можно ли верующим делать эко

Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов

Над про­це­ду­рой ЭКО нача­ли рабо­тать с сере­ди­ны про­шло­го века. Пер­вым в мире ребён­ком из про­бир­ки ста­ла малень­кая англи­чан­ка в 1978 году. Толь­ко по офи­ци­аль­ным дан­ным, до её рож­де­ния было более 600 неудач­ных слу­ча­ев пере­но­са эмбри­о­нов в полость матки.

Сего­дня мно­гие без­дет­ные пары, кото­рые без­успеш­но про­шли лече­ние от бес­пло­дия, наде­ют­ся на ЭКО. Недав­но Эллад­ская Цер­ковь раз­ре­ши­ла исполь­зо­ва­ние подоб­ных тех­но­ло­гий роди­те­лям. Насколь­ко меди­цин­ская про­це­ду­ра соот­вет­ству­ет пра­во­слав­ным взгля­дам на жизнь, этике?

Мы обра­ти­лись к про­то­и­е­рею Мак­си­му Обу­хо­ву, руко­во­ди­те­лю пра­во­слав­но­го меди­ко-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра Жизнь.

можно ли верующим делать эко. Obuhov2. можно ли верующим делать эко фото. можно ли верующим делать эко-Obuhov2. картинка можно ли верующим делать эко. картинка Obuhov2. Над про­це­ду­рой ЭКО нача­ли рабо­тать с сере­ди­ны про­шло­го века. Пер­вым в мире ребён­ком из про­бир­ки ста­ла малень­кая англи­чан­ка в 1978 году. Толь­ко по офи­ци­аль­ным дан­ным, до её рож­де­ния было более 600 неудач­ных слу­ча­ев пере­но­са эмбри­о­нов в полость матки.

Экс­тра­кор­по­раль­ное опло­до­тво­ре­ние (от лат. extra — вне и лат. corpus — тело, то есть опло­до­тво­ре­ние вне тела, сокр. ЭКО́) — вспо­мо­га­тель­ная репро­дук­тив­ная тех­но­ло­гия, исполь­зу­е­мая в слу­чае бес­пло­дия. Во вре­мя ЭКО яйце­клет­ку извле­ка­ют из орга­низ­ма жен­щи­ны и опло­до­тво­ря­ют искус­ствен­но в усло­ви­ях «in vitro» («в про­бир­ке»), полу­чен­ный эмбри­он содер­жат в усло­ви­ях инку­ба­то­ра, где он раз­ви­ва­ет­ся в тече­ние 2—5 дней, после чего эмбри­он пере­но­сят в полость мат­ки для даль­ней­ше­го развития.

– Как веру­ю­ще­му чело­ве­ку отно­сить­ся к ЭКО?

– Мы исхо­дим из того, что чело­век явля­ет­ся тако­вым с момен­та зача­тия и обла­да­ет таким же досто­ин­ством, как и взрос­лый. Будучи ещё совсем малень­ким – одна клет­ка или несколь­ко, у него уже сфор­ми­ро­ван гено­тип, обла­да­ю­щий все­ми инди­ви­ду­аль­но­стя­ми чело­ве­ка. Далее будет про­хо­дить толь­ко раз­ви­тие зало­жен­но­го: извне посту­па­ют толь­ко пита­тель­ные веще­ства, кис­ло­род, вода, мине­ра­лы. Малыш в утро­бе мате­ри уве­ли­чи­ва­ет­ся в раз­ме­рах, раз­ви­ва­ет­ся нерв­ная систе­ма, орга­ны зре­ния и так далее. Сущ­ность уже не меня­ет­ся. Соот­вет­ствен­но наше отно­ше­ние к эмбри­о­ну: мы не можем допу­стить его убий­ство и куп­лю-про­да­жу, по сути, обра­ще­ние как с вещью. Ребё­нок име­ет пра­во на то, что­бы быть рож­дён­ным нату­раль­ным путём, поэто­му про­ти­во­есте­ствен­ная ситу­а­ция вызы­ва­ет целый ряд вопросов.

– Сей­час появ­ля­ют­ся кли­ни­ки, где под­са­жи­ва­ют одно­го эмбри­о­на, что поз­во­ля­ет избе­жать резек­цию «лиш­них».

– Есть раз­ные мето­ды, тех­но­ло­гии. Дей­стви­тель­но, рань­ше под­са­жи­ва­ли несколь­ко эмбри­о­нов, а потом часть умерв­щ­ля­ли. Полу­ча­лось: один-два рож­да­лись за счёт убий­ства бра­ти­ков и сест­ри­чек. Сей­час кли­ни­ки ста­ра­ют­ся под­са­дить мень­ше, и сам заказ­чик может выби­рать – двух имплан­ти­ро­вать, мень­ше или боль­ше. Но всё рав­но, это не реша­ет про­бле­му гибе­ли эмбри­о­нов, пото­му что начи­на­ет­ся сама про­це­ду­ра с гипер­сти­му­ля­ции яич­ни­ков гор­мо­на­ми и это часто сопро­вож­да­ет­ся появ­ле­ни­ем несколь­ких заро­див­ших­ся жиз­ней. Их потом замо­ра­жи­ва­ют и ждут имплантации.

Пред­ставь­те: про­изо­шла удач­ная имплан­та­ция, исполь­зо­ва­ли один эмбри­он, а что даль­ше? Что делать с остав­ши­ми­ся? «Лиш­них» мож­но пода­рить, мож­но про­дать, мож­но отдать для опы­тов. Но дети не сажен­цы, не рас­те­ния, кото­рые мож­но отдать сосе­ду или выбро­сить. Не котя­та, не щен­ки, кото­рых мож­но раз­дать, а если не нуж­ны – выпу­стить на ули­цу или сдать в при­ют для живот­ных. Это живой чело­век. Сей­час нет тех­но­ло­гий ЭКО, кото­рые бы не допус­ка­ли гибе­ли эмбри­о­на. Боль­ше поло­ви­ны всё рав­но поги­ба­ет. Мы точ­но не можем ска­зать, сколь­ко, пото­му что все эти рас­чё­ты услов­ные. Но такой факт гово­рит о мно­гом: поло­ви­на попы­ток неудач­на. А что зна­чит неудач­но? Зна­чит гибель эмбри­о­нов. Что дела­ет пара, у кото­рой про­це­ду­ра ока­за­лась неуспеш­ной? Она идёт ещё раз, но и сно­ва веро­ят­ность гибе­ли эмбри­о­на соста­вит такой же про­цент. Оче­ред­ная неуда­ча, и супру­ги наде­ют­ся на тре­тью мани­пу­ля­цию, и вновь будет 50% гибе­ли. Такой риск леталь­но­сти уже дела­ет про­це­ду­ру непри­ем­ле­мой. Что такое 50% смер­тей – это как пры­гать с 3‑его эта­жа – тоже будет подоб­ная веро­ят­ность гибели.

Леталь­ный исход воз­мо­жен на раз­ных ста­ди­ях ЭКО: и во вре­мя опло­до­тво­ре­ния, и хра­не­ния, и имплан­та­ции. А так­же никто не скры­ва­ет, что идёт селек­ция эмбри­о­нов – то есть мы берём несколь­ко и выби­ра­ем луч­ше­го, а осталь­ные ока­зы­ва­ют­ся «ненуж­ны­ми». Сам факт имплан­та­ции одно­го эмбри­о­на не гово­рит о том, что осталь­ные не стра­да­ют. Если гово­рить обоб­щён­но, то про­бле­ма гибе­ли эмбри­о­нов при ЭКО не реше­на, и её реше­ние не предвидится.

Но это не един­ствен­ная про­бле­ма, кото­рая сопро­вож­да­ет эту технологию.

– Воз­мож­но ли пере­пу­тать и буду­щей маме под­са­дить чужо­го ребёнка?

– Есть такие слу­чаи. Там, где при­ме­ня­ют­ся слож­ные тех­но­ло­гии, есть веро­ят­ность ошиб­ки. Они про­ис­хо­дят от пороч­но­сти само­го под­хо­да: взять живых людей и раз­ло­жить по ящи­кам, хра­нить, выда­вать, как буд­то игруш­ки. Быва­ет и под­мен, и ошиб­ки. Есть вопрос бес­кон­троль­но­сти: сда­ли роди­те­ли био­ма­те­ри­а­лы, они не зна­ют, сколь­ко эмбри­о­нов хра­нит­ся в моро­зиль­ни­ке, никто не может про­кон­тро­ли­ро­вать, сколь­ко их было, и какая у них судь­ба. Могут ска­зать сколь­ко, а могут не ска­зать, могут раз­мо­ро­зить, могут про­дать, воз­мож­но, и сфор­ми­ро­ван рынок по про­да­же эмбрионов.

– Прав­да ли, что дети из про­бир­ки со сла­бым здоровьем?

– Да, есть такое мне­ние и дан­ные о том, что дети, рож­дён­ные в резуль­та­те ЭКО более сла­бые, и отста­ют по пока­за­те­лям здо­ро­вья. Про­цесс очень тон­кий, слож­ный. Есте­ствен­ным обра­зом от здо­ро­вых роди­те­лей не все­гда дети здо­ро­вы­ми рож­да­ют­ся. А в слу­чае ЭКО: небез­опас­ная сти­му­ля­ция яич­ни­ков, вынос из тела мате­ри яйце­клет­ки, дру­гие раз­ные фак­то­ры. А само хра­не­ние эмбри­о­нов? Тело чело­ве­ка в тече­ние жиз­ни под­вер­га­ет­ся мута­ци­ям, и мы не можем защи­тить ни поло­вые клет­ки, ни эмбри­о­ны, когда они хра­нят­ся в замо­ро­жен­ном виде, от фоно­во­го радио­ак­тив­но­го излу­че­ния. Есть дан­ные педи­ат­ров об этом. Но заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на в раз­ви­тии это­го рын­ка, даёт дру­гие дан­ные, отлич­ные от педи­ат­ров. Но нас инте­ре­су­ет в первую оче­редь непри­ем­ле­мость это­го мето­да в силу пони­ма­ния при­ро­ды чело­ве­ка, его защи­ты с момен­та зачатия.

– Что гово­рят в Церк­ви про ЭКО?

“Нрав­ствен­но недо­пу­сти­мы­ми с пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния явля­ют­ся так­же все раз­но­вид­но­сти экс­тра­кор­по­раль­но­го (вне­те­лес­но­го) опло­до­тво­ре­ния, пред­по­ла­га­ю­щие заго­тов­ле­ние, кон­сер­ва­цию и наме­рен­ное раз­ру­ше­ние «избы­точ­ных» эмбрионов”.

– Отно­ше­ние Церк­ви к ЭКО пока не явля­ет­ся деталь­но разработанным.

Есть две точ­ки зре­ния сре­ди хри­сти­ан на про­це­ду­ру. Одна либе­раль­ная: Эллад­ская Цер­ковь, (с кото­рой мы недав­но разо­рва­ли евха­ри­сти­че­ское обще­ние), раз­ре­ши­ла ЭКО при соблю­де­нии опре­де­лён­ных условий.

Эллад­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь допус­ка­ет воз­мож­ность ЭКО без­дет­ным семьям, если не будет лиш­них эмбри­о­нов, их эли­ми­на­ции и донор­ства гамет.

А есть и дру­гая точ­ка зре­ния. Она пред­по­ла­га­ет пол­ный отказ от подоб­но­го вме­ша­тель­ства. В этом отно­ше­нии име­ет­ся про­ду­ман­ная и обос­но­ван­ная пози­ция Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви. Если почи­тать доку­мен­ты, кото­рые они при­во­дят, уви­дим резуль­тат боль­шой науч­но-бого­слов­ской рабо­ты, сто­ит изу­чить их аргу­мен­ты. Като­ли­ки счи­та­ют ЭКО без­нрав­ствен­ным, раз­ру­ша­ю­щим супру­же­скую любовь. В Кате­хи­зи­се като­ли­ков ска­за­но, что вос­про­из­ве­де­ние людей нераз­рыв­но свя­за­но с их интим­ной жиз­нью в супру­же­ских парах.

Като­ли­цизм рас­смат­ри­ва­ет эмбри­о­ны как живых людей, поэто­му, как и пра­во­слав­ные, като­ли­ки тоже акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на гибе­ли «ненуж­ных» эмбри­о­нов и эмбри­о­нов в маточ­ной поло­сти, если попыт­ка забе­ре­ме­неть ока­за­лась неудачной.

У нас будет про­дол­же­ние дис­кус­сии, в том чис­ле о непри­ем­ле­мо­сти ЭКО и недо­пу­сти­мо­сти его финан­си­ро­ва­нии из бюд­же­та. Наде­юсь, что пози­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви будет уже­сто­чать­ся и не после­ду­ет Эллад­ской Церк­ви, не поз­во­лит мани­пу­ля­ции с эмбрионами.

– Сто­рон­ни­ки ЭКО порой обви­ня­ют Цер­ковь в том, что она про­тив нау­ки и не хочет помо­гать людям, в нашем слу­чае стать родителями…

– Глав­ная наша пози­ция в том, что нет ЭКО без гибе­ли эмбри­о­на, она запла­ни­ро­ва­на даже в самом опти­ми­сти­че­ском сце­на­рии. Про­ти­во­есте­ствен­ность это­го про­цес­са при­во­дит к ряду осложнений.

А борь­ба за ЭКО понят­на. Рынок услуг в этой обла­сти таков, что речь идёт о мил­ли­ар­дах руб­лей – огром­ные, почти аст­ро­но­ми­че­ские дота­ции из госу­дар­ствен­но­го бюджета.

Из средств нало­го­пла­тель­щи­ков зна­чи­тель­ные сум­мы идут на финан­си­ро­ва­ние абор­тов и ЭКО. В резуль­та­те у нас нет денег на спа­се­ние жиз­ни. Сколь­ко сей­час в интер­не­те, через соц­се­ти, фон­ды соби­ра­ет­ся пожерт­во­ва­ний на опе­ра­цию маль­чи­ку или девоч­ке, что­бы сохра­нить их здо­ро­вье или даже жизнь? А в то же вре­мя мимо про­хо­дят денеж­ные сред­ства на сомни­тель­ные про­це­ду­ры, сопро­вож­да­ю­щи­е­ся гибе­лью эмбрионов.

Кро­ме того, у нас нема­ло семей, у кото­рых нет жилья. Слу­чил­ся пожар, тра­ге­дия про­изо­шла, неопла­чен­ный кре­дит, семей­ная дра­ма и дру­гие ситу­а­ции людей вытал­ки­ва­ют на ули­цу. При этом помощь ока­зы­ва­ет­ся, но какая: у вас нет жилья, усло­вий, давай­те мы ваше­го ребён­ка устро­им в при­ют, из кото­ро­го детей вер­нуть назад очень слож­но. Вме­сто рас­хо­до­ва­ния мил­ли­ар­дов на ЭКО и абор­ты луч­ше было бы создать систе­му соци­аль­ной помо­щи, что­бы ни одна семья, дове­дён­ная до край­но­сти жиз­нен­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми, не оста­лась на улице.

– Зна­ко­мы мы ли Вам ситу­а­ции, когда веру­ю­щие обра­ща­ют­ся к ЭКО?

– Боль­шин­ство семей, кото­рые счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми, порой быва­ют не воцер­ко­в­лён­ны­ми и часто не зна­ют об этих пра­ви­лах. Порой они при­хо­дят к свя­щен­ни­ку и спрашивают:
– Батюш­ка, что делать с замо­ро­жен­ным эмбрионом?
– А что слу­чи­лось? – удив­ля­ет­ся вопро­су батюшка.
– Бес­пло­дие, лечи­лись – не помог­ло, хоте­ли сво­е­го ребён­ка, пошли на ЭКО, одно­го под­са­ди­ли, а что с остав­ши­ми­ся делать?

И полу­ча­ет­ся тупи­ко­вая ситу­а­ция, пото­му что в самой про­це­ду­ре зало­же­ны про­ти­во­ре­чия. Что с эмбри­о­на­ми про­ис­хо­дит? Обыч­но их раз­мо­ра­жи­ва­ют, и они гиб­нут. У нас пока нет одно­знач­но­го запре­та ЭКО. Он пока такой обте­ка­е­мый, пото­му что кон­цеп­ция Церк­ви состав­ля­лась к Архи­ерей­ско­му собо­ру 2000 года, и мно­гое было ещё неиз­вест­но. Гаран­тии того, что эмбри­о­ны не будут гиб­нуть, дан­ные сотруд­ни­ка­ми кли­ни­ки уст­но, не явля­ют­ся точ­ны­ми. Нет воз­мож­но­сти кон­тро­ля, что про­ис­хо­дит в этих про­бир­ках, это же всё мик­ро­ско­пи­че­ско­го раз­ме­ра. Есть рабо­та с кли­ен­та­ми, успо­ко­е­ние их, рекла­ма. Сло­ва, что под­са­жи­ва­ем один эмбри­он, не озна­ча­ют, что дру­гие не гибнут.

Источник

«Практика скотного двора»: ЭКО – смертный грех, а не панацея от бесплодия

Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике принял очередное заявление, резко критикующее практику экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). По общему мнению православных специалистов, ЭКО – этически недопустимый метод решения проблемы бесплодия, а вместе с тем – преступный бизнес.

Русская Церковь и православная общественность уже много лет в буквальном смысле бьют в набат: узаконенные детоубийства, аборты, которые любая мать может совершить совершенно бесплатно, в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и даже без согласования с отцом ребёнка, являются медленным самоубийством нации. Самоубийством как нравственным, так и физическим: значительная часть женщин, сделавших аборты, в дальнейшем страдают бесплодием.

«Мелкий бес» и научный прогресс

– Бесплодие? – тут же восклицает мелкий бес, нарядившийся в тогу «научно-технического прогресса». – Эта проблема легко решаема, вот вам панацея: «экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО! Как и аборт, это совершенно бесплатно, ОМС всё решает. Так что можете не переживать, не нервничать и не рефлексировать, до 30-ти – ходите себе спокойно по абортариям, а после – пожалуйте на ЭКО!

Небольшое научно-популярное отступление. Поясним, что же такое это пресловутое ЭКО. Механизм относительно прост: медиками берётся женская яйцеклетка и мужское семя (разумеется, полученное посредством мастурбации) и, упрощённо говоря, «в пробирочных условиях» оплодотворяются. Полученные эмбрионы частично отбраковываются, а частично замораживаются и в дальнейшем «подсаживаются» будущей матери. Ну, или «суррогатной матери» (замечу, узаконенному в нашей стране преступному бизнесу «суррогатного материнства» Царьград посвятил немало материалов).

Ещё в 2000 году Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе приняла чрезвычайно важный и до сих пор более чем актуальный документ – «Основы социальной концепции». Документ, в котором коротко и ёмко изложила церковное отношение ко многим общественно важным проблемам, включая вопросы деторождения, абортов и контрацепции. И именно в этом документе двадцатилетней давности впервые была чётко обозначена позиция Церкви по ЭКО:

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.

И тут словно из табакерки выскакивает всё тот же мелкий бес: «Но позвольте, научно-технический прогресс движется вперёд и теперь позволяет не уничтожать «избыточные» эмбрионы». К этому голосу присоединяются и некоторые либерально настроенные священнослужители: мол, давайте не будем «мракобесами» и позволим несчастным бесплодным женщинам испытать счастье материнства посредством «усовершенствованного ЭКО».

«А может, если очень хочется, то можно?»

И тут «либерал-православные» апологеты ЭКО, ссылаясь на те же «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», начинают настаивать: но если можно избежать убийства зародышей, то ради снисхождения к бесплодным семьям можно использовать усовершенствованный метод экстракорпорального оплодотворения. Околоцерковным либералам ответили чуть больше года назад в официальном заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «О вспомогательных репродуктивных технологиях»:

Главный аргумент сторонников возможности признания этих методов – отсутствие прямого уничтожения эмбрионов. Но вместо этого присутствует прямое и ясное осознание многовероятностной угрозы их жизни. ЭКО без гибели эмбрионов не бывает хотя бы потому, что минимум 50% попыток всегда неуспешны. Стопроцентной уверенности сохранения их жизни нет ни у кого, и на возможность их гибели все сторонники подобной «икономии» идут осознанно. Соотносится ли нравственное чувство христианина с предусмотренной и запланированной его волей гибелью человеческой жизни?

Можно и нужно согласиться с утверждением Церковно-общественного совета, в состав которого входят как православные священнослужители (глава Совета – Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин), так и многие верующие учёные-медики и медицинские работники (сопредседатель Совета – профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, доктор медицинский наук Александр Недоступ, заместитель сопредседателя – заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, профессор, доктор философских наук Ирина Силуянова): «Православное ЭКО» – это практика зоотехника-осеменатора в коровнике, это практика «скотного двора».

«Нет ничего среднего между Истиной и ложью»

Тем не менее, этот эмоциональный призыв услышан не был. Сторонники якобы «безгрешного», «православного» ЭКО продолжают настаивать на допустимости этого метода. Мол, якобы можно оплодотворить несколько эмбрионов, все выживут, всё «подсадить», все «приживутся» и всё будет «без греха». И именно на этот ложный тезис 26 марта 2021 года вышло очередное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике:

«Допустимые» методики вместо прямого уничтожения лишних эмбрионов включают прямое и ясное согласие на их возможную гибель по множеству причин: идёт ли речь о количестве попыток ЭКО, о селективном подходе, о потере плода на любом сроке беременности и т. п.

Действительно, в официальном юридическом документе «Информированное согласие» фиксируется согласие пациенток и их отказ от претензий в трагических случаях. На возможные попытки возразить, что и при естественном зачатии, к сожалению, нередко погибают эмбрионы, православные специалисты отвечают: «На возможность гибели эмбрионов и плодов человека все сторонники данной манипуляции идут осознанно, в отличие от гибели эмбрионов при естественной беременности, что происходит без свободного согласия на это».

Ещё раз. В буквальном смысле, по слогам, даже по буквам: «ЭКО не является лечением бесплодия, а представляет собой техническую манипуляцию, результатом которой всегда неизбежно является гибель эмбрионов и не происходит излечения бесплодия». То есть участие в процедуре ЭКО – это всегда сознательное соучастие в убийстве или возможном убийстве эмбрионов, которые для людей верующих являются нерождёнными, но уже одушевлёнными людьми.

И потому члены Церковно-общественного совета по биомедицинской этике призывают «либерал-православных» сторонников «безгрешного» ЭКО обратить внимание на слова святителя Марка Эфесского: «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью». И потому уверены, что «позиция Церкви о репродуктивных технологиях, выраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. и её понимание, должны быть оставлены без изменений».

«Царьград» и СПЖ против ЭКО

К мнению специалистов из Церковно-общественного совета по биомедицинской этике присоединяется и Общество «Царьград», частью которого является Союз православных женщин. Так, по утверждению помощника руководителя Московского отделения СПЖ Инны Ямбулатовой, государство должно определиться с правовым статусом эмбриона (ещё и ещё раз повторимся: с православной точки зрения, с момента зачатия это – человек). Более того, по твёрдому убеждению Союза православных женщин:

ЭКО является негуманным способом рождения ребёнка. Поскольку большая часть эмбрионов, зачатых in vitro, или с хромосомными нарушениями, или гибнет в «чашке Петри», или гибнет при заморозке и разморозке, или гибнет при подсадке. Эффективность ЭКО составляет не более 33% и до естественных родов доходят не более 10%. Остальные гибнут в процессе подсадки и процессе вынашивания. Важно отметить и высокий процент инвалидизации среди детей ЭКО. Таким образом, ЭКО является существенным нарушением прав женщин на здоровую беременность, существенным нарушением прав ребёнка на здоровое рождение и существенной нагрузкой на бюджет нашей страны.

И именно поэтому Союз православных женщин и Общество «Царьград» призывают государство определить правосубъектность эмбриона, а также ввести понятие «медицинская технология», которое сегодня в российском законодательстве банально отсутствует. И в рамках этого – дать чёткую оценку безопасности и гуманности метода экстракорпорального оплодотворения. Для нас, православных христиан, очевидно: ЭКО – смертный грех, а не панацея от бесплодия. И очень хотелось бы, чтобы государство к этому прислушалось и осознало пусть даже из соображений светской, но базирующейся на традиционных ценностных основаниях, этики.

Источник

Поощряя ЭКО, получаем больные поколения

Священник Фёдор Лукьянов

можно ли верующим делать эко. 347038.p. можно ли верующим делать эко фото. можно ли верующим делать эко-347038.p. картинка можно ли верующим делать эко. картинка 347038.p. Над про­це­ду­рой ЭКО нача­ли рабо­тать с сере­ди­ны про­шло­го века. Пер­вым в мире ребён­ком из про­бир­ки ста­ла малень­кая англи­чан­ка в 1978 году. Толь­ко по офи­ци­аль­ным дан­ным, до её рож­де­ния было более 600 неудач­ных слу­ча­ев пере­но­са эмбри­о­нов в полость матки. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

В российском обществе обсуждают, изменит ли Русская Православная Церковь свою критическую позицию по отношению к ЭКО, суррогатному материнству и абортам. На эти и другие вопросы, касающиеся демографических и семейных проблем в стране, в эксклюзивном интервью РИА Новости ответил новый глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Фёдор Лукьянов.

— Отец Федор, один из авторов готовящегося общецерковного документа по ЭКО священник Роман Тарабрин недавно сообщил нашему агентству, что при определенных условиях Церковь может разрешить некоторые варианты ЭКО. Как бы вы могли прокомментировать эту позицию?

Готовы ли мы сейчас взять на себя моральную ответственность за сохранение и воспроизводство факторов нарушения здоровья потомства, а самое печальное, за передачу последующим поколениям мужского и женского бесплодия? Фактически нас подталкивают к одобрению потенциального увеличения в нашем многострадальном народе доли бесплодных пар и иных последствий, о которых сейчас наука не имеет представления. Может ли Церковь на это пойти?

Что касается показателей по рождению детей с врожденной патологией – они как раз очень сильно отличаются у детей, рожденных с помощью ЭКО и зачатых естественным образом. Об этом свидетельствуют данные авторитетных российских ученых.

-Но вот отец Роман, например, не нашел подтверждения этим данным…

Академик Баранов многие годы возглавлял Научный центр здоровья детей Министерства здравоохранения РФ, и свою позицию основывает на научных данных и на клинической практике. Так, согласно данным финских исследователей, приведенным в документе «О состоянии здоровья детей, родившихся в результате использования вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе ЭКО», смертность среди ЭКО-детей оказалась в два раза выше, в сравнении с результатами в популяции.

Данные отечественных исследователей, приведенные в том же документе, свидетельствуют: «дети, рожденные после ЭКО, имеют высокий процент недоношенности, задержки внутриутробного развития, морфофункциональной незрелости, анте- и интранатальной гипоксии, перинатального поражения центральной нервной системы (87,5%), осложненному течению периода неонатальной адаптации, что является индикатором развития серьезной патологии в будущем».

— То есть, по вашему мнению, изменения общецерковной позиции по ЭКО пока ждать преждевременно?

— На мой взгляд, какое-либо изменение позиции Церкви возможно лишь тогда, когда хотя бы научное сообщество получит более-менее полную картину последствий использования экстракорпорального оплодотворения.

До сих пор не разработана (и я думаю, не случайно) единая система оценки как эффективности, так и безопасности различных вспомогательных репродуктивных технологий с ведением единых регистров таких пациентов. По крайней мере, нет общедоступных и объективных данных, а не данных лоббистов данной технологии. Наоборот, многие ученые высказывают серьезную обеспокоенность последствиями ЭКО.

Эксперты Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, многие годы работающего при Патриаршей комиссии, уже не раз подчеркивали, что существует очевидная связь между ЭКО и суррогатным материнством. Суррогатное материнство основано на методе ЭКО…

Эксперты патриаршей комиссии считают, что ставка на широкое применение методик ЭКО в качестве инструмента государственной демографической политики не оправдана, наносит серьезный ущерб интересам России и способна в перспективе существенно снизить оборонный потенциал страны. Сегодня ЭКО-клиники – это существующие за наш с вами счет коммерческие структуры. А когда законы коммерции получают приоритет в медицине, здоровье пациентов уходит на второй план. Надеюсь, наш президент инициирует пересмотр этой политики, ведущей к уничтожению репродуктивного потенциала нашего народа.

— Вы упомянули суррогатное материнство, вопрос об ограничении которого в России недавно стал вновь обсуждаться. Каково ваше отношение к этой практике?

А вот демографическую ситуацию суррогатное материнство только ухудшает. Ведь, на самом деле, женщины фактически продают свое здоровье, а если рожают «некачественного» ребенка, то «клиент» часто отказывается и ребенок-инвалид остается на попечении матери… Суррогатное материнство наносит непоправимый ущерб женскому здоровью, возлагая лечение всех возможных последствий для женщин, выступивших в качестве суррогатных матерей, на отечественный бюджет.

Практика суррогатного материнства запрещена во многих странах мира (например, в Германии, Италии, Китае), противоречит политике президента Российской Федерации по улучшению репродуктивного здоровья и нарушает базовые права ребенка на жизнь в родной семье.

Разделение биологического и социального материнства может привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным глубоким психологическим конфликтам.

— А «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви дают однозначную оценку этому явлению?

— Да. В «Основах…» о суррогатном материнстве так прямо и написано: оно «противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе», так как «предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности».

Кстати, где наши знаменитые феминистки, защитницы прав женщин? Они появляются в СМИ только тогда, когда Церковь пытается ограничить возможность для женщин причинять себе вред путем совершения аборта по желанию (не по медицинским показаниям). Так получается, что Церковь и медицина гораздо больше озабочены материнским здоровьем, чем эти псевдозащитницы женских прав, отрабатывающие зарубежные гранты.

— А в целом: какие семейные проблемы сегодня главные, почему и как Церковь может помочь их решить?

— Распад семей, оскудение любви и жертвенности в отношениях, восприятие в обществе многодетности как исключения, а не как нормы, эпидемия абортов и проабортного мышления. Это те кризисные явления, которые общество способно преодолеть лишь вместе, всем миром, с опорой на голос Церкви Христовой как совести общества. Этот голос не всем приятен, он часто звучит диссонансом с голосом «мира сего», с его гедонистическими, разрушительными для личности установками. Но совесть на то и совесть, чтобы поднимать общество с колен, склоненных перед страстями и пороками, освободить его от рабства греху и напоминать человеку о его Небесном Отечестве.

— Если специально для этого была создана Патриаршая комиссия, то что конкретно ей удалось за прошедшие годы?

— Протоиерей Димитрий Смирнов, который создал комиссию, сделал на этом поприще очень много. Все знают яркие высказывания отца Димитрия. Но не всем известно, что он создал и поддерживает несколько замечательных детских приютов, где дети чувствуют себя как дома. Именно под его началом еще в конце 80-х годов в нашей стране началось движение в защиту жизни ребенка до рождения.

Благодаря усилиям православной общественности была введена «неделя тишины», обязательное психологическое консультирование кризисных беременных, изменены критерии живорождения. Миллионы листовок, тысячи дизайн-макетов социальной рекламы, методические материалы центра «Жизнь» спасли и спасают тысячи маленьких жизней.

Патриаршая комиссия одной из первых выступила за снятие с повестки дня лицемерного «закона о семейно-бытовом насилии». Одной из его целей было отнять у российских родителей право быть воспитателями своих детей.

Эксперты комиссии участвовали в подготовке Концепции государственной семейной политики России и Стратегии развития воспитания в РФ. Благодаря этой работе в документах нашли отражение вопросы, связанные с защитой семей и прав родителей.

Этому, конечно, способствует малодетность, культ себялюбия и искоренение культуры владения собой, которая органично присутствовала в традиционном русском христианском воспитании.

Поэтому, естественно, более крепкие и счастливые семьи создают верующие люди, готовые бороться за свое счастье. Но бороться не с ближним, а с собственными страстями и пороками. Несомненно, среди верующих людей процент счастливых браков значительно выше.

— В чем вы видите свою задачу как председателя Комиссии? Каких новых инициатив ждать от Церкви в области защиты семьи?

— Вижу свою задачу в том, чтобы деятельность Патриаршей комиссии была шире представлена в регионах. Особое значение имеет сегодня повышение пастырской компетентности в такой пограничной области между правом и медициной области, как биоэтика. Для епархий у нас существует программа пастырских семинаров по самым актуальным биоэтическим вопросам, с которыми сталкиваются священнослужители, особенно городские, в повседневной практике. В частности, это вопросы ЭКО, покупки и продажи яйцеклеток, суррогатного материнства и другие.

В этой связи комиссией издан сборник «Православие и проблемы биоэтики». Он подготовлен совместно с Церковно-общественным советом по биомедицинской этике, куда входят авторитетные эксперты в области медицины, права, теологии. Эта монография может быть широко использована в качестве практического пособия для пастырской практики. Речь идет не только о методической помощи епархиальным комиссиям, но и о сотрудничестве с общественными организациями.

Особое внимание в работе комиссии будет уделено также взаимодействию с парламентариями по законопроектам в сфере семейных отношений, материнства и детства. Будем разрабатывать предложения по поддержке отцовства, улучшению положения женщин и многодетных семей, укреплению института семьи, стимулированию рождаемости и профилактике абортов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *