номер очереди на квартиру в минске фрунзенский район
«Впятером будем жить в „двушке“». В Минске заселили новостройку для льготников, где цена метра — 1290 рублей
Времена в Беларуси уже не те, что прежде. О бесплатных квартирах для многодетных остается только вспоминать (с ностальгией или злостью — зависит от убеждений вспоминающего). Сегодня в Чижовке заселяют социальную новостройку. В доме 76 двух-, 59 трех- и 2 четырехкомнатные квартиры, а значит, большинству многодетных семей вместо «трешек» и «четырешек» достались «двушки». В нынешних условиях люди рады и такой помощи от государства, но не все уже придумали, как разместить пять человек в двух комнатах. Да и финансируется строительство совсем не так, как в сытые годы: некоторым семьям вместо льготного кредита пришлось брать на квартиру коммерческий.
Впятером построили «двушку»
Елена и Сергей сегодня получили ключи от двухкомнатной квартиры общей площадью 59 «квадратов» на первом этаже. Хотя семья стоит в очереди на жилье с октября 2016 года, больше, чем «двушку», им не предложили построить.
— К счастью, у нас однополые дети, три мальчика, поэтому их можно разместить в одной комнате. Год назад, когда нам предложили эту квартиру, то сказали, что наша очередь на «трешку» подойдет только в декабре 2020 года, а пока можно взять, что дают. В «полуторке» с тремя детьми тесно, так что согласились на «двушку». Комнаты здесь одинаковые — 17,7 кв. м. Одна будет для мальчиков, вторая — для родителей.
Поскольку дом строился для многодетных и прибыль застройщика ограничена 5%, цена у «двушки» далеко не рыночная — 81 тыс. рублей. Но только 26 тыс. из них профинансировало государство. Еще 22,5 тыс. рублей было оплачено средствами так называемого «семейного капитала» — единовременной субсидии, которая дается семье после рождения третьего ребенка. Остальные 32,5 тыс. рублей Елена и Сергей оплатили из собственных карманов.
— Почему такая маленькая субсидия? Потому что у нас «полуторка» в Минске и старый убогий дом в деревне. Из 100 «квадратов», которые нам причитаются на пятерых, вычли метраж квартиры и дома. Продать две маленькие квартиры и купить одну большую можно будет только после возврата субсидии. А до тех пор «двушку» нельзя ни продать, ни обменять, ни сдать в аренду. Поэтому мы будем жить в ней впятером.
Елена говорит, что это еще по-божески. Многодетная мама работает в ЖРЭО одного из районов и по опыту знает, что некоторым семьям с тремя детьми достаются даже не «двушки», а «однушки».
— Для того, чтобы построить трехкомнатную квартиру, нужно простоять в очереди как минимум 4 года. Сейчас «трешки» предлагают многодетным семьям, которые встали на очередь в конце 2016 года. Причем квартиры для многодетных на Рафиева и Шаранговича сейчас строятся по 1900 рублей за «квадрат»! У нас вышло гораздо дешевле — около 1290 рублей за кв. м.
Взяла коммерческий кредит, чтобы построить квартиру с господдержкой
Похожая ситуация у Светланы: ее семья из 5 человек построила «двушку» на 59 «квадратов», только выложить недостающую сумму из кармана она не смогла, поэтому взяла коммерческий кредит даже на эту «двушку».
— У нас точно такая же квартира, 58 кв. м. Мужу по наследству досталась комната площадью 15 кв. м. Отняли метраж этой комнаты. В итоге из 81 тыс. рублей, которые стоит квартира, мне субсидировали 46 тыс., плюс к ним я обналичила материнский капитал (22,5 тыс.), и, поскольку у меня не было собственных денег, на оставшуюся сумму (12,5 тыс. рублей) я взяла коммерческий кредит под 13%. Еще 48 рублей в месяц в течение 20 лет я буду платить за пользование субсидией.
Дети у Светланы разнополые: старшему мальчику уже 16 лет, а младшей девочке — всего 3 года. Как разместить всю семью из пяти человек в «двушке» — задачка для олимпиадников.
Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8, mgik@minsk.gov.by
Управление жилищной политики пр-т Независимости 8, г. Минск
тел.: +375 17 2180284
УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
(статья 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь)
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
При этом под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:
по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда соответствующего вида;
в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, имеющих право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;
по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством;
Под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях; под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения;
Порядок принятия решений о невозможности вселения сирот в жилое помещение в г.Минске определен решением Мингорисполкома от 06.01.2011 № 50 (в редакции решения Мингорисполкома от 19.12.2019 № 4083).
Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.
Переоформление очереди по месту работы (службы) – с даты трудоустройства (поступления на службу) члена семьи в данный государственный орган, другую организацию, но не ранее даты принятия члена семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи гражданина, с которого производится такое переоформление.
По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится:
объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;
разделение очереди членов, бывших членов семьи.
При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Если в период пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Очередность граждан, у которых отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в период нахождения на учете, но которые по каким-либо причинам не были сняты с учета, переносится с даты первоначальной постановки на учет на дату повторного возникновения оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством при условии их наличия на дату принятия решения о переносе очередности, а также с учетом норм, изложенных в статье 37 данного Кодекса (см. раздел «Основания для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий»), за исключением случаев, определенных законодательными актами.
Решение об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимается местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем (уполномоченным им лицом) иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом (при его наличии), принявшим этих граждан на учет. В решении указываются основания для изменения очередности и срок, на который она переносится. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в 5-дневный срок с даты его принятия с указанием оснований для изменения очередности.
Решение местного исполнительного и распорядительного органа, руководителя (уполномоченного им лица) иного государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета (при его наличии), принявших гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в составе семьи родителей при наличии оснований (п. 2 ст. 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения ими статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом по месту их работы (службы), предоставленному по распределению, направлению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего)
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, в связи с чем право на внеочередное улучшение жилищных условий (при наличии оснований) может быть реализовано данной категорией граждан до достижения ими 23-летнего возраста.
• уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в которых обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала в городе Минске – десять квадратных метров на одного человека, соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте;
• вселения в жилое помещение, если до этого они имели в собственности и (или) во владении и пользовании жилое помещение общей площадью в городе Минске – десять квадратных метров и более на одного человека, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте, за исключением граждан, выселенных из таких жилых помещений в судебном порядке;
• вселения в жилое помещение других граждан (за исключением вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, так и членов их семей, не имевших до этого в собственности и (или) во владении и пользовании в данном населенном пункте жилого помещения, в котором они были обеспечены жилым помещением общей площадью пятнадцать квадратных метров и более (в городе Минске – десять квадратных метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста);
Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8, mgik@minsk.gov.by
Управление жилищной политики пр-т Независимости 8, г. Минск
тел.: +375 17 2180284
Перечень жилых домов,
находящихся на распределении в администрациях районов г.Минска
для многодетных семей
№ п/п | Наименование объекта | Количество квартир для многодетных семей |
1 | 2 | 3 |
1 | Жилая усадебная застройка для многодетных семей в микрорайоне Сокол в г. Минске На распределении с 18.03.2020 | 162 |
2 | Жилой дом в границах ул. Пригородной, Гая – по направлениям администраций районов для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первую очередь, из категории многодетных семей. На распределении с 27.07.2020 | 85 |
3 | Многоквартирный жилой дом на территории микрорайона Сокол ул.Барамзиной-Киреева На распределении с 18.11.2020 | 110 |
4 | Жилой дом № 1 по генплану в границах улиц Шаранговича-Панченко-МКАД На распределении с 18.11.2020 | 127 |
5 | Жилой дом № 6 по генплану в микрорайоне Лошица-7 На распределении с 18.11.2020 | 239 |
6 | Многоквартирный жилой дом в районе улиц Серова-Любанская, 36 На распределении с 18.11.2020 | 53 |
7 | Жилой дом № 5 по генплану в микрорайоне Лошица-8.1 На распределении с 25.11.2020 | 160 |
8 | Жилой дом № 9.2 по генплану в микрорайоне Лошица-8.2 На распределении с 25.11.2020 | 87 |
9 | Жилой дом 6.1 в микрорайоне Лошица 8.1 На распределении с 26.11.2020 | 149 |
10 | Жилой дом 6.2 в микрорайоне Лошица 8.1 На распределении с 26.11.2020 | 96 |
11 | Жилой дом 6.3 в микрорайоне Лошица 8.1 На распределении с 26.11.2020 | 70 |
12 | Жилой дом 10 в микрорайоне Лошица 8.2 На распределении с 26.11.2020 | 120 |
13 | Жилой дом № 24а по генплану в границах улиц Притыцкого, Скрипникова, Одинцова, Лобанка На распределении с 27.11.2020 | 141 |
14 | Жилой дом № 24б по генплану в границах улиц Притыцкого, Скрипникова, Одинцова, Лобанка На распределении с 27.11.2020 Извещение о внесении изменений и дополнений в проектную декларацию | 114 |
15 | Застройка микрорайона Лошица-7. Жилой дом № 2 по генплану На распределении с 14.06.2021 | 244 |
16 | Комплексная застройка жилого квартала № 5 в микрорайоне «Сокол» в г.Минске. Жилой дом № 8 по генплану На распределении с 12.07.2021 | 71 |
В текущем году в г.Минске введен в эксплуатацию арендный дом по ул. Киреенко, 1 на 240 квартир, которые распределены администрациям районов г.Минска для последующего обеспечения граждан в установленном законодательством порядке.
Очередь на жилье: как многодетным минчанам попасть в список нуждающихся в жилплощади
Многодетные семьи в Беларуси имеют беспрецедентные льготы на строительство жилья. На каждого члена такой семьи кредитуется 20 кв. м при отсутствии жилья в собственности. При этом условия кредитования – под 1 % на 40 лет при погашении государством 75 % от суммы выплат.
Как же можно оказаться в списке очередников?
Для начала необходимо соответствовать критериям нуждаемости: общая площадь в квартире, где проживает семья, на одного человека не должна превышать 10 кв. м.
– Любой, кто собирается стать на очередь на улучшение жилищных условий, в том числе многодетные родители, в первую очередь обращаются в службу «одно окно» администрации района по месту регистрации, – разъяснила начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Елена Лукашевич. – Для обращения нужно иметь паспорта всех совершеннолетних граждан и свидетельства о рождении несовершеннолетних детей. Для многодетных – документ, подтверждающий право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, – удостоверение многодетной семьи.
Заявление можно подготовить заранее, скачав образец на страничке службы «одно окно» на сайте администрации района, или написать прямо на месте.
Далее, в зависимости от жилищных условий и состава семьи, желающим встать на очередь могут понадобиться следующие документы:
После подачи заявления остается лишь ждать решения районной администрации – ответ должен прийти в течение месяца. О том, как движется ваша очередь, можно узнать онлайн на сайте Мингорисполкома. Скорость ее движения зависит от многих факторов, но главную роль играют масштабы строительства.
– Наша очередь подошла через 3,5 года. Но знаю людей, которые построились на несколько лет раньше, чем мы, – они ожидали очереди не больше года, – поделилась опытом многодетная мама Татьяна Довнар. – Первая предложенная квартира не подошла, но нам тут же предоставили другой вариант – и он оказался идеальным. Дом был на стадии строительства, поэтому через год мы уже праздновали новоселье. Могли и раньше, но не хотели спешить с ремонтом.
Единственная сложность, с которой столкнулась многодетная семья Татьяны, – это сбор справок при оформлении кредита в банке – «одно окно» здесь уже не поможет. Однако, как считает многодетная мама, это небольшие неудобства в сравнении с перспективой получить собственное жилье.
Как быстрее получить квартиру?
В очереди на улучшение жилищных условий в Минске сегодня состоят 278 634 семьи. На строительство жилья в домах ЖСК и ЖСПК (наиболее доступного по цене) направляются минчане, которые состояли на учете нуждающихся до 1989 года. Какие же возможности есть у минчан для улучшения жилищных условий? Можно ли каким-то образом ускорить этот процесс и с какими застройщиками лучше заключать договор, чтобы не быть обманутым? Как получить государственную поддержку при строительстве жилья, в чем она заключается и что делать тем, кто не может на нее рассчитывать? Почему не каждый желающий может улучшить свои жилищные условия путем строительства жилья долевым способом? Где можно узнать, что и по какой цене будет строиться в городе в ближайшее время? Как определяется величина льготного кредита? На эти и ряд других вопросов нашим читателям ответил начальник отдела жилищной политики администрации Советского района столицы Александр Кураш.
Своей очереди на получение жилья многие ждут не один десяток лет. Можно ли этот процесс как-нибудь ускорить? Как построить жилье с государственной финансовой поддержкой? Ответы на эти и другие вопросы дал начальник отдела жилищной политики администрации Советского района столицы Александр Кураш.
– Александр Константинович, сколько в Минске семей сегодня состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий?
– Всего 278 634 семьи. Непосредственно в Советском районе в очереди – 24 704 человека. Из них 3062 стали на очередь еще до 1990 года. Есть у нас в очереди и такие, кто состоит на учете с 1979 года. Но это лишь те очередники, кто не желает строиться. Уже порядка двух лет в администрации висит объ-явление, в котором мы приглашаем этих граждан в любое время обращаться к нам с заявлением об участии в строительстве. Мы им тут же что-нибудь предложим. И опрашивали их неоднократно, но по различным причинам эти люди не хотят строиться. Может, ждут изменения в законодательстве. Или этот вопрос для них уже перестал быть актуальным.
– Расскажите, пожалуйста, какие возможности улучшения жилищных условий существуют в настоящее время у минчан?
– В первую очередь, это строительство жилья в составе организаций застройщиков, к числу которых относятся жилищно-строительные потребительские кооперативы (ЖСПК или ЖСК). ЖСК формируются из числа граждан, состоящих на учете, в строгом соответствии с очередностью постановки на учет. При этом 30 процентов от общего количества квартир в доме ЖСК предоставляется тем, кто имеет право на внеочередное получение льготных кредитов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 и включен в отдельные (льготные) списки. 70 процентов квартир – для состоящих на учете по общей очереди. Эта форма улучшения жилищных условий наиболее доступная по цене, поскольку заказчиками кооперативного строительства являются государственные организации, такие как УП «УКС Мингорисполкома» и районные УКСы, ГПО «Минскстрой», ОАО «МАПИД». Эти организации, как правило, строят панельные дома типовых строительных серий: М-111-90, М-464-М, М-464-У1, ЗА-ОПБ и др. по цене одного квадратного метра 2 000 000 – 2 500 000 бел. руб. в зависимости от серии дома. Но поскольку жилья в домах ЖСК администрации выделяется недостаточно много, на такое строительство сейчас направляются граждане, состоящие на учете по общей очереди до 01.10.1988 г. (на трехкомнатные квартиры) и до 1.02.1988 г. (на одно– и двухкомнатные). Как видите, ждать людям приходится достаточно долго.
– Что же делать тем, кто не хочет стоять в очереди годами?
– Улучшить свои жилищные условия минчане могут и путем долевого строительства жилья. Тем более что есть решение Мингорисполкома о льготном кредитовании такого строительства. Люди, которые заключили договоры с застройщиками (пусть и самостоятельно, но в соответствии со всеми требованиями Указа Президента РБ от 15.06.2006 г. № 396) и дома которых включены в график кредитования, могут получить кредит на такое строительство. Если по уровню дохода они относятся к категории малообеспеченных трудоспособных граждан, то имеют право претендовать на льготный кредит. Это, наверное, единственный вариант улучшения жилищных условий для тех, кто не хочет ждать своей очереди годами. И нужно сказать, эта форма улучшения жилищных условий очередников в последнее время приобретает все большую популярность.
– Такая форма улучшения жилищных условий как долевое строительство доступна всем очередникам?
– Теоретически такая возможность появилась практически у каждого. Предложений на строительном рынке достаточно много. Причем как от государственных застройщиков, так и от негосударственных. Но дело в том, что не каждому очереднику его материальное положение позволяет строиться долевым способом, даже и с льготным кредитованием. Ведь в сравнении с панельным домостроением цена строительства жилья из иных строительных материалов или нетиповых строительных серий на порядок выше и составляет сегодня около 3 млн рублей и более. Во-вторых, цена одного квадратного метра, по которой Беларусбанк осуществляет льготное кредитование дольщиков по утвержденным администрацией района спискам, как правило, ниже фактической по договору о долевом строительстве, и составляет в настоящее время около 2,5 млн руб. В-третьих, метраж предлагаемых застройщиками квартир довольно большой. Людей же интересует строительство квартир с наименьшими затратами на так называемые «лишние» (некредитуемые) метры.
– А какие возможности есть у тех, кто в очереди состоит, но по доходам семья не относится к категории малообеспеченных?
– Если такой очередник направляется на долевое строительство по очереди администрации или заключает договор о таком строительстве самостоятельно, он вправе рассчитывать, например, на кредит за счет ресурсов банка для состоящих на учете нуждающихся (не тот, который положен малообеспеченным нуждающимся). Но, в любом случае, это выгоднее, чем, скажем, квартиру покупать. Ведь в дальнейшем эти люди получают льготу и по уплате подоходного налога, поскольку состояли на учете. Кроме того, по Указу Президента РБ от 12.11.2007 г. № 585 молодым и многодетным семьям, которые построили жилье с использованием кредита за счет ресурсов банка, не используя господдержку в виде льготного кредита или одноразовой безвозмездной субсидии, оказывается финансовая помощь государства. Они имеют право получить такую помощь в погашении части кредита, если имеют несовершеннолетних детей. К примеру, если в семье один ребенок и она построила жилье не по льготному кредиту как малообеспеченная, а по кредиту за счет ресурсов банка для состоящих на учете нуждающихся – такая семья может получить финансовую помощь государства в размере 20 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 5 миллионов 490 тысяч. Если детей в семье больше, соответственно увеличивается и сумма.
– Александр Константинович, какие условия должны быть соблюдены, чтобы очередник мог рассчитывать на государственную поддержку в виде льготного кредита или субсидии при участии в долевом строительстве?
– Это три условия. Первое: дом застройщика должен быть включен в график льготного кредитования. Узнать об этом можно непосредственно у застройщика при заключении договора, в отделах жилищной политики администраций районов, на сайте Мингорисполкома. Второе: доход семьи не должен превышать трех минимальных потребительских бюджетов на каждого ее члена (на данный момент – не более 1 345 560 рублей на каждого). Третье: договор долевого строительства должен соответствовать требованиям Указа Президента РБ от 15.06.2006 г. № 396, т.е. прибыль застройщика по договору не должна превышать 5 процентов сметной стоимости объекта долевого строительства. Кроме того, договор на долевое строительство должен быть заключен с очередником, как с нуждающимся в улучшении жилищных условий. При соблюдении этих трех условий льготное кредитование возможно.
– Как определяется величина льготного кредита?
– Она определяется банком по нормируемому размеру общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств, ежемесячно утверждаемому Мингорисполкомом (на сегодня стоимость одного квадратного метра такого жилья составляет около 2,5 млн руб.). Если строительство дома осуществляется без внутриквартирной отделки, не должна превышать 90 процентов (для многодетных семей – 95 процентов) стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения, которая составляет 20 кв. м на человека и 36 кв. м – при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека. Она рассчитывается с учетом жилья, имеющегося у кредитополучателя и членов его семьи. Поэтому кредитоваться на льготных условиях может не полная стоимость квартиры. Вместе с тем гражданин, состоящий на учете, имеет право взять в банке недостающую часть денег в виде кредита за счет ресурсов банка под более низкую процентную ставку, чем для не нуждающихся, получить материальную помощь по месту работы, проиндексировать чеки «Жилье», если они есть.
– Есть еще какие-либо варианты улучшения жилищных условий?
– Разумеется, есть. Улучшить свои жилищные условия граждане могут путем индивидуального строительства, а также приобрести квартиру в ново-стройках либо на вторичном рынке жилья. Но хочу подчеркнуть, что улучшение жилищных условий такими способами массового характера не носит. Тем более что право на предоставление в Минске земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных блокированных домов без проведения аукциона предусмотрено только для многодетных семей, состоящих на учете. Что касается приобретения жилья, то в Минске льготные кредиты на покупку жилых помещений гражданам не предоставляются, поскольку у них есть возможность улучшить свои жилищные условия путем строительства жилья. Возможно, с принятием в Беларуси нового Жилищного кодекса у населения появятся и другие возможности улучшения жилищных условий.
– Александр Константинович, расскажите, где можно узнать информацию о том, что и почем будет строиться в ближайшие годы. И как выяснить, насколько добросовестен и надежен тот или иной застройщик?
– Самая актуальная и подробная информация размещена в первую очередь на официальном сайте Мингорисполкома (www.minsk.gov.by) в разделе «Строительство». Кроме того, информации о долевом строительстве есть в районных администрациях на специально оформленных информационных стендах. Можно обращаться и в отделы строительства, жилищной политики того или иного района, а также непосредственно к застройщикам.
Что касается застройщиков, то, чтобы не быть обманутым, лучше всего иметь дело с государственными застройщиками, такими как ГПО «Минскстрой», районные УКСы и т.д. Более подробную информацию о других застройщиках можно узнать в тех же районных отделах строительства.
Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»