расписка о получении денежных средств за квартиру через аккредитив образец

Сделки с недвижимостью: расписка в получении денег

Задайте вопрос юристу

При проведении сделок с недвижимым имуществом расписка в получении денег является весьма важным, а в некоторых случаях и необходимым документом. Несмотря на свое несколько «простодушное» название, она считается одним из основных документов при взаиморасчетах за квартиру на вторичном рынке жилья. О значении расписки в сделках с недвижимостью и пойдет речь в этой статье.

Для чего необходима расписка

Расписка продавца в получении денег от покупателя нужна в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе купли-продажи квартиры. Например, если в договоре имеется запись о том, что денежные средства передаются при некоторых конкретных условиях (через аккредитив или банковскую ячейку), то сам по себе этот договор представляет собой некое письменное обязательство сторон сделки выполнить определенные действия, и не более того. Полностью исполненными обязательствами сторон по сделке могут считаться только те, которые подтверждены такими документами, как передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимости и расписки в получении денежных средств (или банковского платежного документа).

В передаточном акте (акте приема-передачи) квартиры, как правило, также производится запись о том, что стороны сделки не имеют взаимных претензий и что расчеты между ними выполнены полностью. Расписка о получении денег в таком случае становится своего рода дополнительной страховкой для Покупателя в том, что он рассчитался за приобретение квартиры и выполнил свои обязательства.

Кроме того, этот документ всегда остается на руках у покупателя и может быть использован, например, в случае возникновения каких-либо споров по сделке. Более того, наличие такого документа прямо упоминается в действующем законодательстве. О расписке говорится в ст. 408 ГК РФ «Прекращение обязательства исполнением».

Образец расписки

Для того, чтобы расписка в получении денежных средств имела юридическую значимость, составлять ее необходимо по определенным правилам. Они следующие:

При несоблюдении данных правил в случае возникновения спора по сделке суд может признать документ не имеющим юридической силы и не принять к рассмотрению. Чтобы еще больше усилить юридическую значимость расписки, ее часто пишут при свидетелях, заверяющих документ еще и своими подписями.

Расписки в получении денег принято писать от руки, однако не исключается вариант и машинописного написания, где от руки ставится подпись и пишется только расшифровка ФИО Продавца. Расписку составляют в одном экземпляре, который и передается Покупателю после выполнения всех условий по сделке и производства взаиморасчетов между ее сторонами.

В случае, если расчеты за квартиру производятся безналичным способом, например через аккредитив, то документом, подтверждающим расчет, является банковское платежное поручение, свидетельствующее о переводе денежных средств Продавцу.

Иногда случается так, что в ДКП способ взаиморасчетов точно не указан. В данном случае при безналичных формах расчетах Покупатели могут потребовать от Продавцов документ, который подтверждает факт перевода денег на счет Продавца в банке. В этом случае Продавцу следует сделать запись о том, что денежные средства в такой-то сумме такого-то числа им получены полностью посредством безналичного банковского перевода (поступления денежных средств на банковский счет). Расписка в получении денег за квартиру не требует обязательного нотариального заверения.

Особенности составления расписки при продаже квартир с несколькими собственниками

В случае приобретения квартиры у нескольких собственников (находящейся в общей собственности квартиры) оформление расписки имеет некоторые особенности.

Если квартира приобретается у двух и более сособственников, то подписание расписки должно выполняться всеми, кто подписывал договор купли-продажи. В том случае, когда квартира находилась в общей долевой собственности, а денежные средства продавцы получали исходя из размера доли каждого в недвижимом имуществе, то каждым из сособственников (продавца доли) составляется отдельная расписка, в которой указывается сумма, которая причитается только ему.

Особенности оформления расписки при альтернативных сделках с квартирами

Распространенный вариант продажи квартир — альтернативный, когда в процессе сделки выстраивается целая цепочка из последовательных действий по реализации нескольких объектов одновременно. Эта схема вносит свои нюансы в содержание расписки в получении денег.

