Как ты относишься к работе
Что лучше — работа на дядю или на себя? Мнение бизнесменов и простых сотрудников
Стабильная работа, оплачиваемый отпуск и страховка — что ещё нужно для счастья? Но на деле есть люди, для которых наёмный труд кажется тюрьмой, а руководитель — надзирателем. Часто именно работа «на дядю» толкает их к открытию собственного бизнеса. Как и в штатной работе, здесь есть свои сложности.
«Секрет фирмы» спросил у предпринимателей и рядовых сотрудников о том, почему они сделали такой выбор, о плюсах и минусах работы, деньгах и свободном времени.
Справка. В 2021 году в России было 3 млн индивидуальных предпринимателей. За первые полгода о прекращении работы объявило более 500 000 из них. Многие не смогли остаться на плаву в пандемию. Некоторым из наёмных сотрудников также было непросто — люди массово попадали под сокращения и теряли работу.
«После работы я кормлю кота, играю с ним и ложусь спать»
Татьяна Акулкина (имя героя изменено)
О работе
В 90-х я работала продавцом обуви на рынке. В палатке я отстояла 10 лет, а после сменила профессию и устроилась в офис на должность техника в энергетической компании. Сейчас меня повысили — и я работаю инженером.
Я выбрала эту работу из-за стабильности. Здесь есть оплачиваемый отпуск, больничный, белая зарплата и доход связан с выслугой лет. Если ты отработаешь 10 лет, то к окладу прибавят ещё 12,5%. Я работаю уже 12 лет, поэтому мой доход вырос.
Если говорить о плюсах моей работы, то кроме стабильности могу назвать несколько вещей. Да, есть чёткий график и выходные я провожу дома. Также работа часто связана с анализом. Приходится включать мозги и думать. Мне это нравится.
Из минусов — очень большая загруженность. Часто приходится работать в выходные из-за срочных заданий. Например, я работаю каждый новый год, а также выхожу на работу 3 января и работаю все праздники. Дело в том, что нам нужно сдавать отчёты до 8-го числа и сроки не сдвигаются.
Про отдых
Я отдыхаю в субботу и воскресенье. Мой отпуск длится 4 недели и делится на две части. Первую часть обычно дают осенью или весной, а вторую — летом. Я стараюсь летний отпуск провести у моря. Я очень люблю Крым. На двоих с мужем мы тратим около 60 000 рублей за две недели. На отдых я обычно коплю.
В компании у нас есть профсоюзная организация. Они регулярно предлагают нам разные поездки, билеты на концерты, лечение в санаториях с хорошими скидками. Например, на санаторий нам в последний раз давали 19 000 рублей. Если ты выбираешь лечение подороже, то просто доплачиваешь из своих денег.
Если говорить о балансе между работой и отдыхом, то у меня нет ничего похожего. Да, я работаю по 8 часов без переработок, но я прихожу домой как выжатый лимон. Возможно, это из-за возраста.
После работы я кормлю кота, играю с ним и ложусь спать. Ничего другого не успеваю.
Про предпринимателей и начальника
В молодости я хотела работать на себя. Думала об открытии магазина, но у меня не было финансовых возможностей. Сейчас я уже не хочу риска, меня устраивает всё. В бизнесе большая конкуренция, и у меня нет энергии на это. Своё дело — это очень тяжело.
Предпринимателем может стать авантюрист, у которого есть хватка и чутьё. Это должен быть энергичный человек, умеющий всё просчитывать на шаг вперёд.
К своему начальнику я отношусь нейтрально. Я ему не завидую. У него огромная ответственность, а зарплата не такая и большая. Если я захочу уволиться и открыть своё дело, то ему будет жалко терять такого ценного сотрудника.
«Я ненавижу программировать, но приходится»
Алексей Леслов (имя героя изменено)
О своей работе
Я занимаюсь не только программированием, но и алгоритмами. Я самостоятельно распределяю своё время и получаю только крупные задачи. Чаще сам решаю, как и что мне делать. К тому же я работаю в стартапе, и мне нравится, что нет чётких ТЗ. Всё делается на коленке, и это круто.
Плюсы и минусы работы в найме
Из минусов своей работы я могу назвать потолок в заработной плате. И этот факт точно не мотивирует работать. Ну а ещё я ненавижу программировать, но приходится.
О плюсах — есть 20 дней отпуска. Но я не могу использовать их сразу, так как это стартап и даже на выходных нужно быть на связи. Правда, за такие рабочие дни мне обычно доплачивают.
О work-life balance
Никакого work-life balance в моей жизни нет. Я уже залез в болото программирования, и всё моё общество — это душные программисты. Они постоянно обсуждают работу. Помню, я был на корпоративе, и даже там все в кучках говорили о коде, коде, коде.
Бывает такое, что я хочу всё бросить и пойти работать на себя. IT — это бесконечные возможности. Я бы назвал это Диким Западом, где каждый может разбогатеть. Если я не использую эту возможность сейчас, то буду мучиться сожалениями на смертном одре.
О предпринимателях и начальнике
Думаю, что предпринимателем может стать любой целеустремленный человек. Всё равно придётся построить 10 неудачных бизнесов перед тем, как по-настоящему заработать.
В то же время я уверен, что математически выгоднее получить редкую профессию и построить хорошую карьеру. Это надёжнее и в какой-то мере проще.
Отношение к работе — исполнитель, управленец, творец
Отношение к работе — исполнитель, управленец, творец
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Разные люди – разное отношение к работе
Отношение к работе – один из важнейших критериев нашей оценки человека. Только, часто, мы, это отношение к работе, как и саму работу, почему-то привыкли рассматривать в русле только той работы, которую выполняем за деньги.
Между тем, это, очевидно, вовсе не правильно. Хотя, конечно, разница, и большая, между тем, работаешь ли ты «на дядю» или «на (для) себя», тоже очевидна.
Но, как показывает жизнь, эта разница не существенная: как правило, отношение к работе, что на рабочем месте, что дома, лишь в том, что там «так нужно», а дома: «для себя и над душой никто не стоит».
Хотя, почему не стоит? Стоит, часто, ещё как стоит: если не жена, муж, то обстоятельства – это НУЖНО сделать. Но, не об этих тонкостях работы и таких отношениях к труду, хотелось сейчас поговорить.
А о такой, на мой взгляд, очень существенной для нашей жизни проблеме: Почему люди, исходя из своих особенностей, по-разному относятся к работе – по-разному её выполняют, испытывают к ней разные чувства, и по-разному её понимают?
И, главное, какие свойства у человека ответственны за это, и почему?
Отношение к работе, заложено в самой системе трудовой активности человека
Давайте, посмотрим, какие действия должен выполнить человек, чтобы произвести САМОСТОЯТЕЛЬНО какую-либо работу. Если под работой, мы понимаем такую активность человека, которая даёт какой-то продукт – производительную активность.
Чтобы что-то сделать – сотворить, человек должен произвести, всего лишь, три основных действия:
1. Произвести интеллектуальную часть работы – осмыслить что, как и зачем, он будет делать.
И не важно, что будет продуктом этой мыслительной деятельности: как вынести мусорное ведро или как написать диссертацию.
Нам важно, понять здесь, что человек, на данном этапе своей трудовой деятельности, выступает в роли ТВОРЦА: он, буквально, творит в своей голове то, чего ещё нет в реальности, но что он намерен сделать реальностью, посредством своей работы.
2. Организовать выполнение работы – управлять процессом работы.
Есть идея работы – что и как нужно делать, но это ведь мало – недостаточно для самой работы.
Нужно её организовать – управлять процессом работы: что делать, и в какой последовательности, как организовать саму работу, что понадобится для обеспечения работы, и так далее, и тому подобное.
То есть, на данном этапе выполнения работы, человек относится к работе как управленец – обеспечивает выполнение работы. Это второй важный момент отношения к работе человека, вытекающий из самой сущности труда, как процесса работы.
3. И, наконец, непосредственно само выполнение работы, – когда человек выступает исполнителем – трудится, чтобы получить продукт своей работы.
Отношение к работе: человек — творец, управленец, исполнитель, в одном лице
Иначе говоря, человек, который умеет самостоятельно выполнять какую-либо работу, а это умеет любой дееспособный взрослый человек, имеет три сущностных свойства для её выполнения.
И, соответственно, имеет отношение к работе, как:
1. Творец – человек обладающий способностью самостоятельно осмыслить работу — способностью сотворить её мысленный продукт-результат в своей голове.
Обратите внимание, что не только свою работу, но и других людей. Хотя, для «вынести ведро с мусором», эта способность человека: «Творец», звучит непривычно громко и помпезно, но суть остаётся сутью:
— чтобы быть работником, хоть в чём и хоть где, человеку необходимо иметь соображение – сотворённую в своём сознании картинку: А что будет продуктом моего труда – что должно появиться в результате моего труда?
2. Управленец – человек имеет свойство найти или создать необходимые условия для выполнения работы – управлять трудовой деятельностью.
И, опять же, человек может управлять не только своей работой, а и работой других людей. Вспомните пресловутую тягу людей давать советы работающему человеку.
3. Исполнитель – человек имеет свойство производить своими телодвижениями или своей мыслительной деятельностью – своей головой, работу – получать продукт своей деятельности – исполнять работу.
Обратите внимание, что в этом качестве: «Исполнитель», человек уже не может переложить работу на кого-то.
Тогда как, исполнять её по воле кого-то, и под чьим-то управлением, он не только может, но и, так уж у нас устроена материальная производственно-экономическая жизнь социума, но и обязан, в той или иной степени. Понятно, что эта степень зависит от места человека в социуме.
Отношение к работе зависит от доминирующих рабочих свойств человека
Понятно, что разделение работы на творчество, управление и исполнение, вкупе с разделением труда в социуме, породило явное, но не всеми понимаемое, к сожалению, социальное разделение людей на исполнителей, управленцев и творцов.
Ведь, очевидно, что в социуме все не могут быть только творцами, только управленцами, и, даже, только исполнителями.
Так же, как, люди массово не могут работать каждый сам по себе: Я – сам себе творец, управленец и исполнитель.
Такая работа может быть только у одиночки ремесленника, у одиночки работника, так называемой, «творческой профессии», и у каждого человека, при работе по обслуживанию своего быта, и при своей духовной личной деятельности.
Иначе говоря, природа социума такова, что в нём, часть людей с необходимостью должны быть ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ или творцами, или управленцами, или исполнителями.
То есть, если учесть, что эта необходимость возникла вместе с появлением социума, а предпосылки к этому были ещё в стадности животных, то, есть полные основания предполагать что:
— свойства необходимые для работы, отношение к работе, хотя есть у всех людей, но, уже генетически разные. Кто-то рождается с доминирующим свойством исполнителя, кто-то рождён быть управленцем, а кому-то, «на роду написано» быть творческой личностью, в той или иной области человеческой активности.
Отношение к работе, – какая работа, такое и отношение
К сожалению всех и каждого, в социуме, на протяжении всей его истории, очень редко получалось и получается, что люди, генетически предрасположенные иметь ТАКОЕ отношение к работе, получают эту самую работу.
То есть, природа исправно разделяет людей на исполнителей, управленцев и творцов, а вот социум и сами люди, вопреки врождённому предназначению людей, расставляют их и себя в социуме не по местам.
Мы можем, сплошь и рядом, наблюдать, как исполнители становятся управленцами, управленцы работают творцами или исполнителями, а творцы попали в управленцы или исполнители.
И, обратите внимание, не только потому, что так сложились социальные обстоятельства жизни человека, но и потому, что человек, сам, часто всю свою жизнь, не понимает кто он: исполнитель, творец, или управленец.
Понятно, какой из человека будет работник-исполнитель, если он рвётся, душой и телом, управлять или генерировать идеи – творить.
Или, какой из человека управленец, если он только и может, что выполнять чужие указания – быть исполнителем. Или, какой из человека учёный, если он может только быть исполнителем или управленцем. И так далее, и тому подобное.
Отношение к работе и дела семейные
Более того, без учёта свойств человека относительно способностей к той или иной работе, страдает не только социум и его, человека, жизнь в этом социуме, но, часто, не складывается и его сугубо личная жизнь.
То есть, например, не складываются отношения в семье. Ведь, очевидно, что то, какое отношение к работе будeт иметь муж и жена, и как это будет сочетаться в их семье, зависит очень многое.
Например, если в семье муж и жена — оба исполнители или оба управленцы, или оба хотят только продуцировать идеи – творить, то ожидать, что они смогут быть гармоничной парой, и жить, тихо и мирно, семейной жизнью, не приходится.
Если муж управленец, и жена управленец, то кто, извините, в семье будет «ведра с мусором выносить и борщ готовить»? Домработница? ОК, а как, извините, они будут сексом заниматься, и прочее?
Как наладить отношения мужа и жены, если они оба управленцы – хотят управлять друг другом в отношениях, или оба творцы – хотят жить творческой жизнью?
Или оба исполнители – ждут, что кто-то возьмёт на себя ответственность и начнёт строить семью и отношения в ней?
То есть, понять себя – определить своё отношение к работе, желательно не только при выборе профессии и работы, но и при выборе партнёра по жизни – мужа или жены. Как и желательно понять, а кто они.
Совершенно очевидно, что эти знания о различных свойствах человека в его отношении к работе, нужны и в воспитании своих детей.
Отношение к работе у ребёнка, и его воспитание
Ваш ребёнок плохо учится и плохо ведёт себя в школе? Не спешите, вслед за учителями, записывать его в дурачки и хулиганы.
Возможно, и даже быстрей всего, он, ваш ребёнок, творец или управленец, а не исполнитель.
Ведь, как построена наша школа, кроме элитной, конечно? На исполнении и подчинении. То есть, она подразумевает, что ВСЕ дети — исполнители.
И требует от детей такое отношение к работе – к его учёбе: исполняй – учи уроки, и слушайся родителей и учителей. Чему его «душа и тело», если он не врождённый исполнитель, противятся: не хочу исполнять и подчиняться.
А чего хочешь? А откуда он знает? – это должны знать воспитатели-наставники. Определить, кто, по отношению к работе, к труду, их ребёнок, – святая обязанность родителя и залог его успехов в воспитании.
Например, если вы видите, что ваш ребёнок творец, то посодействуйте тому, чтобы он не учился-мучился как исполнитель, а, просто, ставил перед собой задачу получать хорошие оценки.
И так далее и тому подобное. Например, если он исполнитель, то приучите его, просто, исполнять свою работу – хорошо учиться. А если управленец, то пусть управляет процессом своей учёбы и одноклассниками, а далее, и учителями.
Резюме:
Отношение к работе – важнейший фактор в жизни человека
Выяснить, какие свойства в отношении работы доминируют в его личности – крайне желательно каждому человеку.
Так же, для построения оптимальных отношений с людьми, неплохо и нелишне научиться распознавать, а кто на том конце отношений: исполнитель, управленец или творец.
И, конечно, при нашей жизни, глупо и рискованно судить об отношении к работе у человека, по месту его работы или его должности.
Очень важно, и для себя и для своего ребёнка, понять, а кто он, по его врождённому отношению к работе. Понятно, что противиться врождённым свойствам ребёнка, — бессмысленно. А вот облегчить его и свою жизнь, распознав его отношение к работе, можно и нужно.
Ещё статьи по этой тематике:
На месте не сидится. Как работодатели относятся к россиянам, которые часто меняют работу
По статистике*, до пандемии 40% российских работодателей негативно относились к специалистам, которые меняют работу чаще, чем раз в год. Но за последние пару лет таких соискателей на рынке труда появляется всё больше. Их называют джобхопперами (от англ. job hopping) или джобджамперами (от англ. job jumpers). Руководители компаний и карьерные консультанты рассказали «Секрету фирмы» об этом явлении, а также поделились своим мнением, насколько лояльны компании к частым сменам места работы кандидатами.
*Согласно опросу Superjob в 2019 году.
Кого считать джобхопперами
Феномен job hopping появился на рынке труда относительно недавно и чаще всего встречается среди представителей поколения Z и миллениалов. Во многом появление джобхопперов связано с ростом популярности удалённой и проектной занятости в онлайн-пространстве.
Парадигма «одна профессия на всю жизнь» больше не актуальна. Сейчас сотрудникам крайне важно чувство свободы, возможность самовыражения и самореализации. Поиск своего места в мире и сподвигает людей становиться джобхопперами.
Период, как часто должен менять работу человек, чтобы считаться джобхоппером, довольно расплывчат.
Я слышала много определений для job jumpers — джамперы, хопперы, прыгуны и даже летуны. Обычно все они применялись к людям, которые меняют место работы как минимум два раза в год.
Одна из главных причин частой смены работы — отсутствие страха перед увольнением. 17% россиян получают дополнительный заработок. Такие люди проще относятся к смене работы, так как у них уже есть альтернативный источник дохода.
Сейчас сотрудник может одновременно находиться в штате компании, работать над собственными проектами как фрилансер, быть самозанятым и открывать свой бизнес. Если человек не получает желаемый результат или комфортные условия на работе, он найдёт их в другом месте. Поколение Z не готово тратить годы на обещания и далёкие перспективы.
Международные тренды
Весной-летом 2021 года американцы стали увольняться активнее, чем когда-либо с начала XXI века. Исследования Prudential Financials показали, что каждый четвёртый житель США планирует менять место работы в ближайшем будущем.
При этом в некоторых странах сохраняется консервативный подход к рынку труда, где частая смена работы не приветствуется.
Во многих странах к феномену job hopping относятся довольно позитивно, так как это создаёт хорошие условия для получения разносторонних профессиональных навыков. Но в Западной Европе люди часто привязаны к своему месту работы. К примеру, в Италии, Франции и Германии в среднем сотрудники работают более 10 лет в одной компании. В Японии также не принято часто менять работу.
Однако и в этих странах в некоторых сферах джобхоппинг стал нормой.
В Европе давно распространён тренд на временное сотрудничество с кандидатами. Их берут на проектную работу в формате аутсорсинга с прописанными конкретными KPI. В маркетинге и консалтинге кандидаты со свежими знаниями, инновационными идеями и опытом работы в разных бизнес-моделях ценятся значительно больше, чем люди с 10–15-летним стажем на одной должности или в рамках одной компании. В России же мы только начинаем подхватывать этот тренд.
Какие профессии популярны среди джобхопперов
В России средний стаж составляет 8 лет. Тенденция job hopping в основном распространена в больших городах. Она вызвана тем, что на рынке вакансий предложений о работе намного больше, чем соискателей, и у кандидатов есть большой выбор. Job jumpers встречаются в каждой отрасли. Но в некоторых профессиях частая смена работы приветствуется, а в других, наоборот, считается явным минусом кандидата на должность.
Job hopping распространён в онлайн-бизнесе, где в большинстве работают динамичные люди, нацеленные на быстрый результат. В таких сферах, как строительство и производство, ситуация противоположна. Там сотрудники остаются более традиционными, и они менее подвержены динамике.
В линейных вакансиях, ретейле, сфере обслуживания традиционно большая текучка кадров. Но эйчары воспринимают таких кандидатов как нестабильных. Лояльнее к джобхопперам относятся в прогрессивных компаниях, занятых в сфере высоких технологий. Для них джобхоппер — человек с разнообразным опытом, легко обучаемый и подвижный. А эти качества работодатели научились ценить.
Job hopping регулярно встречается в IT, PR, копирайтинге и дизайне. Эксперты в этих отраслях часто нанимаются на проектную работу.
Как работодатели относятся к джобхопперам
Шансы на трудоустройство будут выше, если кандидат аргументирует перемену мест.
Во время интервью начальнику важно узнать причины частой смены деятельности. Когда человеком движет желание развиваться, обучаться и получить разносторонний опыт — это одно. А если он живёт в бесконечной гонке за высокими гонорарами — это абсолютно другое.
Но даже хорошая аргументация карьерного пути не даёт гарантии, что вас возьмут на работу. Всё зависит от политики компании и её планов на сотрудника.
Если компания собирается вкладываться в сотрудника на 5–6 лет вперёд, отношение к «прыгунам» будет негативное, потому что это не вписывается в корпоративную культуру роста и продвижения сотрудников.
Частую смену работы не приветствуют и на руководящих должностях. Считается, что в управлении нужно проработать как минимум три года. В первый год происходит адаптация к бизнес-процессам. На втором — внедрение собственных стратегий. И только к концу третьего года виден результат работы.
Многие работодатели считают, что ценность кандидата тем выше, чем больше индустрий, корпоративных культур, локаций он поменял, так как это говорит о богатом опыте. И в той компании, которая ему понравится, он задержится надолго и принесёт ценность в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, в большинстве случаев это опасное заблуждение. Такой кандидат заботится больше о своей карьере, нежели о том, какую пользу он принесёт текущему работодателю. Практика показывает, что такие сотрудники гонятся за более высоким материальным вознаграждением и ориентируются на достижение краткосрочных результатов, которые легко «продать следующему работодателю». И их не интересуют долгосрочные цели компании.
Что говорить джобхопперам на собеседованиях
Эксперты, опрошенные «Секретом», дали несколько рекомендаций, которые помогут получить должность, если у вас за плечами длинный карьерный путь:
На собеседовании нужно суметь грамотно объяснить частую смену работы. Если вы совершаете это из желания накопить профессиональный багаж, достигнуть быстрого профессионального роста — это очень хорошо. Значит, и на новом месте вы будете стремиться к развитию. Не забудьте об этом сказать на интервью.
Будьте предельно честными на собеседовании. Вот примеры логичных формулировок смены деятельности: ● «Я изначально выходил на проект и знал, что через год контракт закончится». ● «Я недооценил ситуацию и приходил в эту компанию с другими ожиданиями, не почитал отзывы о ней». ● «Мне поступило предложение, о котором я давно мечтал, и поэтому я ушёл». ● Покажите осознанность своего выбора, а не подход «плыву по течению».
Сделайте резюме не в хронологическом формате, а в функциональном. Сначала опишите навыки, умения и достижения, а уже после перечислите компании, в которых вам удалось получить данный опыт. Таким образом скачки будут менее заметны, а внимание потенциального работодателя сфокусируется на ваших уникальных знаниях и компетенциях.
Я всегда советую кандидатам с «рваным» резюме обозначать конкретные оцифрованные результаты на каждом месте работы. Это поможет не затеряться среди тысяч кандидатов при отборе HR-специалистами.
Попросите рекомендации с мест. Это может быть характеристика на фирменном бланке компании или телефон бывшего работодателя, с которым сможет связаться ваш потенциальный руководитель.
Аргументируйте свою мотивацию не от (были плохие условия или что-то не понравилось), а к (поиск возможностей для раскрытия своего потенциала).
Помните, что рынок труда в настоящий момент на стороне кандидата. Чётко сформулируйте свои карьерные цели, и тогда вы увеличите шансы на то, что попадёте в компанию, которая раскроет ваш потенциал и предоставит лучшие условия работы.
Job hopping только набирает обороты в России. Но с массовым переходом в онлайн спрос на экспертов, которые могут быстро и качественно выполнить краткосрочные проекты, постоянно растёт. И вместе с ним меняется отношение к сотрудникам, которые часто меняют место работы.