можно ли воровать ворованное
Православная Жизнь
Ничего не крал? На самом деле воруют практически все.
«Не кради»
Обогащение за чужой счёт не принесёт пользы
Размышления о заповедях можно найти, наверное, у каждого проповедника и святого отца. Лично мне больше всего нравится их толкование, написанное святителем Николаем Сербским. Есть маленькая книжечка его авторства, называется «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» — настоятельно рекомендую её всем нашим читателям. По поводу восьмой заповеди святитель говорит вот что: «Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему».
Обогащение за чужой счёт не принесёт пользы, потому что обрекает человека на беспокойство. Ты знаешь, что воруешь, да и украденная вещь будет всегда напоминать, что ты вор. Воровство, как и любой другой грех, несёт за собой определённые последствия. Самое обычное из них — это беспокойная совесть. Да, постепенно она может вообще отмереть и не тревожить хронического вора, но в начале пути это всегда больно.
В своё время я слушал аудиодиск «Религиозная энциклопедия», составленный протоиереем Павлом Великановым — рекомендую его всем. Там есть глава, которая касается именно воровства. На истории жизни одного человека показано, как в душе ворующего поселяются страх, подозрительность, неуверенность. Всё это заставляет голову вора работать по-другому. Он постоянно напряжён, окружающие люди превращаются для него в обличителей. Стоит ли украденная вещь такого?
Что такое кража?
Есть и другие книжки, которые рассказывают о грехе воровства — их я ни в коем случае не рекомендую читать. Это всевозможные сборники типа «Дневник кающегося» или «Исповедую грех, батюшка». Там воровству уделено очень много внимания, более того: нарушением заповеди «не кради» считаются даже случаи, когда человек читает книжку сидящего рядом соседа или случайно видит содержание чужого смс. Я не считаю, что это воровство. Настоящая кража — это присвоение того, что вам не принадлежит. Это могут быть не только деньги, но и более безобидные вещи — например, полметра земли соседа вдоль забора, которых он и не заметит.
Воровство не всегда материально: сейчас всё большую ценность приобретает информация. О кражах последней снят хороший фильм «Операция „Колибри“», главные герои которого придумывают, как первыми получить котировки с биржи. Мне кажется, что воровство чего-то нематериального опаснее: вещь мозолит глаза, напоминает о неблаговидном поступке — чего не скажешь о том, что нельзя взять в руки.
Украденная вещь не может сделать человека счастливым. Не может радовать то, что стало причиной несчастья другого. Но, ещё раз подчеркну, это касается людей, чья совесть ещё жива. Они способны понять, что не оплатить проезд в транспорте или не вернуть книгу в библиотеку — грех. Те, у кого она мертва, над этим только посмеются.
Как относиться к скачиванию из интернета?
С начала двухтысячных интернет начал постепенно, но верно убивать музыкальную и киноиндустрию. Зачем покупать альбом, если через неделю его кто-то сольёт в сеть, и можно будет слушать песни бесплатно? О таких кражах мало кто думает, потому что собственная выгода беспокоит больше, чем доход музыкантов, режиссёров и писателей. Признаюсь, я и сам скачивал музыку с торрентов. Как же быть? Нужно разбираться. Сейчас существует множество различных сайтов, которые позволяют пользоваться творческим или интеллектуальным продуктом, не нарушая авторских прав. Например, стриминговые платформы, где за каждое прослушивание или просмотр автору начисляются деньги (стриминг — потоковое онлайн-вещание, благодаря которому пользователь получает от провайдера музыку, видео и другую информацию — прим. ред.). За определённую плату такие платформы предоставляют ещё более широкие возможности пользования информацией.
Сейчас интернет меняется, пиратские сайты уходят в тень. Им на смену приходят сайты, продающие подписку на широчайший спектр фильмов, музыки, литературы. Пользоваться ими выгодно: они защищены, информация там представлена в достойном качестве, нет рекламы и так далее. Главное — авторы получают доход от ваших просмотров или прослушиваний.
Нужно помнить: всё, что мы читаем или смотрим — это чей-то труд, и пользоваться им бесплатно — нечестно. Есть сайты, которые покупают медиа-продукты достойного качества и выкладывают их для бесплатного ознакомления, зарабатывая на рекламе — так действуют многие фильмотеки, сайты учебной литературы, «читалки» и прочие. Словом, каждый сам выбирает, откуда и какую информацию черпать. Главное — разбираться в том, как всё работает, и избегать пиратского контента.
Долой плагиат
Невозможно не сказать несколько слов о плагиате. Присваивание чужой интеллектуальной собственности однозначно недопустимо. Пользуется ли преподаватель работами студентов для своей диссертации или студенты выдают тезисы преподавателя за свои — это одинаково плохо. Надо помнить: можно использовать чужие материалы или информацию, но делать это нужно по определённым правилам — с указанием авторства и верным оформлением цитат. Конечно же, подписывать чужую работу своим именем недопустимо. То же касается изображений и фото. У каждой, даже самой обычной картинки в интернете имеется свой автор, и найти его не так сложно, как кажется: во всех браузерах есть поиск по изображению (бывают и картинки, авторство и первоисточник которых установить невозможно — прим. ред.).
Замечу, что век интернета принёс и противоположную проблему: обвинения в плагиате всех подряд. Удобно обозвать плагиатором известного исполнителя, который всего лишь использовал в своём хите те же три ноты, что и обвинитель в малоизвестной песенке. Это смешно и нелепо — учитывая колоссальный пласт творческих произведений, написанных за века.
Считается ли кражей копирование чужого образа или стиля?
Порой люди, не имеющие собственной индивидуальности, стремятся скопировать всё у нравящегося им человека. Да, это нехорошо, но я не назвал бы копирование воровством. Во все времена существовали мода и подражание — это естественно. Знакомясь с новыми людьми, увлекаясь ими, мы можем перенимать не только стиль, но и манеру речи, жестикуляцию. В одних случаях мы делаем это неосознанно, в других — сознательно. Не вижу в этом ничего криминального. Конечно, лучше искать своё, ведь мы пользуемся чужими идеями тогда, когда нет собственных. Главное — понимать, что это не наши идеи, и не скрывать этого. Восхищается кто-то вашим стилем — скажите честно: «Это не я придумал — подсмотрел у такого-то».
Самая незаметная кража
Очень часто и совершенно не задумываясь люди воруют друг у друга время. Казалось бы — что такого, если мы просто хотим поговорить, рассказать о своей жизни и проблемах? Но давайте постараемся не отнимать личное время у священников, врачей, друзей и всех остальных людей, готовых нас выслушать. Время бесценно и невозвратимо, отнеситесь к этому с пониманием.
Вор ли тот, кто не вернул чужую вещь?
Не всегда. Бывают разные обстоятельства: люди могут разъехаться, чужая вещь может потеряться. Кражей мы считаем только умышленное присваивание себе этой вещи. Если же вы потеряли её или не смогли возвратить — конечно, это не кража. В такой ситуации нужно постараться вернуть или компенсировать человеку его потерю.
Можно ли считать воровством находки? Допустимо ли взять себе деньги или вещь, которые кто-то потерял? Думаю, это тоже не воровство. Нередко это возможность сделать добро, оказать кому-то помощь: просит у вас нищий булочку купить, а вам благодаря находке даже на колбасу для него хватит! Это ведь здорово. Возможно, деньги — это помощь именно вам, бывает и так. Недаром ведь говорят: «Бог дал — Бог взял».
В заключение нашего разговора хочу обратить внимание на то, что каждый грех, каждая страсть ведут за собой другие грехи и страсти. То же и с воровством. Украл человек ложечку в кафе, а потом вынужден врать, откуда она у него взялась — вот уже к воровству присоединилась ложь. А прежде чем украл, пожелал то, что ему не принадлежит — вот ещё одна заповедь нарушена. Так вокруг одной жалкой ложки образовывается целый клубок страстей и страстишек, которые разрушают человеческую душу. Поэтому даже с мелочами верующему человеку нужно быть очень внимательным.
