неявка в налоговую для дачи пояснений чем грозит
Налоговая отправила повестку, а я не явился. Что за это грозит?
Мой родственник был ИП: вел деятельность около года, а потом прекратил ее. Прошел год и сейчас он получил повестку от ИФНС — его вызывают как свидетеля. Повестка направлена как гражданину, а не ИП. Догадываемся, что это как-то связано с его бывшей предпринимательской деятельностью. Больше никакой предпринимательской деятельности человек не вел: работал в простом госоргане всю жизнь, несколько лет уже на пенсии — для налоговой не должен сам по себе представлять никакого интереса.
Когда был предпринимателем вел бухгалтерский учет с помощью бухгалтерской фирмы по договору. Декларации все сданы, проверены, налоги все уплачены. Письмо было получено на почте позже той даты, в которую необходимо было явиться в ИФНС для дачи показаний, так как родственник летом проживал на даче и смог узнать о письме только по возвращении в город.
Сама повестка без подписи должностного лица, без печати, просто напечатанный на принтере текст. В повестке не указано, в отношении какого физлица или юридического лица проводится проверка, в рамках чего проводится данная проверка. Написано просто: «…надлежит прибыть такого-то числа в такое-то время по такому-то адресу к такому-то инспектору для дачи пояснений в качестве свидетеля». Фактически данная повестка не соответствует образцу, утвержденному письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@.
Непонятно даже, какие с собой взять документы, договоры, чтобы сразу дать конкретные ответы, к чему вообще готовиться. Родственнику уже много лет, человек волнуется, сильно переживает от того, что не знает, чего ожидать от налоговой. Попробовал на пенсии заняться бизнесом, но дело не пошло. Закрыл все по закону, а теперь какие-то повестки. Пытаюсь разобраться и помочь. Поясните, пожалуйста:
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Лишить спокойствия и сна. Вызов в налоговую
Поток вопросов из налоговой к бизнесу нескончаем и непреодолим. Требования, запросы, уведомления и прочие тревожные сигналы прилетают из налоговой постоянно. Но по ряду причин налоговый орган хочет видеть бизнесмена лично. Чтобы заслушать, пожурить коллегиально или допросить как свидетеля.
Цифровизация налогового контроля, обработка гигантских объемов деклараций, связей и зависимостей влечет массу вопросов для анализа по несоответствиям, расхождениям и разрывам.
Грамотные правила реагирования на процессуальные действия налоговой помогут вам правильно настроиться и вовремя принять меры, необходимые для безопасности вашего бизнеса.
Вызов для дачи пояснений
Могут вызвать любого налогоплательщика. Форма вызова: письменное уведомление.
Можно послать другого человека – бухгалтера, юриста, налогового консультанта, оформив простую доверенность от директора.
За неявку директору грозит предупреждение или административный штраф в размере от 2000 до 4000 руб. ( ст.19.4 КоАП).
Если человек пришел в ИФНС, но отказался давать показания, то оштрафовать его за это налоговики не смогут.
Вызов для дачи показаний не стоит недооценивать. На практике суды признают допустимыми доказательствами результаты пояснений наряду с результатами допросов.
Совет: на уведомление о вызове для дачи показаний советую направить осведомленного и осторожного человека по доверенности. Главного бухгалтера, юриста или налогового консультанта. Чтобы разузнать, что интересует налоговиков о вашей компании, провести «разведку боем».
«Горячий» хит
Налоговики под сомнительными предлогами отказывались принимать налоговые декларации компаний, которые казались им подозрительными. Например, директор «номинал» или массовый. Или компания имеет признаки однодневки. Или отчетность сдается с нулевыми показателями. Настаивали на вызове директора в инспекцию, чтобы убедиться, что он настоящий.
Примечание: данные действия вызвали недоумение и возмущение в бизнес сообществе, и налоговая служба была вынуждена отозвать свое ранее изданное письмо, предписывающее тормозить сдачу отчетности по причине подозрения компании в нарушениях.
Если у налоговой возникнут подозрения в совершении правонарушения вашей компанией или вашими контрагентами, директора вызовут на допрос в качестве свидетеля.
Вызов на допрос в качестве свидетеля
Вызов на допрос может означать, что над компанией сгущаются тучи: налоговая проводит предпроверочный анализ. На допрос могут вызвать как должностное лицо, так и любого сотрудника компании, и даже уволившегося. И вообще, любого гражданина, который владеет информацией и может дать показания о совершении налогового правонарушения.
Директору важно правильно подготовиться к допросу, доказать, что он не «номинал», и грамотно ответить вопросы, касающиеся деятельности компании.
На допрос вызывают повесткой. Вызовы по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.
Результат допроса оформляется протоколом. С предварительным уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.
После проведения допроса инспектор обязан вручить свидетелю копию протокола.
Послать вместо себя на допрос другого человека нельзя. Можно пойти на допрос с любым сотрудником, например юристом, главным бухгалтером. Или с адвокатом. На сопровождающего нужно оформить простую доверенность. Участие адвоката не может заменить ваше личное присутствие, но его помощь может оказаться бесценной.
Присутствие адвоката будет эффективным, если он не только следит за процедурными вопросами, но и в курсе дел компании, интересующих налоговиков.
За неявку без уважительных причин грозит штраф 1 000 руб. А за отказ от дачи свидетельских показаний либо за дачу заведомо ложных показаний — 3 000 руб.
Можно предположить, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее. Это ошибочное суждение.
Во — первых, неявка на допрос может послужить при камеральной проверке «формальным» основанием отказа в возврате или зачете налога.
Во-вторых, налоговая может сделать вывод, что вам есть что скрывать и углубиться в процесс изучения вашей деятельности.
В-третьих, неявка на допрос признается косвенным доказательством налогового нарушения. И судами тоже. Они относятся критически к показаниям должностного лица, проигнорировавшего вызов на допрос в налоговую.
В-четвертых, если вы свидетель действительно важный, то на допрос могут прийти и по месту жительства, и даже с представителем полиции.
Вызов на комиссию по легализации налоговой базы
Предупредительный сигнал
Если по результатам аналитического отбора вы попали в список кандидатов для приглашения на комиссию, не позднее, чем за месяц до ее проведения налоговая вам направит информационное письмо, в котором будут перечислены подозрения в отношении вашей компании.
Цель этого письма — побудить вас добровольно уточнить декларацию и доплатить налоги. С учетом оценки своих рисков по информации, имеющейся у налоговиков о вашей деятельности.
В ответ на письмо вы вправе представить внятные пояснения, привести аргументы и разъяснить обстоятельства, опровергающие подозрительность налоговиков. На реагирование дается 10 дней.
Уведомление о вызове на комиссию
Если этот срок истек, а налоги вы добровольно не доплатили и пояснений никаких не представили, то будьте любезны! — вас будут заслушивать коллегиально. На комиссии. Налоговая направит вам уведомление с указанием даты, времени и места заседания комиссии по легализации налоговой базы.
Совет: если вам есть что пояснить, дополнить или прокомментировать по вопросам, изложенным в информационном письме, советую это сделать. Возможно, налоговую эти пояснения устроят и уведомление о вызове на комиссию вам направлять не будут.
Вызовы на комиссию по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.
Кого хотят видеть
На комиссию может пойти руководитель компании или его представитель по доверенности. Как правило, к представителям комиссия относится с подозрением и недоверием, подозревая директора в номинальности. Все просто – директора проще напугать, и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или повысить зарплату сотрудникам.
Если на комиссию вы пришли, но отказались отвечать, оштрафовать вас не вправе.
За уклонение или за неявку без уважительной причины штраф от 2000 до 4000 руб.
Комиссию лучше не игнорировать. Уклоняться – бессмысленно. Не давайте сотрудникам налоговой инспекции повод усомниться в честности и прозрачности своего бизнеса.
Могут возникнуть подозрения, что компания скрывается, и тогда налоговики могут запустить весь маховик налогового контроля — проверку адреса вашей регистрации, проверку расчетных счетов и контрагентов, вызовы на опросы сотрудников, руководителей и учредителей, привлечение для розыска правоохранительные органы, назначение камеральной или выездной налоговых проверок.
Совет. Если прийти на комиссию в назначенный день не получается по какой-то причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), стоит заранее уведомить об этом налоговую через личный кабинет, по ТКС или принести письмо о неявке на комиссию с указанием причины. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно направят вам уведомление и дате, времени и месте.
Результат заседания
По итогам заседания комиссии составляется протокол, который фиксирует рекомендации и срок устранения нарушений.
Инспекции на местах применяют различные «гибриды» комиссии по легализации налоговой базы, по направленности – комиссия по разрывам НДС, комиссия по убыткам, отраслевые и другие целевые комиссии.
Вызов на рабочие группы
Одно только название звучит угрожающе — «Рабочая группа по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием «АСК НДС-2».
Налоговый кодекс не предусматривает заседаний подобных рабочих групп. Это еще один способ давления на бизнес – что-то выяснить под угрозой включения в план выездных проверок.
Идти или нет на заседания таких рабочих групп – дело добровольное. Если не пойдете — никаких санкций не последует, пойдете- будете больше знать. Грамотно и взвешенно оцените свои риски.
Совет: Направьте по доверенности толкового представителя, чтобы разузнать, сколько и чего имеет налоговая на вас. Отвечать следует только по теме уведомления, никаких документов не представлять. Если вопросы покажутся неудобными по любой причине, можно на них не отвечать. И даже прервать в любой момент эту беседу. Сослаться на запланированную встречу, извиниться, вежливо попрощаться и спокойно уйти.
Вызов на комиссию любого вида – это еще не проверка
В самой комиссии ничего страшного нет. Надо трезво понимать, что это еще один метод воздействия на вас, способ «добровольного принуждения» доплатить налоги.
Вызов на комиссию не всегда ведет к проверке, хотя угрозы и запугивания — это основные тренды поведения ревизоров в разговоре с бизнесом.
Как вести себя при вызове в инспекцию
Не стоит недооценивать вызовы в налоговую. Это сигнал, что вы у ревизоров в разработке. Пойдете — будете знать больше.
Лучше идти с бухгалтером, юристом и налоговым консультантом. Понять, что от вас хотят, что накопали налоговики. Оценить масштаб бедствия.
Общий настрой должен быть холодным и расчетливым:
Вместо заключения
Вызовы в инспекцию лучше не игнорировать. Если вы попали в список подозреваемых – от вас вряд ли отстанут- будут продолжать вызывать и разыскивать. На ваше «крутить вола» будут выкручивать вам нервы.
Крайне неосмотрительно оставлять без внимания подозрения и действия налоговой в отношении вашей компании.
Весь процесс взаимодействия с ревизорами должен находиться под вашим контролем.
Истребование налоговыми органами пояснений
Истребование налоговыми органами у налогоплательщика пояснений – это одна из форм налогового контроля.
Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать у налогоплательщика информацию и документы?
Налоговый Кодекс РФ предусматривает несколько форм истребования сведений. Требование о представлении письменных пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, требование о представлении документов (информации), уведомление о вызове в налоговый орган для дачи устных пояснений, информационные письма… Это разные документы, которые имеют самостоятельное основание для направления и отличаются, в том числе, последствиями неисполнения со стороны налогоплательщика.
Как реагировать налогоплательщику при получении требования от налогового органа?
Первое, на что нужно обратить внимание – это наименование полученного документа.
Когда налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений?
Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений. Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Скажем, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.
Вывод о том, что уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не противоречит Налоговому Кодексу РФ, был сделан еще Высшим арбитражным судом (определение от 25.01.2013 № ВАС-18148/12).
Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений?
Нет, следует явиться для дачи пояснений. Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в Приложении № 2 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В уведомлении должны содержаться вопросы, пояснения по которым интересуют налоговую инспекцию. Но на практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений.
Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены.
Насколько соответствует Налоговому Кодексу РФ подобная форма истребования сведений?
При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.
Однако в тех случаях, когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего, о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в статье 88 Налоговом Кодексе РФ.
Иными словами, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не могут выступать способом обойти установленные иными статьями Налогового Кодекса РФ ограничения на порядок и основания истребования пояснений.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов. К таким может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек.
Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?
Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.
Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?
Истребование пояснений – по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
Согласно определению Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений. Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений. Более того, при отсутствии ошибок в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений. Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08).
Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то у него отсутствует возможность истребования документов по основаниям, указанным в статье 88 НК РФ в пункте 8.1 (выявление противоречий, несоответствия сведений) и пункте 8.3 (представление уточненной налоговой декларации к уменьшению).
Правомерно ли требование налогового органа представить пояснения, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?
Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, содержание ошибок, противоречий, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, подобное требование лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Вместе с тем, в судебной практике уже есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС, признано правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018).
В этой связи в похожих ситуациях (например, истребовании пояснений в связи с превышением суммы НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде, уменьшением прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом) целесообразно не отказывать в исполнении требования со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Лучше дать любое пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы.
Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?
Данный вопрос является неоднозначным. Налогоплательщиком может быть подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику. Существует судебная практика, согласно которой основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности в этих условиях отсутствуют.
ФНС России трактовало положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по факту обнаружения ошибок в представленных документах, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).
Значит, избежать ответственности нельзя?
Нужно учитывает фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений. Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.
В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки. В подобных случаях рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ). Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства. Направление такого требования не должно служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.Более того, в настоящее время ФНС России занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке статьи 100 или статьи 101.4 НК РФ. Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) до составления акта, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.
Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения?
В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного суда от 10.05.2016 № 301-КГ16-4166).Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
Что относится к налоговым льготам?
Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка – это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
На практике большинство требований касались пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ, которое, строго говоря, льготой не являлось, поскольку касалось всех налогоплательщиков.
Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ. Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.
Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?
Налоговый Кодекс РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов. Причем совершение типовых операций, оформляемых по стандартной документации, не препятствует ее истребованию в рамках каждой проверки.
ФНС России решило «стимулировать» налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях. В письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281 указывается на необходимость истребования пояснений о льготах. При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и применяемыми формами типовых договоров.
Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор) и приложить формы типовых договоров. Конечно, для налоговых органов – это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы. Кроме того, в качестве «бонуса» налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема).
Ограничено ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?
Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения. Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС. При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 №ЕД-4-15/20890@).
Как налогоплательщик представляет пояснения?
До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким – то определенным способом не было. С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность. Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который их запрашивает.
Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.
В течение какого срока представляются пояснения?
Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.
Течение установленного Налоговым Кодексом РФ срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 НК РФ).В отношении начала течения срока следует принимать во внимание, что при направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Это правило применяется, если требование не было фактически получено в пределах указанных шести дней.
Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов. В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС от 21.09.2017 № ЕД-4-15/18885@).Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой получения документа налогоплательщиком (или его представителем) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).Не следует забывать об обязанности налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по ТКС квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?
Налоговый Кодекс РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.
Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы?
Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена. Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?
Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.
А если налогоплательщиком никаких ошибок не выявлено?
Об этом следует сообщить налоговому органу.
Как происходит рассмотрение представленных пояснений?
Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ). Если налоговый орган не получил пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.
Какая ответственность за непредставление пояснений?
За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?
Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, этот документ представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ «Представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок» определяет в качестве права налогоплательщика. В отличие от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.
Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность».
При буквальном толковании, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.
Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3, статьи 106 НК РФ может быть признано судом неправомерным.
Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?