можно ли водить машину при шизофрении
Можно ли больным шизофренией управлять транспортными средствами?
Как ни странно, об этой проблеме написано сравнительно мало, хотя с ней постоянно сталкиваются и сами пациенты, и члены их семей, и страховые компании. В работе, опубликованной в 1989 году, говорится, что, по сравнению с контрольной группой здоровых людей, где водят машину 99 процентов, среди амбулаторных психиатрических пациентов садятся за руль только 68 процентов. Те же пациенты,
372_____________________________________ Глава 10
кто все-таки водит машину, делают это намного реже, чем представители контрольной группы. Гораздо более важно то, что уровень аварийности среди больных шизофренией в расчете на милю примерно в два раза выше, чем у предста- вителей контрольной группы. Увеличение аварийности сре- ди больных шизофренией водителей было выявлено и в ходе более ранних исследований.
Итак, можно ли больным шизофренией водить машину? Вождение машины подразумевает владение тремя основны- ми навыками: 1) планирование поездки и принятие реше- ния о выборе дороги с учетом транспортных потоков и уровня освещенности; 2) принятие тактических решений, связанных с опенкой дорожной ситуации и повышенной внимательностью, например при обгоне; 3) координация двигательной активности, когда, например, нужно резко затормозить. У больных шизофренией довольно редко воз- никают проблемы с координацией, хотя некоторая замед- ленность реакции может иметь место как следствие приема антипсихотических препаратов. Вместе с тем у некоторых больных явно нарушаются навыки, относящиеся к первой и второй группе, что с достаточной очевидностью проявляется у них в проблемах с планированием, концентрацией внима-ния и принятием решений в повседневной жизни.
Короче говоря, большинство больных шизофренией вполне могут управлять транспортными средствами. Тем не менее этого не должны делать те из них, у кого явным образом нарушены способности к планированию и/или принятию обоснованных решений. Тем же пациентам, чья способность управлять машиной зависит от приема антипсихотических средств, целесообразно выдавать права только на срок, пока они принимают назначенные им лекарства, так же, как это делается для больных эпилепсией.
Как обеспечить безопасность больногошизофренией?
Больные шизофренией становятся жертвами преступных посягательств намного чаще, чем это принято считать. Эта
Вопросы, задаваемые больными и их близкими_____ 373
проблема еще более усугубилась после выписки из клиник в процессе деинституализации многих хронически больных пациентов. При обследовании 114 больных шизофренией, проживавших в одном лос-анджелесском пансионате, за предшествующий год двадцать пять из них, то есть 22 процента, были ограблены, а тридцать четыре (30%) «подвергались избиениям, нападениям или изнасилованиям». Среди тех больных, кто проживает в ночлежках или не имеет крыши над головой, число ограбленных и избитых еще больше. Когда больные шизофренией обращаются в полицию или пытаются добиться возмещения ущерба, им часто отказывают по причине неспособности внятно объяснить, что именно произошло, а также из-за недоверия к ним со стороны полицейских и убеждения, что при рассмотрении дела в суде от подобных свидетелей будет немного пользы. Большинство выписанных из клиник пациентов убеждаются в этом на своей шкуре очень скоро после выписки и вынуждены воспринимать нападения на себя как неотъемлемую часть жизни, если они хотят продолжать жить в обществе. Многие из них упоминают об этом как об основной причине их желания вернуться в клинику, в «убежище», где они чувствуют себя в большей безопасности.
Для повышения безопасности больных шизофренией можно предпринять следующие меры. Самое важное — это не размещать пансионаты и другие заведения, где проживают психически больные люди, в криминогенных зонах. Тем больным, кто проживает самостоятельно, следует частично возмещать стоимость квартирной платы, поскольку во многих городах жилье, которое можно оплачивать на пособия по инвалидности и нетрудоспособности, находится только в зонах повышенной криминогенной опасности. Именно поэтому во многих маленьких городках уровень жизни больных шизофренией намного выше, чем в крупных городах.
Еще одной возможностью является участие больных на курсах и семинарах по приемам самообороны, где их учат, как не стать жертвой преступления и как в случае нападения заявить об этом в полицию. Эффективность подобных занятий повышается, если к ним привлекают сотрудников полиции. Большую роль играет понимание полицейскими проблем больных шизофренией, и наоборот.
374_______ _________________________ Глава 10
С какими психическими расстройствами можно сесть за руль?
Наш постоянный автор и врач-психиатр рассказывает о том, что многие боятся обращаться к психиатру, потому что он точно найдёт у них психические отклонения и это лишит их возможности найти хорошую работу.
Кадр из фильма “Драйвер на ночь”/kinopoisk.ru
Одна из причин, и довольно весомая, по которой неохотно обращаются за помощью к психиатрам, — опасение лишиться водительского удостоверения или хорошей работы. И в самом деле, шутка ли — только что были права, и вдруг тебе заявляют, что машину ты теперь можешь водить только за верёвочку, и только игрушечную. Максимум велосипед.
Действительно, ряд психических заболеваний, а также определённая тяжесть их течения могут явиться причиной того, что психиатр откажет вам в разрешении на вождение авто- или мототранспорта. Или не допустит к некоторым видам работ — скажем, к чему-то, связанному с управлением механизмами, представляющими опасность, или к работе с детьми. Что же это за заболевания и какой закон регламентирует медицинские психиатрические противопоказания?
Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г. Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, занимает несколько листов. Мы же коснёмся только вождения транспорта.
Периодичность медосмотра — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.
Вначале о тех заболеваниях, при которых вождение абсолютно противопоказано. Это эпилепсия и умственная отсталость, выраженная сильнее, чем пограничная. То есть если вопрос с лёгкой дебильностью можно ещё решить индивидуально-комиссионно, то умеренный либо выраженный дебил может рассчитывать только на руль велосипеда или вожжи гужевого транспорта. Кстати, даже лёгкая или пограничная степень умственной отсталости — уже препятствие для открытия категорий Д и Е, а также вождения трамваев и троллейбусов, что в целом понятно.
Теперь об остальных психических заболеваниях. В приказе говорится, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Что это означает?
С точки зрения психоневрологического диспансера любой гражданин либо не наблюдается у психиатров, либо наблюдается (состоит на учёте, как раньше говорили). Причём «не наблюдается» — это также и те, чьи амбулаторные карты сдали в архив: человек в стойкой ремиссии или вовсе выбыл. Если снятый с наблюдения пришёл на медкомиссию, вопрос решают, как правило, в его пользу, если он только не дебил и не эпилептик. Ну, возможно, в спорном случае вопрос будет решаться не одним врачом, а тремя (если, скажем, здесь не ремиссия, а просто человек уезжал из города и в связи с отъездом был снят с наблюдения).
Если же человек наблюдается, то есть две группы наблюдения — консультативная и диспансерная. Консультативная подразумевает, что психическое расстройство не тяжёлое, не требует обязательного регулярного наблюдения, пациент сам решает, когда ему обращаться за помощью и надо ли обращаться вообще. В эту группу помимо невротических больных могут входить и пациенты с довольно грозно звучащими диагнозами, вроде той же шизофрении или маниакально-депрессивного психоза (ныне биполярное аффективное расстройство), но у которых болезнь находится в стадии устойчивой ремиссии. Этой группе вождение автотранспорта обычно разрешают, просто чаще всего ответственность за такое решение берёт на себя комиссия, а не один врач.
Диспансерная группа наблюдения означает, что психическое расстройство (даже невроз, даже психопатия, не обязательно группа
психотических диагнозов) протекает тяжело, часто даёт обострения и декомпенсации психического состояния и потому требует постоянного наблюдения, частоту которого определяет лечащий врач. Вот этой группе в разрешении на управление автотранспортом отказывают. Впрочем, если в перспективе состояние будет стабильно хорошим, то можно сначала решать с врачом вопрос о переводе в консультативную группу наблюдения, а затем — и о получении прав.
Вот так психиатры пытаются уменьшить риск появления неадекватных товарищей на дорогах. К сожалению, это не страхует всех нас от наличия за рулём хамов, гадов, крупного и мелкого рогатого скота, а также разного рода пернатых, но это уже к вопросу личного духовного роста и работы над характером. Тут медицина бессильна.
Можно ли водить машину при шизофрении
Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Кто боится больше?
Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.
Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.
Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.
Чего чаще всего боятся
Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.
Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.
Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.
Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.
Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.
Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.
Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.
Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.
Больным шизофренией и неврозом запретили водить
Опубликован утвержденный правительством перечень медицинских показаний, при которых права гражданина на вождение автомобиля должны быть ограничены, пишет «Российская газета».
Целый комплекс из 17 заболеваний опорно-двигательного аппарата выделен в отдельный список – водить с этими расстройствами можно только автомобили с автоматической трансмиссией, либо машины, оборудованные ручным управлением.
Лица с некоторыми недостатками слуха и зрения имеют право управлять автомобилем только при наличии дополнительных средств, например, специальных очков, слуховых аппаратов или при оснащении автомобиля акустической парковочной системой. Еще 37 показаний, включая расстройства зрения и некоторые особенности физического развития человека ограничивают право управления транспортом определенных категорий. Например, водителям ростом ниже 150 см запрещается управлять грузовиками.
Понятия медицинских противопоказаний и ограничений, препятствующих управлению транспортным средством, были введены в федеральное законодательство в конце 2013 года, но перечни соответствующих заболеваний до сих пор утверждены не были.
Отсутствие четких рамок и определений затрудняло процедуры рассмотрения материалов об отказе в выдаче водительского удостоверения или лишении прав по медицинским показаниям.
Фото: Photoagency Interpress/ Russian Look
Что грозит автомобилисту, если его поставят на диспансерное наблюдение?
К здоровью водителей предъявляют все более строгие требования. Теперь, если у водителя найдут заболевания, несовместимые с вождением, от удовольствия водить машину придется отказаться. Какие это заболевания? Перечень утвержден Правительством в декабре 2014 года (Постановление №1604).
Общественность активно обсуждает Постановление в интернете. Появились даже высказывания, что водителям, имеющим расстройства полового влечения, за руль садится нельзя. Тема взволновала автолюбителей. Так миф это или правда? Совместимо ли вождение автомобиля с расстройством сексуального характера?
Разбираемся вместе. Правительство на самом деле занесло в Перечень многие расстройства психики и сексуального поведения, зафиксированное под кодом F64. В Перечень также включены токсикомания, алкоголизм и наркомания. Водителю, страдающему пагубной зависимостью от алкоголя или наркотиков, нельзя за руль, пока врач не снимет с учета. С учета снимают только после излечения от зависимости.
В Перечень решили не включать:
Теперь внимание! В заголовке Перечня уточняется: расстройства психики имеют хронический или длительный характер с тяжелыми стойкими или регулярными обострениями. Почему это уточнение так важно? Перевожу на доступный язык: человек, страдающий такими болезнями должен состоять на диспансерном наблюдении.
Уточню какие это психические расстройства: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Причем расстройство врач признает хроническим, если оно прогрессирует и имеет длительный характер. Тяжелые расстройства психики — это слабоумие, эпилепсия, реактивный психоз, паталогическое опьянение и другие расстройства (комментарии Рождествиной А.А. к Закону о психиатрическом учете, 2006 г.). Стойкими являются те проявления болезни, которые существуют более года.
Больные с расстройством психики и (или) расстройствами психики, связанными с потреблением психоактивных веществ, состоят на диспансерном наблюдении. Теперь диспансерное наблюдение могут проводить, только мед. учреждения, имеющие лицензию на услуги по психиатрии-наркологии и психиатрии. Новый Порядок диспансерного наблюдения ввел Минздрав в декабре 2015 года (Приказом №1034н). Участковый психиатр-нарколог решает вопрос о постановке на диспансерное наблюдение. Срок наблюдения для всех зависимостей — три года.
На весь период диспансерного наблюдения врач отвечает за больного, наблюдает за ним.
Всем пациентам под наблюдением врача – нарколога запрещено садиться за руль.
Может ли человек с синдромом зависимости (от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ законно водить автомобиль? Сможет, но только после прекращения диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением (ремиссией). Такой вывод следует из Постановления Правительства. Прекращает наблюдение врачебная комиссия мед. учреждения, где наблюдался пациент.
Условия для прекращения диспансерного наблюдения (п. 12 Приложения 2 Приказа):
Пункт 13 Приложения №2 Приказа «Порядок диспансерного наблюдения. », в связи с важностью содержания, приводится полностью:
13. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается
врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым)
в случае:
смерти пациента;
осуждения пациента к лишению свободы на срок свыше 1 года;
изменение пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы
обслуживаемой медицинской организации территории;
письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения
Теперь немного практики. Что произойдёт, если водитель, состоящий на наблюдении, рискнет сесть за руль? Лишение прав. И судьи лишают прав неосторожных водителей. Вот пример: автовладелец имеет заболевание, поименованное в Перечне. У психиатра наблюдается с 2014 года. Права выданы до 2019 года. Суд лишил водителя прав. Закон о безопасности дорожного движения гласит: если мед. документы повреждают ухудшение здоровья, значит есть основание лишить водителя прав.
Второй пример. По сведения мед. организации водитель поставлен на наблюдение. Больной имеет органическое бредовое расстройство психики вследствие сосудистого заболевания головного мозга. Про вождение с таким заболеванием придется забыть. Водитель состоит на диспансерном наблюдении, от экспертизы отказался. Водитель с таким диагнозом угрожает безопасности других участников движения. Суд постановил изъять права.
Напрашивается вывод: нет смысла скрывать заболевания и факт постановки на наблюдение. До прекращения наблюдения о вождении лучше забыть.
Вернусь к вопросу, можно ли водить транспорт, если есть расстройства сексуального влечения. Нельзя. Сексуальные расстройства – это не основание для лишения прав.
Диагноз, требующий диспансерного наблюдения и хронический или длительный характер заболевания с тяжелыми стойкими или регулярными обострениями, что подтвердит комиссия врачей — вот основные критерии для изъятия права.
Вот и свежий пример из практики — Верховный Суд Республики Татарстан подтвердил решение врачебной комиссии о лишении права управлять транспортом ( Апелляционное определение от 01.03.2016 по делу № 33а-3552/2016). В суд обратился прокурор с требованием лишить прав водителя.
Основание: водитель взят на диспансерный учет в мае 2015 после судебно-наркологической экспертизы. Поставленный диагноз несовместим с вождением. Поэтому к вождению его допустить нельзя, здоровье водителя ухудшилось из-за потребления психоактивных веществ, которые угрожают безопасности движения.
Суд разъяснил: решением врачебной комиссии водитель лишен прав, значит имеет противопоказания к вождению. Вывод: утвердить решение о лишении прав. Добавлю, что суд ссылается на Инструкцию Минздрава от 1988 года, по которому срок диспансерного наблюдения составлял пять лет. С 22 марта действует Приказ №1034н, согласно которому срок изменился и составляет для всех зависимостей три года. Но даже по нормам нового Приказа МЗ, водитель все равно был бы лишен прав — выздоровления не наступило, оснований для снятия с диспансерного наблюдения нет.