Священник Димитрий Паламарчук
Не кради. Какое религиозное наказание ждёт воров и грабителей?
В управлении по делам религий города Алматы рассказали о том, как в мировых религиях относятся к воровству.
Проблема кражи чужой собственности, к сожалению, пока не перестаёт быть актуальной во всем мире, в том числе и в Казахстане. Стремление к лёгкой наживе, нежелание работать и зарабатывать, зависть к более успешным – вот что зачастую толкает людей на воровство. Кражи и грабежи осуждаются всеми мировыми религиями, для верующего человека такие действия попросту недопустимы.
Так, например, в исламе категорически отвергается любое посягательство на чужое имущество, причём независимо от веры другого человека. Правоверный мусульманин знает, что в Коране за это предусмотрено суровое наказание. Если передавать дословно, то там говорится: «Отрубите руку вору и воровке за содеянное ими как примерное наказание от Аллаха. Поистине, Аллах Превелик и Премудр».
Воровство в исламе относится к «грехам рук». О неприемлемости воровства говорят и многочисленные хадисы Пророка. В них написано, что «народы, жившие до нас, погибли, из-за того что прощали воровство знатным людям. «. Собственно, здесь речь и идёт о том, что красть не дозволено никому вне зависимости от того, какое социальное положение занимает человек.
В Коране также говорится: «И не подобает какому-либо пророку незаконно присваивать. А кто незаконно присвоит, тот придет в Судный день с тем, что он присвоил. Затем каждой душе воздастся сполна за всё то, что она приобрела».
Не менее строгое отношение к воровству в христианской религии.
«Не укради» – восьмая из десяти заповедей. Очевидно, что воровство в христианстве также считается тяжким грехом, за которым неминуемо последует наказание.
Отдельной строкой в Писании идёт грех сребролюбия, суть которого заключается в том, что человек надеется не на Бога, а на деньги. Наказание за воровство ждёт согрешивших ещё в земной жизни. В житиях святых нередко описываются истории, когда люди, укравшие что-либо, лишались зрения.
В средневековой Европе наказание для воров было практически таким же, как в исламской религии. В книгах Ветхого Завета говорится, что Бог отнимет душу у грабителей, воровство навлекает проклятие на вора. Наказание за воровство, по закону Моисееву, означено в Библии:
«Если кто-нибудь украдёт быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу… А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство – за кражу. «.
В христианской религии, несмотря на заповедь, запрещающую убийство, говорится, что «если вор был пойман при попытке разобрать стену дома и убит, то убивший неповинен. Но если это случилось после восхода солнца, то убивший виновен».
В священной книге иудеев Торе запрет на воровство звучит дважды: один раз – в главе «Кдошим», обращение во множественном числе: «Не крадите», другой – в «Десяти речениях» в главе «Итро» с обращением в единственном числе: «Не кради».
Тора запрещает воровать даже наименее ценный предмет и у кого бы то ни было: как у мужчины, так и у женщины, как у взрослого, так и у ребенка, как у еврея, так и у не еврея. И, например, взять с работы для личного пользования бумагу, ручку, скрепки, с точки зрения еврейского закона, уже воровство.
Если же человек уже украл у другого определённую вещь, то согласно Торе он должен вернуть ее. Если же вор не признался, а нашлись свидетели, то он обязан вернуть вдвое больше.
По словам великих мудрецов, окончательный приговор поколению Потопа был утверждён именно из-за грабежа, как сказано в Торе: «Конец всего живого решён предо Мною, ибо земля наполнилась грабежом из-за них».
Одна из самых миро- и человеколюбивых религий мира – буддизм также порицает воровство в любом его виде. В пяти священных заповедях вторая запрещает кражи и грабежи, основа её – это вера в кармические последствия, то есть в плохое перерождение, что есть худшее наказание для буддиста. Панча Шила (пять священных заповедей) лежит в основе всей буддистской религии, и в этом отношении её можно соотнести с этическими заповедями христианства и иудаизма.
По буддистскому учению отказ от воровства способен воспитать в человеке щедрость и добродетельность, а также обеспечивает право на личную собственность.
Палийский канон (собрание священных буддийских текстов на языке па́ли) характеризует пять заповедей как способ избежать причинения вреда себе и окружающим.
Очевидно, что воровство порицается во всех мировых религиях. Высокая моральная составляющая – вот главная ценность, которая должна быть у человека. И только у такого человека будет счастливая и полноценная жизнь, он будет чист перед Богом и перед другими людьми.
Казахстан – светское правовое государство, и наказание за воровство, разбой и грабежи (уголовные правонарушения против собственности) предусмотрено Уголовным кодексом РК. Самосуд и религиозный суд (в том числе суд шариата) в Казахстане являются противозаконными. Если вы стали жертвой или свидетелем преступлений против собственности, необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Воровство
Возможность украсть создает вора.
Фрэнсис Бэкон
С детства человеку старательно внедряют в голову мысль, что воровать – это плохо? Мало того, за воровство еще и наказывают, как в детстве, так и во взрослом мире, чтобы человек этим не занимался. И все равно люди воруют! Воровали, воруют и видимо, будут продолжать воровать, пока будут оставаться людьми. А почему? А потому что человек склонен к воровству с рождения, подобно тому, как он склонен к обману, насилию, предательству, трусости, агрессии, страсти и прочим вещам, которые обычно надо контролировать, дабы мы могли друг с другом ужиться. Нельзя делать все, что нам хочется, иначе жизнь в обществе станет невозможной. Но не все могут себя контролировать и не все этого хотят. Потому что воровать нам легче, чем не воровать. И это хочется иногда делать, когда соблазн взять чужое слишком велик. Давайте посмотрим, что из этого следует и что с этим делать.
Что такое воровство
Воровство – это присвоение чужой собственности вопреки воле ее владельца. А с психологической точки зрения воровством можно назвать реализацию человеком своего желания завладеть чужой собственностью, чужим имуществом, вопреки желанию того, кто этим имуществом владеет. Ведь одно дело, когда в голове есть мысли, как осознаваемые человеком, так и нет, от которых такое желание зависит, которые это желание создают. Ну, мало ли, что нам может хотеться, иной раз человек и сам поражается собственным желаниям. Но совсем другое дело – реализовать свое желание, причем еще и понимая, что оно осуждается и наказывается обществом. Воровство появляется тогда, когда человек дает волю своим желаниям, а не тогда, когда он желает что-то украсть или хотя бы просто допускает такую мысль.
Воровать нельзя
Этому нас постоянно учат, как в детстве, так и во взрослом мире. А тех, кто не принимает или не понимает этого, принято наказывать. Но сколько не говори человеку, что воровать нельзя, если он видит случаи, когда воровство остается безнаказанным, по ряду причин, он в это «нельзя» не поверит. А такие случаи всегда есть, и мы это знаем. Получается, что одним воровать нельзя, а другим все-таки можно. Кого-то за воровство, причем не очень серьезное, сурово наказывают, а кто-то таким образом выходит в люди. Видя такую несправедливость, любой рассудительный человек сделает из этого соответствующий вывод, согласно которому, нельзя, не воровать, нельзя воровать неправильно, например, у определенных людей или по всякой мелочи. Надо воровать так, чтобы невозможно было придраться или воровать у тех, кто не сможет ничего с этим сделать, никак себя защитить. Или надо воровать столько, чтобы можно было поделиться с кем надо и уйти от наказания. И это вполне адекватная логика. Пока существуют такие двойные стандарты в обществе, воровство, как явление, будет продолжать не просто существовать, но и совершенствоваться, когда люди будут находить все новые и новые хитрые способы присвоить себе чужое имущество.
Наказания не помогут
Если просто наказывать людей за воровство, то серьезного положительного результата это не даст. Так с воровством не справиться. Если вы заметили, сколько за это дело не наказывай и как не наказывай, хоть руки отрубай, как это было в некоторых странах, люди все равно будут продолжать воровать. Не все и не всегда, но когда есть возможность украсть, когда соблазн присвоить себе чужое имущество слишком велик, редко кто может перед этим устоять. Вот люди и воруют. А все потому, что тяга к удовольствию, которое человек может получить, украв что-то ценное, часто пересиливает страх перед последствиями от совершения такого поступка. Попусту говоря, жажда легкой и быстрой наживы по своей силе превосходит влияние инстинкта самосохранения. Поэтому наказания и не работают, не дают должного эффекта. А вот о том, что помогает, будет сказано ниже. Но пока, давайте посмотрим на воровство, как на болезнь, ибо ею оно и является.
Воровство – это болезнь
Да, именно так. Воровство можно сравнить с алкоголизмом или наркоманией, когда человек, дав волю этому врожденному желанию поживиться за чей-то счет, настолько привыкает к тому, чтобы присваивать себе чужое, что уже просто не сможет с этим справиться, что ты с ним ни делай. Он теряет над собой контроль и становится зависимым от удовольствия, получаемого от быстрой и легкой наживы. Ведь что может быть проще, чем просто взять и украсть чужое. Это намного легче, чем заработать и безопаснее, чем отнять. Человек всегда впадает в зависимость от любого удовольствия и здесь как раз речь об этом и идет. И коль скоро ту же наркоманию и алкоголизм мы стали считать болезнью, то и к воровству следует относиться также. А вообще, любая зависимость от какого-либо вида удовольствия, при которой человек теряет над собой контроль – это болезнь. А больной человек редко способен сам себе помочь. Поэтому, ему требуется посторонняя помощь. Другое дело, какой она будет, кто и как станет ему ее оказывать. Можно наказывать человека за эту его слабость, что не всегда помогает, а иногда совсем не помогает. А можно учить его жить не воруя. Что сложнее, но гораздо надежнее. Но главное, помнить о том, что вор не владеет собой, когда поддается соблазну что-то украсть, когда у него течет слюна при виде прекрасной возможности что-то себе присвоить. Поэтому, вразумлять и запугивать его в такие моменты бессмысленно.
Вор – это охотник
Ворами становятся и по убеждениям. Точнее, философия воровства может прекрасно дополнять врожденную склонность к этому занятию. Быть вором почетно. Во всяком случае по мнению некоторых людей, как правило, профессиональных и идейных воров. Потому что вор – это охотник, который за счет смелости, смекалки, решительности, стойкости и прочих сильных качеств, благодаря которым он может позволить себе покуситься на чужое добро, добывает себе то, что ему нужно. Если вы скажете вору, что вы честный и порядочный человек, который не берет чужое, то он вам ответ, что вы просто трус и лентяй, который боится пойти против общественных правил, чтобы заполучить нужные ценности. Честность в понимании вора – это следствие трусости, лени и в целом слабости. Тот, кто не ворует, просто боится воровать. И при этом прикрывается порядочностью. Вор, если сказать ему, что воровать плохо, спросит вас: «А что, лучше пахать всю жизнь на кого-то, кто ничем не лучше воров, потому что присваивает себе результат чужого труда, то есть вашего и живет за ваш счет?» Правила другие, а результат-то тот же. В нашем обществе одни люди живут за счет других, а уж как это все обставляется, значения не имеет. По крайней мере по мнению воров. Зачем тогда быть честным, если правила игры в этом мире сами по себе нечестные, чтобы потом гордиться своей честностью, которая стала отражением трусости и слабости, а также никому не нужной и призираемой нищетой? Вор не поймет человека, который не ворует только потому, что считает это неправильным.
Что лучше воровства
А торговля – это и абсолютно законный, и выгодный, и не аморальный способ обретения необходимых ценностей. Но, конечно, и более сложный. Торговцу нужно проделать больше работы, чем тому же вору, чтобы обрести какие-то ценности, которые он, по сути, заработает. Но зато ему не о чем беспокоиться, никто его за такую деятельность не накажет. И выгода может быть очень большой. Ведь торговать можно чем угодно, человек тут ни к чему не привязан. Главное в такой работе – уметь общаться, взаимодействовать, договариваться с людьми. Торговать намного лучше, чем выполнять какую-то работу, работая на кого-то, потому что торговец свободен в своем выборе, что, где, когда, кому и по чем продавать. Его материальное благополучие зависит от его способности работать с людьми. И от этого никто не страдает. Ну, конечно, если человек не продает наркотики и прочую дрянь. Скорее, наоборот, люди получат пользу от работы торговца, так как он поможет им обзавестись нужными вещами, поможет им произвести друг с другом взаимовыгодный обмен, выступая в качестве посредника.
А что может быть хуже воровства? Хуже, может быть, грабеж в разных его проявлениях. Давайте посмотрим, в чем проявляется разница между тем и другим.
Воровство и грабеж
Как справиться с воровством
Чтобы справиться с воровством, безусловно, наказание за это деяние нужно применять. Понятно и то, что наказание за воровство должно быть суровым, иначе люди не испугаются его и им будет сложнее отказаться от своего желания присвоить себе чужое добро. Но одной только этой мерой не обойтись. Даже если наказание будет очень суровым, оно не решит проблему воровства полностью. Потому-то люди, как воровали, так и воруют, когда у них есть такая возможность. Поэтому, подход к борьбе с воровством должен быть многообразнее. Самое главное, что нужно сделать – это не создавать для людей возможностей что-то украсть. Конечно, не всегда это легко сделать, а иногда и невозможно. И тем не менее, чем больше препятствий к тому, чтобы что-то украсть у человека будет, тем ниже вероятность того, что он это сделает.
Не надо искушать людей, создавая им условия, в которых их рука может потянуться к чужому. Нет возможности украсть, не будет и самой кражи. И если общество хочет бороться с причиной воровства, а не с его следствием, наказывая людей, по сути, за их слабость, за то, что они не устояли пере соблазном что-то украсть и воспользовались предоставившейся им возможностью, то нужно как раз думать о том, как лишить их этой возможности, как уберечь их от такого искушения. Потому что, даже если за воровство предусмотрено суровое наказание, человек все равно украдет, если не сможет совладать с собой. А люди часто не могут, потому что разного рода слабости овладевают нами постоянно, и мы поддаемся их влиянию. А взять чужое, взять то, что «плохо» лежит – это та еще слабость. Или, что еще хуже, когда человек вообще не понимает, почему нельзя воровать, даже если ему это доходчиво объясняешь и показываешь на примерах других людей, что за это бывает. К пониманию чего-то не так просто прийти, как кажется. Иногда, чтобы что-то понять, это надо пережить. Да и то, и это может забыться. Надо понимать, что далеко не всякий человек способен связать причину со следствием так хорошо, чтобы не делать того, за что он может пострадать. Это как с детьми, которым бесполезно говорить, чтобы они чего-то не делали, например, не брали каких-то вещей. От них лучше спрятать все, что они не должны брать, будь то лекарства, которые маленькие дети могут съесть или деньги, которые могут украсть подростки. Только это и поможет. Поэтому, повторю, очень важно лишить людей возможности украсть, тогда они и не украдут.
Еще один способ борьбы с воровством – создание таких условий, когда люди будут думать, что за ними наблюдают. Психология вора тем и отличается от, скажем, психологии грабителя, что такой человек все любит делать втихую, незаметно для других. А когда за тобой следят, то воровать сложнее, можно сказать, невозможно. И поэтому люди станут меньше и реже это делать, а то и вовсе перестанут, когда, к примеру, будут знать, что всюду имеются камеры слежения и эти камеры всем все показывают. Речь не о том, что люди будут бояться наказания или порицания, осуждения, из-за того, что кто-то будет знать, что они воруют, это отдельный момент. Я говорю о дискомфорте, вызываемым чувством того, что за тобой следят, наблюдают. Это чисто психологический момент. Вор, повторю, любит действовать втихую, для него очень важно, чтобы никто не видел и не знал, что он что-то своровал. Пусть не все воры боятся наблюдения за собой, но многих оно способно остановить от воровства, если они будут знать, что такое наблюдение за ними ведется.
Достойное качество жизни – тоже хороший способ борьбы с воровством. Когда человек живет нормально, не шикует, но все необходимое для жизни имеет, то оснований для присвоения себе чужих ценностей у него намного меньше. Дайте людям все необходимое для жизни и их не потянет к воровству. Ну, во всяком случае, желание сделать это сильно ослабнет. Я, конечно, не считаю, что если дать человеку все, что он хочет, что ему нужно, то он не будет воровать. Это неправильно. Всего давать точно не нужно, причем давать бесплатно. Во-первых, потому, что сколько человеку всего не дай, ему все равно будет хотеться большего. А во-вторых, если он легко и быстро получит все, что ему необходимо для жизни, то лишится мотивации к труду. А зачем обществу бездельники, из-за которых качество жизни как раз-таки и снизится. Нет, безусловно, люди должны работать, должны делать свой вклад в создание общественных благ. Но при этом, получай достойное вознаграждение. Нормальное качество жизни, не такое, когда человек вынужден выживать, пусть полностью и не лишит его желания воровать, но лишит его необходимости делать это. Эту задачу не сложно решить. Нужно просто умерить аппетиты некоторых людей, от которых зависит жизнь в обществе.
Ну и последний, пожалуй, самый важный способ борьбы с воровством – это создание и развитие культуры, в которой не столько воровство будет порицаться, сколько честность восхваляться, возвышаться и награждаться. В обществе должны поощряться честные, порядочные люди, то есть, не ворующие, чтобы каждый человек видел, что он получит от того, что не поддастся слабости и не украдет ничего. В любой нормальной культуре воровство порицается, это мы знаем. Даже во многих субкультурах к воровству относятся негативно. Но при этом не уделяется внимание тем людям, которые не воруют, они не превозносятся, не поощряются, не попадают в сводки новостей, привлекая к себе внимание общества, их никак не оценивают только за то, что они не воруют. Это считает самим собой разумеющимся. А надо бы за это, как минимум, восхвалять. Потому что многие, не ворующие ничего люди, живут, скажем так, достаточно скромно. Некоторые воры, которые воруют красиво и помногу, так, что и не докопаешься, и не накажешь их, потому что они откупятся от наказания, получают много всего и живут красиво. Помимо красивой и сытой жизни они получают признание, уважение, им оказывается много внимания, как личностям сильным, преуспевшим, как каким-то героям. На наворованные средства они могут позволить себе создать имидж таких людей, которые якобы честно все заработали, благодаря своему самоотверженному труду. Но на самом деле это не так. И не ворующие или, скажем так, не умеющие воровать люди, видят и понимают это. И им обидно, не только за то, что они чего-то не имеют, что имеют красиво ворующие люди, но и за то, что их порядочность и честность не признают и не ценят.
Вот если эту задачу решить на уровне массовой культуры, то это также снизит тягу людей к воровству. Дайте уважение тем, кто не присваивает себе чужое имущество, они это заслужили. А пока, я вам могу сказать, что общаясь с людьми, я узнаю о том, что они чувствуют себя неудачниками, лузерами, слабаками, никчемными личностями из-за того, что живут плохо, не пользуются уважением, не получают признание, хотя никогда ничего серьезного не крали. И им от этого больно. Такой человек в состоянии отчаяния не только может решиться на кражу, причем глупую, ненужную, если жизнь такую возможность ему предоставит, но и, если он уже прожил большую часть своей жизни, то он станет учить более молодых тому, что честность ничего в этом мире не стоит. Она ничего не дает человеку, за нее никто тебя уважать не будет. В итоге, молодые люди, получившие такие наставления и видя доказательство их истинности на примере преуспевших воров, сделают для себя вывод, что лучше все-таки рисковать и воровать, чтобы жить хорошо и красиво, чем жить честно. Так что, от той культуры, которую мы создаем и поддерживаем, очень многое зависит. От нее зависят наши поступки. Культура может помогать нам обуздывать свои слабости, а может потворствовать их проявлению.
Вот такой подход должен быть к воровству, с моей точки зрения, если в обществе хотят с этим делом успешно бороться.