Как ты понимаешь слово религия
Значение слова «религия»
1. Мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование бога, сверхъестественных сил, управляющих миром. Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Ленин, Социализм и религия. || с определением. Та или иная вера; вероисповедание. Христианская религия. Мусульманская религия.
2. перен. То, чему поклоняются, во что слепо верят. Религия труда, стремление отдать всю жизнь на благо Родины служат теми звеньями, которые объединяют все поколения семьи Стасовых. Стасова, Воспоминания. Малышев был более чем влюблен в математику — это была его религия. Ковалевский, Тетради из полевой сумки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Другие определения религии:
учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная.
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.
Уильям Джеймс описывает религиозную веру как убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо — гармонично вписаться в этот порядок.
тип мировоззрения и мироощущения основанные на вере в реальное существование Бога (шире — высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий.
Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).
Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рели́гия
1. филос. одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения
2. религ. каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание
3. перен. то, чему поклоняются, во что слепо верят
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шерифский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
Религия
Другие определения религии:
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа [6] ).
Содержание
Этимология слова «религия»
Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом [7]
Структура религии
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
Виды религий
Единобожие (монотеизм) [9] характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.
Основные функции (роли) религии
Возникновение религии
Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения [12] :
Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).
Религия и общество
В статье рассматриваются следующие вопросы:
Значение слова религия
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).
набожность, святыня, предмет культа) – одна из форм мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, а также сверхъестественных сил. Наиболее ранние формы проявления религии – анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые.
Гаспаров. Записи и выписки
Библейский Словарь к русской канонической Библии
рел’игия (от ·лат. набожность, почитание святыни) — система традиций, обрядов и соответствующего поведения, основанная на определенном духовном учении. Наиболее распространенные в настоящее время религии (буддизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм, мусульманство, католицизм, православие и протестантизм) формально имеют очень много общего — установленные и регламентированные «богослужения» в специально приспособленных для этого помещениях (богов ведь и господ много — 1Кор.8:5 ), свой набор обрядов, таинств и святых предметов, свою мораль, свою иерархию, разработанные теории толкования соответствующих писаний, отлаженную практику взаимоотношений с мирскими властями, гражданскими институтами и обществом. Таким образом, всякая религия не есть сама Истина (иначе их не было бы много), но самоопределяющаяся и самодовлеющая духовная система, выдающая себя за истину (и претендующая на единственность!).
Истина же — одна, она — Христос ( Иоан.14:6 ) и Христианство (не религия, не строй канонов и обрядов а принадлежность Христу) проявляется не в набожности, религиозности, обрядности, формализме, которые предоставляют огромное поле для лицемерия, обмана, идолопоклонства ( см. церковь), а в простой, чистой, полной, детской вере в Господа и Спасителя души человеческой — Иисуса Христа, Сына Божия.
Православный энциклопедический словарь
отношения человека с Богом, либо с некими иными потусторонними силами.
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare – связывать; религия, таким образом, связывает верующих между собой и связывает их с Богом) и смысл (возможно, существует что-то и кроме этого мира, и это что-то может быть его целью или его значением). Кому не хотелось бы об этом помечтать? Однако ничто не доказывает, что за этим стоит нечто большее, чем просто мечта.
