сколько времени дается на регистрацию квартиры после получения ключей
Как оформить квартиру в собственность
Сдаем документы государству с первого раза и правильно
Продолжаем нашу непотопляемую серию статей о покупке квартиры в новостройке. В прошлый раз вы показывали застройщику, что он криво отштукатурил стены. Теперь недочеты устранены, вы подписали акты и получили ключи. Всё? Нет, не всё.
Формально квартира еще не ваша. Вы не можете сделать перепланировку или продать ее, даже частично. Если у вас ипотека, то вы платите более высокий процент банку. Всё потому, что вы еще не оформили право собственности. Сегодняшняя статья о том, как это сделать.
Государство ведет реестр, в котором сохраняет записи о квартирах, домах и участках и их собственниках. Ваша задача как будущего собственника — сделать так, чтобы государство внесло в этот реестр информацию о вашей новой квартире. Часть работы сделают мэрия и застройщик. Вам останется собрать пакет документов и отдать его государству. Результат — документ, который подтверждает ваше право собственности:
Раньше свидетельство выдавали на красивой бумаге с гербом, сейчас это выписка из электронного государственного реестра
1. Ждем застройщика и мэрию
Пока вы обустраиваете квартиру, мэрия и застройщик оформляют последние документы по новостройке. Обычно это занимает полгода после сдачи дома. Вам ничего делать не надо, но знать полезно.
Почтовый адрес. Его присваивает мэрия. Могут успеть до подписания актов, а могут и затянуть на два месяца. В таком случае в акте у вас на месте адреса пропущена строка. Законом не запрещено: в 95% случаев застройщик передает квартиры до присвоения адреса.
Застройщик заказывает паспорта на весь дом. Это занимает три-четыре месяца. Если застройщик получает паспорта сразу на несколько домов, процесс пойдет дольше.
Кадастровый и технический паспорта на квартиру в 2014 году
2. Собираем документы на право собственности
Если вы оформляли ДДУ на одного человека, то и квартиру в собственность оформляйте на него же: так будет быстрее и проще с документами. Если вы захотите переоформить часть квартиры на супруга и детей, лучше сначала оформить собственность на себя, а потом уже выделить доли.
Если вы оформили ДДУ на нескольких людей, то каждый собирает одинаковый пакет документов.
Акт п/п (два оригинала)
Скачайте с сайта Росреестра квитанцию на оплату госпошлины. Госпошлина в сентябре 2016 года — 2000 рублей. Оплатите ее по реквизитам в интернет-банке. Если вам удобнее оплатить госпошлину в кассе банка, распечатайте квитанцию.
Сумма госпошлины не изменится, если вы будете оформлять квартиру в собственность на нескольких людей. Разделите 2000 рублей на количество будущих собственников и заплатите каждый свою часть.
Квитанция на оплату госпошлины
Когда оплатите госпошлину, сделайте копию квитанции или платежки из интернет-банка. В ведомстве посмотрят на оригинал платежки, а копии заберут для регистрации.
Если у вас ипотека, понадобятся еще три документа:
Если у вас ипотека, то берите кредитный договор, отчет об оценке и закладную. Компанию, которая сделает для вас отчет об оценке, чаще всего рекомендует ваш банк. Когда оценщики сделают отчет, берите его и отправляйтесь в банк за закладной. Закладная — это документ, в котором написано, что ипотека оформлена на вас и что квартира в залоге у банка на случай, если вы не будете платить. Если при оформлении ДДУ банк не выдал вам закладную сразу, обратитесь за ней сейчас. Некоторые банки выдают вместе с закладной справку о смене предмета залога. Если вам дали такую справку, возьмите ее с собой на всякий случай.
Заявление на право собственности дадут и помогут заполнить на месте — в МФЦ или кадастровой палате.
3. Сдаем документы в МФЦ или кадастровую палату
Курьером. Два года назад сдать документы в МФЦ или кадастровую палату было квестом на весь день. Люди с ночи или раннего утра занимали очередь в окошко к регистратору. Тогда Росреестр организовал собственную курьерскую службу. На сайте Росреестра это называют выездным обслуживанием.
Курьер из Росреестра стоит 1500—2000 рублей — в зависимости от региона. Он приедет с ноутбуком и принтером к вам домой, даст вам расписку с номером заявки и скажет, где и когда забирать готовые документы. Расписка означает, что вы действительно передали ему пакет документов для оформления права собственности. Если хотите так сдавать документы, звоните в Росреестр: 8 800 100 34 34.
Лично. Если решите сэкономить деньги, сдавайте документы лично — в МФЦ или кадастровой палате. Запишитесь на прием на конкретное время через сайт Росреестра или берите талон электронной очереди сразу в отделении. Первый способ удобнее, если у вас ограничено время: например, можете отпроситься с работы только на час-полтора. Второй — если у вас гибкий рабочий график и вы готовы дважды за день прийти в кадастровую палату: за талоном и в назначенное время.
Когда сдадите документы, вам скажут, где забирать готовые, и дадут расписку с номером заявки. По этому номеру на сайте Росреестра отслеживают, готовы ли документы:
Номер заявки выдаст курьер или специалист из кадастровой палаты или МФЦ
По почте. Отправлять почтой есть смысл, если вы вахтовик, работаете по полгода среди нефтяных вышек, а квартиру купили в другом городе. (Кстати, поздравляем!) В этом случае соберите документы, распечатайте и заполните заявление на право собственности. Сходите к нотариусу и заверьте подпись в заявлении.
Теперь идите в почтовое отделение и просите конверт и бланк для описи. В бланке перечисляете документы, которые отправляете, показываете опись и документы сотруднику почты, только потом заклеиваете конверт с документами. Отправляйте документы ценным письмом с уведомлением о получении, описью вложения и объявленной ценностью. Письмо высылайте на адрес МФЦ или кадастровой палаты в тот город, в котором купили квартиру.
По интернету. Подавать в электронном виде через сайт Росреестра сложно, потому что нужен компьютер с виндоусом и шифровальной программой с ключом «Крипто-про» или «Капиком». Ключ — это флешка с электронной подписью, ее получают в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Теперь у вас есть право собственности на квартиру: оформляйте доли на супруга и детей, снижайте в банке ставку по ипотеке, делайте перепланировку. О том, как получить налоговый вычет за квартиру, расскажем в следующей статье.
Принять квартиру в новостройке. Шаг 1: бумаги
Как заставить застройщика строить качественно и в срок
Рита вложилась в новостройку. Ее построили. Настал ответственный момент: принять квартиру у застройщика.
Рита пришла в офис застройщика, подписала бумаги, получила ключи и вошла в квартиру. Она еще не знает, что разбитое окно в спальне она будет менять за свой счет. А все из-за того, что она не разобралась с бумагами.
Сегодня расскажем, как не повторить ошибок Риты. В этой статье — о процессе приемки и документах, а в следующей — о штукатурке, стяжке и недочетах.
Ранее в цикле «Как купить квартиру в новостройке»:
Какие документы брать на встречу с застройщиком
Когда застройщик получил от городских властей разрешение на ввод дома в эксплуатацию, он отправляет вам бумажное письмо. В письме застройщик сообщает, что дом сдан, и приглашает на осмотр квартиры. Этого требует закон. Если застройщик классный, то он еще и позвонит вам, и отправит смс.
Если вы купили квартиру у среднестатистического застройщика, он может не отправить вам смс. Поэтому подпишитесь на его группу в соцсетях — так вы быстрее узнаете о передаче квартир. Когда застройщик начнет выдавать ключи, сами позвоните ему и согласуйте удобное время для приемки.
Приемка пройдет в два этапа. Сначала вы встречаетесь с застройщиком в офисе, чтобы сверить документы. Потом вы вместе со всеми дольщиками идете осматривать квартиру на предмет недочетов. Если все устраивает — подписываете акт, и приемка завершена. Если не устраивает — составляете претензию, застройщик исправляется, и по новой.
Если живете в другом городе, а ДДУ оформили на нескольких человек, оформите у нотариуса доверенность на кого-то одного, и он поедет принимать.
Вика и Вася жили в Якутске, а квартиру купили в Новосибирске. Оформляли ДДУ на двоих, поэтому к приемке Вася оформил на Вику доверенность. Там он указал, что Вика будет представлять его интересы на приемке этой квартиры.
Иногда ДДУ оформляют на пожилых родителей, а квартиру принимают взрослые дети, чтобы не доставлять родителям хлопот. Тогда им тоже понадобится доверенность.
На встрече с дольщиком застройщики часто предлагают подписать акты приемки-передачи не глядя. Не поддавайтесь на уговоры застройщика: сначала смотрите квартиру, потом решайте, подписать акт или нет.
Еще иногда застройщик предлагает подписать акты голосования по выбору управляющей компании. Но делать это сейчас бессмысленно: вы пока не собственник, так что голосование будет незаконным.
Когда Рита принимала квартиру, застройщик предложил ей сразу стопку документов: «Давайте подпишем, а потом уже пойдем в квартиру, чтобы туда-сюда не бегать и не тратить ваше время». Рита подписала акты, а потом обнаружила в спальне разбитое окно. Застройщик менять окно отказался: «Да это ваши ремонтники поди и разбили!». За замену стекла пришлось платить Рите. Потеряла 16 тысяч рублей.
Как определить срок передачи квартиры
В ДДУ пишут, сколько времени есть у застройщика на передачу. По истечении этого срока дольщик получает право на неустойку. Поэтому важно правильно определить, с какого момента начинается отсчет.
У вас в ДДУ указана дата, когда застройщик должен получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Обычно это формулируют так: «Застройщик обязуется получить разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию в первом полугодии 2017 года». Это означает, что застройщик должен получить разрешение до 30 июня 2017 года включительно.
Если застройщик успеет получить разрешение на ввод до этой даты, то срок передачи начинается с того дня, когда застройщик получил разрешение.
У Вики в ДДУ написано, что застройщик должен получить разрешение в четвертом квартале 2015 года, а передать квартиру — в течение 80 дней. Застройщик получил разрешение на ввод 30 ноября 2015 года. Отсчет пошел с 1 декабря 2015. Застройщик должен передать квартиру Вике до 18 февраля 2016 года включительно.
Если застройщик передает вам квартиру хоть на день позже получившейся даты, у вас появляется право на неустойку. Если застройщик сдает квартиру впритык к окончанию срока передачи, он заинтересован как можно быстрее подписать акты приемки-передачи.
Люда купила квартиру в новостройке за 5 млн рублей. Застройщик должен был передать квартиру до 18 февраля 2016 года включительно, но передал только 28 февраля. Люда написала претензию застройщику и получила за 10 дней просрочки неустойку в 36 500 рублей.
В ДДУ обычно указывают и срок, в течение которого вы должны принять квартиру. Его отсчитывают с того момента, как вы получили уведомление от застройщика, что дом сдан и готов к передаче.
В акте приемки-передачи обязательно должна стоять фактическая дата приемки. Если ваш застройщик нарушил срок передачи, акт подтвердит ваше право на неустойку.
Как получить неустойку, если застройщик нарушил срок сдачи
Чтобы получить неустойку, напишите застройщику претензию в двух экземплярах. Один отдаете застройщику, на втором вам проставят штамп с датой получения претензии. Застройщик должен письменно ответить на нее в течение 10 дней.
Нормальный застройщик позвонит вам и пригласит в офис, где поторгуется и предложит компенсацию за просрочку. Чтобы не прогадать, посчитайте заранее, на какую сумму можете претендовать. Стандартная формула неустойки такая:
Илья купил квартиру за 4 млн рублей, подписал акты 12 июня 2016. Застройщик нарушил срок сдачи на 73 дня. Ключевая ставка равна 11%:
С 1 января 2016 года ставку рефинансирования приравняли к ключевой ставке. Теперь в формуле используют ключевую ставку. Смотрите ее на сайте ЦБ
Если во время просрочки ставка поменялась, то количество дней с разными ставками считают по отдельности. Для каждого периода считают свою неустойку, потом суммируют.
Если вы договоритесь с представителем застройщика о сумме компенсации, то подписываете соглашение о досудебном урегулировании спора.
Хорошо, если в нем вы договоритесь указать не только сумму неустойки, а еще и срок, в который застройщик вам выплатит деньги.
Если вы не договоритесь о компенсации с застройщиком, обращайтесь в суд. Суды в таких случаях чаще всего встают на сторону дольщика, а на застройщика еще и могут наложить штраф в размере 50% неустойки. Если выиграете в суде, застройщика обяжут выплатить вам неустойку, сумму штрафа и судебные издержки.
При каких недочетах нельзя подписывать акты
Перед приемкой вы должны быть морально готовы к тому, что недочеты будут, потому что все застройщики строят с недочетами, просто одни — больше, другие — меньше. Ваше право на качественную квартиру защищают три закона:
По ним застройщик обязан устранить недочеты в квартире или компенсировать вам затраты на их исправление.
Недочеты фиксируют в дефектном акте. Его составляют в двух экземплярах: один — вам, второй — застройщику.
Недочеты разделяют на два типа: существенные и несущественные. В зависимости от того, какие у вас недочеты, вы подписываете или не подписываете акты приемки-передачи.
В следующей статье покажем, как выглядят недочеты и как должна выглядеть квартира без них
Существенными называют те недочеты, при которых невозможно жить в квартире: неработающая канализация, дыры в стенах и окнах, сломанные входные двери. Если в квартире есть хотя бы один существенный недочет, отказывайтесь подписывать акт приемки-передачи. Список недочетов зафиксируйте в дефектном акте. После того, как застройщик их исправит, вы подписываете акты с фактической датой приемки.
Несущественные недочеты — те, которые не мешают жить в квартире: ямы и бугры в штукатурке, царапины по стеклу на окнах, неработающий доводчик на двери в подъезд. При таких недочетах вы подписываете дефектный акт и акт приемки-передачи.
Если вы не подписали акт приемки-передачи при несущественных недочетах, то через два месяца застройщик может со своей стороны составить односторонний акт. Если застройщик докажет, что вы намеренно уклоняетесь от приемки квартиры: знали о передаче квартиры, но не стали принимать, — он без вашего согласия передает вам квартиру. Теперь за нее отвечаете только вы.
Застройщик должен доказать, что недочеты в вашей квартире несущественные. Для этого используют независимую экспертизу
Закон не относит конкретные недочеты к существенным или несущественным. Если вы не подписываете акт приемки-передачи, обязательно запишите в дефектном, что отказываетесь принимать квартиру, потому что недочет — существенный.
Если у вас в квартире существенные недочеты, не подписывайте акты приемки-передачи
Как исправляют недочеты
Чаще всего застройщики не соглашаются компенсировать дольщику затраты на устранение недочетов, а предлагают исправить их силами своих подрядчиков. Если это ваш случай, готовьтесь ждать.
Закон обязывает застройщика устранить недочеты «в разумный срок», но нигде не сказано, что такое этот срок. Возможно, какие-то недочеты вам проще устранить самим, чем ждать застройщика. Пользуйтесь здравым смыслом.
По опыту, если приличный застройщик одновременно сдал 150 квартир, дольщики получают исправления за 3 недели. Если квартир 500 — исправлять будут 1,5 месяца. Если одновременно сдали 1000 квартир, то на устранение недочетов может уйти 3 месяца, и это быстро.
Если вы еще не подписали акты приемки-передачи, то и ключи не получили. Чтобы исправить недочеты, застройщик сам договорится с подрядчиками, те возьмут у него ключи от вашей квартиры и исправят недочеты. После этого застройщик пригласит вас на повторную приемку.
Если вы уже подписали акты приемки-передачи, забрали ключи, но дефектный акт с застройщиком таки составили, то ждите звонка от застройщика. С вами согласуют время, когда строители придут исправлять недочеты. Ключи только у вас, только вы сможете открыть квартиру строителям.
Если ваш застройщик в срок достроил дом, в срок передал ключи, в вашей квартире нет недочетов, вы подписали акты, — поздравляю. Познакомьте меня с этим застройщиком.
Если что-то пошло не так, не огорчайтесь. Нарушит застройщик сроки — у вас появляется право на неустойку. Обнаружите в квартире недочеты — у вас право на их исправление силами застройщика. Когда дольщики перестанут прощать застройщикам просрочки и недочеты, застройщики научатся качественно строить и вовремя сдавать дома.
Заработал новый регламент о сделках с недвижимостью
С 15 декабря заработал новый регламент Росреестра. В нем описано, как проходит регистрация сделок, сколько дней на это нужно, какие документы собирать, куда их нести и почему их могут не принять. Там даже есть требования к офису Росреестра.
Если собираетесь покупать или продавать квартиру, брать ипотеку или регистрировать дом, изучите. Так проще общаться с чиновниками и добиваться своего.
Режим работы
Есть общие рекомендации для всех регионов. Отделения Росреестра должны работать со вторника по субботу. В воскресенье выходной. В понедельник нет приема, но дают консультации.
Технический перерыв максимум 15 минут. Перерывы на обед в разных окнах не могут быть в одно и то же время.
Режим работы должен помогать избавиться от очередей. Для этого будут учитывать даже климатические особенности региона. Уточните график работы в своем городе.
Уведомления
Росреестр будет уведомлять заявителей по электронной почте или смс. Это бесплатно. Когда сделка зарегистрирована или выполнено другое действие, обязательно будет письменное подтверждение, даже если что-то пошло не так. Этот документ может пригодиться в суде или для жалобы. Просто устного отказа быть не должно.
Способ подачи
На бумаге. Заявление или сопроводительные документы можно принести лично или отправить заказным письмом с уведомлением.
Через интернет. Электронные документы нужно заверить квалифицированной подписью. Для этого используют сервисы на официальном сайте Росреестра или на госуслугах. Просто отсканировать документы и прислать по электронной почте нельзя.
Документы
Требования к документам, которые нужно представить в Росреестр, перечислены в статье 21.
Никаких лишних документов и дополнительных экземпляров от вас требовать не могут. Если документ существует в единственном экземпляре — например разрешение на строительство или постановление администрации, — оригинал потом вернут.
Если специалист Росреестра или сотрудник МФЦ требует документ, которого у вас нет, и вы не уверены, что обязаны его представить, уточните, на каком основании. Иногда из-за одной бумажки срывается сделка, а потом оказывается, что такое требование — личная инициатива сотрудника. Пресекайте это, чтобы не потерять время и деньги.
Но если требование законное, его придется исполнять. Например, если по регламенту нужна нотариальная доверенность, обычная не подойдет.
Причина отказа
Другое дело, что сделку могут не зарегистрировать. Этот вопрос решается на другом этапе и в другом кабинете. Тогда могут регистрацию приостановить или вообще отказать. Но чаще всего регистратор звонит заявителю: мол, подвезите вот это. Подвозишь — и всё оформляют.
Если еще на этапе приема документов их не берут, потому что специалисту чего-то не хватило, это незаконно. Или сотрудник в окне приема сомневается, что ваш вариант договора правильный, — это тоже его не касается. Можно идти и жаловаться.
Но если сотрудник предупреждает, что в регистрации сделки могут отказать, потому что не хватает документов, — это не нарушение. Вам могут предложить собрать полный пакет и прийти позже, чтобы не потерять госпошлину. Но если вы все равно хотите подать документы, их примут с пометкой, что вас обо всем предупредили.
Очереди
По регламенту ждать в очереди придется максимум 12 минут. Если записываться на прием через сайт, то срок ожидания составит не больше трех дней.
Сидеть часами, чтобы подать документы, или записываться за две недели не придется. По крайней мере, так по регламенту. На практике, может быть, и получится дольше. На каждый прием есть лимит по времени — 30 минут на объект, но иногда что-то идет не так. Если много участников сделки, время увеличат.
Предварительная запись
На прием по поводу госуслуг можно записаться через сайт, по телефону или при личном посещении. В п. 108 регламента есть список данных, которые нужны для записи.
Здесь есть нюанс: заполнять и диктовать данные нужно не по памяти, а как в документах. Если что-то не совпадет, запись аннулируют и приема не будет.
Офисы возле остановок
В регламенте есть даже требования к местам расположения офисов Росреестра и многофункциональных центров. До ближайшей остановки от них должно быть не больше 10 минут.
По пути должны быть указатели, возле здания — парковка. Внутри — электронная очередь, стулья, стойки, канцелярские принадлежности, администратор для помощи с талонами. В общем, по регламенту — максимальный комфорт.
Проверка документов
Сделку оформляет не тот сотрудник, который принимает документы в окошке. Пытаться с ним договориться, просить не обращать на что-то внимания или сделать что-то не по регламенту незаконно и бесполезно. Пакет документов по сделке попадет другому человеку — регистратору.
Он обязан тщательно проверить документы: все ли они представлены, нет ли в них исправлений, не истек ли срок действия, нужно ли проверить по базам других ведомств. Если нужно — проверяют.
В деле есть информация об обременениях, арестах и ограничениях. Обмануть там никого не получится: правовой экспертизе посвящен большой и подробный раздел регламента.
Почитайте пункты 213—239, если интересно, как это работает.
Выдача документов
Для этого работает отдельное окно или несколько. Документы выдают под расписку. Если отказаться расписываться в получении, по регламенту сотрудник не отдаст документы. Требовать бесполезно — документы отправят почтой.
Кто угодно забрать документы не может — только сам заявитель или его представитель по доверенности.
Можно заранее попросить отправить документы почтой. Если их подавали через интернет с электронной подписью, так же и пришлют.
Ошибки регистратора
Иногда регистраторы ошибаются: указывают не тот адрес, пропускают букву в фамилии или вообще регистрируют квартиру не на того человека. Любую ошибку, даже незначительную, нужно исправлять. Это сделают бесплатно за три или пять рабочих дней.
Иногда ошибки бывают не по вине регистратора, а из-за других ведомств. Тогда исправлять могут дольше — придется набраться терпения. Такое бывает, если часть документов не проходит по базам или в них устаревшие данные. Но никогда нельзя соглашаться с ошибкой, даже если это одна цифра. Это все усложнит при следующих сделках. Получаете документы — проверьте все данные в свидетельствах и справках.
Ответственность сотрудников
Сотрудники Росреестра несут персональную ответственность за качество своей работы. С них спрашивают за сроки, достоверность сведений, правовую экспертизу и соблюдение законов.
Если регистратор незаконно откажется регистрировать сделку, он ответит. Если зарегистрирует сделку, для которой не хватает документов, тоже ответит. Если вам отказали в регистрации сделки, скорее всего, для этого и правда есть основания.
Самих сотрудников проверяют и контролируют. В офисах стоят камеры, каждый прием записывается, некоторые отсматривают в онлайновом режиме. Есть общественный совет, который наблюдает, все ли по закону.
Над обычными сотрудниками стоят их начальники, над местными отделениями — региональные. Над всеми стоит Минэкономразвития. Если что-то не так, есть много мест, куда можно пожаловаться.
Жалобы
Жаловаться можно когда угодно, если есть основания: не соблюден срок, отказали в регистрации сделки, потребовали лишние документы или доплату, не хотят исправлять ошибки. Для жалоб есть правила — они перечислены в пунктах 314—317 регламента.
Кому и как жаловаться, указано в пунктах 318—324 регламента. Этот порядок нужно соблюдать — так больше шансов, что все получится.
Жалобу рассмотрят за две недели или быстрее. В любом случае будет ответ. Решение по жалобе можно оспорить в суде.
Где искать информацию, если что-то непонятно?
В регламенте есть список телефонов и адресов всех отделений Росреестра в регионах. Можно позвонить, написать или сходить туда на консультацию.
Еще есть общая справочная 8 (800) 100-34-34 и официальный портал. В каждом отделении работают консультанты и администраторы. Они отвечают на вопросы и помогают разбираться с документами, пошлинами и талончиками.
Это очень сложно. Лучше заплатить, чтобы все сделали за меня.
На самом деле это не так сложно. В большинстве госуслуг можно разобраться самому. А все непонятное объяснят на месте.
Каждый может сам наложить запрет на сделки со своей квартирой или получить выписку о собственниках объекта. В сложных случаях лучше проконсультироваться с экспертом, но обычную справку или дарственную на детей можно попробовать оформить без посредников.