Как убедить ребенка заниматься музыкой
Как мотивировать ребенка заниматься музыкой: 6 полезных советов
© Коллаж Chips Journal
Еще не время бросать музыкалку
Итак, ваш ребенок сам попросил записать его в музыкальную школу (или поддался на ваши уговоры), но спустя несколько месяцев или даже недель понял, что не так уж ему и нравится заниматься. Поэтому он заявляет, что хочет бросить. Когда ребенок правда осознал, что занятия музыкой ему совсем не подходят, давить на него смысла нет. Великим музыкантом через силу он не станет, да и радости ему занятия доставлять не будут.
Но иногда все дело оказывается просто в недостатке мотивации. И нужно разобраться, что именно ребенку не нравится в занятиях музыкой. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам и ребенку.
Не превращайте музыку в школьный предмет
Школьных уроков у детей и так много, поэтому они точно не обрадуются, когда им вдруг добавят еще один. Все одноклассники после занятий идут по домам, а вашему ребенку приходится тащиться на другие занятия. Конечно, ему захочется бросить и отдыхать так же, как его сверстники.
Важно, чтобы ребенок хотел заниматься музыкой сам и не считал ее обязательным предметом. Но он не будет думать, что может бросить уроки в любой момент, если действительно их полюбит. Для этого важно подобрать подходящий музыкальный инструмент. Если сначала ребенок интересовался музыкой, но потом уроки фортепиано превратились для него в пытку, попробуйте, например, перейти на гитару.
Позвольте ребенку составлять расписание
Чтобы освоить музыкальный инструмент, нужно заниматься регулярно. Но если вы сами выберете школу и поставите ребенка перед фактом, что на занятия он теперь должен ходить столько-то раз в неделю в такое-то время, то это тоже станет поводом воспринимать уроки музыки как обязаловку. И желание заниматься мигом пропадет.
Так что обсудите с ребенком, хотел бы он заниматься сразу после уроков или вечером, предпочел бы он ходить на занятия в будни или готов пожертвовать частью выходных. Возможно, вам придется сменить школу и подстроить расписание под пожелания ребенка, но это лучше, чем бросать увлечение вообще.
Поддерживайте ребенка
Практиковаться детям приходится не только на самих занятиях, но и дома. Обычно домашние репетиции выглядит так: ребенка закрывают в комнате одного, а родители и остальные члены семьи в это время пытаются отдыхать или заниматься своими делами и не обращать внимания на раздражающий шум. Ребенку может не нравиться, что из-за музыки он не только меньше отдыхает, но и проводит больше времени в полном одиночестве.
Старайтесь быть рядом во время репетиций. Просто слушайте, попросите ребенка рассказать что-нибудь о произведении, которое он учит сейчас, или даже научить вас парочке аккордов.
Выберите музыку, которая ему нравится
Конечно, в музыкальных школах есть свои программы, а любимые песни каждого ученика в них никак не вписываются. Но все же, если у ребенка уже сформировались свои предпочтения в музыке, и классика, которую он учится играть на занятиях, к ним не относится, заниматься ему наверняка скоро надоест. Он просто не будет понимать практической пользы от занятий.
Спросите преподавателя, сможет ли он выделить немного времени на современные песни. Или вместе с ребенком поищите уроки на YouTube. Наверняка времени на то, чтобы разучить любимую песню, уйдет немного, ведь они все довольно простые, зато ребенок повеселится и попрактикуется.
Придумывайте испытания
Иногда детям надоедает однообразная структура занятий, поэтому нужно их немного расшевелить. Во время все тех же домашних репетиций предложите ребенку какое-нибудь испытание: играть быстрее или исполнить сложный отрывок по памяти.
Возможно, реальной пользы для самого обучения такие испытания не принесут, зато помогут ребенку взбодриться и понять, что бросать уроки ему рано. Еще столькому предстоит научиться!
Отмечайте успехи
Обучение игре на музыкальном инструменте — процесс небыстрый. Чтобы ребенку было проще отслеживать свой прогресс и понимать, что он занимается не зря, отмечайте все его достижения.
Вы можете сделать что-то вроде чек-листа. Выучит ребенок один новый аккорд или целое сложное произведение, все это достойно оказаться в списке. Помечайте успехи как-нибудь по-особенному, а не скучной галочкой. Рисуйте напротив пунктов списка яркие звездочки, например.
6 способов мотивировать ребенка заниматься музыкой
Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребенка продолжать обучение в музыкальной школе. Казалось бы, и талант есть, и энтузиазм неподдельный был, а потом все вдруг прекращается на третьем-четвертом году обучения, и ребенок на полном серьезе заявляет: «Все, с меня хватит, больше не хочу!». Как быть с этим? Я – Родитель ищет ответ вместе с педагогами Школы искусств МакSим.
Лия Матиссэн, преподаватель по вокалу, не видит смысла заставлять ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа.
Что делать в этом случае?
1. Узнайте истинную причину
Если речь зашла о том, что ребенок всерьез собирается бросить «музыкалку», нужно для начала выяснить, какая причина в действительности стоит за этим решением. И если окажется, что ребенку больше нравится заниматься рисованием, или что он влюбился в гимнастику, то резоннее отдать его в художественную или спортивную школу. А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.
2. Устраивайте домашние прослушивания
Чем больше и успешнее ребенок выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия».
Он чувствует признание, которого ему не хватает в обычной жизни, и отсюда появляется иногда даже чисто спортивный интерес к занятиям. Чем больше увеличивается сложность занятий, тем больше ребенок входит во вкус.
3. Приучайте ребенка к сцене
Одной из причин отказа ребенка от занятий может быть стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене.
Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит.
Затем можно постепенно учить его двигаться и взаимодействовать на сцене с другими детьми.
Если ваш ребенок занимается фортепиано, но боится выступать, то вы можете отдать его на дополнительные занятия по вокалу или актерскому мастерству:
4. Сходите на урок и понаблюдайте за преподавателем
Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься. Вот она – мотивация к творчеству. Мотивировать нужно своей любовью, считают педагоги школы МакSим.
Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Преподаватель должен сначала похвалить, а потом – указать на недочеты: «Мне нравится, все супер, но вот здесь то-то, то-то и то-то нужно доработать». В большинстве случаев мотивацию заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.
5. Оцените мотивацию педагога
Сидеть на одном месте по два-три часа в день у инструмента довольно трудно даже спокойному ребенку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией.
6. Найдите ребенку «шефа» из старшей группы
Ребенок не хочет заниматься музыкой. Что делать?
Ребенок не хочет ходить в школу. Как относиться к отказам ребенка
Танит Кэри журналист, писательница, автор книг для родителей
Ребенок не хочет идти в школу. Или на тренировку, хотя занятия спортом выбрал сам. Или отказывается заниматься музыкой. В 7-10 лет такое случается почти с каждым — но для родителей детское «не хочу», связанное с учебой, неизбежно становится «холодным душем». О чем подумать в спокойной обстановке, если сын или дочь отказывается ходить в школу или заниматься музыкой? И как говорить об этом с ребенком?
Отказывается идти в школу
У всех детей бывают дни непослушания, когда они не хотят идти в школу. Помимо болезни, могут быть и другие причина, по которым им хочется остаться дома. Если это происходит неоднократно в течение нескольких недель, выясните, что беспокоит сына или дочь.
Ситуация: утром сын отказывается одеваться и выходить из дома.
Ребенок говорит: «Я не хочу идти в школу». Если у него нет симптомов болезни, за отказом должно скрываться что-то еще. Не кроется ли здесь какая-то проблема?
О чем думаете вы: «Он просто прикидывается. Он должен идти в школу. А мне надо на работу». Когда вы испытываете противоречивые чувства, легко впасть в панику. Сын заболел? Или просто вами манипулирует? Помимо тревожных мыслей возникает еще и необходимость отпрашиваться с работы, объясняться с учителем и т.п.
О чем думает ребенок: «Дома мне спокойнее и безопаснее». Детский организм очень чувствителен к эмоциям. Если ваш сын чем-то расстроен, он инстинктивно хочет остаться в безопасности дома с родителями и у него на самом деле может заболеть живот.
Как реагировать прямо сейчас:
На будущее:
Хочет бросить музыку
Уроки музыки кажутся многим родителям лучшим занятием для их ребенка. Игра на музыкальном инструменте способствует улучшению общей пространственной координации, а также социальному и эмоциональному развитию. Но насколько музыкальная школа или занятия с педагогом по музыке подходят вашему сыну или дочери?
Ситуация: дочь говорит, что ненавидит играть на пианино и вообще не хочет посещать уроки музыки.
Ребенок говорит: «Я не хочу заниматься музыкой!». После долгого дня в школе и выполнения домашних заданий занятия музыкой кажутся ребенку настоящим наказанием. Действительно, они требуют регулярности и дисциплины — без этого невозможно ни обучение, ни хорошее владение инструментом.
О чем думаете вы: «Наш мир — конкурентный. Девочка должна начать рано заниматься, чтобы чего-то добиться». Возможно, вам хочется, чтобы ребенок стал музыкантом или просто был занят чем-то полезным после школы. Но нужно быть реалистом: если музыка нужна только вам, придется постоянно оказывать давление на дочь и находиться с ней в состоянии конфликта.
О чем думает ребенок: «У меня нет времени, чтобы просто посидеть дома и позаниматься тем, чем я хочу». Для полноценного развития детям действительно необходимо время, чтобы побездельничать или поиграть. Кроме того, дочь чувствует, что желание играть на пианино скорее ваше, нежели ее. Если музыка — не одна из сфер ее интересов, не стоит ожидать, что она будет наслаждаться этим занятием.
Как реагировать прямо сейчас:
На будущее:
Что делать, если ребенок категорически не хочет ходить в музыкальную школу?
Нередки случаи, когда ребенок отказывается ходить в музыкальную школу, хотя ранее с большим удовольствием посещал занятия и с упоением тренировался дома. Причем эти отказы часто проявляются плачем, скандалом, истериками. В чем причины резкого нежелания ходить в музыкальную школу? Нужно ли вообще ребенку заниматься музыкой? Стоит ли заставлять свое чадо посещать занятия, даже если он категорически против? Постараемся ответить на эти и многие другие вопросы максимально подробно.
Если ребенок не хочет посещать ДМШ: действия родителей
Каждый родитель, отправляя ребенка на обучение в музыкалку, ставит перед собой определенную цель:
И только единицы уверены, что музыка способствует интеллектуальному, физическому, эмоциональному и психологическому развитию ребенка, она воспитывает и развивает, а потому полезна для детей. Однако дети эту полезность не понимают в силу своей неопытности. Поэтому возникает конфликт интересов: родитель заставляет, ребенок противится. Именно поэтому заставить ребенка посещать ДМШ не получится. Лучшее решение – заинтересовать будущего музыканта, стимулировать его желание, создать такие условия, чтобы он «сам захотел» окунуться в мир музыки. Для этого родителям рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом действий:
Причины отказа от музыкальных занятий и их решение
В беседе с ребенком важно понять, почему он решил отказаться от музыкальных занятий. И, кстати говоря, причин такой негативной реакции может быть много. Но каждую из них решить можно и даже нужно. Как? Узнаем из таблицы.
Рекомендации родителям
Итак, ребенок не хочет ходить в музыкальную школу по непонятной для вас причине. Что вы можете предпринять?
Любую проблему можно решить. Главное быть терпеливым, мудрым и находчивым. Ведь дети не научены думать о будущем, они живут здесь и сейчас, а что будет потом, их не сильно интересует. И здесь важно вовремя прийти на помощь, поддержать в трудную минуту, найти правильные слова, убедить в необходимости обучаться музыке. И тогда ребенок научится получать радость от своих трудов, а поддержка родных поможет преодолеть кризисы в обучении.
Если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу
Учить ребенка музыке или нет?
Александра, 28 лет: «Моя мама не спрашивала меня – хочу ли я учиться играть на фортепиано, просто отвела меня в школу и сказала, что теперь я буду учиться играть на пианино. Я не хотела учиться, меня заставляли, я даже плакала, зато теперь, когда я выросла, могу сказать с уверенностью маме спасибо, что не сдалась и водила меня на учебу в музыкальную школу, я играю везде, где только попадается инструмент с удовольствием, для себя».
Но есть и другие мнения
«Я не хотела ходить в музыкальную школу и была так счастлива, когда родители в 3-м классе разрешили мне больше не ходить в музыкальную школу и продали фортепиано, это был очень гуманный поступок со стороны родителей, я совершенно не люблю музыку и до сих пор ею не интересуюсь».
«В любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому – мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше» Что делать, если ребенок не хочет учиться в музыкальной школеОтветов на данный вопрос три – заставлять, бросить или перевести на другой музыкальный инструмент: заставлять (поощрять – если будешь заниматься хорошо, купим мороженое и т.п., ставить условия – выучишь произведение, пойдем в кино, сможешь посмотреть мультфильм, не выучишь – не будешь смотреть два дня, принуждать – ставить в угол, ругать – что не рекомендуется, заинтересовать – самому полюбить музыку, вместе разбирать понравившиеся ребенку мелодии, в игровой форме разбирать ноты – и не важно сколько ребенку лет, дети любят играть в любом возрасте) либо бросить музыкальную школу, если у ребенка есть другие ярко-выраженные интересы и способности. «Моя дочь училась на скрипке и бросила, отдали на фортепиано – сопротивлялась и рыдала, взяли академический отпуск – и отдали после на ударные. Ребенок сам занимается, и играет с радостью. А все дело в том, что она изначально просила отдать ее на ударные, но ее не взяли, потому что посчитали, что у нее с ритмом не очень хорошо. Но она подросла и ритм и слух развился. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и искать вместе с ним то, что ему будет нравится. Сама я не любила заниматься музыкой на фортепиано, но вот ударные инструменты вызывают интерес, мне самой интересно ходить на занятия и слушать их звучание (ксилофон, барабан, виброфон, маракасы).« Обратите внимание! – Дети-коллективисты с трудом будут учиться на любом музыкальном инструменте, ведь им нужен коллектив! А в тандеме преподаватель-ученик, инструмент-ученик коллектива нет! Совет – переводите в хоровую школу, на танцы в любые кружки, секции, школы, где занятия проходят в коллективе! Нет общего ответа для каждого ребенка – бросать ему музыкальную школу или нет. Все зависит от характера вашего ребенка, частного случая. Понять и принять окончательное решение может только родитель. Изначально разберитесь: нет ли в вашем случае не только нежелания ребенка учиться, но и собственной лени? Ведь заставлять ребенка заниматься музыкой очень трудное занятие, особенно, когда ребенок сопротивляется. Если ваш ребенок по характеру ленивый, ничем толком не хочет заниматься, все бросает – лучше не оставлять музыкальную школу. Если вы видите в своем сыне или дочери оформленный целеустремленный характер и четкое, достаточно осознанное понимание того, что музыка ему не интересна, не нужна и мешает развиваться в другом направлении (например, ребенок хорошо рисует и это ему нравится) тогда смело бросайте музыкальную школу, в конце концов, если он действительно захочет заниматься музыкой, то и потом во взрослом возрасте выучится и будет играть. Еще один вариант – возьмите академический отпуск, и хотя большинство после него не возвращается обратно, бывает так, что ребенок станет чуть старше и сам попросится обратно. Как понять, чему учить ребенка? Что влияет на принятие решения? – Данные? Слух, чувство ритма, традиции в семье: например, все умеют играть на каком-то музыкальном инструменте? В любом случае, любой родитель, который собирается учить ребенка музыке, должен понимать, что учиться придется и ему тоже! Вам придется сидеть на уроках и слушать, запоминать чему учат вашего ребенка, учиться вместе с ним. Придется каждый день, методично сидеть и заниматься с ребенком музыкой. А если вы даже не знаете названия нот, вам придется их выучить. Оправдают ли себя затраченные усилия – никому не известно. Но точно также не известно получится ли из вашего ребенка спортсмен, актер, художник… Как быть?Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга, но на самом деле это касается только тех музыкальных инструментов, где одновременно играют пальцы обеих рук. Но если вы видите, что ваше чадо вполне самостоятельно, в нем есть такие качества, как упорство, целеустремленность – обязательно спросите такого ребенка, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится или не нравится. И прислушивайтесь к его мнению. Почему детям не нравится учиться в музыкальной школе?
|