«Верить в Бога, – пишет Витгенштейн, – значит видеть, что жизнь имеет смысл». Скажем лучше – верить, что жизнь имеет смысл, и принимать этот смысл всерьез. Тем самым религия противостоит юмору и познанию; ведь религия это словно бы наконец обретенный (пусть и темный), пожинаемый (вторая гипотеза, столь же возможная и сомнительная, как первая, возводит этимологию слова к глаголу religere – пожинать), вновь и вновь прочитываемый (третья гипотеза: relegere – перечитывать) смысл смыслов, воспринимаемый как абсолютная реальность и в то же время служащий объектом поклонения. Но поскольку смысл этот постоянно отсутствует, религия заменяет его надеждой и верой. То, чего нам так не хватает (смысл), само не ощущает нехватки ни в чем, и в один прекрасный день будет нам дано. Надо только молиться, верить и быть послушными. Всякая религия логически подводит к догматической морали или вытекает из нее: добро она возводит в истину, долг в закон, добродетель в повиновение. Боссюэ сумел сформулировать главное в религии в единственной фразе: «Все добро – от Бога, все зло – от нас». Религия есть способ устыдить разум. Mea culpa, mea maxima culpa… (Моя вина, моя большая вина (лат.). – Начальные слова католической покаянной молитвы. – Прим. ред.). Но порой именно это ее и спасает. Лучше стыд, чем бесстыдство (Спиноза. «Этика», часть IV, теорема 58, схолия). Лучше покорная добродетель, чем никакой. Лучше любить Бога, чем не любить ничего или только себя. Впрочем, эта любовь, как и всякая другая, дарит радость и служит источником радости («Все, что приносит радость, – хорошо»; Спиноза. «Этика», часть IV, Прибавление, 30), а значит, и источником любви. Именно в этом заключается сильная сторона святости и истинная сторона религии. Я знал в своей жизни нескольких по-настоящему верующих людей, моральное превосходство которых, во всяком случае надо мной, было столь очевидным и столь явно проистекало из их веры, что я бы поостерегся осуждать религию. Религия заслуживает ненависти только в том случае, если ведет к ненависти и насилию. Но тогда она перестает быть религией и превращается в фанатизм.
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Мировоззрение и мироощущение, основанные на твердой вере в реальное существование высших сил и предполагающие определенным образом устроенную и оформленную систему культа, поклонения этим силам;
2) разг. объект слепого поклонения. – лат. religio «1) религиозное чувство; набожность; 2) религия; 3) богослужение, богослужебные обряды». Заимств. во втором десятилетии XVIII в. из польск. religia. Фиксируется в Сл.Яновск. (III, 534) в значении «исповедание веры, обряд богослужения».
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Мировоззрение и поведение, основанные на вере в существование сверхъестественных божественных сил, управляющих миром и являющихся предметом поклонения.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG religion)
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн., уст.), вера
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕЛИГИЯ, и, ж.
1. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения.
2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).
3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какойн. идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом его р. Любовь к ближнему р. гуманиста.
| прил. религиозный, ая, ое (к 1 и 2 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам, которому или которым он поклоняется. Одни полагали сущность Р. в субъективной вере, другие — в объективном откровении; одни определяли Р. как индивидуальное отношение человеческой души к божественному, другие сводили ее к тому собирательному творчеству и той социальной организации, которыми созидаются культ, догмат, религиозная община и иерархия. В самой сфере психологии Р. понималась различно: преимущественное значение придавалось либо интеллектуальному элементу, т. е. она определялась как своего рода понимание или представление сущего (Гегель), либо элементу эмоциональному — чувству (например, «чувство зависимости» у Шлейермахера), либо, наконец, элементу человеческой воли, в ее отношении к высшей нравственной воле (Кант). Все означенные моменты, несомненно присущие Р., не исчерпывают ее, будучи взяты в отдельности. Р. может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение — будь то поклонение чувственное, материальное, или же служение в духе и истине — предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Самая вера не сводится к разуму, чувству или определению воли, но обнимает собой все эти способности нашего духа, если только она действительно подчиняет себе всего человека. Сводить Р. к известной системе представлений, превращать ее в своего рода метафизику — это ошибка, в которую впадали мыслители самых различных направлений: Гегель и Спенсер, Макс Мюллер и Конт. Несомненно, человек должен иметь более или менее определенные представления и понятия о существах или силах, которым он поклоняется; но недостаточно еще олицетворять явления природы или признавать существование демонов, чтобы им поклоняться. Древние евреи признавали существование богов соседних им народов, но поклонялись только своему Богу; точно также поступали и другие народы, кланявшиеся лишь своим богам. Древние христиане также признавали существование и сверхъестественную силу демонов, к которым они причисляли всех языческих богов, но безусловно отвергали всякое почитание их. Р. есть культ, а не мифология; поэтому нельзя сводить ее и к особому религиозному чувству. «Чувство зависимости » (Abhängigkeitsgefü hl), о котором говорит Шлейермахер, играет бесспорно величайшую роль в развитии Р., но, при ближайшем рассмотрении, оно не объясняет нам различия и многообразия религиозных верований, и в свою очередь требует объяснения. Чувство зависимости предполагает сознание зависимости и само по себе еще не является достаточным основанием для выбора той или другой формы культа или для возникновения определенных верований. Наконец, Р. не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам: наряду с теоретической деятельностью ума и с аффектом чувства существует и практическая деятельность, выражающаяся в культе, без которого Р. остается односторонне-субъективной. Разумеется, одним внешним культом никакая Р. держаться не может; где от неё остается только система обрядов и догматов, без веры и внутреннего благочестия, она неминуемо разлагается. Но с другой стороны, она не исчерпывается и субъективной верой или субъективным отношением верующего к предмету его почитания. Живая вера обнимает собой не только отношения человека к его Богу (или богам), но и к его ближним, и к миру в его целом, обуславливая собой не только его миросозерцание, но и его деятельность. Древний эллин, буддист, христианин, различаются не только в своих воззрениях на божество и в своих отношениях к нему, но и в своих понятиях о должном отношении к ближним и к внешнему миру. Уже личная вера предполагает целую систему отношений, в которых она и обнаруживается. Там, где она жива, она доказывает себя на деле, стремясь к видимому осуществлению того, во что верить. Вера без дел мертва; первое дело веры состоит в том, чтобы действительно служить своему предмету и приносить жертвы, соответственные ее богам. Ни одна Р. не ограничивается, поэтому, чисто-субъективной верой; действительная вера раскрывается человеком в его деятельности, и, следовательно, Р. не может замыкаться сферой личности. Как ни велико значение личности в религиозной истории, самое величие и могущество лица доказывается здесь прежде всего тем, что его вера становится Р., т. е. организующей и организованной верой человеческого общества. В этом значение реформаторов, пророков, вероучителей. В области духовно-нравственной жизни человечества яснее, чем где-либо наблюдается сочетание социальной эволюции и личного творчества, которое обуславливается средой, но вместе с тем воздействует на нее и обуславливает ее прогресс (см. Личность).
Рассматривая природу Р., как поклонение высшим силам, мы приходим к понятию «бога». В боге именно человек видит существо достойное поклонения, «высшее» существо «небесное», как его именовали индоевропейцы (дева). В религиозном союзе такое существо является владыкой человека, его господином и собственником, которому принадлежит не только сила, но и власть; вместе с тем он является заступником, спасителем и союзником человека. В союзе с ним человек ищет помощи и спасения от видимых и невидимых врагов: он ждет от него известных чувственных благ — удачи на войне или охоте, изобилии и т. д. — а также благ духовных. Эти «духовные» блага даются верой и приобщением к высшей божественной силе. На низших ступенях такое приобщение достигается посредством чувственного культа, всего сильнее — посредством культов оргиастических (опьянение, самоистязание, исступление, пляски, половые оргии); на высших ступенях человек ищет других, духовных путей к божеству. До известной степени всякая Р. дает человеку духовное благо, вселяя в него надежду, утешение, уверенность. Старинное мнение, видящее в страхе источник происхождения богов (primus in orbe deos fecit timor), нуждается, поэтому, в существенном ограничении: бог есть более чем демон, и там, где чудовищный образ демона не берет верх над богом, где есть религиозно-этическое отношение к божеству, там наряду с физическим страхом есть светлая вера; культ богов принимает радостный, праздничный характер, как, например, в древних семитических культах или в большинстве греческих культов. Конечно, не всякая Р. способна дать полное удовлетворение человеческому духу и освободить его от сознаваемых им немощи, нужды и нравственного рабства. Стремясь к свободе, он ищет новых богов, но нередко находит лишь новых демонов и новые цепи. Действительная свобода дается только в совершенном Боге, как полноте жизни и блага для всех.
Кн. С. Трубецкой.
О численности последователей главных Р. см. прилагаемые таблицу и карту.
Общая численность последователей христианских исповеданий на всем земном шаре — 504 млн., в том числе православных — 117 млн., католиков — 231 млн. и протестантов — 153 млн. Последователей других монотеистических религий — 205 млн. (в том числе евреев — 8 млн. и мусульман — 197 млн.). Язычников — 783 млн. (в том числе буддистов и брахманов — 378 млн.); всех последователей нехристианских исповеданий — 984 млн.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ: