почему после посещения мармеладовых раскольников решил действовать немедленно преступление и наказание ф достоевский
«Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорбленных», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.
В романе «Преступление и наказание» особенно полно изображен внутренний мир «униженных и оскорбленных» героев. Здесь, в отличие от предшествующих произведений Достоевского, каждое из которых было посвящено какой-то одной вариации образа, представлено сразу три возможных варианта развития характеров и судеб «униженных и оскорбленных».
Смысл теории Раскольникова, по Достоевскому, состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Ведь, пересматривая основы христианской морали, он «отпадает» от нее, а следовательно, и от Бога. Писатель подчеркивает фанатизм Раскольникова: «этот мрачный катехизис стал его верой и законом». Идея порабощает душу героя, изменяет его отношение к людям: любое общение с ними становится для него мучительным.
С каким настроением покидает раскольников квартиру мармеладовых
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 87 Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». «МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ» В РОМАНЕ
Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассматривают жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; осмы сляют главный конфликт романа — между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; участвуют в аналитической беседе.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
• Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?
• В чём заключается жанровое своеобразие романа?
• Каково значение цвета и чисел в романе?
• Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять — наказанию?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.
В самые тяжёлые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа — люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников — бывший студент (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня — бывшая барышня. Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу,— бывшие дворянские дети. Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим ещё недавно благополучным прошлым и рассказывает о нём Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.
Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания.
Писатель сам был унижен и оскорблён страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нём отражён отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.
Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.
Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых (обращение к записи на доске).
2. Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых» (с комментированным чтением эпизодов романа, составлением опорного конспекта и обобщением учителя)
• Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
• Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.
• Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?
2) Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: «портреты жены, детей»; «описание комнаты»; «жильцы дома» (см. текст ниже)
• С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?
• Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?
• Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?
• На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
• Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?
• Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
• Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?
3) Коллективная работа по составлению опорного конспекта «Мотивы «тупика» в романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых» (запись на доске и в тетрадях)
Предполагаемая запись
4) Обобщение учителя
— Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.
В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и его семья становятся изгоями.
Катерина Ивановна — женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотнoгo офицера по любви и бежала с ним из родительского дома. После смерти мужа, попавшего под суд за растрату, осталась с тремя детьми и вынуждена была принять сделанное из сострадания предложение вдовца Мармеладова, надеясь, что новое супружество облегчит тяжесть материальных забот. И Мармеладов, и Катерина Ивановна не выдерживают столкновения с жизнью и гибнут как морально, так и физически. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова.
3. Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»
• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?
• Каковы отношения между членами семьи?
• Что мы узнаём о матери Раскольникова?
• Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?
• Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?
Обобщение учителя
— Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.
4. Построение схемы «Система образов романа» с последующей аргументацией (работа в парах)
• Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Постройте такую схему (запись на доске и в тетрадях), аргументируйте свой выбор.
• Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
5. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»
• Ознакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
Карточка Перечитываешь «Преступление и наказание» — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несёт преступнику высшее наказание (В. Вересаев). Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его,— как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда (В. Розанов). Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию (Д. Голсуорси). Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойдённого юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей (В. Набоков).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих, обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.
VI. Домашнее задание
Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса. Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться) Преступление и наказание Ф. М. Достоевский Эпизод «На квартире Мармеладова» (Часть I. Глава II)
Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно.
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.
— А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори.
И она бросились его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.
— Где же деньги? — кричала она. — О господи, неужели же он все пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.
— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в на-слаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.
— Пропил! все, все пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, — и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!
Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова. К тому же внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках. Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение. Стали даже входить в комнату; послышался, наконец, зловещий визг: это продиралась вперед сама Амалия Липпевехзель, чтобы произвести распорядок по-свойски и в сотый раз испугать бедную женщину ругательским приказанием завтра же очистить квартиру. (вернуться к уроку)
Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Разделы: Литература
Эпизоды в художественном произведении играют важную роль в раскрытии характеров, образов героев, они являются связующим звеном последующих событий повествования.
Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
2. Анализ эпизода – ч.1, гл.2
На столах тексты и план работы с эпизодом.
Сообщение учащегося. “Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры”.
Место данного эпизода в сюжете.
Работа с текстом, беседа по вопросам:
“Встреча 1”:
Чтение фрагментов: “трактир и люди”, “портрет чиновника Мармеладова”
Вопросы:
а) Как относятся к Мармеладову люди из трактира?
б) Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
в) Расскажите о семье чиновника, подтвердите цитатами из текста.
г) Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?
В беседе используются цитаты из текста, предложенные в качестве раздаточного материала.
В процессе работы учащиеся вместе с преподавателем рассматривают презентацию рисунков, созданных учащейся нашего лицея.
Последствия данного эпизода.
Вопрос: Что станет с героями рассказа? Ваши предположения?
Для обобщения материала используется опорный конспект и сообщения учащихся “Смерть Мармеладова” (часть 2, глава 7), “Смерть Катерины Ивановны” (часть 5, глава 5).
3. Рефлексия. Выводы урока.
Вопросы:
1. Удалось ли Достоевскому отобразить реальность жизни, жизненные ситуации бедняков?
2. Какие проблемы перекликаются с нашим временем?
3. Какие уроки дает нам Мармеладов и его семья?
4. Каковы причины гибели Мармеладова и его жены?
Что необходимо делать, чтобы не попасть в подобные жизненные ситуации?
Завершают урок слова Достоевского: “Любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие божеской любви и есть верх любви на земле”.
Личные высказывания учащихся.
Знакомство с образцами сочинений по данной теме, в том числе предложенными Интернетом.
Для контроля знаний текста художественного произведения можно предложить тест.
Подведение итогов: Что сделано на уроке? Оценки за урок.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру “Встреча с Мармеладовым”. Составить кроссворд на изученную тему.
4. Дидактический материал к уроку
Мотивы “тупика” в “Преступлении и наказании”
Цитаты из текста
1.“А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным?”
2.“За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой. Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти”
3. “Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь”.
4.“Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная”.
5.“Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”
6.“Катерина Ивановна. весь вечер в ногах у нее простояла, ноги ей целовала. а потом они обе и заснули вместе, обнявшись. ”
7. “Полечка-то ведь по Сониному пути пойдет”.
8. “Знаете ли вы, что я даже чулки её пропил?”
9.. “Жалеть! Зачем меня жалеть!”
11. “Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился”.
12. “Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир”
(Работа с текстом художественного произведения)
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.
3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
5. Последствия данного эпизода.
6. Озаглавить эпизод.
1. Бунт Родиона Раскольникова.
2. Трагичность образа Мармеладова в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
3. Образ Сони Мармеладовой.
4. “Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. ”
5. Трагедия семьи Мармеладовых.
7. Это сладкая фамилия!
8. Почему личность Раскольникова вызывает сочувствие и сострадание.
9. Двойники и антиподы Раскольникова.
10. “В Петербурге Достоевского”.
11. Моё открытие романа “Преступление и наказание”.
Вторая встреча Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Вторая встреча главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит после похорон господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку. На поминальном обеде Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.
Эта встреча описывается в части 5, главе IV.
Именно при этой встрече Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и ее сутры Лизаветы.
После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.
Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони
Во время этого второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня не выдерживает и просит молодого человека «не мучить» ее. Наконец Раскольников решает сорвать с себя маску циничности и холодности перед доброй и чистой Соней:
Доброта и любовь девушки обезоруживают Раскольникова, он начинает говорить с ней по-другому:
Признание Раскольникова
Реакция Сони на признание Раскольникова
Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:
Раскольников о причинах преступления
Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:
Он говорит, что не смотря на то, что ему были нужны деньги, истинной причиной преступления были вовсе не они — Раскольников хотел доказать самому себе что относится к «необыкновенным» людям, таким как Наполеон, в соответствии с его безумной теорией:
О душевном состоянии Раскольникова
Раскольников просит у Сони совет о том, что ему делать в его страшном положении. Соня советует ему покаяться в содеянном:
Однако Раскольников еще не готов покаяться. Кроме того, он уверенно говорит о том, что у следователя нет стоящих улик против него:
В конце беседы Соня предлагает Раскольникову надеть ее крест. Но молодой человек говорит, что крест лучше надеть «потом». Девушка соглашается с ним:
Встреча заканчивается тем, что в комнату Софьи постучал господин Лебезятников с сообщением о сумасшествии Катерины Ивановны: