Как у человека появляются новые потребности

Причины возникновения и классификация потребностей

Лекция 7

ПОТРЕБНОСТИ, мотивации, эмоции

План

1. Причины возникновения и классификация потребностей. 1

2. Мотивация и ее свойства. 2

3. Нейроанатомия и нейрохимия мотивации. 5

4. Виды и функции эмоций. 7

5. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. 10

Причины возникновения и классификация потребностей

Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Потребности – источник активности живых существ в окружающем, внешнем мире. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых организмов.

Потребность – это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, усиление потребности – причина любого целенаправленного поведения животного и человека.

Актуализация любой потребности связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Те отклонения во внутренней среде, которые достигают или превосходят порог инициации поискового пищевого поведения, называют пищевой (биологической) потребностью организма. Отклонения во внутренней среде, которые компенсируются с помощью гомеостатического механизма управления, не могут быть названы биологической потребностью. То есть биологическая потребность – это не любая физиологическая нужда организма, а только та, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.

За каждой потребностью в фило- и онтогенезе закрепляется тот или другой способ ее удовлетворения. Потребность предполагает существование предметов, удовлетворяющих ее. Процесс культурно-исторического развития человека привел к возникновению многочисленного множества вторичных по своему происхождению производных потребностей – вторичных, третичных и т. д., что главным образом связано с появлением новых предметов их удовлетворения. Согласно А.Н.Леонтьеву, потребности развиваются через развитие объектов их удовлетворения. При появлении в среде новых объектов (например, новых видов пищи) и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться, приобретая при этом новое конкретно-предметное содержание.

У человека выделяют три группы исходных, первичных потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные потребности познания и творчества. У животных им соответствуют сходные три группы потребностей, которые реализуются в соответствующих формах врожденного поведения. Биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение и т. д. Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения. Идеальные потребности создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении. К этой же группе П.В.Симонов относит и потребность преодоления, основу которой составляет специфическая реакция, открытая И.П.Павловым и названная им рефлексом свободы. Некоторые исследователи выделяют у животных также специфическую потребность в компетентности – в стремлении и без специального подкрепления повторять одни и те же действия, что приводит к совершенствованию двигательных навыков. У человека нет чисто биологических потребностей, так как их удовлетворение всегда опосредовано влиянием социальной среды.

Социальные потребности человека включают стремление человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективным представлением субъекта о иерархии данной группы. Социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных.

К идеальным потребностям человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

Выделяют две группы причин ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, которые способны его активировать. Д.Берлайн обозначает это поведение, направленное на поиск стимуляции, как разнонаправленное исследование. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается недостатком, неопределенностью полученной информации. Существует особая форма ориентировочно-исследовательской деятельности в виде направленной любознательности. Ее цель – получить недостающие, уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность.

высшие человеческие потребности возникают за счет сдвига потребности на содержание деятельности. К новым типам потребностей относятся потребность в труде, художественном творчестве и т. д.

В каждой из трех выделенных групп потребностей (витальных, социальных и идеальных) П.В.Симонов предлагает различать потребности сохранения и развития.

Мотивация и ее свойства

пока нет согласия между разными авторами в отношении содержания термина «мотивация». Мотивация буквально означает «то, что вызывает движение». На этом основании наиболее часто этот термин используют для обозначения некоторой тенденции, которая стремится выявить себя в поведении. Согласно одной точке зрения мотивация – это состояние, которое развивается в структурах ЦНС во время поведения. Объективно оно выражается в изменении электрической активности мозга, биохимии мозга и, по-видимому, в изменениях на молекулярном уровне. В субъективном плане мотивации соответствует появление определенных переживаний. По К.В.Судакову, мотивация рассматривается как особый комплекс возбуждений, который роковым образом толкает животное и человека к поиску специфических раздражителей внешней среды, удовлетворяющих эту потребность. Сходное определение мотивации предлагает Б.И.Котляр. Это «эмоционально окрашенное состояние, возникающее на основе определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение этой потребности».

П.В.Симонов определяет мотивацию через механизм формирования цели. «Мотивация – это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению». Согласно А.Н.Леонтьеву, мотивация – опредмеченная потребность. Главное в таком определении: мотивация – само целенаправленное поведение.

Таким образом, когда говорят о мотивации, выделяют две фазы: 1) фазу детекции специфического состояния, выражающего появление определенного дефицита во внутренней среде, т. е. возникновение потребности, и 2) фазу запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую.

Физиологические особенности мотивационных состояний впервые были изучены П.К.Анохиным, которым и было сформулировано положение о специфичности неспецифической активации. Вопреки устоявшейся точке зрения о том, что неспецифическая активация коры больших полушарий со стороны ретикулярной формации различается лишь интенсивностью и локализацией, он предположил существование у нее биологических модальностей. мотивационное состояние и целенаправленное поведение как две фазы мотивации представлены различными типами электрической активности мозга.

Обе фазы мотивации хорошо вписываются в структуру поведенческого акта П.K.Анохина. Они связаны с различными его стадиями: стадией афферентного синтеза, где ведущая роль принадлежит мотивационному возбуждению, и стадией формирования акцептора результатов действия.

1. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы, хотя разные формы мотивации реализуются в разных паттернах двигательного возбуждения. Увеличивается средний уровень двигательной активности. Индифферентные раздражители приобретают способность стимулировать животное к движению.

2. Повышение тонуса симпатической системы, выражающееся в вегетативных реакциях: росте частоты сердцебиения, артериального давления, возникновении сосудистых реакций, изменении проводимости кожи.

3. Рост активации афферентных систем, позволяющий животному с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде.

4. Возрастание поисковой активности (II фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

5. Актуализация памяти является необходимым звеном для реализации поискового целенаправленного поведения, прежде всего образов цели и возможных способов их достижения.

6. Изменения в ЭЭГ, в которых отражается специфика мотивационного состояния.

7. Непременным проявлением мотивации является возникновение эмоциональных переживаний. Отрицательный эмоциональный тон – наиболее типичная форма субъективного отражения мотивации.

Мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, обнаруживает свойство инертности. Оно длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена породившая его потребность. Все посторонние раздражители только усиливают его, тогда как все другие виды деятельности подавляются мотивацией, которая реализуется в данном поведении. Мотивационное возбуждение, которое реализуется в поведении, получило название доминирующей мотивации.

Было показано, что доминирующее мотивационное возбуждение существенно изменяет интегративные свойства нейронов различных структур мозга и, прежде всего их конвергентные способности. Усиление конвергентных способностей нейронов объясняет такие свойства доминанты, как ее повышенная возбудимость и способность суммировать приходящие возбуждения.

Доминирующая мотивация имеет в своей основе возбуждение некоторой функциональной констелляции центров, расположенных на различных уровнях центральной нервной системы. К.В.Судаков выделяет корково-подкорковый уровень интеграции мотивационного возбуждения. В этой интеграции одни структуры избирательно возбуждены, другие заторможены.

Интегративный корково-подкорковый комплекс мотивационного возбуждения активируется либо метаболической потребностью, либо специальными стимулами, а у человека и социально значимыми. На уровне нейронов интеграция различных образований мозга в единую систему определенной биологической мотивации проявляется в появлении у нейронов общего единого ритма. Согласно А.А.Ухтомскому, усвоение единого ритма нервными центрами (принцип изолабильности) является механизмом их объединения в единую функциональную констелляцию.

В каждый данный момент времени деятельность организма определяется доминирующей в плане выживания и адаптации мотивацией. После завершения одного мотивированного поведения организмом завладевает следующая ведущая по социальной и биологической значимости мотивация. Ведущая мотивация подчиняет себе все другие. При формировании доминирующего поведения внутреннее состояние животного и человека и внешние стимулы нередко могут приходить в столкновение.

Источник

Как по вашему мнению формируется у человека новые потребности?

Часть своих потребностей человек как живой организм получает генетическим путем. Это в основном органические потребности. Все остальные потребности формируются и развиваются в процессе жизни человека. Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается примерно с 1 года, когда ребенок, овладевая речью, получает возможность общаться с окружающими взрослыми людьми. Вначале взрослый человек сознательно приучает ребенка пользоваться теми предметами, которыми пользуются люди для удовлетворения своих потребностей. В результате у ребенка начинают формироваться его собственные материальные и другие потребности. Одновременно с этим с помощью взрослых ребенок осваивает и человеческие способы удовлетворения своих потребностей. Примерно к 3-летнему возрасту у детей уже немало собственно человеческих, материальных потребностей. Далее начинается процесс развития социальных потребностей. Его начало приходится на период жизни, когда у детей проявляется интерес к коллективным играм, и они активно и с удо­вольствием включаются в такие игры. Это происходит примерно с 3—4 лет.

Участвуя вместе со сверстниками и взрослыми в групповых видах игровой и другой деятельности, дети начинают осознавать значимость человеческих взаимоотношений и положения, которое человек занимает в системе этих взаимоотношений. Соответственно, у детей начинается процесс формирования таких социальных потребностей, как потребность достижения успехов, потребность установления хороших взаимоотношений с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение со стороны окружающих людей и ряд других. Одновременно с этим идет процесс формирования потребностей в специфических социальных умениях и навыках, благодаря которым можно удовлетворять социальные потребности. Среди них — умение правильно воспринимать и оценивать людей, общаться с ними, оказывать на них влияние, брать на себя определенные социальные роли и успешно справляться с их выполнением. С поступлением ребенка в школу у него продолжают развиваться старые и начинают формироваться новые потребности. К этому времени приурочено, в частности, начало активного формирования потребности в знаниях и трудовых умениях. Этому с большим или меньшим успехом способствует школа, развивая у ребенка соответствующие потребности. В этот же период жизни у большинства детей под влиянием обучения и воспитания начинают формироваться потребности в творчестве; их развитию также активно помогает обучение в школе.

На подростковый возраст обычно приходится начало формирования и развития потребностей в самосовершенствовании. Не случайно многие подростки начинают заниматься физической культурой, физическим самосовершенствованием, придавая этому особое значение. Этот процесс продолжается в старших классах школы, дополнительно порождая у старшеклассников потребности в интеллектуальном и в нравственном самосовершенствовании.

Таким образом, процесс формирования всей сложной системы человеческих потребностей занимает довольно значительный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту окончания школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Правда, не все человеческие потребности в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и далеко не для каждого ребенка все эти потребности являются одинаково значимыми. Уже в это время наблюдаются большие индивидуальные различия среди детей в системе их интересов и потребностей.

В детстве процесс развития потребностей человека не завершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потребности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни. Но в любом случае, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь, часть своих новых потребностей человек приобретает уже после окончания школы.

Источник

Потребности человека: классификация и описание

Как у человека появляются новые потребности. lazy placeholder. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-lazy placeholder. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка lazy placeholder. Лекция 7

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Как у человека появляются новые потребности. lazy placeholder. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-lazy placeholder. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка lazy placeholder. Лекция 7

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Источник

Потребности человека: классификации и пути удовлетворения

В статье мы расскажем:

Потребности человека разнообразны и с трудом поддаются классификации. Однако ученые предложили несколько методов их группирования и оценки. На этот счет есть несколько популярных теорий.

На первый взгляд может показаться, что потребности – естественная часть нашей жизни и мы сами лучше всего знаем свои нужды. Отчасти это так, но понимание того, как они формируются, какие существуют пути их удовлетворения и в чем разница между потребностями и «хотелками», поможет качественно улучшить жизнь.

В нашей статье мы расскажем, какова природа желаний человека, какими они бывают, а также как их можно закрывать.

Понятие потребности человека

В обществе принято делить все нужды и потребности человека на три группы: физиологические, духовные и социальные. Люди относятся к нужде в одной из областей по-разному, в зависимости от воспитания и образования, личностных особенностей характера и уровня культуры. Когда человек ощущает явный пробел в одной из сфер жизни, у него есть два пути: сделать все, что в его силах, чтобы удовлетворить потребность, или отказаться от нее.

Как у человека появляются новые потребности. 62e3e0b00c75b93f3a847ac3f4b60fdf. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-62e3e0b00c75b93f3a847ac3f4b60fdf. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка 62e3e0b00c75b93f3a847ac3f4b60fdf. Лекция 7

Человек ощущает нужду в одной из жизненных сфер через потребность.

Что такое потребность? Это острая необходимость в обладании какими-то благами, товарами или услугами, которые доставляют личности удовольствие или удовлетворение. Можно дать и другие определения понятию, например, экономическое, когда потребность — это осознанная нужда в чем-то конкретном; личное отношение индивидуума к вещам и предметам; ощущение неудовлетворенности в чем-либо и стремление улучшить свое состояние; стремление обеспечить лучшие условия жизни и т. д.

О потребностях человека можно говорить много и долго. Если подразумевать физиологические потребности, заложенные природой, то их удовлетворение является базой для возможности жизни вообще. Но помимо физиологических, есть еще и социальные потребности человека, которые возникают по мере развития цивилизации, меняются, усложняются и проходят различные трансформации вместе с развитием общества.

Научные теории о потребностях человека

Понятие потребностей имеет множество классификаций. В психологии они известны как теории о потребностях. При этом не исключено, что некоторые из теорий вы можете назвать странными и нелогичными. Но все, что мы укажем в статье — основа теории психологии. Предлагаем не тратить время на необъективную критику и подробно рассмотреть каждую из имеющихся теорий. Скорее всего, вы уже с ними знакомы, хотя бы поверхностно.

Как у человека появляются новые потребности. 0d16f2f6a66bb41cb65f01b3ebc6a8eb. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-0d16f2f6a66bb41cb65f01b3ebc6a8eb. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка 0d16f2f6a66bb41cb65f01b3ebc6a8eb. Лекция 7

1. Пирамида Маслоу — одна из самых известных теорий

Пирамида Маслоу заложена практически в каждую отрасль знаний. Ее изучают в основе психологии, медицины и юриспруденции. Что представляет собой общепринятая пирамида Маслоу?

Предлагаем разобраться вместе:

Автор теории — исследователь Абрахам Маслоу, в честь которого и названа одноименная пирамида.

Согласно теории, человеческие потребности делятся на первичные и вторичные.

По пирамиде Маслоу человек действует, исходя из удовлетворения потребностей, которые выстроены в определенной иерархической последовательности. Они являются основой для человека.

Абрахам Маслоу к первичным потребностям относит физиологические. А именно, потребности в:

При этом духовные, социальные и другие виды потребностей человека относятся к вторичным. Их удовлетворение возможно лишь в том случае, когда удовлетворены первичные, базовые потребности.

Как у человека появляются новые потребности. tsteps. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-tsteps. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка tsteps. Лекция 7

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Как у человека появляются новые потребности. ths mac. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-ths mac. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка ths mac. Лекция 7

Как у человека появляются новые потребности. threewidget. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-threewidget. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка threewidget. Лекция 7

К вторичным потребностям относятся:

Самовыражение и самореализация.

Желание обезопасить себя.

Как у человека появляются новые потребности. e041f1370f56014b6e03d77365e65242. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-e041f1370f56014b6e03d77365e65242. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка e041f1370f56014b6e03d77365e65242. Лекция 7

2. Теория Альдерфера

Замысел этого ученого в чем-то схож с предыдущим, но является более конкретизированным. Согласно теории, основные потребности человека подразделяются на три группы. Каждую из них стоит рассмотреть подробнее.

Потребности существования. Если конкретизировать, то это удовлетворение желаний, которые составляют основу жизни человека, а именно: сон, пища, питье, безопасность. Иными словами, это удовлетворение физиологических потребностей или первичных, согласно пирамиде Маслоу.

Потребность связи. Проще говоря, это общение, желание контактировать с другими людьми в обществе (социализация). Альдерфер сюда же отнес духовные, или «высокие», потребности в виде стремления к власти, творческому самовыражению, самореализации и т.д.

Потребность роста. Сюда относятся все дополнительные потребности взрослого человека, связанные с развитием цивилизации. Это может быть стремление к непрерывному образованию, саморазвитию, профессиональному и культурному росту и т.д.

3. Теория Фромма

Эрих Фромм — психолог, который занимался исследованием личности. Он в своих работах описывает теории стремления человека, которые делит на 5 основных категорий.

Согласно Фромму, все люди стремятся к выстраиванию социальных связей и контактов с другими людьми. Самый яркий пример — это построение семьи или дружеских связей.

Фромм считает, что человек – это изначально животное, а только потом личность. Поэтому первостепенная его цель – это преодоление физиологических инстинктов.

Также, согласно Фромму, человек – существо социальное. Люди стремятся ощущать себя частью мира, общества, небольшой группы. Отсюда идет желание оставить после себя что-то важное.

Здесь Фромм подразумевает самоидентификацию. То есть стремление личности выделиться на фоне остальных. Человек в течение всей жизни пытается идентифицировать себя среди миллиардов других людей.

Человеческая жизнь направлена на поиск и выстраивание собственных идеалов, принципов и ценностей.

Можно сделать вывод, что Фромм больше ориентировался на внутреннее содержание индивидуума, рассматривая личность с психологической точки зрения. Так, именно Фромм выделил особые психологические потребности человека.

Стремление к власти.

Порядок формирования потребностей человека

Имея представление о классификации потребностей, можно перейти к теме особенностей их возникновения. Первичные, или базовые, потребности человек получает по факту рождения, они обеспечены генетически. Не имея физиологических потребностей, человек просто не выживет, поэтому их удовлетворение стоит на первом месте до самой смерти.

Эти потребности невозможно получить методом насилия или, наоборот, отменить. Их нельзя оценить как хорошие или плохие, можно оценивать только способ их удовлетворения. Так, само желание сходить в туалет не может быть непристойным. А вот использование вместо туалета общественного места для удовлетворения этой потребности — может.

Как у человека появляются новые потребности. 0a4cac58019c32f7cfa8e3b83ce87d36. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-0a4cac58019c32f7cfa8e3b83ce87d36. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка 0a4cac58019c32f7cfa8e3b83ce87d36. Лекция 7

Наряду с физиологическими, появляются и первичные духовные потребности. Так, с самого рождения человек нуждается в любви, гармонии, дружественной обстановке, безопасном пространстве. Для нормального функционирования психики ему необходима самореализация и близкие люди рядом. Конечно, при отсутствии этого всего человек не умрет, но погрязнет в рефлексии.

Вторичные духовные потребности появляются не сразу, а формируются поэтапно.

Младенчество. За удовлетворение физиологических нужд младенца несут ответственность родители. Так как ребенок растет в тесном контакте со взрослыми, то уже к 6 месяцам у него формируются социальные потребности: он учится улыбаться, играть с погремушками, четко определять мать, отца или другого близкого взрослого.

Раннее детство. Уже в 3 года ребенок начинает понимать, что для удовлетворения потребностей ему нужны определенные игрушки, одежда, еда. Малыш активно изучает мир, лепит, читает, рисует, играет.

Дошкольный период, младший школьный возраст. Окружение ребенка сильно расширяется. Он начинает ходить в детский сад или на кружки. У него появляются другие значимые взрослые и друзья — дети. Ребенок нуждается в общении, помощи, признании.

Подростки. Период появление последней физиологической потребности — сексуальной. Подросток сталкивается с необходимостью в самореализации, самосовершенствовании. Его познавательные интересы растут. Подросток начинает интересоваться теми вещами и предметами, о которых ранее даже не задумывался. Появившаяся сексуальная потребность формирует нужду в противоположном поле, стремление к проживанию романтических эмоций. Основа коммуникации построена теперь на друзьях, родственники и родители отходят на второй план.

К концу подросткового периода все основные потребности человека считаются сформированными. В дальнейшем их развитие и трансформация происходят через изменение их содержания и методов реализации и удовлетворения.

Отличия потребностей от желаний

Потребности и желания — не одно и то же. Есть отличия.

Потребности

Желания

1. Потребности всегда конструктивны. Потребности человека указывают на важность, первостепенность их удовлетворения, для возможности дальнейшего функционирования и жизни.
2. В основе потребности всегда лежит нечто важное и глубинное.
3. Благодаря удовлетворению потребностей человек обретает гармонию с самим собой.

1. Носят деструктивный характер. Могут нанести вред развитию личности и жизни. Так, наркомания – это «хотелка», а не потребность.
2. Другие люди могут навязать «желания».
3. Желания могут быть поверхностными и не удовлетворять истинных потребностей человека.

Попробуем разобраться на примере. Представьте, что вы живете в собственной квартире и мечтаете о даче. У вас нет достаточно денег на покупку дачи, поэтому вы злитесь. В этом случае дача — это желание. А вот если вам негде жить, то покупка любого жилья — это удовлетворение потребности.

Зачем нужно различать потребности и желания? Это необходимо для грамотного распределения энергии и ресурсов. Также это дает возможность лучше понимать себя и других. Ну и, кроме того, видя различия, человек сможет правильно расставлять приоритеты.

Чтобы облегчить задачу, достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:

Можно ли обойтись без этого? Модное платье — желание, но не потребность. Его можно отложить и купить тогда, когда возможностей для этого будет достаточно.

Что я получу? Ответ на это вопрос поможет понять природу происхождения желаемого.

Не ограничит ли меня данное приобретение? Желания не должны мешать удовлетворению потребностей. Всегда расставляйте приоритеты.

Специфика удовлетворения потребностей человека

По мере удовлетворения потребностей человек испытывает приятное возбуждение и прилив энергии. А при возбуждении он автоматически фокусируется на объекте раздражения.

При получении желаемого мотивация гаснет, теряется необходимость поддерживать интерес к удовлетворению этой потребности вновь. Сниженный тонус побуждает вырабатывать новую потребность, чтобы снова ощутить прилив энергии и сил.

Каждая ступень желаний заложена в нас генетически и входит в иерархическую систему ценностей и ценностей, полученных через призму собственного опыта и социума.

Как у человека появляются новые потребности. 490bceed399a377a42c642eb7ebc3cc1. Как у человека появляются новые потребности фото. Как у человека появляются новые потребности-490bceed399a377a42c642eb7ebc3cc1. картинка Как у человека появляются новые потребности. картинка 490bceed399a377a42c642eb7ebc3cc1. Лекция 7

Например, после удовлетворения физиологических потребностей и приобретения финансовой безопасности один поставит в приоритет создание семьи, другой покупку статусного автомобиля, а третий отправится в путешествие ради поиска смысла жизни и раскрытия духовного потенциала.

Часть людей может пойти другим путем. Они выберут показательные «атрибуты успеха» как имитацию удовлетворения базовых потребностей.

На каждой ступени иерархии потребностей имеется порог насыщения. При перенасыщении в первое время ощущается эмоциональный подъем и прилив сил, который может обернуться выгоранием, сниженной энергетикой и потерей интереса ко всему.

Снижение энергетического потенциала заставляет повысить его уровень, что ведет к постановке новых целей и задач и переходу на другой уровень желаний. Удовлетворение потребностей человека на новом уровне обеспечивает рост общей удовлетворённости жизнью. Но через некоторое время ощущения сменятся на негативные.

Гармоничное развитие личности невозможно без удовлетворения потребностей. Игнорирование физиологии приведет к болезням и смерти. Неудовлетворенность высших потребностей ведет к неврозам, внутренним конфликтам и проблемам на уровне психологии.

Любой человек, заинтересованный в саморазвитии, должен ориентироваться в базовых потребностях и путях их удовлетворения. Зная, как работает эта система, он начинает лучше понимать, как устроен мир, эффективнее работать над достижением целей и лучше себя мотивировать к действиям. Более того, знания позволят отделить желания от потребностей и сконцентрироваться на том, что действительно важно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *