можно ли вернуть икру
12 ваших прав на рынке, которые часто игнорируют
Содержание
Овощи, фрукты, мясо, птица, рыба и другие продукты на рынках могут быть более свежими и вкусными, чем в крупных супермаркетах. Привлекают рынки и тех покупателей, которые стремятся поддерживать локальное производство своего региона. Но при всех плюсах на рынках нередко нарушают права покупателей. Рассказываем, как должно быть по закону!
Документы, которые регламентируют ваши права на рынке:
Рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Типы рынков:
Посетитель рынка имеет право:
1. Получить информацию о рынке, а также о тех, кто отвечает за его благоустройство и функционирование.
Современный рынок – не стихийно возникшее скопление продавцов. Оформлен и организован он должен быть в соответствии с правилами, которые указываются в Законе о розничных рынках.
Оформление фасада. При входе должна быть вывеска на русском языке (если требуется – на других языках) с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей компании (ст. 12, п. 3 Закона).
2. Быть уверенным в безопасности продаваемых товаров.
Если на рынке продаются товары животного и растительного происхождения, в обязательном порядке на рынке должна быть лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (ст. 12, п. 4 Закона). Продукция, которая попадает на рынок, проходит проверку и только после этого допускается к продаже.
Кроме того, каждый покупатель имеет право попросить продавца продемонстрировать сертификаты соответствия и безопасности на товары, которые он продает. В конкретном месте продажи у представителя производителя может не быть оригиналов документов, но они могут показать сканы или копии, а проверить самостоятельно детали можно в едином реестре в интернете.
Нельзя не учесть и вот этот пункт Закона: «Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (ст. 13. п. 4 Закона). Значит, у продавцов должны быть возможности организовать правильный температурный режим для хранения товаров – для тех продуктов, которые требуют специфических условий для хранения (мясо, замороженные продукты, фрукты, овощи и т. д.).
3. Совершать покупки в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
Обслуживанием рынка занимается управляющая компания (как вы помните, она должна быть указана на вывеске). На ее плечи ложатся обязанности по своевременной уборке помещения с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований. Соответственно, покупатели имеют право рассчитывать на то, что они придут в чистое ухоженное помещение, в котором не опасно покупать пищевые продукты. Если вы видите нарушения в этой сфере, обращайтесь напрямую в управляющую компанию. Если она не справляется со своими обязанностями, а руководство ваши обращения игнорирует, жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Что касается оборудования рынка туалетами, в санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» говорится, что «для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов». Обязательно ли наличие туалетов для посетителей, регионы зачастую решают самостоятельно. Так, например, в постановлении Об утверждении «Временных санитарных правил для продовольственных рынков» государственного санитарного врача по Оренбургской области указывается, что туалеты на стационарных рынках должны быть и для работников, и для посетителей.
4. Получить кассовый чек.
На рынке могут продать товар без чека. И это нарушение! При покупке покупателю обязательно должен быть выдан кассовый чек! А если рынок не снабжен электричеством или речь идет о временной ярмарке, вы вправе потребовать товарный чек.
Можно ли вернуть товар, купленный на рынке, если нет чека?
Отсутствие чека не должно становиться препятствием для возврата или обмена товара.
Продавец отказывается принимать товар и возвращать деньги?
Косвенными доказательствами покупки у конкретного продавца могут быть записи с камер (если таковые установлены на рынке) или показания свидетелей, фото- и видеоматериалы.
5. Проверить, верно ли взвесили товар.
Если на рынке используются измерительные приборы для продажи весового товара, в доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные приборы, выполняющие аналогичные функции.
Каждый покупатель может сразу проверить, верно ли взвесили его товар.
Часто покупатели переживают за то, что продавцы на рынках стремятся обмануть тем или иным образом. Обвес – один из самых распространенных способов обмана. С помощью контрольных приборов можно проверить честность продавца. А если вы не доверяете и этому оборудованию, можно носить с собой безмен или небольшие весы – никто не вправе запретить вам взвесить продукты после покупки и предъявить претензии в случае обнаружения обвеса.
6. Быть уверенным в легальности продавцов.
Перед заключением договора с продавцами администрация рынка должна получить исчерпывающую информацию о них. В частности:
Соответственно, администрация рынка должна следить за тем, чтобы за прилавками стояли только представители продавцов, официально занимающихся своей деятельностью и зарегистрированных как ИП, организации или частные работники в сельскохозяйственной сфере.
7. Получать достоверную информацию о продукции.
В законе «О защите прав потребителей» прямо говорится, что продавец обязан предоставить клиенту исчерпывающую и корректную информацию о предлагаемых товарах и услугах (ст. 10). Если он не предоставил информацию, это может быть поводом для расторжения договора оферты. Поэтому покупатели могут свободно спрашивать о товарах. А если их невольно или специально обманули (например, назвали не тот сорт яблок, который покупатель искал), это может быть поводом для того, чтобы вернуть покупку и потребовать назад деньги.
8. Вернуть товар ненадлежащего качества.
Продукты питания могут быть возвращены продавцу только в том случае, если они испорчены (битые, мятые, с истекшим сроком годности и т. д.). Но если мы говорим именно об этом случае, вы имеете полное право вернуть продавцу товары и потребовать назад деньги. Если вы неоднократно сталкивались с некачественной продукцией у продавца, можно пожаловаться в администрацию рынка или Роспотребнадзор.
9. Попросить взвесить ровно столько, сколько вам нужно.
Продавцы на рынках могут не обманывать напрямую, но при этом все равно провоцировать покупателей тратить больше. Чаще всего это происходит при «легальном перевесе»: продавец говорит, что «получилось больше». Могут быть и прямые уговоры, мол, настолько хороши яблочки или огурцы, что не грех взять и на килограмм больше.
Многие стесняются возразить или просить взвесить совсем чуть-чуть. Но закон в данном случае на вашей стороне! Если вы покупаете товар на развес, можете просить именно столько, сколько вам нужно, но не меньше минимальной единицы измерения (одного фрукта или, скажем, грамма).
Что делать, если продавец фасует товары заранее и продает упаковками?
Если на упакованном товаре нет этикетки с маркировкой, а фасовка слишком большая и вам нужна лишь часть, вы можете попросить продавца взвесить вам часть фасованного товара. Продавец должен пойти навстречу.
Товар может не иметь маркировки, если его фасуют в присутствии потребителя.
Если товар расфасован продавцом заранее, снабжен этикеткой, продавец вправе отказаться продавать вам этот товар по частям. На этикетке должна присутствовать следующая информация:
10. Покупать овощи и фрукты только целыми, не порезанными на половины или четверти.
Продавцы имеют право разрезать овощи и фрукты только для дегустации и демонстрации их спелости или иных качеств. Продавать, например, разрезанный на части арбуз они не имеют права! Если вам предлагают не цельный товар, вы вправе отказаться от такой покупки. Важно! Это касается только фруктов и овощей, другие виды товаров – сыры, колбасы, мясо – могут продаваться в нарезке.
11. Пожаловаться на недобросовестного продавца.
Если действия продавца ущемляют ваши права, вы можете пожаловаться на него.
Обратитесь к администрации рынка. Напишите жалобу или претензию, составьте ее в двух экземплярах. Один отдайте администрации, второй экземпляр оставьте себе. На вашем экземпляре представитель администрации должен поставить дату и подпись.
Если таким образом добиться справедливости не удается, обращайтесь в Роспотребнадзор. Он проведет проверку, выявит и пресечет нарушения, если таковые есть. Если и это не помогло, обращайтесь в суд. В суд можно обратиться и параллельно с Роспотребнадзором, таким образом можно и пресечь неправомерные действия продавцов, и вернуть потраченные деньги.
12. Вернуть товар даже в том случае, если продавец больше не торгует на конкретном рынке.
Если вы обнаружили, что товар некачественный, или просто передумали им пользоваться, а когда пришли на рынок, обнаружили, что продавец больше не занимает прежнее место, все равно есть шансы вернуть товар.
Если при покупке вам дали кассовый чек, на нем должен быть указан ИНН продавца. По нему в налоговой инспекции можно узнать, куда переехал продавец. Вы можете также обратиться к изготовителю товара и даже поставщику (если речь не о продуктах, а об одежде или электронике, эти данные вы найдете на этикетках или в инструкции) и предъявить им претензии по поводу некачественного товара.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Что делать, если вы купили испорченные продукты?
Объясняем, как вернуть в магазин некачественный товар и что делать, если у вас отказываются его принимать.
Если вы купили в магазине продукты, а дома обнаружили, что товар испорчен, вы имеете полное право вернуть его в магазин: по ст. 7 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (равно как и исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока годности. Причём сделать это можно как сразу же после покупки, так и позже, если у вас нет времени обратиться в магазин или он уже закрылся.
Важным условием здесь является соблюдение сроков годности продуктов. То есть, к примеру, если вы 30 июля купили пакет молока со сроком годности до 1 августа, то вернуть его в магазин 2 августа вы уже не сможете, даже если вы приобрели некачественный товар (п. 1 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»). При этом если на товаре указана не только дата окончания срока годности, но ещё и точное время, то успеть вернуть продукты нужно ДО этого времени. Если вы придёте даже на час позже, продавец имеет полное право не принимать товар и не возвращать вам деньги.
Ещё одним законным основанием не принимать товар может стать предупреждение продавца перед покупкой о том, что продукция имеет недостатки. В этом случае вернуть деньги не получится. Но если вы обнаружите другие дефекты, не озвученные продавцом, то можете смело обращаться с претензией.
Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей», при обнаружении брака в товаре вы можете:
потребовать замены товара на точно такой же, но качественный;
потребовать замены товара на аналогичный, но другой марки с перерасчётом цены;
потребовать соразмерного уменьшения цены;
потребовать возврата денег (с возвратом товара продавцу).
Управление Роспотребнадзора отмечает, что повреждённая или вскрытая упаковка (как иначе вы могли узнать, что продукты не соответствуют качеству?) и даже частичное использование товара не могут быть основанием для отказа продавца принимать брак и возвращать деньги.
Что касается наличия чека, то он может существенно ускорить процедуру возврата, однако п. 5 всё той же статьи 18 закона «О защите прав потребителей» позволяет вернуть товар и без него. Для этого вполне достаточно будет свидетельских показаний или любых других доказательств, например, записей с камер наблюдения. Так что вопрос продавца о дате покупки был вполне логичным: при отсутствии чека проверить информацию можно и по базе данных магазина.
Что делать, если продавец отказывается принять бракованный товар?
В случае отказа принять и претензию, отправляйте её по почте с уведомлением о вручении, вам должны будут дать письменный ответ.
Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор и отдать некачественный товар на экспертизу. Поэтому если в следующий раз попадёте в такую ситуацию, не торопитесь выбросить продукты: они тоже послужат доказательством в вашу пользу.
Как быстро вернут деньги?
Если вы просите заменить испорченный товар на аналогичный, продавец имеет право сделать это в течение 7 дней. Если же на момент вашего обращения в магазине отсутствует такая продукция, замена может быть сделана в течение месяца со дня предъявления требования.
Если вы требуете у продавца уменьшить цену или вернуть всю сумму, магазин должен вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления требования.
1. Вернуть некачественные продукты в магазин можно до истечения срока их годности.
2. Вы можете потребовать замены товара на аналогичный, уменьшить его стоимость или полностью вернуть деньги.
3. Повреждённая или вскрытая упаковка, а также частичное использование товара не является основанием для отказа принять бракованную продукцию.
4. Закон позволяет вернуть товар и без чека, достаточно знать дату и примерное время покупки.
5. Если у вас отказываются принимать испорченный товар, напишите претензию в адрес магазина. Её можно отправить по почте с уведомлением о вручении.
6. Вы можете также обратиться в Роспотребнадзор и провести экспертизу некачественного товара.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как отличить имитированную красную икру от настоящей
Как отличить имитированную красную икру от настоящей
Недобросовестные производители красной икры подмешивают к натуральной продукции имитированную икру. Отличить натуральную красную икру от имитированной можно – для этого ее нужно сварить. Эксперты издания «Ветеринария и жизнь» рассказали об особенностях фальсификации красной икры.
«Имитированная икра по своей сути не вредный продукт. Морские водоросли, из которых она сделана, полезны для потребления. Но, когда к натуральному продукту недобросовестные производители подмешивают икру, изготовленную из искусственных ингредиентов, это уже фальсификация. Можно говорить о несправедливой цене за такой продукт, ведь имитированная икра намного дешевле натуральной. Но самое главное – фальсификаторы икры крадут не столько деньги, сколько пищевую ценность, то есть здоровье потребителей», – отметил в беседе с изданием «ВиЖ» (Ветеринария и жизнь) исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
Натуральная красная икра содержит высокоценные белки, полезные жирные кислоты, витамины и минеральные вещества. По пищевой ценности она превосходит мясо, чего об имитированной икре сказать нельзя.
Что такое имитированная икра
Технология производства имитированной икры была разработана под руководством академика Несмеянова в Институте элементоорганических соединений в середине 1960-х годов в СССР. Продукт был сделан на основе яичного белка и получил название «Искра» (синтез слов «искусственная» и «икра»).
Сейчас производители имитированной икры используют в качестве основного сырья экстракты морских водорослей: экстракт красных водорослей – агар-агар и экстракт бурых водорослей – альгинат натрия.
Вкус и аромат имитированной икре придают рыбный бульон и рыбий жир. Для получения нужного оттенка используются различные виды пищевых красителей: экстракт паприки и кармин для красной икры и растительный уголь – для черной.
Средняя стоимость банки имитированной икры в 220 граммов не превышает 100 рублей.
Как фальсификат попадает на прилавок
Сама по себе имитированная икра не является подделкой, отмечают в Рыбном союзе. По закону слово «имитированная» на этикетке должно быть такого же размера, как и слово «икра», также обязательно указание на состав продукта.
Однако фальсификаторы закупают имитированную икру, смешивают ее с натуральной, перефасовывают и продают по цене настоящей красной икры.
Такую продукцию чаще всего предлагают покупателям на стихийных рынках, в соцсетях, попадает такой товар и на полки магазинов, чьи менеджеры готовы в обмен на низкую цену не задавать лишних вопросов, говорят эксперты Рыбного союза.
С 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года Россельхознадзором было отобрано 275 проб икры лососевых и осетровых видов рыб для лабораторного исследования. «Из них 12 (4,26%) проб не соответствовали установленным требованиям по показателям качества, заявленным производителем», – сообщили «ВиЖ» в Россельхознадзоре.
• подмена сырья с помощью незаявленных ДНК-компонентов;
• несоответствие по органолептическим показателям требованиям нормативных документов;
• наличие консервантов, не заявленных производителем.
Проблема в том, что никто точно не знает, какое количество натуральной икры производится и ввозится в страну, отметила в беседе с «ВиЖ» аграрный аналитик Юлия Мелано, заместитель главного редактора газеты «Ветеринария и жизнь».
«Такие данные должны быть у Росрыболовства, но, насколько известно, точными данными это ведомство не обладает. Как и не знает размеры и потенциально возможные объемы производства отдельными хозяйствами и добытчиками», – говорит Юлия Мелано.
В последнее время, отмечает эксперт «ВиЖ», ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Этому способствовало внедрение системы «Меркурий», разработанной Россельхознадзором.
«Но, не обладая данными о потенциально возможных объемах, понять, кто выпускает икры больше, чем могли бы, сложно. Зачастую в системе отображаются корректные данные. Но далее, при фасовке и продаже в местах несанкционированной торговли, изначально натуральная икра превращается в частично имитированную – в нее добавляют соответствующую массу, на вид сильно напоминающую натуральную икру. Так получается фальсификат», – пояснила Юлия Мелано.
Такой продукт априори не может являться качественным и безопасным, подчеркивает эксперт. «Никто не знает, в каких условиях такая икра была изготовлена и какие вещества в ней содержатся», – отметила Юлия Мелано.
Среди других причин оборота на рынке фальсифицированной продукции эксперт называет браконьерство и возможность перемещать посредством авиаперевозок большие объемы красной икры без сопроводительных документов, что делает этот рынок скрытым от контрольно-надзорных органов. На эту проблему неоднократно обращал внимание Россельхознадзор.
Как отличить имитированную икру от натуральной
В Интернете можно найти много способов проверки икры. Один из популярных советов – предложить икру коту. Если питомец икру съел, она натуральная, если нет – икра имитированная. Ветеринары применять на практике такой метод не советуют. Любая икра по содержанию соли будет вредна для животного.
Некоторые источники предлагают ориентироваться на запах, внешний вид и структуру продукта, утверждая, что имитированная икра обладает резким селедочным запахом, а икринки идеальной формы и прилипают к зубам.
«Качественная капсулированная (лопающаяся) имитированная икра обладает вкусом и ароматом, аналогичным вкусу и аромату натуральной икры. Современные технологии позволяют не только повторить форму натуральной икринки, но и создать аналог «глазка». Так же, как и натуральные, имитированные икринки лопаются на зубах и не прилипают к ним, поэтому ни один кустарный метод определения не подойдет», – рассказали «ВиЖ» в компании «Европром» (предприятие – член Рыбного союза, более 20 лет производит имитированную икру).
Самый эффективный и простой метод проверки – поместить икринки в кипящую воду на несколько минут. Натуральные икринки побелеют и станут непрозрачными из-за свернувшегося белка, а вода при этом помутнеет. Имитированные икринки не поменяются внешне, возможно, произойдет их легкое обесцвечивание. Вода, если в нее поместили имитированную икру, останется прозрачной, может немного окраситься.
В некоторых источниках советуют положить икру в ложку или дуршлаг и полить кипятком. Такой способ, утверждают эксперты «ВиЖ», не работает. В этом случае внешний вид икринок поменяется незначительно.
О пользе натуральной красной икры
Несмотря на внешнюю схожесть натуральной и имитированной красной икры, это два совершенно различных продукта, с разной пищевой ценностью.
Диетологи отмечают ряд полезных свойств натуральной красной икры, которых нет у более дешевой имитированной икры:
• содержит около 30% высокоценных белков и 10–15% жирных кислот (по пищевой ценности полезнее мяса);
• содержит минеральные вещества (фосфор, железо, калий, кальций магний и многие другие) и витамины A, E, D, B;
• улучшает обмен веществ;
• способствует укреплению зрения;
• помогает повышать иммунитет и уровень гемоглобина;
• нормализует давление и кровообращение;
• способствует предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний;
• красная икра не содержит углеводов и вредных жиров.
Возврат некачественной икры
Я купила в магазине банку красной икры при вскрытии она оказалась очень горькой хотя срок годности нормальный что делать? Можно ли вернуть обратно в магазин?
Ответы на вопрос:
Заявить претензию продавцу с требованием возврата денег за товар ненадлежащего качества и параллельно жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора. Специалисты выйдут в магазин, проведет отбор проб от данной партии икры и проведет исследование в аккредитованной организации. С актом экспертизы Вы вправе обратиться в суд к продавцу и изготовителю. Оказать помощь в составлении иска и формулировании требований Вам обязаны в Роспотребнадзоре.
Похожие вопросы
Купили в магазине фреш г.Евпатория некачественную, а попросту вонючую красную икру. Хотя сроки годности нормальные. Что теперь делать, махнуть рукой на 795 рублей или попытаться вернуть баночку икры в магазин.
Вопрос такой: купила банку красной икры в магазине ‘красная икра’, когда открыла дома, обнаружила, что на икре плесень, чек сохранился, завтра пойду просить поменять. Могут ли они отказать и что в таком случае делать?
Вчера я купила банку икры. Срок годности был до 08.14 года (то есть месяц она должна быть ещё нормальной) Но при вскрытии банки был характерный хлопок, вышел небольшой пузыристый сок и на вкус она горчила. В тот же день я пришла, чтобы вернуть икру и получить деньги. Деньги мне вернули, но потребовали написать объяснительную производителю. Помогите, пожалуйста, более грамотно её написать.
Купила в супермаркете 2 одинаковые мет. банки зернистой икры горбуши. При вскрытии одной из них оказалось, что употребить икру в пищу невозможно, т.к. была очень солёной. Попыталась вернуть оставшуюся банку в магазин. Деньги вернуть отказались, мотивируя тем, что мои вкусовые предпочтения никого не волнуют. Что делать?
Вся икра хранилась у нас в холодильнике при температуре около 0 градусов. Подскажите, правы ли работники магазина и стоит ли обращаться в Роспотребнадзор.
Спасибо, с уважением, Юлия.
Купил банку икры. Срок годности нормальный. Открыл, а там тухляк. Что делать?