можно ли верующим пиво
Пить или не пить?
Святые отцы о винопитии
Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного.
Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.
Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:
— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить.
— Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки.
— Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему?
— Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.
Кто придёт более оправданным?
Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.
Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.
Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного, а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.
Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».
Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?
Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.
Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только вином. Под эти слова «и не делать ничего такого» можно подвести почти всё, из чего состоит наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в Одессе.
Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали».
Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например: «Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.
Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?
Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или уже кого соблазнили: «Видел я одного человека, которому передал другому свою греховную привычку; потом уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было». (Святитель Иоанн Лествичник).
Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению. Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.
Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей. «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).
Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое: «Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления».
Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных условиях у них всё же больше шансов добиться такого устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно «одновременно и наполняться духом и вином». Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».
Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.
Когда опьянение становится грехом?
Содержание
Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином
В Библии звучат предостережения по поводу алкоголя. Находятся они в ветхозаветном аскетическом сборнике – книге Притч Соломоновых: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч. 20:1 ). Здесь осуждается увлечение слабоалкогольным напитком и напитком, более высокоградусным. Неразумно ими увлекаться, а неразумие на языке Притч синоним греховности. Даже слабоалкогольный напиток (наподобие пива) постепенно вызывает у человека греховное увлечение, нездоровую зависимость с печальными последствиями. Алкогольная зависимость делает умного человека глупцом, лишает его страха Божия, отдает его кровожадной стихии гнева.
Нет здесь крайности, тот же апостол пишет своему помощнику – апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну только воду, но употребляй немного вина, ради желудка и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5:23 ). Люди в жарком климате Средиземноморья во время еды добавляли немного вина ради дезинфекции, для желудка. Вот почему апостолу Тимофею полное воздержание от алкоголя не было полезно. Да и во многих современных лекарственных настойках тоже присутствует алкогольная компонента, хотя заболевания желудочно-кишечного тракта сейчас предотвращают и лечат, обходясь без алкоголя.
Почему люди употребляют алкоголь? Порой тянутся к спиртному, желая раскрасить унылые будни в праздничные цвета. Это распространенная ошибка, от нее предостерегает книга Притч: «Не царям пить вино. чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» ( Притч. 31:4–5 ).
В этой цитате начало понятное – царь может пировать хоть каждый день, но это не доведет до добра. Дальше тоже вроде бы понятно: «Царь, убери со стола кувшины с хмельной сикерой, тебе они не нужны. В конце концов отдай их тем людям, кому плохо сейчас, это немного заглушит боль, залечит раны, уймет душевные терзания». Но тут возникают такие соображения: «Царь имеет возможность попивать каждый день, но это путь в никуда. А разве для бедняка пить с горя – не путь в никуда? Разве три глотка сикеры решат проблему бедняка, огорченного душею? Нет, только на время самочувствие полегче будет. Сегодня три глотка, завтра тоже. Бедняк привыкнет заливать алкоголем свои проблемы, и от этого проблем будет гораздо больше». Что тут скажешь? Как понимать этот стих из Притчей?
Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти
На 2 стадии алкоголизм – это физическая зависимость. Совсем другое дело! Влечение к спиртному приобретает непреодолимый характер, компульсивный характер. Добавим к медицинским формулам аскетический комментарий: на этой стадии алкоголик может преодолеть свою главную страсть, только если он сам этого хочет и ему помогают Бог и люди (семья, врачи, священники).
Рассмотренные 3 стадии алкоголизма дают нам яркую картину, как страсть постепенно развивается и губит человека. Перейдем теперь к вопросу опьянения, поставленному в заголовок статьи.
Аскетика и наркология: грех и стадии развития опьянения
Вторая ремарка: патологическое опьянение и наследственная предрасположенность к алкоголизму – похожие ситуации. Хорошо, если человек это понимает: «У меня папа пьющий, тяжело с ним жить. Дедушка вообще разбился насмерть, за руль сел пьяный. Значит, мне пить нельзя. Радость буду получать безалкогольным способом, с пользой для семьи и здоровья. Если навалится депрессия, не сробею пойти к врачу, пропью курс антидепрессантов, они не вызывают побочки – привыкания и деградации».
Теперь поговорим про обычный процесс опьянения. У большинства людей он развивается в 3 степени. Мы их опишем и поставим вопрос: это грешно или нет?
Поэтому будем отдавать себе отчет вовремя: «Я сижу за праздничным столом, мы выпили два тоста. У меня легкая степень опьянения. На сегодня хватит, налью себе соку. Не хочу терять самоконтроль. Средняя степень опьянения мне не нужна, пойду освежиться».
При тяжелой степени опьянения человек уже не способен ходить без посторонней помощи, его движения раскоординированы. Нарушение сознания развивается от оглушения до комы. Есть риск смертельно отравиться алкоголем.
Неприятно это говорить, но средняя степень опьянения превращает человека в «пьяную скотину», тяжелая степень – превращает человека в «овощ». Итак, при легкой степени опьянения мы рискуем согрешить значительно больше, чем на трезвую голову. Средняя степень опьянения сама по себе является грехом, даже если до поножовщины не дошло. В средней и тяжелой степени опьянения нужно каяться. А еще загодя их избегать. Как? Вот за праздничным застольем рядом с нами сел человек, он активно подливает в рюмку: «Пей до дна! Ты мужик или нет?» Мы вежливо и твердо отстаиваем право самому решать, что делать: «Чтобы чувствовать себя мужчиной, мне пить не обязательно». Или наливающий нам водку грозит обидеться в случе отказа: «Ты меня уважаешь?» Ответ простой: «Уважаю. Просто выпивать еще не хочу. И ты меня уважай – не дави, чтоб я выпил».
Легкая степень опьянения будет греховной для человека с алкогольной зависимостью, потому что дальше он утратит контроль и уйдет в запой «после 4 лет полного воздержания». Легкая степень будет грехом и когда обстановка неподходящая. Например, человек выпивает в компании малознакомых людей. Что может случиться? Подмешают что-нибудь в рюмку «для прикола», очнешься в реанимации. Или кто-то напьется и втянет окружающих в уголовную историю, будешь потом доказывать свою непричастность. Извините, что эти простые соображения приходится проговаривать. К сожалению, со взрослыми, неглупыми, неплохими людьми тоже случаются беды, просто потому что им однажды предложили выпить, и неудобно было отказаться, или они не учли, какая обстановка вокруг.
Еще обстановка неподходящая, если рядом с нами сидит алкоголик и предлагает выпивать вместе с ним. Мы делаемся в какой-то мере соучастниками его опьянения со всеми последствиями, подыгрываем его страсти, становимся созависимыми в тот момент. Лучше тогда воздержаться вообще от алкоголя и не поощрять его к выпивке. Например, не поддерживать шуток в стиле «алкогольного юмора».
Постоянно Церковь ходатайствует перед Богом на особых молебнах об алкозависимых. Там читается Евангелие о том, как Христос изгнал легион бесов: «Приплыли в страну Гадаринскую… встретил Его один человек… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк.8:26–31 ). В состоянии сильного алкогольного опьянения, «белой горячки» люди испытывают тяжелые психопатологические состояния и подвергаются насилию бесов.
Из всего этого можно сделать выводы. Для любого человека хорошо бы свести к минимуму употребление алкоголя. И есть такие люди и такие ситуации, когда требуется полное воздержание. Решительный отказ о алкоголя связан со страстью алкоголизма, патологическим опьянением и наследственной предрасположенностью, а еще с необходимостью сохранять ясность сознания и скоординированность движений.
Мы предложили некоторые размышления на тему «Когда употребление алкоголя становится грехом». Надеемся, читатель увидел в них что-то полезное. Эта тема нам представляется важной, болезненной, весьма непростой, дискуссионной, и мы не претендуем на то, чтобы представить исчерпывающие соображения и рекомендации.
Абсолютный запрет на алкоголь сам по себе не обеспечивает трезвую жизнь. Существует много видов наркотиков, которые человек может употреблять и при этом гордиться, что он не пьет. Кроме того, существуют техники измененного сознания, экстазы и трансы – это «наркотик без наркотика», «алкоголь без алкоголя».
Святитель Григорий Палама перечисляет более ста пятидесяти греховных влечений, страстей, недобрых поступков и состояний человека. Некоторые из них относятся к употреблению алкоголя: κραιπάλη – похмелье, μέθη – пьянство, οίνοφλυγία – винопитие. Злоупотребив алкоголем, человек становится потенциальным самоубийцей. Он приобретает «состояние изменённого сознания», как бы покидает реальность, умирает для неё. Теряет контроль над собой, совершает тяжкие грехи, сам не понимая того, порой физически погибает из-за опьянения.
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Ветхий Завет. Т. IX. Притч Соломона, Книга Экклесиаста, Песнь Песней. Тверь, 2012. С. 189.
Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2006. С. 39.
В раннехристианские времена еретики-гностики, энкратиты (от греч. «воздержание») запрещали употребление вина, заменяя его водой даже в Евхаристии. Церковь не согласилась с их практикой абсолютного воздержания от вина для всех.
Тюльпин Ю. Г. Психические болезни с курсом наркологии: учебник. М., 2016.
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 270.
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 271.
Это обозначено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором.
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 273.
Причиной может быть врожденная патологическая реакция организма на алкоголь или органическое поражение головного мозга.
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267. Есть у этих стадий и соответственное каждой содержание алкоголя в крови.
Конечно, при легкой степени опьянения разбросанность движений может оказаться греховной и даже фатальной, – если выпивший человек управляет автомобилем.
Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Можно ли употреблять алкоголь православным?
Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам приходится сталкиваться с людьми, выросшими в семьях православных верующих, легко позволяющими себе выпить бокал вина или немного водки.
Что о спиртном говорит Библия?
В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.
«Не напивайтесь допьяна вином, от чего предаются разгулу». Эфесянам 5:18
Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют»
Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»
Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:
«Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий» (1 Тимофею 5:23).
Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство. Кроме того в Библии четко указывается:
«Пьяницы царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).
В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.
Как поступить верующему человеку?
Хотя библия и не содержит я категорического запрета употребления спиртного, это вовсе не означает, что алкоголь должен стать неотъемлемой частью нашей жизни. Встречается немало ситуаций, когда от спиртного разумнее отказаться. Так люди, страдавшие алкоголизмом, знают, какую опасность может нести даже единственный глоток алкоголя. Абсолютно исключить спиртное стоит беременным женщинам, дабы не навредить будущему малышу. Зная, насколько пагубно сказывается спиртное на реакции и рассудительности при вождении транспортных средств, управляющим им людям следует избегать даже минимального употребления спиртного, чтобы не подвергать опасности как свою жизнь, таки жизнь окружающих.
Верующий человек не станет чрезмерно употреблять алкоголь сам, и не будет искушать других. Следует упомянуть, что по Божьему Закону, священнослужителям запрещается употребление вина при выполнении своих обязанностей.
Хотя каждый самостоятельно решает, стоит ли и в каких количествах пить спиртное, Библия рекомендует помнить об умеренности. Верующий человек не станет омрачать свою жизнь пьянством, отдаляющим его от Бога.
«Едите ли вы, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога»
Пиво во время поста в православии и католицизме
Священники разных религий соглашаются в одном: главное во время поста – не диета, а моральное очищение. Тем не менее, многих верующих, особенно тех, кто постится впервые, интересуют пищевые ограничения, в частности, можно ли пиво в пост.
Историческая справка
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, где единственным в то время алкогольным напитком было вино. О существовании пива древние иудеи не знали, а потому в Писании регламентировано исключительно потребление вина. Его разрешается пить только в определённые дни поста, причём обязательно разведённым водой.
Некоторые православные священники считают, что к пиву вполне можно применить те же правила, которые в Писании относятся к вину. Логика в этом есть: крепость пива – 4-6 градусов, что вполне соответствует разведённому вину.
Пиво в православный пост
В зависимости от поста, православным позволено пить пиво в следующие дни:
В такие дни Уставом дозволяется выпить не более двух красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, равная 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определённое количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.
Ни в коем случае нельзя трактовать разрешение как обязанность: «можно» не означает «нужно». В старину пиво использовалось в качестве лекарственного средства, восстанавливающего силы людей, ослабленных постом.
Сейчас миряне очень редко придерживаются строгого поста, а пиво – далеко не продукт первой необходимости. Обычно священники настоятельно рекомендуют во время поста воздерживаться от всех видов спиртного, а сэкономленные деньги тратить на благотворительность.
Пиво и католический пост
Католические посты гораздо менее строгие, чем православные. По сути, католикам-мирянам категорически запрещается пить пиво в пост только в следующие дни:
В католической традиции пиво не относится к скоромным продуктам. Дело в том, что в Средние века лучшими считались именно монастырские пивоварни Германии и Бельгии. Немудрено, что монахи и сами частенько прикладывались к хмельному напитку, почтительно называя его «жидким хлебом».
Суровостью средневековые монастырские уставы не уступали тюремным: зачастую во время поста братии запрещалось есть не только мясо и продукты животного происхождения, но и вообще твёрдую пищу. Хозяйство в каждой обители было большое, работа – каторжная, и сытное, бодрящее пиво, богатое витаминами B и С, буквально спасало людей от истощения. Более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», варили в мужских монастырях, пиво послабее – в женских. Во время поста монаху разрешалось выпить до 5 литров пива.
Существует даже легенда, согласно которой однажды немецкое духовенство решило испросить у Папы Римского благословения пить пиво во время поста. Для этого оно послало в Рим бочонок хмельного зелья. От Германии до Ватикана – путь неблизкий. В пути пиво скисло.
Папский престол в те времена обычно занимал знатный итальянец. Когда изнеженный патриций, привыкший к сладким виноградным винам, отведал присланного ему кислого мутного пойла, он пришёл к выводу, что нормальный человеку оно удовольствия доставить не может. Стало быть, если монахи из далёкой страны хотят пить эту бурду – пускай пьют.
Пиво для католических монахов – жидкий хлеб
Как бы то ни было, но монастырское пивоварение в европейских странах процветало даже во время войн и благополучно дожило до наших дней, принося обителям хорошую прибыль. Поэтому католическое духовенство никогда особо не запрещало своей пастве пить пиво в пост. Естественно, речь не идёт о пьянстве: умеренность в еде и питье – одна из главных христианских добродетелей, причём не только во время поста.
Пить ли пиво в пост каждый христианин решает сам. Если есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником или священником.