Схема предусматривает, что, денежная сумма поступательно движется от первого Продавца к середине цепочки и далее. По сути, все лица, находящиеся в середине данного процесса, могут и не видеть денег вообще. Они, при таком алгоритме продаж, вместо денег получают другую недвижимость.

Данный факт совсем не отменяет необходимости получения расписок в получении денег, т.к Продавцы из середины цепочки, согласно ДКП, деньги должны были получить. В противном случае возникает риск оспаривания сделки на том основании, что Продавец якобы причитающуюся ему сумму не получил или получил не полностью.

Этот пример еще раз подтверждает, что Покупатель расписку в получении денег должен стремиться получить от Продавца во всех случаях, независимо от используемой схемы реализации недвижимости. Это является непреложным правилом для сделок на вторичном рынке. На первичном рынке данное условие необходимо соблюдать только в том случае, когда сделка связана с переуступкой прав.

В случае приобретения квартиры непосредственно у застройщика по договору долевого участия такой документ, как расписка, не требуется. В этом случае расчеты осуществляются через счет эскроу или путем перечисления денежных средств на банковский счет Застройщика по реквизитам, указанным в договоре купли-продажи. Дольщик обязан деньги перевести на счет эскроу или счет Застройщика по указанным реквизитам, потому что любые иные способы расчетов в данной ситуации не предусмотрены. Банковская платежка, в которой указаны все необходимые сведения о переведенной сумме денег и времени ее перечисления, будет вполне достаточным документом для подтверждения оплаты.

Следует помнить, что расписка в получении денег может быть затребована от сторон сделки налоговыми органами. Для них она документ, который свидетельствует о фактических расходах, понесенных Покупателем и дающих право на налоговый вычет, а также подтверждающая сумму полученного Продавцом дохода, от которого рассчитывается подлежащая уплате сумма налога. Существуют и некоторые особенности оформления расписки при условии реализации квартиры по заниженной цене.

Имеется альтернативный вариант оформления подтверждения передачи денежных средств, при котором передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимого имущества оформляется так, что в нем имеются все необходимые реквизиты, которые используются при составлении расписки. В данном случае сам Акт может служить достаточным подтверждением исполнения обязательств по сделке, причем и в отношении передачи квартиры Покупателю, и в отношении передачи денежных средств Продавцу (оплаты стоимости недвижимости).

Источник

Что такое аккредитив при покупке и продаже квартиры и как провести сделку по такой схеме?

Самая безопасная схема расчетов на рынке недвижимости – аккредитив. У покупателя всегда остается документальное подтверждение передачи денег, а у продавца – возможность гарантированно получить нужную сумму. Фактически банк выступает своеобразным посредником между сторонами, обеспечивая безопасность расчетов и четкое выполнение условий договора.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что это такое?

При покупке квартиры покупатель, как известно, должен передать продавцу деньги. Аккредитив представляет собой безналичный вариант банковской ячейки, который гарантирует отсутствие проблем при расчетах. Для этого покупатель приходит в банк, открывает счет и размещает на нем нужную сумму в счет оплаты квартиры.

Одновременно он дает распоряжение (аккредитив) банку перевести деньги на счет продавца в том случае, если сделка состоится.

Плюсы и минусы

Достоинств у аккредитивной схемы немало. Можно не бояться, что обманут на сделке – ведь все расчеты происходят в банке и в безналичной форме. К тому же, процедура не зависит от города и даже, если сделка была в другом населенном пункте, можно снять деньги в любом отделении того же банка.

Плюсы аккредитивной схемы:

Основной минус схемы заключается в том, что в отличии от передачи денег наличными, придется платить банку за открытие счета и выполнение аккредитива. Кроме того, подобную схему предлагают физлицам далеко не все банки. Придется потратить время и найти наиболее удобные условия обслуживания, чтобы оформить договор.

Какие виды существуют?

За это время обычно проходит регистрация прав собственности, после которой продавец сможет спокойно забрать деньги.

Популярен также отзывной аккредитив, который дает банку право отменить или изменить поручение без согласия сторон. Однако для этого будет нужно письменное распоряжение плательщика. Различают также покрытый и непокрытый аккредитив, в зависимости от того зачислены деньги на счет или нет. По непокрытому аккредитиву средства списываются с другого счета покупателя.

Алгоритм действий

Аккредитивная схема расчетов обычно выбирается, если стороны не очень хорошо знают друг друга и опасаются мошеннических действий. Это также оптимальный способ передачи денег, если хотя бы одной из сторон на сделке является юридическое лицо.

Так как купить или продать жилье таким способом? Процедура расчетов с использованием аккредитива занимает несколько недель. Для начала должна состояться сама сделка купли-продажи (у нотариуса, в банке, если оформляется ипотека или в другом месте). После этого покупателю необходимо:

Но, естественно, за свои услуги банк возьмет комиссию за открытие аккредитивного счета (ее может оплатить покупатель) и обналичивание средств. В среднем эти расходы могут составить до 1-5% суммы договора. Если деньги переводятся на другой счет, а не снимаются в кассе, то расходы можно немного уменьшить (до 0,2-0,3% суммы).

Необходимая документация

Банк выступает гарантом в проведении сделки купли-продажи. При срыве, отказе от продажи, несоблюдении условий относительно жилья, покупатель не потеряет свои сбережения. Если же все условия соблюдены, то расчеты будут произведены со всей точностью. От покупателя потребуется:

Документы предоставляются в пределах срока действия аккредитива с учетом оговоренных сроков. После заполнения заявления об открытии аккредитива, покупателю выдается справка, а продавцу — памятка с перечнем необходимых документов.

После предоставления продавцом в банк документов, указанных в заявлении покупателя, в пределах срока и в полном соответствии с условиями аккредитива денежные средства будут выплачены продавцу.

Нужна ли расписка?

Должны быть также указаны паспортные данные, сумма счета, номер платежного поручения по переводу денежных средств с указанием номера аккредитива. Стороны получают каждый свой экземпляр оригинала расписки по сделке покупки или продажи недвижимости. В дальнейшем этот документ может пригодиться при оформлении налогового вычета.

Составление договора купли-продажи

Договор составляется нотариусом, если сделка оформляется в нотариальной конторе (более детально о нотариальном сопровождении сделки купли-продажи квартиры можно узнать здесь), юристом, риэлтором, если с ними были оформлены соглашения на этот счет либо самостоятельно (покупателем и продавцом). Информация о варианте расчетов обязательно указывается в самом договоре купли-продажи, вплоть до конкретно указанных сроков. Указываются и условия закрытия аккредитива, а также документы, которые принимаются для получения денег с аккредитивного счета.

В договоре купли-продажи обязательно нужно указать:

По сути в договоре вкратце описана вся схема взаиморасчетов с использованием аккредитива, а также варианты поведения сторон в том случае, если договор будет расторгнут досрочно.

Например, пишется. что покупатель оплачивает безотзывным документарным покрытым аккредитивом, открытым по поручению покупателя в банке в пользу продавца в срок до 10 дней.

Какие разделы должны быть в ДКП?

В договоре представлены разделы, в которых описывается, что именно покупается, кем, за какую сумму и каким путем будут передаваться деньги. В типовых договорах обычно указывается, что формой расчетов при покупке и продаже является покрытый безотзывный аккредитив, открываемый покупателем в пользу продавца в срок не позднее 10-15 дней. В договоре должны быть разделы:

В договоре указывается и список документов, которые требуются для исполнения аккредитива. Например, оригинал договора купли-продажи квартиры, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Подписывает договор купли-продажи покупатель и продавец либо их законные представители. При желании купчая может быть заверена у нотариуса. В этом случае расходы на нотариальное оформление обычно ложатся на плечи покупателя.

Схема расчетов при покупке и реализации

При использовании расписки схема расчетов между покупателем и продавцом такая же, как и без нее. Просто в самом конце стороны должны будут еще раз встретиться, чтобы оформить расписку.

Для открытия аккредитива требуется:

Расписка очень важна, поскольку она также как и акт приема-передачи подтверждает, что обязательство было выполнено. Заменой расписки может стать обычное платежное поручение о выполнении аккредитива, которое можно получить в банке.

Расписку можно составить в присутствии двух свидетелей, которые также ставят в ней свои подписи.

Особенности налогообложения и возврата налога

Покупатель квартиры вправе претендовать на налоговый вычет. Если оформлялась ипотека, то дополнительно можно уменьшить расходы за счет возврата части налога, уплаченного в прошлом году. Для получения денег нужно заполнить налоговую декларацию, а также предоставить в налоговую справку с места работы, копии правоустанавливающих документов на квартиру или дома, копию кредитного договора, справку из банка о выплате процентов.

Потребуются и документы, подтверждающие факт оплаты недвижимости. Если использовался аккредитив, но нужно будет сделать копию платежного поручения о перечислении денежных средств с указанием назначения платежа (оплата за недвижимое имущество). На платежке обязательно должен быть указан номер и вид аккредитива, печать банка, дата, подпись ответственного лица.

Больше нюансов о налогообложении купли-продажи квартиры можно узнать тут.

Аккредитив помогает снизить риски при расчетах на рынке недвижимости. Банк перечисляет стоимость квартиры только после исполнения определенных условий – передачи в собственность недвижимости и регистрации прав нового собственника в Росреестре. Недостатком схемы являются сопутствующие расходы, которые в некоторых банках могут достигать 2-5 тыс. рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Источник

Защищенная сделка: продажа и покупка квартиры через аккредитив

Проводя сделку купли-продажи квартиры, можно использовать разные виды расчетов. Чаще всего покупатель переводит деньги на счет продавца, немного реже – расплачивается наличными. Но это не все варианты.

Иногда применяется такой вид взаиморасчетов как аккредитив. Чтобы воспользоваться им надо знать основные принципы этого способа расчетов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что такое аккредитив при покупке квартиры?

Расчеты через аккредитив – это защищенная сделка. Суть ее заключается в том, что перед сделкой покупатель резервирует определенную сумму денег для расчета с продавцом. Тем самым последний получает определенную гарантию того, что с ним расплатятся в полном объеме. Но покупатель также защищен: банк перечислит средства только после того, как все обязательства по договору будут исполнены продавцом.

Предлагаем посмотреть видео о том, что такое аккредитив и как он используется при покупке квартиры:

Плюсы и минусы

Преимуществ у такого способа расчетов немало:

Тем не менее, некоторые неудобства все же есть:

Какие существуют виды?

На практике встречаются несколько видов аккредитивов:

Как продать или купить жилье: алгоритм действий

Вне зависимости от того, каким образом осуществляется оплата за квартиру, сама сделка покупки и продажи производится по обычной схеме. Но есть несколько обязательных шагов, которые отличают сделки через аккредитив от сделки с другой формой оплаты:

Какие документы требуются от сторон?

Для купли-продажи квартиры потребуются следующие документы:

Отдельно следует сказать о расписке. При расчетах через аккредитив расписка не нужна, но если покупатель настаивает, то можно составить. Расписка при покупке и продаже выполняется собственноручно продавцом. Обязательно нужно указать свои полные данные:

В расписке должно быть сказано, за что были получены деньги и в какой сумме. Составляется документ шариковой ручкой с синей пастой. Так нужно делать, чтобы по прошествии времени не возникало сомнений, что это оригинал. Копия юридической силы не имеет как и документ, набранный на компьютере. В расписке не должно быть:

Как и кем составляется договор?

Такой договор составляется кредитной организацией. Строгой формы у документа нет. Однако в Положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 г. указано, что в договоре обязательно должна содержаться такая информация:

Обязательные условия ДКП

В договоре должно быть указано, что расчеты при покупке и продаже недвижимости будут производиться через аккредитив и что обе стороны согласны с таким порядком. Этот пункт должен содержаться несмотря на то, что предварительно стороны заключали договор аккредитива.

Разделы

В данном случае надо указать, что расчеты производятся через аккредитив, а также приписать все его параметры (они дублируются из договор аккредитива):

Подпись и заверение

Договор купли-продажи квартиры в обязательном порядке должен быть заверен нотариально.

Как выглядит схема расчетов при покупке?

Алгоритм действий при оплате квартиры через аккредитив следующий:

Какова стоимость и кто должен оплачивать?

Для примера – тарифы некоторых банков для оплаты квартиры через аккредитив:

Особенности налогообложения и возврата налога

При купле-продажи недвижимости через аккредитив покупатель имеет право на имущественный налоговый вычет в общем порядке. Как и при оплате безналичным переводом или наличными денежными средствами, необходимо заполнить налоговую декларацию и предоставить справку 2-НДФЛ. Кроме того, потребуется копия платежного поручения, заполненная с соблюдением всех требований к данному документу.

Возможные альтернативы

При купле-продаже квартиры кроме аккредитива можно использовать еще несколько вариантов расчетов. Наличными деньгами можно расплатиться так:

Безналичных вариантов больше:

При совершении сделки купли-продажи квартиры возможны взаиморасчеты различными способами. Одним из них является аккредитив. Его несомненным преимуществом является то, что он гарантирует обеим сторонам безопасность сделки. Но при этом его стоимость достаточно высока. Решение, конечно, остается за участниками сделки, однако гарантия безопасности стоит того, чтобы отдать за нее дополнительные средства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Юридический блог

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы представляем Вам уникальный проект агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» –
персональный блог юридического отдела нашей компании.

Здесь вы сможете найти актуальную информацию о недвижимости: новости, разъяснения тех или иных решений суда, трактовку законов, анонсы законопроектов и прочее.

Наши юристы, опыт работы которых в области недвижимости составляет более 15 лет, ежедневно отслеживают изменения в законодательстве Российской Федерации.

Как правильно писать расписки при безналичных денежных расчетах и надо ли это делать?

расписка о получении денежных средств за квартиру через аккредитив образец. rukopozhatie. расписка о получении денежных средств за квартиру через аккредитив образец фото. расписка о получении денежных средств за квартиру через аккредитив образец-rukopozhatie. картинка расписка о получении денежных средств за квартиру через аккредитив образец. картинка rukopozhatie. При проведении сделок с недвижимым имуществом расписка в получении денег является весьма важным, а в некоторых случаях и необходимым документом. Несмотря на свое несколько «простодушное» название, она считается одним из основных документов при взаиморасчетах за квартиру на вторичном рынке жилья. О значении расписки в сделках с недвижимостью и пойдет речь в этой статье.

Взаиморасчеты по сделке могут осуществляться сторонами сделки путем расчетов наличными денежными средствами либо безналичным перечислением.

Подтверждением наличных расчетов является рукописная расписка. При безналичных расчетах в подтверждение взаиморасчетов получаются банковские документы (платежное поручение, выписка по счету) Составление расписки в данном случае не требуется.

Если покупатель настаивает на расписке, то содержание расписки должно не фиксировать получение денежных средств, а подтверждать их зачисление на р/сч. Например: Я, ФИО, продавец недвижимости …. подтверждаю зачисление на р/сч денежной суммы в размере в качестве оплаты по ДКП с использованием аккредитива…

Кроме того, любой документ, содержащий элементы расписки (паспортные данные сторон, денежную сумму, основание) может также подтверждать взаиморасчеты сторон. Например, акт о взаиморасчетах, акт приема передачи объекта с пунктом о взаиморасчетах.

Исключение из правила: безналичные расчеты путем открытия аккредитива в альтернативных сделках (покупатель первого объекта открывает аккредитив на продавца второго объекта, третьего объекта в цепочке и т.д.) Стоит отметить, что юристам такая схема взаиморасчетов не нравится, т.к. таит в себе множество подводных камней. Однако учитывая тенденцию одного из известных банков настаивать на безналичных расчетах, несмотря на то, что складывается цепочка сделок и рассчитываться посредством аккредитива сторонам не удобно, приходится составлять дополнительные документы, чтобы как то оправдать факт поступления денег продавцу не от покупателя, а от третьего лица, а также факт оплаты покупателем денег не продавцу, а третьему лицу. Получение выписки по счету в данном случае не подтвердит перечисление денежных средств со счета покупателя на счет продавца.

Безналичные расчеты путем открытия аккредитива в альтернативных сделках требуют более внимательного отношения к оформлению финансовых документов в том числе и потому, что в последующем покупатель может обратиться за налоговым вычетом. Получение денежных средств продавцом не от покупателя, а от третьего лица, может являться основанием для отказа в получении налогового вычета. В данном случае не лишним будет получить совет налогового консультанта. Практика по таким ситуациям пока не наработана.

Дополнительными документами, в зависимости от количества объектов и сторон сделки (юрист проанализирует ситуацию и примет решение по подготовке дополнительного документа), могут выступать поручение продавца первой недвижимости (поручение дается своему покупателю) о направлении денежных средств, причитающихся ему за отчуждаемую недвижимость, продавцу второй недвижимости, которую он в свою очередь приобретает; соглашение участников сделки о порядке взаиморасчетов (если в сделках участвует несколько объектов недвижимости).

Для понимания серьезности правильного оформления финансовых документов по сделке, приведу один пример из судебной практики. Решение суда вынесено без участия ответчика (продавца недвижимости), в связи с чем, можно только предполагать причины возникновения такой ситуации. Конспективно опишу фабулу дела.

12.05.17 г. стороны подписали ДКП.

Расчеты по договору: личные средства (наличные) + кредитные (аккредитив).

До подписания договора 05.04.17 г. продавец получил от покупателей аванс, выдав расписку.

Далее выдержка из решения суда: «После подписания Договора они выплатили ответчику в счет оплаты недвижимого имущества еще N рублей по расписке от 17 мая 2017 года. Они вынуждены были пойти на такие условия ответчика, так как в случае отказа Продавца от заключения сделки АО «Россельхозбанк» отказал бы им в предоставлении кредита» Принимая во внимание, что в суде не прозвучали аргументы ответчика, остается только предполагать назначение этой суммы.

25.05.17 г. банк перечислил продавцу кредитные средства, что подтверждается платежным поручением.

Как видим, суд просто сложил все суммы по распискам и сумму по платежному поручению. Общая сумма не совпала с ценой объектов недвижимости по договору купли-продажи. Вывод: неосновательно получил сумму больше, чем ему причитается.

Стороны заключили предварительное соглашение о купле-продаже комнаты. В рамках данного соглашения по утверждению покупателя, она перечислила N сумму на расчетный счет продавца и такую же сумму передала наличными денежными средствами, что подтверждалось распиской продавца. В связи с тем, что в последующем договор купли-продажи не был заключен, покупатель обратилась в суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения. Сумма неосновательного обогащения по ее мнению составила сумму безналичных и наличных денежных средств. Иск был удовлетворен частично. «Судебная коллегия учитывает последовательность и непротиворечивость позиции ответчика, пояснявшей, что данная сумма составляет 15% от стоимости комнаты, сумма была передана лишь по той причине, что банк выдает кредит при подтверждении оплаты 15% стоимости жилья заемщиком, для этого и составлялась расписка. Учитывая, что сумма, указанная в расписке и перечисленная в безналичном порядке, одинаковая, обстоятельства написания расписки и перечисления денежных средств имели место в один день, по последовательным и непротиворечивым показаниям свидетелей при составлении расписки наличные денежные средства не передавались, расписка передана истцу после безналичного перечисления суммы, суд пришел к правильному выводу, что распиской не подтвержден факт повторной (дополнительно к безналично перечисленной сумме) передачи истцом ответчику ( / / ) руб. Истцом доводы иска о передаче два раза по ( / / ) руб. не доказаны» (Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 марта 2015 г. по делу N 33-3644/2015).

Вывод: стороны сделки должны внимательно относиться к финансовым документам, подтверждающим взаиморасчеты, а риэлторы, в свою очередь, давать юридически грамотные советы, руководствуясь не только принципом «так все делают», а и нормами права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *