сколько человек можно прописать в квартире в беларуси
Влияет ли размер жилплощади на возможность регистрации родственников
Какие есть ограничения по жилплощади для регистрации.
Зарегистрировать у себя дома нового жильца можно при наличии определенного количества квадратных метров (далее — кв. метры). Важно, чтобы после его регистрации на каждого зарегистрированного приходилось не менее :
— 20 кв. метров — в г. Минске;
— 15 кв. метров — в иных населенных пунктах;
— 6 кв. метров — в общежитии.
Обратите внимание!
При подсчете кв. метров жилья нужно учитывать размер не жилой, а именно общей площади. Информацию о размере общей площади можно найти в техническом паспорте на квартиру (одноквартирный жилой дом).
Исключение составляет регистрация в общежитии, где в расчет берется размер жилой площади.
Кого можно зарегистрировать независимо от количества метров.
Близких родственников можно зарегистрировать у себя дома без учета вышеуказанных ограничений по площади. Также размер жилплощади не имеет значения при регистрации опекуном (попечителем) своего подопечного (ч. 1 п. 9 Положения).
Справочная информация
Близкие родственники — это супруг (супруга), дети, родители, усыновители и усыновленные (удочеренные), бабушка (дедушка), внуки, родные братья и сестры .
Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а также совершеннолетними гражданами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) .
Попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетними гражданами, которых суд ограничил в дееспособности из-за злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами .
Однако несовершеннолетних (совершеннолетних нетрудоспособных) родных братьев (сестер), не имеющих семей и родителей, зарегистрировать можно, даже если кв. метров не хватает.
Основания для регистрации родственника.
Если вам хватает кв. метров, то независимо от населенного пункта для регистрации необходимо заключить письменное соглашение о признании членом семьи следующих лиц :
— некоторых близких родственников — родных братьев (сестер), дедушек (бабушек) и внуков;
— иных родственников (например, тетей, дядей, племянников);
— свойственников (свекровь, свекра, тещу, тестя);
В противном случае в регистрации вам откажут.
Заключать соглашение о признании членом семьи иных близких родственников, не упомянутых выше, для регистрации (при наличии кв. метров) не нужно.
Пример 1
В квартире общей площадью 57 кв. метров, которая находится в г. Минске, зарегистрирована семья из трех человек. Собственник хочет зарегистрировать в ней родственника на постоянное место жительства, с которым заключено письменное соглашение о признании членом семьи.
Родственника не зарегистрируют. Для постоянной регистрации необходимо, чтобы общая площадь была не менее 80 кв. метров.
Пример 2
В квартире общей площадью 57 кв. метров, которая находится в г. Гомеле, зарегистрирована семья из трех человек. Собственник хочет зарегистрировать в ней родственника на постоянное место жительства, с которым заключено письменное соглашение о признании членом семьи.
Зарегистрируют, если родственник близкий. Для возможности постоянной регистрации других родственников нужно, чтобы общая площадь была не менее 60 кв. метров.
Письменное соглашение о признании членом семьи — не единственный вариант, чтобы зарегистрировать родственника у себя дома.
У вас большой дом? Зарабатывайте на прописке
Можно ли зарабатывать на платной прописке? С таким вопросом в редакцию «ГЧ» на минувшей неделе обратилась пенсионерка из Ганцевичей.
Самое читаемое
«Часто в газетах публикуют объявления о такой услуге, как платная прописка. Я уже пенсионерка, проживаю в собственной квартире вместе с дочерью. Могу ли я прописать за определенную плату в квартиру человека? Боюсь, что он потом будет иметь какие-то права на мое жилье», – высказала опасение ганцевчанка.
Что необходимо знать и помнить, если вы собираетесь сдать квартиру или комнату в квартире по договору найма жилого помещения и как прописать в ней постороннего человека, корреспондент «ГЧ» попросила разъяснить адвоката юридической консультации Светлану Коршун.
– Каков порядок заключения договора найма?
– Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе (п.1 ст. 52 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
– Сколько квадратных метров должно приходиться на каждого зарегистрированного?
– Зарегистрировать у себя дома нового жильца можно при наличии определенного количества квадратных метров. Важно, чтобы после его регистрации на каждого зарегистрированного приходилось не менее 20 кв. м. в Минске и 15 кв. м. в иных населенных пунктах. При этом учитывается размер не жилой, а именно общей площади помещения (п.8 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 года № 413).
– Какое жилище можно сдавать?
– Предметом договора найма жилого помещения могут быть жилой дом, квартира, жилая комната. Часть жилой комнаты может быть предметом договора найма жилого помещения частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения в общежитии. Жилое помещение, расположенное в здании, подлежащем сносу либо капитальному ремонту с переустройством и (или) перепланировкой, а также в подвале или полуподвале, не может являться предметом договора найма (ст. 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
– Необходимо ли владельцу жилища получать согласие на прописку постороннего у других членов семьи?
– Для регистрации нового жильца необходимо получить согласие всех совершеннолетних членов семьи наймодателя, проживающих совместно с ним.
– А что если наймодатель скоропостижно скончается?
– Согласно действующему законодательству существуют только два основания наследования: по закону – наследование родственников; по завещанию – когда наследодатель сам определит, кому и что он завещает после своей смерти. Следовательно, сам по себе факт регистрации гражданина в жилом помещении не является основанием для того, чтобы считать его наследником после смерти собственника жилого помещения.
– В случае прописки в свою квартиру постороннего человека существует ли риск лишиться квартиры?
– Договор найма жилого помещения является основанием для регистрации нового жильца по месту жительства. После такой регистрации у нового жильца возникают только права владения и пользования жилым помещением. Но права собственности на ваш дом или квартиру, в которой будет зарегистрирован новый жилец, у него никогда не возникнет. Регистрации нового жильца в квартире никогда не лишит вас права собственности на жилье.
Что обязательно должно быть указано в договоре найма жилого помещения?
Какие обязательства возникают у наймодателя перед налоговой инспекцией и другими службами?
Из доходов, которые Вы получите от сдачи жилья физическим лицам, необходимо уплатить подоходный налог (п. 1,3 ст. 179 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Установлен следующий порядок уплаты налога:
1) в фиксированной сумме: когда ваши доходы от сдачи внаем в календарном году не превысили 5555 бел.руб. (ч.1 п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Республики Беларусь). Размеры фиксированных ставок налога приведены в приложении 26 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, а конкретный размер ставок устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов (ч.2 п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Республики Беларусь);
2) по ставке 13%: если размер ваших доходов от сдачи внаем в календарном году превысил 5555 бел.руб. Если вы за такой календарный год уплачивали налог в фиксированных суммах, то он зачитывается в счет налога, рассчитанного по ставке 13% (п. 3 ст. 179 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Уплачивать подоходный налог не нужно, если Вы сдаете жилье молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) (подп. 1.41 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Следует помнить, что заключение договора найма жилого помещения с новым жильцом не освобождает вас от обязанности своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги (ст.ст. 29, 33 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
Как прописаться в квартиру?
Прописка или как сегодня правильно говорить регистрация является этапом по закреплению человека в качестве жителя конкретного административного района. С учетом адреса постоянной регистрации осуществляется длительное прикрепление к районной поликлинике. Человек получает возможность стать одним из тех, кто имеет право встать на очередь по улучшению жилищных условий. Ребенок зарегистрированного лица может посещать дошкольное учреждение образования и пр. Существует два вида регистрации – временная и постоянная. Если вам понадобилось снять или купить дом, квартиру, коттедж ознакомиться с предложениями можно здесь и найти подходящее.
В данном материале будет рассказано о нюансах регистрации в Беларуси, которые будет полезно учесть. Мы надеемся, что предложенная статья окажется для вас полезной и разрешит все вопросы, связанные с регистрацией.
Кого можно прописать в квартиру?
Несмотря на отмену прописки в квартире, это не дает право гражданам свободно получать регистрацию в том месте, где пожелается. Регистрация граждан возможна если есть на это основания. Получить право на место жительства в квартире можно, если:
Вышеприведенные категории лиц имеют возможность зарегистрироваться независимо от размера площади жилой недвижимости. Для регистрации иных граждан важно, чтобы общая площадь не была меньше 20 кв.м на одного человека.
Что такое временная регистрация?
Ознакомившись с основаниями регистрации в Минске и понятиями прописки вы с легкостью разрешите все возникшие вопросы, связанные с данной процедурой.
Прописан можешь ты не быть, зарегистрирован – обязан
Помните, как вы в детстве вместе с родителями старательно заучивали наизусть свой домашний адрес? Возможно, еще до того, как изучили цифры и узнали, чем улица отличается от проспекта, а переулок – от тупика. А когда вы выросли, то множество раз в различных документах заполняли поле «место жительства» и наверняка задавали вопрос: писать, где фактически живу или где прописан?
Наш адрес содержит важную информацию, которая необходима в самых разных ситуациях и о которой мы обязаны уведомлять государство. В этой статье мы разберемся, что представляет собой регистрация, которую мы по привычке называем «пропиской», и узнаем, какие обязательства в связи с постановкой на учет по месту жительства и пребывания существуют у проживающих в Беларуси.
Для покупателей и продавцов недвижимости актуальной будет информация о том, как вопросы регистрации влияют на сделку, а также инструкция, которая поможет пройти процесс перерегистрации при оформлении купли-продажи жилья.
РЕГИСТРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
Что такое регистрация, и чем она отличается от прописки?
С точки зрения действующего законодательства прописки как таковой в Беларуси сейчас не существует. В 2008 году она была заменена институтом регистрации, хотя в обиходе многие по-прежнему используют слово «прописка». Соответственно, существовавшее ранее понятие «постоянная прописка» заменено на «регистрацию по месту жительства», а «временная прописка» – на «регистрацию по месту пребывания».
Итак, в соответствии с Указом Президента № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» каждый постоянно проживающий на территории Беларуси, будь то гражданин РБ или другого государства, а также не имеющий гражданства, обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь. Порядок этого процесса предусмотрен прилагаемым к указу Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания.
Регистрация по месту жительства оформляется бессрочно и действует, пока человека не снимают с учета по указанному адресу, например, при получении постоянной регистрации в другом месте, выездом на постоянное жительство за пределы Беларуси, признании его безвестно отсутствующим.
Наличие регистрации по месту жительства фиксируется штампом в паспорте с указанием адреса и даты постановки. Обратиться за ее оформлением человек обязан не позднее, чем через месяц после фактической смены постоянного места жительства.
Только по месту постоянного жительства вы имеете право стать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, получить земельный участок, а также вступить в ЖСК. Кроме того, по месту постоянной регистрации можно участвовать в выборах, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, становиться на учет в налоговой инспекции и военкомате, регистрировать транспортные средства и так далее.
Регистрация по месту пребывания – это не обязанность, а ваше право. Она оформляется на срок до одного года по адресу, где вы планируете жить некоторое время (или уже живете). Это может быть и съемное жилье, и кемпинг, и санаторий, и садовый домик в садоводческом товариществе. Временная регистрация не отменяет и не заменяет постоянной. Отметка о ней в паспорте не делается, но человек получает специальное свидетельство. Для оформления регистрации по месту пребывания вместе со всеми собственниками необходимо обратиться в организацию, выполняющую функции паспортного стола.
Какие требования предъявляются к регистрации в Беларуси?
В остальных случаях отсутствие регистрации по месту жительства является административным нарушением. За него предусмотрена ответственность: при первичном выявлении – предупреждение, при повторном в течение одного года – штраф в размере от двух до четырех базовых величин.
Существует норма свободной общей площади на одного человека, регистрируемого по постоянному месту жительства. В Минске она составляет 20 квадратных метров, за пределами столицы – 15.
Без учета свободных метров регистрируют в Минске:
В всех остальных населенных пунктах кроме перечисленных выше регистрируют:
Временная регистрация оформляется без учета норм общей площади жилого помещения.
Зачастую возникает вопрос о возможности оформить прописку в садовом товариществе. Согласно законодательству Беларуси, садовые домики не предназначены для постоянного проживания, и в них можно зарегистрироваться только на временной основе. Даже если ваша дача фактически является жилым домом, по документам она будет оформлена как садовый домик, соответственно, вам необходимо иметь регистрацию по месту постоянного жительства по иному адресу.
В каких случаях стоит покупать садовый дом жилого типа, на что обратить свое внимание и где в Бресте и пригороде найти дачу для постоянного проживания, читайте в статье «Есть ли жизнь на даче».
Кого можно зарегистрировать в своем жилье?
В собственном жилом помещении (в том числе, если вы владеете долей в праве) можно прописывать любого человека, как члена семьи, так не состоящего с вами в родственных отношениях. Однако существует ряд особенностей.
Жилищный кодекс определяет в качестве членов семьи собственника супруга (супругу), детей, в том числе усыновленных (удочеренных), родителей, усыновителей (удочерителей). Их статус подтверждается документами о заключении брака и о наличии соответствующих родственных отношений. Кроме того, к членам семьи относятся родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки, если, кроме наличия родственных отношений они проживают совместно с собственником и ведут с ним общее хозяйство.
Итак, первая особенность связана с получением письменного согласия совладельцев, нанимателей, а также совершеннолетних членов семей, проживающих в жилом помещении:
Вторая ситуация актуальна, когда нужно зарегистрировать человека, который не является членом семьи собственника. На практике органы регистрационного учета нередко требуют в таком случае договор найма. Он может быть как срочным, так и бессрочным, и подразумевает, что наниматель оплачивает пользование жилым помещением. С родственниками и свойственниками* можно заключить договор безвозмездного пользования. Он имеет определенный срок и не налагает на человека, которого вы хотите зарегистрировать, обязательства платить за предоставление возможности проживания.
*Справочно: родственниками признаются супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, а также иные граждане, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки включительно. Свойственниками являются родственники вашего супруга (супруги): родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.
Если жилье находится в лизинге, в нем можно зарегистрировать супруга (супругу), родителей и детей лизингополучателя без согласия совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, а также лизингодателя. Иных лиц (родственников, свойственников и нетрудоспособных иждивенцев) – по согласованию с лизинговой компанией и всеми проживающими в жилом помещении совершеннолетними членами семьи. Подробнее об этом читайте в статье «Лизинг недвижимости для физических лиц в Беларуси».
РЕГИСТРАЦИЯ ПРИ ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ
Когда перерегистрироваться – до или после сделки купли-продажи?
Оба варианта решения вопроса перерегистрации с законодательной точки зрения допускаются и не влияют на возможность заключения договора купли-продажи недвижимости. Однако нередко стороны сделки в этом вопросе расходятся во мнении. Для покупателя обычно предпочтительнее, когда продавец и члены его семьи снимаются с регистрационного учета до сделки. В этом случае новый собственник получает жилье, в котором не прописаны чужие люди, и куда сразу же может зарегистрироваться.
При чистой продаже, когда продавец не покупает недвижимость взамен и имеет возможность перерегистрироваться в другое жилье, так и происходит. Когда же он совершает встречную покупку, до момента сделки по ней зачастую ему некуда перерегистрироваться либо же он не хочет проходить эту процедуру дважды. Некоторые продавцы даже при наличии возможности аргументируют нежелание сниматься с учета до сделки опасениями, что она может по каким-либо причинам не состояться.
Единого совета в этом вопросе нет – путем переговоров стороны должны стремиться прийти к согласию. Если продавец имеет возможность перерегистрироваться до заключения договора купли-продажи или даже на этапе подбора вариантов сделки, это может положительно повлиять на процесс продажи. «Свободная» недвижимость, в которой никто не прописан, может быстрее найти своего покупателя. Если же продавец планирует выписаться после сделки, покупатель может использовать это как аргумент торга, а то и вовсе отказаться от приобретения.
В то же время, если вы хотите купить недвижимость, а продавец не может выписаться до заключения договора о покупке, вы должны иметь ввиду, что на ваше право собственности в глобальном смысле это не повлияет. И оценить выгоды и риски, о которых пойдет речь ниже.
Каков порядок перерегистрации при продаже жилья?
Чтобы зарегистрироваться по другому адресу на постоянной основе, необходимо написать заявление и подать документы на регистрацию по новому месту жительства в расчетно-справочном центре (ЖЭСе, товариществе собственников, сельсовете). При этом отменять старую регистрацию не нужно – это происходит автоматически после перерегистрации.
В пакет документов для регистрации по месту жительства входит:
Необходимо также личное присутствие с паспортами и письменным согласием на вашу регистрацию всех сособственников и совершеннолетних членов семьи, проживающих по этому адресу. Или же заранее оформленное нотариально заверенное согласие от каждого.
Паспорт с отметкой о новой постоянной регистрации вам возвратят в течение трех рабочих дней. Затем сообщение об изменении прописки будет также в течение трех рабочих дней передано по месту прежней регистрации, и вас снимут с учета по старому адресу.
Существуют ли ограничения при покупке недвижимости, в которой на момент сделки есть зарегистрированые люди?
С юридической точки зрения перерегистрация жильцов до продажи не обязательна: на переход права собственности наличие зарегистрированных в жилом помещении лиц не влияет. Обязательство продавца и членов его семьи сняться с регистрационного учета в определенный срок возникает из условий заключенного договора купли-продажи, в нем же может быть закреплена ответственность за нарушение этого пункта.
При этом покупатель может зарегистрироваться по месту жительства в новой квартире или доме только после того, как снимут с регистрационного учета бывших собственников и иных лиц. Если они отказываются проходить эту процедуру, возможно выселение в судебном порядке по заявлению нового собственника.
На практике работник агентства (юрист/риэлтер), который занимается сопровождением сделки, контролирует процесс снятия с регистрационного учета всех зарегистрированных лиц. Большинство вопросов разрешается на стадии переговоров еще до заключения предварительного договора.
Если для покупателя важно приобрести именно этот объект, он может согласиться с тем, что продавец не будет выписываться до сделки, осознавая риск того, что снятие с регистрационного учета может пройти в судебном порядке. Бывает, что покупатель не доплачивает продавцу определенную сумму за покупаемую квартиру, для того, чтобы было гарантировано снятие продавца с регистрационного учета. Часто такие договоренности остаются на словах, поэтому в случае необходимости продавцу может быть сложно доказать, что покупатель за квартиру рассчитался не полностью.
Необходимо ли согласие на продажу от зарегистрированных по месту жительства?
В соответствии с пунктом 22.18.1 Указа Президента от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан» одним из предоставляемых удостоверения договора купли-продажи объекта недвижимости документов является письменное согласие совершеннолетних членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, а также граждан, проживающих в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу или на основании договора пожизненного содержания с иждивением.
Вопрос необходимости согласия квартиросъемщика, с которым заключен договор найма, на законодательном уровне не имеет однозначного ответа. С одной стороны, законодательство не наделяет нанимателя жилого помещения частного жилищного фонда правом ограничивать собственника жилого помещения в его возможности продать свою недвижимость.
В то же время отчуждение собственником жилого помещения, в котором проживает наниматель по договору найма, может повлечь расторжение или изменение договора найма.
Поскольку инструкцией о порядке совершения нотариальных действий предусмотрено, что при удостоверении договора о продаже жилых помещений нотариус обязан истребовать письменное согласие лиц, которое в соответствии с законодательством необходимо для отчуждения, но исчерпывающий перечень таких лиц не установлен, при сложившейся практике этот вопрос решается следующим образом.
Нотариусы истребуют письменное согласие на продажу, если наниматель зарегистрирован в жилом помещении на основании бессрочного договора найма. Если же договор найма имеет срок действия, то согласие нанимателя не требуется. Как правило, в каждой ситуации индивидуально, исходя из всех известных обстоятельств, нотариус принимает решение, нужно ли предоставлять согласие нанимателя для удостоверения договора купли-продажи жилой недвижимости.
В этой статье мы рассказали об основных вопросах, касающихся регистрации по месту жительства и пребывания в Беларуси и их влиянии на продажу недвижимости. Однако существует множество обстоятельств, нюансов и особенностей каждого уникального случая, которые невозможно описать в одной публикации. Если у вас остались или появились вопросы по вашей ситуации, обращайтесь в юридический отдел нашего агентства за консультацией специалистов.
Пишу тексты, которые помогают разобраться в сложных вопросах
Делюсь интересными историями из жизни агентства недвижимости, готовыми кейсами, практическими советами и мнениями экспертов. Рассказываю об объектах, трендах и ситуации на рынке. Собираю обратную связь, отвечаю на ваши вопросы, консультирую на всех этапах от начального интереса до успешной сделки
Указ об ипотеке – что изменилось?
Материнский капитал в Беларуси в 2021 году
Разбираемся в нюансах: все от терминологии до досрочного использования
Обо всех особенностях оформления материнского капитала и нюансах распоряжения им рассказывает юрист.
Лизинг недвижимости для физических лиц в Беларуси: простые ответы на непростые вопросы
В чем суть, есть ли выгода и на каких условиях можно оформить
Сравнительный обзор всех текущих предложений лизинговых компаний в Бресте: АСБ Лизинг, Райффайзен-Лизинг и Агролизинг
✅ В чем разница между регистрацией и пропиской?
По сути это одно и то же. В 2008 году в Беларуси институт прописки был заменен понятием регистрации. Постоянную прописку стали называть регистрацией по месту жительства, а временную – по месту пребывания.
✅ Кому нужна регистрация?
Каждый постоянно проживающий на территории Беларуси, будь то гражданин РБ или другого государства, а также не имеющий гражданства, обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь.
✅ Кто может не регистрироваться по месту жительства?
✅ Можно ли прописаться в домике в садовом товариществе?
Садовые домики не предназначены для постоянного проживания, и в них можно зарегистрироваться только на временной основе. Даже если ваша дача фактически является жилым домом, по документам она будет оформлена как садовый домик, соответственно, вам необходимо иметь регистрацию по месту постоянного жительства по иному адресу.
✅ Кого можно зарегистрировать в своем жилье?
В собственном жилом помещении (в том числе, если вы владеете долей в праве) можно прописывать любого человека, как члена семьи, так не состоящего с вами в родственных отношениях.
✅ Когда нужно брать согласие на регистрацию у других прописанных?
Если собственник хочет зарегистрировать в помещении членов семьи: супруга, родителей и детей, достаточно только его согласия. Если наниматель хочет зарегистрировать в помещении супруга, родителей и детей, необходимо его согласие и согласие собственника (исключение составляют несовершеннолетние дети). В остальных случаях необходимо предоставлять согласие иных зарегистрированных в помещении лиц.
✅ Можно ли зарегистрировать человека в жилье на постоянной основе без договора найма?
Да, если он является родственником или свойственником собственника. Родственники – это супруг, родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки. Свойственники – те же родственники, только вашего супруга.
✅ Когда перерегистрироваться – до или после сделки купли-продажи?
Оба варианта решения вопроса перерегистрации с законодательной точки зрения допускаются и не влияют на возможность заключения договора купли-продажи недвижимости.
✅ Каков порядок перерегистрации при продаже жилья?
Необходимо написать заявление и подать документы на регистрацию по новому месту жительства в расчетно-справочном центре. Нужно также личное присутствие с паспортами и письменным согласием на вашу регистрацию всех сособственников и совершеннолетних членов семьи, проживающих по этому адресу. Или же заранее оформленное нотариально заверенное согласие от каждого.
✅ Есть ли ограничения при покупке недвижимости, в которой зарегистрированы люди?
Перерегистрация жильцов до продажи не обязательна: на переход права собственности она не влияет. Однако покупатель может зарегистрироваться по месту жительства в новой квартире или доме только после того, как снимут с регистрационного учета бывших собственников и иных лиц.
✅ Нужно ли согласие на продажу от зарегистрированных по месту жительства нанимателей?
Вопрос необходимости согласия квартиросъемщика, с которым заключен договор найма, на законодательном уровне не имеет однозначного ответа. При сложившейся практике нотариусы истребуют письменное согласие на продажу, если наниматель зарегистрирован в жилом помещении на основании бессрочного договора найма. Если же договор найма имеет срок действия, то согласие нанимателя не требуется.