можно ли верить в бога и не ходить в церковь
Можно ли верить в Бога, но не ходить в церковь?
Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны». Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное. Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.
Понятие о религии
Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать, или соединять. Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва. Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения. Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят. Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.
Роль обрядов в церковной жизни
«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.
Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе
Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве. Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве Евхаристии, и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях». Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».
Себялюбие — корень всех страстей
Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой», и «непонятный язык богослужений», и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?
В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Православная Жизнь
Многие люди во время карантина самоизолировались, в результате чего уже долгое время не ходят в храм. Для одних это очень сложная ситуация, другие же поняли, что, если не ходить на службу, небо не упадёт. Так ли это?
Таких случаев много
Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.
Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.
Не надо искушать Бога
Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.
Заложники ситуации
Среди людей, которые верят в Бога и не ходят в храм, и те, кто присматривает за своими больными родственниками. Таких людей тысячи. Приглашая к своим болеющим сродникам священника для совершения Таинства Причащения, они, как правило, причащаются тоже. Ведь для верующего человека евхаристическое общение очень важно, и если оно есть, как можно его в чём-то винить? Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос общины. Если прихожанин не имеет возможности оставить свою бабушку или маму на три часа, потому что те не могут сами себя обслуживать, перестаёт ли он быть членом своего прихода? — нет. Почему же тогда эти люди так часто ощущают чувство вины и оставленности? Об этом надо поразмышлять. Я считаю, что такие заложники ситуации ни в чём не виноваты.
Достойный семьянин с разрушенной семьёй
Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причастию, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону её отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности — очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть. И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных. Мы постоянно говорим, что семья — на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что её семья разваливается.
Что значит «ходить в храм»?
Но вернёмся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть — на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идёт мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит — потому что у него одежда неподобающая — шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) — от Бога, вторая (не та одежда) — нет, потому что Бог ждёт нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашёл, постеснялся, прошёл мимо?
Не допускать чувства вины
Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию. Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идём туда не потому что за себя боимся, а потому что переживаем за близких — это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает. Это то, о чём Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? — потому что мы живём в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать всё что угодно. В том числе — священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.
Загляните в своё сердце
Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.
Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.
Не могу или не хочу?
Как определить, я не могу ходить в храм — или не хочу? Сложно ответить. Я понимаю тех, кому этого не хочется. Мне кажется, надо прежде всего научиться не врать себе. Человек привыкает к вранью, и чем больше он к нему привык, тем сложнее быть честным с собой. Тому, кто научился говорить себе правду, намного проще решать духовные проблемы. Как этому научиться? — так же, как учатся молитве. Святые говорят, что молитва даётся молящемуся.
Усталость или кризис веры
Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца — и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? — те, кто шёл в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется — или вперёд, или назад.
Сменить обстановку
Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм — ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то — раз в полгода. У каждого свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.
Мы имеем право выбирать
Возможно, в меня полетят камни, но я убеждён: мы имеем право и должны выбирать храм, в котором нам будет хорошо. То же касается и священника. Ищите близкого по духу. Мы можем недотягивать до настоятеля, и будет некомфортно. Мы можем перерасти настоятеля — и тоже будет некомфортно. Не надо бояться искать то, что близко, что вдохновляет и поддерживает. Ненужная борьба отнимает силы. Бог не запрещает нам быть счастливыми. Почему у нас так много хмурых и нерадостных людей в храмах? — потому что быть серьёзным и строгим намного проще. Устав снимает с человека необходимость принимать решения: он учит, как себя вести на службе, как питаться, но вот я улыбаюсь — а в Типиконе об этом ничего не написано. «Так правильно ли это? Лучше уж буду невозмутимым», — думает ответственный христианин. А потом удивляемся, что люди в наши храмы не хотят ходить. Может, это не случайно?
Священник Димитрий Паламарчук
Почему ты не ходишь в церковь.
А что если постараться сказать себе об этом правду?
Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.
Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…
А ведь отводят именно мысли.
Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».
Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.
«Но я же посещаю храм…»
Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.
Но сама Церковь так не считает.
Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.
День седьмой – это воскресенье.
Воскресение Христово – основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.
Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.
Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.
На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это, прежде всего, его душа.
Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?
Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.
А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.
Но ведь это же неправда.
Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.
Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.
Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:
– Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.
«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.
Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».
Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.
«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»
Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:
– Я не хочу креститься, потому что это мода такая.
– А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?
Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.
Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?
«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»
Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.
«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мiровоззрение»
Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей – будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.
Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.
Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.
«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»
Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?
«Я не такой уж сильно верующий»
Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути.
Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.
«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.
Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.
Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).
Господь поможет, Господь даст.
А верующему – всё возможно. Это тоже евангельская истина.
«На Бога надейся, а сам не плошай»
Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!
И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.
Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.
Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.
«А что в церкви делать?»
У каждого православного в церкви дел очень много.
Входя в храм (лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан – о здравии, о упокоении.
Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.
С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:
– Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.
Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.
О чем мы говорим с Богом?
Прежде всего, мы Бога благодарим.
Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.
А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.
Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.
Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.
Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.
«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.
Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.
Третья просьба – о помощи Божией.
Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…
Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!»
У него не было ни одного поражения.
Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.
«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»
Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»
А куда же тебе еще?
Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.
Вот тут и подстерегает еще один прием.
«У меня нет времени. Мне некогда»
Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».
Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.
Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.
Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.
Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).
А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.
«Я не понимаю, что в церкви говорят»
Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».
В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).
Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».
Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее.
Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас – понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.
Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.
Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.
Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.
Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.
Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.
Батюшка спросил его:
– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?
– Нет, – чистосердечно признался молодой человек.
– Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, – посоветовал ему батюшка.