руб. В расчет входят фактически выплаченные банку проценты.
Обращаться в налоговую за вычетом следует после окончания календарного года, в котором был оформлен в собственность построенный жилой дом. «Право на имущественный вычет не имеет ограничения по срокам, однако вернуть налог возможно только за последние три года, предшествующие году подачи документов на вычет», — добавила юрист.
Какие документы нужны
Для оформления имущественного налогового вычета при строительстве жилья потребуются:
Существует два способа, как получить налоговый вычет при строительстве дома. Первый — через работодателя, когда НДФЛ не возвращается напрямую, а не удерживается с заработной платы.
Второй — через налоговую инспекцию, когда 13% от налогового вычета возвращается сразу за целый год (или несколько лет) налоговой инспекцией. Для этого необходимо направить налоговую декларацию по НДФЛ. Сделать это можно в инспекции лично или с помощью электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Во время строительства дома эксперты советуют собирать документы — платежные документы, чеки и т. д. После того как дом построен и зарегистрировано право собственности, уже будут готовы документы и можно получить вычет.
«Даже и не мечтал построить жилье на века»: сколько я потратил на возведение кирпичного дома
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В июне 2017 года мы купили участок в коттеджном поселке к югу от Москвы по 115 тысяч рублей за сотку. Всего 15 соток.
Мы планировали построить дачный домик по самой распространенной технологии: из палок и утеплителя. При этом с самого детства кирпичный дом был для меня признаком богатства и процветания.
Будучи подростком, каждое лето я проводил на даче у бабушки. Дед построил каркасный домик в далеком 1973 году для сезонного проживания. Первые двадцать лет в нем отлично жилось. Однако на рубеже веков весной в нем стало тяжело дышать. С каждым годом он протапливался после зимней «спячки» все дольше и дольше. Наверняка это из-за ошибок, которые были допущены при возведении и неправильной эксплуатации дома. Уверен, современные каркасники значительно технологичнее и не имеют подобных «болезней». В 2018 году мы продали тот дом, а вырученные деньги вложили в строительство нового.
Все это время я даже и не мечтал построить дом на века. С одной стороны, думал, что у него заоблачная стоимость строительства, с другой — непомерные траты на содержание. Но оказалось, что при грамотной организации стройки полноценный кирпичный дом будет стоить соразмерных денег с каркасным домостроением.
Геология
В ноябре 2017 года сделали геологию пятна застройки за 25 тысяч рублей: три скважины по 8 метров каждая. По результатам исследований площадь застройки оказалась однородной: 30 см — гумусовый слой, далее — суглинок. Мы не остановились на этом и сделали георадарные изыскания с межпрофильным интервалом 1 м и шагом по профилю 5 см. Заплатили еще 25 тысяч рублей. Выяснилось, что на глубине 1 м в углу будущего дома находится объект с повышенной плотностью. Возможно, он бы и не помешал, а может быть, стал бы помехой при бурении свай. Мы не стали испытывать судьбу и отступили от этого объекта.
Получение разрешения на строительство
В декабре 2017 года я начал процедуру получения разрешения на строительство. Получил градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ). Два раза съездил в центр «Мои документы», все остальное оформил через портал государственных и муниципальных услуг Московской области.
К маю 2018 года разрешение на строительство было у меня на руках, и мы смогли приступить к стройке. Общие траты на получение всех необходимых документов составили 0 рублей 0 копеек.
Сейчас процедура стала еще проще: нужно лишь подать уведомление о начале стройки, а все документы — оформить в процессе возведения строения. Рекомендую этот процесс пройти самостоятельно до начала работ. Иначе при регистрации вы можете узнать, например, что Главное управление культурного наследия Московской области считает ваш участок неподходящим для постройки дома.
Как составить смету
На ремонт квартиры или дома
Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.
Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.
После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.
Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.
Что такое смета
Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.
Когда составляется смета
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Задачи сметы
Вот какие задачи выполняет смета.
Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.
Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.
Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.
Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.
Виды смет и способы расчета
В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.
Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.
Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.
Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.
Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.
Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.
Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».
Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.
Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.
Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.
По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.
Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.
По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.
Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.
По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.
Кто уполномочен заниматься сметой
Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.
Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.
Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.
Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.
Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.
Основные принципы составления сметы
Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.
Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.
Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».
Правильно названные работы — это уже половина сметы
Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.
Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.
Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.
Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.
В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.
Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.
Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.
Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.
Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.
Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).
Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.
Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.
Как оформляется смета
Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.
Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.
Проще всего сделать смету по готовому шаблону.
Программы для составления и заполнения смет
В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».
Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.
Основные ошибки при составлении смет
Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.
Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.
Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.
До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.
Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.
Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.
Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.
Как правильно составить смету
Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.
Вот что я понял теперь: