с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых

почему после посещения мармеладовых раскольников решил действовать немедленно преступление и наказание ф достоевский

«Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.

В романе «Преступление и наказание» особенно полно изображен внутренний мир «униженных и оскорбленных» героев. Здесь, в отличие от предшествующих произведений Достоевского, каждое из которых было посвящено какой-то одной вариации образа, представлено сразу три возможных варианта развития характеров и судеб «униженных и оскорбленных».

Смысл теории Раскольникова, по Достоевскому, состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Ведь, пересматривая основы христианской морали, он «отпадает» от нее, а следовательно, и от Бога. Писатель подчеркивает фанатизм Раскольникова: «этот мрачный катехизис стал его верой и законом». Идея порабощает душу героя, изменяет его отношение к людям: любое общение с ними становится для него мучительным.

Источник

С каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых

с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. dostoevsky p 1872. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых фото. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых-dostoevsky p 1872. картинка с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. картинка dostoevsky p 1872. "Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.

с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. dostoevsky shmarinov sona so svechoj. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых фото. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых-dostoevsky shmarinov sona so svechoj. картинка с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. картинка dostoevsky shmarinov sona so svechoj. "Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 87
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
«МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ» В РОМАНЕ

Цель:
показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся раскрывают суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассматривают жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; осмы сляют главный конфликт романа — между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; участвуют в аналитической беседе.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

• Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?

• В чём заключается жанровое своеобразие романа?

• Каково значение цвета и чисел в романе?

• Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять — наказанию?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.

В самые тяжёлые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа — люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников — бывший студент (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня — бывшая барышня. Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу,— бывшие дворянские дети. Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим ещё недавно благополучным прошлым и рассказывает о нём Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания.

Писатель сам был унижен и оскорблён страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нём отражён отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.

Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.

Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых (обращение к записи на доске).

2. Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»
(с комментированным чтением эпизодов романа, составлением опорного конспекта и обобщением учителя)

• Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

• Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

• Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

2) Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»:
«портреты жены, детей»; «описание комнаты»; «жильцы дома»
(см. текст ниже)

• Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

• С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

• Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?

• Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?

• На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

• Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?

• Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

• Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?

3) Коллективная работа по составлению опорного конспекта
«Мотивы «тупика» в романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых»
(запись на доске и в тетрадях)

Предполагаемая запись
с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. dostoevsky urok motiv tupika. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых фото. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых-dostoevsky urok motiv tupika. картинка с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. картинка dostoevsky urok motiv tupika. "Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.

4) Обобщение учителя

— Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и его семья становятся изгоями.

Катерина Ивановна — женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотнoгo офицера по любви и бежала с ним из родительского дома. После смерти мужа, попавшего под суд за растрату, осталась с тремя детьми и вынуждена была принять сделанное из сострадания предложение вдовца Мармеладова, надеясь, что новое супружество облегчит тяжесть материальных забот. И Мармеладов, и Катерина Ивановна не выдерживают столкновения с жизнью и гибнут как морально, так и физически. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова.

3. Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»

• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?

• Каковы отношения между членами семьи?

• Что мы узнаём о матери Раскольникова?

• Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?

• Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?

Обобщение учителя

— Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

4. Построение схемы «Система образов романа»
с последующей аргументацией
(работа в парах)

• Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Постройте такую схему (запись на доске и в тетрадях), аргументируйте свой выбор.

• Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

5. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

• Ознакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

Карточка
Перечитываешь «Преступление и наказание» — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несёт преступнику высшее наказание (В. Вересаев).
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его,— как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда (В. Розанов). Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию (Д. Голсуорси).
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойдённого юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей (В. Набоков).

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих, обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.

VI. Домашнее задание

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)
Преступление и наказание
Ф. М. Достоевский
Эпизод «На квартире Мармеладова»
(Часть I. Глава II)

Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно.

Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.

— А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори.

И она бросились его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.

— Где же деньги? — кричала она. — О господи, неужели же он все пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.

— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в на-слаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.

— Пропил! все, все пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, — и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!

Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова. К тому же внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках. Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение. Стали даже входить в комнату; послышался, наконец, зловещий визг: это продиралась вперед сама Амалия Липпевехзель, чтобы произвести распорядок по-свойски и в сотый раз испугать бедную женщину ругательским приказанием завтра же очистить квартиру. (вернуться к уроку)

Источник

Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Разделы: Литература

Эпизоды в художественном произведении играют важную роль в раскрытии характеров, образов героев, они являются связующим звеном последующих событий повествования.

Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.

1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2. Анализ эпизода – ч.1, гл.2

На столах тексты и план работы с эпизодом.

Сообщение учащегося. “Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры”.

Место данного эпизода в сюжете.

Работа с текстом, беседа по вопросам:

“Встреча 1”:

Чтение фрагментов: “трактир и люди”, “портрет чиновника Мармеладова”

Вопросы:

а) Как относятся к Мармеладову люди из трактира?

б) Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

в) Расскажите о семье чиновника, подтвердите цитатами из текста.

г) Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?

д) Почему Мармеладов оказался на сенных барках?

е) Чего боится чиновник?

“Встреча 2. На квартире Мармеладова”.

Чтение фрагментов: “портреты жены, детей”, “описание комнаты”, “жильцы дома”.

Вопросы:

а) Как был встречен чиновник дома после разговора с Раскольниковым?

б) Квартира Мармеладовых глазами Раскольникова?

в) С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

Учащиеся объясняют значение непонятных слов:

Драдедамовый платок, нанковый жилет, втуне, колодник, витиеватая речь, приватный разговор, бурнус, манкировать, на сенных барках, титулярный советник.

В беседе используются цитаты из текста, предложенные в качестве раздаточного материала.

В процессе работы учащиеся вместе с преподавателем рассматривают презентацию рисунков, созданных учащейся нашего лицея.

Последствия данного эпизода.

Вопрос: Что станет с героями рассказа? Ваши предположения?

Для обобщения материала используется опорный конспект и сообщения учащихся “Смерть Мармеладова” (часть 2, глава 7), “Смерть Катерины Ивановны” (часть 5, глава 5).

3. Рефлексия. Выводы урока.

Вопросы:

1. Удалось ли Достоевскому отобразить реальность жизни, жизненные ситуации бедняков?

2. Какие проблемы перекликаются с нашим временем?

3. Какие уроки дает нам Мармеладов и его семья?

4. Каковы причины гибели Мармеладова и его жены?

Что необходимо делать, чтобы не попасть в подобные жизненные ситуации?

Завершают урок слова Достоевского: “Любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие божеской любви и есть верх любви на земле”.

Личные высказывания учащихся.

Знакомство с образцами сочинений по данной теме, в том числе предложенными Интернетом.

Для контроля знаний текста художественного произведения можно предложить тест.

Подведение итогов: Что сделано на уроке? Оценки за урок.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру “Встреча с Мармеладовым”. Составить кроссворд на изученную тему.

4. Дидактический материал к уроку

Мотивы “тупика” в “Преступлении и наказании”

с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. img1. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых фото. с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых-img1. картинка с каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых. картинка img1. "Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.

Цитаты из текста

1.“А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным?”

2.“За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой. Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти”

3. “Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь”.

4.“Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная”.

5.“Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”

6.“Катерина Ивановна. весь вечер в ногах у нее простояла, ноги ей целовала. а потом они обе и заснули вместе, обнявшись. ”

7. “Полечка-то ведь по Сониному пути пойдет”.

8. “Знаете ли вы, что я даже чулки её пропил?”

9.. “Жалеть! Зачем меня жалеть!”

11. “Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился”.

12. “Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир”

(Работа с текстом художественного произведения)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

1. Бунт Родиона Раскольникова.

2. Трагичность образа Мармеладова в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

3. Образ Сони Мармеладовой.

4. “Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. ”

5. Трагедия семьи Мармеладовых.

7. Это сладкая фамилия!

8. Почему личность Раскольникова вызывает сочувствие и сострадание.

9. Двойники и антиподы Раскольникова.

10. “В Петербурге Достоевского”.

11. Моё открытие романа “Преступление и наказание”.

Источник

Вторая встреча Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Вторая встреча главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит после похорон господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку. На поминальном обеде Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.

Эта встреча описывается в части 5, главе IV.

Именно при этой встрече Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и ее сутры Лизаветы.

После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.

Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони

Во время этого второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня не выдерживает и просит молодого человека «не мучить» ее. Наконец Раскольников решает сорвать с себя маску циничности и холодности перед доброй и чистой Соней:

Доброта и любовь девушки обезоруживают Раскольникова, он начинает говорить с ней по-другому:

Признание Раскольникова

Реакция Сони на признание Раскольникова

Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:

Раскольников о причинах преступления

Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:

Он говорит, что не смотря на то, что ему были нужны деньги, истинной причиной преступления были вовсе не они — Раскольников хотел доказать самому себе что относится к «необыкновенным» людям, таким как Наполеон, в соответствии с его безумной теорией:

О душевном состоянии Раскольникова

Раскольников просит у Сони совет о том, что ему делать в его страшном положении. Соня советует ему покаяться в содеянном:

Однако Раскольников еще не готов покаяться. Кроме того, он уверенно говорит о том, что у следователя нет стоящих улик против него:

В конце беседы Соня предлагает Раскольникову надеть ее крест. Но молодой человек говорит, что крест лучше надеть «потом». Девушка соглашается с ним:

Встреча заканчивается тем, что в комнату Софьи постучал господин Лебезятников с сообщением о сумасшествии Катерины Ивановны:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *