путешествие по европе с прицепом дачей
Автопутешествие с трейлером (прицеп-дача)
Впервые в нашей практике было путешествие на юг, вместо привычной Карелии. В основном по асфальту, что и утомляло. 6 тыс. км, более 16 суток. С расходом до смешного получилось: с трейлером он ниже, чем без него — 15.2л! и это еще с поездкой в горы, плюс южные серпантины. Самый лучший результат у меня был — 14.8 на шоссейной резине в спокойном режиме по асфальту на равнинной местности. А так обычно ближе к 20! Удивительно, но факт — тащишь за собой целую тонну, а бензина тратишь меньше. Все из-за того, что стиль вождения другой: дави — не дави на газ, а быстро не разгонится — едешь спокойно без резких ускорений и торможений. Собственно о специфике поездки с трейлером и хочу рассказать в своем небольшом отчете.
С одной стороны удобно — приехал и у тебя все готово: плита, туалет, даже душ один раз принимали. Но глядя на наших друзей с палатками, понимаешь, что зачастую трейлер — это обуза в путешествии такого рода: пока загонишь его на место стоянки, выдвинешь опоры и соберешь все то, что развалилось за время пути — по времени больше, чем поставить быстроустанавливаемую палатку и разложить в ней спальники. То же самое со сборами: наши «палаточные» друзья собирались быстрее. Конечно, определенные задержки вносил ребенок, но все равно, если постоянно ехать и при этом с погодой все в порядке — то с палаткой, наверное, быстрее и проще.
Путешествие с трейлером вообще не предполагает суеты. Оно для тех, кто никуда не торопится, у кого есть время, чтобы утром встать и спокойно сварить себе чашечку кофе не одевая штанов, а не вскакивать как ошпаренный по будильнику, чтобы наматывать на карданы очередные сотни километров.
С одной стороны с трейлером можно встать где угодно, хоть на обочине или АЗС, но лично я сплю очень чутко, и любая возня в непосредственной близости будет меня будить и напрягать. Поэтому хотелось вставать на отшибе, где каждые 15 минут возле нас не будет останавливаться кто-то, ходить вокруг, хлопать дверями и включать музыку. Поэтому останавливаться в общественных местах не хотелось — необходимо было искать съезд и какую-то полянку, что тоже значительно увеличивало временные затраты на установку промежуточного лагеря. В общем палка о двух концах.
О дорогах: Точнее об их состоянии. С трейлером — все дороги плохие! Очень мало участков, на которых можно ехать спокойно, не напрягаясь, высматривая малейшие неровности полотна. Зачастую даже ровная на вид, без выбоин дорога приводит к тому, что прицеп уходит в продольную раскачку на неровности самой дороги. Там, где автомобиль без прицепа едва покачивает — с прицепом начинается постоянное раскачивание с усиливающейся амплитудой, приходится сбрасывать до 50-60 км.
Еще одна беда — мосты и путепроводы. Там где на машине без прицепа ты пролетаешь и не замечаешь почти ничего, с трейлером приходится сбрасывать до 40 км, а иногда и ниже — иначе раскачка и удары. Для меня это закончилось тем, что фаркоп загнулся вниз: наши пламенные проклятья дорожникам Кубани! Кстати равнинная местность только у нас, на северо-западе. Вся остальная территория — чреда подъемов и спусков. Со спуска машина с трейлером идет хорошо, если разогнаться до 110-120, то на следующий подъем влетаешь резво, не приходится даже переключаться с 5-й передачи. Но основная проблема в том, что чаще всего внизу те самые злополучные мосты через ручейки, речки и овраги и вместо того, чтобы лететь, приходится сначала тормозить вниз, а потом тащить вверх на 3-й передаче.
Утомляют дальнобойщики и автобусы. Утомляют значительно больше, чем при езде на автомобиле без прицепа, когда ты их просто обгоняешь. Подозреваю, что я тоже их утомлял и возможно даже больше, чем они меня. Идти приходится с ними примерно в одном среднем скоростном режиме. Но у них круиз контроль и они едут постоянно свои 80 км/ч., не снижая скорости на подъем и не разгоняясь вниз. А с трейлером все по-другому: вниз ты их обгоняешь, а вверх они тебя. Так и продолжается на протяжении нескольких десятков километров, пока кто-то не остановится, или не уйдет в отрыв на хорошей либо плохой дороге.
В очередной раз для себя убедился в формуле 700-500-400: Это расстояния, которые преодолеваются спокойно. В первый день можно проехать 700 км, во второй 500, во все последующие 400. В противном случае это уже не путешествие, а гонка. Не знаю как остальным, но мне гонки не нравятся. Хочется путешествовать спокойно, посещая что-то по дороге, заезжая, гуляя. Тогда путешествие становится интересным, приезжаешь с багажом впечатлений. Причем этот километраж не зависит от скорости движения: чем медленнее едешь — тем медленнее наступает утомление дорогой, успеваешь смотреть по сторонам, наслаждаться поездкой. И наоборот, чем выше скорость — тем выше концентрация внимания на дорогу, тем быстрее она надоедает и появляется желание чего-то другого.
Наше возвращение тяжело назвать путешествием, несмотря на то, что длилось оно 4 дня. Выехали по графику, в первый день доехали от Анапы до Кущевской, отстояв в Краснодарских пробках половину дня. Вторая машина, без прицепа, решила задержаться на 1 день (он был заложен на резерв), а потом догонять нас. К вечеру этого же дня, в виду того, что погода испортилась, они снялись и поехали догонять нас «обходными» маршрутами в объезд Краснодара. На следующее утро они погнали вперед, решив что лучше приедут на день раньше домой, но это у них не получилось. В районе Новочеркасска Шнива встала: открутилась гайка шкива коленвала. На ремонт было потрачено более 6 часов. Нашел практическое подтверждение еще один важный момент, который я усвоил раньше и учитываю при разработке всех автомаршрутов: резервный день — обязателен!
Следующим днем Шнива опять понеслась вперед. Всего за этот день мы проехали 1000 км. У Шнивы это получилось на 2 часа быстрее — по этому показателю можно судить о том, насколько медленнее ехать с трейлером, чем без него. Конечно, результат не очень объективен — Шниве досталась пробка в Химках, но и мы стояли под Воронежом в пробке из-за ДТП дольше, чем Шнива. Кроме того у всех были разные по количеству и времени остановки.
Пришло время сделать выводы по результатам нашего первого глобального путешествия с прицепом. Во-первых подтвердилась очередная прописная истина — путешествовать надо вместе с себе подобными: если поехали с трейлером, то и попутчики должны быть с ними: года все примерно в одних условиях — то никто никого не тормозит и никто не нервничает, что кого-то задерживает.
Второй вывод — это цели путешествия и график. Должно быть спокойное путешествие, не зажатое графиком, с большим количеством свободного времени — тогда от трейлер становится объектом получения удобств, а не обузой в скорости гонки и маневренности.
И наконец третий — наибольшую комфорт трейлер приносит либо при длительных стоянках на одном месте, либо при неблагоприятных погодных условиях. Путешествие на юг в режиме рейда — не самое лучше применение для прицепа. Если ехать на юг — то это длительная стоянка на диком берегу, причем желательно по дороге не торопиться, а заехать посмотреть какие-то достопримечательности по пути.
Что касается нас, то основное направление использования трейлера было все-таки в Северо-Западном регионе, где лето длится всего 2 месяца (с середины июня до середины августа), и то не всегда. Трейлер позволит спокойно и комфортно выезжать на природу с момента схода снега до момента его выпадения: т.е. с конца апреля до конца ноября.
Почему я не куплю себе прицеп-дачу
О прицепах меня как-то распрашивала коллега с работы. Ниже я приведу выдержки из нашего разговора.
Во-первых он стоит денег. Я по старому курсу покупал их в Литве тысяч по 200 (с учётом таможни). И это за 20-ти летний. Сейчас смело умножай на два. Что-то пятилетнее стоит уже пару миллионов.
У подъезда его особо не поставишь. В гараж его не впихнёшь. Значит стоянка. Значит минимум 3000 в месяц. То есть 36 000 в год. Если учесть что в зимний отпуск ты предположительно летишь на море, а летом с прицепом в ЕС или ещё куда, дней на 10, то это уже по 3 600 в сутки. Дороже гостиницы.
Потом есть требования к машине. Мне с четырмя литрами под капотом было пофиг, но перегонял один из прицепов машиной покупателя (Шкода, 1,8) — оно ваще не едет.
Блондинка вваливает на автобане. А почему? А потому что без прицепа.
Если ты куда с ним едешь — то это ограничение скорости до 70 по ПДД, до 90 по логике (очень весело тормозить автопоезд в 4 тонны весом на песочке, когда он ещё и складывается). Перестроения по трассе имеют свои особенности — длина автопоезда от 10 метров получается. Расход +2 литра. При цене литра в 80 руб. в ЕС это уже ощутимо. Парковаться/разворачиваться, да даже задом ехать очень весело. Нефигово прокачивал этот скилл. А главное за день уже до Вильнюса/Варшавы ненапряжно не доедешь: или спички в глаза, или ночевать в РБ. Минус 4 дня от отпуска на блядскую Белорусь.
Приехали в Европу. Тадам! Стоянка в кемпингах, по 15-30 евро в сутки. Гостиница стоит почти так же. Или чуть дороже. Причём в кемпингах вас таких много. А звукоизоляция весьма условна. При этом даже самый дешевый гостиничный номер больше и удобнее.
Ладно! В Европу лучше просто на машине. Зато можно в выходные с семьёй на природу ездить. Хрен вам. Кемпер это ни разу не альтернатива даче.
Всё начинается в пятницу вечером. Вместо того чтобы с работы сразу стартануть на дачу, приходится заезжать домой за прицепом. Продрались сквозь вечерние пробки, доехали до стоянки, сцепились. Вроде можно ехать? Нет. Нужно проверить уровень газа (и, возможно, дозаправить баллон), в любом случае нужно заправить водяной бак. Вы знаете места где прямо на улице можно налить воды в бак? И я не очень знаю. Значит везём из дома канистры. Теоретически можно договориться с ближайшей мойкой, но не факт что вам не откажут когда вы туда приедете. Запихиваем в прицеп шмурдяк. Едем. В пятницу вечером. Из Москвы. По адским пробкам. Как вы думаете, многие будут давать вам перестроиться перед ними?
Приехали. Кстати, куда приехали? У автопоезда отвартительная геометрическая проходимость и радиус поворота. У прицепа нереальные свесы. Съехать с асфальта вот на ту полянку? В 95% случаев вы этого не сможете. Будете цеплять задним свесом или дышлом. При этом если на грунте будет немного грязи — то всё, вы там останетесь. Спите ночью на полянке и вдруг пошел дождь? Срочно просыпаемся, сворачиваем лагерь и выезжаем, а то придётся ждать пока подъём на асфальт не просохнет. Полный привод не особо помогает, кстати. Помогает полный привод со всеми блокировками и зубастая резина (вроде ФБел), но вы на такой машине ездить точно не будете.
Отдохнули? Прорвались в город сквозь пробки вечера воскресенья. Повторяем всё в обратной последовательности. Прицеп на парковку, картридж биотуалета слить (подумайте, кстати, куда), воду из баков слить, шмурдяк перегрузить в машину, аккумулятор из прицепа поставить на зарядку.
Отдельная история — уборка в прицепе. В вашей квартире появилась отдельная комната. В силу отдыха на природе грязь туда наносится хорошо. Значит привезти на парковку пылесос, найти 220 В, и потратить минимум час на уборку, мытьё сантехники и плиты, не забудьте и про холодильник. Причём всё это в условиях ограниченного пространства. И так после каждой поездки. В следующий раз вы плюнете на всё, и поедете с женой отдыхать в гостиницу. Или с палаткой на ту же поляну. Или на природу без ночёвки.
Молодые родители: двое сыновей не помеха путешествиям. Как семья с домом на колесах объехала Европу
Увлеченность путешествиями у нас с мужем появилась еще до рождения детей (старшему сыну сейчас 4 года, младшему — 2,5). Никогда даже мысли не возникало, что дети могут быть помехой путешествиям и отдыху, поэтому куда бы мы ни ехали, дети всегда с нами. С домом на колесах (или, как его еще называют, прицепом-дачей, кемпером, караваном) путешествовать всей семьей мы начали с осени 2015-го, по две поездки в год, и уже успели побывать в большинстве стран Европы.
Наш прицеп возит обычный универсал Opel 2010 года выпуска. В этом деле главное, чтобы тягач был тяжелее, чем прицеп. Идея отдыха с караваном, можно сказать, пришла спонтанно: муж Дмитрий подсчитал, что кемпер окупится всего за пару поездок. Ведь самая затратная часть путешествий — это оплата жилья.
Так уж случилось, что работа у нас сезонная — бизнес в сфере услуг. Это нам дало возможность уезжать на осень. Мы путешествуем достаточно часто, только в этом году были в России (Краснодарский край), Литве (Тракай, Каунас), Украине (на побережье Черного моря стояли с кемпингом две недели).
Путешествовать с домом на колесах — это невероятно увлекательно. Мы сами выбираем, куда поедем и что хотим посмотреть. Всегда присутствует в таком отдыхе доля романтизма, спонтанности и приключений. Практически всегда мы не знаем, где остановимся на ночевку и какой пейзаж или ландшафт мы увидим.
Как и в прошлом году, мы для продолжительного отдыха снова выбрали Испанию. Если говорить в цифрах, то из Беларуси ехать туда около 4000 километров в одну сторону — не меньше недели пути. Но мы свой маршрут частично продумываем, потому обязательно по пути следования заезжаем в города транзитных стран.
К домику всегда особый интерес со стороны пограничников. При въезде в Польшу весьма строго и с собакой осматривают весь кемпер, даже все полки проверяют, а их у нас много. Но мы не обижаемся, все понимаем. Никогда особых проблем с проездом не было. Кстати, при длительном прохождении границы иметь такой домик очень удобно: сходил, например, попил чая, полежал, детей из машины в прицеп посадил. Они могут расслабиться после дороги, спокойно поиграть во время ожидания. Ну и, конечно, собственный туалет — вещь незаменимая.
Важно разрушить стереотип о том, что в прицепе можно ехать людям во время движения машины: это запрещено ПДД. Домиком можно пользоваться только во время стоянки.
Мы двигались на юг вдоль побережья Средиземного моря, заезжали в различные кемпинги, осматривали их, уточняли стоимость проживания с детьми. По пути посетили около пяти кемпингов, был и пятизвездочный с огромной территорией — почти как мини-город со своими улицами, детскими площадками и даже аквапарком и супермаркетом. Но пребывание в таком кемпинге обойдется не меньше 18—22 евро за день, и это в «низкий» сезон — с октября по январь. В такое время основной контингент отдыхающих — пенсионеры из Англии, Германии, Бельгии, Франции, Нидерландов. Встречались кемпинги, удаленные от моря километров на 30, на наш взгляд, ничем не примечательные, но цена от этого ниже не становилась: 16—20 евро за день с двух персон, плюс машина и автодом.
Сначала договаривались о цене с хозяином. Как мы поняли, так не принято делать, но Педро оказался веселым, открытым и доброжелательным, посмотрел, видимо, что мы с детьми, и в итоге сошлись на сумме 500 евро за 40 дней пребывания в кемпинге. Итого 12,5 евро в день. В эту сумму входило подключение электричества, Wi-Fi, бассейн, теннисный корт, охрана территории, вода, общий туалет, душ.
Чем же мы занимались все эти 40 дней, находясь на одном месте? Первые недели две были посвящены морю: подводные маски, ловля рыбы на удочку и спиннинг, а дети активно играли с песком на пляже и купались. Небольшие расстояния преодолевали на велосипедах с детскими креслами, которые привезли из Беларуси прикрепленными к велобагажнику. Выяснили, что в самóм городе и его ближайших окрестностях около сорока пляжей. Это давало возможность менять локации, каждый раз приезжать отдыхать на новое место.
Несколько слов о быте в домике на колесах. Еду мы всегда готовили сами, для меню выбирали блюда местной кухни, чтобы проникнуться еще больше атмосферой Испании. Например, готовили паэлью — по сути рис и много свежих морепродуктов: мидии, креветки, кальмары, осьминоги и различная рыба. Одна беда: молочные продукты — никакие, порошковые; а некоторые крупы завозят из Германии, испанцы с кашами не дружат. Бюджет семьи составлял не более 9—12 евро в день, при этом мы хорошо питались и посещали туристические места.
Нам много не надо — время пребывания в Испании было как в хорошей, доброй сказке. Дальняя дорога — это всегда в первую очередь романтика и приключения, переплетенные с трудностями, эмоциями, впечатлениями и новыми открытыми для себя границами. Но именно кемпер дал возможность этой сказке сбыться.
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
4000 км по Германии-Чехии и Австрии с прицепом-дачей
Сейчас этот форум просматривают: Smit1971 и гости: 3
4000 км по Германии-Чехии и Австрии с прицепом-дачей
Границу прошли спокойно, именно в этот раз финны даже не поинтересовались целью нашей поездки, хотя всегда были дотошны. Но хоть в холодильник не заглянули. Первую половину дня до погрузки мы провели в прекрасном парке города Котка. Купили недостающие продукты, пообедали плотненько, и отправились в Хельсинки. И вот при остановке у терминала я вдруг с удивлением почувствовал, что мотор на холостых оборотах работает весьма неустойчиво. Открыл капот и ужаснулся: мотор колбасило со страшной силой. Заглушил, подождал пять минут, завёл – вроде всё нормально. Но осадочек остался. Загрузились на паром, подключили холодильники к электричеству (а в прошлом году эстонцы на Суперфасте нас с этим делом прокатили), и пошли заселяться. Ну, про морское путешествие рассказывать долго не буду: сауна рулит даже летом, шведский стол-зло, детская комната – отстой. Каюта с окном – рулез
На немецкую землю мы сгрузились в 20-30 по местному времени, и так как на борту хорошо выспались, решили chfpe проехать хоть какое то количество километров в сторону Дрездена. На улице +28, стемнело быстро. Через некоторое время обратил внимание, что подсветка приборов мерцает. НЕ постоянно, а периодически становится ярче. Присмотрелся на свет фар – та же картина. Начал напрягаться. Но вроде пока без прогресса и неприятных последствий. По немецким автобанам ехать приятно, средняя скорость почти всегда равняется установленной на круизе, за два часа мы проехали почти 200 км, и когда стрелка топлива достаточно опустилась, заехали на заправку, а потом и на местную стоянку. Где спокойно и переночевали. Это позволило доехать до намеченного кемпинга в первой половине дня. Для удачного заселения это важное обстоятельство: зачастую к вечеру кемпинг может быть полностью заполнен, или как минимум не будет выбора места в тени. А это условие становилось очень актуальным: на улице реально жарило. Днём прибор показывал +35, а у попутчиков временами и + 40. Как я уже говорил, нам повезло, мы заняли себе и ребятам место под деревом, и пошли знакомиться с окружением. Город Bad Shandau и кемпинг при нём являлся самой удобной отправной точкой для посещения множества близлежайших достопримечательностей. «Ostrauer Mühle» находился на берегу одной из многочисленных горных речушек, впадающих в Эльбу. Благодаря высоким склонам и ещё более высоким деревьям на них удавалось не изжариться, и в то же время глаз радовался каждую минуту окружающей картинке.
Пока до кемпинга добирался второй экипаж, страдая от жары, мы прокатились по окрестностям. Разведали дорогу и позапускали змея возле открыточного городка.
Первой достопримечательностью, намеченной к совместному осмотру, являлась «Саксонская Швейцария», местечко Bastei.
Из-за ремонта дороги путь к нему был долгим и извилистым, но не без приятных сюрпризов (о них позже). Пока дети были разбужены и накормлены, пока добрались – места на стоянке почти не осталось. Но зато дорога от неё к замку шла в тени деревьев и была короткой. На первой же смотровой площадке от открывшихся видов захватывает дух.
Вокруг много туристов. Что бы группы не терялись, замечены вот такие ухищрения экскурсоводов:
На каждом углу продают мороженное и воду. И не только людям
Проходим чуть дальше, и понимаем, почему сюда вёл столь извилистый путь, хотя Bad Shandau всего в 5ти километрах по прямой.
Пройдя ещё по одной тропинке, обнаруживаем новый ракурс
Рядом с нами другие туристы разделят с нами радость открывающихся перспектив.
Вот только попали сюда мы разными путями
В самом конце обнаруживаем кассу и калитку. Приятно, что не в начале, и каждый сам для себя решает, на сколько он тут налюбуется.
Начало отпуска нам понравилось. Но по пути в кемпинг опять начались проблемы с холостыми оборотами.
Еду, переживаю, и вдруг открывшаяся перспектива отвлекла. Из-за очередного поворота показались стены небольшого замка, Hohnstein.
Припарковались, пошли смотреть. Не смотря на позднее время, ворота в замок были открыты.
Со стен открываются приятные глазу картинки, на покрытые лесами склоны и городок, расположенный вокруг замка.
На что мы так таращимся?
Потом прогулялись по самому Bad Shandau. Полное ощущение, что гуляем по приморскому курортному городку.
Поразила стена с отметками наводнений различных годов. Не хотел бы я тут жить, если честно.
и построили на вершине туристический ресторан, функционирующий и по сей день.
Как бы там ни было, с 2000 года «Чешская Швейцария» считается национальным парком.
В отличии от Bastei, к Правчицким воротам нужно идти пешком от ближайшей стоянки почти 6 км. Но со времени нашего последнего посещения этого заповедника, со вступлением Чехии в шенген и отменой границ, кое-что поменялось. Например, появился автобусный маршрут, которые соединил почти все достопримечательности этого региона..
Эх, знай мы раньше…Но мы всего навсего доехали на этом красавце до начала пешей тропы, сократив почти 3,5 км. Нам то не сложно, но детям…
Чем мне нравится этот маршрут, что жара – не помеха. Тропинка проложена в тени высочайших деревьев, где постоянно царит полумрак и прохлада.
Сама дорожка не годится для колясок и велосипедов, слишком много камней, но идти достаточно легко. По прямой до арки, наверное, не больше 800 метров, но весьма крутого подъёма, а тропинка постоянно петляет, и делает его пологим.
Удивительно, но дети буквально летели впереди нас, и не высказывая никаких признаков усталости.
За что были награждены в конце соками и мороженным,
а взрослые прекрасно перекусили. И со свежими силами стали радоваться открывающимися пейзажами.
Даже дети заинтересовались.
и почти ручными лебедями,
детская площадка опять же. И весьма приятная цена – всего 10 евро. И мы решили тут подзадержаться. И что бы отдохнуть у воды, и что бы определиться, как быть с неисправностями. Даже переезжать не стали, полянка очень уютной оказалась.
Софья взяла молоток и самолично обстукивала близ стоящие сосны во избежание повторного обстрела
Не смотря на простоту кемпинга, имелся бесплатный Wi-Fi. С его помощью я стал решать вопросы с неисправностями автомобиля. Описал симптомы в профильной конференции. Связался с коллегой-караванером, проживающем в Праге. Вспомнил, что в первое посещение Чехии мы арендовали машину в компании «Continental Rent a Car», общались с владельцами по-русски. Тогда же на арендуемой машине сломался генератор, и его очень быстро починили. Я нашел владельца фирмы, Ивана, связался с ним и попросил помощи. Тот провёл огромную работу. Нашел и разборку с запчастями для Крайслера, обзвонил множество автосервисов, договорился с БОШем о ремонте генератора (если потребуется). В конце концов, дал координаты людей, у которых постоянно обслуживается.
Коллега-караванер, Константин, не просто откликнулся, а уже через час приехал в гости. Познакомились, попили чайку, поговорили о Чехии. Сошлись на том, что в этой стране понятие кемпингов сильно отличается от общепринятого в европейских странах. Напоследок Константин так же предложил услуги своего механика, с которым даже уже успел созвониться и описать мои проблемы.
Но для начала мы решили насладиться отдыхом. Днём купались в тёплом озере и загорали, Сонька из воды не вылезала
катались на катамаране по озеру.
Среди той техники, что плавала повсюду, наш драндулет казался ВАЗиком, затерявшимся на улицах европейского города, но грёб исправно и направления держался. И имел целых 4 посадочных места! Вроде бы всего часа полтора плавали, но на воде солнечные лучи не так припекают, однако вечером я стал похож на зебру, только пунцово красно-белую, и получил прозвище «Папа Две Полоски». Вечером ездили на велосипедах в расположенный по близости луна-парк,
Судьба его весьма интересна и переменчива. Основан в начале 14 века и сожженного в 1639 году шведами. Опустошенный замок стал местом пребывания в 1670 – 1685 годах отшельников, которые и перестроили замок в соответствии со своими требованиями. После закрытия града Иосифом II из него сделали угодье для выездов. К нашему времени он прекрасно сохранился, правда некоторая часть закрыта для посещения. Как никогда, пожалели об отсутствии фотоаппарата, хотя и он не смог бы передать всю изюминку этого места.
А по субботам тут проводятся концерты. Чудесное, представляется, действие, но не для нашей Софьи, к сожалению. Впрочем, мы уже почти рискнули проверить это предположение на практике, но, не обнаружив субботним утром одного велосипеда, решили покинуть это гостеприимное место. С плохим настроением мы поехали в Прагу. Машина плохо тянула, грелась, и, в конце концов, нарыв прорвался. При въезде в любимый кемпинг при Яхт-клубе я услышал характерный звук прогоревшей под форсункой прокладки.
Так как сервисы в Чехии всё равно по выходным не работают, мы решили погулять по чешской столице. Никогда не приедается:-).
Первым делом, кстати, купили зарядку для фотоаппарата. Потом свозили Софью Яковлевну в зоопарк
Чешская кухня так же нас порадовала, оценила даже привереда Софья.
Вечером в очередной раз убедились, как полезно заезжать в кемпинг в первой половине дня – свободных мест не было. Всё место занимали одинаковые палатки. Оказалось, из Англии приехал полный автобус подростков. Но не праздношатающихся каникуляров. Когда мы приехали, они сидели на складных стульчиках в разных местах, поодиночке или небольшими группами, и в полной тишине что-то писали в блокнотах.
Потом сели в кучку, тихонечко что-то пообсуждали, часть построилась, и с рюкзаками, чуть ли не строем, куда-то ушла, судя по прощаниям – на долго. Но вернулись через час. Без ожидаемого гомона и шума разошлись по палаткам, а рано утром снова испарились. Мы так и не придумали правдоподобных версий, чем же они тут занимались. Но в очередной раз порадовались своему местоположению. Пожалуй, кемпинг можно отнести к разряду НЕ характерных для Чехии, тихий, аккуратный, и с очень удобным местоположением почти в центре Праги.
Созвонился с сервисом, предложили приехать в понедельник утром. Своим ходом с прогоревшей прокладкой даже 40 км ехать не хотелось, но прежде чем вызывать эвакуатор, я решил попробовать справиться своими силами. Собственно, сложность не в извлечении форсунки, а в том, что газами расплавило и резиновое уплотнение и смазку на корпусе, превратив их в кучу шлака вокруг. Сложно было с этим мусором справиться, но мне удалось, и мотор ровно заработал, как ни странно. Доехал до сервиса, познакомился с владельцем Денисом. Он уже 5 лет живёт в Чехии. За разговорами о жизни ещё раз вынули форсунку, более тщательно всё вокруг очистили, потом вместе съездили в ближайший магазин, где подобрали нужные и шайбу и резиновое уплотнение, собрали, завели. Померили напряжение генератора, не нашли отклонений, мотор так же не капризничал. До Денисова знакомого дизелиста не смогли дозвониться. На том и расстались. Взяли с меня всего 500 крон (примерно 750 р).
Вернувшись в кемпинг, приняли решение рискнуть ехать дальше, а по результатам переезда, как себя будет вести машина, выбирать направление движения, дальше, или ближе к парому.
Как я уже писал, основным диктатором при прокладке маршрута был ребёнок, поэтому следующим местом, которое мы хотели ей показать, были пещеры Моравского Краса, знаменитая пропасть Мацоха и пещера Пунква, с подземной рекой.
Из Праги мы выдвинулись в сторону Брно. 180 км непрерывной тряски, как на бетонке, и это одно из главных шоссе страны! Должен отметить, что чешские дороги меня окончательно разочаровали.
Не доезжая 20-ти километров до самого Брно, свернули с шоссе, и через 800 метров въезжали в ворота заранее присмотренного кемпинга Oaza. Хотя правильнее это назвать не кемпингом, а семейным подворьем с зелёной площадкой под стоянку. Ехали себе по улице городка, въехали в ворота возле жилого дома, проехали мимо скотного двора, и оказались в саду. Тут с комфортом разместилось бы не больше 10-ти караванов и несколько палаток, и эта компактность и домашний уют очень и очень порадовали. Небольшой бассейн,
приятно пахнущие кролики и козочки ребёнка просто очаровали,
компактность, тишина, цена и гостеприимность хозяев. С их слов мы первые русские туристы, посетившие их кемпинг.
Имелся и бесплатный Интернет, только его приходилось искать, бродя с ноутбуком по хозяйству, и находя в неожиданных местах
И можно было бы остаться тут подольше, но прогноз погоды пророчил ухудшения, дожди и похолодания. А так как машина перестала хворать, можно двигаться и дальше.
Но сначала мы посетили Бланско, в округе которого и раскиданы знаменитые пещеры. Мы с женой тут уже третий раз, и не устаём восхищаться как творениями природы, так и человеческим трудом, вложенным для облегчения доступа туристам. Имейте ввиду: не смотря на европейскую известность этого места, в кассе не принимают ни кредитки, ни наличные евро. В прошлом году мы с трудом смогли в буфете обменять пару банкнот. И в сезон достаточно большие очереди на экскурсию, поэтому первым делом нужно покупать билеты (или заказывать их по интернету), что мы и сделали, а потом пошли смотреть на пропасть.
Так она выглядит сверху:
Хотя нет, после смотровой площадки ещё вниз, по лестнице и пологому коридору. Софье тоже понравилось бегать по пещерам и то изображать летучую мышь
То подвывать загробным (как ей казалось) голосом, когда экскурсовод гасил свет.
Жаль, на самой реке запретили фотографировать. В кадр попало только наше плавсредство
Итак, машина исправна, времени ещё много, нужно решать, куда ехать. С одной стороны, хочется на море, но там сейчас под 40 градусов. С другой – не для нас тюлений пляжный отдых, привыкли передвигаться и таращиться по сторонам. Поэтому наш выбор – Австрия. Для начала Зальцбург. На выезде из Брно заправили полный бак, купили австрийскую виньетку, на самой границе, в прекрасном городе Микулов, забили холодильник дешевыми чешскими продуктами, и двинули дальше. В очередной раз благодаря полной автономности ехали столько, сколько хотелось, а потом просто свернули на стоянку и заночевали. Поэтому в Зальцбург въехали до полудня. Кемпинг так же присмотрели заранее, отдавая при выборе предпочтение тенистым стоянкам. И не прогадали. Семейный Camp Nord Sam расположен почти в центре города, но в тихом районе. Имеет собственный бассейн, опять же детскую площадку, прокат велосипедов, а стояночные места разбиты по слотам. То есть когда у каждого отдыхающего своя собственная полянка, огороженная с трёх сторон зелеными насаждениями.
Покой постояльцев берегут, в сиесту езда по кемпингу запрещена, бассейн и детский уголок так же закрываются. Мы приехали утром, и смогли выбрать место под деревьями, с постоянной тенью,
а уже к вечеру свободных мест не осталось.
24 евро вполне приятная цена. Wi-fi, правда, доступен только в районе рецепции, и за небольшую денежку. Кемпинг действительно принадлежит одной семье, и они там рулят. Мадам встречает гостей за стойкой, дочка помогает в кафе и магазинчике, сыновья на подхвате, так сказать. Видели и главу семейства, он вручил нам забытые у бассейна вещи.
Пока мои дамы готовили обед, я сел на единственный оставшийся велосипед и прокатился. Легко и приятно доехал до самого центра. Для велосипедистов в Европе созданы все условия, аж завидно. А в Зальцбурге особенно. Их там любят
Например, на машине до центра мы петляли и ехали 7,5 км, на велосипеде всего два поворота, а путь пролегал не под дорогам общего пользования, а то по парку, то по основной набережной, где преимущество именно у велосипедистов и пешеходов. И какие виды при этом!
Ну а после обеда и купания, когда жара подспала, мы поехали на прогулку в центр уже все вместе. В тени существовать значительно проще, чем на прямом солнце, при этом главное украшение – замок, прекрасно просматривается с любой точки.
По всему городу мы постоянно натыкались на «мальчиков-переростков» в штанишках, и сельских красавиц (пастушек?).
Кстати, эти костюмчики мы видели в витринах многих магазинов, но под теми рекламными плакатами больше уместны были бы надписи «любые фантазии за ваши деньги», уж больно непривычно это смотрится на современном европейце.
Во многих отчётах об Австрии я встречал восхищенные отзывы о местных озёрах. Мы решили убедиться в их правдивости лично. Вокруг Зальцбурга полно озёр, так что мы просто совершили экскурсию, без переезда. Озеро Woifgansee находилось всего в 45 километрах, поездка занял немного времени. И уже на подъезде мы поняли: не врут отчёты.
Австрийские и итальянские дороги нам всегда нравились больше всего именно красотой окружающих пейзажей, а с озером в главной роли – особенно.
и вышли к фуникулёрной станции. Крошечные разноцветные вагончики запускались с регулярностью, присущей разгару лыжного сезона.
Отстояв очередь, и мы начали 16-ти минутное вознесение.
И чем выше поднимались, тем меньше в лексиконе оставалось нужных слов восхищения. Оставалось молча таращиться.
То, что мы на большой высоте, чувствовалось в первую очередь по температуре. При том же солнце, что внизу разогрело воздух до 30-ти градусов, тут было очень комфортно, примерно + 20, и лёгкий ветерок. Видимость идеальная, а расстояния чувствовались только по пелене, скрывающей дальние склоны.
Народу много, но не толкаемся. Престарелые мальчуганы и тут попадаются
Большая часть туристов вниз идут пешком. Но с высоты проплывающего в небе вагончика этот путь не показался нам заманчивым. Сидим себе на скамейке, молча впитываем, и вдруг слышим за спиной громкое безумное дыхание с хрипотцой, и еле разборчивое бормотание: « fuck….fuck…». Оборачиваемся – видим велосипедиста, только что закончившего восхождение на своём байке.
Мокрый, как из сауны. Показываю ему большой палец, и подбадриваю, в духе «ты нереально крут!». Он отвечает что то в духе: «нафига я в это вписался». Слегка перевёл дух и покатил в ближайший гаштет. Сидим, обсуждаем подвиги, и вдруг новый звук разрывает тишину. Что-то вроде горлового пения и крика ужаса одновременно. Задираем голову – над нашей головой стартует параплан с двумя людьми, пилотом и пассажиром.
Один в восторге, второй в ужасе.
Долго провожаем взглядом,
но спуститься как-то иначе, как на фуникулёре – даже в голову не приходит.
С высоты мы так и не увидели ни одного купающегося. И не мудрено, окунули ноги в воду – холоднющая
Хотя водных развлечений полно.
Вернувшись в Зальцбург, снова обращаемся к сайтам прогноза погоды, и понимаем, что пора уезжать: уже вечером обещают грозу и дожди на ближайшие три дня. Вечерняя прощальная прогулка по городу, и собираем вещи. Ночью действительно бушует стихия, но утро отпускает нас без влаги и приятным понижением температуры.
Следующая остановка – Мюнхен. Едем в центральный городской кемпинг, но в каких-то трёх километров до финиша я вижу знаки, обозначающие экологическую зону. Без соответствующих наклеек въезд туда чреват большим штрафом. Разворачиваемся, срочно находим альтернативу и передвигаемся туда.
Кемпинг Munchen-obermenzing сначала произвёл унылое впечатление. Потому что большую его часть занимает оставленная на хранение техника. Выглядит заброшенной, не жилой, отсюда и уныние. Но на самом деле для таких транзитников, как мы – отличный вариант. Не шумно, народу мало, под деревьями (хотя уже и не актуально). Подождав 15 минут, скорее для проформы, не прекратится ли дождь, поехали в центр. От самых ворот кемпинга до ближайшей электрички ходит автобус. Автоматы по продаже билетов стоят внутри. Правда, пришлось потратить время на разбирательство в великом множестве их, билетов, вариантов. Подмывало купить «short trip» за 1.3 евро, но смущало отсутствие информации об их особенностях. Эх, говорила мне мама: «учи, сынок, иностранные языки…». С остальными же всё привычно: действует на протяжении определённого времени после компостирования, на различных видах транспорта. Добрались до центра и гуляли, пока не промокли ноги, хотя дождь и прервался на время. Конечно не весь город, но то, что мы видели, очень понравилось.
Опять повезло стать свидетелями какого-то шествия.
В кемпинг вернулись насквозь промокшими, пришлось включить обогреватель. Ужин, просмотр фильмов, отбой.
Дальнейший маршрут решили провести частично по Романтической дороге. Три года назад она оставила сильнейшее впечатление о Германии. Мы не стали начинать с её северного окончания, воткнулись почти в середину.
Первым пунктом стал
Весьма небольшой городок, расположенный на слиянии двух рек, Donau и Wornitz. Не помня, что писалось про этот город в путеводителе, поэтому первым делом остановились при въезде, как обычно, у большого информационного стенда с картой города. На ней нашли обозначенную стоянку для кемперов и поехали туда. Стоянка нас поразила. Размерами, бесплатностью и сервисом (электричество, вода, слив) для автодомов. Привыкли, что за любую остановку надо платить, а тут такое…
Пошли по набережной в сторону центра. Традиционно зарядил дождик, пришлось прятаться под главным мостом.
Как стих, пошли дальше, попутно рассматривая, что предлагает местный рынок сувениров, расположившийся на, и без того узкой, набережной.
Вышли на большую площадь перед городской стены, и очутились посреди какого-то детского городского праздника. Там были и аттракционы,
и традиционная закуска из сосисок с картошкой, и не только
Вышли на центральную улицу города. Судя по фотографиям на проспектах, при ярком солнышке она пестрит красками, но ив нашем случае всё выглядело очень нарядным и красивым.
Поехали дальше. На этом маршруте, собственно, нет необходимости пользоваться ни навигатором, ни рекламными буклетами. Путь укажут указатели «Романтик штрассе»,
а останавливаться стоит буквально в каждом населённом пункте, и там обязательно найдётся что-нибудь красивое или интересное.Например,
При подъезде увидели знак, обещающий стоянку для автодомов, но так и не смогли её найти, знак нигде не повторялся. Однако припарковались легко, у одни из многочисленных ворот, встроенных в стену, опоясывающую всю историческую часть.
Большие чистые улицы, полное отсутствие симметрии, яркие краски….
Пошли на музыку, нашли весёленький духовой оркестр.
в этот раз сюда заезжать не стали, но помним, что в прошлый раз он явился весьма приятным сюрпризом на маршруте.
Следующая остановка – город
мне почему то это название читалось, как Динькельсбухл. Очень бодрящее и весёлое.
Из путеводителя: бывший имперский вольный город Динкельсбюль, со своим незабываемым обликом. Исторический старый город с полностью сохранившимися городскими стенами представляет собой памятник культуры. Здесь каждый вечер совершает свой обход ночной стражник. Монастырь Святого Георгия – одна из красивейших позднеготических церквей Германии. Другие достопримечательности города – винный рынок с винным погребком городских старейшин, «Немецкий дом», Хецельхоф, замок Тевтонского ордена, госпитальный комплекс и «уголок художников» у Ротенбургского пруда с вахтёнными домиками и Ленивой башней.
В отличии от предшественников, он сохранил не только стену, но и (местами) крепостной ров
Мы подошли к ближайшим от стоянки воротам, и увидели такой «патруль»
Ни слова не поняв из услышанной пылкой речи горожан, мы просто обменяли пару монет на какой-то жетончик, заменяющий пропуск на очередной городской праздник. Не спеша попасть к центру, мы пошли вдоль крепостной стены.
И стена то не простая, а с «интегрированными» домиками. Иногда они пристроены снаружи
Иногда можно увидеть просто такую дверь в стене.
А вот чаша для пожертвований в местном приходе
Центральные улицы выглядели так
А на окраине попадались и другие картинки. В такой гостиничке я бы с удовольствием остановился
В таком домике я бы с удовольствием встретил старость
А это, если мы правильно перевели, «дом молодежи»
Домик с «запаской», или комната для незваных гостей?
Иногда встречается и такие строения
Но основная часть зданий содержится в образцовом состоянии, их явно реставрируют
Как минимум – фасад. Иногда в зазорчиках между домами можно было увидеть кладку явно прошлого века, а кисточка и штукатурка до туда не доставали.
Навстречу попалась парочка, явно идущая на смену «билетёрам»
Нам Динькельсбухл запомнился не только своей красочностью. Мы попали на финал многодневного праздника, явно связанный с историей города. Везде, на проспектиках, флажках и даже фасаде здания, можно было рассмотреть такой рисунок
Все дома украшены флагами и штандарты
А сам город был полон ряженных. Нищие, калеки, мастеровые, вояки.
В современных одеждах, казалось, ходят только представители власти и туристы.
Причём костюмы радовали добротностью, а отношение меньше всего отдавало формальностью.
Такое впечатление, что в каждой семье эти костюмы вовсе не пылятся в кладовках, а надеваются часто, и с удовольствием. То и дело мы натыкались на какое-либо действие. И всё это явно было импровизацией, задавалась только тема. В одном переулке, например, расположилась толпа калек и попрошаек,
И дети хорошо вживались в образ
в другом месте обедали солдаты,
в третьем гуляло местное население, под музыку народных инструментов кружились в танце и взрослые и дети.
Вне крепостной стены расположились воинские подразделения.
А потом прозвучала труба, раздалась барабанная дробь, и всё это разношерстное воинство выдвинулось парадным строем.
Иногда логика развешивания дорожных знаков удивляет. То на каждом повороте, то повторяются не чаще, чем через 3 км. Увидев при въезде указатель на стоянку для кемперов, мы долго кружили по окраинам, пока её нашли. Наличие парковочного автомата подсказывало, что здесь мы только проездом.
Вход в старинную часть города оказался совсем не далеко. Традиционно – через башню в крепостной стене.
Тут не проводилось никаких праздников или шествий, но туристов было много, стали попадаться и соотечественники. Их легко было опознать по громкому говору и нелепому выбору мест для фотографирования.
А сам городок весьма приятен. Разноуровневый, с крутыми подъёмами и спусками, цветными домиками, шумной площадью.
Уже на подъезде стало понятно, что город большой, и надеяться найти стоянки для кемперов по знакам не стоит. Поэтому мы сразу направились к хорошо видимому отовсюду величественному замкук Мариенбург, надеясь, что для его посетителей уж точно имеется большая парковка.
Но на то, что она будет расположена внутри крепостных стен даже и не надеялись.
Всего за 1 евро мы ночевали в одиночестве с прекрасными видами.
К сожалению утренний дождик не дал нам полностью осмотреться, и мы продолжили путь.
Заглянули сюда, хотя город лежит несколько в стороне от нашего маршрута, потому что в многочисленных источниках Бамберг называют «Баварской Венецией», так как «расположен в живописной долине вдоль двух рукавов реки Регниц», и якобы многочисленные мостики позволяют производить вышеозначенное сравнение. А ещё его называют «Франконским Римом». Что общего у этого франконского городка с Римом? Так же как и Рим, Бамберг расположен на семи холмах. Кроме того, в течение столетий он был оплотом католической церкви.
Так как город крупный, не стоило рассчитывать на лёгкое обнаружение пригодной для нашего автопоезда парковки. Поэтому я остановился у первого информационного пункта, нашел на карте обозначение кемпинга, на другом конце города, и проложил маршрут к нему. Разместившись и пообедав, на машине поехали в центр. И потратили немало времени на поиски парковки. В крытые паркинги, коих там полно, нам было не попасть, высота не позволяла, а уличные были забиты, да и просто место у парк-автомата не найти. Но, наконец, повезло, и погрузив заснувшую Софью в коляску, мы пошли знакомиться с «маленькой Венецией». Честно скажу: если проводить сравнения только из-за наличия мостов – Бамбург будет в конце длинного списка. Во всяком случае он сильно уступает Брюгге. Сама по себе историческая часть интересная, и посмотреть есть на что.
Но с Венецией, на наш взгляд, вообще ничего общего.
Очень много туристов, а пешеходные зоны отданы на откуп магазинов.
Двух часов нам вполне хватило.
Вернулись в кемпинг, осмотрелись, понравилось, и решили задержаться тут ещё на денёк. Очень приятная территория, две детских площади, интернет, речка видна из окошка…
Но утром ребёнок возжелал продолжить движение, и мы согласились. До Травемюнде и парома четыре дня. Решили порадовать Соню не доставшим в этот отпуск купанием, и направились в аквапарк Тропические острова. В прошлый раз мы были тут проездом, в этот решили остановиться в одноимённом кемпинге на пару денёчков. Но не тут то было: все места оказались заняты. Не сильно расстроившись, расположились на парковке возле входа (среди множества других кемперов и караванов). Я так и не смог отойти на достаточное расстояние, что бы весь ангар поместился в объектив
Поужинали, а потом подумали: а чего ждать утра? Парк работает круглосуточно, сейчас искупнёмся, переночуем и с утра двинем дальше. И это оказалось правильным решением. Во-первых, потому что большая часть дневных посетителей уже уехала, мы не сразу нашли кассу (из-за отсутствия очереди), купающихся и отдыхающих хватало, но не до такой степени, как в питерском аквапарке в утро воскресения. Во-вторых, мы наблюдали «ночной режим», когда солнце уже село. Но подсветку не включали, только в самой воде, и пара прожекторов в высоте, изображающих луну. Накупавшись всласть, дёрнули чайку и заснули. И это была, пожалуй, самая тихая ночь за наше путешествие. Но ещё больше я порадовался нашему варианту, когда утром пытался войти в холл – очереди начинались с улицы.
Следующую остановку было решено сделать в Берлине. Стыдно сказать, первый раз я «посетил» Германию в 1987 году, прослужив 3 года в ГСВГ, потом проезжал транзитом и с туристическими целями, но в столице ни разу не был. Перед старом я попросил iGo предоставить варианты берлинских кемпингов. Буквально в центре предлагался один, следующие были на удалении 20-ти и более километров. Не веря ему на слово, я, воспользовавшись бесплатным Интернетом «Тропических островов» нашел ещё парочку вариантов в городской черте, и мы тронулись. Как я и подозревал, первый вариант оказался в экологической зоне. Но развернуться у меня уже не было возможности, и мы рискнули проехать оставшиеся 2 км, что бы…приехать к пустому месту. То есть по указанному адресу существовал обычный жилой дом, без какого либо отношения к караванингу. Поехали по запасному адресу, и приехали к открытой стоянке, куда легковушке то не просто заехать, не говоря уже об автопоезде. Впрочем, я примерно это и ожидал увидеть, посему не стал больше рисковать, и поехал к окраине. Между Берлином и Потсдамом мы нашли стоянку, имеющую незамысловатое название: «отель и кемпинг на воде». Нам стоянка обошлась в 23 евро за сутки, а имеющиеся тут же комнаты стоили всего 18.
Кемпинг действительно располагался на берегу канала, по которому регулярно проплывали катера и баржи.
Не очень большой, без особой тени, но тихий и чистый.
Прекрасная детская площадка подняла ребёнку настроение, и мы решили остаться тут до дня погрузки на паром. После ужина решили скоротать время в соседнем Потсдаме. Помнится, ещё 20 лет назад мой командир зазывал в наряд на патрулирование города красотами парка Сан-Суси, да так туда и не удалось попасть. И вот возможность реабилитироваться.
Припарковались возле самых Брандербургских ворот,
прошлись по милой пешеходной улице за ними,
по указателям добрались до парка.
Сан-суси заложен в 18-м веке, во время правления Фридриха Великого и расширенный в 19-ом веке Фридрихом Вильгельмом IV. Традиционно, стоило нам войти, пошел дождь. Зато мы были почти одни, ко всем невзгодам готовые
не считая бегунов и длинноухого зайца.
Дождь прекратился только когда мы почти дошли до машины. Зато через 5 минут небо явило нам радугу такой красоты, что ему было всё прощено.
Казалось, начало и конец радуги имеют легко обнаруживаемые места, ребёнок так и рвался искать горшочек с сокровищами.
Но пришлось довольствоваться кашей.
Небо ещё долго извинялось, и, собственно, до самого отплытия больше нас не мочило.
На следующий день поехали в сам Берлин. Бросили машину на перехватывающей парковке, и спустились в метро. Решили обойтись самым дешевым билетом, но очень скоро нарисовавшиеся контролёры нам объяснили, что они годятся только для поездок на 2-е остановки. Пришлось выйти и купить обычные билеты. На поверхность вышли в центре, на Потсдам платц, и решили дальше пройтись пешком. Что сразу бросилось в глаза: обилие открытых автобусов «Сити тур», не дорогих, но два часа Софья не выдержала бы. И ещё понравились установленные в определённых местах специальные подиумы, для удобства фотографирования.
Отметился у остатков Берлинской стены.
Эх, когда её ломали, я был так рядом, а увидеть воочию смог только сейчас…
Добрались до Рейхстага.
Очень понравилась атмосфера на полях перед входом. Народ непринуждённо размещался прямо на траве, кто то загорал, кто то устраивал пикничок, кто то выбирал ракурс для снимков. Трудно представить такую же картину где-нибудь на Красной или Дворцовой площадях. И мы отметились.
Возле берлинских брандербургских ворот столпотворения.
Дальше мы пошли без определённой цели, просто погрузиться в атмосферу современного Берлина,
Но город то не маленький, устали, быстро надоело, и мы вернулись в кемпинг.
В последнюю ночь не дала выспаться маленькая пичуга, не В последний день погода порадовала солнышком, мы решили вернуться в Потсдам.
На этот раз парк Сан-Суси был полон народу.
И кадры получались совсем другие.
Ну а потом неспешные сборы, последние 300 км до Травемюнде. Приятно уезжать вечером, постепенно темнеет, как перед финальными титрами, а огромные лопасти ветряных генераторов неспешно машут на фоне заходящего солнца, как бы прощаясь, но в ответ ждут обещания вернуться.
И в голове уже строятся планы на следующий отпуск. До которого осталось, смешно сказать – всего каких то 12 месяцев….
.