порядок признания частного дома аварийным и непригодным для проживания
Признание частного дома аварийным и подлежащим сносу
Признание дома аварийным и подлежащим сносу дает собственникам право на получение другого, нового жилья. Но не все так просто: сначала межведомственная комиссия должна определить, есть ли основания для признания частного дома непригодным для проживания, затем владельцам нужно встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, и только потом выдадут квартиры. Сама процедура занимает 1-2 месяца, а вот ждать новую жилплощадь придется дольше. Рассмотрим, что нужно для признания дома аварийным, кто может это сделать и как, какие понадобятся документы и что делать после.
В статье расскажем:
Что нужно, чтобы дом признали аварийным?
Что нужно, чтобы признать дом аварийным:
Обратите внимание! Признать дом аварийным может только межведомственная комиссия. Обычно она образуется при городской администрации. Возможен и другой вариант: после обследования комиссия установит, что жилье действительно сильно изношено, но его можно отремонтировать, чтобы привести в пригодное состояние, и тогда в признании аварийным откажут.
Признание жилья аварийным: кто может быть инициатором
Инициатором признания дома непригодным для проживания может стать собственник или администрация. Если владельцев несколько, они могут подать совместное заявление.
Нередко частные дома в аварийном состоянии и участки под ними изымаются для муниципальных нужд. В этом случае собственнику направляется уведомление, взамен предоставляется квартира. Если он отказывается заключать соглашение с администрацией, участок могут изъять по решению суда (ст. 32 ЖК РФ).
Как признать частный дом аварийным: пошаговая инструкция
Признание жилого дома аварийным и непригодным для проживания по инициативе собственника начинается с проведения экспертизы, которая выявит техническое состояние жилья, эксперт выдаст заключение. Далее следует подача заявления в жилищный отдел администрации муниципалитета.
Сделать это можно несколькими способами: лично, через МФЦ, Почтой России, через представителя. Если от имени владельца действует представитель, понадобится нотариальная доверенность.
Что происходит после того, как заявление примут:
Примечание: в общей сложности процедура занимает 1-2 месяца. Если дом признают аварийным, собственнику выдается акт с указанием срока переселения. Участок изымается для муниципальных нужд.
Как составить заявление?
В каждом регионе свои формы заявлений о признании домов аварийными. Обычно требуется следующая информация:
Документы
Собственник представляет в администрацию следующие документы:
Со всех документов снимаются копии, оригиналы возвращаются владельцу.
Сроки
Сроки переселения в новое жилье определяются сроком, в течение которого проживание в старом доме будет безопасно для жильцов. Это определяет комиссия. Если нужно переселять людей экстренно, недвижимость выдадут максимально быстро. Если же переселение еще «терпит», другое жилье можно ждать и несколько лет.
Что делать, если дом признали аварийным?
В каждом регионе действует своя программа переселения собственников, чьи дома признаны ветхими или аварийными. Нужно встать в очередь, обратившись в администрацию. Когда очередь подойдет, выдадут квартиру.
Обратите внимание! Новая квартира должна соответствовать параметром старого дома. Но она выдается, исходя из цены непригодного жилья за вычетом износа. Обычно приходится доплачивать за жилье, или соглашаться на недвижимость меньшей площади.
Есть и второй вариант – получение выкупной цены ветхого дома. Но она обычно настолько мала, что не хватает даже на комнату в общежитии, т.к. стоимость тоже определяется с учетом фактического износа старого дома.
Собственникам выделяется новое жилье или выплачивается выкупная цена. Если человек жил в доме по договору социального найма, он переселяется на другую жилплощадь, и с ним повторно заключается договор соцнайма. Если же в доме жили квартиранты по обычному договору найма, они просто выселяются с момента признания аварийным.
Если есть угроза обрушения, жилье предоставляется немедленно. Но сначала могут поместить собственников и их членов семей в пункты временного размещения, и только потом выдать квартиры.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Что делать, если отказали в признании частного дома аварийным?
Нередко бывает так, что собственник считает, что его дом непригоден для проживания и ему должны выделить новую квартиру, а комиссия выдает заключение, согласно которому нужно просто сделать капитальный ремонт, и проживание будет безопасным. При таких разногласиях есть два варианта:
Лучше сразу идти по пути судебного оспаривания и не тратить время на досудебное разрешение спора. Администрация всегда найдет причины, чтобы отказать в удовлетворении претензии.
Признание жилья аварийным и непригодным для проживания: судебная практика
Чаще всего люди оспаривают в судах отказы в признании жилья ветхим или аварийным. И суды нередко принимают их стороны, но обычно все разбирательства заканчиваются в пользу администрации. Поэтому для ведения дела желательно сразу обратиться за помощью к юристу, это повысит шанс на положительный результат.
Вот несколько примеров решений по делам об оспаривании актов комиссий:
Как признать жилое помещение непригодным для проживания?
Адвокат Антонов А.П.
В определенных случаях жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Чтобы признать его таковым, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите наличие оснований для признания помещения непригодным для проживания
Непригодным для проживания может быть признано, в частности, жилое помещение (п. п. 33, 35 — 40 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):
1)в отношении которого выявлены вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
2)находящееся в жилом доме, расположенном на территории, на которой превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, либо в производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур или в санитарно-защитной зоне, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня;
3)расположенное:
в опасной зоне схода оползней, селевых потоков, снежных лавин либо на территории, которая ежегодно затапливается паводковыми водами и на которой невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений;
на территории, прилегающей к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл;
в многоквартирном доме, получившем повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этого дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
4)комната, окна которой выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения;
5)над которым или смежно с которым расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.
Шаг 3. Получите решение о признании помещения непригодным для проживания
Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало от чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень, — в течение 20 календарных дней с даты регистрации.
В случае удовлетворения заявления принимается решение (в виде заключения) о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (п. п. 46, 47 Положения).
Комиссия может также принять решение о проведении дополнительного обследования жилого помещения. В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования. При этом если в состав комиссии включены представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, их участие в обследовании помещения обязательно (п. п. 46, 49 Положения).
Следует также учесть, что если необходимые документы не представлены и истребовать их в порядке межведомственного взаимодействия невозможно, то заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения).
На основании заключения межведомственной комиссии уполномоченный орган принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц (в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 7, 47(1), 49 Положения).
Решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Принятие решений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания
Администрации районов Санкт-Петербурга
Общее описание
Жилым помещением признается:
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным Постановлением требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным Постановлением требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для подачи заявления заинтересованному лицу следует обратиться непосредственно в администрацию района Санкт‑Петербурга (Администрация) или посредством структурного подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) с полным комплектов необходимых документов.
Полное наименование:
Принцип предоставления
Результат предоставления
Срок предоставления
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Oснования для отказа в предоставлении государственной услуги:
Основание для возврата заявителю документов без рассмотрения — непредставление заявителем правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано ЕГРН, и невозможность их истребования по каналам межведомственного взаимодействия.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены.
Порядок действий уполномоченной организации
I. Прием запроса заявителя и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Работник МФЦ:
II. Направление в Администрацию документов, полученных от заявителя
Работник МФЦ:
III. Прием, проверка полноты представленных сведений (документов) и регистрация запроса в Администрации
Специалист отдела:
IV. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Специалист отдела:
Начальник отдела:
Специалист отдел:
Заместитель главы Администрации:
Специалист отдела:
V. Принятие районной межведомственной комиссией заключения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания
Орган местного самоуправления:
Секретарь Комиссии:
Комиссия:
VI. Принятие на основании заключений районных межведомственных комиссий решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан с указанием его дальнейшего использования, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти
Специалист Отдела:
VII. Направление заявителю заключения районной межведомственной комиссии и распоряжения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан
Специалист Отдела:
VIII. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Специалист Отдела:
А) В случае наличия опечаток и (или) ошибок в распоряжении Администрации о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан (распоряжение)
Специалист Отдела:
Глава Администрации:
Специалист Отдела:
Б) При выявлении в выданных при наличии опечаток и (или) ошибок в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги (уведомление об отказе)
Специалист отдела:
Заместитель главы:
Специалист Отдела:
IX. Выдача документов, полученных от Администрации, по результатам предоставления государственной услуги, составление, заверение и выдача на бумажном носителе выписок из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и документов, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных услуг в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации
Работник МФЦ:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
Документы, выдаваемые заявителю
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.
Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя главы Администрации подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑60‑51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации либо, в случае его отсутствия, руководителю Администрации, предоставляющего государственную услугу.
Способы подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба может быть подана:
Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru) или Портала (в случае если запрос подан посредством Портала или МФЦ).
Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
Порядок рассмотрения жалобы
Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации рассматривается вышестоящим органом.
МФЦ. в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрации в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Жалоба, поступившая в Администрацию либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.
В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
Указанное решение принимается в форме акта Администрацией.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня. следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑70‑42), а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на Портале.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемыеФедеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210‑ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.